Шпаргалка: Культура первобытного общества. Первобытная культура культурология кратко
Культура первобытного общества. - Ответы по курсу «Культурология»
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Первобытная культура
1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории;
2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;
3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Исократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин" является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и т.д.
Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное, отношение к ее основам.
Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:
...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное . Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобыт. охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобыт. строя.
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм. Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.
Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.
Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.
Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.
Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?
В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности.
Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая хар-ет верования, традиции народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Появились от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: • каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства: архитектуры.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, религиозных храмов и царских дворцов. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем. Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
students-library.com
Шпаргалка - Культура первобытного общества
Московскийгосударственный университет «Сервиса».
Кафедракультурологии.
Контрольнаяработа на тему:
«Культурапервобытного общества».
Работу выполнила:
студенткагруппы ШЗС 1/1
КорякоДина Владимировна
Шифр:4499-013
Работупроверил:
Дубна, 2000 г.
Оглавление
Вступление… 3
Структура мировой истории. – К. Ясперс… 5
Периодизация первобытности… 6
Особенности первобытного искусства… 7
Ранние формы верования… 13
Заключение… 15
Список использованной литературы:… 16
/>Вступление.
Истоки икорни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность– детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на периодпервобытности.
Американский этнограф Л.Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнееобщество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса всхеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевскойэпохой».
Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых яркихпредставителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, чточеловечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевоевремя.
Карл Ясперсхарактеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китаежили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. ВИндии возникли Упанишады[1],жил Будда[2],в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философскогопостижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма иматериализма; в Иране Заратустра[3]учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия.Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время –Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течениенемногих столетий независимо друг от друга.
Мы ничего не знаем одуше человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что напротяжении известной нам истории человечества человек не изменился существеннымобразом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своимпервичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений).Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл,совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека –глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания,предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе безответов.
Современная антропологияне дает окончательного и достоверного представления о времени и причинахперехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправнойточки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом исоциальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашемуопределению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оношло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с темносило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самыйотдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокругогня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращениичеловека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд лисочли бы человеком».
Радикальные отличиячеловека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир являетсяобъектом его мышления и речи.
Образование групп исообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качествочеловека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникатьбольшая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое иорганизованное человечество.
Возникновение искусства– закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитическихохотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физическоготипа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новыхассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
/>Структура мировой истории. – К. Ясперс./>Единый мир человечества на земном шаре
Америка Европа Россия Ислам Индия Китай Негры и другие
Самое древнее орудие человекадатируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовлялиорудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный,бронзовый и железный века.
Каменныйвек делится надревний (палеолит), средний (незолит) иновый (неолит).Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс.лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний,средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. дон.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
/>/>Первобытный человековладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этогона протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами:собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развитиясказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило,расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину.Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупныхживотных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это былидротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов илибизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому временивымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдныхмлекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллективазагонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получилоразвитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Этитехнические достижения – результат длительных поисков наиболее надежных,наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела.Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.
Вопросо том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природыобщество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев искотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимыхучеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохемезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяныерукоятки, и зернотерки.
Всамой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы:он формирует себя по средствам искусства.
/>Особенности первобытного искусства.
Впервыепричастность охотников и собирателей каменного века к изобразительномуискусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте,нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружилизображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).
Характернойособенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.
Деятельностьчеловека, связанная с художественным освоением мира, способствовалаодновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологическихпроцессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – вколлективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
Врезультате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появилисьнеизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятникипалеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусствапоказывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись игравюры на скалах, скульптуры изкамня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охотына промысловых животных.
Главнымобъектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического временибыли звери.
Инаскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное впервобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичьзаконы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник домелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художниккаменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовалсятаким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей впещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитическиескульптуры.
Главнойхудожественной особенностью первобытного искусства была символическая форма,условный характер изображения. Символами являются как реалистическиеизображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусствапредставляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущихбольшую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразныепонятия или человеческие чувства.
Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельностии связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражалопостепенное познание человеком действительности, его первые представления обокружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительнойдеятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новойизобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь,костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовыедействия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на каменьили выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры.Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап– искусственно-изобразительная форма включает искусственные средствасоздания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилосьв начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительноготворчества, связанного с появлениемвыразительных художественныхобразов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописиэтого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой идругими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного векавидна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Двепервые употреблялись довольно редко.
Подобныеэтапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытногоискусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов имимики.
Музыкальный элементнатуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательныемотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированнымзвуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух — и трезвучныемотивы.
В одном из домовМизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный изкостей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмическихзвуков.
Тонкая и мягкая традициятонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема,ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистическойобобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оносостоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композициив современном смысле слова.
Первобытные художникистали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки исилуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками),скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспелиони и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая областьпервобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже впалеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки,вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элементМизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множествазигзагообразных линий.
Что же означает этотабстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Ужочень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункампещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру срезабивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразныхузоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинскихизделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказалсяузор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировалиприроду, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах каменноговека, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисункивыдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались изокруглых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватогос блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались такжеиз кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину,наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа частоназывают гребенчатым, илизубчатым.
Во всех проведенныхслучаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, какправило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейльпроследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобияцветка.
Первобытные художникисоздавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки.Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятсяк полеалиту.
Некоторые исследователиверхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства потем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозномагическое значение, ориентировали человека в природе.
Культура в эпохумезолита и неолита.Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолитуи ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовыхпродуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложнымформам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием искотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал,изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовалито, что давала природа, — камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чемохотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняныхсосудов.
В эпоху неолита ибронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения.Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие видыдекоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появилисьлуки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлическиеизделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилосьгораздо позднее.
Культура бронзовоговека. Начиная сбронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяютсясухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные наутесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачиваютна создание петроглифов[4]все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотякое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится.Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.
Последний этап в развитииплемен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуютсясуществованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добычамедных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий изсплавов (бронзы).
В конце этого периоданаравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуютсобой начало нового периода.
Развитие производительныхсил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевомускотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основеземледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. Вэто время происходят и социальные сдвиги среди племен.
В поздний периодпервобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливалисьизделия из бронзы, золота и серебра.
Виды поселений ипогребений. К концупервобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чащевсего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились вомногих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второйполовины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки,селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычноназывают памятники бронзового и железного веков. Под стоянкамиразумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» оченьусловен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимаютмезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает«кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин).Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти видыпамятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке.Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.
/>Особый видпоселений – римские террамары[5]– укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель,вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строилитеррамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространствовокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.
/>Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы,мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильныхсооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6]выделялся кромлех[7] — пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямныхкурганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высотаиных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганахвозвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла скурганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий землянойпьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.
Период, когда людиприспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образузверя», закончился. Начался период господства человека над природой игосподства его образа в искусстве.
Наиболее сложныесооружения – мегалитические погребения[8],то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены,менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9]. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялисьсотнями.
Самые ранние из нихвозведены более четырех тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие,скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще неприручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой этилюди были оснащены очень слабо. Тем не менее они создали такие каменныесооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигеныпредшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Нужнобыло перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти кклассической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себепятую – плоское перекрытие.
Памятником первобытнойэпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.
Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Естьменгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камнирасполагали в виде круга – это уже кромлех.
/>
/>
www.ronl.ru
Контрольная работа - Культура первобытного общества
Московский государственный университет «Сервиса».
Кафедра культурологии.
Контрольная работа на тему:
«Культура первобытного общества».
Работу выполнила:
студентка группы ШЗС 1/1
Коряко Дина Владимировна
Шифр: 4499-013
Работу проверил:
Дубна, 2000 г.
Оглавление
Вступление… 3
Структура мировой истории. – К. Ясперс… 5
Периодизация первобытности… 6
Особенности первобытного искусства… 7
Ранние формы верования… 13
Заключение… 15
Список использованной литературы:… 16
Вступление.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время .
Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады[1], жил Будда[2], в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра[3] учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
Структура мировой истории. – К. Ясперс.
Единый мир человечества на земном шаре
Америка Европа Россия Ислам Индия Китай Негры и другие
Век науки и техники Вымирающие
народы
Запад Византия Ислам Перу, Мексика
Конец охвата народов
осевым временем
Осевое время «Новая доистория»
Индия Китай
Восток – Запад
Великие культуры древности
Неимеющие письменности Первобытные
народы в орбите великих народы
культур древности
Двуречье Ина
Египет Хуанхе
Общие истоки человечества
Периодизация первобытности.
Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится надревний (палеолит), средний (незолит) иновый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.
Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.
В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам искусства.
Особенности первобытного искусства.
Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм .
Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери.
И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.
Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлениемвыразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.
Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.
Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух — и трезвучные мотивы.
В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.
Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, илизубчатым.
Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.
Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.
Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.
Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.
Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.
Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.
Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.
Особый вид поселений – римские террамары[5] – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.
Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы ) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6] выделялся кромлех[7] — пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8] , то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9] .Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.
Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.
Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.
Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех.
Ранние формы верования.
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 — 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное»[11] .
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.
Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.
Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями — фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала — носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
Заключение.
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942):
Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества[12] .
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
Список использованной литературы:
1. «История культуры России» — Курс лекций. Москва, общество «Знание», 1993 год.
2. «Культурология Истории Мировой Культуры» — Учебник 1-ое издание под редакцией А. Н. Марковой. Москва «Юнити», 1995 год.
3. «Культурология Истории Мировой Культуры» — Учебник, 2-ое издание под редакцией проффесора — А.Н. Марковой. Москва «Юнити», 1998 год.
[1] Упанишады – заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы.
[2] Будда – имя, данное основателю буддизма Сиддхарте гаутаме Шахья Муни (623 – 544 до н.э.)
[3] Заратустра (Зоорастр) (V– 1-я пол. VI вв.) – пророк и реформатор древнеиранской религии.
[4] От греческого petros – камень и gliphe – резьба; тоже, что наскальные изображения
[5] От terra marna – жирная земля
[6] Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начала II тысячалетия до н. э.) в степях Восточной Европы. Названо по устройству могильных ям под курганами.
[7] От бретон. – crom – круг и lech – камень.
[8] Мегалит – от греч. megas – большой и lithos — камень