Первобытное искусство: как человек стал человеком - Образы. Первобытные символы
Почему эти 32 символа находят в древних пещерах по всей Европе?
Содержание лекции:«Поговорим о пещерах – тёмных полостях в известняковых скалах, которые нас так привлекают. Когда вы проходите через портал между светом и тьмой, попадаете в подземный мир – место вечного мрака, землистых запахов, безмолвной тишины.
Давным-давно древние люди в Европе также входили в эти подземные миры. Чтобы засвидетельствовать своё здесь прохождение, они оставляли загадочные рисунки, например, как это изображение группы людей, треугольников и зигзагов в обширном подземелье Охо Гуаренья (Ojo Guareña) в Испании. Теперь вы пройдёте по тому же пути, что и ранние художники. В этом сюрреалистическом и потустороннем месте практически можно представить, что вы слышите приглушённые звуки от топота кожаных ботинок по мягкой земле или видите мерцание факела за поворотом.
Когда я нахожусь в пещере, часто задаюсь вопросом, что побудило людей пойти настолько глубоко через опасные и узкие проходы, чтобы оставить свой след? В этом видеоролике, снятом в полукилометре под землёй в пещере Кудон в Испании, мы обнаружили ряд красных рисунков на потолке в ранее неизведанном участке пещеры. По мере нашего продвижения проход сужался. Наконец, мы добрались до точки, где потолок настолько снизился, что мой муж Дилан (он же фотограф проекта) больше не мог сфокусироваться на потолке со своей зеркальной фотокамерой. Так что пока он снимал меня, я продолжала следовать по следам красной краски с подсветкой и компактным фотоаппаратом, который мы хранили для подобного случая. В полукилометре под землёй.
Шутки в сторону. Что кто-то там делал с факелом или каменным светильником?
Я имею в виду, с какой целью?
Это тот самый вопрос, на который я пытаюсь ответить в своих исследованиях. Я изучаю одно из самых древних искусств в мире. Оно создавалось ранними художниками в Европе в период от 10 000 до 40 000 лет назад. Я изучаю это не просто потому, что оно красиво, хотя некоторые примеры таки прекрасны. Что меня интересует – так это развитие современного разума, эволюция творчества, воображения, абстрактного мышления и того, что значит быть человеком.
Все виды общаются определённым образом, и лишь мы, люди, вывели общение на другой уровень. Наше желание и способность делиться и сотрудничать стало огромной частью нашей истории успеха. Современный мир, основанный на глобальной сети информационного обмена, стал возможен в значительной степени благодаря нашему умению общаться, в частности, с использованием графической или письменной формы коммуникации. Дело в том, что мы полагаемся на те умственные достижения, что появились задолго до нас. Это одна из тех вещей, которые я нахожу наиболее увлекательными в изучении нашей глубокой истории. У тех людей не было великанов, на чьи плечи они могли стать. И хотя из той далёкой поры берут начало огромное количество важных изобретений, я хочу поговорить с вами сегодня об изобретении графической коммуникации.
Существует три основных типа общения: разговорный, жестикуляционный (язык жестов) и графический. Разговорный и жестикуляционный по своей природе эфемерны. Они требуют тесного контакта для послания и получения сообщения. А после момента передачи, оно навсегда уходит. С другой стороны, графическая коммуникация разъединяет эти отношения. И с её изобретением впервые стало возможным не только передавать сообщение, но и хранить его дольше одного мгновения в конкретном месте и времени.
Европа – одно из первых мест, где мы отследили регулярное появление графических знаков в пещерах, горных убежищах и даже в нескольких сохранившихся местах под открытым небом. Но это не та Европа, которую мы знаем сегодня. Это был мир, скованный ледяными щитами высотой в три-четыре километра, с потрясающими травянистыми равнинами и замёрзшей тундрой. Это был ледниковый период.
В течение последнего столетия по всему континенту было найдено более 350 объектов наскального искусства времён ледникового периода. Они украшены изображениями животных, абстрактными формами или человеческими фигурами, как в этих рисунках из пещеры Аддаура (Grotta dell'Addaura) в Сицилии. Они предоставляют нам редкую возможность заглянуть в мир творчества и воображения первобытных художников.
С самого их открытия попадались изображения животных, которые в большинстве своём были как этот чёрный конь из Cullalvera в Испании или необычный фиолетовый бизон из La Pasiega.
Но меня к изучению искусства привлекли не абстрактные фигуры, а то, что мы называем геометрическими знаками. Любопытно, что в большинстве случаев геометрические знаки численно превосходят рисунки животных и человеческих фигур. Но когда я этим заинтересовалась ещё в 2007 году, не было окончательного списка с количеством встречающихся форм. В первую очередь я приступила к работе по составлению базы данных всех известных геометрических символов из всех мест с наскальной живописью. Проблема заключалась в том, что, хотя они были хорошо задокументированы, в некоторых местах всё было очень размыто, содержалось мало описания или деталей. Некоторые объекты не посещались полвека или более. Их я и выбрала для своих полевых работ.
В течение двух лет мы с моим верным мужем Диланом провели более 300 часов под землёй. Мы прошли пешком и проползли в 52 местностях Франции, Испании, Португалии и Сицилии. И это того стоило. Мы нашли новые, недокументированные геометрические знаки в 75 процентов мест, которые посетили. Это было необходимо, чтобы ответить на те вопросы, которые я перед собой поставила.
Итак, давайте обратимся к ответам. За небольшим исключением, остаются всего 32 символа. Лишь 32 геометрических знака за 30 000-летний период по всему европейскому континенту. Это очень небольшое число. Если бы они были случайными рисунками или художествами, мы увидели бы гораздо больше вариантов. Но мы находим одинаковые знаки, повторяющиеся в пространстве и времени. Некоторые знаки появились раньше, затем утратили популярность и исчезли. А другие символы изобрели позже. Но 65 процентов из всех этих знаков оставались в обращении в течение всего периода времени. Линии, прямоугольники, треугольники, овалы и круги, которые мы здесь видим, использовались с конца ледникового периода на протяжении 10 000 лет высоко в Пиренейских горах. Определённые знаки простираются на тысячи километров, а другие имели гораздо более узкое распространение, причём некоторые из них ограничиваются одной территорией. Например, вот эти разделённые прямоугольники встречаются только в Северной Испании, из-за чего некоторые исследователи полагают, что это могли быть семейные или родоплеменные знаки.
Примечательно, что обнаружено удивительное сходство самых ранних наскальных рисунков, найденных на всём протяжении от Франции и Испании до Индонезии и Австралии. Появление многих символов в отдалённых местах отмечается от 30 000 до 40000 лет назад. Это указывает на большую вероятность их происхождения в общей точке – в Африке. Но боюсь, это тема для другого разговора.
Вернёмся к делу. Нет сомнений в том, что эти символы были значимы для их создателей, как эта 25 000-летняя рельефная скульптура в скале в Венаске, Франция. Мы можем не знать, что они имели в виду, но люди того времени, конечно же понимали. Многократное изображение одних и тех же символов в течение настолько продолжительного времени на столь обширной территории говорит о том, что художники делали намеренный выбор. Если мы говорим о геометрических фигурах с конкретным культурно-признанным, согласованным значением, то мы, возможно, смотрим на одну из самых старых графических систем коммуникации в мире.
Я пока не говорю о письменности. Просто не хватает символов на тот момент, чтобы передать все слова разговорной речи, а это необходимое требование полной системы письма. Мы также не видим признаков достаточно регулярного повторения, чтобы предположить в этом разновидность алфавита. Но есть нечто интригующие, например, в ряде символов из пещеры Ла-Пасьега в Испании с симметричными отметинами слева, изображениями рук посередине и подобием скобки справа.
Древнейшие системы графического общения в мире – шумерская клинопись, египетские иероглифы, ранняя китайская письменность – все они возникли в период с 4000 по 5000 лет назад. Их появлению предшествовала более ранняя система из символов и пиктографии, где смысл соответствовал изображению. То есть рисунок птицы реально представлял птицу. Позже мы видим, как эти пиктограммы становятся всё более стилизованными, пока не превращаются в почти неузнаваемые знаки, и вместе с тем мы наблюдаем рост разнообразия символов, изобретённых для того, чтобы передавать остальные слова в языке – местоимения, наречия, прилагательные.
Итак, зная всё это, кажется маловероятным, что геометрические знаки времён ледникового периода в Европе служили настоящими абстрактными письменными символами. Более вероятно, что эти ранние художники производили подсчёты такими отметками как рядок из линий в пещере Рипаро делла Дза Миника в Сицилии, а также создавали стилизованное представление предметов из окружающего их мира. Может, некоторые из знаков означали оружие или жилище? Или как насчёт небесных объектов, например, звёзд и созвездий? Или, может быть, даже реки, горы, деревья, особенности ландшафта. Возможно, такой чёрный перообразный объект, окружённый странными колокольчатыми символами из доисторической пещеры Эль-Кастильо в Испании это изображение растения или дерева?
Некоторые исследователи стали задумываться о значении определённых символов в определённых местах, но я думаю, что настало время вернуться к рассмотрению данной категории в целом. Конечно, ситуация складывается ироническая: только что тщательно классифицировав все знаки в одну категорию, у меня есть ощущение, что мой следующий шаг предполагает распределение их обратно по различным типам изображений.
Созданные позже полноценные формы письменности остаются своего рода подвигом и выдающимся достижением. Но важно помнить, что ранние системы письма не возникли на пустом месте. 5000 лет назад люди уже опирались на нечто более древнее, чьё происхождение насчитывает десятки тысяч лет – на геометрические знаки времён ледникового периода, обнаруженные в Европе и далеко за её пределами. В глубине нашей коллективной истории кому-то впервые пришла в голову идея оставить графический знак, что навсегда изменило характер нашего общения».
Facebook
Вконтакте
Twitter
Google+
Pinterest
Одноклассники
cameralabs.org
Древние символы народов мира и их значение
Каждая культура древности оставила после себя большое количество символов. Они возникали как способ изображения божеств, сверхъестественных и обычных явлений в жизни народа. Чаще всего символы были напрямую связаны с религией, с помощью которой носители той или иной культуры познавали и объясняли окружающий их мир. Замысловатые изображения использовались в различных ритуалах. Многие из них были разгаданы историками и археологами только после длительных исследований.
Древние славяне
Они известны своей любовью к различным изображениям. Древние символы этого народа можно найти на огромной территории от Волги до Германии и Балкан. Еще до того, как он разделился на племенные союзы и группы, в обиходе появились общие рисунки. Это в том числе и символы Древней Руси.
Большое значение в образах играло Солнце. Для него было несколько знаков. Например, это был колядник. Его носили в основном мужчины, которые хотели таким образом приобрести мудрость в бою и быту. Бог Коляда отвечал в славянском мировоззрении за постоянное обновление мира и победу света над тьмой.
Одолень-трава использовалась в качестве оберега от злобных низших духов. Ее носили на одежде, доспехах, оружии и т. д. Символы древних славян включали в себя ратиборец. Это был знак воина, для которого самым главным было мужество, отвага и честь. Считалось, что ратиборец дарует эти качества всем, кто искренне и пылко любит свою родину и дом. Чаще всего его изображали с помощью гравировки – искусства, в котором славяне знали толк. Как и многие другие древние символы, ратиборец представлял собой солярный знак, немного похожий на Солнце. В этом ряду особенно выделяется свастика, обозначавшая вечный круговорот Вселенной. Носивший ее человек признавал свое подданство перед высшими силами природы.
Символы древних славян отождествлялись и с семьей – самой маленькой ячейкой любого общества. Это был свадебник, означавший слияние тела, души, совести и духа тех, кто вступает в супружеский союз.
Символы стихий у славян
Многие древние символы происходили из традиции поклонения огню как величайшей стихии. Таких можно привести несколько. Яроврат носился почитателями Бога Яро, который с помощью сил огня управлял погодой, а значит, заведовал и урожаем. Поэтому желающие получить большое количество культур использовали этот знак. Духобор тоже символизировал огонь, но только огонь внутренний. Это было обозначение пламени жизни. Если в племени заболевал человек, его покрывали повязками с духобором. Грозовик помогал защитить храмы и дома от непогоды, грозы, шторма и других катаклизмов.
Символ земли у древних славян – это солард. Почва также ассоциировалась с культом материнства, который практиковался у некоторых племен. Процветание земли означало стабильный рост пищи и сытную жизнь рода.
Рунический алфавит
Скандинавские руны использовались многочисленными германскими племенами. У них была развитая мифология со своими уникальными образами, связанными с суровыми условиями жизни этого народа. Руны были не только символами, но еще и письменными знаками. Их наносили на камни, чтобы передать то или иное послание. Ими написаны эпические саги, повествующие об истории и мифах германцев.
Однако каждый знак, если рассматривать его отдельно, тоже имел свое значение. Рунический алфавит состоит из 24 рун, разделенных на три ряда по 8 в каждом. В мире найдено около 5 тысяч сохранившихся надписей на этом удивительном языке. Больше всего таких артефактов встречается в Швеции.
Примеры рун
Первая руна, Феху, означала домашний скот, а в широком смысле - любое личное имущество германца. Уруз символизировал собой быка или зубра. Таким образом, разница между первым и вторым знаком заключалась в том, что в одном случае имелось в виду домашнее животное, а во втором – дикое и свободное.
Турисаз обозначал собой острый шип или молот Тора – одного из главных богов германского пантеона. Его использовали для того, чтобы носящему человеку сопутствовала удача, а также защищенность от враждебных сил. Ансуз – изображение открытых уст, то есть реплики или сказанной мудрости. Кроме того, это знак осторожности, так как скандинавские народы считали, что умный человек никогда не будет опрометчивым.
Райдо – это повозка или путь, предстоящий страннику. Древние символы и их значение у германцев часто имели двойной смысл. Кеназ – знак огня. Но это пламя дружественное. Чаще всего такой огонь обозначал факел, который обогреет человека и даст ему ощущение комфорта и домашнего уюта.
Следующие две руны символизируют радость. Гебо – это дар и щедрость. Его изображали в знак добрых намерений. Если руны использовались в гаданиях, то выпавший Гебо был большой удачей для человека, которому предстоял приятный сюрприз в будущем. Древние знаки и символы и сейчас часто становятся материалом для оккультных служений неоязычников. Вуньо означает радость. Его часто использовали в связке с Гебо. Если его писали рядом с другой руной, то это означало успех или удачу в сфере, которую символизировал соседний знак. Например, Вуньо и Феху были предзнаменованием большого прибавления в домашнем поголовье скота.
Некоторые руны были синонимами природных стихий, их присутствие можно обнаружить почти у всех народов и культур. Например, Лагуз - это символ воды, озера или даже интуиции в переносном значении.
Развитие рунического письма
Интересно, что с течением времени общие руны распались на несколько вариантов алфавита для разных народов, от пределов Римской империи до крайнего приполярного севера Норвегии. Наиболее общим считается так называемый праскандинавский вариант, от которого пошли все последующие. Его использовали до VIII века нашей эры, что соответствует железному веку на этих территориях. Чаще всего такие руны встречаются на древнем оружии, доспехах и придорожных камнях. Такие символы использовались в магических и религиозных обрядах и в дальнейшем. Сакральные и мемориальные надписи встречаются и сейчас в некрополях и чащах.
В Восточной Европе распространение получили готские руны, привезенные сюда из Скандинавии. Их можно встретить даже на Украине и в Румынии. После того как некоторые германцы поселились на Британских островах, у них появилась своя вариация этой письменности. Связано это было с изолированностью от прежней родины и ассимиляцией с «аборигенами» - англами, саксами и т. д. У них появились новые руны, многие из которых стали обозначать двойные звуки в письменности (лингвисты называют их дифтонгами). Такие сохранились даже в современном немецком языке.
Особой экзотикой считаются исландские руны. Они появились на далеком острове, который тогда считался северо-западным краем мира. Для них характерно использование пунктирных линий. Эти руны были в обиходе вплоть до XIV века. Что касается скандинавских знаков, то они исчезли с появлением христианства в королевствах Швеции, Норвегии и Дании. Использование рун считалось ересью и жестоко наказывалось властями.
Древний Египет
Одним из самых известных символов Древнего Египта является Анх. Это крест, который сверху увенчивается кольцом. Он символизировал жизнь и вечность. Также существуют трактовки креста и кольца в качестве знаков восходящего солнца, соединения мужского и женского начал. Анх использовался в ритуалах захоронения, так как египтяне считали, что похороненный с Анхом в саркофаге получит вечную загробную жизнь.
В быту округленный крест означал также благосостояние и счастье. Его часто носили с собой в качестве оберега и талисмана на удачу. Анх использовался для защиты от темной магии. Кроме того, его изображения даже находили на стенах речных каналов. Египтяне очень зависели от того, как разольется Нил, каким будет урожай. Именно поэтому Анх рисовали внутри канала, чтобы с ним не случилось беды, а природные стихии оставались дружелюбными к жителям.
Любопытно, что после того, как древнеегипетская культура ушла в небытие, Анху удалось сохраниться. Некоторое время на берегах Нила торжествовала античная культура, а позже пришел ислам. Но еще в первые века нашей эры здесь появились христиане, основавшие свою коптскую общину. Именно они переняли Анх из-за его внешнего сходства с крестом.
Око Гора
Еще один важный египетский символ – это всевидящее око. Изображение раскрашенного глаза - это отсылка к богу Гору, который является хозяином неба. Спираль, которая рисовалась под оком, означала вечное движение энергии. Этот символ часто использовался в качестве оберега против неприятностей и злобных духов.
В мифологии Египта существует сюжет о битве Гора и Сета. Это распространенная метафора борьбы добра и зла. Так как Гор был олицетворением всего светлого, то его знак начали использовать знахари и жрецы для того, чтобы лечить больных и пострадавших в битвах. Также у египтян была развита математика. Око Гора и здесь нашло свое применение – оно обозначало дробь.
Скарабеи и Исида
Еще один популярный символ Древнего Египта – скарабей. Жуки, которые жили в навозе и лепили из него шарики, олицетворяли трудолюбие. Кроме того, их ассоциировали с богом Солнца - Ра, который, как и насекомые, каждый день перемещал этот источник света. Скарабеи были популярными талисманами, печатями и даже медалями за заслуги перед фараоном. Фигурки жуков использовали в загробных церемониях. Их вкладывали в саркофаг к мертвому или даже закладывали в то место, где раньше было сердце (все органы вырезались и раскладывались в отдельные сосуды). Древние символы часто имели такое двоякое применение – в быту и на похоронах. Жители берегов Нила имели трепетное отношение к смерти.
Фигурки богини Исиды часто попадались кладоискателям в сокровищницах. Это был символ земли, плодородия и зажиточности. Исида – один из самых почитаемых богов этого пантеона. Символ воды в Египте означал жизнь. И неудивительно, ведь эта культура была основана на берегах Нила, за пределами которого была мертвая и безжалостная пустыня.
Символы Древнего Египта вошли в современную культуру после того, как в начале XX века появилась мода на арт-деко. В 20-е годы вся Европа и США, затаив дыхание, следили за открытиями археологов. Это были пирамиды и скрытые гробницы, самой известной из которых является гробница Тутанхамона. Символы древних египтян оставлялись на стенах в качестве сюжетов и предзнаменований.
Рим
Римская империя была построена вокруг ее столицы. На протяжении многих веков столица была символом центра античного мира. Поэтому в римском пантеоне существовал особенный культ этого города. Его символом являлась капитолийская волчица.
Согласно мифу, основатели Рима, братья Ромул и Рем, были царскими детьми. После того как к власти в ходе переворота пришел их дядя, тот приказал выкинуть младенцев в реку. Это было сделано, однако те выжили, после того как их нашла капитолийская волчица, которая их и выкормила. Когда дети выросли, Ромул основал Рим и стал царем нового государства, которое просуществовало еще целое тысячелетие.
Именно поэтому все символы Древнего Рима блекли перед волчицей. Ее бронзовая скульптура стояла на столичном форуме, где принимались самые важные государственные решения. Изображение стало культовым, его часто использовали горожане.
В Риме древние символы и их значение часто были связаны с властью. Например, когда это была еще только небольшая республика, в ней большую роль играли магистратуры. Это была выборная должность на один год. У ликтора был символ власти, который выделял его из общего ряда горожан. Это фасции – пучки березовых или вязовых прутьев, обтянутые ремнем или шнуром. В качестве символа также использовался топор, который означал, что носивший его человек мог казнить провинившихся.
Древняя Греция
Римская мифология во многом сформировалась под влиянием другой великой культуры – греческой. Поэтому некоторые обозначения Эллады были актуальны и для итальянцев.
Например, символы Древней Греции включают в себя изображение посоха Асклепия – бога медицины и врачевания. Согласно легенде, он был призван критским царем Миносом, который попросил его воскресить преждевременно умершего сына. Асклепий шел во дворец с посохом в руке. В какой-то момент его атаковала змея, однако мужчина убил ее своей палкой. Следом за первой приползла вторая рептилия, у которой была трава во рту. С ее помощью она воскресила змею. Тогда Асклепий взял это растение с собой во дворец и помог Миносу. С тех пор посох со змеей стал символом медицины.
Другая вариация, существующая в современности, - это чаша Гигеи со змеей. Эта девушка была дочерью Асклепия. Символ стал международным знаком медицины.
Еще одно изображение посоха, распространенное в Греции и перенятое Римом, – Кадуцей. Этот жезл использовался глашатаями, которые сообщали о прекращении войны между государствами (например, между Афинами и Спартой). Поэтому Кадуцей стал символом мира как у греков, так и у римлян. Изображение перекочевало и в средневековую европейскую геральдику.
Древние символы любви Греции включали в себя бабочку. Это красивое насекомое ассоциировалось с семейной гармонией и счастьем.
fb.ru
Самые влиятельные символы в истории человечества
Время появления: Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.
Где использовался: Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.
В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.
С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.
Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.
Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.
Значение: Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи — с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.
Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) — все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.
О Меркурии говорится, что он своим посохом — который с тех пор считается символом мира, согласия, — разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи — это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.
Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).
russian7.ru
Символы первобытного искусства
Первобытные религиозные верования и формы их проявления
Название
Сущность
Проявление в современной культуре
Анимизм
Пер с лат. – душа вера в существование души во всех предметах, явлениях окружающего мира.
От индейского оттотем – его род; обожествление животных, растений; представление о том, что все члены одного рода происходят от определенного животного или растения – тотема.
Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных, обряды поклонения священным животным, растениям, запреты на употребление определенного вида пищи.
Фетишизм
От фр. идол, талисман; в португальском – талима, ᴛ.ᴇ. магическая связь; лат. – магически искусный необычный предмет, которому приписывают чудесные свойства.
Амулет, бижутерия, талисман, приметы (предмет, одежда, приносящие счастье или неудачи).
Культ природы
Поклонение природе как началу и концу всего живого и неживого.
Праздники, обряды, хороводы, ритуальная пища
Культ предков
От лат. почитание – совокупность способов взаимодействия, включающий в себя стандарты поведения, отношение к предкам, роду в сакральном измерении и повседневности.
Сказки, обряды, пословицы, поговорки, ритуалы.
Магия
От лат. – чародейство, система приемов, основанных на вере человека в возможность принуждения сверхъестественных сил совершить желаемое им действие. Способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли.
Гадание на кофейной гуще и картах, толкование снов, применение косметики, приворот травами и ароматическими маслами.
Хиромантия
Гадание, толкование судьбы человека по его руке
Не изменилось.
Основныесимволы первобытного искусства – женские и календарные знаки (прочерчивались внизу ритуального рисунка), круг и спираль.
КРУГ
СПИРАЛЬ
Символизировал рождение и смерть, солнце и небо, цикличное возвращение и совершенство, законченность и жизненную силу, мудрость и переход нечто в ничто и обратно, а также вечность, начало и конец.
Символизировала стремительное движение в пространстве и во времени, равновесие противоположностей, Вселенную и вращение планет, разрушение и дыхание, танец шамана (при переходе в потусторонний мир), плодородие и деторождение, соединение противоположностей, в том числе мужского и женского, единого и множественного, Добра и Зла.
При потере сакрализующей функции миф превращается в сказку (В.Я.Пропп, Д.К.Зеленин). Сказки сохранили все элементы древних мифов, обрядов (в том числе обряда инициации), ритуалов, магических заклинаний.
oplib.ru
История возникновения знаков [Появление, Эволюция]
Содержание (план)
Учитывая коллективный образ жизни, необходимость совместных усилий для выживания племени, следует предположить, что первобытные люди имели некую систему знаков для коммуникации. В процессе коллективной охоты они должны были как-то обозначить объект промысла. Поскольку охота на крупного зверя требует слаженных действий, добытчики каким-то образом должны были «договориться» о распределении обязанностей. Задолго до появления членораздельной речи могли появиться какие-то сигналы, указывающие на объект, обозначающие ситуацию, сообщающие о том, что следует делать каждому из участников. Это могли быть возгласы, жесты, мимические гримасы. Первоначально возникшие как естественные биологические реакции организма, они повторялись в определенной ситуации. Поэтому подобные сигналы, в конечном счете, связывались с определенным значением, вспыхивающим каждый раз в определенном контексте.
Безусловно, арсенал средств для формирования сигналов у первобытного человека весьма ограничен, но все же он шире возможностей, какими обладают животные, использующие сигналы, чтобы сообщить сородичам об источниках пищи, об опасностях. Допустим, надо условиться об объекте предстоящей охоты. Можно указать на кости животного, оставшиеся после предыдущей трапезы. Можно изобразить зверя мимически, подражая его движениям, крику.
Обозначение знаками
Каким способом за знаком закрепляется определенное значение? Относительно древности правильнее было бы спросить, как возникает та или иная форма знака для отражения конкретного явления, для обозначения конкретного предмета? Первоначально все происходит стихийно. Первобытные охотники при коллективном образе жизни испытывают сходные переживания в одной и той же, повторяющейся ситуации. Если для выражения этой ситуации будет найдена форма в виде нескольких линий, процарапанных на поверхности камня, междометного возгласа или просто жеста, то она усваивается всеми участниками и в дальнейшем возглас, жест или изображение будут вызывать в памяти события и переживания, с которыми они первоначально связаны. Ассоциации закрепляются повторением. Может, поэтому для древних людей так важны ритуалы. Ведь в них задействованы пантомима, символические изображения персонажей природы или социума. Ритуальное повторение заставляет запомнить значение образов и, воспроизводя ситуацию, знакомит новичков и учит видеть в условных формах искусства объекты реальности, понимать, что с ними происходит.
Охотничья магия
Археолог А. Д. Столяр, связывая происхождение искусства с охотничьей магией, выдвигает предположение, как могла возникнуть, в общем-то, нецелесообразная форма деятельности, абсолютно ничего не решающая для выживания древнего человека. Правомерно он говорит о том, что самым важным событием жизни первобытного охотника является процесс выслеживания и загона зверя. Испытывая чрезвычайное эмоциональное возбуждение, охотники, даже уже убив зверя, продолжают находиться во власти аффекта, соответственно, продолжают переживать все те же смешанные эмоции ужаса и трепета, ярости и восторга. Под воздействием аффективной энергии, от переизбытка чувств они все продолжают совершать ставшие уже бессмысленными действия: забрасывают камнями уже умершее животное, наносят ему все новые удары, словно не могут остановиться. Эти, уже не имеющие практического значения действия становятся чем-то вроде ритуала, ассоциирующегося в сознании с благополучным завершением охоты. И если поначалу такие действия были завершающим этапом охоты, способствующим разрядке эмоций, то в дальнейшем, по предположению А. Д. Столяра, люди стали предварять охоту подобным ритуалом, надеясь, что ее имитация накануне реальной добычи зверя предвещает удачу. Так в первобытном сознании следствие обернулось причиной и породило имитационную магию.
Знаки событий
Надо думать, шумы, возникшие во время охоты, крик зверя, возгласы людей, запах и цвет крови могли прочно увязаться в сознании с определенным событием, а в дальнейшем каждый элемент мог вызвать весь комплекс переживаний независимо от ситуации. Так, например, В. Вундт считает, что красный цвет будоражит сознание, приводит человека в возбужденное состояние именно благодаря тому, что генетически он связан с ощущением восторга и опасности, предвкушением удовольствия от принятия пищи и насыщения, испытываемых первобытными охотниками при убийстве зверя. Может быть, у современного человека красный цвет и не вызывает воспоминаний об охоте, но у архантропа, без сомнения, цветовая семантика прочно была связана с действиями по добыванию, закланию животного и поглощению пищи. За цветом закрепляется определенное значение, разделяемое всеми членами коллектива. Это значит, что в дальнейшем сам по себе цвет способен вызвать в памяти весь комплекс ощущений и значений, связанных с действием охоты. Цвет, как и любой другой элемент события, может стать знаком события.
Знаковая коммуникация
Чтобы не быть одноразовыми, а проходить через множество ситуаций, передаваться от поколения к поколению и быть узнаваемыми, знаки не должны быть связаны только с экспрессивным впечатлением. Возникающие под непосредственным воздействием ситуации образы сохраняют в себе импульс первоначального восприятия, несут отпечаток эмоционального впечатления, поэтому они субъективны. Но в каждом знаке фиксируется некое общее значение по отношению к частным проявлениям. Чтобы стать понятными, образы, возникшие в сознании, должны пройти объективацию — принять коммуникативную форму знака, в которой содержание индивидуального сознания (будь то неявный образ, смутное предчувствие или ясное значение) может быть передано другому. Чтобы быть понятными всем членам общины, знаковые формы, в которых объективируются смыслы, должны отражать эмпирический опыт и уподобляться явлениям окружающего мира. Суть первоначальных древних знаков — мимесис, подражание. Лишь затем происходит их упрощение и схематизация, за счет чего можно убыстрить процесс сообщения. Предположим, если надо воспроизвести графически образ зверя, на которого следует произвести облаву, проще не вырисовывать все детали, но быстро набросать самое характерное в его облике. Такие знаки уже не обладают сходством с реальным объектом, но указывают на него. Для их понимания необходимо конвенциональное соглашение всех членов общины, то есть люди договариваются о значении, приписываемом знаку всеми, разделяемом всеми. В таких знаках теряется первоначальная эмоциональная напряженность и экспрессия. Зато они удобны для обучения. Они передаются от поколения к поколению как готовые, имеющие определенную форму идеи и концепции, причем получающая знание молодежь не обязана каждый раз заново переживать эти содержания как личный опыт. Можно просто поверить (или не поверить) старшим на слово.
По мнению Е. Л. Доценко, имитационные ритуалы в архаическом коллективе послужили формированию и дальнейшему функционированию знаковых систем. Археологические и этнографические материалы подтверждают данное предположение.
До сих пор в охотничьих культурах основной ритуал включает ряжение зверем; танцы, в которых изображаются повадки животного; звучание музыкальных инструментов имитирует голос зверя. Возможно, он ведет происхождение со времен каменного века и связан с особой техникой промысла. Предполагается, что в те времена охотники набрасывали на себя цельные шкуры животных с головой и рогами, чтобы проникнуть в стадо в облике «своих». Так, подражая поведению оленей или диких коров, бизонов или буйволов, добытчики подбирались к жертве как можно ближе. Отголоски подобного опыта существуют в современных культурах: считается, что при охоте на зверя человек должен «думать» как зверь, чтобы предугадывать его ходы и действия. Известно также, что в обрядах посвящения неофиты перевоплощались в тотемное животное. Как и исполнители охотничьей драмы, они не просто уподобляли себя зооморфному предку, его внешнему облику, но мыслили полное превращение в него, ощущали свое тождество и неразличимость с животным — прародителем. Благодаря такому «превращению» человек обладал силой, хитростью, проворностью зверя.
Во многих фольклорных традициях существуют представления об оборотнях, что является наследием архаического аффективного ощущения тождества человека и животного. О том, что эти мифы воспринимались буквально, рассказывал, например, путешествующий по Сибири финский ученый К. Карьялайнен. С удивлением и восторгом он сообщал в своих записках, что во время шаманского сеанса камлания в хантыйском чуме все присутствующие, в том числе и он сам, воочию видели, как шаман обернулся медведем и ушел в тайгу. В другой раз все участники обряда наблюдали, как шаман превратился в птицу и выпорхнул к небу через верхнее отверстие в чуме. К. Карьялайнен затем объясняет, что, вероятно, это был сеанс массового гипноза, но при этом шаман был абсолютно уверен, что он совершал путешествие в облике птицы на небеса, в образе медведя — в загробное царство предков. Он видел как зверь, чувствовал как зверь, передвигался, чуял множество запахов, не воспринимаемых человеком, то есть, обладал на момент обряда необычайной, нечеловеческой силой.
В штате Кентукки американские археологи нашли шаманское захоронение, возраст которого насчитывает несколько столетий. Череп с вставленной волчьей челюстью является показателем того, что сам покойный и соплеменники считали его волком. Именно животная ипостась давала возможность лечить, предсказывать будущее, видеть прошлое, толковать сновидения, находить преступника. То есть, в зверином облике человек обладал такими данными, какие собственно человеческому существу недоступны. Скорее всего, у шамана из Кентукки было облачение в виде волчьей шкуры, не сохранившееся в условиях могильника, но волчьи зубы вместо собственных, удаленных, — довольно явный и выразительный знак для обозначения человека-волка.
Выживание в человеческом коллективе зависело не только от обеспечения пищей, но также от упорядочения связей внутри общины. Недаром в антропологии социальное, человеческое бытие противопоставляется биологическому, животному существованию. Впрочем, в мире животных также существуют сигналы, с помощью которых происходит установление иерархических отношений и связей, «распределение ролей» в процессе стайной охоты. Однако человек создает все новые способы для обозначения предмета, ситуации, эмоции. Он находит дополнительные приемы, не существующие в природной среде, например, для утверждения собственного статуса.
Скажем, обладание большим количеством шкур или каких-то специальных деталей (ожерелий из звериных клыков и когтей) может свидетельствовать о высоком положении человека. Так, и сегодня у африканских племен Намибии право на ношение шкуры леопарда или льва имеет только вождь. Аналогично, предметами из золота и бирюзы среди индейцев Мезоамерики могли владеть только вожди и жрецы.
То, что сегодня мы сочли бы украшением, в древние времена имело несколько иную, магическую ценность. Обладание подобными предметами было символом власти, престижа, особого знания, то есть, означало избранность данного лица. Заметьте, даже в современном обществе до сих пор богатство является показателем высокого статуса и престижа хозяина. Но у древних предметов есть особая семантика. Можно допустить, что ожерелье из клыков и когтей животного являло собой не столько имущество, богатство, но указывало на сверхъестественную магическую силу носителя. Вероятно, присвоенные человеком части убитого животного становятся не просто его собственностью и свидетельством победы, но словно бы принадлежат ему теперь как органы его собственного тела. Считалось ведь позднее у индейских племен, что, отрубая голову врага или снимая скальп, воин обретает хитрость и ум побежденного. Так, объекты в общем-то природного происхождения получают неоднозначную семантику. Во-первых, они обозначают сами себя; во-вторых, они указывают на некое целое, частью которого являются. Клык животного вызывает в сознании образ зверя, то есть, служит его «заместителем». Наконец, объект может быть знаком какой-то ситуации, отсылать память к неким свершившимся действиям. Тот же клык может быть напоминанием об охоте и при каких-то конкретных условиях используется в качестве такой «памятки». В этом случае все эти предметы становятся средством для хранения и передачи информации, то есть, выступают в роли языка.
Изображения (символы)
Человек идет еще дальше в изобретении неких знаковых способов для коммуникации. Он способен не просто использовать данные природой средства, он трансформирует природные объекты с целью придать им определенное значение. Например, он производит раскрас лица, делает татуировки на теле, которые тоже являются своеобразным языком, благодаря которому внутри сообщества люди узнают о положении и статусе друг друга. К такого же рода знакам — артефактам, то есть, подвергнутым обработке природным объектам, относятся гравированные геометрические рисунки на скальных поверхностях внутри пещер, служащих во времена палеолита жильем древнего человека. Прочитать «сообщения», оставленные неоантропом, никогда не удастся. Фактически для самих обитателей пещер эти изображения являлись письменным свидетельством каких-то событий, выражением каких-то отношений, либо указанием на какой-то неведомый нам объект. Языком граффити первобытные люди фиксировали значимую для них информацию.
Замещение объектов знаками
Практически все исследователи первобытного сознания (К Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль) уверены в том, что знак и обозначаемый им предмет в архаическом восприятии полностью совпадают. Идол — изображение божества и само божество — одно и то же. Даже сегодня в традиционных культурах охотников и собирателей этнографы часто сталкиваются с отказом аборигенов фотографироваться. Ученый К. Карьялайнен сообщал, что представители коренных народов Сибири чрезвычайно боятся, что их изображение окажется в чужих руках, так как через фотоснимок можно нанести вред портретируемому (ведь он сам и его образ — одно и то же). На этом принципе построена магия вуду.
При таком восприятии знаки являются эквивалентами вещей. Вместе с тем рано или поздно должно было появиться понимание, что знаки могут замещать объект, становиться удобной фишкой-заменой, которой можно воспользоваться при отсутствии вещи, или когда не очень удобно манипулировать самой вещью. В погребальной обрядовой практике многих народов было принято хоронить вместе с умершим прислугу или родных и близких, что требовало жестоких, кровавых ритуалов. Затем, вместо живых людей в могилу помещали их двойников, глиняные и деревянные изображения тех, кто предназначался для сопровождения покойного в загробный мир. Можно вспомнить невероятную терракотовую армию китайского императора Цинь Ши Хуанди, раскопанную в Сиане, или фигурки рабов за работой — непременный атрибут всех гробниц фараонов и египетской знати. Лица персонажей отражают этнические, а порой и портретные черты. В этом случае скульптурные изображения указывают на конкретных людей, являются их двойниками, отправленными в потусторонний мир вместо оригиналов.
История знает иную ситуацию замены — с мумиями ацтекских правителей, которых усаживали на трон, торжественно возили на носилках по городу. Долгое время после смерти властителя его мумия продолжала царствовать. Точнее, она являлась символом владыки, исполнявшего свои обязанности из страны умерших. Поскольку в этом случае реально функции правления осуществляли жрецы, они первыми должны были почувствовать, что этот самый символ в действительности ни на что не способен. Они-то должны были понять, что это не тот грозный и мудрый, всемогущий и всевидящий царь, чьи слова и поступки священны. Это всего лишь его безжизненная копия, оболочка, мемориальный знак, только напоминающий об уже не существующем правителе. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Так сознание учится различать реальность и ее отображение в знаках. Если первобытные охотники переживали ритуал как происходящие в реальности действия, то позднее пришло осознание, что эти действия — лишь изображение, имитация, игровое воспроизведение реальной охоты. И если поначалу, как предполагает А. Д. Столяр, обряд производили над тушей убитого зверя, то позднее ее заменили на «натуральный макет», каковым мог быть объемный камень с наброшенной на него шкурой, а еще позднее — изображение животного. Выполненные в технике скульптуры или нарисованные на стенах пещер фигуры зверя были значительно удобнее, так как служили дольше, не изнашивались от обстрела камнями и стрелами. Наскальные изображения палеолита, действительно, имеют следы от ударов и выбоины, то есть они служили мишенями для охотников. Иногда на месте такой выбоины изображена рана с вытекающей кровью. Изображение — знак в этом случае не просто отражает реальную ситуацию, но становится выражением желаемого. Значит, с помощью знаков люди стремились представить мир более удобным, пригодным для собственного существования. Знаки больше не тождественны референтному образу, они не являются его полным эквивалентом, с их помощью теперь конструируется новая иллюзорная реальность, которая даже не есть зеркальное отражение действительности.
Происхождение искусства
см. Искусство
Посредством знаков моделируется в сознании, а затем воплощается в материальной форме некий виртуальный мир. Об этом пишет Е. Л. Доценко: «Система знаковых заместителей составляла семантическую реальность (виртуальную по отношению к непосредственно воспринимаемой), расширяла возможности обозначения смыслов». Наряду с естественной средой обитания — природой люди создают вокруг себя вторую, знаковую, среду — культуру.
Постепенно в первобытном обществе знаки становились менее имитативными, на смену подражательности пришла условность. С этим процессом связано появление в культуре различных видов деятельности, в частности искусства. Когда жрец, в обряде перевоплощающийся в Бога, понимает, что он не представляет одно целое с Всевышним, а только изображает Верховного Владыку, рождается актерское мастерство. Когда охотники во время мистериального действа осознают условность происходящего, понимают его несовпадение с реальностью, возникает театр. Переодевание зверем, возникшее как ритуальная часть реальной охоты, могло затем осуществляться независимо от процесса охоты. В результате мы получаем драматическое представление или танцевальное зрелище. Когда тушу животного в ритуале заменяют его изображением, появляются скульптура и живопись. Музыка, танец, драма, изобразительное искусство в дальнейшем могут существовать самостоятельно и независимо от ритуала. В каждом виде создается с помощью собственных знаковых средств своя картина мира.
Происхождение изобразительного искусства
Подражательная деятельность человека способствовала возникновению языка изобразительного искусства, правда, мотивы, заставившие человека производить изображения на стенах в глубине пещер, останутся нам неизвестны. Первые следы изобразительной деятельности, которые нельзя еще назвать собственно изображениями, представляют собой отпечатки ладони и так называемые «макароны» — проведенные пальцами руки на сырой глиняной поверхности длинные извилистые линии. Иногда они процарапаны каким-то специальным инструментом в виде гребня. Археолог А. Д. Столяр в своей книжке «Происхождение изобразительного искусства» (М., 1985) приводит толкование этих загадочных знаков. Он предполагает, что это свидетельства каких-то охотничьих обрядов, во время которых участники имитировали поведение животных. В результате подражания действиям пещерного медведя, точащего когти о скальную поверхность, появились «макароны». Действительно, кое-где рядом находятся борозды от когтей животного. Отпечаток ладони имитирует след зверя. Так, первые знаки изобразительного искусства тоже возникают в процессе действий, подражающих тому, что есть в природе.
Эволюция символов
см. Символические формы Кассирера#Эволюция символических форм
На этой странице материал по темам:
История возниеноаение знаков кратео
Появление первых племен знаки
Возникновение компонентных знаков кратко
История происхождение знака больше
Символ категории становления
Вопросы к этой статье:
Как происходила эволюция знаков?
wikiwhat.ru
Первобытное искусство: как человек стал человеком
Образы первобытного искусства: единение с миром
Первобытное искусство выделяют в особый вид искусства не только по хронологическому принципу, из-за его древности. Конечно, тот факт, что люди уже десятки тысяч лет назад активно занимались творчеством и мало чем уступали в этом отношении своим цивилизованным потомкам, имеет огромное значение. Однако не менее важно и содержание первобытного искусства, которое отражает духовный мир наших предков. И в этом решающую роль играют те образы, которыми наполнено первобытное искусство.
Кто меньшие братья – ещё вопрос
Многие считают, что первобытное искусство, прежде всего изобразительное как дошедшее до нас в наилучшей сохранности, едва ли не целиком состоит из одних лишь образов животных – что в наскальных рисунках, что в вырезанных из костей фигурах. Это, конечно, преувеличение, были и другие важные образы первобытного искусства – но «звериный стиль», без сомнения, являлся наиболее ярким и на протяжении долгого времени наиболее важным. Животные имели для первобытного человека, обеспечивающего своё существование в первую очередь охотой и собирательством, огромное значение. Эти взаимоотношения были весьма запутанными, содержали религиозные элементы и элементы «родства». Тогда люди действительно воспринимали животных как братьев, причём разделения на «меньших» и «старших» не было или это разделение было не в пользу человека.
Визуальный образ животных в первобытном искусстве мог быть представлен как схематичным, практически условным изображением, обозначавшим лишь контур и основные отличительные черты существа, так и весьма подробным, красочным, достоверно показывающим все детали внешнего вида и нюансы поведения животных. Учёные полагают, что это, скорее всего, связано не с уровнем художественного мастерства древних художников, а с различными задачами первобытного искусства. Вероятно, когда встречаются схематичные, условно примитивные рисунки или вырезанные фигурки животных, они создавались для узкоспециализированных магических целей – использование в ритуалах, например, обеспечивающих удачную охоту на данное животное или заставляющее его кочевать именно там, где живут люди. А подробные, красочные, точные и высокохудожественные образы животных относятся к тем случаям, когда животные были объектом почитания, когда люди подчёркивали мистическую связь между собой и ними.
Первое «зеркало» человечества
Не секрет, что для европейского искусства начиная с эпохи Возрождения образ женщины является центральным. Оказывается, особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад (существуют объекты возрастом за 70 тысяч лет, но специалисты не уверены, что это плоды человеческого творчества, а не причудливые образования природного происхождения).
Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств.
Как прекрасен этот мир…
Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты.
Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.
Статьи по теме
www.chuchotezvous.ru
Фаллические символы в искусстве и религии
Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый мир символов вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая религиозными обрядами. Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение – это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле – это символ, а через него душа проникает в наш мир.
Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.
Фаллические символы – что это такое?
К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.
Доисторические фаллические символы
Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.
В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.
Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.
Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.
Славянская культура
Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком – венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.
Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.
Роль символов в христианстве
Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы славянских богов. При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и католические церкви, есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в виде змея. Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.
Падение популярности фаллических символов
С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.
Фрейд и возрождение культуры сексуальности
Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.
Современность
В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.