Медицина первобытного строя. 1. Тема занятия: Медицина первобытнообщинного строя.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема №2: Медицина эпохи первобытнообщинного строя. Медицина первобытного строя


Тема №2: Медицина эпохи первобытнообщинного строя.

8.Нобелевские премии по физиологии и медицине за 100 лет. / А.Д. Ноздрачев, А.Т. Марьяновичидр. — СПб.: Гуманистика, 2002. - 688 с.

9.Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. — М.: Изд-

во«Свято-Димитриевскоеучилищесестермилосердия», 2002. — 304 с. 10.Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в РоссииIX-XXвв.

Основныенаправленияразвития. - М: МГМСУ, 2008.. – 320 с.

11.Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университетавXVIII веке.2-еизд.,доп. — М.: Шико, 2000. — 464 с.

12.Сточик А.М., Пальцев М.А. Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-

еизд., доп. - М.: Шико, 2001. - 338 с.

13.Сточик A.M., Пальцев МА., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.;

Медицина, 2002. - 175 с.

14.Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В. Учебно-методическоепособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателейстоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 176 с.

1. Значениеизучениятемы

Изучение основных аспектов развития первобытного общества, важнейших периодов данной эпохи, позволяет узнать о зарождении первых зачатков медицины, осознать, что даже в начале пути, человечество было способносострадатьсебеподобным.

2.Цельизучениятемы: ознакомиться сосновнымиэтапамиэпохи первобытнообщинногостроя, развитиемэмпирическоговрачевания

Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи первобытнообщинного строя, а так же об особенностях врачеваниявкаждыйизэтихпериодов.

Знать: точныевременныеотрезкиизучаемойэпохииеепериодов. Уметь: сделатьсообщение, докладпотемезанятия.

Иметь представление об особенностях развития врачевания в каждый из периодовэпохи.

3. Основныепонятияиположениятемы

Врачеваниевпервобытномобществе

История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет тому назад) до становления первых классовых обществ и государств (IV тыс. до н.э.). Все народы нашей планеты без исключения прошли этот этап исторического развития, — первобытнообщинный строй (в отличие от всех последующих формаций) являетсяуниверсальным.

studfiles.net

Медицина и фармация в эпоху первобытного строя — Avinpharma.ru

Врачевание и лекарствоведение возникли на самых ранних стадиях развития первобытнообщинного строя. Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства растений, определяли наряду с питательными свойствами их целебное действие.

Предполагают, что первыми целебными растениями бы­ли признаны болеутоляющие и действующие раздра­жающе на пищеварительный тракт. Использование целебных свойств растений в этот период было резуль­татом бессознательного опыта большого коллектива.

Лишь в период расцвета матриархата этот опыт стал накапливаться у женщин, так как в силу ответственного положения в роде женщина должна была взять на се­бя функцию лечения болезней. Не случайно в народных эпосах и сказаниях в качестве искусных врачевателей прежде всего фигурируют женщины: у древних егип­тян — Полидамна, у греков — Агамеда и Артемида, у чехов — Каза, у древнегерманских племен — Гера и т. д.

Позднее, при переходе к классовому обществу, лю­ди стали считать причиной болезней злых духов. На­пример, туземцы Индокитая объясняли заболевание ма­лярией тем, что ночью в лесу на человека нападает злой дух этой болезни. Человек искал пути воздействия на таких духов. Стали широко применяться заговоры и за­клинания, различные молитвы, ношение талисманов и т. д. Этой же цели служили жертвоприношения. До­вольно широкое распространение имели устрашающие методы лечения: ношение страшных масок, грохот бара­банов, инсценировки нападения на злого духа и т. п.

На поздней стадии матриархата произошло обще­ственное разделение труда, что в свою очередь вызва­ло появление профессии знахаря, обязанностью кото­рого было примитивное врачевание. Вначале знахар­ство не было связано с религиозным культом, но в дальнейшем произошло слияние функций знахаря и жреца.

Стали появляться методы лечения с помощью обожествления, т. е. к определенным богам обращались с просьбой помочь излечиться. Медицинская деятель­ность стала входить в сферу деятельности религиозных жрецов: появилась храмовая, жреческая медицина. На­ряду с этим продолжала существовать и накапливать опыт народная медицина, зародившаяся в виде эмпи­рической медицины еще в ранней стадии матриархата.

Из народной медицины известны целебные свойства листьев наперстянки, ландыша, горицвета весеннего, хинной коры и многих других растений, которые нахо­дят применение и в настоящее время. Однако в народ­ной медицине имеется немало вредных и нерациональ­ных приемов лечения, отражающих невежество, пред­рассудки.

Задача научной медицины и фармации — тщательно изучать народные средства и использовать их в виде научно обоснованных средств. Еще Гиппо­крат говорил: «Не следует краснеть заимствовать у на­рода средства, служащие к его излечению». О необхо­димости использования опыта народной медицины не­однократно высказывались М. В. Ломоносов, выдаю­щиеся русские врачи Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, акад. И. П. Павлов и др.

Таким образом, медицина и фармация возникли на ранней стадии человеческого общества как неразрывное целое в виде эмпирической медицины. Врачевание по­явилось в результате деятельности не отдельных лич­ностей, а коллектива людей. Люди в первобытном об­ществе приобретали врачебные знания при непосред­ственном наблюдении окружающей природы.

Причиной возникновения и развития медицины явились условия материальной жизни, связанные с развитием произво­дительных сил и производственных отношений.

.

avinpharma.ru

Медицина первобытнообщинного строя | hismed.ru

первобытнообщинный стройПервобытный человек был глубоко убежден в истинности своих верований, и сначала сам выполнял все лечебные мероприятия и разные магические действия. Со временем, наученная опытом своих личных неудач, начал обращаться к отдельным личностям, которые "знали" лучшие средства, "умели" лучше входить в связь со сверхъестественными силами. Так постепенно выделяются вещуны, знахари, колдуны, которым "были открыты" все тайны природы, которые понимали "шелест и гомон трав", "шепот матери-земли", знали и умели находить лечебные и ядовитые вещества и составлять из них соответствующие лекарства.

Учитывая эмпирический характер древней медицины в руках отдельных эмпириков - знахарей - сосредоточивались определенные навыки лечения достаточно ограниченного круга болезней, а иногда даже какой-то одной болезни. Одному человеку, очевидно, трудно было завладеть разными приемами в разных отраслях. Да, в Древней Руси различались костоправы, врачи "глазные" (особенно из выжимания трахоматозных зерен), специалисты из грыжи, из раздробления и удаления камней из мочевых путей, из лечения гостця - ревматизма, геморроя, венерических болезней, целители причинных,, бесноватых, бабы-повитухи, бабы-целительницы детей. Аналогичные виды знахарства наблюдались на Украине.

Так двойным путем - стихийно-материалистическим и мистическим - тысячелетиями накапливались лечебные средства, которыми пользовалось человечество в своей трудовой жизни. В основном одинаковый у всех народов, это развитие имело свои особенности в зависимости от внешних условий, развития производительных сил и других факторов, которые предопределяют общественный строй человеческого коллектива. Коллектив с первобытных времен всегда был и остается основным и неотъемлемым условием человеческого прогресса. При неблагоприятных условиях этот поступательный процесс культурного развития кое-где затормаживается, и отдельные группы людей будто "застигают" на таком опытно-интуитивном уровне.

На о.Суматра в густых чащах прибрежных тропических лесов выявлено племя кубу. Люди этого племени живут преимущественно на деревьях, избегают любых связей с другими племенами, никогда не моются, не чешутся. Через неблагоприятный климат часто болеют, особенно на кожные болезни - лишаи, чесотку и др.; развиваются преждевременно, кубу детей рождают в 10 лет, в 20 лет выглядят старыми, редко кто доживает до 30 лет. Даже при пристальном изучении их быта не удалось выявить в них никаких лечебных средств. Не выявлено в них и никаких следов верований в существование сверхъестественных сил.

В противовес кубу, племена, которые живут в других условиях на той же Суматре, в Африке, Австралии, Южной Америке используют в лечебных целях много средств растительного и животного происхождения в сочетании со средствами мистическими, даже выполняют достаточно сложные оперативные вмешательства. В этих районах и в Европе при раскопках во многих местах выявлены черепа с трепанационными отверстиями, часть которых, если судить за реакциями на краях, сделана при жизни; отверстия делались в затылочной, теменной костях, редко в лобовой; по возрасту - в среднем возрасте, редко у детей и старых. В южном департаменте Франции Лозері палеонтологом Пруньєром в 1873-1884pp. найдено 187 черепов с трепанационными отверстиями. Большее количество черепов с трепанациями Пруньєр находил в глубоких слоях, меньшую - в бронзовой зоне, вовсе не находил в галлороманській зоне. Аналогичные черепа были найдены при раскопках скифских захоронений.

Большинство исследователей считают, что эти операции делались из ритуальных мотивов, подобно тому как у многих народов с древнейших времен до наших дней новорожденным мальчикам делают обрезание (Circumcisio praeputii), у южных племен Австралии у мальчиков 14 лет - разрез по тылу всего внешнего уретрального канала (Urethomia externa longitudina - lis totalis). Возможно, что впоследствии эти операции начали осуществлять и в лечебных целях. Одним из мотивов для трепанаций, по свидетельству ученого - известного знатока быта африканских племен - Альберта Швейцера, могло быть получение материалов для амулетов, в которые глубоко верят туземцы (кости черепа брали чаще в мертвых).

В Уганде R. Felkin в 1874 г. описал операцию кесаревого сечения при затяжных родах. Перед операцией женщину напоили банановым вином. Через два часа после операции ребенка приложили к груди; рана через 11 дней заживилась.

У одних народов, как об этом будет язык дальше, почти вся медицина перешла к вещунам-жрецам, стала их монополией и приобретала все более мистический характер; в других - рядом с храмной медициной развивалась медицина на почве все более глубокого наблюдения природы, делались попытки изучать строение организма человека, его функции, изучался ход болезней, выделялись отдельные формы заболеваний. Со временем, благодаря благоприятным социально-экономическим условиям, началось развитие научной медицины.

Многочисленные исследования средств народной медицины на Украине свидетельствуют о том, что наш народ имел свой сложный медицинский эпос, который корнем своим достигает глубокой давности.

В бытовой медицине использовались многочисленные средства растительного и животного происхождения и средства мистического характера. Особенно богатое на своеобразные лечебные средства народное акушерство, причем значительная часть их полностью целесообразные. Сельские костоправы по вековой традиции умели делать при переломах костей добрые фиксирующие повязки; были специалисты из кровопускания; широко применялись купели с настоями разных трав. Все эти средства почти всегда сопровождались заказываниями, нашептываниями и тому подобное.

Такие или подобные пережитки еще и теперь хранятся в некоторых отсталых в социальном и культурном развитии странах Азии, Африки, Америки.

hismed.ru

1. Тема занятия: Медицина первобытнообщинного строя.

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию

3. В процессе подготовки к занятию необходимо:

Знать ответы на следующие устные вопросы:

1. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)?

2.Как происходило становление человека и человеческого общества?

3. Как формировалась праобщина, расскажите о зачатках врачевания в этот период?

4. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.) ?

5 Как формировались общественные отношения и врачевание ?

6. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.)?

7. Подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода?

8. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.

9. Что такое Патриархат? Как вы полагает, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

4. Практические умения: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

5. Уирс

Подготовить реферат на тему: Исторические источники информации о врачевании.

6. Тестовые задания по теме

1. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

а) аппендэктомия

б) кесарево сечение

в) удаление катаракты

г) пластические операции

Правильный ответ: б

2. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

а) 40-45 лет

б) 30-40 лет

в) 15-20 лет

г) 50-60 лет

Правильный ответ: в

3. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

а) женщины

б) пастухи

в) шаманы

г) охотники

Правильный ответ: б

4. Кто использовал муравьев при зашивании ран?

а) Аборигены Африки

б) Инки

в) Аборигены Бразилии

г) Ацтеки

Правильный ответ: в

5. Для какой эпохи первобытного общества характерно появление врачевателей?

а) эпоха праобшины

б) эпоха первобытной общины

в) эпоха классообразования

г) эпоха матриархата

Правильный ответ: в

6. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения?

а) тотемизм

б) анимизм

в) фетишизм

г) шаманизм

Правильный ответ: а

7. Древнейшими людьми являются:

а) неандертальцы

б) кроманьонцы

в) палеоантропы

г) архантропы

Правильный ответ: г

8. Врачевание в эпоху праобщины было:

а) культовым

б) магическим

в) коллективным

г) осуществлялось специалистами

Правильный ответ: в

9. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

а) 2 млн – 40 тыс. лет назад

б) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

в) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

г) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

Правильный ответ: б

10. Наиболее древним из критериев человека является:

а) развитая кисть

б) прямохождение

в) высокоразвитый мозг

г) общественные отношения

Правильный ответ: б

7. Список литературы для подготовки к занятию

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 3-е изд., переработ. и дополн. (Гриф Минобр. РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. (45,5 п.л.). (стр. 13-38).

Дополнительные литературные источники.

Лисицин, Ю.П. История медицины [Текст]: учебник для

медицинских ВУЗов /Ю.П.Лисицин. – М.: Медицина, 2004.- 270 с

Электронные версии учебников, учебных пособий и лекционного материала можно получить в методическом кабинете кафедры ОЗиЗ и на сайте www.krasgma.ru.

Тема №3.1.: «медицина эпохи рабовладения»

studfiles.net


Смотрите также