Отличие первобытного общества от цивилизации. Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 1. Что отличает первобытные общества от древних цивилизаций. Отличие первобытного общества от цивилизации


ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 1. Что отличает первобытные общества от древних цивилизаций

 

1. Что отличает первобытные общества от древних цивилизаций

а) возникновение государства

б) земледелие

в) существование кровнородственных связей

г) разделение труда

д) возникновение искусства

 

2. Что отличает цивилизации от первобытных обществ

а) разделение труда

б) сельское хозяйство

в) применение орудий труда

г) сословное деление общества

 

3. Люди в древности не повышали производительность труда в первую очередь потому, что

а) не обладали достаточными знаниями

б) не обладали достаточным уровнем развития техники

в) не считали это главной ценностью в жизни

г) не обладали свободой

 

4. Натуральное хозяйство - это хозяйство, где люди

а) довольствуются только тем, что производят собственными силами

б) занимаются только сельским хозяйством

в) производят очень примитивную продукцию

г) используют простейшие орудия труда

 

5. «Благородство души состоит в храбрости, благородстве, чести, славе и доблести». Кому могут принадлежать такие слова

а) ремесленнику

б) крестьянину

в) купцу

г) аристократу

д) священнику

е) чиновнику

 

6. Распределите понятия по рубрикам: традиционное – индустриальное общество. Попробуйте выстроить их в определенной последовательности

Классы, сословия, община, экономика, хозяйство, рациональность, патернализм, демократия, традиция, толерантность, наука, касты, корпоративность, средний класс, машинная техника, ремесленники, наемный труд, фабрика, империя

 

7. Для хозяйственной жизни традиционных обществ характерно

а) общинное ведение хозяйства

б) распространение наемного труда

в) господство частной собственности

г) отношения эксплуатации и угнетения

д) товарно-денежные отношения

 

8. Социальную жизнь традиционных обществ от индустриальных обществ отличает

а) разделение на богатых и бедных

б) сословно-кастовая структура общества

в) наличие среднего класса

г) открытость доступа в высшие классы общества

 

9. Политическую жизнь традиционных обществ от индустриальных обществ отличает отсутствие

а) государства

б) правового государства

в) правовых норм

г) исполнительной власти

 

10. Духовную жизнь традиционных обществ от индустриальных обществ отличает

а) наличие религии

б) решающая роль традиций

в) развитие письменности

г) отсутствие групп, занимающих духовной деятельностью

 

11. В отличие от индустриального общества в традиционном обществе

а) отсутствует искусство

б) не развита наука

г) не развито мировоззрение

д) отсутствует мораль

 

12. Традиционное общество - это общество

а) более простое по устройству, чем индустриальное

б) которое не существует в современности

в) которое враждебно относится ко всем новшествам и изменениям

г) где бережно относятся к наследию прошлого

 

13. Что объединяет традиционные и индустриальные общества (подчеркнуть неправильный ответ)

а) разделение труда

б) развитие торговли

в) социальное расслоение

г) возникновение и существование философии и религии

д) развитие предпринимательства

е) отделение города от деревни

 

14. В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе существует

а) торговля и ремесло

б) городская жизнь

в) государственное управление

г) промышленное производство

 

15. В индустриальном обществе в отличие от традиционного общества

а) развито предпринимательство

б) часть населения проживает в городах

в) развивается денежное обращение

г) существует разделение труда

 

16. Особенность индустриального общества состоит в

а) существовании моральных норм

б) возникновении мировых религий

в) господстве одного мировоззрения

г) развитии научных знаний

 

17. Для духовной жизни индустриального общества характерен

а) плюрализм взглядов

б) консерватизм взглядов

в) нетерпимость к ненаучным воззрениям

г) исчезновение ненаучных представлений

 

18. Толерантность – это

а) относительность наших представлений о мире

б) многообразие наших представлений о мире

в) терпимость к разным представлениям о мире

г) беспринципность по отношению ко всему

 

ЗАДАЧИ

 

1. Взаимоотношения людей в традиционном обществе строились на принципе: «мы – они», когда «они», т.е. представители другой группы, рассматривались как чужаки. Что тогда могло объединять людей с таким восприятием окружающих в большом государстве?

2. В средневековой Европе ремесленника, изготавливавшего изделие лучшего качества, чем другие ремесленники, или работавшего быстрее и эффективнее по сравнению с коллегами, часто осуждали, как и ремесленника, работавшего хуже, чем остальные. Почему их наказывали и почему наказывали как лучших, так и худших?

3. Одно из средневековых поучений говорит: «Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере... Оружье друзьям и одежду дари - то тешит их взоры. Друзей одаряя, ты дружбу крепишь, коль судьба благосклонна». Как вы думаете, о чем говорит эта проповедь щедрости? О том, что раньше люди по характеру были лучше?

4. «Благодаря подаркам и тратам становится человек благородным, приобретая честь и славу. Я не отзываюсь дурно об оружии и разуме, но подарки правят всем» П. Карденаль. (Это сказано поэтом в эпоху средневековья). Как вы думаете, почему так считали в традиционных обществах? Могли ли так думать в период формирования и расцвета индустриальных обществ?

5. «Четыре занятия не наносят ущерба чести: управление, исполнение обрядов, война и спорт». Кто мог так считать, когда и почему?

6. Одним из принципов взаимоотношений внутри общины, цеха, сословия было требование помогать своим обедневшим или разорившимся членам? Почему, потому что люди раньше были лучше? Способствовало ли это требование развитию рыночных отношений?

7. Как вы думаете, почему в средние века в западной Европе ремесленникам и торговцам при продаже запрещалось рекламировать свои товары?

8. Чем можно объяснить тот факт, что преимущественной ценностью в традиционных обществах была ценность власти и престижа, а не богатства?

9. Почему люди традиционных обществ одушевляют природу, а люди индустриальных обществ в этом не нуждаются?

10. Известно, что люди традиционных обществ воспринимают время, жизнь в целом, мир как замкнутый цикл, а люди индустриальных обществ - как линию с определенной направленностью. Как вы думаете, почему?

11. «Когда бог создавал время, он сотворил его достаточно» (Ирландская пословица). Как вы думаете, мировосприятие какого общества отражает эта пословица? Почему?

12. «Некоторые обычаи первобытных людей являются пагубными, хотя часто они имеют вполне обьяснимую причину возникновения. Таков обычай уничтожать имущество умершего человека... Уничтожение вещей умершего (домашней утвари, скота, орудий труда, скота и т.д.) означало потерю капитала. Оно должно было негативно сказаться на интересе к жизни и могло серьезно воспрепятствовать развитию человеческой цивилизации» У. Самнер. Прав ли автор высказывания, давая такую оценку обычаям подобного рода? Чей взгляд на мир он выражает?

13. Механические часы впервые появляются в 13 в., а в 14-15 в. украшают башни ратуш многих городов. Почему в таких часах заинтересованы в первую очередь города?

14. «Стремление к наживе, к денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, офицеров, чиновников, разбойников, крестоносцев и т.д. Можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям всех типов и сословий всех стран и народов мира, повсюду, где для этого существовала какая-либо объективная возможность. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его духу» М. Вебер. Что хотел сказать этими словами автор данного рассуждения?

15. Мы живем в современном обществе и пользуемся знаниями, унаследованными нами от прошлых поколений. Почему же мы не называем общество, в котором живем, традиционным?

16. «Помните, что время - это деньги. Если тот, кто может своим трудом зарабатывать в день десять шиллингов, пойдет гулять или полдня будет сидеть без дела, хотя и будет тратить только шесть пенсов во время прогулки или безделья, он не должен думать, что это только единственный расход; на самом деле он тратит или, скорее, бросает на ветер еще пять шиллингов» Б. Франклин. Как вы думаете, ценности какой социальной группы (аристократ, крестьянин, монах, предприниматель) выражены в этих словах? Объясните, почему только выбранная вами социальная группа, и никакая иная, могла так считать?

 

2.3. Хозяйственная жизнь общества

 

2.3.1. Производство и его структура

2.3.2. Исторические типы хозяйственных систем

2.3.3. Общество и хозяйственная жизнь

2.3.4. Роль государства в организации хозяйственной жизни

 

Цели и задачи темы

 

1. Сформировать представление о производстве: выделить его основные черты (структуру).

2. Выделить основные типы хозяйственных систем: традиционное хозяйство, плановая и рыночная экономика, и показать в чем различие между ними.

3. Показать связь хозяйственной жизни с остальными сторонами общественной жизни, а именно воздействие общества на хозяйственную жизнь через характер господствующих социальных ценностей.

4. Показать, в чем состоит воздействие государства на хозяйственную жизнь общества. Показать роль государства в организации и развитии рыночной экономики.

 

megaobuchalka.ru

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ — К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Стр 1 из 47Следующая ⇒

 

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К. Ясперс, современный немецкий философ

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского труда. Начали возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей

 

Древние цивилизации в середине I тысячелетия до н. э.

 

степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества. В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалас цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не тольк Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Теория «вызова-и-ответа»была сформулирована известным английским историком А. Тойнби (1889— 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Реки — это великие воспитатели человечества. Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.

V

Вызов побуждает к росту... слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

А. Тойнби

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

 

 

§2

Читайте также:

lektsia.com

Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе.

В период «неолита» (новый каменный век) человечество пережило своеобразную революцию: произошел переход от собирательной (присваивающей) экономики к экономике производящей. Ответ на вопрос, почему некоторые народы вынуждены были заниматься производством материальных благ и почему отдельные племена до сих пор живут в основном в условиях собирательной экономики (например, австралийские аборигены или некоторые африканские племена сегодня), видимо, нужно искать в конкретных материальных условиях существования того или иного общества (климатических, географических и проч.). Как остроумно заметил один из специалистов, занимающийся изучением быта австралийских племен: «Если бы кенгуру можно было доить, а из сорняков молоть муку, то и пигмеи стали бы заниматься производством!».

Производство материальных благ заставляет изготавливать орудия труда, специализация трудовой деятельности приводит к появлению ремесленников, скотоводов и земледельцев и постепенному обособлению этих групп друг от друга. Обмен продуктами труда обусловил появление лиц, для которых торговля становится профессиональной деятельностью.

Постепенное совершенствование орудий труда приводит к повышению производительности труда, а, следовательно, и появлению излишков продуктов, а затем и частной собственности.

Постепенно меняется форма семьи. Существование первобытной полигамии — «многомужество» или «многоженство» — объясняется простым биологическим инстинктом воспроизводства: чем больше партнеров, тем больше шансов иметь потомство. С возникновением социальных условий, позволяющих вырастить и сохранить большее количество рожденных детей, происходит переход к моногамной семье.

Думается, что и первая частная собственность появляется именно в семьях - как собственность на личное семейное имущество. Парная форма семьи, в свою очередь, позволяла четко определять круг наследников, что уменьшало опасность возникновения распрей и ссор во время дележа имущества умерших родственников.

Крепкие в экономическом отношении семьи пытаются выделиться из племени, поскольку быт первобытного общества несовместим с частной собственностью – ведь родственникам нужно помогать бескорыстно, а просто соседу излишки питания можно выгодно продать или дать в долг.

В обществе формируется запрет («табу») на браки между близкими родственниками, поэтому внутри племени появляются «чужаки», не связанные с основной массой кровным родством.

Изменяющиеся социальные условия жизни людей формируют новую психологию, которая, в свою очередь, влияет на общественную жизнь и т. п.

Все это постепенно разрушает кровнородственные отношения, т. е. ту основу первобытного общества, благодаря которой оно смогло просуществовать столь длительное время: родовая община, основанная на родственных связях, постепенно становится общиной соседской.

Постепенно на смену первобытному обществу приходит фактически новое общество с иными экономическими условиями жизни, иной формой семьи, иными социальными отношениями, изменившейся психологией человека…

Старые, «первобытные» органы власти уже не могут управлять новым постродовым обществом. Возникает необходимость их «замены» на такие, которые способны в новых условиях выполнить основную, главную задачу — сохранить постродовое общество. Эти новые органы власти, которые заменили собой прежние, и стали позднее обозначать понятием «государство». Примечательно, что долгое время не существовало даже единого термина для обозначения этого нового устройства власти. Только в XV -XVI вв. утвердился термин «государство», которым ста­ли обозначать все государственные образования, до того называвшие­ся «республика», «город», «полис», «городская община», «княжеское господство», «зем­ля» и т. п.

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из европейских мыслителей исполь­зовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. «status» — «положение, статус»), которым у него объединялись такие понятия, как республика (republica) и единовластное правление (principato). «За Макиавелли, — писал известный ученый Георг Еллинек, — должна с полным основанием быть признана заслуга введения в научную литературу термина «госу­дарство».

Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно утверждать, что государство не есть сила, навязанная извне кем-то обществу, государство — это своеобразное «дитя» общества, которое вынашивается в его «чреве» подобно тому, как мать вынашивает своего ребенка. В основе «рождения» государства лежит комплекс закономерных причин и случайных процессов. Объяснять процесс возникновения государства какой-то одной причиной (насилием, семьей, психологическими качествами человека, классовой борьбой и т. д.) значило бы упрощать исторические реалии развития общества.

Чем же отличается государственная власть от организации власти, существовавшей в первобытном обществе?

1. в отличие от кровной власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами, указания государственной власти становятся обязательными не только для членов рода (племени), но и для всех, кто находится и проживает на данной территории.

2. «новая» власть носит публичный характер, т. е. она обособляется от основного населения, появляется деление на властителей и подданных.

3. управление обществом становится профессиональным занятием — формируется аппарат управления, исполнение приказов которого при необходимости обеспечивается специальным аппаратом принуждения.

4. поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятсяналоги.

 

Происхождение права

Проблема возникновения права не менее дискуссионная, чем вопрос происхождения государства.

Например, сторонники «примирительной» теории утверждают, что причиной возникновения права явились непрекращающиеся войны между племенами. Право, таким образом, возникло как средство регулирования отношений между народами задолго до государства. В «теологической» теории право есть выражение божьей воли, историческая школа права причины его появления объясняет развитием «народного духа» и т. д.

Думается, есть все основания рассматривать причины происхождения государства и права как явления одного порядка, хотя и с некоторой спецификой их проявления для возникновения государства и для возникновения права. Рассмотрим процессы возникновения права более подробно.

Любой человеческий коллектив объективно нуждается в определенном уровне порядка и организованности своей жизни. Достигается это двумя путями: либо сознательным регулированием поведения людей, либо стихийным.

В начале человеческой цивилизации жизнь в первобытных сообществах регулировалась стихийно на основе свойственных людям как биологическим организмам инстинктов — врожденных реакций организма на внешние или внутренние раздражения, сложных безусловных рефлексов (пищевой, оборонительный, половой и т. д.). Инстинкты «вложены» в человеческую природу для того, чтобы человек мог существовать. Стихийная регуляция не требует вмешательства какой-либо внешней управляющей силы; это, по сути, саморегулирование.

Однако, в отличие от животного, которое не управляет, а живет по инстинктам, человек может руководить ими, причем не всегда хорошо и с пользой: разум вторгается в сферу инстинктивного и врожденного, «размывает», ослабляет инстинкты, а зачастую и полностью подавляет их. Например, инстинкт самосохранения помогает выжить человеку в опасных для жизни ситуациях. Но мы знаем, что человеку свойственно рисковать и совершать «безрассудные поступки», что человек слишком часто рискует жизнью. Почему же в данном случае стремление к самосохранению дает сбой? Дело в том, что кроме бессознательного, у человека имеется и сознание, которое позволяет, просчитывая процент удачи, «обманывать» инстинкт самосохранения.

Если бы люди руководствовались только разумом – то его жизнь стала бы напоминать некий идеал, о котором мечтали и мечтают философы – идеалисты всех времен и народов. С другой стороны, очевидно и то, что если бы человек руководствовался только инстинктами, то его жизнь была бы организована примерно на тех же началах, что и у пчелиного роя - ведь пчелам не нужно устанавливать каких-либо внешних дополнительных регуляторов поведения.

Но у человека все обстоит иначе: разум вторгается в область инстинктов и «портит» их, лишая природной чистоты и цельности; в свою очередь, страсти и инстинкты, вторгаясь в сферу разума, «портят» уже его, внося в рациональные замыслы и планы анархичность, сумбур, беспорядок и непредсказуемость. Все это объясняет необходимость установления внешних по отношению к человеку дополнительных принудительных средств социального контроля. Одним из таких средств являются социальные нормы, т. е. правила поведения, которые постепенно начинают формироваться в первобытном обществе.

Этнографы, занимающиеся исследованием жизни людей в условиях первобытного общества, справедливо указывают, что в начале своего появления регулирование поведения людей происходило в форме так называемого табуирования, т.е. установления системы запретов на совершение определенных действий. В процессе развития человеческой цивилизации табу дополняется правилами, в которых закрепляются некоторые права и обязанности членов первобытной общины.

Человечество способно аккумулировать и сохранять полезную социальную информацию, накопленную в результате совместного проживания. Она фиксируется в разнообразных обрядахи ритуалах, закрепляется в религиозных мифах, преданиях и легендах.Приобретенный полезный опыт передается из поколения в поколение как некий образец поведения и постепенно становится привычкой. В обществе постепенно формируются обычаи— правила поведения, которые складываются в результате многократного повторения и выполняются добровольно, в силу привычки. Надзор за их выполнением пока еще не требует существования «особого отряда вооруженных людей» — полицейских, прокуроров, судей либо тюремных надзирателей: все общество вставало на защиту обычая в случае его нарушения.

Одним словом, общество постепенно переходит от стихийной саморегуляции человеческого поведения на основе инстинктов - к его рациональному, т. е. сознательному регулированию на основе формирующихся правил поведения. Все эти правила поведения имели общую, конечную цель — консолидировать членов общины в одно целое, укрепить единство родовой общины, ибо только так можно было сохранить жизнь людей в тех нелегких условиях. Первобытные обычаи иногда называют мононормами, поскольку они аккумулировали в себе моральные и религиозные представления членов общины, служили источником информации об общественно полезном, желательном, либо запрещенном поведении, словом, были универсальным регулятором человеческого поведения в тот период.

Однако новое постродовое общество, которое приходит на смену первобытному строю, уже не может руководствоваться только прежними правилами поведения. Нормы, действующие в родовой общине, уже не способны играть роль универсального регулятора поведения людей в столь социально «пестром» обществе: слишком сильны социальные различия между членами этого общества. От обычаев «отпочковываются» моральные и религиозные нормы, превращаясь постепенно в самостоятельные регуляторы человеческого поведения.

Возникают первые корпоративные нормы -правила, действующие в отдельных группах, появившихся внутри соседской общины (ремесленников, скотоводов, торговцев, отдельных семей и т. п.).

Постепенно формируется и принципиально новая нормативная система регулирования общественных отношений — появляются правовые нормы, т. е. правила поведения, которые устанавливаются и охраняются укрепляющейся государственной властью.

И если древние памятники права (Законы 12 таблиц, Русская Правда и др.) представляли собой кодификацию и переработку в основном обычных норм, которые сохранили свою ценность и для постродового общества, то постепенно право превращается в достаточно развитую, отдельную систему нормативного регулирования общественных отношений.

Таким образом, право, в отличие от норм, действовавших в первобытном обществе, выражает волю не всех членов общины, а преимущественно тех лиц, которые обладают политической (государственной) властью. Право устанавливается государством, охраняется им. Если первобытные обычаи основывались на естественных, врожденных свойствах человеческой личности, то правовые нормы становятся государственнымрегулятором общественных отношений, т. е. приобретают политический характер.

 

***

Тема 3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также