Первобытный рай. 2.4.2. Изгнание человека из первобытного Рая (о начале земледелия)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Распределение и первобытный коммунистический рай. Первобытный рай


2.4.2. Изгнание человека из первобытного Рая (о начале земледелия)

2.4.2. Изгнание человека из первобытного Рая (о начале земледелия)

Кристофер Райан и Касильда Жит? высмеивают Томаса Гоббса, считавшего, что жизнь доисторического человека была «одинокой, нищей, беспросветной, тупой и короткой».[53] Для философа XVII в., верящего в прогресс, подобная оценка простительна, тем более, что Гоббс отчасти прав (жизнь доисторического человека была короткой). Авторы «Секса на заре» при внешней насмешливости отнеслись к высказыванию Гоббса серьезно и постарались опровергнуть. Они приводят историю провала эксперимента Роберта Фиц-Роя, капитана парусника «Бигль», на котором Дарвин совершил кругосветное путешествие. У Фиц-Роя была идея цивилизовать индейцев Огненной Земли, считавшихся самыми жалкими дикарями. Он привез четырех огнеземельцев в Англию (один вскоре умер от оспы), где их обучали языку, христианству и навыкам земледелия. Затем индейцев вернули домой (всего они провели с белыми три года). Им построили жилища, снабдили орудиями, засеяли поля и оставили в надежде, что они послужат примером для сородичей.

Через год, когда «Бигль» вернулся, поля и жилища оказались заброшенными. Проводники цивилизации вернулись к жизни предков. Англичанам удалось найти одного из них по имени Джемми. Он похудел, зарос волосами и был почти голый. Его пригласили на борт, одели и угостили обедом. Джемму сообщил, что здоров, как никогда раньше – «ни дня не болел», «доволен и счастлив» и не желает менять образ жизни. У него «много фруктов», «много рыб» и «много птиц».[54] Райан и Жит? опустили одну (возможно, главную) причину довольства Джемми – его молодую и очень миловидную жену, отмеченную в записках Фиц-Роя и Дарвина. Другой пример из «Секса на заре» – аборигены Австралии, описанные ранними мореплавателями как люди голодные и жалкие, но притом «толстые и ленивые». О голоде европейцы судили по рациону – аборигены ели насекомых, гусениц и сумчатых крыс. Путешественники не сомневались, что подобные гадости можно есть лишь умирая с голоду. На самом деле, аборигены употребляли сбалансированную и полноценную по составу пищу.

По всей вероятности, первобытные собиратели и охотники питались совсем неплохо, что не исключало голодовок, случавшихся при изменениях климата и стихийных бедствиях. Отягощающим фактором, по крайней мере, в тропической зоне было неумение заготавливать впрок пищу, в частности, мясо. Несравненно более важное значение имело относительное перенаселение. Плотность населения охотников и собирателей верхнего палеолита и мезолита оценивается в 1–5 человек на 100 км2 в зависимости от природных условий, причем нижние оценки ближе к истиным.[55] В особо благоприятных условиях плотность населения могла быть выше, однако редко превышала 10–12 человек на 100 км2.[56] Невозможность прокормить возросшее население на той же территории приводила к уменьшению размера популяции либо за счет падения ее численности (инфантицид,[57] голод, эпидемии), либо путем отпочкования дочерних популяций и их ухода в поисках незанятых территорий. Именно так происходили ранние миграции человека.

К концу верхнего палеолита[58] люди заселили б?льшую часть суши Земли. Дальнейшие миграции означали столкновения с местными жителями, т. е. войны. Мигрировали и с войнами, но войны были слишком затратным способом избавления от перенаселения. Нехватку пищи усугубляло истребление человеком крупных травоядных. Пришлось расширять приемы охотничье-собирательского хозяйства – были изобретены лук и стрелы, приручена собака, освоены охота на мелкую дичь, рыболовство и сбор дикорастущих злаков. Этот период известен как среднекаменный век – мезолит. Он начался на Ближнем Востоке (17 тыс. лет назад). В других регионах мезолит наступил на несколько тыс. лет позже, а у некоторых народов (пигмеи, бушмены, аборигены Австралии, некоторые племена Амазонии) сохранился до наших дней. Все же на основной территории Старого Света (отчасти и Америки) мезолит сменился новокаменным веком – неолитом.

Переход к неолиту начался около 12 тыс. лет назад (Х тыс. до н. э.) в зоне «Плодородного полумесяца», протянувшейся от Палестины через Сирию и ЮжнуюТурцию в Ирак. Здесь были плодородные почвы, много солнца и достаточно для роста растений, жаркий, но здоровый климат. Первобытные охотники, издревле здесь обитавшие, к Х тыс. до н. э. изрядно истощили природные ресурсы. Толчком к «неолитической революции», видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Тогда на севере Европы начал таять ледник, а в горах Курдистана выгорали травы. Воды и корма для животных стало мало. Часть их ушла на север, многие погибли. Людям пришлось научиться возделывать злаковые (ячмень, пшеницу) и бобовые (нут, горох) и выращивать скот (с IX тыс. до н. э.). С Ближнего Востока неолит пришел в Европу (V–IV тыс. до н. э.). В Китае неолит начался в V–IV тыс. до н. э.; здесь главным злаком был рис. Независимые зоны земледелия появились в Новой Гвинее, Эфиопии, Западной Африке, Америке.

До второй половины ХХ в. господствовало мнение о неолите как о великом прогрессивном шаге человечества. Однако данные палеопатологии свидетельствуют, что за переход от присваивающей к производящей экономике человек заплатил цену. Изучение ископаемых костных останков в Восточном Средиземноморье, показало резкое уменьшение роста при переходе к земледелию. Если в позднем палеолите (30 – 9 тыс. до н. э.) средняя длина тела была 177 см у мужчин и 166.5 см у женщин, то в мезолите (9–7 тыс. до н. э.) она составляла 172,5 и 160 см. В раннем неолите (7–5 тыс. до н. э.) длина тела снизилась до 170 см и 155,5 см, а в позднем неолите (5–3 тыс. до н. э.) упала до 161 и 154 см. В бронзовом веке началось медленное увеличение роста, но даже в эллинистический период (300 до н. э. – 120 н. э.), когда длина тела достигла наибольших для античного мира значений, она составляла 172 см у мужчин и 156,5 см у женщин, т. е. была значительно меньше, чем в верхнем палеолите.[59] Лишь к концу ХХ в. рост жителей Восточного Средиземноморья приблизился, но не достиг роста охотников палеолита.

Снижение роста при переходе к земледелию связывают с изменением диеты. Если доля животной и растительной пищи первобытных охотников оценивают в отношении 1:1, то земледельцы неолита ели преимущественно растительную пищу, а животного белка получали 10–20 % от диеты охотников палеолита.[60] Задержка роста, в частности, связана с действием фитиновой кислоты. Фитиновая кислота связывает нужный для построения костей скелета кальций (а также железо и цинк). На долю фитинового фосфора приходится большая часть общего фосфора, содержащегося в семенах злаковых, бобовых и масличных культур. Если человек ест только хлеб и каши, он недополучает кальций, и его рост задерживается. К задержке роста также приводит недостаток витамина D, необходимого для нормального развития костей. Витамина D много в жире северных рыб, в печени, в грибах, но нет в растениях. Для построения мышц тела нужны незаменимые аминокислоты, содержащиеся в белках мяса и рыбы. Из растительных продуктов только в бобовых и орехах есть весь набор незаменимых аминокислот. Растительные продукты бедны полиненасыщенными жирными кислотами омега-3, необходимыми для роста детей и носрмального функционирования мозга. Исключение составляют льняное семя, грецкие орехи, бобовые и зеленые листья овощей.

Смена диеты сказалась на качестве зубов. В мезолите люди ели грубую пищу, зубы частично снашивались, но были здоровые. В неолите в зубах появляются полости; причину видят в употребление сладких фруктов. Сменился и характер болезней. В верхнем палеолите люди страдали главным образом от травм (и, вероятно, детских инфекций). В мезолите и, особенно, в неолите и в бронзовом веке, распространяются инфекционные заболевания. Резкое потепление и увлажнение климата вызвало появление обширных болот, где гнездились малярийные комары. В Средиземноморье найдены костные останки детей эры неолита с признаками талассемии.[61] В скелетах взрослых обнаружены признаки остеопороза, что связано с дефицитом железа вследствие неполноценного питания и зараженности паразитами. Сложнее определить по костным останкам болезни и гибель людей от инфекций, полученных от животных, хотя их одомашнивание сопровождалось эпидемиями, пока у людей не выработался иммунитет. Линии гиперплазии зубной эмали свидетельствуют о массовости эпидемий.

Палеоантропологические данные заставили многих ученых пересмотреть представления о преимуществах перехода человека к земледелию. Они сожалели, что привольная жизнь свободных людей, хорошо питавшихся и имевших время для досуга и занятий искусством (не забудьте замечательную наскальную живопись) сменилась земледельческим рабством, где изнуренные, плохо питавшиеся крестьяне с утра до ночи трудились на полях с тем, чтобы отдать часть продуктов труда племенным вождям и жрецам, захватившим власть. Хуже того, земледельцы теснили и истребляли охотников. В 1987 г. ученый и популяризатор Джаред Даймонд опубликовал статью «Худшая ошибка в истории человечества», где красочно повествует о трагедии, произошедшей в неолите:

«Плотность населения охотников-собирателей медленно повышалась, начиная с конца ледникового периода, и группам пришлось выбирать между обеспечением пищей большего количества ртов, делая первые шаги к агрокультуре, и нахождению способа снижения роста населения. Некоторые не смогли осознать недостатки земледелия и выбрали первый вариант, совратившись кратковременным обилием пищи, которому они радовались до тех пор, пока рост населения не сравнялся с объемом пищевых ресурсов. Такие группы размножались до определенного момента, а потом переходили на другие территории или же убивали тех, кто продолжал оставаться охотниками-собирателями, так как сотне полуголодных земледельцев не составляло труда победить одного здорового охотника. Дело не в том, что охотники-собиратели изменили своему образу жизни, а в том, что те, кто был достаточно благоразумен, чтобы продолжать заниматься охотой и собирательством, были оттеснены со всех территорий кроме тех, которые земледельцам были просто неинтересны».[62]

Райан и Жит? – авторы «Секса на заре», разделяют точку зрения Даймонда о «худшей ошибке в истории человечества». Главное внимание они обращают на смену сексуальных отношений. Если в эгалитарном обществе охотников-собирателей делили все нужное для жизни – от пищи до доступа к сексу, то в социально неравном обществе земледельцев женщины были поставлены в зависимое положение от мужчин и вместо радостей свободной любви – дарения своего тела, они вынуждены были им торговать, связывая себя узами неравноправного брака, либо продавая тело напрямую – путем проституции. От моногамного брака (о полигамии авторы умалчивают) проиграли и мужчины: ведь эволюционно они были созданы для промискуитета – смене партнеров по сексу, и страдали от монотонности супружеской жизни.

Восхищение обликом и образом жизни первобытных охотников привело к появлению палеодиеты или диеты палеолита, созданной для превращения разжиревших американцев в кроманьонцев. Палеодиета подразумевает имитацию питания первобытных охотников. Существует много ее разновидностей, но общим является питание мясом и овощами и избегание углеводов в виде хлеба, мучных изделий и каш. Хотя приверженцы палеодиеты довольны своими достижениями (они худеют), у врачей существуют серьезные возражения. У последователей палеодиеты наблюдается ухудшение кровотока и снижение эластичности кровеносных сосудов, что увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.[63] Критики палеодиеты отмечают, что ухудшение кровотока отнюдь не способствует эрекции, т. е. радостям секса. К тому же люди палеолита отнюдь не отличались долголетием.

Раскопки могильников мезолита, неолита и бронзового века в СССР, Центральной Европе и на Балканах выявили огромную детскую смертность (иногда детских останков было вдвое больше, чем взрослых скелетов). Не было найдено эпохальных различий в продолжительности жизни взрослых людей. При разбросе средних значений от 27 до 50 лет жили они в среднем около 35 лет. По этому поводу В.П. Алексеев писал: «…стабильная низкая продолжительность жизни продолжает сохраняться и при переходе к земледелию… Таким образом, вопрос… о существовании направленных различий в продолжительности в общинах охотников и собирателей, с одной стороны, земледельцев, – с другой, – получает негативный ответ».[64] К сходным выводам на основании анализа захоронений в Восточном Средиземноморье и на Балканах пришел Лоуренс Анджел.[65]

Итак, переход к земледелию привел к смене диеты и уменьшению роста людей, но не повлиял на продолжительность жизни. Остается неясным, связано ли уменьшение роста с подавлением нормального развития? Общепринято, что чем больше, тем лучше. Рослые мужчины нравятся девушкам, им легче сделать карьеру; в развитых странах люди выше, чем в развивающихся странах. Вместе с тем, Томас Самарас выдвинул гипотезу, что низкорослые люди имеют лучшее здоровье и дольше живут, чем люди высокого роста. Автор собрал данные, свидетельствующие, что у людей малого роста реже встречаются сердечно-сосудистые заболевания и рак. Среди американцев старше 100 лет большинство ниже среднего роста. Греки, китайцы Гонконга, японцы ниже северных европейцев и американцев, но живут дольше; жители Окинавы – мировые долгожители и самые маленькие среди японцев.[66] Гипотезу Самараса подвергли критике. Было указано, что Самарас приводит только те данные, которые согласуются с его гипотезой. На самом деле, высокие люди реже болеют сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями, хотя у них чаще встречается рак.[67] Кроме того, американцы-долгожители – люди среднего, а не малого роста.[68] От себя замечу некорректность сравнений Самараса, просмотревшего важность раздельного анализа роли наследственности и среды в продолжительности жизни и роста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Бразилия – первобытный рай

Loading ... Loading ...

Страной  неизведанной красоты — совершенно не зря называют именно Бразилию. Эта страна является символом первобытного рая среди стран Южной Америки. Природные богатства,  прекрасные девственные тропические леса, острова с райскими пляжами, колоритная архитектура колониального стиля — всё это восхищает приезжих и заряжает жизнерадостной энергией, которую путешественники хранят еще долгое время после посещения этих мест, а также делятся ей со всеми близкими.

статуя Христа Спасителя 4_2

Приезжая в Бразилию для того чтобы отдохнуть, большинство туристов стараются посетить достопримечательности, которые располагаются в этой стране. И совершенно не зря, потому что каждый парк, каждый памятник архитектуры знакомит с культурой и помогает лучше узнать Бразилию. Расширить кругозор и посетить множество таинственных и интересных мест, предоставляется каждому путешественнику. Самой известной достопримечательностью страны считается большая статуя Христа Спасителя, имеющая высоту 30 метров. Статуя возвышается на горе Корковадо, на высоте 700 метров. Складывается ощущение, будто статуя парит в небе над Рио-де-Жанейро.

Бразилия джунгли

2

Носуха

11

10

Архитектурные памятники, оставшиеся со времен колониальных лет, расположены практически по всей территории страны. Ценителям искусства и истории предлагаются для посещения множество музеев.

Давно Бразилия зарекомендовала себя как страна-курорт. Пляжный отдых очень популярен в этой стране. Удивительно мягкий климат, ласковое теплое море, песочные пляжи и пальмы – что еще нужно для романтического уикенда или для замечательного отдыха с семьей?

leblon

Бразилия пляж

Популярными курортами считаются: Ангра душ Рейш, который располагается в  150 километрах от Рио-де-Жанейро. Ангра душ Рейш отлично подходит для отдыха всей семьей. Элитный курорт Бузиос располагается на расстоянии 185 километров от столицы страны. Климат похож на средиземноморский. Сюда съезжаются отдыхающие круглый год, потому что здесь всегда лето и не бывает зимы.

Бразилия – первобытный рай

Ангра душ Рейш

Ангра душ Рейш

Восьмое чудо света –  это водопады в каньоне Игуасу, которые лучше всего видны с берегов Бразилии. Над водопадами практически всегда можно наблюдать огромную яркую радугу. Страна футбола, непроходимых джунглей, ярких карнавалов, страна самбы и разнообразных красот – это Бразилия.

водопады в каньоне Игуасу

водопад Игуасу

Чудесный уголок Земли  с роскошными пляжами, гигантскими водопадами и дикими лесами привлекает круглый год туристов со всех уголков мира.

Похожие новости:

inorbis.ru

Рай на земле разрушил первобытный дротик :: Жизнь

Изобретение оружия первобытным человеком привело к дисбалансу сил существовавших племен, а впоследствии вызвало крупномасштабные миграции людей из Африки в Евразию

Изобретением дротика первобытный человек обрек себя на нескончаемые войны – так полагают американские ученые-антропологи. Группа исследователей каменного века сделала открытие, проливающее свет на первопричину всех мировых конфликтов. По мнению антропологов, каменный дротик, изобретенный первобытным homo habilis (человеком умелым) на стадии родоплеменных отношений, привел к многочисленным стычкам различных племен и групп предков современного homo sapiens, и, опосредованно, к масштабным миграциям.

В ранние периоды истории люди жили по принципам, сходным с присущими животному миру. Как и прочие хищники, люди создавали замкнутые сообщества (вряд ли название "племена" применимо к этому способу организации человеческих особей), от размера которых зависело, сможет ли та или иная группа удержать свою территорию. Закон выживания прост: чем больше сообщество, тем выше его шансы сохранить за собой клочок земли - постоянный источник пищи. Подобно хищным зверям, человеческие племена (нет, право же, пусть это будут "племена"), нападали друг на друга, стараясь вытесенить соперника с благодатных земель.

Конкуренция легко поддавалась описанию с помощью такой схемы: численность одного из племен возрастала, и особи начинали ощущать недостаток пищи. Вообразите себе, дело принимает критический оборот: в округе не осталось ничего съедобного. И тогда племя предпринимает попытку захватить соседние участки земли. Разумеется, при этом оно встречает отпор: территориальные претензии терпящих бедствие самым наглым образом отвергаются. Выход только один – драка.

В животных сообществах, поясняют американские ученые, перевес вполне естественно оказывается на стороне более многочисленной группы: малая группа вынуждена сдаться, умереть с голоду, исчезнуть. Так обстояли дела и в популяциях первобытного человека до тех пор, пока не появилось оружие. Появление дротика, объясняют исследователи, привело к тому, что нарушился "баланс угрозы". Смысл этого антропологического термина в том, что исход большинства стычек между племенами предсказуем. Однако теперь, с открытием новой методики нападения, никто не мог знать наверняка, как будут развиваться события при очередной стычке. Численность обезьяньего войска больше ничего не значила: побеждал тот, кто умел лучше маскироваться, дальше метать дроты – иными словами, выиграть войну можно было теперь, только превзойдя противника в изощренности атаки. Лишь один аспект борьбы за существование, пожалуй, остался прежним – спасался тот, кто быстрее бегал.

Ожесточенная конкуренция за право жить в благодатных условиях в итоге явилась причиной массовой миграции первобытного человека на Евразийский континент. Напомним, что первые стоянки были обнаружены в Африке, поэтому именно "желтый континент" принято считать колыбелью первобытной истории. К тому времени люди уже достаточно организованно охотились небольшими группами (крупные племена стали нестабильны, поскольку в них могла разгореться "междоусобица"). На просторах Европы и Азии первобытный человек осел и начал создавать организованное общество. Разумеется, следствием этого стал неминуемый прогресс "военного дела". Это вызвало серьезные конфликты между сильными племенами, которые переросли в новые войны. Таким образом, констатируют американские антропологи, во всех бедах и несчастьях человека разумного виноват каменный дротик человека умелого.

utro.ru

Первобытный рай в центре Европы

В эпоху, когда балом правят Интернет и другие высокие технологии, еще остаются места, где люди живут по законам первобытной природы и не испытывают неудобств от отсутствия мобильного телефона или даже телевизора.

Редакция «На рубежах» посетила уникальную во всех смыслах деревню Кудричи, расположенную в самом сердце белорусского Полесья. Чтобы увидеть дикие многовековые болота и колоритных местных жителей, не нужно покупать билеты в Южную Америку в далекую Амазонку или африканскую Намибию. Пинский район Брестской области Беларуси – это не только фактический центр Европы, но и настоящая историческая и экологическая жемчужина, способная приносить в казну страны немалые доходы. Правда, по каким-то непонятным для трезвого ума причинам этого до сих пор не происходит.

…Мы встречаем эколога Алексея Дубровского  у подъезда его дома в Пинске. Он садится в нашу видавшую виды «Ауди», и мы уносимся в древнее полесское бездорожье – визитную карточку этого района. На дворе 21 век, а многие деревни вдоль рек Ясельда и Припять до сих пор имеют доступ к внешнему миру только благодаря лодкам, да и то в период весеннего разлива рек.

— Когда мы увидели, как восьмидесятилетняя старушка из Варшавы, всю жизнь проработавшая корреспондентом в Нью-Йорке, в буквальном смысле носится по заросшим улочкам Кудричей и с восторгом делает по десять кадров одних только местных кур, то в который раз убедились: наше Полесье — край уникальный и способный поразить даже самых искушенных путешественников, — рассказывает Алексей, сидя на месте штурмана и с любовью вглядываясь в окрестности.

А вокруг действительно сказка. Несмотря на то, что на дворе осень, вокруг режущая глаз нереально сочная зелень. Алексей Дубровский — один из знатоков Полесья, собственно и открывший Кудричи, самую колоритную полесскую  деревню, которой не было на карте вплоть до 90-х годов прошлого столетия! Он признался, что и сам долгое время не был уверен, что обнаружил заброшенную деревню, о которой никто не подозревал, хотя от Пинска ее отделяют всего двадцать пять километров.

— В 1980 году я вместе с группой мелиораторов отправился осматривать новые болотистые земли, предназначенные для осушения. Пробираясь сквозь прибрежные заросли реки Ясельды, мы увидели невдалеке поселение, которое не было отмечено на карте. Тогда мне не удалось добраться до загадочной деревушки, но я о ней никогда не забывал. И только через десять лет, арендовав теплоход, я вместе со своими друзьями все-таки добрался до этого поселения и увидел, что это настоящая островная деревня, жители которой никогда не выбирались в города, и только некоторые из них на плотах добирались до Пинска. Но сделать это можно было  только во время разлива рек, так как дорогу на столицу Полесья проложили совсем недавно — в середине 90-ых годов… Это все могло закончиться очень плохо — узнав о сосуществовании деревни на болотах, власти решили провести мелиорацию. Пришлось попотеть, чтобы сохранить все в аутентичном виде… Но главное — результат!

Поплутав по бездорожью и от души намучив нашу старушку «Ауди», мы-таки добрались до Кудрич. Вокруг стояла оглушительная тишина, а сознание от чистоты кислорода унеслось в иное измерение. Жителей не было ни видно и не слышно. Дубровский повел нас по центральной улице в сторону «центра». Крытые камышом крыши с сенями и «каморами», хлевы, на которых развешен различный инвентарь, сделанный руками жителей деревни, гнезда аистов практически на крыше каждого дома, колодезные журавли — первое, что бросается в глаза, когда входишь в деревню – было ощущение что мы попали в сказку! Благодаря своей отрезанности от внешнего мира Кудричи сохранили много архаичных черт. Главная улица проходит по относительно сухой местности, где выстроились полтора десятка домов. Весной, во время разлива, пройти можно только в высоких сапогах, а иногда приходится использовать и лодку, чтобы добраться только до одного сарая, не говоря уже о соседнем доме. Можно сказать, что Кудричи для приезжих — так называемый «жилой музей». Все постройки похожи на экспонаты музея, но на самом деле каждый дом, каждый колодец или телега — подлинные, такие же, как и сотни лет назад.

По пути встречаем местного жителя. Дедушка лет 70-ти радостно приветствует Алексея. Пока мы устанавливаем камеру, он даже толком не обращает на нас внимания — привык к приезжим. Ничего удивительного — Кудричи — единственная островная деревня на всей территории современного Полесья. Круглый год сюда наведываются иностранные туристы, а во время весеннего разлива, по словам Дубровского, они чуть ли не вплавь готовы добираться до Кудричей, чтобы увидеть то, о чем сегодня можно прочитать только в книгах. Дубровский прощается со старым знакомым, и мы заходим в гости к одной из старожилов. Интересно то, что в отличие от людей, домашние животные сразу же обращают внимание на чужаков и ведут себя необычно. Они подходят, рассматривают и как будто рады общению. Гуси, коты, даже лошадь обступают нас кругом. Хозяйка подворья приветливо здоровается, однако общаться не спешит. Мы тем временем погружаемся в мир, о котором читали когда-то в учебниках по истории. Хата с сенями и каморой, хлев для лошадей, коров, овец и свиней, «клуня», где хранят необмолоченное зерно, сено и солому; здесь же ток («тык» — так его называют местные жители) для обмолота снопов. В тех местах, где грунтовые воды находятся близко к поверхности земли, обязательной постройкой является «стопка» (ее еще называют сцепкой или высцепкой) — помещение для хранения картофеля, овощей, фруктов и заготовок на зиму. Весь этот экзотический пейзаж дополняют стога сена, живописно раскинувшиеся около дворов, и сложенные колодцем дрова.

— Природа лишила местных полешуков хороших земель, однако богато одарила рекой, полной различной рыбы. Об изобилии рыбы в полесских реках ходят легенды еще со времен средневековых путешественников, которым довелось видеть, как блестела вода от рыбных косяков, — рассказывает наш экскурсовод. — 50-килограммовые сомы-усачи — далеко не предел для местных рыбаков. Особой популярностью здесь пользуются вьюны, которые в прошлом были полесским деликатесом, основным товаром, денежной единицей и даже использовались в качестве светильников в хатах. Однако рыболовство — не основное занятие кудревчан. Борти-колоды из цельных сосновых стволов в каждом дворе говорят о том, что местные жители активно занимаются пчеловодством, а огромная колода во дворе старосты насчитывает более двухсот лет!

Кудричи находятся на территории природного резервата «Средняя Припять», и стоит выйти за пределы деревни, как попадаешь в настоящий птичий рай. Здесь совершенно спокойно можно встретить не только белых аистов, но и серую цаплю и даже редкого черного аиста с болотной совой. Немецкие орнитологи специально приезжают в Кудричи, чтобы понаблюдать за редкими птицами, и пинским экскурсоводам зачастую приходится корректировать программу, так как иностранные гости совершенно забывают про время, которое в своем большинстве у них уходит не столько на само научное наблюдение, сколько на эмоции восхищения от первобытной полесской природы. Кстати, организация экскурсий для иностранцев в былые времена была настоящей головной болью для Алексея Дубровского. Телефонные звонки прослушивались, а перед самим приездом желающих увидеть деревню около дома экскурсовода уже прогуливался участковый… Понятное дело — за связь с иностранными гражданами можно было и срок получить или еще что похуже, однако для Дубровского риск был делом благородным, и не зря.

Попасть в теперь уже знаменитые Кудричи можно двумя путями: по реке Ясельде и по гравийной дороге, которая ответвляется от шоссе Пинск — Городище. Ясельда — одна из красивейших рек Полесья, ее название на языке древних индоевропейцев звучит как «река богов».  Посещение экзотических Кудричей представляет собой одну из ветвей комбинированного маршрута, первая часть которого идет водным путем от речного вокзала в Пинске вниз по Пине и Припяти. Но об этом позже, а сейчас над Кудричами заходит солнце, и природа погружается в состояние первобытного релакса, из которого, возможно, и начинался наш мир…

 Текст и фото: Марина Павлова ©

 

По секрету всему свету

narubezhah.ru

Распределение и первобытный коммунистический рай

Тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, порождая иллюзию полной вседозволенности, настолько удовлетворяло корыстным интересам господствовавшей партийной номенклатуры, что не могло быть и речи об использовании какой-либо другой, более приемлемой формы экономической организации советского общества. Огромная толпа титулованных идеологов от экономических, исторических и других общественных наук настойчиво выискивала всевозможные сомнительные преимущества общественно-экономических отношений нового типа, а затем усердно обосновывала их с помощью наукообразной словесной эквилибристики. Многочисленные несообразности сложившегося образа хозяйствования, являвшиеся следствием врожденных системных ошибок, представлялись партийным руководством страны в виде незначительных досадных недоразумений или объяснялись трудностями первопроходцев.

Тотальное централизованное распределение используется только для выживания отдельной независимой человеческой общности в наиболее неблагоприятных для общественного производства условиях (войны, природные катастрофы и катаклизмы) в виде весьма жесткого нормирования потребления. Именное такое распределение Ленин назвал экономической политикой военного коммунизма, которая по своей эффективности соответствует натуральному хозяйствованию и никак не может обеспечить коммунистическое изобилие материальных благ. Очевидная несостоятельность советской системы хозяйствования вызывает глубокие сомнения в практической целесообразности использования этого изобретения. Что касается его новизны, то уже сами создатели псевдонаучной теории научного коммунизма, оглянувшись на досуге назад, обнаружили в необозримом историческом прошлом светлое будущее всего человечества в виде светоча коммунизма первобытного.

Чтобы выяснить степень светлости нашего далекого прошлого, обратимся к так называемому неписаному периоду в истории человечества, характеризовавшемуся полным отсутствием отношений товарообмена. Именно к этому периоду обратился в свое время американский историк и этнолог Генри Льюис Морган, не имевший никакого отношения к созданию теории научного коммунизма. В результате своего исследования образа жизни североамериканских индейцев он пришел к убеждению, что «В древности существовали и ныне существуют общества, где нет классов и государства, а общественные и экономические отношения в целом носят уравнительный характер. В таких обществах царит коллективное право на основные ресурсы и нет места для авторитарного управления. На этом основании Морган дал детальное этнографическое обоснование подобного представления о первобытном коммунизме в работе "Древнее общество"». Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М.. 2001. Эта работа пришлась весьма кстати самому Марксу, который ее основательно изучил. Вот так, с легкой подачи Генри Моргана первобытный коммунизм превратился в неотъемлемую составную часть коммунистического учения.

В качестве наглядного примера повсеместного распространения в свое время первобытного коммунизма Маркс указывал на сохранившиеся в первозданном виде изолированные островные и другие сообщества, основываясь на отсутствии в них частной собственности на совместно используемые средства производства и природные ресурсы, опираясь при этом на достаточно длительное благополучное и бесконфликтное их существование. Длительное благополучие объясняется достаточным постоянством благоприятных природных условий и недосягаемостью для завоевателей всех времен и народов. Бесконфликтность представляется достаточно спорной по причине необходимости постоянного регулирования численности островного населения, которое могло осуществляться только стихийным образом.

Оказавшиеся на обочине мирового общественно-исторического процесса, изолированные сообщества застыли в своем развитии на самом примитивном уровне общественной, экономической и производственной организации, свидетельствующем не о существовании первобытного коммунизма, а о том, что длительное благополучие никак не способствует ускорению общественного прогресса. Те же североамериканские индейцы, жившие в достаточно благоприятных природных условиях бок о бок с огромными стадами бизонов, значительно задержались в своем развитии, не продвинувшись дальше томагавка. Они не осваивали даже ближайшие земли, не говоря уже об исследовании заморских территорий. Однако и их будущее не выглядело полностью бесперспективным, так как нельзя было с достаточной уверенностью утверждать о том, что они сняли больше шкур с бизонов, чем скальпов друг у друга. Хотя и не очень скоро, но им предстояло изобрести механизм для одновременного снятия скальпов с нескольких голов. Находившиеся, например, в самом круговороте мирового разбоя французы развились намного быстрее до способности изобрести механизм для одновременного снятия нескольких голов. А не менее продвинутые английские переселенцы окончательно загнали североамериканских индейцев в глухой угол. Получается, что имевшие место периоды достаточно длительного благополучного существования древних сообществ не отличались особыми достижениями ни в одной области человеческой деятельности. Более того, можно с достаточной уверенностью утверждать о том, что если бы постоянное коммунистическое изобилие бананов сопутствовало существованию оказавшихся прототипом человека древних обезьян, то и сегодня все мы были бы теми же самыми обезьянами. История, однако, рассудила иначе.

Примитивность первых орудий труда, несовершенство способов производства, непостоянство благоприятных природных условий не могли обеспечить наиболее ранним человеческим общностям необходимый ежедневный достаток пищи. Почти постоянная в ней потребность, во многих случаях весьма настоятельная вызывала возникновение значительных раздоров, которые зачастую переходили в полномасштабный неуправляемый самопроизвольный процесс в общественных и экономических отношениях, завершавшийся необратимым распадом отдельной независимой человеческой общности. В таких суровых условиях устойчивое состояние первобытного сообщества могло быть достигнуто только посредством единоличного распределения результатов совместной производственной деятельности на основе единоличной власти. Единоличное распределение и единоличная власть господствовали в качестве единственно возможных форм экономической и общественной организации за 4-6 тысяч лет до нашей эры, если справедливо соответствующее утверждение Маркса, относившего именно к этому времени возникновение в Вавилонии наиболее ранних отношений товарообмена.

Устранив после Октября 1917 года товарно-денежные отношения, в полном соответствии с научным, якобы, предвидением того же Маркса, мы тотчас оказались за той скрывающейся во мгле тысячелетий чертой, из-за которой до нас не дошло никаких исторических сведений о существовавших в то время формах общественной, экономической и производственной организации. Полученный в масштабах побежденной страны плачевный результат почти полностью согласуется с никчемным гегелевским изобретением в виде некоей диалектической спирали, в восходящие витки которой укладывается вся история развития человеческого общества, последовательно повторяясь на каждом новом, более высоком своем уровне. История, действительно, повторилась, но с точностью до наоборот, так как именно в этом случае спираль оказалась нисходящей. От товарно-денежных отношений приключился возврат к единоличному распределению, повторившемуся в виде распределения тотального централизованного. От буржуазной парламентарной демократии приключился возврат к единоличной власти, повторившейся в виде всеобъемлющей тоталитарной диктатуры. Вот такое, поразительное сходство, заключающееся в полном подобии самого передового, якобы, общественно-экономического строя и почти что наиболее примитивной человеческой организации, существовавшей еще тогда, когда никакой другой и быть не могло, обнаруживается между коммунизмом научным и первобытным. Оказывается, что законы диалектики полностью согласуются с поворотами пресловутого дышла, а вся ее премудрость заключается в том, чтобы представить не совсем даже удачные аналогии в виде основополагающих универсальных законов развития природы и человеческого общества.

Испытав на себе все прелести научного коммунистического рая, мы в некотором отношении оказались в условиях современников первобытного коммунизма. Это позволяет с достаточной уверенностью утверждать о том, что наши древние предки заплатили развитию мировой цивилизации не меньше нашего. Не довелось им расслабленно блаженствовать в первобытных коммунистических райских кущах. На своей собственной шкуре, которая была ничуть не толще нашей, они вынесли более чем достаточно невзгод и лишений в процессе непрерывной борьбы за свое выживание в неблагоприятных, а порой и враждебных природных условиях. Не меньше жестокости и несправедливости, о которых сейчас можно только догадываться, досталось им от произвола единоличной власти. Поэтому изобретенный Марксом коммунизм научный и выдуманный Генри Морганом коммунизм первобытный существовали только лишь в их собственном и их адептов воображении.

Вспомнив произвол нашей бывшей тоталитарной власти, приходим к пониманию того, что советские трудящиеся являются пришельцами из того самого, необозримого исторического прошлого, в котором они пребывали в качестве трудящихся первобытных. Это означает, что рабовладельческим условиям совместной производственной деятельности предшествовали тоталитарные, а рабам – первобытные трудящиеся. Никак нельзя сказать, что это были советские первобытные трудящиеся, так как обнаружить в несуществующем первобытном коммунизме еще и Советы первобытных трудящихся не смог никто, даже прищурившийся Ленин. В результате получаем недостающее первоначальное звено, просматривающейся в истории развития отношений между участниками совместной производственной деятельности, последовательности, которая выглядит теперь следующим образом: первобытный трудящийся – раб – крепостной – рабочий – ?.

Таким образом, можно с достаточной для того уверенностью утверждать о том, что пришествие научного коммунизма вместе с сомнительными достоинствами полного и постоянного изобилия нам не грозит даже в самом отдаленном будущем. 

kv-journal.su

Распределение и первобытный коммунистический рай

Тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, порождая иллюзию полной вседозволенности, настолько удовлетворяло корыстным интересам господствовавшей партийной номенклатуры, что не могло быть и речи об использовании какой-либо другой, более приемлемой формы экономической организации советского общества. Огромная толпа титулованных идеологов от общественных и экономических наук настойчиво выискивала всевозможные несуществующие преимущества общественно-экономических отношений нового типа, обосновывая их затем с помощью наукообразной словесной эквилибристики. Лежащие на поверхности, многочисленные несообразности сложившегося образа хозяйствования, обусловленные переходом к крайне отсталой экономической организации, преподносились в качестве досадных незначительных недоразумений, для устранения которых достаточно было, дескать, использовать методы материального стимулирования. Власть неоднократно пыталась использовать предлагаемые методы, не позволяя при этом заработать ни на копейку больше. Настолько мудрую политику партии и правительства в области оплаты труда советский народ не менее мудро сравнил в свое время с, сидящей  на  удлиняемой  цепи, изголодавшейся собакой и весьма соблазнительной для нее костью, подвязанной к одновременно укорачиваемой веревке.

 

Очевидная несостоятельность советской системы хозяйствования вызывает глубокие сомнения в практической целесообразности этого изобретения. Что касается его новизны, то уже сами создатели псевдонаучной теории научного коммунизма, оглянувшись на досуге назад, обнаружили в необозримом историческом прошлом светлое будущее всего человечества в  виде коммунизма первобытного. Чтобы выяснить степень светлости нашего далекого прошлого, обратимся к так называемому неписаному периоду в истории человечества, характеризовавшемуся полным отсутствием отношений товарообмена.

Примитивность первых орудий труда, несовершенство способов добывания пищи зачастую не могли обеспечить первобытной общине даже необходимый минимум продуктов труда. Безусловно имевшие место периоды достаточно благополучного существования никакого интереса в настоящее время не представляют. Если бы постоянное коммунистическое изобилие бананов сопутствовало существованию, оказавшихся прототипом человека, древних обезьян, то и сегодня все мы были бы теми же самыми обезьянами.

В условиях продолжительного критического недостатка продуктов труда устойчивое состояние первобытной общины могло быть обеспечено только лишь посредством единоличного распределения на основе единоличной власти, господствовавших в качестве единственно возможных форм экономической и общественной организации за 4-6 тысяч лет до нашей эры, если справедливо соответствующее утверждение Маркса, относившего  именно к этому времени возникновение в Вавилонии наиболее ранних отношений товарообмена. В противном случае следовал необратимый распад оставшейся ее части после завершения полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях.  То есть, только единоличное распределение позволяло выживать всей первобытной общине или, по меньшей мере, наиболее значительной ее части в очень неблагоприятных условиях. Более того, только единоличное распределение и единоличная власть, позволили сохранять достаточно длительное время такую форму человеческой организации как первобытная община до объединения их в  составе древнего государства и перехода к более высокой форме экономической организации на основе товарно-денежных отношений.

В качестве наглядного примера повсеместного существования первобытного коммунизма Маркс указывал на сохранившиеся изолированные островные цивилизации, основываясь на отсутствии в последних и в необозримом историческом прошлом, невозможной в принципе, частной собственности на совместно используемые средства производства. Весьма кстати пришлось длительное благополучное и бесконфликтное их существование, из  которых длительное благополучие объясняется достаточным постоянством благоприятных природных условий и недосягаемостью для завоевателей всех времен и народов, а бесконфликтность представляется весьма спорной по причине необходимости постоянного регулирования численности островного населения, которое не могло осуществляться планомерно, а происходило, вне всяких сомнений, стихийным образом.

Оказавшиеся на обочине мирового общественно-исторического процесса, островные сообщества застыли в своем развитии на самом примитивном уровне общественной, экономической и производственной организации, свидетельствующей не о существовании  первобытного коммунизма, а о том, что не только постоянное изобилие, но и длительное благополучие не способствует ускорению общественного прогресса. Североамериканские индейцы,  жившие в достаточно благоприятных природных условиях бок о  бок  с огромными стадами бизонов, значительно задержались в своем развитии, не продвинувшись дальше томагавка. Однако их будущее не выглядело совсем бесперспективным, так как сейчас нельзя утверждать о том, что они сняли больше шкур с бизонов, чем скальпов друг у друга. Хотя и не очень скоро, но им предстояло изобрести механизм для одновременного снятия скальпов с нескольких голов, однако, находившиеся в самом круговороте мирового разбоя, французы развились намного быстрее до способности изобрести механизм для одновременного снятия нескольких голов целиком.

Действуя в полном соответствии с научным, якобы, предвидением того же Маркса,  устранив после  Октября 1917 года товарно-денежные отношения, разрушив сферу обмена, мы тотчас оказались за той, скрывающейся во мгле тысячелетий чертой, из-за которой до нас не дошло никаких исторических сведений о существовавших тогда формах общественной и экономической организации. Полученный в масштабах побежденной страны плачевный результат полностью согласуется с никчемным гегелевским изобретением в виде некоей диалектической спирали, в восходящие витки которой укладывается вся история человеческого развития, последовательно повторяясь на каждом новом, более высоком своем уровне. Действительно, единоличное распределение повторилось в виде распределения тотального централизованного, а единоличная власть – в виде власти тоталитарной. История повторилась на новом, но на более низком своем уровне. То есть, перемещение по диалектической спирали полностью согласуется с непредсказуемыми поворотами пресловутого дышла. Вот такое поразительное сходство, заключающееся в полном подобии самого передового, якобы, общественно-экономического строя почти что наиболее примитивной человеческой организации, существовавшей еще тогда, когда никакой другой и быть не могло, обнаруживается между коммунизмом научным и коммунизмом первобытным.

Испытав все прелести научного коммунистического номенклатурного рая, мы в некотором отношении оказались в условиях современника стихийного первобытного коммунизма. Это позволяет с уверенностью утверждать о том, что наши древние предки заплатили развитию мировой цивилизации не меньше нашего. Не довелось им расслабленно блаженствовать в первобытных коммунистических райских кущах. На своей собственной шкуре, которая была ничуть не толще нашей, они вынесли более чем достаточно невзгод и лишений в процессе непрерывной борьбы за свое выживание в весьма неблагоприятных природных условиях. Не меньше несправедливости и жестокости, о которых сейчас можно только догадываться, досталось им и от произвола единоличной власти. Вспомнив произвол нашей бывшей тоталитарной власти, приходим к пониманию того, что советские трудящиеся являются пришельцами из  того самого, необозримого исторического прошлого, в котором они пребывали в качестве простых трудящихся. Действительно, обнаружить в несуществующем первобытном коммунизме  еще и несуществующие первобытные Советы депутатов не смог никто, даже прищурившийся Ленин. В результате  получаем начальное звено,  просматривающейся в истории развития отношений между участниками совместной производственной деятельности, последовательности, которая  будет выглядеть теперь следующим образом: трудящийся – раб – крепостной – рабочий – ?.

Таким образом, единоличное  распределение и тотальное централизованное, являющиеся заведомой несправедливостью в экономических и общественных отношениях, должны использоваться только  для выживания в наиболее неблагоприятных условиях и не могут быть основными составными частями общественной организации, превосходящей по своей эффективности натуральное хозяйствование, поэтому  изобретенный Марксом коммунизм научный и выдуманный им же коммунизм первобытный существовали только лишь в его собственном и его адептов воображении.

 

                                                                                           В.Я. Мач.

glasnaroda.me

Распределение и первобытный коммунистический рай.

Тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, порождая иллюзию полной вседозволенности, настолько удовлетворяло корыстным интересам господствовавшей партийной номенклатуры, что не могло быть и речи об использовании какой-либо другой, более приемлемой формы экономической организации советского общества. Огромная толпа титулованных идеологов от общественных, экономических и исторических наук настойчиво выискивала всевозможные, не существующие в действительности, преимущества общественно-экономических отношений нового типа, обосновывая их затем с помощью наукообразной словесной эквилибристики. Лежащие на поверхности, многочисленные несообразности сложившегося образа хозяйствования были обусловлены переходом после Октября 1917 года к крайне некачественной экономической организации.  Непреодолимые системные ошибки представлялись необразованными академическими чиновниками в  виде незначительных досадных недоразумений, для устранения которых достаточно было, дескать, всего лишь принимать соответствующие решения в виде пространных резолюций тех или иных партийных форумов, или безотлагательно и точно выполнять сомнительные, чаще всего, указания тех или иных партийных руководителей. Так, например, для повышения производительности и качества труда неоднократно принимались здравые, казалось бы, решения использовать методы материального стимулирования. Однако в процессе реализации этих решений ни один метод, из всего множества использовавшихся,  не позволял заработать ни на копейку больше. Настолько мудрую политику коммунистической партии и советского правительства в области оплаты труда советский народ не менее мудро сравнил в свое время с сидящей  на  удлиняемой  цепи изголодавшейся собакой, которая, что есть силы, тянется к весьма соблазнительной для нее кости, подвязанной к одновременно укорачиваемой веревке.

Очевидная несостоятельность советской системы хозяйствования вызывает глубокие сомнения в практической целесообразности использования этого изобретения. Что касается его новизны, то уже сами создатели псевдонаучной теории научного коммунизма, оглянувшись на досуге назад, обнаружили, не без посторонней, правда, помощи, в необозримом историческом прошлом светлое

- 2 -

будущее всего человечества в  виде светоча коммунизма первобытного. Чтобы выяснить степень светлости нашего далекого прошлого, обратимся к так называемому неписаному периоду в истории человечества, характеризовавшемуся полным отсутствием отношений товарообмена.

Именно к этому периоду обратился в свое время, не имевший никакого отношения к созданию теории научного коммунизма, американский историк и этнолог Генри Льюис Морган, исследовавший образ жизни североамериканских индейцев. В результате своего исследования он пришел к убеждению, что «В древности существовали и ныне существуют общества, где нет классов и государства, а общественные и экономические отношения в целом носят уравнительный характер. В таких обществах царит коллективное право на основные ресурсы и нет места для авторитарного управления. На этом основании Морган дал детальное этнографическое обоснование подобного представления о первобытном коммунизме в работе "Древнее общество"». Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001. Эта работа, как нельзя более, пришлась весьма кстати самому Марксу, который ее основательно изучил и составил по ней достаточно подробный конспект. Вот так, с легкой подачи Генри Моргана первобытный коммунизм превратился в неотъемлемую составную часть коммунизма научного.

В качестве наглядного примера повсеместного существования в свое время первобытного коммунизма Маркс указывал, прежде всего, на сохранившиеся практически в первозданном виде  изолированные островные цивилизации, основываясь на отсутствии в них невозможной в принципе частной собственности на совместно используемые средства производства, ссылаясь при этом на достаточно длительное благополучное и бесконфликтное существование островных цивилизаций  Длительное благополучие объясняется достаточным постоянством благоприятных природных условий и недосягаемостью, до поры до времени, для завоевателей всех времен и народов. А бесконфликтность представляется весьма спорной по причине необходимости постоянного регулирования численности островного населения, которое никак не могло осуществляться планомерно, а происходило, вне всяких сомнений, стихийным образом.

- 3 -

Оказавшиеся на обочине мирового общественно-исторического процесса, островные и другие изолированные сообщества застыли в своем развитии на самом примитивном уровне общественной,

экономической и производственной организации, свидетельствующей не о существовании  первобытного коммунизма, а о том, что длительное благополучие никак не способствует ускорению общественного прогресса. Те же североамериканские индейцы,  жившие в  достаточно постоянных благоприятных природных условиях бок о  бок  с огромными стадами бизонов, значительно задержались в своем развитии, не продвинувшись дальше томагавка. Они не осваивали даже ближайшие территории, не говоря уже о территориях заморских. Однако и их будущее не было полностью бесперспективным, так как сейчас нельзя с достаточной уверенностью утверждать о том, что они сняли больше шкур с бизонов, чем скальпов друг у друга. Хотя и не очень скоро, но им предстояло изобрести механизм для одновременного снятия скальпов с нескольких голов, однако, находившиеся в самом круговороте мирового разбоя, французы развились намного быстрее до способности изобрести механизм для одновременного снятия нескольких голов вместе со скальпами. А не менее продвинутые английские переселенцы окончательно загнали североамериканских индейцев в глухой угол. Получается, что имевшие место периоды достаточно длительного благополучного существования отдельных сообществ не отличались особыми достижениями ни в одной области человеческой   деятельности. Более того, представляется достаточно здравой мысль о том, что если бы постоянное коммунистическое изобилие бананов сопутствовало существованию, оказавшихся прототипом человека, древних обезьян, то и сегодня все мы были бы теми же самыми обезьянами. Однако одновременно разыгрывался другой, не только суровый, но и жестокий  временами, хотя и более продуктивный сценарий развития человеческого общества.

Примитивность первых орудий труда, несовершенство способов производства, непостоянство благоприятных природных условий не могли обеспечить первобытной общине необходимый ежедневный достаток пищи. Почти постоянная в ней потребность, во многих случаях весьма настоятельная, не говоря уже о продолжительном критическом ее недостатке, могла вызвать  возникновение значительных раздоров, которые могли иметь далеко идущие

- 4 -

последствия. В таких условиях устойчивое состояние первобытной общины могло быть обеспечено только посредством единоличного распределения на основе единоличной власти, господствовавших в качестве единственно возможных форм экономической и общественной организации за 4-6 тысяч лет до нашей эры, если справедливо соответствующее утверждение Маркса, относящее  именно к этому времени возникновение в Вавилонии наиболее ранних отношений товарообмена. В противном случае следовал необратимый распад первобытной общины после завершения полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях.  То есть, только единоличное распределение позволяло выживать всей первобытной общине или наиболее значительной ее части в крайне неблагоприятных условиях. Более того, только единоличное распределение и единоличная власть обеспечили господство одних первобытных общин над другими и предоставили им возможность развиться  до уровня, позволившего  совершить переход к государственной форме совместного существования, образовав более  качественную форму экономической организации, на основе товарно-денежных отношений

Действуя в полном соответствии с научным, якобы, предвидением того же Маркса,  устранив после  Октября 1917 года товарно-денежные отношения, полностью разрушив сферу обмена, мы тотчас оказались за той, скрывающейся во мгле тысячелетий чертой, из-за которой до нас не дошло никаких исторических сведений о существовавших в то время формах общественной, экономической и производственной организации. Полученный в масштабах побежденной страны плачевный результат почти полностью согласуется с никчемным гегелевским изобретением в виде некоей диалектической спирали, в восходящие витки которой укладывается вся история развития человеческого общества, последовательно повторяясь на каждом новом, более высоком своем уровне. Действительно, единоличное распределение повторилось в виде распределения тотального централизованного, а единоличная власть – в виде всеобъемлющей тоталитарной власти. История повторилась на новом, но на более низком своем уровне. Вот такое, поразительное сходство, заключающееся в полном подобии самого передового, якобы, общественно-экономического строя

- 5 -

почти что наиболее примитивной человеческой организации, существовавшей еще тогда, когда никакой другой и быть не могло, обнаруживается между коммунизмом научным и коммунизмом первобытным. Оказывается, что перемещение по диалектической спирали в

той же мере подчиняется законам диалектики, в каковой мере повороты пресловутого дышла подчиняются законам человеческим. А вся премудрость диалектики заключается в том, чтобы представить даже не совсем удачные аналогии в виде основополагающих универсальных законов развития природы и человеческого общества.  

Испытав все прелести научного коммунистического рая, мы в некотором отношении оказались в условиях современников первобытного коммунизма. Это неоспоримое обстоятельство позволяет с достаточной уверенностью утверждать о том, что наши древние предки заплатили развитию мировой цивилизации не меньше нашего. Не довелось им расслабленно блаженствовать в первобытных коммунистических райских кущах. На своей собственной шкуре, которая была ничуть не толще нашей, они вынесли более чем достаточно невзгод и лишений в процессе непрерывной борьбы за свое выживание в суровых, а порой и враждебных природных условиях. Не меньше несправедливости и жестокости, о которых сейчас можно только догадываться, досталось им от произвола единоличной власти. Вспомнив произвол нашей бывшей тоталитарной власти, приходим к пониманию того, что советские трудящиеся являются пришельцами из  того самого, необозримого исторического прошлого, в котором они пребывали в качестве трудящихся первобытных. Однако никак нельзя сказать, что это были советские первобытные трудящиеся, так как обнаружить в несуществующем первобытном коммунизме  еще и Советы первобытных трудящихся  не смог никто, даже прищурившийся Ленин. В результате  получаем недостающее начальное звено,  просматривающейся в истории развития отношений между участниками совместной производственной деятельности, последовательности, которая  выглядит теперь следующим образом: первобытный трудящийся – раб – крепостной – рабочий – советский трудящийся – ?.

 

- 6 -

Тотальное централизованное распределение наряду с распределением единоличным является заведомой несправедливостью и может использоваться только  для выживания отдельной независимой человеческой общности в наиболее неблагоприятных условиях. Оно и используется всеми государствами тогда, когда приходит время тяжелых испытаний (войны, природные катастрофы и катаклизмы), путем жесткого нормирования потребления с помощью карточной системы, например, хотя нигде оно не называется экономической политикой военного коммунизма. По своей эффективности тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства соответствует натуральному хозяйствованию и никак не может обеспечить обществу изобильное потребление, поэтому  изобретенный Марксом коммунизм научный и выдуманный Генри Морганом коммунизм первобытный существовали только лишь в их собственном и их адептов воображении.

Таким образом, можно с достаточной для того уверенностью утверждать о том, что пришествие научного коммунизма вместе с сомнительными достоинствами полного и постоянного изобилия нам не грозит даже в самом отдаленном будущем, за исключением, пожалуй, недоразумений подобных советскому трудящемуся после рабочего и советской общественно-экономической системе в целом после капитализма.

 

                                                                                           В.Я. Мач.

lawinrussia.ru


Смотрите также