1 группа (Выборы в первобытную эпоху) — Wiki.nios.ru
В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.
Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" - власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.
Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.
Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.
Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом
Обратно на страницу проекта "Выборы в Российской Федерации" Гроховой Н.А.
wiki.nios.ru
Избирательные системы и процессы, Выборы в истории человечества
331 Выборы в истории человечества
Выборы и голосование как способы народоправства, принятия сообществом решений, обязательных для всех, практикуются в истории человечества издавна. В древние времена создания публичной власти и ее функционув ния основывались на выборности лучших (старших, мудрых, сильных) членов общины для управления общественной жизнью. Это так называемая первобытнообщинная демократия. Именно на родовой рады, востоке взрослых со- родственников первобытные люди выбирали тех, кто должен управлять общиной. Первобытные формы народного волеизъявления заключались, в частности, в том, что на племенной сходке люди криком одобряли или отвергали какую-либо предложе цию или решения совета старейшин. Народное собрание и выявления общей воли голосованием на них, ветирования (лат"votum"- общее мнение, желание, воля) - это проявления прямой или непосредственной демократиидньої демократії.
Истоки представительства, когда гражданин делегирует путем выборов свои властные полномочия, можно найти в политической истории. Древней. Греции и. Древнего. Рима. Представительная демократия - это так ка форма народовластия, при которой граждане не принимают непосредственного участия в управлении сообществом и решении общих вопросов, а поручают это своим представителям (делегатам, депутатам), уполномочен ют их представлять их интересы, делегируют свое право на причитающуюся им долю власти и, через своих избранников, влияющих на управление государством. В. Древних. Афинах выборными были такие социальные инстит ути: совет четырехсот (реформы. Солона), а затем пятисот (реформы. Клисфена), гелиэя (суд присяжных), магистратурра.
Центральными органами. Римской республики (609 г до не) были: сенат, который избирался гражданами, народное собрание, магистраты, народные трибуны. Голосование после обсуждения вопросов в сенате проводили, решения водя голосующих в разные стороны (нечто подобное голосование в современном английском парламенте). Кстати, именно с тех времен происходит само понятие"кандидат"В. Древнеримской республике гражданин, претендовал на высокую государственную должность, надевал белые одежды (по латыни"Candida") и ходил по улицам, призывая граждан отдать за него свои голосаддати за нього свої голоси.
Элементы выборности органов управления и коллективного волеизъявления можно проследить и в обществах. Средневековья. Первые парламенты, куда граждане выбирают своих представителей, возникающие в. Европе в XI-XIV вв (корте-си в. Испании, генеральные штаты во. Франции, парламент в. Англии). Слово"парламент"происходит от французского"рагиег"- говорить, выражать мыслиити, висловлювати думку.
Первым европейским парламентом, заработал на постоянной основе, был парламент. Англии (в конце 90-х годов XIII в начал действовать регулярно). В1352 г парламент разделился на две палаты: верхнюю - наследственные кову палату лордов и нижнюю - палату общин. А в 1689 г с принятием"Билля о правах"он окончательно получил законодательные правконодавчі права.
Во. Франции первые. Генеральные штаты были созваны. Филиппом IV. Красивым и были лишь совещательным органом, не имея реальной власти. Кроме этого, в отличие от. Англии, представительное собрание во. Франции созывают нер регулярно: с 1421 по 1439 pp действуют постоянно, раз созвали в 1614 p, и затем лишь в 1789 г. От современных представительных органов средневековые сословно-представительные собрания отличались такими признаков звеньями: 1) их сословный характер, 2) ограниченность прав, которые обычно не были закреплены законом, в том числе и права законодательной инициативы, 3) отсутствие единых правил выборов представителей от состоянии в, 4) рекомендательный, а не обязательный характер принимаемых решений; 5) нерегулярность созыва; 6) обязательность выполнения наказов избирателей (императивный мандатдат).
Несмотря на то, что сословно-представительные собрания возникали еще в XII в, выборы как либерально-демократический способ организации взаимоотношений политической власти и граждан распространяются в некоторых странах. Ев. Европы и. США только с XVIII в. Однако то были не те выборе, которые мы привыкли видеть сегодня. Более того, история целого ряда стран. Старого. Света (Англия,. Франция и др.) показывает постоянную борьбу различных соц иально групп общества за свои избирательные праварава.
В. Англии в начале XIX в процесс избрания в парламент происходило в достаточно примитивными правилами. Прежде всего крупные города не имели своих представителей в парламенте, а так называемые"гнилые местечки", как ки едва существовали, выбирали своего представителя. Это было удобно тем, кто мог покупать голоса избирателей. Были такие города, где избирательным правом пользовались только владельцы домов, подкупив которых можно было обеспечить себе избрание в другом городе избирателями признавали только тех, кто мог варить себе горячую пищу. Бывало и такое, что выбирали только мэр и правящая корпорация, т.е. 16-20 мужскато 16—20 чоловік.
Первая избирательная реформа в. Англии произошла в 1832 г. Данной реформой были ликвидированы"гнилые местечки"и созданы новые избирательные округа в новых промышленных городах. Рабочие не получили избирательных прав, последние. И мы были наделены только те, кто сплатникамы высоким подоходным налогомвого податку.
Вторая избирательная реформа состоялась в 1867 г при поддержке лидера консерваторов. А. Дизраэли. Реформе предшествовали организованные выступления граждан, которые боролись за свои избирательные права. В 60-х годах была создана"Л. Лига реформ", объединение, главная цель деятельности которого - всеобщее избирательное право для мужчин от 21 года 22 июля 1866 г в лондонском. Гайд-парке прошла массовая демонстрация в поддержку избирательных р еформ. С осени движение приобретает массовый характер: в. Манчестере на митинге-300 тыс.чел, в. Бирмингеме - 250 тыс. чел, в. Глазго - 200 тыс чел т.п.. Исходя из того, что реформа была неизбежной, правительство принимает нов й избирательный закон. Данный закон знижувакон.. Даний закон знижував
имущественный ценз и увеличивал количество избирателей из 1 млн. чел до 2,5 млн чел за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченных рабочих. В законе сохранился целый ряд ограничений в избирательных правах
Третью избирательную реформу проводит правительство. В. Гладстона в 1884 г. Эта реформа предоставила право голоса рабочим, снимают квартиру в сельской местности, и мелким арендаторам
Фактически в то же время, согласно. Конституции. Германской империи (1871 p), было провозглашено всеобщее избирательное право, но до выборов не допускались женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет и тд. В. Пруссии, которая занимала 2/3 территории империи, действовала трикласова избирательная система, когда 1 голос юнкерства приравнивался к 10 голосов рабочих. Даже. Бисмарк назвал эту систему"насмешкой над здравым смыслом глуздом".
Только в XX в принцип всеобщего избирательного права начинает успешно воплощаться в жизнь. В. Англии, например, с 1918 г право голоса получили все мужчины от 21 года и женщины от 30 лет. Современные общественно о-политические выборы, формирование органов власти и государственного управления путем свободного и общего волеизъявления граждан стали неоспоримым ценностью общества XX века, одним из главных признаков с праведливого общественного строя. Эта норма зафиксирована в ряде международно-правовых документов примеру, в 21. Всеобщей декларации прав человека гласит:"1. Каждый человек имеет право принимать участие в управле. УНИ своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране 3. Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля п овинна выражение в периодических и не сфальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосованияного голосування..."
uchebnikirus.com
Позднепервобытная община
Стадия
позднепервобытной общины характеризуется развитием производящего хозяйства
ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены,
высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших
охотников, рыболовов и собирателей – в других.
На протяжении
всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая
форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном
соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением
первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической
истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного,
а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению
первобытного, и складыванию классовых обществ.
И раннее
производящее, и высокоспециализированное присваивающее хозяйство по-прежнему
требовали тесной кооперации трудовых усилий. Но возросшие и продолжавшие
возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение
избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным. А это не могло не
повлечь за собой начавшееся перераспределение собственности и расширение сферы
трудового распределения.
Экономическую
основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно
родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть
отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные
собственным трудом – скот, орудия, утварь и т.п. – со всей несомненностью были
личной собственностью и могли отчуждаться. Сходные явления происходили в
области распределения пищи. Сохранявшееся уравнительное распределение только
при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях
замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и
такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек,
получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной
ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с
кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как
внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой
значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.
Сохранявшееся
в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало
существование специфических поло-возрастных групп с их бытовой обособленностью,
своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т.д. Положение основных
половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и
отношением к родовой собственности.
На стадии
позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше он
был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами
групповых отношений. Браки долгое время оставались кросскузенными, но с
расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность
постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться
свадебная обрядность.
Возникновение
трудового распределения, при котором отец получал возможность материально
заботиться о своих детях, повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление,
а по мнению других, укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению
полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее
имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям.
Словом, уже наблюдались какие-то зачатки превращения парной семьи в позднейшую
малую, или моногамную. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья
и родовая община находились в состоянии усиливавшегося противоборства.
В обществах с
ранним производящим и высокоспециализированным присваивающим хозяйством
общинно-родовая организация не претерпела принципиальных изменений, но заметно
усложнилась. Это относится как к структуре общины, так и к характеру родовых
связей.
Потребности в
широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании
мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию
связей на межобщинном уровне. Укрепление межобщинных отношений способствовало
развитию таких по большей части зародившихся уже раньше институтов, как
гостеприимство, побратимство и т.д.
Постепенно
роды группировались во фратрии. Фратрии (а если их не было, то непосредственно
роды) объединялись в племена. Племя было верховным собственником территории,
носителем определенной культурно-бытовой общности, кругом эндогамных браков и,
что особенно важно, уже обладало не только этнокультурными особенностями, но и
социально-потестарными функциями.
Организация власти и социального контроля
Представление
о том, что за отсутствием формализованной власти в первобытном обществе
господствовала анархия, безнадежно устарело. В первобытности имелись строгие
системы норм, регулировавшие взаимоотношения между людьми и до определенной степени,
стимулировавшие те или иные их поступки. Нормативные предписания пронизывали
все аспекты жизни людей: во взаимоотношениях внутри семьи и общины, между
родственниками и свойственниками, соплеменниками и чужаками, представителями
разных поколений и разных ритуальных групп и пр., повсюду действовали
неписанные правила, основанные на традиции, идущей от предков. Коллективизм,
тесно связанный с наличием широкой социальной сети, которая только и помогала
людям преодолевать жизненные невзгоды, неизбежно должен был опираться на нормы,
до определенной степени ограничивавшие свободу действий отдельных индивидов. «Забота
о благе индивидуума была производной от блага общины, а не наоборот. Моральный
кодекс носил подлинно коллективный характер».
Первобытные
нормы не различали мотивов и результатов проступков, и наказание определялось,
прежде всего, характером совершенного преступления. При этом главенствующим
принципом была эквивалентная компенсация, на чем и основывались всевозможные
выплаты и штрафы за понесенный ущерб, кровная месть и т.д. Вместе с тем при
вынесении решения о том или ином наказании люди учитывали и личность
преступника, прежде всего его родственные и общинные связи. Поэтому отношение к
проступкам родичей или членов своей общины коренным образом отличалось от
реакции на преступления чужаков. Убийство чужака вообще не считалось
преступлением. Зато родичи убитого в этом случае жестоко мстили убийце и его
близким, чаще всего, устраивая вооруженное нападение. Лишь в редких случаях,
когда произошло непреднамеренное убийство, можно было откупиться определенными
материальными ценностями.
Совершенно
иная картина наблюдалась при убийстве сородича. В принципе первобытные нормы
требовали добрых взаимоотношений внутри рода или общины, где конфликты
старались решить мирным путем. И все же убийство сородичей встречалось. В этом
случае в силу вступал принцип обеспечения, прежде всего интересов социальной
группы. Так, папуасы-гадсуп говорили: «Один из наших братьев мертв, не будем
умирать все». Преступник у них подвергался чисто символическому наказанию. Они
ставили его в центре поселка, давали ему щит и стреляли в него из луков,
стараясь не только не убить, но даже и не ранить его. У некоторых других
папуасов Восточных гор преступнику мстили ближайшие родичи убитого или же такое
преступление вообще оставалось безнаказанным. Во всяком случае, община
предпочитала не вмешиваться в такого рода конфликты.
То же самое
происходило и внутри социальной группы (нарушение супружеских и имущественных
прав). В крайнем случае, наказание сводилось к общественному устному порицанию,
но на более жесткие санкции община в Восточных горах Новой Гвинеи не решалась.
У африканских тонга наказание сородича принимало еще более своеобразную форму.
Так как его близкие были не вправе применять к нему какие-либо санкции, будучи
обязаны оказывать друг другу всемерную поддержку, они просили устыдить
нарушителя норм тех своих партнеров, с которыми они были связаны так называемыми
шуточными отношениями.
С разложением
общинно-родовых связей, переходом от родовой общины к соседской, укреплением
имущественных прав отдельных общинников описанный порядок менялся и родственные
отношения переставали служить гарантом безнаказанности при совершении
проступков против своей общины. В отличие от папуасов Восточных гор у более
развитых папуасов-экаги в западном районе Новой Гвинеи, существовали гораздо
более разработанные и более жесткие нормы. Там убийство сородича, безусловно,
осуждалось общиной и убийцу всегда казнили его ближайшие родичи: братья, дядья
и пр. Столь же сурово расправлялись и с богачом, не желавшим проявлять
необходимую щедрость, ибо это также рассматривалось как серьезное покушение на
интересы общины.
Высшим
органом власти в позднеродовом обществе было собрание общинников. Чаще всего
оно устраивалось в мужском доме и состояло исключительно из взрослых мужчин,
каждый из которых мог свободно излагать свое мнение, но у гадсуп, например, на
собрании присутствовали и все желающие. Собрания созывались лишь в особо
сложных и серьезных ситуациях. Их устраивали намеренно, если речь шла об
организации какой-либо хозяйственной деятельности, осуществлении военного
набега, приеме новых членов в общину и т.д. Они могли возникать и стихийно, в случае
ссор, проступков или провинностей. Дела, связанные с интересами каких-либо лиц
или групп, решались при участии всех заинтересованных сторон. Обычно собранием
руководили наиболее уважаемые мужчины, обладавшие красноречием, и именно один
из них имел право предлагать собранию то или иное решение, однако именно
предлагать, а не навязывать. Дискуссия велась до тех пор, пока не достигалось
согласие и принятое решение не получало поддержку большинства, в том числе и
понимания со стороны наказуемых. Решение могло выноситься только с согласия
всего собрания. Обычно в его основе лежал коллективный опыт, опиравшийся на те
или иные имевшие место в прошлом прецеденты. Тем, кто не согласен, предоставлялась
возможность покинуть общину. Серьезные разногласия внутри общины действительно
нередко приводили к ее расколу и уходу части общинников на новое
местожительство.
В принципе
каждый взрослый мужчина не только имел голос в общем решении, но и мог стать
инициатором и руководителем задуманного дела. Важно было лишь убедить
общинников и организовать их. Так, для строительства нового дома или для
расчистки нового участка земли, что было не под силу одной семье, ее глава
призывал на помощь группу родственников и соседей, а по окончании работ
устраивал пир.
И все же
одного общественного мнения и норм коллективной морали оказывалось недостаточно
для того, чтобы управлять обществом. В некоторых ситуациях нужны были люди,
поддерживающие эти нормы своим авторитетом или даже изменявшие их. Такого рода
главари встречались еще в раннеродовом обществе, однако в неолите с развитием
социально-экономических отношений и увеличением размеров и усложнением
структуры отдельных общин их положение и функции существенно изменились. У
низших охотников и собирателей общины были относительно невелики и строились на
основе какой-либо одной родовой группы. Поэтому проблема управления ими не
вызывала сколько-нибудь серьезных затруднений. Лишь единичные мужчины обладали
здесь знаниями и опытом, необходимыми для руководства общиной. Как правило, ими
оказывались самые старые мужчины, которых издавна принято называть «старейшинами».
Так как большинство членов этих общин было связано кровным родством, власть
сплошь и рядом передавалась между сородичами, что и породило иллюзию
существования здесь наследственного порядка передачи власти. На самом деле
принцип формального наследования власти возник гораздо позже, в эпоху
классообразования. Об этом свидетельствует тот факт, что его не было у ранних
землевледельцев и скотоводов, хотя в этот период начали складываться
предпосылки его формирования.
В условиях
соперничества главным залогом успеха являлись личные качества претендентов на
власть: физическая сила, агрессивность, ораторское искусство, умение
организовывать людей и ладить с ними, багаж различных знаний, хозяйственные
навыки, ритуальное искусство и т.д. В разных обществах соотношению этих качеств
придавалось разное значение, и лишь обладатели некоторых из них имели реальные
шансы стать лидерами. Так, в восточных горах Новой Гвинеи лидерство
функционировало главным образом в военной сфере, и поэтому основными качествами
лидера там считались агрессивность, смелость и военный талант. У арапеш в связи
с исключительным местом изобразительного искусства в системе ритуалов, игравших
огромную социальную роль, руководство общественными делами возлагалось на
художников и скульпторов. Абелям почитали искусных земледельцев, выращивавших
необычно крупные клубни ямса. В центральных горах Новой Гвинеи первое место
занимали организаторские способности и ораторское искусство.
И все же
решающим в утверждении у человека на должность лидера было общественное мнение.
Повсюду сколь бы основательными ни были претензии кандидата на власть, он
становился лидером лишь в том случае, если общинники признавали его в качестве
такового. Без этого никакие права наследования не помогали, и этим лидерство в
раннеземледельческих обществах коренным образом отличалось от вождеств, где
формальный момент в передаче власти приобрел гораздо более серьезное значение.
Духовная культура позднепервобытной общины
Развитие
производства и усложнение социальной жизни дали новый толчок подъему духовной
культуры первобытного человечества. Особенно заметным это было в обществах,
перешедших к производящему хозяйству, у которых отложились новые пласты
полезных знаний, искусства, мифологии, религии.
Показательны
знания, накопленные в процессе освоения земледельческого хозяйства. Меланезийцы
острова Новая Ирландия знали и умели выращивать 10 разновидностей ямса, 14
разновидностей хлебного дерева, 52 разновидности банана, 220 разновидностей
таро. Ирокезы выращивали 11 разновидностей маиса, и им были известны такие
агротехнические приемы, как повышение всхожести семян путем их вымачивания в
отваре из определенных кореньев и трав.
Развитие
престижной экономики с её подсчетом подарков и отдарков стимулировало
накопление арифметических знаний. В частности, известно, что некоторые
папуасские племена именно при дарообмене пользовались бирками. Сходные
примитивные счетные приспособления – кучки камней или связки соломы, шнуры с
нанизанными на них раковинами или с узелками – известны у многих других
раннеземледельческих племен Меланезии, Америки и Африки. В древнейших
земледельческих поселениях Передней Азии найдены глиняные шары, полусферы,
конусы, которые, видимо, также использовались для счета. В первобытной Европе
для этого применялись камешки: к латинскому calculus – «камушек», «счетный
камень» восходит слово «калькуляция». Нужды распределения земли и возникшей
местами ирригации расширили начатки геометрических знаний. Развитие земледелия,
в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых
работ, сроков полива и т.п., а тем самым и упорядочения астрономических и
календарных знаний. Первые календари обычно были лунными. Широкое применение
высшими охотниками всевозможных хитроумных ловушек требовало пополнения
сведений из области механики. С началом керамического производства, при котором
из глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупных
открытий в химической области.
Сегментация
родоплеменных подразделений, дарообменные и военные походы вели к дальнейшему
накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты –
обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу. Получила
значительное развитие пиктография, с помощью которой теперь подчас делались
довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири,
американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки.
Записываться могли сообщения, предназначенные для передачи на расстоянии
(предложения дарообмена, установления мирных отношений, любовные
послания и пр.), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и
памятных событий).
В
изобразительном искусстве в основном продолжается начавшийся ранее период к
условной манере исполнения. В графике, живописи, петроглифике, пластике этого
времени отражено стремление к нарочитой упрощенности, изображению взамен целого
какой-либо его характерной части, нередко к значительной стилизации. Так, если
в ранненеолитических петроглифах Евразии сравнительно легко узнаются
изображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемы. В
общей же массе высеченных на скалах знаков едва ли не преобладают круги,
свастики и другие солярные и лунарные символы.
Очень широко
распространилось декоративные направления в изобразительном искусстве, т.е.
украшение всех предметов обихода, в особенности одежды, утвари и оружия,
художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Так, керамика, в
раннем неолите лесной полосы России обычно ничем не украшенная, в позднем
неолите стала орнаментироваться ямочно-гребенчатыми оттисками. Широко
распространилась роспись керамики, часто многокрасочная.
Известно
множество условных изображений эпохи палеолита и реалистических – эпохи
неолита, но все же можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было
чаще реалистическим, а неолита – чаще условным. Чем объясняется этот поворот в
стиле изобразительной деятельности человека? Одни ученные связывают его с
изменением материала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к
украшению керамики, другие с развитием абстрактного мышления, третьи – с
распространение предписьменной передачи информации, некоторые – с усложнением
религиозных представлений, требовавших умышленного отклонения изображений от
сходства с земными оригиналами. Согласно еще одной точке зрения, поворот в
первобытном искусстве связан с тем, что с переходом от охотничье-рыболовческого
хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверю уже стал ослабевать, а
интерес к человеку еще только зарождался. Все перечисленные факторы могли
сыграть свою роль, но в целом этот сложный вопрос пока недостаточно изучен и
остается открытым.
Продолжали
развиваться и другие формы искусства, в частности устное, музыкальное и
танцевальное творчество. В сказках, рассказах, песнях и других жанрах устного
фольклора возникли сюжеты, отражающие зависимость человека от плодородия земли
и благоденствия стад.
В числе
музыкальных инструментов появились новые, снабженные резонаторами струнные
инструменты, усложненные мембранные барабаны, многоствольные «флейты Пана». В
танцевальном фольклоре также появились новые виды, тесно связанные с
земледелием и скотоводством. Это, например, так называемые «бесстыдные танцы»
плодородия.
Новые условия
хозяйственной и социальной жизни, а также общий подъем духовной культуры нашли
свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя
этиологию не только людей, животного и растительного мира, простейших
общественных установлений, но и культурных растений, домашних животных,
усложнившихся социальных институтов, нередко и мироздания в целом. В
раннеземледельческих обществах получили распространение мифы о браке
мужчины-Неба и женщины-Земли как начале всех начал.
В такой же
степени эволюционировала и усложнилась религия. По мере накопления знаний о
своей собственной и внешней природе люди позднепервобытной общины все меньше
отожествляли себя с природной средой, все больше осознавая свою зависимость от
неведомых сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрыми и злыми. В
результате старые представления о дуалистическом разделении предметов и явлений
природы вылились в представления о извечной борьбе доброго и злого начал. Добрым
силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям линиджа, рода,
общины, племени; противостоящие им силы старались умилостивить.
С
возникновением земледелия стал зарождаться культ возделываемых растений и тех
сил природы, от которых зависело их произрастание, особенно Солнца и Земли.
Например, ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов, называя их «тремя
сестрами», «нашей жизнью» или «нашими кормилицами» и представляя их в образе
трех женщин в одежде из листьев соответствующих растений.
С развитием
родоплеменной и в особенности сегментарной организации стала зарождаться вера в
помогающих людям духов умерших прародителей. Возник культ предков. Как правило,
он был культом мужских предков, хотя в материнско-родовых обществах, возможно,
уже начал складываться культ женских предков-прародительниц, местами известный
на более поздней стадии развития.
Языковое и этническое состояние.В целом для стадии
позднепервобытной общины с ее первой «демографической революцией» характерны
дальнейшие расширение носителей праязыковых совокупностей и образование отдельных
языковых семей. Но этот процесс шел постепенно, в условиях сохранившейся
лингвистической непрерывности, и между первоначальными совокупностями и
позднейшими семьями, видимо, лежали посредствующие общности среднего уровня. К
тому же расселялись в основном общества, перешедшие к производящему хозяйству,
и на новых местах своего обитания они контактировали и смешивались с обществами
охотников, рыболовов и собирателей. Бывало, что аборигены переходили на язык
пришельцев. Поэтому образование языковых семей нельзя представить себе только
как процесс распадения праязыковых совокупностей. Поэтому же, говоря о границах
распространения языковых семей, теперь различают «ранние прародины», где
начинался процесс сложения этих семей, и «поздние прародины», где он продолжался.
В самом общем
и неполном виде этот процесс представляется следующим образом. В ностратической
совокупности выделились афразийская, индоевропейская, картвельская,
эламодравидская, уральская и алтайская семьи.
Языковая и
соответствовавшая ей культурная непрерывность по-прежнему тормозили сложение
четко очерченных этнических общностей со своим языком, особенностями культуры,
самосознанием и самоназванием. Но теперь уже намного сильнее ощущались и
противоположные тенденции. С переходом к земледельческой оседлости и сами
общины, и их конгломераты стали более устойчивыми, чем были при бродячем
присваивающем хозяйстве. Межобщинное разделение труда и развитие престижной
экономики укрепляли надобщинные связи. При не всегда достаточных, хотя и
повсеместно увеличившихся, размерах общин в этом же направлении действовали
межобщинные браки. Еще сильнее сказывалось действие новой потестарной
организации – появление надобщинных и надродовых советов и лидеров. Сложились
условия для превращения протоэтносов в этносы, причем не только в этникосы, но
и в этносоциальные организмы. Применительно к этой стадии уже можно говорить о
первом из исторических типов этнических общностей – племени.
Рост полезных знаний.
В том же направлении действовали и другие процессы эпохи:
так, развитие скотоводства требовало подсчета крупных поголовий скота, знаний
количества обмена – подсчета мерил стоимости и т.д. В ряде обществ на этой
стадии развития (айны, алеуты, полинезийцы и др.) счет велся до 10000 и выше.
Необходимость обращения с такими числами и развитие абстрактных представлений
привели к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых
были положены разные, но почти всегда связанные со счетом на пальцах принципы.
Без появления
геометрических знаний невозможно было строительство ирригационных сооружений,
свайных построек на озерах, защитных укреплений и т.п. Тем более невозможно
было без них зарождение частного землевладения с его «землемерием», давшим
название самой геометрической науке.
С
практическими нуждами эпохи было связано развитие и других отраслей полезных
знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов,
постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств,
как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики,
но и механики. Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и
морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию
начатков географии и картографии.
Те же
практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных
растениях, домашних животных и особенно о самих людях.
biofile.ru
Контроль по теме "Первобытное общество"
Данные об авторе
Автор(ы):
Пономарева Е.С.
Место работы, должность:
учитель истории и обществознания МОУ СОШ поселка Монгохто, Ванинский район
Регион:
Хабаровский край Характеристики ресурса
Уровни образования:
основное общее образование
Класс(ы):
5 класс
Предмет(ы):
История
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
контрольная (проверочная) работа
Краткое описание ресурса:
тесты с вариантом выбора правильного ответа, проверка знания терминологии, работа с лентой времени
1 ВАРИАНТ
Задание 1 – Тест.
1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.
2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а) охота б)скотоводство в) собирательство.
3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари б) жрецы в) старейшины.
4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь б)бронза в) железо.
5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а)корова б) лошадь в) собака.
6. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с
земледелием?
а)скотоводство б) охота в) обработка металлов.
7. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Задание 5
Задание 6
Археологи нашли клад, закопанный в 100 г до н.э. Сколько лет клад пролежал в земле? Ответ поясни. Используй ленту времени.
2 ВАРИАНТ
Задание 1- Тест
1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей.
а) распад родовой общины б)изменение орудий труда в) появление государства.
2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство
б) изобретение металлических орудий труда
в) овладение огнем.
3. Кто управлял племенем?
а) жрецы б) совет старейшин в) цари.
4. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.
5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.
а) гарпун б) лук в) рубило.
8. Что называется искусством?
а) творческое воспроизведение окружающего мира
б) стремление человека объяснить загадки природы
в) желание людей лучше охотиться.
9. Когда человек начал заниматься земледелием?
а) 10 тыс. лет назад
б) 3 тыс. лет назад
в) 200 тыс. лет назад.
Задание 2
Что обозначают слова и выражения:
история, вещественный источник, история Древнего мира, орудия труда, религия, соседская община, племенной союз, вождь, идол, неравенство, земледелие
Задание 3
— Каковы черты первобытности?
Задание 4
? + Найдите ошибки - 5.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли
от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Задание 5
Задание 6
Александр Македонский совершил свои великие завоевания в IV в до н.э. Сколько лет назад жил Александр Македонский?
— Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)
4. ? + Найдите ошибки - 5.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно
о Чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли
от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
ошибки:
1) древнейшие люди не жили в холодных странах;
2) не знали одежды;
3) не умели разговаривать;
4) не выращивали хлеб;
5) ко времени появления человека на Земле динозавры вымерли.