Тотемизм — определение, история и особенности понятия. Первобытный тотемизм
Тотемизм – определение, значение и отличие от анимизма и фетишизма
Вера в сверхъестественное сопровождает человека все время его существования. Все необъяснимое человек причислял к потустороннему явлению. Первые религии появились на заре первобытно-общинного строя, они носили характер примитивного верования. Одной из религий являлся тотемизм — ветвь анимизма. Что такое тотем, и почему люди верили в невидимую связь между разными объектами? Какие формы тотемизма сохранились до наших времен? Рассмотрим в статье.
История тотемизма
Первые религии человечества называются проторелигиями. Историки и ученые относят к ним четыре основных формы:
анимизм;
тотемизм;
фетишизм;
магию.
Какая именно проторелигия из перечисленных была первой, доподлинно неизвестно. Считается, что все четыре формы появились приблизительно в один и тот же период истории. Историки поясняют, что все основные формы верований присутствовали во всех доисторических проторелигиях.
Анимизм
Что такое анимизм как проторелигия? Современные ученые определяют его как веру в духовный мир, то есть, существование нематериального начала. Анимизм подразумевает веру в духов природы, умерших предков, духов-покровителей. Это одушевление всего, что окружает человека и является непонятным.
Наблюдая за явлениями природы, первобытные люди одушевляли их и приписывали определенные качества. Со временем люди стали воспринимать духов природы как разумных существ, управляющих их жизнью. Для того, чтобы задобрить гнев духов природы, им стали приносить дары и жертвоприношения.
Также люди верили, что существует посмертный мир, в который отправляется душа умершего человека. Там же существуют и различные сущности и духи.
Тотемизм
Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком/племенем/родом и конкретным животным или растением. Это животное/растение именовалось тотемом. Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод. Ученые считают, что первобытный человек стал обожествлять животный и растительный мир, потому что весь уклад жизни был связан именно с ним.
Примеры тотемизма — верования древних египтян, индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии и населения центральной части Африки. Чем отличается культ поклонения тотему? Избранному покровителю приносят дары, совершают религиозные служения и просят о защите или милости. При появлении на свет нового члена племени сразу же совершается служение тотему с просьбой наделить младенца определенными качествами и защитить от зла.
Тотемизм отличает от других верований наличие табу. Табу является запретом совершать те или иные действия. Табу было связано с запретом:
убивать тотемных животных;
поедать мясо тотема;
убивать соплеменников;
демонстрировать чужим племенам свою принадлежность к тотему.
Ритуалы проводили всякий раз, когда племя страдало от засухи и недостатка пищи, от нападения враждующих племен и в любых экстренных случаях. Люди верили, что только тотем может им помочь справиться с невзгодами.
С тотемизмом был тесно связан фетишизм — вера в мистическую силу предмета. Этим предметом мог быть камень причудливой формы и созданный руками предмет, какое-либо растение или планеты. Фетишами становились и статуэтки божеств, которым поклонялись древние люди. Но и в наши времена на территории Африки сохранился культ фетишизма в несколько измененном виде.
Магия первобытных людей
Древние люди считали магическим всё непонятное и необычное. Если человек встречал на своем пути какой-либо привлекший внимание объект (камешек, корешок, часть скелета животного), он мог сделать его своим фетишем. Со временем вера в фетиши крепла, и уже целое племя могло поклоняться какому-либо предмету и считать его своим покровителем.
Фетиш располагали в центре племени, приносили ему дары и воздавали хвалу за помощь. Люди искренне верили, что именно фетиш им помогает и защищает от бед. Однако была и оборотная сторона фетишизма: если предмет не оправдывал ожиданий, его подвергали истязанию.
Фетишизм не исчез со временем, но обрел новую форму. Религиоведы утверждают, что вера в амулеты и обереги является современной формой фетишизма. С фетишизмом тесно связана магия в ее изначальном и современном виде. Также магия сохранила черты тотемизма и анимизма, ведь магические ритуалы являются обращением к разным силам природы или духам животных или умерших.
Со временем из общества отделилась группа людей, которая занималась только проведением магических ритуалов для племени. Первые магические ритуалы проводили шаманы, так как именно шаманизму свойственна связь с духами природы и животных. В дальнейшем магические практики расширили сферу своего применения. В современном мире магия тесно связана с древними культами проторелигий, мировыми религиями и изучением энергий.
tayniymir.com
Тотемизм как черта первобытной культуры
Определение 1
Тотемизм (totem - его род) – это религиозная и социальная система, в основе которой располагается культ тотема.
Тотемизм – это культурное средство организации среды обитания общества.
Это глубокая, не имеющая сомнений вера в тождественность членов коллектива особям конкретного вида животных. Это животное становилось тотемом данного коллектива. Это осознание единства человека, общества друг с другом и в то же время – фундаментальное отличие от других социальных групп.
Свойства тотема
В тотеме видели доброго заботливого предка-покровителя, который защищал своих почитателей от невзгод.
Выбор тотема зависел от физико-географической характеристики местности.
Тотем не имел божественных характеристик и свойств, человек просто верил в родство с ним.
Взаимоотношения человека со своим тотемом строились на запретах, табу: убивать и есть своего тотема было запрещено. Лишь в некоторых обрядах есть мясо тотема позволялось для усиления магической силы и связи с ним.
Замечание 1
Впервые в общий обиход это понятие ввёл путешественник Дж. Лонг в $1791$ году, позаимствовав его у индейцев североамериканского племени Оджибва, с языка которого термин означал знак, символ, герб племени, помимо этого термин означал название животного, которому племя поклоняется.
Тотемизм как яркая форма проявления древней культуры
В науке тотем подразумевает себя в качестве класса каких-либо явлений природы или объектов, которым оказывается особое поклонение социальной группой, племенем, родом, кланом, отдельным индивидом, поскольку они верят, что имеют с ними родственную связь, называя себя их именами.
Тотемом может стать любой объект, но наиболее распространёнными были животные.
К тотему относились как злому или доброму покровителю, который оберегал социальную группу от болезней, голода, смерти.
Помимо животных, в качестве тотема могут выбираться:
Солнце
Дождь
Ветер
Вода
Железо
Отдельные части растений, животных
Всё мировоззрение первобытного анимиста наполнено тотемическими представлениями. Основным признаком тотемизма является вера в то, что тотем является прародителем племени, общества, рода и т.д., выступая сосредоточием каждого представителя социальной группы.
Если тотемом является какое-либо животное, то оно полагается действительным родоначальником племени, клана, рода. Предшественник тотемизма – теротеистический культ представлял все природные явления и предметы одушевлёнными и антропоморфными в образе животных, поэтому в тотемизме так распространён культ животного.
В тотемизме, как в источнике дальнейшего развития религиозных представлений, включены все главные его элементы:
Единство и связь человека с божеством, где божество является отцом своих почитателей
Культ табу, запреты
Жертвоприношение тотема и его вкушение
Выбор избранного тотема с целью поклонения
Власть религии над отношениями в социуме
Тотемизм являлся отражением доминирования над человеком сил социального становления, не природного характера, а общественного бытия. Это господство было иллюзорным и фантастичным.
Животные, которые являлись отражением тотема, не имели в воображении племени сверхъестественной силы влиять на их деятельность. По мере своего развития тотемизм обрёл всевозможные ритуальные действия, которые породили различные праздники, в процессе празднования которых члены группы надевали на себя принадлежащие животному шкуры и кости, подражая им. Некоторые из действий приобретали магический характер. Поэтому тотемиз был тесно связан с магией.
Замечание 2
Тотемистические предки стали родоначальниками традиций, обычий, норм, социальных институтов, создателями сегодняшнего мира.
spravochnick.ru
Тотемизм в первобытном обществе и его функции — Язычество
Возникновение тотемизма в первобытном обществе объясняется верой человека в духовное единство с природой. Археологи повсеместно находили множество рисунков в пещерах, где обитали первобытные люди, с изображениями полуживотных, полулюдей. С глубокой древности племена Южной Америки, Северной Америки и Австралии покланялись тотемам. В качестве тотема чаще всего выступало животное-покровитель, реже растение или природная сила. Интересен тот факт, что по нынешний день тотемизм процветает в племенах Африки и Австралии.
Возникновение тотемизма объясняется стремлением общин закреплять собственное право на отдельную определенную территорию, мотивируя это мифологически. Тотемизм, по своей сути, оказался формой осознания единения общины, а соответственно положи начало развития социальных отношений. Впервые были осмыслены кровнородственные и прочие социальные связи, систематизированы явления природы, утверждалось единство природы и человека, создавались ритуально-идеологические отношения. Тотем выступает неким покровителем и защитником. По поверьям даже самое страшное животное не может принести несчастье представителю своего рода. Магия теснейшим образом связана с тотемизмом, ведь именно благодаря магическим обрядам совершалось общение с покровителями.
Особенностью тотемизма является то, что существует реальная вера в родственные связи человека и тотема. К примеру, если в качестве священного животного выбирали волка, то считалось, что именно он является реальным прародителем рода. Также, все волки в лесу автоматически становились кровными родственниками племени, и причинять им вред – табу. Традиции большинства племен требуют за убийство или увечье тотема аналогичной мести, как за убийство члена племени.
Иногда в племени допускается поедание тотемного растения или животного, однако данное событие выражается особым ритуалом, означающим сожаление. Поедая сырое мясо тотемного животного или птицы, древние люди пытались как бы изнутри изучить повадки зверя. Поедая плоть, они входили в роль тотема, и это помогало в охоте и защите. Самым распространенным видом тотемизма является родовой вид, реже встречается половой или индивидуальный. В истории встречались описания видов принадлежностей к общинам по месту рождения, месту зачатия и даже сновидениям. Вскоре в роду формировался эгрегор родового тотема, называемый в честь тотемного животного. Эгрегор содержал всю информацию о каждом члене рода или племени, которая передавалась от предков потомкам.
Обобщая все вышесказанное, можно выделить несколько условных основных функций тотема. Тотем является средством коллективной и личностной идентификации, во времена отсутствия семейно-брачных отношений и системы именования в виде, привычном для нас. На тотем возлагались хозяйственные функции: разделение территории для неконфликтного использования последней. Семейно-брачные отношения также регулировались тотемом, что позволяло избегать кровосмешений и рождать здоровое потомство.
Следует отметить, что при распаде первобытного строя тотемизм уходит в небытие, оставаясь процветать только в племенах аборигенов Африки, Австралии и Северной Америки. Однако элементы тотемизма встречаются почти во всех мировых религиях. Также тотемизм подробно изображен в искусстве прошлого.
pagandom.ru
ТОТЕМИЗМ - это... Что такое ТОТЕМИЗМ?
ТОТЕМИЗМ — вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь,… … Философская энциклопедия
ТОТЕМИЗМ — Поклонение предметам, над которыми человек не властен, напр. светилам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОТЕМИЗМ по Леббоку, поклонение предметам, над которыми человек не властен (напр. светилами).… … Словарь иностранных слов русского языка
тотемизм — с позиций материализма, являет собой проекцию на природу кровнородственных отношений, характерных для родо племенных общественных структур (см. этнопсихология). Согласно З. Фрейду одна из ранних форм первобытных религий, на основе коей были… … Большая психологическая энциклопедия
Тотемизм — первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и… … Исторический словарь
Тотемизм — (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким либо тотемом, который считается родоначальником и… … Энциклопедия культурологии
ТОТЕМИЗМ — ТОТЕМИЗМ, комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве ототем его род) явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения … Современная энциклопедия
ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем его род) видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными… … Большой Энциклопедический словарь
ТОТЕМИЗМ — ТОТЕМИЗМ, тотемизма, мн. нет, муж. (этнол.). 1. Первобытный религиозный культ тотемов. 2. Общественный строй первобытного общества, при котором существует такой культ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.
А.Н.Красников
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me
gufo.me
2.Особенности раннего этапа первобытной культуры. Тотемизм, магизм, анимизм
Ранний первобытный период – самый длительный в истории человечества. Он включает два каменных века – палеолит и мезолит. Наши предки в этом периоде претерпевают биологические изменения, постепенно продвигаясь к homo sapiens. Впервые в истории живой природы возникает «устойчивый надындивидуальный адаптационный механизм, не имеющий генетического закрепления»16. Постепенно носителем поведенческих форм становится не живая природа, а природа внешняя, неживая. В этот период времени человек научился жить не стихийно, а целенаправленно, не только подчиняясь законам природы (вне и внутри себя), но используя их и подчиняя своим целям.
Способ организации общества на этом этапе – кровнородственный. Суть этой организации в том, что степень солидарности любой формы поведения одного человека по отношению к другому зависят от степени их кровного родства. Можно сказать, что вообще вся первобытная культура есть культура родовая, культура природных связей – между людьми, людьми и окружающим миром, видимым и невидимым. Как отмечает Л. Леви-Брюль17, кровь является одной из важнейших ценностных реалий в жизни первобытного человека. Кровь, а затем и просто красная охра, стали одними из первых символов, репрезентирующих важнейшие для человека смыслы («жизнь», «сила», «родство», «здоровье»). Кровнородственные связи в древнем первобытном обществе прошли свои стадии осознания, одной из древнейших является тотемизм.
Тотемизм в своей исходной форме – вера в глубокое родство и даже тождество всех членов того или иного первобытного человеческого объединения (чаще всего – рода) с особями определенного вида животных. Этот вид животных является тотемом данной группы людей. В тотемизме в наглядной форме выражено единство всех людей, составляющих данное объединение, и в то же время их отличие от других (чужих, не входящих в тотем). Слово тотем (произошедшее от «ototemon» индейцев оджибве, которое переводят как «его род») можно проинтерпретировать трояко. Все три значения будут иметь отношение к символике крови (идее кровного родства). Во-первых, тотем – это зверь-предок, в этом смысле, как живой зверь, так и его изображения становятся знаками-носителями социального смысла. Во-вторых, тотем – это территория проживания рода, следовательно, не только сама земля, но и любые упоминания, изображения родной территории («карты», рисунки, родные предметы) становятся знаками-носителями общественно ценного. Наконец, тотем – это коллектив кровных родственников. Надо отметить, что кровное родство осознавалось не так, как мы это сегодня представляем, а как наличие одинаковой крови в каждом из родственников (кровь съеденного зверя или выпитая кровь). Первобытный человек идентифицировал себя не как нечто индивидуально-своеобразное (через портрет, например), а как принадлежащее к социальному целому (через типовую одежду, татуировку, краску на теле, типовую причёску и т. д.). Следовательно, каждое сообщество имело свою уникальную символику, определяющую принадлежность индивида именно данному коллективу. Так, члены тотема волка, например, должны были носить кисточку из волчьей шерсти, или волчий хвост как головной убор, раскрашивать лицо в виде волчьей пасти, иметь одинаковую условную татуировку на теле.
Тотемизм породил регламентацию социального действия: сформировавшаяся вокруг тотема система правил стала жестко регулировать поведение. Из главных, связанных с тотемом культурных запретов (табу на нанесение вреда тотему, табу на кровосмешение – инцест) выросла целая система норм, регулирующих социальную и индивидуальную жизнь представителя тотема во всех деталях.
Попробуем представить картину мира, характерную для этого периода. Первобытная картина мира базируется на системе бинарных оппозиций как первой логике древних. Бинарные оппозиции – исходное смысловое деление мира на две противостоящие части. Причем в эту систему попадают буквально все объекты и явления. Точкой отсчета и критерием наделения объектов ценностным смыслом можно считать тотемную освоенную территорию как «свою», упорядоченную, безопасную. Все, что удаляется от тотема и опасно для жизни человека, получает негативную оценку. Такие пары, например, как свое – чужое, порядок – хаос, день – ночь, свет – тьма, солнце – луна, верх – низ, правое – левое, имеют прямое отношение к организации жизни по тотемному принципу. Эта логика обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики анализа первобытной культуры, первобытного мифа К. Леви-Строссом18, который анализирует их разнообразие и взаимопереходы. Он приписывает бинарности универсальный характер, утверждая, что наше мышление и сегодня продолжает опираться на эту схему.
Такие характеристики первобытного восприятия мира, как анимизм (одушевление) и партиципация (сопричастность), где мир предстает как живой и активный, общающийся с человеком, связаны с тотемом.
Реальность, которая окружала социальную группу, тотем, ощущалась тайной, тёмной, мистической. «Всё в этой реальности сводится не к законам, а к мистическим связям и сопричастностям»19, пишет Л. Леви-Брюль. Природный порядок устанавливается не сам собой: он теснейшим образом связан с поведением тотема (группы). То, что происходит с тотемом и его членами – результат их правильного или неправильного поступка, следствие общения с природными силами. На базе такого понимания мира развивается магия, как первая практика манипуляции с миром с целью его «приручения», подчинения.
На магичность первобытного мышления как на его важнейшую характеристику указывает Л. Леви-Брюль: «Первобытное мышление живёт в мире, где всегда действуют или готовы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы. … Всякий факт принимается за проявление одной или нескольких таких сил … Видимый мир и невидимый едины, и события видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Этим и объясняется то место, которое занимают в жизни первобытных людей сны, предзнаменования, гадания в тысячах разных форм, заклинаний, жертвоприношений, ритуальных церемоний, магии»20.
Первобытную магию анализируют в своих работах Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, С.А. Токарев, А.Ф. Еремеев и т. д. Магию можно определить как способ манипуляции с невидимым миром, основанный на вере в существование скрытых связей всего со всем (партиципация) и наличии скрытой души во всём (анимизм). Магия была опытной площадкой по выявлению сил, влияющих на результаты деятельности человека (и тем самым на всю его жизнь). Эти силы могли быть невидимыми, неосязаемыми, но при этом в реальности которых никто не сомневался21.
Примерно к 40 тыс. до н. э. относят появление искусства (художественного освоения мира), которое достигло расцвета и стало существовать на уровне шедевров уже к 15 тыс. (эпоха Мадлен). Появление искусства свидетельствует о необходимости передачи особого опыта – опыта переживаний22.
studfiles.net
Первобытная религия: тотемизм — Язычество
Первобытная религия (тотемизм) предполагает культ тотема, под которым племена аборигенов подразумевали какое-либо животное, птицу, растение или природное явление, иногда тотемом становился ребенок или какой-либо человек, а также часть тела животного. К тотему члены племени относились как к покровителю, доброму защитнику, который является предком людей и оберегает их от голода, засухи, хищных зверей и болезней.
Первоначально человек считал все вокруг себя антропоморфным, имеющим душу и схожие с человеком свойства личности. Это произошло из анимизма, который подразумевал существование души у всех объектов и предметов окружающего мира. Поначалу тотемом считался какой-либо класс животных или птиц, явление природы или местность. Позднее в качестве материального воплощения тотема использовали уже его фактическое изображение, созданное человеком. Это мог быть классический тотем в виде деревянного ствола с вырезанным в нем изображением животного, птицы, а также различные изображения, рисунки.
Позже тотемом стали и символы, звуки и слова, имеющие данный смысл. Любой род или клан должен был носить имя своего тотема, а человек, у которого был индивидуальный тотем, получал собственное имя, созвучное с именем тотема. Также бывают и такие разновидности тотемизма, когда женщины в племени имеют один тотем, а мужчины – другой. Это различает их по половому признаку и в некоторой степени противопоставляет друг другу, выводит на качественно иной, более цивилизованный вид взаимоотношений.
Выбор племенами собственных тотемов напрямую зависит от местности, в которой они проживали. Племена Австралии нередко выбирают своими тотемами кенгуру или сумчатых опоссумов, африканские – представителей растительного мира или явления природы. Подобный выбор тотема определяет его географию очень точно, так как большинство таких видов животных или растений не встречаются больше нигде.
Очень важно понимать, что тотемизм не стал религией для первобытных племен аборигенов, он являлся первичной религиозной формой, на основе которой позднее возникли религии. Тотемное животное или растение не обожествляли, его не наделяли сверхъестественными способностями или иными качествами, присущими божествам. Племена и кланы всего лишь утверждали родство с тотемным животным, называя его своим отцом, родителем, старшим братом или сестрой.
Наибольшая степень близости и родства человеческой социальной группы выражается в табу на употребление в пищу тотемного животного, а также на его убийство. Исключение составляют некоторые африканские племена аборигенов, которые вынуждены употреблять их в пищу, так как не имеют иного источника питания. В таком случае представители племени и шаман пытаются выпросить прощения у своего тотема-предка или же переложить вину на кого-либо иного. Также в иных племенах мясо и иные части тела тотемного животного или птицы мог употреблять в пищу шаман, жрец, но только в небольших количествах и исключительно для поддержания связи с ним и собственных магических способностей. В остальном же табу сохраняется до сих пор.