ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ. Первобытно общинный строй
Первобытно-общинный строй - это... Что такое Первобытно-общинный строй?
Первобытно-общинный строй
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ (общинно-родовой строй, родовой строй), тип социально-экономического устройства, предшествующий государственно-организованному обществу. Характеризуется родо-племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате отцовская большесемейная, а затем соседская или сельская община.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Аутопан. В. И. Бородулин и др.. 1998.
Первая мировая война
Первобытный бык
Смотреть что такое "Первобытно-общинный строй" в других словарях:
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — (общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу. Характеризуется родо племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате… … Современная энциклопедия
ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно экономическая формация) , для к рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная (общественная) собственность на средства производства. Частная… … Словарь политических терминов
Первобытно-общинный строй — Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тыс. лет до н. э., верхний палеолит Первобытное общество (также доисторическое общество) период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность… … Википедия
ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ — ОБЩИННО РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй … Современная энциклопедия
РОДОВОЙ СТРОЙ — РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй … Современная энциклопедия
Исторический материализм — Исторический материализм название теории развития общества, разработанной в XIX XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» … Википедия
Кочевники азиатских степей — Падение рабовладельческого строя было результатом его внутреннего кризиса. Однако наряду с определяющими внутренними причинами большую роль сыграли и те внешние вторжения «варварских» племён, которыми повсюду сопровождалось разложение… … Всемирная история. Энциклопедия
История Узбекистана — История Узбекистана … Википедия
Иллирийские племена — Все эти данные показывают, что даже в середине I в. до н. э. у германских племён находился ещё в полном расцвете. Восточное побережьеАдриатического моря населяли . Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром, имея уже к… … Всемирная история. Энциклопедия
illustrated_dictionary.academic.ru
Образовательный портал | 4. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ История экономики: Шпаргалка
Первобытно-общинный строй - самый продолжительный период развития человечества. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками: 1) низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2) низким темпом развития общества; 3) коллективным присвоением природных ресурсов; 4) отсутствием частной собственности, классов и государства. Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.Периодизация истории человечества сложна. Часто пользуются археологической схемой, в соответствии с которой история человечества делится на три этапа по типу материала, из которого изготавливали орудия труда: 1) каменный век: 3 млн лет тому назад - конец 3-го тыс. до н. э.; 2) бронзовый век: конец 3-го тыс. - 1-е тыс. до н. э.; 3) железный век: с 1 тыс. до н. э. Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем выделяют три периода: 1) палеолит (древний каменный век): 3 млн - 12 тыс. лет до н. э.; 2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.; 3) неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н. э.
2.1. Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпохупервобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приучать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию
з 4. Политико-правовая идеология анархизмапервобытная животность и теологические блуждания людей". Бакунин звал к интернациональной анархической социальной революции, которая уничтожит капитализм и государство: "В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес - полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета.
з 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)первобытная общинность - частнособственнический строй - коллективистское или коммунистическое общество). Для развитых стран, "потерявших всякое сознание о прежнем общинном быте и только теперь начинающих возвращаться к идее товарищества трудящихся в производстве", Чернышевский в статье "Капитал и труд" излагал план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства,
5. Концепции насилияпервобытного общества над другой, по Дюрингу, - это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насиль-ственного порабощения одних другими возникают также соб ственность и классы. Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Л. Гум плович, К. Каутский и др. Л. Гумплович исходил из того, что
7. Марксистская концепцияпервобытно общинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппа рат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как
1.1. Развитие предмета экономической теории 1.1.1. Экономия - наука о воспитании достойных гражданпервобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в само-стоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле- ненного, синкретического общественного сознания, ведущей
Глава 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИпервобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками: низким уровнем развития производит ельных сил и медленным их
1.2.2. Развитие налогообложения в эпоху феодализмапервобытно-общинных отношений в северо-восточной части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада на юге. В период раннего Средневековья зародились зачатки объединительного движения огромного количества оседлых племен, формировавших города-государства вокруг оазисов (Мекка, Ясриб, Тебук, Баср и др.), целью которого являлось создание единого и сильного государства Такое объединение произошло
Эволюция бюрократии в Россиипервобытных, неразвитых обществах, где вооруженная часть народона-селения кормится за счет работающей части. Признаком роста возмущения общества служит тенденция рабочей части населения освободиться от обязанности кормить, добыть самоуправление. В Западной Европе это движение обозначилось образованием городских общин, освобождением сельского населения. Для развития этих тенденций требовалось
3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.первобытная и христианская общины. Институт общины был необычайно удобен для феодальной или полуфеодальной эксплуатации. А классический пример общины в XX в. - колхоз, т.е. община стала неким фундаментом и советского строя. Она выжила столь долго по очень простой причине: благодаря присущей общине круговой поруке, это была идеальная форма управления. Члены общины сами управляли друг другом, ими
geum.ru
ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ - это... Что такое ПЕРВОБЫТНО
ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ
Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно-экономическая формация) , для к-рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная (общественная) собственность на средства производства. Частная собственность на средства производства, эксплуатация человека человеком и классовое деление общества при П. с. отсутствовали. Основной ячейкой при этом строе была община - материнская в эпоху матриархата и отцовская в эпоху патриархата. На смену П. с. пришел рабовладельческий.
Словарь политических терминов. 2010.
ПЕНЯ
ПЕРИПЕТИЯ
Смотреть что такое "ПЕРВОБЫТНО- ОБЩИННЫЙ СТРОЙ" в других словарях:
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ — (общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу. Характеризуется родо племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате… … Современная энциклопедия
Первобытно-общинный строй — (общинно родовой строй, родовой строй), тип социально экономического устройства, предшествующий государственно организованному обществу. Характеризуется родо племенной организацией и господством родовой общины, которую сменила при патриархате… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Первобытно-общинный строй — Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тыс. лет до н. э., верхний палеолит Первобытное общество (также доисторическое общество) период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность… … Википедия
ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ — ОБЩИННО РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй … Современная энциклопедия
РОДОВОЙ СТРОЙ — РОДОВОЙ СТРОЙ, смотри Первобытно общинный строй … Современная энциклопедия
Исторический материализм — Исторический материализм название теории развития общества, разработанной в XIX XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» … Википедия
Кочевники азиатских степей — Падение рабовладельческого строя было результатом его внутреннего кризиса. Однако наряду с определяющими внутренними причинами большую роль сыграли и те внешние вторжения «варварских» племён, которыми повсюду сопровождалось разложение… … Всемирная история. Энциклопедия
История Узбекистана — История Узбекистана … Википедия
Иллирийские племена — Все эти данные показывают, что даже в середине I в. до н. э. у германских племён находился ещё в полном расцвете. Восточное побережьеАдриатического моря населяли . Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром, имея уже к… … Всемирная история. Энциклопедия
political_therms.academic.ru
Первобытно-общинный строй - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Первобытно-общинный строй
Cтраница 1
Первобытно-общинный строй - это древнейшая общественно-экономическая формация, длившаяся сотни тысяч лет. [1]
Период первобытно-общинного строя - самый длительный в истории развития человеческого общества; подавляющая часть, этого периода заключала в себе процесс выделения человека из животного мира. [2]
Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило одновременно с другими государствами, но Русь пришла к феодализму минуя рабовладельческую формацию. [3]
С разложением первобытно-общинного строя общество распадается на большие группы людей, занимающих неравное положение и порой вралздующих друг с другом. [4]
Возникнув в первобытно-общинном строе, домашние хозяйства становятся исходной первичной ячейкой естественного, семейного и социального воспроизводства рабочей силы, определяя весь дальнейший ход развития экономических отношений в обществе. [5]
Греции при первобытно-общинном строе - племя, состоявшее из трех фратрий, которые в свою очередь делились на отдельные роды; при рабовладельческом строе - территориальный округ. [6]
Действительно, эпоха первобытно-общинного строя, для которой характерен наиболее примитивный способ передачи семантической информации - устная речь - длилась несколько сотен тысячелетий. В эпоху рабовладельческого строя и феодализма основным средством хранения и передачи человеческих знаний была письменность - значительно более совершенный способ по сравнению с устной речью. [7]
Периодизация истории человечества на стадии первобытно-общинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. [8]
Так, в недрах разлагающегося первобытно-общинного строя возникло первое разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену разрушающемуся первобытно-общинному строю пришло рабовладельческое, классовое общество, возникло государство как орудие насилия над эксплуатируемыми классами. [9]
Возникло оно еще в условиях разложения первобытно-общинного строя, зарождения частной собственности, при первом общественном разделении труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, т.е. разделение труда в зависимости от пола и возраста. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, т.е. такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин Стали заниматься разнородными видами производственной деятельности, которое привело к заметному по тому времени росту производительности труда, появлению избытка различных продуктов у производителей, что привело к значительному развитию обмена. [10]
Общественное сознание каждой исторической эпохи ( исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. [11]
В истории человеческого общества каменный век соответствует первобытно-общинному строю. [12]
По теории Маркса выделяются следующие основные общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм. Эти исторические ступени общественного развития применимы к европейским странам. [13]
Оно возникло на основе правил поведения, сложившихся в условиях первобытно-общинного строя, одновременно с образованном гос-ва. [14]
Бартер - самая древняя форма коммерческой сделки, ее появление относится к первобытно-общинному строю. При бартере каждая сторона выступает одновременно и продавцом, и покупателем, а обмен осуществляется равными по стоимости объемами товаров на безвалютной основе. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Исторический словарь - значение слова Первобытно-общинный Строй
- общинно-родовой, родовой, первобытный коммунизм — первая в истории человечества социально-экономическая формация, охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил. Основной ячейкой был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община.
Смотреть значение Первобытно-общинный Строй в других словарях
Строй 1 — построениепорядокСловарь синонимов
Строй 2 — режимСловарь синонимов
Общинный — и (реже) , общинная, общинное (книжн.). Прил. к община. Герцен видел "социализм" в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении и в крестьянской идее "права на........Толковый словарь Ушакова
Строй — м. ряд, порядок, расположенье, постановка сподряд, в черту, или иным условным образом. Дома строем стоять, по строю, в строю, а два строя делают улицу. Военный, строй, фронт;........Толковый словарь Даля
Общинный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: община, община, связанный с ними. 2. Свойственный общине, общине, характерный для них. 3. Принадлежащий общине, общине; обобществленный,........Толковый словарь Ефремовой
Первобытно Нареч. — 1. Соотносится по знач. с прил.: первобытный (3).Толковый словарь Ефремовой
Первобытно-общинный Прил. — 1. Относящийся к первой в истории человечества социально-экономической формации.Толковый словарь Ефремовой
Строй... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: строительный (стройматериалы, стройплощадка, стройтрест, стройбатальон и т.п.). 1. Конечная часть сложных существительных,........Толковый словарь Ефремовой
Конституционный Строй — - система, экономических, политико-правовых и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного........Политический словарь
Первобытно- Общинный Строй — Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно-экономическая формация), для к-рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная........Политический словарь
Рабовладельческий Строй — Общественно-экономическая, формация, основанная на эксплуатации труда рабов господствующим классом рабовладельцев. Р. с. возник в результате разложения первобытнообщинного........Политический словарь
Строй Политический — - система политико-государственного и политико- негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической........Политический словарь
Торговый Строй — - тип общества, в котором иерархия и стимуляция труда исходят из экономических принципов. Рыночная, либерально-демократическая система. Противоположен идеократии .Политический словарь
Государственный Строй — - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие........Экономический словарь
Общинный — -ая, -ое.1. к Община. О-ая земля. О-ая собственность.2. Коллективистский (о мышлении, сознании). О-ое мировоззрение. О. менталитет.Толковый словарь Кузнецова
Строй — (нов.). Вторая часть новых сложных слов - названий строительств, напр. Волховстрой, Днепрострой, Свирьстрой, Беломорстрой, Метрострой.Толковый словарь Ушакова
Конституционный Строй — - представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми........Экономический словарь
Общественный Строй — - в теории конституционного права - исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем........Экономический словарь
Строй — стро́я, о стро́е, в стро́е и в строю́; мн. стро́и, -ев и строи́, -ёв; м.1. о стро́е, в строю́; строи́. Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в с. Расхаживать........Толковый словарь Кузнецова
Строй... — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: строительный. Стройбригада, стройгруппа, стройкомитет, строймастер, стройматериал, стройотряд, стройплощадка, стройработы, стройтрест.Толковый словарь Кузнецова
Государственный Строй — - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г. с. является........Юридический словарь
Демократический Строй — - организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных........Юридический словарь
Конституционный Строй — - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного........Юридический словарь
Монархический Строй — - форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству,........Юридический словарь
Общественный Строй — - 1) в широком смысле - система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную)........Юридический словарь
Общественный Строй (устройство) — - в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства,........Юридический словарь
Музыкальный Строй — система отношений звуков по высоте. Тот или иноймузыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которыхпоказывает отношение частот колебаний верхних и нижних........Большой энциклопедический словарь
Общественный Строй — система общественных отношений, свойственных данномуобществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства иправа охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.Большой энциклопедический словарь
Общинно-родовой Строй — см. Первобытное общество.Большой энциклопедический словарь
Пифагоров Строй — см. Музыкальный строй.Большой энциклопедический словарь
Посмотреть еще слова :
slovariki.org
Первобытно общинный строй
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ[1] История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен материал, из которого преимущественно изготовляли орудия труда в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это позволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблагоприятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-общинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй характеризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем развития производительных сил, особенно орудий труда.Каменный век (палеолит)[2] подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандертальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько десятков особей. Первобытное человеческое стадо было древнейшей формой общественного бытия. Оно сменило зоологические объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обработки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того времени на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулканическое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетельствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с прочностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, когда человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объектами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пещерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользовались, но добывать его еще не умели. Эпоха мезолита[3] (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: человека небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми надбровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое изменение климата, неоднократные наступления ледников, доходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Памятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек заселяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превратило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь способствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились общественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, возникают зачатки искусства. Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысячелетия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым временем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Естественный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым климатом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — Homo Habilis (человек умелый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо больший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников копий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабатывать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научились шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших животных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобытная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобытная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, поскольку прокормиться можно было только в большом коллективе. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а понятие отцовства в общественном смысле не осознавалось, придавало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели домашнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело немалое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль женщины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Костёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-животному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы позднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире. В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На территории Африки изобретена и быстро распространилась на север так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные — собака, свинья. Оскудение охотничьих ресурсов, сокращение числа крупных животных способствовало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охоты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты большие коллективы людей — размеры и численность стоянок сократились. Трудности в поисках пищи вызвали большую подвижность населения, жилища стали временными, росла миграция. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появились как бы основы будущих племен.Неолит[4] начался около XIII тысячелетия до н. э. и закончился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, появились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на основе кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллективные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земледелие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-административных центров, возникли зародыши древнейших государств.Энеолит[5] (медно-каменный век, конец III — все II тысячелетие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, время первоначального развития культуры металла, начало освоения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораздо производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеолита скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произошло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возросла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата патриархатом. Получение большего чем прежде прибавочного продукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпохи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культура) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчетливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в печах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная дифференциация, на что указывает выделение больших богатых погребений. Триполъская культура охватывала значительное пространство. Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав — бронзу, пригодный для производства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов семьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разлагало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), усиливало имущественную дифференциацию. Выделялась племенная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство. В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владельцам огромных стад приходилось постоянно менять места выпасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзовых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь скотоводов прочно вошла войлочная юрта. В бронзовом веке появилось новое оружие — наборный гибкий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников. У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племенами и союзами племен. Поэтому каждую племенную организацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организации первобытного строя — военная демократия. В эпоху бронзы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие определялось различием географических условий, природных ресурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельности. Под воздействием этих условий развитие культурно-исторических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык которого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали большие этно-культурные общности — среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племена) и финно-угорские.