Первобытное искусство европы. Древние изображения евразии. Первобытное искусство европы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние изображения евразии. Первобытное искусство европы. Первобытное искусство европы


Древние изображения евразии. Первобытное искусство европы

Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011

ДРЕВНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Все палеолитическое искусство можно разделить на две группы: переносное и монументальное. В первую группу включают предметы, которые человек мог носить с собой, например, небольшие скульптуры. Одними из самых древних скульптурных изображений, известных на сегодняшний день, стали так называемые «палеолитические венеры» — стилизованные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и других зверей. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня, глины или кости.

К монументальному искусству можно отнести наскальные изображения. Рисунки создавались в глубинах пещер, на поверхности скал, в небольших гротах и в убежищах под скальными навесами. Настенное искусство древнекаменного века распространено очень неравномерно. Как и в Античные времена или Новое время, в эпоху каменного века оно не везде занимало одинаковое место в жизни общества. Если судить по концентрации памятников палеолитической живописи, то самыми передовыми были районы в западной Франции и Испании.

Именно здесь сконцентрированы классические пещерные святилища Альтамира, Ласко, Нио, Фон де Гом.

В истории пещерных росписей эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности, около 30 тысяч лет назад первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ Статуэтка, 11 сантиметров высотой. Изображает женскую фигуру, с подчеркнуто гипертрофированными формами. Вырезана из известняка и подкрашена красной охрой. Обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати в 1908 году. Датируется 22-24 тыс. лет до н.э. Хранится в венском Музее Естествознания. Позднее, примерно с 20 по 17 тысячелетия, древние мастера стали уделять больше внимания деталям. Косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, для передачи пятен на шкурах быков, лошадей и бизонов научились пользоваться дополнительными цветами — различными оттенками жёлтой и красной охр. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть. Так, например, переданы гривы лошадей, массивные загривки бизонов. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В 14–12 тысячелетиях пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись этого времени стала более объёмной, передавала динамику, цвет и пропорции фигур. В это время созданы громадные живописные «полотна», покрывшие стены и своды глубоких пещер.

В дальнейшем, в мезолите, наскальные изображения утратили живость, на смену реализму, пришли стилизация, обобщение и схематизация предметов. В завершающей фазе каменного века реалистические изображения отсутствуют совсем. Изображения как бы возвратилась к тому, с чего начинались, на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Как отмечалось выше, больше всего древнейшей живописи найдено в Европе. Палеолитические шедевры хорошо сохранились на стенах заброшенных пещер, входы во многие из которых, оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение длительного времени, самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранились не только настенные рисунки, но и многие другие свидетельства деятельности человека, например, пещеры Тюк д’Одубер (Tuc d'Audoubert) и Труа Фрер (Trois-Frères, пещера Трех Братьев) во Франции сохранили глиняные скульптуры быков, медвежьи черепа, а так же четкие следы босых детских и юношеских ног, отпечатовшихся на сыром глиняном полу.

По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиненеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей «Франко-Кантабрия». Менее «густо» памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две — на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

Глиняные скульптуры быков, пещера Тюк д'Одубер

Обломок копьеметалки из пещеры Трех Братьев. Хранится в музее Человека в Париже

Крупнейшие открытия были сделаны в середине 20 века. Так в 1940 году была обнаружена богатейшая живопись в пещере Ласко, в 1956 году в пещере Руфиньяк. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек, за время с 1984 по 1994 год была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них — такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры и Ласко, а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и древней живописью.

Открытие пещерных росписей наука XIX века встретила с подозрительностью и сомнениями. Потребовалась длительная работа по сбору новых фактов, изучению новых пещер, прежде чем рассеялись эти недоумения. Позиция скептиков была вполне естественна. Человеку, находящемуся под влиянием дарвиновской теории, воспитанному на восходящей схеме развития искусства от архаики к классической Греции и Риму, было сложно принять бизонов на полотнах Альтамиры. Они не подходили под традиционные определения.

Открытие прекрасных памятников палеолитической живописи показало, что развитие искусства крайне сложный процесс, периоды взлета, чередуются с падениями, а прямая преемственность довольно редка. Палеолит и мезолит стали первым взлетом в истории живописи, графики и скульптуры.

Художник, расписавший пещеры, уже в мадленскую эпоху мог пользоваться несколькими красками и создавать полихромные и реалистичные изображения. Он умело использовал неровности стен и сводов пещер, передавая форму и объем фигур. Первобытный человек умел изображать движение фигур. На древнейших росписях, гравировках и скульптуре динамика передана через положение конечностей, поворот головы или туловища. В пещере Пешь-Мерль обранужен выполненный на глине рисунок бегущего большерогого оленя. Его стремительный бег передан вытянутыми ногами животного. Совершенно отчетливо предана фигура прыгающей лошади на копьеметалке из Абри де Монтастрюк. Ее передние ноги согнуты в коленях и прижаты к поднятому на дыбы туловищу, голова, шея и крупп вытянуты параллельно задним ногам, изготовившимся к прыжку.

За тысячи километров от этих мест, на нашей земле, в 1959 году были открыты замечательные памятники палеолитического искусства в Каповой пещере — изображенные в светло-красном цвете фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Через 20 лет, последовало новое открытие — рисунки в Игнатьевской пещере в Челябинской области. 

Поразительна общность стиля на Урале с живописью европейских пещер. Первобытные художники не могли общаться друг с другом, что-либо друг у друга заимствовать. Можно полагать, что одинаковая степень развития человека, тождественность мироощущения, устремлений, страхов и грез обусловили в разных концах земли появление одинакового по существу искусства.

Палеолитический возраст пещерных рисунков был доказан различными способами, в ряде пещер: Пэр-Нон-Пэр, Ла Грез, грот Мери, Лоссель, Кап Блан рисунки и их нижняя часть были покрыты культурным слоем более позднего времени. В пещерах Ла Мут, Гаргас, Марсула, Нио, Альтамира удалось установить, что доступ в пещеру был прегражден еще в эпоху палеолита и рисунки не могли быть сделаны раньше этого времени. В ряде пещер возраст позволяют установить сами рисунки, на них изображены фигуры вымерших животных ледникового времени — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, или животных, сохранившихся лишь далеко на севере — например, северных оленей. Возраст рисунков можно установить и в том случае, когда обнаруживается очевидное сходство между пещерными рисунками и изображениями на предметах обихода с палеолитических стоянок. Иногда значительная древность пещерных рисунков устанавливается по покрывающей их патине или известняковым натекам, а также по месту, занимаемому ими в комплексе изображений. Особенно важно налегание рисунков друг на друга.

Резная копьеметалка в форме лошади из Абри де Монтастрюк, Франция

Изображения копытных животных и быкоголового человека, пещера Трех Братьев В палеолитическом искусстве можно выделить четыре группы изображений: образы животных, человеческие существа, знаки и неопределенные мотивы. Французский ученый Андре Леруа-Гуран произвел анализ 1131 фигуры из 66 пещерных памятников и получил такие результаты: животные — 63 %, знаки — 34 %, люди — 4 %.

В группе животных самыми многочисленными являются фигуры лошадей. На втором месте — бизонов. На долю этих животных приходится около 60 % всех рисунков. Далее следуют изображения горного козла, оленя, лани, мамонта, северного оленя, медведя, льва и носорога.

Изображения человека менее многочисленны, их около 200, сюда же специалисты добавляют около 500 отпечатков рук и 60 рисунков, отражающих сексуальные мотивы. Известны как изображенные целиком фигуры, так и части тела. На изображениях можно увидеть и мужские и женские фигуры. Наиболее часто воспроизводятся отдельные части человеческого тела: головы, торсы, половые органы и руки.

Самой многочисленной и разнообразной группой являются знаки. Они появляются с самого начала возникновения настенного искусства в форме чашечек, округлостей и треугольников, происхождение которых связывают с символикой вульв. Это абстрактные геометрические мотивы: окружности, многоугольники, линии, стрелы, углы, кресты, отрезки и пятна. 

Так же широко представлены неопределенные мотивы. Эта группа очень разнообразна и сложна для расшифровки. Первоначально они почти не принимались во внимание и не изучались. В настоящее время ученые признают важность многих из этих знаков. Они присутствуют почти во всех настенных композициях. Среди них можно выделить следы, не определенные в силу плохой сохранности изображений, и мотивы, воспроизведенные намеренно.

Такова самая общая классификация изображений. Имеются различные переходные формы. Существуют комбинированные фигуры: животные, созданные из частей тел разных видов, люди-животные, люди-знаки, животные-знаки, сюда же можно отнести изображения фантастических существ и множество частичных изображений — головы, морды, рога, профили, отдельные части тела, фрагменты знаков, которые могут соединяться самым причудливым образом.

Древние расписные пещеры — это сокровенный мир сосредоточения символической информации, игравшей важнейшую роль в жизни наших далеких предков. Их можно рассматривать как первые храмы — места проведения религиозных обрядов. Здесь проводились сложные церемонии посвящения и инициации. Вероятно, они сопровождались музыкой, пением и танцами, об этом говорят как изображения на стенах, так и артефакты, найденные в пещерах. Так в пещере Трех Братьев есть изображение существа с головой бизона, которое держит в руках предмет, подобный простейшему струнному инструменту. При раскопках в древних святилищах были найдены ударные и духовые инструменты, например, флейты, сделанные из трубчатых костей животных.

В настоящее время в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции — 150, в Испании — 125, в Португалии — 3, в Италии — 21, в Югославии — 1, в Румынии — 1, в Германии — 2, в России — 2.

Далее мы расскажем о наиболее ярких памятниках пещерного искусства Европы, а во второй части книги отдельное внимание уделим двум российским пещерам, Каповой и Игнатьевской.

Из многочисленных примеров европейской палеолитической живописи особое внимание уделим Альтамире, на примере этого памятника покажем, как менялось отношение ведущих ученых конца XIX – начала XX веков к первобытным рисункам. Как был сложен путь признания способностей древнего человека к созданию произведений искусства, которые потрясают зрителя и в наше высокотехнологичное время.

АНДРЕ ЛЕРУА-ГУРАН (1911-1986) Имя французского ученого Андре Леруа-Гурана известно сегодня всем, кто изучает первобытную историю и особенно первобытное искусство. Он пришел в эту науку тогда, когда, уже было накоплено огромное количество материалов и требовалось их новое осмысление. Опираясь на достижения своих предшественников Эдуарда Пьетта, Анри Брейля и других, Леруа-Гуран внес огромный вклад в дело изучения палеолитического искусства. Его перу принадлежит около 400 научных публикаций в разных областях археологии, этнологии, истории религии.

Леруа-Гуран был всесторонне образованным человеком. 1931 году в школе восточных языков Сорбонны он получил диплом по русскому языку, а через два года по китайской филологии. В 24 года он уже получил степень доктора в Сорбонне. В 1936 году отправился с этнографической экспедицией на Дальний Восток.

В период оккупации Франции Луруа-Гуран работал в Музее восточных искусств в Париже. В 1944 году занимался разбором эвакуированных из Лувра работ. Также он активно участвовал в Движении Сопротивления, за что был награжден Военным крестом, Медалью Сопротивления и Орденом Почётного легиона.

Знакомство с этнографическими коллекциями парижских и лондонских музеев, стажировка в Японии сформировали обширный научный кругозор Леруа-Гурана, сначала как этнолога, изучающего эволюцию материальной культуры, а затем - археолога, палеоантрополога, историка, всесторонне изучающего материальную и духовную культуру первобытного человека.

В 1945 года он становится заместителем директора Музея Человека, затем — профессором университета в Лионе, с 1956 года — профессор Сорбонны, с 1963 года — директор Института этнологии, почетный профессор Коллеж де Франс, член Института Франции.

Хотя чисто этнографичических работ у Леруа-Гурана нет, во многих значительных его работах широко представлен этнографический материал. Огромное значение имели методические разработки Леруа-Гурана в области практической археологии. Изучая палеолитические стоянки на территории Франции, он разработал целый ряд важных для археологии того времени принципов ведения раскопок. Он создал комплексный подход к изучению памятника, включающий полное стратиграфическое исследование, тщательную послойную расчистку, детальную фиксацию и регистрацию полученной информации.

Наиболее значимы и интересны исследования Леруа-Гурана по пещерной живописи и первобытному искусству. В этой области он собрал много новых фактов и выработал свою методологическую базу. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее реальных изменений во времени уточнить хронологию.

В своих работах «Первобытные религии» и «Доистория западного искусства» Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире.

Андре Леруа-Гуран был прекрасным организатором и педагогом. Он преподавал в Лионском университете, в Сорбонне, в Коллеж де Франс. В 1946 году он создал в Музее человека центр этнологического образования, в 1948 году — центр источниковедения доисторических исследований, а в 1962 году — на кафедре этнологии Сорбонны — центр доисторических и протоисторических исследований.

С 1952 года Леруа-Гуран был избран президентом Общества французских палеоисториков. Он был также членом всевозможных научных комиссий, участником и организатором международных научных мероприятий.

После смерти Анри Брейля в 1961 году он становится главной фигурой на «доисторическом Олимпе».

Не все научные теории и положения были безусловно приняты исследователями, некоторые не выдержали проверки временем, но в целом вклад в науку, сделанный Андре Леруа-Гураном, бесценен. Этот ученый безусловно является ключевой фигурой в деле изучения как палеолитического искусства, так и первобытной культуры в целом.

www.arkur.ru

dereksiz.org

Древние изображения евразии. Первобытное искусство европы

Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011

ДРЕВНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Все палеолитическое искусство можно разделить на две группы: переносное и монументальное. В первую группу включают предметы, которые человек мог носить с собой, например, небольшие скульптуры. Одними из самых древних скульптурных изображений, известных на сегодняшний день, стали так называемые «палеолитические венеры» — стилизованные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и других зверей. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня, глины или кости.

К монументальному искусству можно отнести наскальные изображения. Рисунки создавались в глубинах пещер, на поверхности скал, в небольших гротах и в убежищах под скальными навесами. Настенное искусство древнекаменного века распространено очень неравномерно. Как и в Античные времена или Новое время, в эпоху каменного века оно не везде занимало одинаковое место в жизни общества. Если судить по концентрации памятников палеолитической живописи, то самыми передовыми были районы в западной Франции и Испании.

Именно здесь сконцентрированы классические пещерные святилища Альтамира, Ласко, Нио, Фон де Гом.

В истории пещерных росписей эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности, около 30 тысяч лет назад первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ Статуэтка, 11 сантиметров высотой. Изображает женскую фигуру, с подчеркнуто гипертрофированными формами. Вырезана из известняка и подкрашена красной охрой. Обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати в 1908 году. Датируется 22-24 тыс. лет до н.э. Хранится в венском Музее Естествознания. Позднее, примерно с 20 по 17 тысячелетия, древние мастера стали уделять больше внимания деталям. Косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, для передачи пятен на шкурах быков, лошадей и бизонов научились пользоваться дополнительными цветами — различными оттенками жёлтой и красной охр. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть. Так, например, переданы гривы лошадей, массивные загривки бизонов. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В 14–12 тысячелетиях пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись этого времени стала более объёмной, передавала динамику, цвет и пропорции фигур. В это время созданы громадные живописные «полотна», покрывшие стены и своды глубоких пещер.

В дальнейшем, в мезолите, наскальные изображения утратили живость, на смену реализму, пришли стилизация, обобщение и схематизация предметов. В завершающей фазе каменного века реалистические изображения отсутствуют совсем. Изображения как бы возвратилась к тому, с чего начинались, на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Как отмечалось выше, больше всего древнейшей живописи найдено в Европе. Палеолитические шедевры хорошо сохранились на стенах заброшенных пещер, входы во многие из которых, оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение длительного времени, самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранились не только настенные рисунки, но и многие другие свидетельства деятельности человека, например, пещеры Тюк д’Одубер (Tuc d'Audoubert) и Труа Фрер (Trois-Frères, пещера Трех Братьев) во Франции сохранили глиняные скульптуры быков, медвежьи черепа, а так же четкие следы босых детских и юношеских ног, отпечатовшихся на сыром глиняном полу.

По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиненеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей «Франко-Кантабрия». Менее «густо» памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две — на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

Глиняные скульптуры быков, пещера Тюк д'Одубер

Обломок копьеметалки из пещеры Трех Братьев. Хранится в музее Человека в Париже

Крупнейшие открытия были сделаны в середине 20 века. Так в 1940 году была обнаружена богатейшая живопись в пещере Ласко, в 1956 году в пещере Руфиньяк. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек, за время с 1984 по 1994 год была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них — такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры и Ласко, а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и древней живописью.

Открытие пещерных росписей наука XIX века встретила с подозрительностью и сомнениями. Потребовалась длительная работа по сбору новых фактов, изучению новых пещер, прежде чем рассеялись эти недоумения. Позиция скептиков была вполне естественна. Человеку, находящемуся под влиянием дарвиновской теории, воспитанному на восходящей схеме развития искусства от архаики к классической Греции и Риму, было сложно принять бизонов на полотнах Альтамиры. Они не подходили под традиционные определения.

Открытие прекрасных памятников палеолитической живописи показало, что развитие искусства крайне сложный процесс, периоды взлета, чередуются с падениями, а прямая преемственность довольно редка. Палеолит и мезолит стали первым взлетом в истории живописи, графики и скульптуры.

Художник, расписавший пещеры, уже в мадленскую эпоху мог пользоваться несколькими красками и создавать полихромные и реалистичные изображения. Он умело использовал неровности стен и сводов пещер, передавая форму и объем фигур. Первобытный человек умел изображать движение фигур. На древнейших росписях, гравировках и скульптуре динамика передана через положение конечностей, поворот головы или туловища. В пещере Пешь-Мерль обранужен выполненный на глине рисунок бегущего большерогого оленя. Его стремительный бег передан вытянутыми ногами животного. Совершенно отчетливо предана фигура прыгающей лошади на копьеметалке из Абри де Монтастрюк. Ее передние ноги согнуты в коленях и прижаты к поднятому на дыбы туловищу, голова, шея и крупп вытянуты параллельно задним ногам, изготовившимся к прыжку.

За тысячи километров от этих мест, на нашей земле, в 1959 году были открыты замечательные памятники палеолитического искусства в Каповой пещере — изображенные в светло-красном цвете фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Через 20 лет, последовало новое открытие — рисунки в Игнатьевской пещере в Челябинской области. 

Поразительна общность стиля на Урале с живописью европейских пещер. Первобытные художники не могли общаться друг с другом, что-либо друг у друга заимствовать. Можно полагать, что одинаковая степень развития человека, тождественность мироощущения, устремлений, страхов и грез обусловили в разных концах земли появление одинакового по существу искусства.

Палеолитический возраст пещерных рисунков был доказан различными способами, в ряде пещер: Пэр-Нон-Пэр, Ла Грез, грот Мери, Лоссель, Кап Блан рисунки и их нижняя часть были покрыты культурным слоем более позднего времени. В пещерах Ла Мут, Гаргас, Марсула, Нио, Альтамира удалось установить, что доступ в пещеру был прегражден еще в эпоху палеолита и рисунки не могли быть сделаны раньше этого времени. В ряде пещер возраст позволяют установить сами рисунки, на них изображены фигуры вымерших животных ледникового времени — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, или животных, сохранившихся лишь далеко на севере — например, северных оленей. Возраст рисунков можно установить и в том случае, когда обнаруживается очевидное сходство между пещерными рисунками и изображениями на предметах обихода с палеолитических стоянок. Иногда значительная древность пещерных рисунков устанавливается по покрывающей их патине или известняковым натекам, а также по месту, занимаемому ими в комплексе изображений. Особенно важно налегание рисунков друг на друга.

Резная копьеметалка в форме лошади из Абри де Монтастрюк, Франция

Изображения копытных животных и быкоголового человека, пещера Трех Братьев В палеолитическом искусстве можно выделить четыре группы изображений: образы животных, человеческие существа, знаки и неопределенные мотивы. Французский ученый Андре Леруа-Гуран произвел анализ 1131 фигуры из 66 пещерных памятников и получил такие результаты: животные — 63 %, знаки — 34 %, люди — 4 %.

В группе животных самыми многочисленными являются фигуры лошадей. На втором месте — бизонов. На долю этих животных приходится около 60 % всех рисунков. Далее следуют изображения горного козла, оленя, лани, мамонта, северного оленя, медведя, льва и носорога.

Изображения человека менее многочисленны, их около 200, сюда же специалисты добавляют около 500 отпечатков рук и 60 рисунков, отражающих сексуальные мотивы. Известны как изображенные целиком фигуры, так и части тела. На изображениях можно увидеть и мужские и женские фигуры. Наиболее часто воспроизводятся отдельные части человеческого тела: головы, торсы, половые органы и руки.

Самой многочисленной и разнообразной группой являются знаки. Они появляются с самого начала возникновения настенного искусства в форме чашечек, округлостей и треугольников, происхождение которых связывают с символикой вульв. Это абстрактные геометрические мотивы: окружности, многоугольники, линии, стрелы, углы, кресты, отрезки и пятна. 

Так же широко представлены неопределенные мотивы. Эта группа очень разнообразна и сложна для расшифровки. Первоначально они почти не принимались во внимание и не изучались. В настоящее время ученые признают важность многих из этих знаков. Они присутствуют почти во всех настенных композициях. Среди них можно выделить следы, не определенные в силу плохой сохранности изображений, и мотивы, воспроизведенные намеренно.

Такова самая общая классификация изображений. Имеются различные переходные формы. Существуют комбинированные фигуры: животные, созданные из частей тел разных видов, люди-животные, люди-знаки, животные-знаки, сюда же можно отнести изображения фантастических существ и множество частичных изображений — головы, морды, рога, профили, отдельные части тела, фрагменты знаков, которые могут соединяться самым причудливым образом.

Древние расписные пещеры — это сокровенный мир сосредоточения символической информации, игравшей важнейшую роль в жизни наших далеких предков. Их можно рассматривать как первые храмы — места проведения религиозных обрядов. Здесь проводились сложные церемонии посвящения и инициации. Вероятно, они сопровождались музыкой, пением и танцами, об этом говорят как изображения на стенах, так и артефакты, найденные в пещерах. Так в пещере Трех Братьев есть изображение существа с головой бизона, которое держит в руках предмет, подобный простейшему струнному инструменту. При раскопках в древних святилищах были найдены ударные и духовые инструменты, например, флейты, сделанные из трубчатых костей животных.

В настоящее время в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции — 150, в Испании — 125, в Португалии — 3, в Италии — 21, в Югославии — 1, в Румынии — 1, в Германии — 2, в России — 2.

Далее мы расскажем о наиболее ярких памятниках пещерного искусства Европы, а во второй части книги отдельное внимание уделим двум российским пещерам, Каповой и Игнатьевской.

Из многочисленных примеров европейской палеолитической живописи особое внимание уделим Альтамире, на примере этого памятника покажем, как менялось отношение ведущих ученых конца XIX – начала XX веков к первобытным рисункам. Как был сложен путь признания способностей древнего человека к созданию произведений искусства, которые потрясают зрителя и в наше высокотехнологичное время.

АНДРЕ ЛЕРУА-ГУРАН (1911-1986) Имя французского ученого Андре Леруа-Гурана известно сегодня всем, кто изучает первобытную историю и особенно первобытное искусство. Он пришел в эту науку тогда, когда, уже было накоплено огромное количество материалов и требовалось их новое осмысление. Опираясь на достижения своих предшественников Эдуарда Пьетта, Анри Брейля и других, Леруа-Гуран внес огромный вклад в дело изучения палеолитического искусства. Его перу принадлежит около 400 научных публикаций в разных областях археологии, этнологии, истории религии.

Леруа-Гуран был всесторонне образованным человеком. 1931 году в школе восточных языков Сорбонны он получил диплом по русскому языку, а через два года по китайской филологии. В 24 года он уже получил степень доктора в Сорбонне. В 1936 году отправился с этнографической экспедицией на Дальний Восток.

В период оккупации Франции Луруа-Гуран работал в Музее восточных искусств в Париже. В 1944 году занимался разбором эвакуированных из Лувра работ. Также он активно участвовал в Движении Сопротивления, за что был награжден Военным крестом, Медалью Сопротивления и Орденом Почётного легиона.

Знакомство с этнографическими коллекциями парижских и лондонских музеев, стажировка в Японии сформировали обширный научный кругозор Леруа-Гурана, сначала как этнолога, изучающего эволюцию материальной культуры, а затем - археолога, палеоантрополога, историка, всесторонне изучающего материальную и духовную культуру первобытного человека.

В 1945 года он становится заместителем директора Музея Человека, затем — профессором университета в Лионе, с 1956 года — профессор Сорбонны, с 1963 года — директор Института этнологии, почетный профессор Коллеж де Франс, член Института Франции.

Хотя чисто этнографичических работ у Леруа-Гурана нет, во многих значительных его работах широко представлен этнографический материал. Огромное значение имели методические разработки Леруа-Гурана в области практической археологии. Изучая палеолитические стоянки на территории Франции, он разработал целый ряд важных для археологии того времени принципов ведения раскопок. Он создал комплексный подход к изучению памятника, включающий полное стратиграфическое исследование, тщательную послойную расчистку, детальную фиксацию и регистрацию полученной информации.

Наиболее значимы и интересны исследования Леруа-Гурана по пещерной живописи и первобытному искусству. В этой области он собрал много новых фактов и выработал свою методологическую базу. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее реальных изменений во времени уточнить хронологию.

В своих работах «Первобытные религии» и «Доистория западного искусства» Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире.

Андре Леруа-Гуран был прекрасным организатором и педагогом. Он преподавал в Лионском университете, в Сорбонне, в Коллеж де Франс. В 1946 году он создал в Музее человека центр этнологического образования, в 1948 году — центр источниковедения доисторических исследований, а в 1962 году — на кафедре этнологии Сорбонны — центр доисторических и протоисторических исследований.

С 1952 года Леруа-Гуран был избран президентом Общества французских палеоисториков. Он был также членом всевозможных научных комиссий, участником и организатором международных научных мероприятий.

После смерти Анри Брейля в 1961 году он становится главной фигурой на «доисторическом Олимпе».

Не все научные теории и положения были безусловно приняты исследователями, некоторые не выдержали проверки временем, но в целом вклад в науку, сделанный Андре Леруа-Гураном, бесценен. Этот ученый безусловно является ключевой фигурой в деле изучения как палеолитического искусства, так и первобытной культуры в целом.

www.arkur.ru

www.dereksiz.org

Первобытное искусство. Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями]

Первобытное искусство

В состоянии дикости человеческие племена могли жить сколь угодно долго; некий толчок к прогрессивному ходу эволюции к возникновению нашей цивилизации произошел не так уж давно, смело предположу, что немногим более 2000 лет назад.

Британский историк Э. Хантингтон считает:

«В общем и целом, можно сказать, что цивилизация начинается, когда люди научились заниматься сельским хозяйством, жить в постоянных общинах, создают определенные формы государства и овладевают искусством письма».

К тому, что он назвал, следует, видимо, добавить разделение труда и обмен товарами.

С. И. Валянский и Д. В. Калюжный указывают три условия для успеха цивилизационного прогресса:

«1. Переход от животных видом „работы“ по добыванию пищи (охота, сбор плодов) к человеческому труду — сельскохозяйственному, промышленному, интеллектуальному.

2. Создание людьми коммуникаций для обмена продуктами труда и идеями, в том числе (и прежде всего) письменности.

3. Принятие единобожия, как идеологии духовной общности, единства людей разных рас и племен».

Развитие такого общества протекает бурно и быстро. Наоборот, нецивилизованное общество развивается крайне медленно, кажется, оно вовсе лишено прогресса.

Нам с вами интересно, как человек развивал свои творческие способности, и что об этом думают историки.

Человек «допотопный» попал в сферу интереса исследователей в первой половине XIX века. В 1859 году одновременно появились основополагающие работы по эволюционной теории трех авторов: палеонтолога Буше де Перта, биолога Ч. Дарвина и родоначальника четвертичной геологии Ч. Лайеля.

А. Д. Столяр в книге «Происхождение изобразительного искусства» пишет:

«Этот… год с полным правом можно считать датой рождения науки о „доисторическом“ человечестве».

Но беда в том, что ученые взялись изучать эволюцию человека не в ее исторической или социальной форме, а исключительно в биологической.

Оглянувшийся бизон. Палеолит. Пещера Ла Мадлен, Франция. Скульптура длиной 10 см. Считается, что здесь мастерски передано движение животного.

Даже наиболее выдающиеся «натуралисты»-археологи исходили из непреложного постулата, что на протяжении всего палеолита человек был существом примитивным, «животным» по своим потребностям. Причем вопрос, а когда же и почему примитивный человек перестал быть таковым, не рассматривался. Такое отношение к предкам, однако, не мешало исследователям приписывать гоминидам современное по характеру мышление, но приводило к ограниченности исследований, игнорированию социально-производственной составляющей человеческой жизни в «доисторическую эпоху».

Неудивительно, что первые образцы художественного творчества людей того времени, вырезанные на кости изображения животных, были объявлены «вульгарными фальсификациями». Ученые буквально не желали видеть того, что было перед их глазами. Понадобилось тридцать лет, чтобы археология признала факт самого существования «искусства малых форм», как стали называть этот вид изобразительного творчества палеолита. Но, даже признав, что изображения животных и скульптурки из камня сделаны людьми далекого прошлого, палеонтологи не смогли понять, насколько это важно для изучения социальной жизни в далеком прошлом, а видели в изображениях только источник сведений для характеристики четвертичной фауны.

А. Д. Столяр пишет:

«Наивные суждения Э. Ларте, подхваченные Д. Лебокком (1867), составили общепринятую, вплоть до начала ХХ в., доктрину о „чистом“ искусстве первобытности, якобы не обладавшем ни особым историческим становлением и значимостью, ни существенным общественным смыслом».

Бизоны. Фрагмент наскального рисунка в Черном салоне пещеры Нио (Арьеж, Франция).

Другие ученые, даже в начале ХХ века, не могли согласиться с четвертичной древностью находок, ссылаясь на их «поразительное мастерство». Так, Л. Нуаре, совершенно правильно отметив, что искусство «в действительности является лишь результатом зрелых воззрений и высокой степени абстракции», категорически отрицал саму возможность «внезапного появления художественного изобразительного искусства» в эпоху палеолита.

Однако деваться было некуда: поиски приносили все новые и новые находки. Так ли, иначе, но после ряда осложнений и споров творчество «малых форм» было признано палеонтологией.

Значительно более долгим стал путь к признанию другого вида искусства древности — монументального искусства, росписей и гравюр на стенах пещер.

Плывущие северные олени и лососи. Гравировка на роге северного оленя длиной 14,2 см, из грота Лорте (Верхние Пиренеи, Франция).

Первым из ученых, на глаза которому попала «пещерная картина», был видный палеонтолог Ф. Гарригу. В 1864 году, раскапывая наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, он скользнул взглядом по стене: ее покрывали удивительно живые рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно исчезнувших с французской земли. Увиденное палеонтолога не заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них. Только в сентябре 1906 года «Черный салон» Нио был официально «открыт» наукой.

В 1879 году два других исследователи сообщили о пещерных рисунках в нескольких гротах, но авторитетные археологи не заинтересовались ими настолько, что отказались проверять эти сообщения.

Тогда же была открыта монументальная роспись на потолке пещеры Альтамира в Испании. Эту находку, тоже без проверки, объявил фальшивкой Международный антрополого-археологический конгресс в Лиссабоне. В 1881 году один из виднейших антропологов Г. де Мортилье писал о росписи Альтамиро:

«Я убежден, что это мистификация… Это не больше, чем фарс, настоящая карикатура, созданная для того, чтобы вдоволь посмеяться над слишком легковерными палеоэтнологами».

Этим ученым казалось, что они уже все «открыли»; им, как и последователям Скалигера в традиционной истории, всё было «ясно». Они разработали образ примитивного, тупого, дикого человека прошлого, а потому, когда их взору предстали подлинные шедевры, многоцветные картины Альтамиры, их тут же объявили фальшивкой.

«Прыгающая корова» и «пони». Пещера Ляско, Франция. Полихромные изображения.

Спустя почти десятилетие точно также были оставлены без внимания сообщения о гравировках в гроте Шабо. (Причем эта дискриминация не ограничивалась древностью; росписи австралийских аборигенов, обнаруженные тогда же в пещерах Гленьлега, исследователи упорно считали сделанными неизвестным европейцем.)

Первой пещерной росписью, которую ученые признали, стали рисунки краской в гроте Ла Мут во Франции. Признали по той причине, что подделка попросту была исключена: грот был недоступен для «фальсификаторов» вплоть до его открытия в 1895 году, а изображения находились в 94 метрах от входа. Однако и это не заставило признать ранее найденных шедевров, в частности, росписей Альтамиры.

Большой плафон пещеры Альтамира.

Понадобилось одновременное открытие сразу двух росписей в Дордони в 1895 году, чтобы сделать существование древнего искусства общепризнанным. Затем специалисты вернулись к изучению пещеры Альтамира. Один из ученых, Э. Картальяк, опубликовал статью под названием «Покаяние одного скептика», в которой со всей возможной прямотой признавал, что «нет абсолютно никаких оснований сомневаться в древности живописи Альтамиры». Затем открытия пошли лавиной, словно у исследователей спала пелена с глаз.

Но, впрочем, наука — наукой, а ученые остаются людьми. Трудно было ожидать, что люди, занимающиеся науками, вдруг совсем избегнут заблуждений. Этого и не произошло. Признав «малые формы», признав затем и монументальное искусство древности, европейские ученые изобрели себе новый «бзик»: тезис о превосходстве европейского «древнего художника» над всеми прочими, не европейцами.

Палеонтологи «открывали» и исследовали пещеры в Европе, вот что послужило основанием для такого вывода. Большинство находок было сделано во Франции и Испании, поэтому и была выдвинута идея о «крайнем Западе», Франко-Кантабрии, как уникальном явлении в художественной истории далекого прошлого. Здесь находится 120 украшенных пещер, в 40 из которых открыты художественные росписи. Границу «художественной области» ученые «проводили» в 1200 км от Пиренеев, а за этой границей, понятно, ни о каком искусстве речи не велось. Некоторые исследователи, уже в середине ХХ века, крайне удивлялись «совершенно странному» наличию пещерных изображений даже на юге Италии, поскольку юг Италии выходил за границы очерченого ими «культурного круга».

Но со временем границы пришлось раздвигать. Открытия пещер с росписями в Италии приобрели «серийный характер», по словам А. Д. Столяра, — как только поиском занялись итальянские палеонтологи. Обнаружили подобные пещеры и в Португалии, и на территории Турции. Это дало начало версии о западных «художественных» и восточных «нехудожественных» расах. Однако и она теперь уже кажется несостоятельной.

В 1934 году С. Н. Замятин выявил резные гравировки в гроте Мгвимеви в Западной Грузии. В 1959 году пещерные росписи были открыты на западных склонах Уральского хребта, в Каповой пещере. Хотя отсюда до Франции 4000 км, по всем основным признакам (топографическое размещение фигур, анималистические сюжеты, техника исполнения) изображения родственны франко-испанским.

Изучаются наскальные памятники в верховьях реки Губс на Кубани, пещера Хойт-Цэнкер Агуй на монгольском Алтае. В 1978 году выявлены наскальные изображения животных в глубокой пещере в Румынии. Специалистам известны находки в Костенках, Гагарино, Мезине, на Мальте. Понятно, что наскальные произведения Франко-Кантабрии наиболее изучены, да к тому же Пиренеи просто богаты пещерами, но высокую ценность имеют также художественные комплексы Чехии и Словакии, Австрии, Германии, Швейцарии. Памятники малого искусства неоантропа открыты в Афганистане и в Индии.

А. Д. Столяр пишет:

«…изображения из Костенок или Мальты оказываются семантическими двойниками находок, сделанных на западной оконечности Европы. Загадочные в своем одиночестве, при изолированном анализе, эти произведения красноречивы именно в совокупности, когда они… объясняют друг друга… Сравнительный анализ этих памятников показывает, что они при всей сложности творческой эволюции, ее многообразии и известной неравномерности в конечном счете воплощали одни и те же идеи».

О единстве исторического процесса по всей Евразии можно судить и на основании широкого распространения особых изобразительно-символических форм, например, резных «жезлов начальника», которые находят от Испании до Закавказья и Енисея, или гравированных дисков — от Франко-Кантабрии до Прибайкалья.

А ведь надо же еще учесть, что не во всех разрисованных когда-то пещерах сохранилось нарисованное! Влажность, мельчайшее сотрясение почвы, растительность могут скрыть произведение не то что за тысячу или сто лет, а и за неделю. И не исключено, что художники того времени расписывали скалы на открытом воздухе; такие рисунки не могли сохраниться совершенно.

Можно смело говорить о едином творческом начале, присущем всему человечеству задолго до античности или ее «Возрождения».

Но как же возникло искусство?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также