2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян. Первобытное хозяйство восточных славян
1 Вопрос. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н. э. – VIII в. н. э.). Это было связано с действием следующих факторов:
1) зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;
2) зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;
3) обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;
4) обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.
В середине I тыс. н. э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI–VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII–IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.
В VI–VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.
Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.
Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.
Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.
studfiles.net
2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян. История экономики: учебное пособие
2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н. э. – VIII в. н. э.). Это было связано с действием следующих факторов:
1) зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;
2) зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;
3) обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;
4) обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.
В середине I тыс. н. э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI–VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII–IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.
В VI–VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.
Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.
Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.
Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.
Тесты по теме
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
econ.wikireading.ru
1. Первобытно-общинное хозяйство восточных славян
1. Первобытно-общинное хозяйство восточных славян
Русская нация входит в состав славянских народов. Из общей массы славянских племен в результате многовекового развития выделились западные (лужицкие, плабские), южные (балканские) и восточные (новгород-киевские). Последние со временем и образовали Древнерусское государство – Новгородско-Киевскую Русь.
У восточных славян экономическая история начинается с 7-8 веков. На Руси тогда проживало 6.5 млн. человек.
Хозяйственная культура формировалась под воздействием природно-климатических условий и соседствующих цивилизаций. Формированию успешной хозяйственной деятельности славян способствовали: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).
Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II—V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен, овёс, бобы, горох, конопля, а также овощные культуры. Для сельскохозяйственных работ применялось рало — примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.
Для русских проблема выхода к морям была одной из важнейших на протяжении столетий.
Большое пространство и низкая плотность населения давали возможность при условии напряженного труда выжить самим и дать приют другим. Колонизация других малых народов не носила агрессивного характера, грабежа культурных центров, напротив - освоение территории и ассимиляция, терпимость и миролюбие.
Центрами хозяйственной жизни были реки – транспортные системы и летом и зимой. Путь «из варяг в греки» - полноценная связь с Европой, Севера с Югом. В 7 веке Хазарскийкаганат обеспечил торговые связи между арабским югом и славянским севером, Дальним Востоком и Черным морем. На реках строились первые города. На торговых путях потом возникают торговые города.
Системы земледелия: ПЕРЕЛОЖНАЯ (истощив, бросил на 20-30 лет, брал новый кусок) – лесостепь и степь (среднее течение Днепра и Днестра). ПОДСЕЧНАЯ (в лесной зоне по верхнему течению Волги, Оки, Волхова) – в первый год обдирали кору вековых деревьев, на след год в феврале-«сечень» - рубка высохшего леса, затем сжигание, зола - на удобрение пашни, расчистка, корчевание, распашка. Давала урожай в течение 2-3 лет. Короткое лето на Среднерусской равнине в основном там земледелие - надо все успеть, поэтому славянские праздники осенью и зимой – расслабуха. Эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые объединяются в большие трудовые коллективы, и была под силу только родовой общине.
Появляется социальное неравенство, появляются «лучшие люди»→классовое общество у восточных славян в середине 1-го тысячелетия (феодальный характер). В 9 веке →государственность. Новгородское княжество-север, Киевское княжество-юг. Они объединились под руководством Киевской Руси (все восточные славянские земли + неславянские).
В 988 году принято христианство, оно усиливало государственность.
Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой обшины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода.
Появляется ремесленничество (кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных изделий, золото и серебро привозилось, здесь не было, и обрабатывалось в России). 150 изделий из металла производилось.
Не было своих денег, товарные отношения внутри были развиты слабо.
2. Экономика Киевской Руси (КР): общая характеристика
Древнерусское государство (раннее феодальное гос-во) образовалось приблизительно в 875 г. Оно объединило более 200 мелких славянских племен + нктр финно-угорские и литовско-латышские племена. Основные факторы возникновения: военный и торговый. Рост торговых городов и накопление материальных ценностей – потребность в вооруженной защите от внешних врагов и политическая сила, представляющая общие экономические интересы в Византии и других странах. Власть князя с дружиной (бояре-наместники), контроль торгового пути по Днепру. Важные торговые соглашения (защита русских купцов, обеспечение свободы торговли, вплоть до Б/П торговли) с Византией в 911, 944, 957 (княгиня Ольга) гг. В 988 году принято христианство, оно усиливало государственность. Церковь покровительствовала торговле, храмы - в местах торгов у стен городов, Ц обеспечивала порядок в торговле, настоятель мог удалить нарушителей торговли. По уровню развития с/х орудий, степени развития земледелия и скотоводства, набору возделываемых культур и видов домашнего скота КР стояла на том же уровне, что и современные ей страны Европы.
Среднее Поднепровье – земледелие вкупе со скотоводством, особенно коневодством, крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы - для шерсти. Рост площадей пахотной земли – экстенсивный характер. Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье.
Двуполье – система, при которой земля делится на две части: одна засевалась, другая отдыхала. Посевная площадь значительно расширилась, производительность труда выросла, так что после «отдыха» поле значительно легче вспахивалось, урожайность возросла.
Трёхполье – система, при которой пашня делится на три части: яровое – озимое – пар. Однако широкое применение трёхполье получило только в 13 – 14 веках
Большинство свободные хлебопашцы – смерды (свободные крестьяне общинники). Платили налоги в пользу государства, повинность (дороги). Образуется класс феодалов (княжеское, боярское, монастырское + церковное землевладение).
Земля приобретает большую ценность как экономический ресурс. Ограниченность пригодной земли для обработки привели к частной собственности на землю в 2 формах:
Номинальная, а потом ФАКТИЧЕСКАЯ собственность на все русские земли сначала отд князей, а затем Великого князя киевского. Экономическая реализация – дань в его пользу.
ВОТЧИННАЯ, т.е. боярская, земля хозназначения, приносившая доход в виде продукта от ее использования. Вотчина (от отца) - владение, ктр находилось в полной собственности феодала, передавалось по наследству, м.б. продано, подарено, потеряно. Вотчинным хозяйством управлял огнищанин (от «огнище» - хоз-во), ему подчинялись приказчики – тиуны и сельские старосты.
Феодальная рента – барщина или оброк.
В это время в КР ремесленники до 60 специальностей. В 1037 году – Софийский собор в Киеве, 12 век – деревянный мост через Днепр. Образуются города: 10 век – 24, 11 век – 64, 12 век – 135. В Киеве 8 рынков, у каждого своя специализация. Княжеский двор, церкви.
Внешняя торговля в КР – важнейший источник дохода, торговля с прикаспийскими, причерноморскими городами, Германией, Францией, Италией, Персией…Кредитные отношения в КР были мене регламентированы и более развиты, чем в средневековой Европе. Православная Ц относилась к кредиту нейтральнее, чем католическая.
Возникает денежная система (сначала скот, дорогие меха). Куна (от куницы) – символ, знак стоимости. Золотые монеты - из Византии, арабских стран. Серебряные - из Европы. С конца 10 века чеканят свою монету – слитки серебра в форме гривны (≈200 г, в разные годы масса менялась) = 20 ногат, 25 кун, или 50 резан. Монет в обращении не хватало, использовали бирки – кусочки бересты или кожи, в основном внутри артели.
Появляются большие суммы, отсюда ростовщичество, ктр в обществе не поощрялось→бунты против высоких % (их называли резами). В 1113 году В. Мономах подписал Указ «О резах» - запрещение больше 40% в год.
Вывод: В КР преимущественно натуральная экономика.
следующая страница>
flatik.ru
I. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение
Производство I. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение
просмотров - 103
План темы
Тема 1. Экономическое развитие Киевской Руси, хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности
ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Экономическое развитие Киевской Руси. Хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности. Земледелие и промыслы у восточных славян. Переход от родовой к сельской общине. Строй военной демократии. Становление феодализма. Дружина и рождение боярского землевладения. Рабская и феодальная зависимость. Закупы, холопы и смерды. Системы и орудия земледелия. Города, ремесло и торговля. Экономическая основа феодальной раздробленности. Особенности торговых связей. Последствия монгольского завоевания. Перемещение экономических центров в район Москвы.
Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем они начинают мигрировать. Одна часть славян движется на юг, на Балканы, и составляет впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии), другая мигрирует на север и образует группу западных славян (народы Польши и Чехословакии), третья передвигается на Северо-восток, на территорию нашей страны. Таким образом появляется группа восточных славян.
В те времена значительно большую часть нашей территории занимали леса. Граница между лесом и степью проходила южнее, так что город Киев был построен среди лесов.
Постепенно углубляясь в леса и болота͵ продвигаясь из южных степей все дальше на север, славяне продолжали заниматься земледелием, не превратились в бродячих охотников, как их новые соседи - коренные лесные жители.
При этом земледелие здесь долго сохраняло специфический лесной характер - это было подсечно-огневое земледелие. Чтобы отвоевать у леса землю для посева, лес подрубали, деревья засыхали на корню, после чего их сжигали и золой удобряли почву. Затем данный участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хороший урожай, потом выжигали под поле новый участок леса.
Приблизительно к VII в. н.э. у славян главным орудием земледелия становится соха, и мотыжное земледелие сменяется пахотным. В условиях северных лесов с пнями и корнями деревьев плуг появиться не мог - он застрял бы на первых метрах, а легкая кленовая сошка перескакивала на корни и коряги.
С переходом с пахотному земледелию был связан и переход от подсечной к двухпольной и переложной системам. При переложной системе на поле сеялся хлеб несколько лет подряд до истощения почвы, затем это поле забрасывалось и распахивалось новое, а прежнее тем временем зарастало. Когда истощалось второе поле, могли вернуться к первому. При переложной системе наличная пашня делилась на два поля, одно из которых засевалось, а другое отдыхало под паром, причем чередование засеваемых полей происходило ежегодно.
С развитием производительных сил менялись и производственные отношения. Расчистка парки от леса задержала распад родового строя: подсечное земледелие требовало огромных затрат коллективного труда. Одна семья в тех условиях не могла вести самостоятельное хозяйство. По этой причине родовая патриархальная община, ᴛ.ᴇ. большая семья, состоявшая из родственников по мужской линии, вела общее хозяйство (не случайно слова "общий" и "община" в русском языке имеют один корень).
Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, ᴛ.ᴇ. частоколом из заостренных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укрепленные поселки принято называть городищами.
При переходе к пахотному земледелию, к переложной и двупольной системам, когда у леса для посевов были отвоеваны значительные площади, ᴛ.ᴇ. приблизительно с VII в., земледелие уже перестало требовать обязательного коллективного труда. Вследствие этого родовая община перерастает в сельскую, аналогичную общине-марке у франков. У восточных славян сельская община называлась "вервью" на юге и "миром" на севере. Русские крестьяне решали свои деревенские дела "миром" вплоть до Октябрьской революции.
Чем отличалась сельская община от родовой? В первую очередь, тем, что теперь в поселке-городище могли жить не обязательно близкие родственники. Хотя это не главное и даже не обязательное отличие. В некоторых русских деревнях до последнего времени все жители имели одну фамилию - они все еще были родственниками.
Главное отличие заключалось в том, что общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей. Появилась частная собственность. В общей, общинной собственности оставалась лишь земля, но для использования она теперь делилась между семьями; все же остальное имущество было в частной собственности.
Там, где появилась частная собственность, неизбежно выделяются слои богатых и сильных людей. Только не нужно это представлять себе примитивно: внутри общины одни богатеют и становятся феодалами, а другие беднеют и попадают к ним в зависимость. Нет, у славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выделения военной верхушки.
Распад родовых общин, ᴛ.ᴇ. переход к сельским, по выражению академика Б.А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда отдельные члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, то это было восстанием против прав родоначальника. Иногда в этой борьбе отцов и детей, особенно в начальный период, стремящиеся к самостоятельности члены рода объявлялись "изгоями", так называемыми изгнанниками из рода без имущества и без права на его покровительство. Тогда они были вынуждены искать защиты в более высокой инстанции - у вождя племени, в состав которого входил род, ᴛ.ᴇ. у князя.
Дело в том, что, как и у других народов на этапе перехода от родового строя к классовому обществу, у славян был строй военной демократии. Главным органом власти племени считалось народное собрание - вече. Вече выбиралось для ведения военных действий, защиты от врагов военного вождя. У древних греков такой военный вождь назывался василевсом, у римлян - рексом, у франков - королем, а у славян - князем.
С развитием производительных сил, а, следовательно, и накоплением прибавочного продукта͵ богатства, появляется возможность захвата значительной военной добычи. Учащаются столкновения ради захвата этой добычи. В связи с этим повышается значение военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временный - они состояли из "отроков", ᴛ.ᴇ. молодых людей, не имевших еще своей семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. При этом потом некоторые "отроки", испытавшие сладость побед и вольной жизни, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянской работе. Самый известный герой былин Илья Муромец, как только почувствовал "силу богатырскую", так, один лишь день, попахав на поле отца, поехал наниматься к князю дружинником. Охотно принимали к себе в дружину князья и изгоев. Так дружина приобретала все более постоянный контингент: теперь она состояла в основном из военных-профессионалов, рыцарей, оторвавшихся от общин и крестьянской жизни.
Эти люди и составили господствующую группу общества. Οʜᴎ были и самыми сильными как военные профессионалы, к тому же лучше вооружены, чем члены общин - земледельцы.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие производительных сил привело к распаду родовых общин, переходу к сельским общинам, к возникновению частной собственности, выделению богатой и сильной верхушки.
Читайте также
- Экономика РФ начала ХХI в
План
Время 2 часа
Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в.
2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг.
3. Парламентские и президентские выборы.
Основой социально-экономической политики правительства России с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]
- Реконструкция Парижа XIX в.
Новые материалы. Железобетон.
Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]
- Архитектура XIX в.
Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]
- Элемента i элемента i
Конструктивного x Процент износа
Удельный вес
Определение величины износа объектов недвижимости
1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, используемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]
- СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС I МIЖНАРОДНА ПОЛIТИКА
План
1. Сутність політичного процесу.
2. Україна у сучасному свiтi.
3. Глобальні проблеми сучасності.
Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]
- Парові i водогрійні котли
Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи:
&... [читать подробенее]
- VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.
Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]
- Population Allocation
Population density is the number of inhabitants per a unit of area.
Population density depends on a number of factors:
1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level;
2) historical factor;
3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory.
4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]
- IV. Стеноз a. pulmonalis
III. Атрезия трехстворчатого клапана
А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца.
Б. Анатомия.
1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП.
2. У 30% больных... [читать подробенее]
- IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)
III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал
А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков.
Б. Патология.
1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку.
2. Патология... [читать подробенее]
oplib.ru
Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н. э. – VIII в. н. э.). Это было связано с действием следующих факторов:
1) зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;
2) зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;
3) обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;
4) обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.
В середине I тыс. н. э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI–VIII в. его осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII–IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.
В VI–VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.
Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.
Рабство носило временный характер. Римские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.
Распространению рабства препятствовали община и неблагоприятные природно-климатические и географические условия. Низкая производительность труда при экстенсивном типе экономического роста, сезонный характер сельскохозяйственного производства, а также обилие неосвоенных территорий, создающее возможности для побега, означали нецелесообразность большой концентрации рабов. Социальное неравенство, возникающее в общине, приобретало характер феодального классового общества, которое в то время утверждалось у многих народов Европы и Азии.
Тесты по теме
infopedia.su
Восточные славяне
Расселение восточных славян
В VI в. из единой славянской
общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский
народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных
союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье
братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал,
что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных
объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных
племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра
и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту,
нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы,
по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от
Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне,
по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне
(словене).
Летописец отмечал неравномерность развития
отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает
полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили
"зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название
"Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано
с названием реки Рось, притока
Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов
подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах
женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок,
совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями
восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки,
чехи), на юге -
печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена
(мордва, марийцы, мурома).
Хозяйство. Занятия
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археославян логическими раскопками, при которых были обнаружены семена
злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла,
редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян
обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических
условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие
традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного
Причерноморья.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия.
На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была
подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э.
была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская
Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали,
и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли
зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом
земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда
в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при
помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.
При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких
лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки.
В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным
лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные
урожаи.
Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается
резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира,
которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества
кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует
о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте
хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими
племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего
в русской системе мер и весов до 1924
г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют
найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне
разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали
волов, в лесной полосе - лошадей.
Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота,
рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными
предметами внешней торговли.
Город
Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется
от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных
дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах
- градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются
в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными
центрами и резиденциями носителей власти.
Города, как правило, возникали при слиянии
двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная
часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем.
Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии
которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали
слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.
Древнейшие города возникали чаще всего
на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг
в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через
систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного
моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым
путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый
путь, связывавший Русь со странами Востока.
Социальный строй
Соседская община
Тогдашний уровень развития производительных
сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы,
которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить
только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.
Обработка земли стала возможна силами
одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование
прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель,
т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая
община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения
в состав общины рабов.
Каждая община владела определенной территорией,
на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и
личные. Дом, приусадебная земля, скот,
инвентарь были личной собственностью
каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые
угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.
Военные походы
Распаду первобытнообщинных отношений
способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники
этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля
военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно
вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина,
члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от
своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские
управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Важнейшие вопросы в жизни общины решались
на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало
также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).
Культура восточных
славян
О культуре славянских племен известно
мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени,
народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований.
Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян
о природе и жизни людей.
До наших дней дошло очень немного образцов
искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей
VI-VII вв., среди которых
выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения
мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских
серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих
фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют
очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.
Язычество
Восточные славяне были язычниками. Они
обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили
в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских
богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных
славян являлись: божество Вселенной - Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых
славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог
огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь.
Славяне изготавливали деревянные и каменные
изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме
того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени
на особо торжественные праздники и для решения важных дел.
С возрастанием роли князя и военной
дружины в жизни племени Перун - бог грозы и войны - становится главным богом славянского
пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным
считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином,
в котором сушилось зерно.
У славян существовал годовой цикл земледельческих
праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить
высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие
события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть.
Важное место в религии древних славян
занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения
над погребальными кострами земляных насыпей - курганов. Вера в загробное существование
проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие,
пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню.
В честь умершего устраивали пир - тризну и военные состязания.
biofile.ru
Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
Количество просмотров публикации Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян - 41
Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся долгое время (IV тыс. до н. э. – VIII в. н. э.). Это было связано с действием следующих факторов˸
1) зависимость первобытного человека от тепла и воды в восточнославянских землях имела особый характер при изобилии воды и нехватки тепла, что требовало дополнительных ресурсов;
2) зоны рискового земледелия также повышали затраты труда даже для простого воспроизводства;
3) обширность территорий, создававшая возможности для естественного распространения традиционного образа жизни на новых территориях и простых средств спасения от набегов, обусловила физическую разобщенность и сохранение экстенсивного развития;
4) обилие леса привело к отсутствию необходимой технологии для обработки камня и металла, к тому же пожары легко уничтожали результаты труда.
В середине I тыс. н. э. у восточных славян произошел переход к соседской общине. В VI–VIII в. ᴇᴦο осуществили южные племена, образовавшие особые объединения – вервь. Образование соседской общины – мира у северных племен происходило в VII–IX вв. Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как сохранением элементов присваивающего, так и становлением производящего хозяйства (земледельческо-скотоводческие культуры). Эволюция земледелия от мотыжного (приусадебного) к пашенному (полевому), обусловленная применением металлических орудий труда, способствовала обработке большей площади и увеличению производительности труда. При этом сохраняются региональные отличия в системах земледелия. В лесостепной зоне существует переложная (залежная) система земледелия. В лесной зоне применялась подсечная (огневая) система. Обе они способствовали проведению активной земельной колонизации. Восточные славяне занимались и оседлым скотоводством. Однако этот вид деятельности носил ограниченный характер, поэтому обеспеченность органическими удобрениями была минимальной, а урожайность – низкой.
В VI–VIII вв. ремесло у славян начинает отделяться от земледелия. Появляются грады и погосты – центры небольших округов и прообразы будущих городов. Создаются условия для развития регулярного обмена не только между племенами, но и на границах территории, заселенной восточными славянами. Первоначально функции денег выполняют скот, меха, янтарь, иностранные (римские, арабские и византийские) монеты.
Развитие материального производства привело к складыванию у восточных славян предпосылок классового строя. Распад родовых семей и появление соседской общины способствовали свободе выхода и принятию новых членов в общину. Это делало возможным существование элементов патриархального рабовладения. Сильнее оно было выражено у славянских племен, живущих на юге, то есть на границах с греческими городами-государствами.
Рабство носило временный характер. Размещено на реф.рфРимские историки пишут о возможности выкупа и возвращения на родину или оставаться свободным у славян. Основные источники рабства – плен и судопроизводство (долг, самопродажа, рождение от раба). У славян отсутствовал такой массовый источник, как покупка рабов. Вместе с тем рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром.