Всеобщая история танца. Танец первобытного общества. Часть 1. Первобытный танец
Первобытный танец — источник всех существующих ныне видов танца
Современный танец — не более как рудимент, изуродованный с эстетической и с общественной стороны, а первобытный танец представляет собой самое непосредственное, полное и могущественное выражение первобытного эстетического чувства.
Первобытный танец важен по нескольким причинам. Во-первых, как источник всех существующих ныне видов и форм танца как хореографического искусства, во-вторых, как прообраз, хотя и с большой натяжкой, танцевальных психотерапевтических и тренинговых групп. Ведь и для первобытного человека (и для участника терапевтических и тренинговых групп) танец — основная форма самовыражения и общения. Первобытный танец в истории занимает особое место. Наверное, никогда позднее он не наделялся таким количеством функций и не занимал такого большого места в жизни человека.
Для первобытного человека граница между жизнью, каждодневным бытом и танцем была очень тонка. С одной стороны, одной из основных форм существования первобытного человека являлся танцевальный ритуал, с другой — в танце проявлялась и осуществлялась сама жизнь первобытного человека. Он танцевал и — шел на охоту, танцевал — и обучал подрастающее поколение, танцевал — и вступал в брак. Танец сопровождал человека всегда. Известны данные, что танцевальная активность была свойственна уже палеоантропу.
Основной формой исполнения первобытного танца был круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой — имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца относилось к предстоящей охоте, к вызываемому плодородию, к магии всеобщего благополучия, в некоторых случаях круговой танец символизировал брак и совершал его. Также есть сведения о существовании в первобытную нюху парных или любовных танцев и даже индивидуальных танцев, в которых каждый исполнитель, танцевал отдельно и в которых, однако, вырисовывалась форма круга.
Тотемические обряды, в которых молодые члены племени через уподобление тотему (тотем — Определенный вид животных, птиц, растений, от которого происходил род первобытного человека и даже отдельный человек) учились познавать окружающий мир, знакомились с историей племени, приобщались к жизни взрослых. Фактически
В целом тотемический танец выполнял ряд важнейших для первобытного племени функций, например, выполнял знаковую функцию, являлся признаком принадлежности к той или иной социальной группе. У племени бечуан (Африка) при встрече незнакомые люди, для того чтобы узнать, к какому клану они принадлежат, спрашивали друг друга: «Как ты танцуешь?» Кроме того, уже в эпоху верхнего палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими (например сила, выносливость) и женскими (способность к репродукции) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека. Кстати, часто девушки именно из числа лучших танцоров выбирали себе мужей.
Охотничьи и военные танцы выполняли функцию физической подготовки: развивали силу, ловкость, точность движений и т. д.
Л. Леви-Брюль так описывает охотничью пляску североамериканских индейцев племени мандан: «В этих плясках индейцы представляли, "разыгрывали" отдельные эпизоды своей охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д.». Те же североамериканские индейцы, возвратившись из военного похода, исполняли танец скальпа: «При освещении факелов Пины танцевали со скальпами своих врагов пятнадцать ночей подряд. Бряцая оружием, они демонстрировали их с особой гордостью, как доказательство боевой храбрости и доблести. Затем, разыгрывая сцену сражения, они словно рубили и резали друг друга на части».
Многие обряды древности были связаны с нахождением в особое состояние — экстаз, во время которого кто-то из участников начинал пророчествовать, у иных открывались неожиданные способности, а остальные переживали особенные душевные потрясения, иногда связанные с ощущением расставания души с телом. Вызывание этого состояния неразрывно связывалось с ритмичными движениями и музыкальным сопровождением. То есть речь шла уже непосредственно о танце, и здесь он наступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от обычного, состояние. Например, тот, кто хотел занять священный и почетный пост жреца или колдуна у гвианских индейцев, должен был выдержать суровый пост и решиться на нещадное самобичевание. Под конец поста он должен был плясать до обморока, а в чувство его приводили питьем, вызывающим кровавую рвоту. Так продолжалось до тех пор, пока кандидат в жрецы или колдуны не доводил себя до конвульсий.
Как видно, в праобществе танец имел куда более важное значение, чем обычно представляется.
От этих ритуальных действ до наших дней дошли лишь церемонии, сопровождающие, например, коронацию немногих оставшихся в мире монархов, больше напоминающие спектакль или балет, чем важную политическую процедуру, — и это вполне справедливо, потому что все действия в этих случаях строго определены, регламентированы и отрежиссированы многими веками и даже тысячелетиями и так называемые «танцевальные шаманства», существующие во многих далеких от цивилизованного мира поселениях, причем существуют в своей первозданной форме.
С помощью танца мальчика посвящают в мужчины, излечивают от страха, избавляют от неизлечимых недугов. Современные психоаналитики относятся к подобным ритуалам с большим уважением и внимательностью. Они назвали этот метод «терапией измененным сознанием» и все чаще его практикуют.
Вот что пишет о подобных исцеляющих танцах известный любитель экзотики Антонен Арто: «Ритуальный танец является одним из самых эффективных инструментов любого колдуна (жреца, знахаря, вуду). Рисунок и музыка танца всегда идут под его бдительным присмотром, тем самым он строго контролирует воздействие танца. Если целью этого знахаря является "изгнание духов", то танец как бы носит характер психологической разрядки. В результате "танца одержимости" человек "излечивается" от своих недугов и возвращается к нормальному образу жизни.
В этом виде психологической разрядки есть Нечто общее с основами современной психотерапии. Но разница между первобытной и цивилизонной процедурами заключается в природе средств этой разрядки. В первобытном обществе внутренние побуждения и желания человека побеждаются в коллективных формах, и это снимает чувство одиночества и оторванности от коллектива. Лечась в присутствии других, больной разрешает свои внутренние проблемы и освобождается от "духов".
На Бали, недалеко от города Клунг-Клунг, я был свидетелем самого неистового и фантастического зрелища из всех, которые мне доводилось когда-либо видеть. Он называется "танцем криса", потому что танцующие в неистовстве буквально пронзают себя своими острыми крисами (мечами).
Суть этого танца, как я узнал позднее, заключается в том, что в определенное время — первое новолуние нового года — в последователей культа могут вселяться боги. В это время все жители деревни могут легко представить себе, что в каждом из них поселился бог. Бывали случаи, когда во время этих обрядов все жители впадали в состояние коллективного транса.
Понять этот обряд можно, только уяснив его значение и эмоциональную ценность для участников. Только тот, кто принимал в нем участие, имеет, вероятно, полное представление о своих мотивах и своей реакции. Но мои друзья на Бали, хорошо знающие страну, говорили, что на острове очень мало душевнобольных и причина тому — эти танцы».
Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить:
vanilla.su
Всеобщая история танца. Танец первобытного общества. Часть 1 .Школа танца,+7(495)784-44-06
« Назад
03.05.2014 04:23
Танцы для взрослых в Митино в наше время имеют множество направлений. Особенно популярны в последнее время парные танцы для взрослых в Митино. Здесь неважен возраст, рост и вес! Танцы для взрослых в Митино способны раскрыть потенциал в каждом желающем. Наша школа предлагает эксклюзивные занятия танцами для взрослых в Митино под руководством лучших хореографов. Танцы для взрослых в Митино — прекрасный способ, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
В этой части статьи мы рассмотрим историю возникновения танца и обратимся к истокам первобытного танца.
Вначале танец представлял из себя комплекс, состоящий из жестикуляции, мимики, движений ногами и корпусом. Мимика в древние века была тесно связана с танцами. Более того, в древности почти все движения назывались танцами! В Греции же не признавали танец лишь как предлог для красивых поз и ритмических движений. Они напротив стремились, чтобы каждое движение выражало определенную мысль, поступок, действие, говорило зрителю что-нибудь. Испанские танцы до сих пор благодаря своей гипервыразительности иногда способны передать намного больше, чем просто слова. Считалось, что в древности люди танцевали, потому что боги дергали их за привязанные к рукам и ногам веревочки. На самом же деле танец был необходим людям как способ общения и передачи жизненно важной информации. Так, копируя движения животных, люди пытались проникнуть в душевное состояние животного и понять его "суть", что помогало им при охоте и являлось первой необходимостью для выживания. Конечно, танец первобытного общества возник из эмоций. Он был связан с острыми переживаниями. Изначально в танцах присутствовал определенный элемент игры: в другое "Я", в природу и т.д. Первобытный человек отличался немногочисленными движениями, хотя каждый день он преодолевал новые трудности, благодаря чему вырабатывались типизация новых жестов и алгоритмы поведения. Одним из основных способов пополнения арсенала танца первобытного общества было подражание движениям животных. В основе танцев лежали магия и ритуал. Все движения в рамках ритуального действия были направлены и имели всегда строго определенную цель. Тогда танец выступал как средство для приведения себя в другое, специфическое и отличное от обычного бытового состояние. Таким образом танец выступал как возможность по управлению иррациональными сторонами жизни человека.
Для человека первобытного общества танец – это способ мышления и жизни. Втанцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.
Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь – топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов.
В первобытном обществе не бывает артистов в обычном смысле слова, хотя в ряде первобытных племен имеются профессиональные танцовщики, которые не имеют никаких иных обязанностей и являются настоящими мастерами танца.
У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.
Океания.Большинство танцев тихоокеанских островов имеют социальную, магическую и религиозную природу. В традициях разных островов наблюдается определенная общность. Например, широко распространен танец с оружием, причем особой популярностью он пользуется среди обитателей Фиджи, где исполняется после длительной подготовки под руководством опытных мастеров.
Самоа. Для Самоа типичны сидячие танцы, в которых искусно используются движения верхней части туловища и которые исполняются под хлопанье в ладоши или под стук маленьких деревянных палочек Культивируется танец с прихрамыванием вокруг «калеки», который внезапно разражается смехом и высоко подпрыгивает, – этот танец символизирует победу человека над недугом.
Новая Зеландия. Для танцев маори более характерны движения всем телом, нежели ногами. Их хака – это танцы в сопровождении хоровой поддержки или выкрикиваемых слов. Один из типов хака, исполняемый мужчинами, отличается сложностью синкопированных ритмов, которые требуют мгновенных изменений в выражении лица и голосовых модуляций. Современные танцы маори проникнуты юмором.
Филиппины. Танцы Филиппин демонстрируют влияние иностранных завоевателей – китайцев, индийцев, арабов и испанцев. Горные племена еще сохраняют свой магический танец каньяо, в котором жрица приносит свинью в жертву духам предков и просит их даровать могущество племени храбрых охотников за головами. Танец сингкил, повествующий о мусульманской принцессе, требует от исполнительницы особой сноровки и изящества: она двигается между двумя парами бамбуковых шестов, постукивания которых образуют синкопированное и все время убыстряющееся ритмическое сопровождение. С 16 в. филиппинцы вошли в соприкосновение с европейской культурой и заимствовали некоторые европейские танцы (например, польку, ригодон, вальс), однако из-за жаркого климата островов эти танцы исполняются в замедленном темпе.
Гавайи. Радость телесной свободы выражается в гавайской хуле, исполняемой под рокот барабанов. Сначала хула была священным танцем, в котором человек отождествлял себя с природными силами. Извиваясь всем телом, люди призывали богов и молили их о плодородии. Когда-то хула исполнялась только жрицами. С приходом белых завоевателей танец был запрещен, но не забыт. Хула, исполняемая ныне в ночных клубах как аттракцион для туристов, является слабой копией танца, который когда-то был прекрасным выражением непосредственной радости жизни.
studopedya.ru
Зарождение танца
История зарождения танца началась еще в глубокой древности. В подтверждение этому можно упомянуть, что первые изображения этого действия содержатся в наскальных рисунках, датированных 6-8 веком до нашей эры.
Танцы в наскальных рисунках
Стоит отметить, что изначально танец носил далеко не развлекательный и культурный характер. Это был некий способ общения, самовыражения, просвещения и даже способ массового внушения. В древние времена люди все самые важные события (любовь, война, охота и т.д.) выражали в ритуальных танцах, которые зачастую копировали повадки различных животных. Сюжеты таких хореографических композиций носили в основном бытовой характер – с их помощью люди обращались к богам, выражали свои чувства и поднимали боевой дух перед каким-либо сражением и охотой. Подобные ритуальные танцы способствовали общей организации и максимальной сплоченности, что в те времена было очень важно.
Очень часто танцы использовались в качестве довольно мощного орудия для массового внушения и сильной манипуляции людьми. Из самых ярких примеров подобных плясок можно выделить ритуальные па шаманов и африканские танцы. Сочетание ритма музыкальных инструментов (в основном ударных) и темпа танцевальных движений, которые очень плавно усложнялись и ускорялись, производило очень сильное воздействие на участников данного ритуала. Подобные хореографические композиции использовались для введения людей в состояния транса для достижения просветления и массовой релаксации.
Африканские танцы
С развитием человечества развивался и танец, ведь он был неотъемлемой частью жизни. С созреванием понятий социума и культуры набор движений обретал «форму», концепцию, наполнялся смыслом и гармонией.
Развитие танца в разных культурах
Каждая культура имела свое понятие танца, его предназначение и содержание. К примеру, хореографические композиции японского и китайского народов отличались изяществом и особым ритмом. Каждое движение имело свое смысловое значение, а танец в общем можно сравнить с искусством начертания иероглифов. В Европе танцы имели композиционный характер и воплощали в себе гармоничное целостное сочетание движений солиста и ансамбля. В отличие от индонезийской хореографии, в основе коего лежат фиксированные строгие па, индийское танцевальное искусство насыщено плавными движениями, которые выражают настроение и различные чувства. Стоит отметить, что индийские танцы считаются самыми древними. По преданию индуистского верования божество Шива, исполняя прекрасный танец, превратил всеобщий хаос во Вселенную.
Восточные танцы
От первобытных движений до современной хореографии
История современного танца началась с появления рок-н-ролла в 50-х годах. Этот вид танца создал настоящий переворот в обществе. С его появлением изменились стиль одежды, манера поведения и даже моральные принципы молодежи. Рок-н-ролл представляет собой сочетание музыки, в которой переплелись европейские и африканские мотивы, и танцевальных движений, где прослеживается некая агрессивность, сложные поддержки и небрежное отношение к партнерше.
Современный рок-н-ролл
Очень многие считали этот вид хореографии порочным и неприемлемым для порядочных людей. Но, несмотря на это, рок-н-ролл дал хороший толчок для зарождения и развития огромного количества новых видов танцев, которые и сейчас пользуются большой популярностью.
www.letopis.info
Из истории танца. Часть I - древний мир - Этикет, быт, нравы - Каталог статей
Из истории танца.
Танец- это один из древнейших видов искусств, который существует и развивается на протяжении многих тысячелетий. Танец занимает не последнее место в истории и жизни человека — будь то старые времена Греции, Рима, Египта или современное время. Когда и как возник танец точный ответ дать невозможно, в наше время существует множество гипотез и версий, вокруг которых ведутся споры. В основу выделяют три элемента танцевальной культуры: мимическая, познавательная и религиозная.
1)Языковая или мимическая теория. Происхождение танца связано с потребностью человека выражать или передавать эмоции и впечатления, пережитые в окружающем его мире. «Вероятно первые танцы представляли собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством....» «...танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации...»
Таким образом при помощи древнего танца люди общались между собой, до тех пор пока не появилась речь - языковая модель передачи информации от одного объекта к другому. Следовательно, каждое движение подобно слову постепенно закрепляло за собой определенный смысл, значение или идиому.
Подобную модель «движение, фигура — смысл» можно найти в испанских и индийских танцах. Максимилиан Волошин в начале ХХ века писал: "Испания танцует всегда, танцует везде. Она танцует обрядовые танцы на похоронах у гроба покойника; она танцует в Севильском соборе пред алтарем; танцует на баррикадах и пред смертной казнью; танцует днем и ночью…". Испанские танцы посредством своей выразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Например, особое значение в испанских национальных танцах придается движениям рук, посредством которых передаются эмоции, смысл танца, исполнитель как бы рассказывает свою историю не словами, а жестами и движением. «Руки женщин во фламенко - гибкие, выразительные, чуткие; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин, напротив, движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой; они рассекают воздух как удар меча»
В индийской танцевальной культуре существуют «хасты» или «мудры» - особые фигуры для рук и пальцев, четко фиксированные и установленные, которые обозначают слово, понятие или целую фразу. Для того, чтобы понять то или иное значение необходимо предварительное знакомство с жестикуляционным «словарем» индийского танца. Например, «в индийском танце молодая найина (героиня) часто по живости и застенчивости сравнивается с робким и осторожным олененком - отсюда родилась характерная для передачи этого образа хаста: указательный палец и мизинец направлены вверх в форме рожек, большой, средний и безымянный соединены вместе и вытянуты вперед».
2) Танец как средство познания окружающего мира. На раннем этапе формирования человеческого общества танец выступал как форма познания окружающего мира, путем подражания. Копируя движения животных, изображая растения, движение луны и солнца, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние животного, понять "суть" природы и природных явлений. Имитация поведения животных значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания.
Наблюдение и изображение природных стихий, элементов жизни способствовало усложнению и постепенному благоустройству общества, развитие земледелия, животноводства. В дальнейшем познавательный аспект танца развивался и усложнялся, появились танцы посвященные земледельческому циклу, природному календарю. Например у многих стран и цивилизаций известны танцы, посвященные сбору урожая, наступлению весны или разливу реки (Древний Египет).
Для сикхов, которые населяют Пенджаб, это одновременно и религиозный праздник, и праздник урожая, и новогодний день
3) Танец — основа магического ритуала. С развитием человеческого сознания и общества, с появлением религии или верований связывают другой аспект танца — ритуальный или религиозный. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, представляли из себя диалог между человеком и божеством, природой, духами. Происходит строгое упорядочиваемые действий и движений. «Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние».
«Всякий танец в древности знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война — смерть, танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.».
Танец таким образом являлся своеобразным средством общения или каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни, или обращение к божественным силам природы. «Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность - полное уподобление тотему»
Таким образом, в зависимости от того какое животное признавалось священным (тотемическим), таким же по типу и характеру пластики выступал танец. «В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели хорошо копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце»
Такое перевоплощение помогало приобрести необходимые повадки и черты характера: храбрость, выносливость, хитрость, ловкость - свойственные тому или иному животному. Служение и почитание тотема обеспечивало удачу и победу в бою.
В наше время тотемные национальные танцы сохранились у африканских племен. Каждому танцу присущи индивидуальные слова-песни, музыкальные инструменты, костюмы участников.
С усложнением системы танца произошла дифференциация между мужским и женским обрядом. С женской природой ассоциировались обряды, связанные с плодородием, продолжением рода, деторождения, семейного очага, образом Земли — как великой матери-прародительницы. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения или животного-хранителя (образ змеи, культура Ацтеков, Индии, Африки). Нередки случаи исполнения военных танцев с оружием в руках, время от времени бросая его вперед, стараясь пронзить символ врага: чучело, тотем вражеского племени, начертанное изображение и т. д.
С развитием танцевальной культуры сформировались основные пластические фигуры: круг, движения в линию, лабиринт, фигура ползущей змеи. Построение в круг, замкнутое построение, считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. «В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили». В танце круг символизировал оборот жизни — от рождения до смерти, течение времени, движение солнца и луны.
Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. С одной стороны, танец в линию символизировал равновесие, горизонт, с другой стороны - упрямство и целеустремленность, силу, четкость, символ луча, стрелы, копья, поражающего своего противника. В восточной культуре (Древний Египет, шумеры и аккадцы) символ горизонтальной линии означает паспассивное поведение, требование или пожелание лечь, сложить оружие, прекратить сопротивляться, сдаться. Возможно, обрядовые танцы прямолинейного построения носили аналогичный сакральный смысл.
В древних танцах воспроизводились и более сложные фигуры такие как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Символ лабиринта — это мир, Вселенная, непостижимость, движение, заключенное в узкие рамки границ. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, путь постижения истины, связанный с тупиками и препятствиями. Так же лабиринты считались тайными тропами в потусторонний мир духов, богов или природных существ. Поэтому танцы-лабиринты носили религиозный и мистический смысл, заключали в себе обряды рождения и погребения человека. О танцах-лабиринтах упоминал в своих работах еще Вергилий, которые представляли собой обрядовые игры, называемые «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизировали трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта же символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть в работах у Плутарха: ...протанцевал с юношами хоровод, который, как говорят, делосцы танцуют и ныне; танец этот, повторяя ходы и изгибы лабиринта, требует ритмичных поворотов и проходов...».
С развитием общества и культуры искусство танца переходит на новый уровень: постепенно помимо ритуального начала начинает появляться чисто телесные, культурные развлекательные черты, танец понимается не только как религиозный элемент жизни, но и как эстетический компонент. Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному.
Изображения танцующих были обнаружены в древнеегипетских захоронениях, которые датируются 3 300 годом до н. э.
Список литературы:
Е.Маркевич «История танцев» (Танец как выражение национального духа художественной культуры во все времена)
М.А. Волошин «Воспоминания о Максимилиане Волошине», М., Советский писатель, 1990 г.
Публий Вергилий Марон «Энеида», Античная литература, (Перевод С. Ошерова под редакцией Ф. Петровского)
А.Лосев, «Плутарх из Хероне́и » . Очерк жизни и творчества
Плутарх. Cочинения «Этика», «Об Исиде и Осирисе»
Рагини Деви «Диалекты танца Индии», Нью Дели, 1972 г.
Дрю Люней «Эти странные испанцы», Эгмонт Россия, Лтд, 1999 г.
Эдуард Тэйлор Первобытная культура: — Москва, Терра-Книжный клуб, 2010 г
Виктория Рошаль «Энциклопедия символов и знаков», АСТ «Сова», 2007 г.
stgorod.com
Что такое ТАНЕЦ: ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ - Энциклопедия Кольера - Словари
ТАНЕЦ: ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ ТАНЕЦ: ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ К статье ТАНЕЦ Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь - топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. В первобытном обществе не бывает артистов в обычном смысле слова, хотя в ряде первобытных племен имеются профессиональные танцовщики, которые не имеют никаких иных обязанностей и являются настоящими мастерами танца. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке. Океания. Большинство танцев тихоокеанских островов имеют социальную, магическую и религиозную природу. В традициях разных островов наблюдается определенная общность. Например, широко распространен танец с оружием, причем особой популярностью он пользуется среди обитателей Фиджи, где исполняется после длительной подготовки под руководством опытных мастеров. Самоа. Для Самоа типичны сидячие танцы, в которых искусно используются движения верхней части туловища и которые исполняются под хлопанье в ладоши или под стук маленьких деревянных палочек. Культивируется танец с прихрамыванием вокруг "калеки", который внезапно разражается смехом и высоко подпрыгивает, - этот танец символизирует победу человека над недугом. Новая Зеландия. Для танцев маори более характерны движения всем телом, нежели ногами. Их хака - это танцы в сопровождении хоровой поддержки или выкрикиваемых слов. Один из типов хака, исполняемый мужчинами, отличается сложностью синкопированных ритмов, которые требуют мгновенных изменений в выражении лица и голосовых модуляций. Современные танцы маори проникнуты юмором. Филиппины. Танцы Филиппин демонстрируют влияние иностранных завоевателей - китайцев, индийцев, арабов и испанцев. Горные племена еще сохраняют свой магический танец каньяо, в котором жрица приносит свинью в жертву духам предков и просит их даровать могущество племени храбрых охотников за головами. Танец сингкил, повествующий о мусульманской принцессе, требует от исполнительницы особой сноровки и изящества: она двигается между двумя парами бамбуковых шестов, постукивания которых образуют синкопированное и все время убыстряющееся ритмическое сопровождение. С 16 в. филиппинцы вошли в соприкосновение с европейской культурой и заимствовали некоторые европейские танцы (например, польку, ригодон, вальс), однако из-за жаркого климата островов эти танцы исполняются в замедленном темпе. Гавайи. Радость телесной свободы выражается в гавайской хуле, исполняемой под рокот барабанов. Сначала хула была священным танцем, в котором человек отождествлял себя с природными силами. Извиваясь всем телом, люди призывали богов и молили их о плодородии. Когда-то хула исполнялась только жрицами. С приходом белых завоевателей танец был запрещен, но не забыт. Хула, исполняемая ныне в ночных клубах как аттракцион для туристов, является слабой копией танца, который когда-то был прекрасным выражением непосредственной радости жизни.
www.slovopedia.com
Энциклопедия Кольера - танец первобытных народов
Для человека первобытного общества танец это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. В первобытном обществе не бывает артистов в обычном смысле слова, хотя в ряде первобытных племен имеются профессиональные танцовщики, которые не имеют никаких иных обязанностей и являются настоящими мастерами танца. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.
Океания. Большинство танцев тихоокеанских островов имеют социальную, магическую и религиозную природу. В традициях разных островов наблюдается определенная общность. Например, широко распространен танец с оружием, причем особой популярностью он пользуется среди обитателей Фиджи, где исполняется после длительной подготовки под руководством опытных мастеров.
Самоа. Для Самоа типичны сидячие танцы, в которых искусно используются движения верхней части туловища и которые исполняются под хлопанье в ладоши или под стук маленьких деревянных палочек. Культивируется танец с прихрамыванием вокруг "калеки", который внезапно разражается смехом и высоко подпрыгивает, этот танец символизирует победу человека над недугом.
Новая Зеландия. Для танцев маори более характерны движения всем телом, нежели ногами. Их хака это танцы в сопровождении хоровой поддержки или выкрикиваемых слов. Один из типов хака, исполняемый мужчинами, отличается сложностью синкопированных ритмов, которые требуют мгновенных изменений в выражении лица и голосовых модуляций. Современные танцы маори проникнуты юмором.
Филиппины. Танцы Филиппин демонстрируют влияние иностранных завоевателей китайцев, индийцев, арабов и испанцев. Горные племена еще сохраняют свой магический танец каньяо, в котором жрица приносит свинью в жертву духам предков и просит их даровать могущество племени храбрых охотников за головами. Танец сингкил, повествующий о мусульманской принцессе, требует от исполнительницы особой сноровки и изящества: она двигается между двумя парами бамбуковых шестов, постукивания которых образуют синкопированное и все время убыстряющееся ритмическое сопровождение. С 16 в. филиппинцы вошли в соприкосновение с европейской культурой и заимствовали некоторые европейские танцы (например, польку, ригодон, вальс), однако из-за жаркого климата островов эти танцы исполняются в замедленном темпе.
Гавайи. Радость телесной свободы выражается в гавайской хуле, исполняемой под рокот барабанов. Сначала хула была священным танцем, в котором человек отождествлял себя с природными силами. Извиваясь всем телом, люди призывали богов и молили их о плодородии. Когда-то хула исполнялась только жрицами. С приходом белых завоевателей танец был запрещен, но не забыт. Хула, исполняемая ныне в ночных клубах как аттракцион для туристов, является слабой копией танца, который когда-то был прекрасным выражением непосредственной радости жизни.