Первобытный мир задания. Сборник заданий по дисциплине «История» для студентов СПО по теме: «Основы исторического знания; Первобытный мир и зарождение цивилизаций»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Практическая работа по теме "Первобытный мир и зарождение цивилизаций". Первобытный мир задания


Тема 10. Первобытный мир – первые шаги человечества



(с. 32) 1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира – это время появления первых людей и их расселения по планете.

Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени

(с. 33) 2. Используя свои знания из разделов курса «Окружающий мир», обведи те особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Используя свои знания из разделов курса «Окружающий мир», обведи те особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных

Обведи те особенности первобытного человека, которыми он был похож на животных.

Обведи те особенности первобытного человека, которыми он был похож на животных

(с. 34) 3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события

Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).

На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

(с.34) 4. Выполни задания к контурной карте:

• Подпиши названия океанов.

• Подпиши части света.

• Закрась место, где находилась прародина человечества.

• Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Выполни задания к контурной карте

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.

Азия, Африка

(с. 34) 5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение): Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву.

Аргумент(ы): потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям.

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

Сделай вывод.

Позиция (мнение): Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях.

Аргумент(ы): потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должны быть добрее друг к другу.

resheba.com

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества

Главная › 4 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь Окружающий мир Харитонова 4 класс Часть 2 (Человек и человечество)

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселения по планете.

  • Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

2. Используя свои знания из разделов курса «Окружающий мир», обведи те особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 49

  • Обведи те особенности первобытного человека, которыми он был похож на животных.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 50

3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 51

  • Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).
  • На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 52

4. Выполни задания к контурной карте
  • Подпиши названия океанов.
  • Подпиши части света.
  • Закрась место, где находилась прародина человечества.
  • Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 53

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 54

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.Ответ: Азия, Африка.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй ири напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 55

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

  • Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву,Аргумент(ы) потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям.

  • Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Тема 10. Первобытный мир - первые шаги человечества - 56

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях,Аргумент(ы) потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должныбыть добрее друг к другу.

Эпохи всемирной историиТема 11. Древний мир - рождение первых цивилизаций

dourokov.ru

Первобытный мир — первые шаги человечества | Пчёлка

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

 Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

  • узнать о появлении первых людей;

  • выявить достижения людей Первобытного мира;

  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

демонстрационный материал:

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  • новое время;  

  • древний мир;  

  • средние века;  

  • новейший мир;  

  • первобытный мир;  

  • твой учебник математики;

  • каменный топор;

  • народная сказка;

  • икона XY века;

  • твой лицей;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег,Строил хижины и убивал он дичь. И бросал он обезьянам громкий клич 

 

 

Прочтите  тему урока.

 Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы. 

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Выполните задания в  тестах. Сдайте работы

Дети отмечают ответы в тестах.

Тесты сдают учителю для оценивания.

Результат: учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный , наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

 Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек ,живший в далёком прошлом

В детстве

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

 Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её           « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный , наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

 

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

 Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите  отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногахЖил в пещереНе боялся огняИзготовлял орудия трудаОдевался в шкуры животныхОбщался с помощью речиХодил на охотуВ строении телаИмел подвижные ловкие конечностиосваивали планету 

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Каковы ваши предположения. 

В эпоху Первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство) — научились выращивать растения, животных (напоминает детство)

Слайд 11,

версии поместить для всеобщего обзора

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

 Методы: словесный, практический.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Дети выполняют комплекс упражнений.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Воздух, воду, все вокруг ты исследуй с нами друг.

Прочитать и все узнать, посмотреть, и все понять.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Все исследовать пора.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

 V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы:1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?   

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

 

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

 Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

 Весь мир.

 В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

  Проговорить

 Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

 В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

 

Прародина — колыбель

Расселение по планете — знакомство со своей комнатой, домом.

 

Вывод.

Осваивали планету — дом, как ребёнок осваивает свой дом.

 Осваивали планету.

 Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

 

 

 Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом.

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы 

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания — вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира — это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы— племена, которые состояли изродов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?  

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.

Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной

деятельности и деятельности класса на уроке.

X. Информация о домашнем задании

Цель: обсуждение и записать домашнего задания.

Методы: словесный – беседа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;  

Запись задания в дневник.

Фиксирование домашнего задания.

уч. стр. 43-51

Результат: фиксация домашнего задания в дневнике учащегося.

Источники информации

 

  1. [email protected]

  2.  revolution.allbest.ruКультура и искусство00061710_0.html

  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html

  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

  5. www.chay.info/library-dishes.html

  6. мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008г

  7.  При разработке урока были использованы материалы практикующих педагогов, разместивших свои материалы на различных сайтах.

Что такое историческая эпоха?Историческая эпоха – большойпромежуток времени,часть истории человечества.отличие сходствоХодил на двух ногахЖил в пещереНе боялся огняИзготовлял орудия трудаОдевался в шкуры животныхОбщался с помощью речиХодил на охотуВ строении телаИмел подвижные ловкие конечностиосваивали планету первое прирученное животноеПервобытный мир-первые шаги человечестваСтая древнейших людейБез одеждыБез огняЕдят плодыЕдят мелких животных

Что мы хотели выяснить?Какой ответ можете дать на этот вопрос?Что показалось трудным?Что показалось непонятным?Что было наиболее интересным?Что такое Первобытный мир?Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории.Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?Прародина – колыбельРасселение по планете –знакомство сосвоей комнатой, домомРанняя община людейсовременного видаОхотятся коллективноЛук со стреламиПростейшие жилища

Расселение первобытных людейпо планете.первые представленияо добре и зле 

Выбери исторические источники:Не знаемКакие именно измененияв человеческом обществепроизошлив эпоху первобытного мира 

Подчеркни те особенности первобытного человека,которыми он отличается от животных

Выбери в какое время ты живешь?

ПредполагаемОбщина древних людейИспользуют одеждуИспользуют огоньЖивут в пещерахОхотятсяучились бороться с голодом и холодом ЗнаемПервобытный мир – первая эпоха всемирной истории.Историческая эпоха – большойпромежуток времени,часть истории человечества.Самые первые люди не умели выращиватьрастения и приручать животных.Детство – это время роста, взросления человека,когда он приобретает Покорение природылюдьми первобытного общества

Вставьте пропущенные словаПоставь в нужной последовательности исторические эпохи:Умели первобытные люди выращивать растения и животных?В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?Как мы сможем ответить на вопрос: Почему Первобытный мирназывают "детством человечества"?Почему Первобытный мирназывают «детством человечества»?Общины современных людейВыращивают растенияПриручают животныхСтроят домаПосуда из глиныПрименение новых знаний

Домашнее задание:стр. 43-51 в учебнике

beestudy.ru

Контрольная работа по теме «Первобытный мир» 5 класс ФГОС

Контрольная работа по теме «Первобытный мир» 5 кл.

I вариант

I. Выберите правильный ответ

1. Укажите континент-прародину человечества:

А) Северная и Южная Америка; Б) Азия;

В) Африка; Г) Европа.

2. Укажите, что такое род?

А) человеческое стадо;

Б) все люди земли;

В) постоянный коллектив родственников;

Г) древнейшие люди, происходившие от общего предка.

3. Знатными людьми в соседской общине становились:

А) вождь и его дети; Б) лучшие земледельцы и скотоводы;

В) лучшие ремесленники; Г) лучшие скотоводы.

II. Разгадайте путаницу

Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

1. Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ»-...

2. Занятие древних людей, позволявшее добыть в основном расти­тельную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО» -...

3. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» - ...

III. Найдите соответствие букв и цифр.

А) Земледелие

1. Гончарный круг

Б) Скотоводство

2. Мотыга

В) Охота

3. Кнут

Г) Ремесло

4. Лук и стрелы

IV. Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

(1...) - это наука, которая изучает прошлое (2...) с древнейших времен и до наших дней по историческим (3...): устным, (4...) и (5...). Отцом (6...) считается греческий ученый (7...).

(Геродот, человечества, история, вещественным, истории, пись­менным, источникам).

Контрольная работа по теме «Первобытный мир» 5 кл.

II вариант

I. Выберите правильный ответ

1. Первым занятием древнейшего человека было:

А) скотоводство; Б) собирательство;

В) земледелие; Г) ремесло.

2. Укажите признаки соседской общины:

А) происхождение от общего предка;

Б) общая территория и взаимопомощь;

В) сбор урожая сообща, в общий амбар;

Г) общее хозяйство.

3. Союз нескольких родов:

А) племя; Б) община;

В) стая; Г) коллектив.

II. Разгадайте путаницу

Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

1. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - ...

2. Название науки, которая изучает прошлое человечества «ЯРИИСТО»-...

3. Название науки, изучающей вещественные остатки жизнедея­тельности человека «ГИХЕЛОАРЯО» -...

III. Найдите соответствие букв и цифр.

А) Археология

1. Творческое отражение действи­тельности

Б) Искусство

2. Вера в сверхъестественное (бо­гов, духов, души, идолов) и покло­нение им

В) Родовая община

3. Деление общества на богатых и бедных людей

Г) Религия

4. Коллектив родственников, имею­щих общее имущество, жилище, орудия труда, совместно ведущих хозяйство

Д) Неравенство

5. Наука, изучающая прошлое по ве­щественным остаткам

IV. Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова

Первый коллектив людей - это (1...), затем появилась (2...) об­щина. Главным занятием первобытных людей были (3...) и (4...). Овладев (5...) и научившись изготавливать разнообразные (6...), первобытные люди заселили значительные территории Азии, Афри­ки и Европы.

(охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия тру­да, огнем).

Ответы к контрольной работе по теме «Первобытный мир» 5 кл.

I вариант

I. 1. В

2. В, Г

3. А

II. 1. религия

2. собирательство

3. родовая

III. А-2

Б-3

В-4

Г-1

IV. 1-ИСТОРИЯ

2-ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

3- ИСТОЧНИКАМ

4-ПИСЬМЕННЫМ

5-ВЕЩЕСТВЕННЫМ

6- ИСТОРИИ

7-ГЕРОДОТ

II вариант

I. 1. Б

2. Б

3. А

II. 1. земледелие

2. история

3. археология

III. А-5

Б-1

В-4

Г-2

Д-3

IV. 1-ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

2-РОДОВАЯ

3- ОХОТА

4-СОБИРАТЕЛЬСТВО

5-ОГНЕМ

6- ОРУДИЯ ТРУДА

multiurok.ru

Практическая работа по теме "Первобытный мир и зарождение цивилизаций"

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Практическая работа

Задание 1.

Используя ранее изученный материал, выделите типы источников знаний о древнейшем человеке.

Задание 2.

- Изучите материал учебника История (авторы Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.), стр. 14-15, пункт «Проблемы происхождения человека».

- Дайте определение понятия «антропогенез»

- Выделите и охарактеризуйте теории происхождения человека.

Задание 3.

Используя предложенный материал, составьте схему антропогенеза.

hello_html_757c06de.gifhello_html_m45ce491e.gif

hello_html_4a17689d.gifhello_html_275ecd6f.gif

hello_html_77f31949.gif

Задание 4.

Используя материал учебного пособия «История» (автор Самыгин П.С.), а так же любых других источников, дополните таблицу

Археологическая периодизация первобытной истории

Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

Задание 5.

Определите каменные орудия эпохи палеолита. Запишите рядом с названиями соответствующие номера рисунков (возможны несколько рисунков одного орудия)

Рубило:

Скребок:

Наконечник стрелы:

hello_html_6ad5e365.gif

Задание 6.

Используя различные источники, выделите и запишите особенности первобытной религии и искусства.

infourok.ru

«Основы исторического знания; Первобытный мир и зарождение цивилизаций»

ГБПОУ ВО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Сборник заданий по дисциплине «История» для студентов СПО

По теме:

«Основы исторического знания; Первобытный мир и зарождение цивилизаций»

Выполнил студент ________________________группы__________________

Проверил преподаватель _________________________________________

Воронеж 2016

Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016, 9 с.

Учебное пособие для самостоятельное контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», 2016.– 9 с.

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Основы исторического знания» и «Первобытный мир и зарождение цивилизаций» дисциплины «История», а так же в аудитории под руководством преподавателя.

I. … Историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения...Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века.

В. О. Ключевский

Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения ис­торической науки? Приведите конкретные примеры.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Заполните таблицу «Исторические дисциплины»

III. Что такое «календарь»? Когда, почему и где появились первые календарные системы?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Выпишите особенности юлианского календаря: а) в году - 360 дней; б) Новый год - 1 января; в) в месяцах - по 30 дней; г) начало года - 1 марта; д) в году - 365 дней; е) дополнительный день - 24 февраля; ж) дополнительный день - в конце года; з) в месяцах - по 30 и 31 дню; и) названия месяцев - порядковые числительные.

Тема «Первобытный мир и зарождение цивилизаций»

I. Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатурян. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина». ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Проанализируйте информацию о периодизации предцивилизационной стадии развития человечества. Какой критерий положен в основу периодизации?

Палеолит: 2,5 млн лет назад — X тыс. до н. э.

Ранний (или нижний): 2,5 млн — 125/100 тыс. лет назад.

Средний: 125/100—40/35 тыс. лет назад.

Поздний (или младший, верхний): 40/35 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.

Мезолит: 120 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.

Неолит: 9/8—3 тыс. лет назад.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей. Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов , свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории: X—VIII тыс. до н. э. — современного Западного Ирана , Северного Ирака, Палестины, Малой Азии, Южной Туркмении; VIII—V тыс. до н. э. — Египта, Месопотамии, Кавказа, Средней Азии и долин Инда и Ганга; IV—II тыс. до н. э. — Северного Китая, Западной Европы, Южной Индии, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.

Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция».--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Сформулируйте основные гипотезы происхождения человека. Используя учебник и дополнительную литературу, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие их. Данные каких наук вы будете использовать?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века»

1. http://www.historic.ru-Всемирная история

2. http://www.ancienthistory.spb.ru- История Древнего Рима

3. http://www.ellada.spb.ru- Древняя Греция: история, культура, мифология

4. http://www.hrono.ru. – Всемирная история в Интернете

5. http://www.history.ru/hist.htm -Ресурсы WWW по истории

infourok.ru

Первобытный мир — первые шаги человечества

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

 Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

  • узнать о появлении первых людей;

  • выявить достижения людей Первобытного мира;

  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

демонстрационный материал:

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  • новое время;  

  • древний мир;  

  • средние века;  

  • новейший мир;  

  • первобытный мир;  

  • твой учебник математики;

  • каменный топор;

  • народная сказка;

  • икона XY века;

  • твой лицей;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег,Строил хижины и убивал он дичь. И бросал он обезьянам громкий клич 

 

 

Прочтите  тему урока.

 Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы. 

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Выполните задания в  тестах. Сдайте работы

Дети отмечают ответы в тестах.

Тесты сдают учителю для оценивания.

Результат: учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный , наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

 Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек ,живший в далёком прошлом

В детстве

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

 Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её           « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный , наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

 

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

 Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите  отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногахЖил в пещереНе боялся огняИзготовлял орудия трудаОдевался в шкуры животныхОбщался с помощью речиХодил на охотуВ строении телаИмел подвижные ловкие конечностиосваивали планету 

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Каковы ваши предположения. 

В эпоху Первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство) — научились выращивать растения, животных (напоминает детство)

Слайд 11,

версии поместить для всеобщего обзора

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

 Методы: словесный, практический.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Дети выполняют комплекс упражнений.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Воздух, воду, все вокруг ты исследуй с нами друг.

Прочитать и все узнать, посмотреть, и все понять.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Все исследовать пора.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

 V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы:1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?   

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

 

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

 Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

 Весь мир.

 В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

  Проговорить

 Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

 В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

 

Прародина — колыбель

Расселение по планете — знакомство со своей комнатой, домом.

 

Вывод.

Осваивали планету — дом, как ребёнок осваивает свой дом.

 Осваивали планету.

 Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

 

 

 Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом.

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы 

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания — вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира — это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы— племена, которые состояли изродов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?  

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.

Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной

деятельности и деятельности класса на уроке.

X. Информация о домашнем задании

Цель: обсуждение и записать домашнего задания.

Методы: словесный – беседа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;  

Запись задания в дневник.

Фиксирование домашнего задания.

уч. стр. 43-51

Результат: фиксация домашнего задания в дневнике учащегося.

Источники информации

 

  1. [email protected]

  2.  revolution.allbest.ruКультура и искусство00061710_0.html

  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html

  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

  5. www.chay.info/library-dishes.html

  6. мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008г

  7.  При разработке урока были использованы материалы практикующих педагогов, разместивших свои материалы на различных сайтах.

Что такое историческая эпоха?Историческая эпоха – большойпромежуток времени,часть истории человечества.отличие сходствоХодил на двух ногахЖил в пещереНе боялся огняИзготовлял орудия трудаОдевался в шкуры животныхОбщался с помощью речиХодил на охотуВ строении телаИмел подвижные ловкие конечностиосваивали планету первое прирученное животноеПервобытный мир-первые шаги человечестваСтая древнейших людейБез одеждыБез огняЕдят плодыЕдят мелких животных

Что мы хотели выяснить?Какой ответ можете дать на этот вопрос?Что показалось трудным?Что показалось непонятным?Что было наиболее интересным?Что такое Первобытный мир?Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории.Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?Прародина – колыбельРасселение по планете –знакомство сосвоей комнатой, домомРанняя община людейсовременного видаОхотятся коллективноЛук со стреламиПростейшие жилища

Расселение первобытных людейпо планете.первые представленияо добре и зле 

Выбери исторические источники:Не знаемКакие именно измененияв человеческом обществепроизошлив эпоху первобытного мира 

Подчеркни те особенности первобытного человека,которыми он отличается от животных

Выбери в какое время ты живешь?

ПредполагаемОбщина древних людейИспользуют одеждуИспользуют огоньЖивут в пещерахОхотятсяучились бороться с голодом и холодом ЗнаемПервобытный мир – первая эпоха всемирной истории.Историческая эпоха – большойпромежуток времени,часть истории человечества.Самые первые люди не умели выращиватьрастения и приручать животных.Детство – это время роста, взросления человека,когда он приобретает Покорение природылюдьми первобытного общества

Вставьте пропущенные словаПоставь в нужной последовательности исторические эпохи:Умели первобытные люди выращивать растения и животных?В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?Как мы сможем ответить на вопрос: Почему Первобытный мирназывают "детством человечества"?Почему Первобытный мирназывают «детством человечества»?Общины современных людейВыращивают растенияПриручают животныхСтроят домаПосуда из глиныПрименение новых знаний

Домашнее задание:стр. 43-51 в учебнике

moredocs.ru


Смотрите также