Первобытные похороны. Исследователи реконструировали доисторические похороны женщины-шамана (10 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытный страх воскрешения. Первобытные похороны


Исследователи реконструировали доисторические похороны женщины-шамана (10 фото)

/800/600/http/img.fb.ru/i/5/5/4/4/5/i/55445.jpg

Крыло орла, тазовая кость леопарда, нога человека, панцири 86 черепах… Нет, это не рецепт приготовления какого-то дикого колдовского зелья. На самом деле, это лишь немногие из необычных предметов, которые археологи нашли в древнем захоронении женщины. Она, предположительно, могла быть шаманом в своем обществе. Эта могила находится недалеко от реки Хилазон в Галилее, на севере Израиля. Похороненная миниатюрная пожилая женщина принадлежала к обществу охотников-собирателей, которое существовало на этой территории около 12 тысяч лет назад.

шаман

История находки и ее исследование

Еще в 2005 году команда археологов обнаружила неглубокую могилу внутри пещеры, которая содержала останки доисторической женщины преклонного возраста. После нескольких лет кропотливого анализа ученые смогли реконструировать сложные шестистадийные похороны, включая ритуальный пир 86 черепах. Из-за сложности процесса захоронения, а также уникальных артефактов, найденных в могиле, археологи предположили, что эта женщина была шаманом, либо же другой какой-то важной персоной.

похороны

Внутри могилы – старейшего доисторического могильника, содержащего останки, по крайней мере, 28 людей, шаманка находилась на ложе из специально подобранных материалов, в том числе ракушек, панцирей черепах, мела и рогов газелей. Могила также содержала множество костей животных (нога свиньи, крыло орла, копчик коровы, тазовые кости леопарда) и даже кости человеческой ступни.

исследователи

Мнение руководителей проекта

Руководили раскопками Натали Мунро из Университета Коннектикута, Леор Гросман из Еврейского университета в Иерусалиме. Они говорят, что останки и артефакты, найденные в пещере, очень хорошо сохранились, что позволило им реконструировать погребальные обряды в деталях. Недавно исследователи опубликовали результаты их анализа в журнале «Современная антропология».

шаман

Что происходило на первых трех этапах захоронения?

Согласно новому исследованию, на первом из шести этапов погребального обряда велись подготовительные работы. Необходимо было выкопать симметричную яму внутри пещеры и придать ей форму овала. Для этого использовали некий аналог сверла, чтобы разбить коренные породы. Затем стены и пол ямы покрывались грязью, известняком и другими отложениями. На втором и третьем этапах яма выстилалась известняком, панцирями черепах, рогами газели и другими материалами, которые покрывались пеплом и обломками каменных инструментов.

похороны

Ритуальный пир и завершение обряда

На четвертом этапе захоронения обслуживающий персонал поместил тело мертвой женщины в положение на корточках, поместив панцири черепах между стенками ямы и ее головой и тазом. Большие раковины и кости животных были размещены сверху и вокруг ее тела, придавили их большим количеством известняковых блоков.

исследователи

Археологические данные свидетельствуют о том, что на этом этапе люди, которые проводили ритуал, свалили мусор и погребальный пир в могилу. Исследователи полагают, что многие панцири черепах, найденные в могиле, на самом деле были остатками ритуальной трапезы, во время которой люди съели до 55 фунтов мяса. На шестом и последнем этапе процесса захоронения они поместили большой треугольный блок известняка в верхнюю часть могилы.

исследователи

Кем могла быть захороненная женщина?

Исследователи говорят, что это не были обычные похороны. Массивные кости животных, окружающие тело женщины, и сложный характер ее захоронения говорят о том, что она могла быть шаманом либо какой-то другой важной фигурой в обществе. В то время считалось, что шаманы могут общаться с духами животных. В дополнение к низкому росту и пожилому возрасту (женщине было около 45 лет, когда она умерла – преклонный возраст в то время), она страдала от целого ряда заболеваний, которые сделали ее внешность необычной и позволили выделяться на фоне других людей ее общества.

исследователи

Особенности жизни древней общины

Общины, которые жили в регионе Леванта около 15 тысяч лет назад, считаются одними из первых постоянных поселений здесь, сформированных людьми. Доказательства, которые были обнаружены в этом могильнике, имеют важное значение для исследователей, которые изучают данную эпоху. В том числе они многое рассказывают о процессе перехода охотников-собирателей от кочевого образа жизни к более оседлому аграрному.

исследователи

Ранние археологические данные показали, что в то время как люди, проживающие в регионе Леванта, продолжали собирать фрукты и охотиться на дичь, они также начали выращивать собственные продукты питания и, возможно, даже научились выпекать хлеб. В частности, анализ захоронения женщины-шаманки ясно показывает, что погребальные обряды составляли важную часть культурной жизни в течение позднего периода существования этого древнего общества, что говорит о его организованности и сложности.

Интересные материалы:

Легендарные киллеры 90-х годов (5 фото) Житель Тверской области уверен, что может "притягивать" клады и древние артефакты (17 фото)

nlo-mir.ru

Из истории похорон :: NoNaMe

Из истории похорон

Где-то 70 тысяч лет назад древний человек стал хоронить усопших высокого ранга и звания по их иерархии. Умершего заворачивали в шкуры животных и клали в могилу всё его имущество. Могильных холмов и памятных вех над ним еще не было. Возможно, потому, что древние люди полагали, что умерший ушел в вечность.

----------------------<cut>----------------------

Погребения (похороны) — обычаи, связанные с различными способами захоронения умерших и выражающие отношение людей к покойникам и к смерти.Большое разнообразие погребальных обычаев у разных народов определяется условиями быта, традициями, религиозными представлениями людей о смерти.

История похоронной культуры довольно разнообразна. Она включает в себя оставление или выбрасывание; водяное погребение; воздушное погребение; кремацию; мумификацию; рассечение; каннибализм, а также зарывание с двумя разновидностями — пещерное и в землю. Однако, даже одно это перечисление не полностью передает всей множественности похоронных обычаев нашей цивилизации на всем протяжении ее развития.

Археологическими исследованиями установлено, что люди хоронили мертвецов в ямах и в пещерах уже в каменном веке, в среднем и позднем палеолите. Погребения на стоянках обнаружены на территории всего земного шара. Эти погребения выражали уже известную форму заботы об умершем, проистекавшей из объяснения первобытным человеком явления смерти, как сна, и из начавших зарождаться религиозных верований.

Первобытные люди в самом начале оставляли умерших в своем жилище, а уже потом умерших просто оставляли вдали от места обитания, отдавая их по сути на съедение животным. В это же время в иных племенах первобытные люди съедали своих умерших сородичей. И такой каннибализм, как обычай, существовал довольно долго... Но здесь важно учесть, что вне зависимости от способа избавления от тела умершего сама эта изоляция возникла как насущная необходимость под знаком санитарно-гигиенического очищения.

Много позже стали формироваться обычаи захоронения умерших, когда люди уже намеренно пытались сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и от людоедства. Такие погребения могут быть объяснены, как проявление инстинкта сохранения здоровья у живых и стремлением избежать опасных заболеваний. Однако, всё это еще носит случайный характер. И лишь когда у людей возникают представления о душе и загробной жизни, отношение к покойникам меняется. Страх перед умершим становится общераспространенным явлением, и тела усопших удаляются из мест обитания.

И вот из этого обычая сохранять тела умерших и возникает религиозный обряд погребения. И тогда телу умершего стали придавать особую позу: либо клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение, что по сути своей и является важнейшим ритуальным знаком любого религиозного обряда захоронения.Помимо этого довольно широко было распространено и огненное погребение. Этому способствовало изобилие лесов, которые давали дешевый горючий материал для погребального костра. При этом немаловажную роль играла и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Весьма широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и ряда других народов. У некоторых народов погребение в землю и кремация существовали одновременно.

Часто мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, а пепел поливали вином. Урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров.К примеру, этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах. А с начала V в. н. э. для погребений уже используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.

Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

Из истории похорон

Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.

Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.

К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии.

Из истории похорон

У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.

До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима — Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.

Вся античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. И все же огненное погребение вышло из обихода в суровой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.

Из истории похорон

Так начиналось похоронное дело в России

Еще с незапамятных времен могилы предков были для русских людей настоящей святыней. Даже договоры между князьями на Руси изначально заключались на могилах их отцов. Перед каждым походом или перед значимой битвой воины приходили поклоняться праху своих предков.

На Руси усопших было принято хоронить на погостах, недалеко от монастырей и территории церквей. Исследователи отмечают, что в 17 веке ритуальные услуги в Москве активно развивались, уже было более трехсот кладбищ, тогда как сама история захоронения в столице и ритуальные услуги в Москве начались в 12 веке с Кремля, рядом с которым и находились самые первые старинные кладбища. В первой половине 15 века Иван Калита начал строительство каменных храмов (Успенский собор, церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор и др.), рядом с которыми и хоронили князей. Чуть позже прямо на территории Кремля была основана усыпальница государей. К самым древним захоронениям на московской земле можно отнести кладбища Даниловского монастыря.

В 1657 году отец Петра I царь Алексей Михайлович своим указом запретил захоронение у церквей и монастырей на территории Кремля, а кладбища начали организовывать уже на городских окраинах. Виной тому послужила большая моровая язва. Началась новая страница в истории ритуальных услуг в Москве. В 1658 году недалеко от Марьиной рощи было открыто самое первое городское Лазаревское кладбище. Для иностранцев существовало особое "немецкое" кладбище.

В 1710 году в Петербурге было учреждено первое в России городское кладбище за Выборгской стороной, за пределами города. В связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях в октябре 1723 года Пётр I издал указ, запрещавший захоронения внутри города всех лиц, кроме знатных персон.

В связи с эпидемией чумы в Москве Сенат указом от 1 ноября 1771 года запретил всем городам захоронения при церквах и монастырях и потребовал создавать кладбища за городской чертой. Постепенно городские кладбища стали получать архитектурно-планировочную организацию. Были организованы 20 специальных захоронений, среди которых и Ваганьковское, Даниловское, Армянское, Рогожское, Преображенское, Семеновское, Дорогомиловское кладбища. Уже позже были открыты Караимское, Татарское и Еврейское кладбища.

Из истории похорон

По русскому законодательству кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в селениях — на расстоянии полуверсты (250 саженей). Но на практике, при росте городов, приходилось часто отступать от этого требования, и поэтому законом 1889 года министру внутренних дел было дано право разрешать такие отступления.

По русскому законодательству опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакого строения возводить на них не дозволялось. Кроме того, не разрешалось, без особого распоряжения переносить с закрытого кладбища гробы и мертвые тела. Захоронения не могли состоять в частной собственности, но те из них, которые устраивались на общественной земле, не переставали быть собственностью общества, городского или сельского. В административном отношении они подлежали ведению духовного начальства: общество не могло претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища. Впрочем, и духовное начальство могло пользоваться им лишь согласно его назначению. Лицо, откупившее место на кладбище, не приобретало его на правах собственности, а получало лишь исключительное право пользоваться местом для погребения.

В XVIII-XIX веках появляются кладбища военные, морские, тюремные, инфекционные и другие.

Из истории похорон

В дореволюционной России существовало семь разрядов похорон и соответственно мест захоронений. Связь государства с Церковью, существование официально господствующей религии — Православия определяло устройство кладбищ по религиозно-национальному признаку: православные, армянские, еврейские, иноверческие, лютеранские, мусульманские, римско-католические.

Управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиального ведомства и попечительства о бедных духовного звания.

К концу 19 века, когда жителей в Столице насчитывалось уже более 1 миллиона человек, ритуальные услуги начали развиваться еще активнее. В 1898 году открыли престижное Новодевичье кладбище.

В XIX — начале XX веков в России в связи с ростом населения и территории городов увеличилось число кладбищ, многие из которых, образованные в конце XVIII — начале XIX века за городом, оказались в городской черте. Некоторые закрывались или переносились на другое место, а в крупнейших российских городах некоторые старые кладбища превращались в своеобразные национально-исторические памятники — некрополи. В создании надгробий и памятников на кладбищах участвовали виднейшие скульпторы — Ж.А.Гудон, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, И.П.Мартос, П.П.Трубецкой и другие.

Вопрос о введении кремации в дореволюционной России поднимался с конца 1880-х гг. Этому вопросу посвящались доклады, статьи в периодической печати и журналах, он неоднократно ставился многими санитарными и общественными деятелями, в особенности в Петербурге, в связи с тяжёлыми условиями минерализации на кладбищах. Первый доклад о преимуществах кремации сделал в 1889 году инженер Б.К. Паравдзик в Петербурге на собрании Российского общества архитекторов.

Законопроекты о введении кремации в России, подготовленные по инициативе Министерства внутренних дел в конце XIX и начале ХХ века, обсуждались в Государственной Думе, но, наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрели силы закона.

Из истории похорон

Декретом Совнаркома РСФСР "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года в нашей стране впервые была разрешена кремация умерших. В декрете говорилось: "Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похороны, уничтожаются". Таким образом было покончено с сословными привилегиями и в погребении; была отменена оплата мест на кладбищах.

Декреты советской власти об отделении Церкви от государства, о свободе вероисповедения превратили кладбище из религиозного учреждения в гражданское.

Идея равенства в большевистском исполнении приносила всегда одинаковый результат.В течение более 70 лет (да и поныне) именно как гражданская развивалась отрасль похоронного обслуживания в нашей стране, приобретя, как одно из свойств, кастовое разделение на тех, кто имел право быть похороненным на почётном кладбище или передних, ближайших ко входу участках, и всех остальных советских людей. Пределом нелепости является разделение покойных по признаку прописки...

Из истории похорон

Конечно, самые большие перемены в истории московских захоронений и ритуальных услугах в Москве произошли в 20 веке: в центре Москвы убрали многие старые кладбища, а в 80-х годах открыли Митинское и Домодедовское кладбища.

В настоящее время ритуальные услуги имеют огромную инфраструктуру. Ритуальные услуги включают в себя захоронение на кладбище, производство различной ритуальной продукции и т. д.

Если затрагивать ритуальные услуги в Москве вообще, то по сравнению с другими регионами России ритуальные услуги в Москве очень развиты. Специалисты отмечают, что ритуальные услуги в Москве и доходы от этого бизнеса превышают сто миллионов рублей в год.

Но, несмотря на все это, многие компании оказывают ритуальные услуги в Москве нелегально. Сегодня в столице лишь несколько десятков похоронных служб реально оказывают качественные и, главное, законные ритуальные услуги в Москве.

Из истории похорон

txapela.ru

 

История похоронной культуры и похоронного дела

Намеренные захоронения могут быть одними из наиболее ранее замеченных форм религиозных практик. Существуют спорные данные о том, что неандертальцы были первыми человеческими особями, которые намеренно хоронили умерших, делая это в мелких могилах вместе с каменными инструментами и костьми животных. Самое раннее не оспариваемое человеческое погребение, обнаруженное до сих пор, датируется 130-ю тысячами лет назад. Человеческий скелет, запятнанный красной охрой, был открыт в пещере Скул в Израиле. Множество погребальных предметов присутствовало на этом месте, включая нижнюю челюсть кабана в руках одного из скелетов. На доисторические кладбища ссылаются более нейтральным термином «могильные поля». Они — одни из главных источников информации о доисторических культурах, и многочисленные археологические культуры определены их похоронными обычаями, такие как культура полей погребальных урн или Бронзовый век.Где-то 70 тысяч лет назад древний человек стал хоронить усопших высокого ранга и звания по их иерархии. Умершего заворачивали в шкуры животных и клали в могилу всё его имущество. Могильных холмов и памятных вех над ним еще не было. Возможно, потому, что древние люди полагали, что умерший ушел в вечность.Большое разнообразие погребальных обычаев у разных народов определяется условиями быта, традициями, религиозными представлениями людей о смерти.История похоронной культуры довольно разнообразна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнее захоронение. Крым

 

В соответствии с классификацией французского этнографа Ж. Монтадона, все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:

оставление или выбрасывание;водяное погребение;воздушное погребение;зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;кремация;мумификация;рассечение;каннибализм.

Археологическими исследованиями установлено, что люди хоронили мертвецов в ямах и в пещерах уже в каменном веке, в среднем и позднем палеолите. Погребения на стоянках обнаружены на территории всего земного шара. Эти погребения выражали уже известную форму заботы об умершем, проистекавшей из объяснения первобытным человеком явления смерти, как сна, и из начавших зарождаться религиозных верований.Первобытные люди в самом начале оставляли умерших в своем жилище, а уже потом умерших просто оставляли вдали от места обитания, отдавая их по сути на съедение животным. В это же время в иных племенах первобытные люди съедали своих умерших сородичей. И такой каннибализм, как обычай, существовал довольно долго... Но здесь важно учесть, что вне зависимости от способа избавления от тела умершего сама эта изоляция возникла как насущная необходимость под знаком санитарно-гигиенического очищения.Много позже стали формироваться обычаи захоронения умерших, когда люди уже намеренно пытались сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и от людоедства. Такие погребения могут быть объяснены, как проявление инстинкта сохранения здоровья у живых и стремлением избежать опасных заболеваний. Однако, всё это еще носит случайный характер. И лишь когда у людей возникают представления о душе и загробной жизни, отношение к покойникам меняется. Страх перед умершим становится общераспространенным явлением, и тела усопших удаляются из мест обитания.И вот из этого обычая сохранять тела умерших и возникает религиозный обряд погребения. И тогда телу умершего стали придавать особую позу: либо клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение, что по сути своей и является важнейшим ритуальным знаком любого религиозного обряда захоронения.Помимо этого довольно широко было распространено и огненное погребение. Этому способствовало изобилие лесов, которые давали дешевый горючий материал для погребального костра. При этом немаловажную роль играла и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Весьма широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и ряда других народов. У некоторых народов погребение в землю и кремация существовали одновременно.Часто мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, а пепел поливали вином. Урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров.К примеру, этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах. А с начала V в. н. э. для погребений уже используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии. 

У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным.До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации. Такие площади окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Знаменитейшие люди Древнего Рима — Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.Вся античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. 

 

 

Так начиналось похоронное дело в России

Еще с незапамятных времен могилы предков были для русских людей настоящей святыней. Даже договоры между князьями на Руси изначально заключались на могилах их отцов. Перед каждым походом или перед значимой битвой воины приходили поклоняться праху своих предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погребальный обряд Сунгири. 25 тыс. лет назад.Россияне позднего палеолита

 

На Руси усопших было принято хоронить на погостах, недалеко от монастырей и территории церквей. Исследователи отмечают, что в 17 веке ритуальные услуги в Москве активно развивались, уже было более трехсот кладбищ, тогда как сама история захоронения в столице и ритуальные услуги в Москве начались в 12 веке с Кремля, рядом с которым и находились самые первые старинные кладбища. В первой половине 15 века Иван Калита начал строительство каменных храмов, рядом с которыми и хоронили князей. Чуть позже прямо на территории Кремля была основана усыпальница государей. К самым древним захоронениям на московской земле можно отнести кладбища Даниловского монастыря.В 1657 году отец Петра I царь Алексей Михайлович своим указом запретил захоронение у церквей и монастырей на территории Кремля, а кладбища начали организовывать уже на городских окраинах. Виной тому послужила большая моровая язва. Началась новая страница в истории ритуальных услуг в Москве. В 1658 году недалеко от Марьиной рощи было открыто самое первое городское Лазаревское кладбище. Для иностранцев существовало особое "немецкое" кладбище.В 1710 году в Петербурге было учреждено первое в России городское кладбище за Выборгской стороной, за пределами города. В связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях в октябре 1723 года Пётр I издал указ, запрещавший захоронения внутри города всех лиц, кроме знатных персон.В связи с эпидемией чумы в Москве Сенат указом от 1 ноября 1771 года запретил всем городам захоронения при церквах и монастырях и потребовал создавать кладбища за городской чертой. Постепенно городские кладбища стали получать архитектурно-планировочную организацию. Были организованы 20 специальных захоронений, среди которых и Ваганьковское, Даниловское, Армянское, Рогожское, Преображенское, Семеновское, Дорогомиловское кладбища. Уже позже были открыты Караимское, Татарское и Еврейское кладбища.По русскому законодательству кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в селениях — на расстоянии полуверсты (250 саженей). Но на практике, при росте городов, приходилось часто отступать от этого требования, и поэтому законом 1889 года министру внутренних дел было дано право разрешать такие отступления.По русскому законодательству опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакого строения возводить на них не дозволялось. Кроме того, не разрешалось, без особого распоряжения переносить с закрытого кладбища гробы и мертвые тела. Захоронения не могли состоять в частной собственности, но те из них, которые устраивались на общественной земле, не переставали быть собственностью общества, городского или сельского. В административном отношении они подлежали ведению духовного начальства: общество не могло претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища. Впрочем, и духовное начальство могло пользоваться им лишь согласно его назначению. Лицо, откупившее место на кладбище, не приобретало его на правах собственности, а получало лишь исключительное право пользоваться местом для погребения.Основы кладбищенского законодательства России впервые изложены в "Уставе врачебном". Законы давали общие указания об устройстве кладбищ, возлагая руководство последними на национальные, либо религиозные общины. Организация частных кладбищ запрещалась. Все работы на кладбищах выполнялись артелями могильщиков, на православных кладбищах староста артели входил в состав церковного причта. Сочетание духовного надзора священнослужителей и работы артелей позволяло обходиться без громоздкого административного аппарата: так, в Москве работу кладбищ контролировал один Гласный Городской думы. Никаких централизованных служб не было. Правила содержания и устройства кладбищ изложены в ст. 693721 "Устава врачебного". Нормативные акты предписывали выбирать для кладбищ места с сухой, крупнозернистой и воздухопроницаемой землей. Грунтов с высоким содержанием глины надлежало избегать. Предписывалось выбирать под кладбища "высоколежащие места с естественным дренажем". Уровень грунтовых вод допускался не менее 0,5 м от подошвы могилы. Предписывалось всячески избегать омыления тел. Кладбище, на котором наблюдались случаи омыления, считалось не соответствующим санитарным нормам. Кладбищенский период был установлен 30 годам, глубина могил - 1,7-1,8 м. Для обустройства семейных захоронений практиковался откуп (без права хозяйственного использования) мест захоронений. Цена за семейный участок колебалась от 300 до 1200 рублей серебром. В XVIII-XIX веках появляются кладбища военные, морские, тюремные, инфекционные и другие. В дореволюционной России существовало семь разрядов похорон и соответственно мест захоронений по религиозно-национальному признаку: православные, армянские, еврейские, иноверческие, лютеранские, мусульманские, римско-католические.Управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиального ведомства и попечительства о бедных духовного звания.В XIX — начале XX веков в России в связи с ростом населения и территории городов увеличилось число кладбищ, многие из которых, образованные в конце XVIII — начале XIX века за городом, оказались в городской черте. Некоторые закрывались или переносились на другое место, а в крупнейших российских городах некоторые старые кладбища превращались в своеобразные национально-исторические памятники — некрополи. Вопрос о введении кремации в дореволюционной России поднимался с конца 1880-х гг. Этому вопросу посвящались доклады, статьи в периодической печати и журналах, он неоднократно ставился многими санитарными и общественными деятелями, в особенности в Петербурге, в связи с тяжёлыми условиями минерализации на кладбищах. Первый доклад о преимуществах кремации сделал в 1889 году инженер Б.К. Паравдзик в Петербурге на собрании Российского общества архитекторов.Законопроекты о введении кремации в России, подготовленные по инициативе Министерства внутренних дел в конце XIX и начале ХХ века, обсуждались в Государственной Думе, но, наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрели силы закона.Декретом Совнаркома РСФСР "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года в нашей стране впервые была разрешена кремация умерших. В декрете говорилось: "Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похороны, уничтожаются". Таким образом, было покончено с сословными привилегиями и в погребении; была отменена оплата мест на кладбищах.До принятия Закона РФ "О погребении и похоронном деле" действовали "Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ" № 166077 от 10.02.77 г. Кладбищенский период установлен 15 годам, глубина могил - 1,5 м. Практики "откупа" семейных участков нет. Система похоронного обслуживания централизована, похороны считаются разновидностью бытовых услуг.В настоящее время ритуальные услуги имеют огромную инфраструктуру и включают в себя захоронение на кладбище, производство различной ритуальной продукции и т. д.

 

Похоронная традиция в России

Процедура похорон отражает бытовой и культурный уклад народности. В России похоронная традиция имеет свои корни, уходящие в язычество, теперь переплетенные с православным христианством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.К.Саврасов "Могила на Волге"

 

Еще к умирающему человеку начинали приходить близкие, чтобы проститься. Двери открывали настежь, чтобы душа покойного могла уйти. В голове у умирающего ставился стакан с чистой водой, якобы для того, чтобы душа перед тем, как уйти – вымылась. Еще до обмывания покойного усаживали в доме женщин-плакальщиц. Женщины причитали, выходили на улицу и смотрели в ту сторону, где будут хоронить, мол ступай с Богом.Причет ярко отражает самобытность культуры,  и хотя со временем претерпел изменения, все же, по-прежнему выполняет важную роль в похоронном обряде. В более древние времена причет обязан был комментировать происходящее в доме умершего, теперь же это редко встретишь, т.к. утратились многие языческие обычаи. В причитаниях смерть по- прежнему зовется «душегубицей» и «бедою», которая непреклонна и не отвечает на мольбы и просьбы. Во многих фольклорных записях встречаются народные приметы, возвещающие приход в дом смерти. Это и птица, стукнувшая клювом в окно, воющая собака, кукушка, севшая недалеко от дома и другие. Чтобы убедиться, что действительно человек умер, подносили зеркало к губам. Если покойник начинал напоминать о себе приходом во сне или еще как —  надо было посмотреть в подвал или в печку, а на сороковой день повесить на стену конскую узду. На веки умершего клали медяки, чтобы откупиться от смерти (якобы покойный может высмотреть в доме еще кого-либо и забрать с собой). Эти же монеты закрывали в гробу. Был еще один вид выкупа. Когда долго не могли найти утонувшего человека, то бросали в водоем серебряные монеты, чтобы выкупить тело у воды.Покойному связывались руки и ноги для того, чтобы нечистая сила не крутила руки и ноги, через два часа тело обмывали. Мыть доверяли чужим людям, особенно предпочтение отдавалось старым девам. Обмывали из горшка теплой водой с мылом. После горшок с водой выбрасывался в реку, либо в место, где никто из людей не ходит и ничего не сажает, т.к. вода эта мертвая. Есть обычай оплачивать услуги обмывания какой-либо вещью покойного. В некоторых районах считалось, что за обмывание покойных прощаются грехи, мол сорок усопших обмоешь – сорок грехов с себя снимешь. Одевать принято во все новое. Одежда на смерть готовится заранее, задолго до смерти. Человек, который моет, тот и одевает. Церемония шитья одежды такова: узлы не делались, нитки не отрывались, шили в один шов, и чтоб иголка шла вперед, пуговицы не пришивались, швы выворачивать нельзя. Самая общераспространенная одежда для смерти была рубаха, причем и для мужчин и для женщин. К покойному клали предметы, с которыми тот не разлучался при жизни. Гроб мастерили из сосны или ели. Строго запрещалось использовать осину, т.к. считалось, что это дерево проклято из-за повесившегося на ней Иуды. На дно гроба клали щепу и стружку, которые оставались после изготовления. Жечь щепу не позволялось, чтобы не причинить неудобства умершему (может быть жарко). Размер гроба тщательно вымерялся, т.к. считалось, что покойник может забрать с собой кого-либо, если будет свободное место. Гроб с покойным ставили в красном углу ногами к двери.Лоб покойного украшали «венчиком» с молитвой об отпущении грехов. В левую руку вкладывали платочек, а в правую — подорожную. Платочек нужен для оттирания пота на Суде или слез. Обязательно одевали нательный крест, который служит пропуском в иной мир. За окошко, где находился усопший, вывешивали полотенце из льна или просто белую ткань.Хоронили на третий день. По над дорогой кидали еловые ветки (ветки чистого дерева), чтобы усопший уходил по «чистой» дороге. По возвращению ветки убирались и сжигались, чтобы покойный не вернулся и не прибрал кого-нибудь из живых родных.Существует достаточно много примет, связанных с похоронами. Могилу копали утром на лучшем месте, чтобы понравилось покойному (вдруг рассердится и заберет еще кого-нибудь). Если стены могилы обваливались — скоро копать еще яму. Полы не мелись пока покойный был в доме, чтобы не вымести кого живого. Зеркала закрывались темной тканью, чтобы нечисть не обезобразила усопшего. Гроб несли на полотенцах, отдавая уважение покойному. Последнее прощание происходило на кладбище. Целовали в лоб, в иконку на груди. Нельзя ронять слезы на усопшего, чтоб не намочить и не обидеть. Люди желали, чтобы земля была пухом для усопшего. В яму бросали монетку. Родные — серебряную, чтобы купить место рядом, а чужие — медную, чтобы покойному было чем платить за переправу через озеро на том свете. Кстати, образ реки или озера, переправы встречается во многих культурах.Вещи покойного после сорока дней раздавались людям. Предметы, которые использовались в похоронах, сжигались или опускались в могилу и засыпались землей, чтобы покойный никак не влиял на живых. Все делалось для того, чтобы покойный не вернулся за кем-либо, не высмотрел себе жертву (глаза покойного обязательно закрывают).В доме покойного кто-нибудь оставался, пока процессия уходила на кладбище. Мылись полы, накрывалась поминальная трапеза. Поминать принято сразу, на девятый день, сороковой, а потом через год. Христианской традицией установлены Родительские субботы — поминальные дни, когда родственники молятся об усопших, посещают могилы, многие приносят с собой еду и приглашают покойного на трапезу. В этом видны языческие корни.Человек испытывает сильный стресс при потере близкого. В головном мозге начинается ускорение биохимических процессов. Это установлено опытами и исследованиями. Содержание норадреналина повышается, мощность биополя возрастает.Организм покойного первые четыре минуты работает как живой. Когда в глаза живого человека попадает свет, то в головном мозге возникают определенные реакции. Когда свет попадает в глаза умершего человека, то нервные импульсы, которые уже не могут попасть в мозг, создадут флуктуации, центрами которых служат сгустки энергии. Вот на эти сгустки скапливается выходящая энергия покойного и биоэнергия живого человека. Такая энергия в замкнутом пространстве вполне может засесть, т.е. не раствориться. Значит, даже тогда, когда покойного уже нет в доме, под влиянием биоэнергии живого человека усопший может иногда возникать в доме.Испокон веков люди бережно оберегали свой дом от вторжения чего-нибудь чужого. Покойный обязан пребывать в специальном месте. У кого-то — под землей, у других — на небе, у некоторых — скитаться из одного существа в другое, но только не среди живых людей. Древние чуяли, что глаза покойного могут источать нечто такое, что потом даст ему право гулять по дому, тревожа живых. Поэтому всегда глаза умершего закрываются.Именно в течение первых 4 минут после кончины биополя живых и покойного сильно взаимодействуют. Энергия, под воздействием направленных импульсов, исходящих из мозга живого человека охватывает биохимические реакции мозга усопшего. Именно в этот момент организм покойного излучает инфракрасные волны, а молекулы медиатора служат центром всей молекулярной системы, заключающейся из электрических зарядов. Организм покойного окутан полями электромагнитного излучения, которое рассеивается во все стороны. Эта энергия воздействует на окружающие предметы. В давние времена зеркала изготавливались из пластин серебра. При попадании энергии на такое зеркало, вполне получалось что-то вроде фотографии, которая не видна обычно, но если живой человек сконцентрирует свою биоэнергию, гравитационное поле чуть изменится, то может возникнуть изображения. Такие случаи вызвали суеверия. Отсюда возник обычай закрывать зеркала.Этикет похорон предписывает быть одетыми не вызывающе, вести себя степенно, не вести отвлеченных бесед, помнить об усопшем только доброе. Это объяснимо тем, что человек в возбужденном состоянии больше излучает энергии, чем в спокойном. Волны, исходящие от покойного ничто не должно подгонять. Вековые традиции ограждают покой умершего при контакте с живыми людьми. Принято так же останавливать часы, чтобы энергия от усопшего не перемешалась с энергией от часов. Нельзя открывать окна, чтобы волны покойного не сбились посторонними колыханиями.Бывали случаи, когда умерший некоторое время назад человек, вдруг приходил во сне к родным и просил отнести какую-либо вещь с другим покойным, и назывался адрес. На следующий день кто-либо из родных идет по указанному адресу с нужной вещью и попадает на похороны. Просимая вещь ложилась в гроб покойного. Затем снова снился сон, где усопший благодарил за выполненную просьбу.Покойного обязательно выносят из дома вперед ногами. И этому есть объяснение. В голове энергия концентрируется в сгустки,  стягивая на себя всю остальную свободную энергию. Если вынести усопшего вперед головой, то сгустки энергии уплывут первыми и не смогут скопить в себе всю оставшуюся энергию усопшего.Ни одна традиция не лишена смысла. Это опыт наших предков, накопленный веками… 

Интересно знать, что:

Работники похоронною дела в Европе объединены в следующие общественные организации. EBU - Европейский союз работников похоронного дела; АЕТ - Европейская ассоциация танатологов. AET/EBU является ассоциированным членом IFTA - Международной Федерации ассоциаций танатологов. Этические положения профессии определяются КОДЕКСОМ ЧЕСТИ работников АЕТ. Кладбища стран - участников AET/EBU - независимые от магистратов экономические предприятия со своими структурами; однако Устав каждого из этих предприятий должен соответствовать КОДЕКСУ ЧЕСТИ работников АЕТ. Правила содержания кладбищ, требования к конструкции гробов и урн, правила перевозки усопших согласованы с Всемирной Организацией Здоровья - ВОЗ. По инициативе AET/EBU создан пакет международных и межгосударственных соглашений о перевозке тел усопших и об ускоренном оформлении соответствующих документов. Страны - участники AET/EBU имеют подробно разработанные законодательства о похоронном деле, отражающие национальные и религиозные особенности каждой из стран, но практически единые по части санитарно-гигиенических требований и норм, которые обязательны для конфессиональных, муниципальных и частных кладбищ. Согласно правилам содержания кладбищ AET/EBU, место захоронений должно иметь "воздухопроницаемую, легкую, сухую землю", а уровень грунтовых вод - не ближе 3-х метров от поверхности. Жесткие требования к уровню грунтовых вод позволяют производить "стеллажные" захоронения, для чего первичное захоронение производится на глубине 2,2-2,7 м. Последующие захоронения допускаются, если до поверхности земли остается не менее одного метра через 10 лет. Одиночные захоронения производятся на глубине 1,5-1,8 м; кладбищенский период для деревянных гробов - 25 лет и 50 лет - для металлических. Для семейных захоронений широко применяются склепы. Характерно, что кладбища Вены районированы и располагаются не далее 10 км от района проживания покойного. Как видно, современные европейские требования к качеству грунта и уровню стояния грунтовых вод практически не отличаются от дореволюционных российских. Дореволюционные кладбища России и современные Европы объекты культурного и исповедального значения, но отнюдь не комбинаты бытовых услуг. Следует обратить внимание на даты принятия основ кладбищенского законодательства. В России 1771 г. - после эпидемии чумы, в Англии 1843 г. - после эпидемии холеры... Основы общеевропейских санитарно-гигиенических требований к кладбищам были приняты в 1852 г. на Брюссельском гигиеническом конгрессе.   

 

simfritual.mya5.ru

Первобытно похоронный обряд - Незнайка.НЕТ

Думаю тебе это поможет: Первые в истории человечества захоронения — это погребения неандертальцев, относящиеся к мустьерскому культурному периоду (см. классификацию). В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.

После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствие

и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам,

был сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них, пожалуй, является открытие археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 году погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика некое подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, что это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.

Важным аргументом в пользу существования преднамеренных захоронений неандертальцев А. П. Окладников считал наличие ям, в которых находят их костяки: "Как бы ни объяснить происхождение таких ям, их существование остается фактом по

крайней мере в двух случаях. Первый — в ля Шапель-о-Сен, второй, самый разительный,— в гроте Киик-Коба (в Крыму)".

По мнению приверженцев концепции Окладникова, характерная особенность найденных неандертальских костяков — одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем, везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. А. П. Окладников считал, что случайным это быть не могло и указывало на особое отношение людей той эпохи к мертвым и смерти, и даже предполагало существование у неандертальцев некоего солнечного культа.

"Существенно одно,— писал А. П. Окладников,— неандерталец уже убедился, что мертвец не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигла смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".

Оцени ответ

reshebka.com

Первобытный страх воскрешения

Множество современных этических норм и правил различных церемоний корнями уходит во тьму тысячелетий к первобытным предкам и их обычаям, в частности, погребальным. Например, не следует здороваться или разговаривать через порог, а все потому, что раньше под порогом хоронили предка, который оберегает дом. Что общего между современным заколачиванием крышки гроба и заворачиванием египетской мумии в бинты – в нашем материале. 

В первую очередь, для объяснения истоков многих погребальных правил важно помнить, что сознание первобытного человека, как подробно описывал еще почти сто лет назад французский этнолог Люсьен Леви-Брюль, пронизано мистикой. Лучшая фраза для его описания — магическое сознание. Всякое событие, в том числе и смерть, объясняется действием магических сил разных предметов, намерениями духов и колдунов. Леви-Брюль пишет о представлениях народов Африки, Австралии и Тасмании, Северной и Южной Америки: «Повсюду в низших обществах объясняют не естественными, а иными причинами». Даже старение и любая болезнь вызваны мистическими силами.

Несчастных случаев в нашем понимании, согласно первобытным воззрениям, и вовсе не существует. Нередко живущие рядом с опасными животными (крокодилами или крупными кошками) совсем их не боятся: если они нападают, то в этот момент являются орудием мага, которого пытаются найти и обезвредить. И так всякий раз, как кто-то слишком далеко сунется в воду. По распространенному убеждению, покойники и их духи представляют наряду с колдунами одну из самых больших опасностей: «как бы добр ни был покойник при жизни, стоит ему испустить дух, чтобы душа его стала помышлять лишь о том, чтобы причинять зло».

Фото 1. Западная Африка начало 1930-х гг. Все селение провожает человека в последнии путь..jpgЗападная Африка, начало 1930-х гг. Все селение провожает человека в последний путь

Многие «первобытные» народы верят, что смерть не является неизбежной

Дух мертвого, жаждущий мести или недовольный живыми по другим причинам, может оказывать свое зловредное действие тысячей способов. Если, например, кто-то вскоре после похорон заболел, все знают, кого винить. Поэтому, чтобы спастись от смерти, наступление которой совсем не обязательно (ведь живут даже дряхлые старики), нужно обладать способностью жить в мире с духами и избегать конфликтов с колдунами. Многие африканские племена, в том числе кпелле, питают безгранично уважение к пожилым именно за то, что те были достаточно ловки, чтобы десятилетиями противостоять покушениям демонов, магов и духов предков. Последние могут переселяться в рождающихся людей, животных, растения или неодушевленные предметы, а могут существовать и самостоятельно и даже возвращаться на какое-то время в свое тело.

Фото 2. Мужчины народа кпелле 2006 г..jpgМужчины народа кпелле, 2006 г.

Древние мифы разных народов полны эпизодов воскрешения — сиро-финикийский Таммуз, египетский Осирис, Иисус Христос. Человек всегда с трудом принимал мысль о конечности жизни в момент гибели тела, а смерть оставалась одной из главных загадок. Однако, если для христиан воскрешение является чудесным, уникальным и жизнеутверждающим событием, первобытные люди его жутко страшились еще задолго до наступления железного века. По археологическим данным (в первую очередь, изучение погребений) и результатам этнографических исследований народов, пребывающих в первобытном состоянии, мы знаем о множестве способов похоронить человека и целях тех или иных производимых с покойниками манипуляций.

Фото 3. Западная Африка народность лоби. Похороны (покоиник в циновке) 1933-34 гг..jpgЗападная Африка, народность лоби. Похороны (покойник в циновке), 1933−34 гг.

Даже у народов простых культур виды погребений отличаются огромным разнообразием, и по сей день едва ли можно понять, какой из них наиболее древний. Аборигены Австралии и Тасмании и сжигали, и хоронили мертвых в могилах. Многие племена на севере и западе Австралии помещали покойников в полые деревья, клали на помосты или хоронили в пещерах (например, в штате Виктория). Бывает, трупы, перед тем как их положить на ветви или в дерево, высушивали на солнце или огне. В отношении многообразия «рекордсменами» стали жители острова Сан-Кристобаль, где был зафиксирован двадцать один способ похорон — в том числе в земле, в море, в скалах, на деревьях или в мешках, сожжение и мумификация.

Фото 4..jpg

Тщательность, с которой совершаются погребения, связана не только с любовью и заботой к умершему, но и со страхом, как бы дух не вернулся в тело, а покойник не причинил вреда живым. Возможно, сама кремация изначально имела целью именно обезвреживание покойника, как и наваленные на тасманийскую могилу камни, связанные бинтами мумии Египта (ведь это необязательно для самой мумификации) и забитые гвоздями гробы европейцев. Еще раньше, как показала древняя гробница недалеко от пирамиды Снефферу, египтяне при мумификации удаляли со скелета мышцы и ломали кости. Чтобы заставить труп остаться неподвижным, в Австралии дерево, служащее гробом, иногда пронзают еще копьем, чтобы прикрепить тело, а иногда все дерево сжигается. Тасманийцы непременно связывали мертвых по рукам и ногам. В Испании древние люди по традиции прибивали мертвых гвоздями к доскам, на которых их опускали в могилу, или вбивали гвоздь в голову. В нескольких групповых погребениях все скелеты хранят следы такого «убийства». Применялись и другие хитрости — например, часть костей скелета по прошествии времени или после кремации убиралась и заменялась другими костями, чтобы «одурачить» мертвого. Иногда покойника поворачивали лицом вниз.

Фото 5. Череп пробитыи гвоздем. Пуиг Кастельяр Испания..jpgЧереп, пробитый гвоздем. Пуиг Кастельяр, Испания

Идея воскрешения из мертвых является одним из наиболее древних суеверий

Существуют и меры предосторожности, позволяющие избежать столкновения с находчивым покойником, которому все-таки удалось выбраться из могилы. Места погребения огораживаются, а рядом с ними прокладывают дороги, будто бы ведущие к поселению, а на деле — на пустыри и в леса, где никого нет. Египтяне, отличающиеся изобретательностью в борьбе с Аху и Ху (привидениями-покойниками), в дополнение к перечисленным выше способам обездвижить труп, во время похорон описывали страну мертвых как райское место, хотя сами не верили в это, а бинты на мумии покрывались страшными изображениями, отбивающими охоту к возвращению. Так они, помимо обезглавливания, связывания и помещения в саркофаги с замками (которые не открыть именно изнутри), пытались действовать и дипломатично. Читая надписи на саркофаге, хвалящие страну мертвых, уже готовый к побегу покойник скорее всего вернулся бы, откуда пришел.

Фото 6. Мумия Рамсеса Второго 1212 г. до н.э..jpgМумия Рамсеса Второго. 1213 г. до н. э.

В итоге мы видим, как многие явления современной культуры, в том числе идея зомби, имеют первобытное происхождение. И всякий раз, когда мы следуем нормам, потому что «это традиция» и «так заведено», возможно, это наш живший десятки тысяч лет назад предок посылает привет.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

первобытно похоронный обряд - Грамотные.com

Думаю тебе это поможет: Первые в истории человечества захоронения — это погребения неандертальцев, относящиеся к мустьерскому культурному периоду (см. классификацию). В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствиеи уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам,был сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них, пожалуй, является открытие археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 году погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика некое подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, что это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.Важным аргументом в пользу существования преднамеренных захоронений неандертальцев А. П. Окладников считал наличие ям, в которых находят их костяки: «Как бы ни объяснить происхождение таких ям, их существование остается фактом покрайней мере в двух случаях. Первый — в ля Шапель-о-Сен, второй, самый разительный,— в гроте Киик-Коба (в Крыму)».По мнению приверженцев концепции Окладникова, характерная особенность найденных неандертальских костяков — одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем, везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. А. П. Окладников считал, что случайным это быть не могло и указывало на особое отношение людей той эпохи к мертвым и смерти, и даже предполагало существование у неандертальцев некоего солнечного культа.»Существенно одно,— писал А. П. Окладников,— неандерталец уже убедился, что мертвец не просто «спящий», что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигла смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о «жизни за гробом».

Мегамозг - Ноя 20, 2017 |

gramotnye.com

первобытно похоронный обряд

Думаю тебе это поможет: Первые в истории человечества захоронения — это погребения неандертальцев, относящиеся к мустьерскому культурному периоду (см. классификацию). В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам, был сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них, пожалуй, является открытие археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 году погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика некое подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, что это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению. Важным аргументом в пользу существования преднамеренных захоронений неандертальцев А. П. Окладников считал наличие ям, в которых находят их костяки: "Как бы ни объяснить происхождение таких ям, их существование остается фактом по крайней мере в двух случаях. Первый — в ля Шапель-о-Сен, второй, самый разительный,— в гроте Киик-Коба (в Крыму)". По мнению приверженцев концепции Окладникова, характерная особенность найденных неандертальских костяков — одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем, везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. А. П. Окладников считал, что случайным это быть не могло и указывало на особое отношение людей той эпохи к мертвым и смерти, и даже предполагало существование у неандертальцев некоего солнечного культа. "Существенно одно,— писал А. П. Окладников,— неандерталец уже убедился, что мертвец не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигла смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".

shpora.org


Смотрите также