Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства. Пещера ласко первобытное искусство
Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко
Просмотры: 3 651
Пещера Альтамира
Сантандер, Испания
Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.
Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.
Открытие
По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ), где-то мелькает 1868 год.
Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.
Мария де Саутуола
Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.
Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.
Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.
В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.
В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.
Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.
Что есть
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.
Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.
А посмотреть?
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.
Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.
Ещё у Альтамиры есть сайт.
Галерея
AltamiraBison
Фрагмент росписи в Альтамире
Bison in the cave of Altamira
Большой плафон в Альтамире
Horse in the cave of Altamira
Фрагмент росписи
План пещеры
Общий вид плафона
Пещера Ласко (Ляско)
Где:
Монтиньяк, Франция
Департамент Дордонь, Франция.
Не менее знаменита, чем испанская Альтамира, пещера Ласко во Франции — по словам Брейля, ещё один гигант палеолитического искусства.
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.
История открытия
12 сентября 1940 года 4 подростка — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, — отправились на поиски сокровищ замка Монтиньяк, бывшего в ту пору единственной достопримечательностью этих мест.
Отправиться туда их сподвигло дерево. Которое упало, обнажив щель в земле. Собственно по этой-то щели подростки и попали в главный зал Ласко — «Ротонду быков»И постепенно, по .мере привыкания к темноте, они смогли увидеть огромных красных бизонов, жёлтых лошадок, оленей, и парящую в воздухе корову.
Наиболее захватывающее, как пишет Девлет, зрелище, ожидало подростков в глубоком колодце, в который они спустились по веревке: нарисованная сцена, напоминающая современную испанскую корриду — раненный бык и поверженный им тореадор.
Подростки сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.
Несколько лет Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:
Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль
С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).
Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — Норбер Ожуля.
Что есть:
Высота пещеры — порядка 250 м., высотный перепад — около 30 м.
Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.
Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» : длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
«Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» , более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж», галерею длиной в 1 м.
За «проходом» находится «неф», более высокий, длиной в 20 м.
Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз», узкий коридор длиной 20 м.
«Апсида» — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
За «апсидой» находится «шахта» или «колодец». Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4—5 м практически до начала нижней системы.
Аббат Андре Глори к 60-м годам XX века задокументировал около 1500 изображений. Ныне насчитывается около 600 росписей и 1500 гравировок.
Образы пещеры — быки, бизоны, олени, лошади и другие животные. Встречаются также различные знаки.
В так называемом Зале Быков (Ротонде Быков) расположены росписи, выполненные черным и красным, и образующие самую монументальную галерею первобытного искусства. Некоторые из фигур в длину достигают 5 м. Сцены противостояния готовых к схватке животных хотя и встречаются нечасто, но столь впечатляющи, что рассматриваются как характерные для эпохи палеолита.
В проходе из зала быков можно увидеть знаменитую «прыгающую корову». Фриз в этом проходе знаменит тем, что его фигуры выполнены в полихромной (см. выше) технике, которая не являлась типичной для наскальной живописи палеолита.
Сцена корриды на апсиде стала хрестоматийной: огромный бизон изображен в угрожающей позе, его тело пронзило копьё, из неё вываливаются внутренности. И как подкошенный рухнул перед ним человек. Удивляет и фигура птицы на жезле — Брейль трактовал эту фигуру как изображение души умершего.
По залам:
В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.
В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.«Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
«Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».
В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:— Между человеком и носорогами — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).— Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков
Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.
Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:
Полихромия,
Растушёвка,
Перспектива,
Незакрашенные места в картине,
Искажённое изображение.
Галерея
Гравюра-копия наскальных рисунков в «кошачьем лазе» пещеры Ласко. Копия сделана А. Глори
Коррида в Ласко
Прыгающая корова в Ласко
Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко
Гравированный северный олень в «апсиде»
Изображение человека и бизона в «шахте»
Lascaux Caves
Вход в пещеру Ласко
Туры, лошадь и олени - фрагмент
Откуда что берётся…
Википедия
Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. Картинки чёрно-белые.
Всеобщая история искусств, Т.1, 1956 г.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
iskusstvoed.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
fjord12.ru
1
К ЧИТАТЕЛЮ
Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.
Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.
Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими
глазами увидеть великие произведения мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художники создают свои творения, даже если кажется, что они никому не нужны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы воплотить свой замысел?
Искусство нередко называют источником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков...
Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её
5
копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средневековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?
Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и время их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, превратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «замолкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цветовой гаммы фресок в средневековых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей — это своеобразная «Библия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержание на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневековой европейской живописи, фрески являются частью христианского восприятия мира и непонятны вне связи с ним.
В очерках, посвящённых отдельным памятникам искусства, рассказывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятники искусства совершенно по-новому. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской империи, были восхищены архитектурой и искусством поверженной державы. В VI в. они попытались воспроизвести постройки римлян с высоким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими мастерами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пытались построить купол, а просто вытесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...
Искусство — форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильм сжимает целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности человеческое тело, чтобы показать, насколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небесному. Именно такая «неправильность» позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать поступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, работа над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназначение искусства: позволить человеку познать и изменить самого себя.
Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из граней истины.
Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведении искусства.
Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать часами, находя всё новые грани совершенства. Настоящие ценители ис-
6
кусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это время одному-единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гумилёв, «все оттенки смысла», вложенные творцом в произведение. В этой книге представлены самые известные памятники мирового искусства — всё самое яркое, самое лучшее, что создано человечеством за несколько тысячелетий: картины, статуи, иконы, храмы...
Обычно виды искусства подразделяют на пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика). Этим видам искусства посвящены первые две книги тома «Искусство» в «Энциклопедии для детей». К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение — они станут темой третьей книги. В число временных искусств иногда включают и литературу; в «Энциклопедии для детей» ей посвящен отдельный том.
Весной 1997 года издательство «Аванта+» отпраздновало свой пятилетний юбилей. И эта книга (первая часть тома «Искусство») тоже юбилейная, десятая по счёту в серии «Энциклопедия для детей».
Выпуская том «Искусство», мы хотим пожелать нашему читателю войти в парадоксальный и притягательный мир искусства, за/думаться о тайне красоты, почувствовать в себе самом стремление к творчеству.
Счастливое мгновение: главный редактор Мария Аксёнова подписывает том в печать.
Создание юбилейной, десятой книги «Энциклопедии для детей». Редакторы за работой.
ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Медведь.
Остатки глиняной скульптуры.
Палеолит.
Пещера Монтеспан.
Франция.
В пещере Моптеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.
10
ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ
плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер,
Венера из Виллендорфа. Палеолит.
Естественно-исторический музей, Вена.
*Каменный век — древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до и. э.), когда орудия и оружие изготовлялись из камня; делится на палеолит, мезолит и неолит.
Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.
Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.
Лошадь и олени.
Пещерная живопись.
Палеолит.
Пещера Ласко.
Франция.
13
Бык. Пещерная живопись. Палеолит.
Пещера Ласко. Франция.
Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.
14
Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит
Олени. Пещерная живопись. Палеолит.
15
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.
Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.
Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что меша-
16
ло бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.
Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. II тысячелетие до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара.
Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных
пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить
приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)
17
Стоунхендж. II тысячелетие до н. э. Солсбери. Англия.
Стоунхендж. Реконструкция.
Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и
средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живо-
18
Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.
МЕГАЛИТЫ
В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.
Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.
Дольмен. Неолит. Корсика. Франция.
писные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой
форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.
studfiles.net
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
buk-journal.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
worldfb.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
4responsible.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.