Достижения первобытной эпохи. Реферат: Культурные достижения человечества первобытной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные культурные достижения первобытной эпохи. Достижения первобытной эпохи


Культурные достижения человечества первобытной эпохи

Тема: Культурные достижения человечества первобытной эпохи.

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Культура первобытного общества: ее смысл, элементы и функции. Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Палеолит . Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям огонь – молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.

Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии 2 можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа, или кроманьонца – людей современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для парной семьи.

Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана.

Мезолит Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.

Неолит . Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.

Все же к неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

Энеолит . К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит-меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство.

Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества. Важнейшей задачей древнейших людей была добыча пищи, поэтому его основными занятиями были охота, собирательство и рыболовство. И надо отметить, что роль этих занятий первобытного человека в различных районах земного шара была неодинаковой. Она находилась в зависимости от природных условий.

Труд был простой кооперацией, т.е. сотрудничеством, не знавшим продвинутых форм общественного разделения труда. Он заключался в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и мог принимать различные конкретные формы. Так при загонной охоте объединялись трудовые усилия отдельных индивидов по отношению к одному и тому же предмету труда, а при охоте на мелкую дичь и собирательстве эти усилия параллельно применялись к различным, но однородным объектам. Конечно, полной однообразности трудовых операций не было. При той же загонной охоте выделялись опытные организаторы, загонщики, новички, помогавшие разделывать и нести тушу и т.д.

Охота была на первом месте у общин, живших в умеренных и северных широтах. Загонным способом охотились на крупных животных – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, северного оленя. Люди и селились рядом с обрывами, к которым загоняли животных, а позже стали сами изготавливать ямы-ловушки. Вдали от приледниковой зоны люди охотились на горных козлов, косуль, газелей, леопардов. Но в их жизни собирательство играло более значительную роль – в теплом климате в большом количестве произрастали съедобные плоды, зерна, коренья.

Рыболовство появилось позже, чем охота и собирательство, но его роль была важна – доказательством является довольно частое появление лосося на палеотических рисунках, наличие костей рыб в кухонных отбросах на древних стоянках.

Постепенное усложнение производственных навыков, чем дальше, тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее уже в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту получило теперь дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом. Женщина сосредоточилась на собирательстве, на домашнем хозяйстве, стала хранительницей очага. Старшие, кроме того, обычно являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Подобное разделение функций вело к росту производительности труда всего коллектива.

Представляет интерес первобытная культура - культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапливающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

На стадии первобытного развития человечества особую роль играют различного рода ритуалы. Ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами.

2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.

Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Из перечисленных предметов важнейшими орудиями труда были резец и скребок. Резец люди создали для производства орудий. Его использовали для изготовления орудий из твердых материалов – кости, рога. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень.

Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек. Крыши земляной были конические, состояли из жердей или костей крупных животных (например, бивней мамонтов), прикрывали сверху ветвями или шкурами животных.

Археологами обнаруживаются и специальные углубления в землянках – хранилища для особо ценных вещей – скульптурок женщин и животных, украшение из клыков хищников, орудий и оружия (например, наконечники копий) отличного качества.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков.

Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может отличить первое каменное орудие, которым пользовался при своём появлении человек разумный, от орудий его предшественника – неандертальца. Человек разумный совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Всё это серьёзные сдвиги в развитии производства, но они ещё не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры – изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурное, графическое, живописные геометрические знаки и также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, кости, рисунки на посуде посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названного по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости и гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – прародительницы. Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены не однотипные женские статуэтки, а разные по стилю. Так же для этого периода характерны верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигурки изображали мамонта, бизонов, лошадей, оленей и других животных, в том числе и хищников.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до малейших точностей изучил повадки дикого животного, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в самой древней пещерной живописи и так безлики в полном смысле слова палеолитической скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых предаются самые разнообразные понятые ими человеческие чувства.

Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери . И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.Культура в эпоху палеолита. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества , связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.Особая область первобытного искусства – орнамент . Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.Культура в эпоху мезолита и неолита. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла.Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание Петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Танцы, в большинстве своём подражательные, представляли собой воспроизведение ритма трудовой деятельности – имитацию сцен собирательства, охоты, рыболовства и т.д. Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед походом.

Танец зародился в мадленскую эпоху и был непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой явился речитатив, а мелодия возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева, натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые (из полого дерева и трубчатой кости). Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее – сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Неотъемлемой частью культуры является религия. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

Уже первобытный человек (Homo sapiens) был способен создавать изображения, обладавшие изумительной выразительностью, чему мы являемся свидетелями и сегодня, когда рассматриваем мно­гие хорошо сохранившиеся пещерные рисунки древнейших времен. Эти первобытные графические формы передачи ин­формации можно охарактеризовать как первые попытки создания языковой системы, основанной на изображениях.

Примитивные пещерные рисунки 2500—1000 гг. до н. э. выражают человеческий опыт в форме рисунков, знаков и орнаментов. Эти древние изображения фиксируют некоторые представления, историче­ские события, а также выполняют утилитарные функции конкретного сообщества обитателей пещер. Некоторые историки полагают, что целью этих древних пещерных произведений было также использова­ние их в качестве учебных пособий, а именно для обучения юношест­ва навыкам выслеживания добычи и религиозным ритуалам.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.Магия. Наиболее древней формой религии является магия, представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетишизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.Вера в амулеты восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними.Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

3. Тест

1. – А. Фетишизм – Вера в магическую силу неодушевлённых предметов

2. – Б. Татемизм – вера в существование связи людей с животным и растительным миром

3. – В. Магия – символические действия с заклинаниями и обрядами.

4. – Г. Анимизм – наделение природных явлений человеческими качествами.

www.yurii.ru

Культурные достижения первобытной эпохи

Количество просмотров публикации Культурные достижения первобытной эпохи - 249

Первобытная эпоха на территории России

Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселœена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людей в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороᴦ. Возраст рисунков – 15-13 тыс.лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в т.ч. огромное количество палеолитических венер. Размещено на реф.рфВсего в данном районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гᴦ. ХХ в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25-30 тыс.лет. В одном из погребений лежал мужчина 55-65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежали головами друг к другу мальчик 12-13лет и девочка 7-8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всœего собрано7,5 тысяч бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча – мамонта. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

Неолитическая революция на территории современной России

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали разводить 8-7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привезли сюда переселœенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

I. Зарождение религиозных представлений:

1) Тотемизм – культ животных растений; вера родовых коллективов в сверхъестественное родство с определœенными видами животных, с определœенными видами растений и с некоторыми факторами природы.

2) Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающую среду, животных или человека; вера людей в наличие у самих себя сверхъестественных возможностей воздействия на природу.

3) Фетишизм – культ неодушевленных предметов; вера в сверхъестественную силу материальных предметов.

4) Анимизм – вера в существование душ и духов; вера в существование сверхъестественных двойников у человека, животных, растений и материальных предметов.

5) Шаманизм - вера родовых коллективов в наличие особо могущественных сверхъестественных возможностей у древнейших профессиональных служителœей культа (шаманов).

II. Зарождение примитивной письменности (рисуночного письма) – пиктографии. Пиктография – последовательный ряд стилизованных рисунков и знаков-символов (пиктограмм).

III. Появление изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства

o Петроглифы – наскальные рисунки, которые чаще всœего выбивались на поверхности скал, реже выполнялись с помощью красок.

o Орнамент – выполненные красками или вырезанные на поверхности геометрические фигуры, линии, упрощенные изображения людей, растений и животных.

o Скульптура, статуэтки делали из дерева, кости, глины и камня.

o Декоративное искусство – рельефы, резьба по камню и кости.

o Живопись (прежде всœего наскальная) – изображения в цвете, выполненные минœеральными красками.

IV. Зарождение медицины.

ТЕМА 3. Эпоха Древнего мира
1. Место эпохи Древности в истории человечества.
2. Этапы истории Древнего мира.  
3. Специфика развития древневосточных государств.  
4. Особенности эволюции античных государств.  
5. Культурные достижения Древнего Востока.
6. Культурные достижения античных государств.

referatwork.ru

Основные культурные достижения первобытной эпохи — реферат

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО  ОБЩЕСТВА

 

Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.

Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

археология (на основании материальных остатков деятельности человека),

этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и

Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

 

 

 

 

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

 

 

 

 

Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.)-

 В нем различают три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.),

                                                    мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.)

                                                 и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).

 

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.

Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.).

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,

Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...

Силы железа потом и меди были открыты.

Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»

римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

 

 

 

 

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.

ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.

В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.

 

Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.

 

С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

 

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

 

Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.

Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.

 

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

 

 

 

 

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

 

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?

 

Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».

 

Самый древний вид петроглифов «макароны».

 

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

 

 

 

 

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.

 

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.

 

ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.

 

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

 

 

 

 

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

 ИСПАНИЯ. Палеолит.

 

Бизон и лань.

Рисунок глиной и углем

 

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

 

 

 

 

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка.  С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.

Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита 

 

 

 

 

Особенности живописи палеолита

 

  • Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
  • Передаётся динамика движения.

- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и  растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.

- в  рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.

- использование широкой палитры красок

- Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

 

 

 

 

ПЕЩЕРА ЛЯСКО

ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит

 

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и  обнаружили вход в  пещеру.

 

 

 

На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

 

 

 

 

Ротонда с быками

 

Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры  - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

 

 

 

 

Ротонда с быками

 

Самое просторное верхнее 

помещение пещеры.

Рисунки на стенах 

изображают купных рогатых

животных: быков,

антилоп Гну.

 

 

 

 

 

 

КОЛОДЕЦ

 

Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком  нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

 

 

 

 

В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене  длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

 

ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

 

 

 

 

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.

Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.

Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».

 

 

 

 

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.

 Верхний палеолит.

 

Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем.

 Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

 

 

 

 

Горы  ДРАКЕНСБЕРГ,

ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

 

 

 

 

ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.

 

Рисунок углём

 

 

 

 

 ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ.

 Верхний палеолит.

 

одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

 

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

 

 

 

 

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ

 

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

 

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней стремительно живой

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

 

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылён.

Упал, и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненный бизон.

 

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

Валентин Берестов

 

 

 

 

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ

 

Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж

 

Особая область первобытного искусства – орнамент.

В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.

На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

 

 

 

 

 

Современная живопись австралийских аборигенов

myunivercity.ru

Культурные достижения первобытной эпохи.



Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

- каменная культура,

- наскальная живопись,

- глиняная посуда.

Характерной особенностью искусства первобытной эпохи на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.

Культура палеолита

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщённовыразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

Натуральное творчество композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество росписи пещер, гравировки на кости.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

Следующий второй этап искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. При изучении жилища Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет. Особая область первобытного искусства орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят при раскопках на палеолитических стоянках. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура неолита и мезолита

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, камень, дерево, кость. В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, литьё появилось гораздо позднее.

На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад и первые художественные отливки.

Культура бронзового века

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, её представляющему, Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Первобытные жилища и погребения

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города - все это поселения.

Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой. Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. Кромлехи – культовые сооружения.

Главная Страница

nereff.ru


Смотрите также