Натурализм Символизм. Натурализм и символизм первобытного искусства
Натурализм Символизм
Европейская культура рубежа 19-20 вв. во многом повторила ситуацию других порубежных эпох - эпохи барокко и эпохи романтизма, т.к. и декаданс, и барокко, и романтизм были обусловлены кризисом классической картины мира.
Конецпериода рубежа веков – это примерно 1914 г., начало Первой мировой войны, разочарование в декадентских ценностях, поиск новой идеологии и развитие искусства авангарда.
2. Характерные особенности литературы рубежа веков.
В апреле 1888 года в Париже была впервые разыграна пьеса Микара и Жювено «Fin de siеcle» («Конец века», «Конец эпохи»), давшая название эпохе рубежа 19-20 вв. Это название точно отразило характерное для этого времени ощущение конца, гибели, заката культуры и цивилизации, Европы, молодости и т.д. Искусство рубежа веков, или искусство «конца века» (fin de siecle), прежде всего, связано с понятием декаданса (ар нуво) – общим названием для ряда нереалистических течений в искусстве и литературе, характеризующихся настроениями пессимизма и «упадка». Особенность литературы рубежа веков состоит в том, что в это время сосуществуют, взаимодействуют и пресекаются два противоположных явления в искусстве:
1) реализм, в основе которого лежит философия материализма (позитивизма), вера в разум, науку, человека. Религию в этом случае заменяет вера в науку. В то время были очень популярны идеи социализма, иногда в мистико-утопической огласовке. Тенденции в развитии реализма – от классического к критическому реализму, реализм с элементами натурализма, вершина – психологический реализм. Натурализм, в котором проявился кризис европейской цивилизации в целом и для которого так же, как и для декаданса характерны настроения пессимизма;
2) декадансбазируется на идеалистической философии[5]. Для него характерно ощущение гибели культуры, старой морали, всеобщей катастрофы без надежды на спасение. Идеалистическая философия декаданса развивается в противовес философии позитивизма (Огюст Конт). Декаданс иногда рассматривают как альтернативу реализму и натурализму, как результат негативной реакции на философию позитивизма и литературу натурализма. По мнению декадентов, натурализм мог завести литературу в тупиковое положение, потому что был выражением философии позитивизма, а значит, выступал за прогресс цивилизации. Декаденты же относились к цивилизации крайне негативно и считали ее «болезнью культуры». Если реалистическое искусство опиралось на научное знание и опыт, то декаданс полагался на интуицию и чувство. Если в реалистическом искусстве место религии занимает наука, вера в прогресс, то в декадансе к вере в Бога добавляется или ее заменяет почти религиозная вера в искусство («смерть Бога» – поиск другого идеала).
Например, два противоположных направлений натурализма и символизма отличаются друг от друга по всем позициям:
Натурализм Символизм
1. Явление 1. Сущность
2. Объективное 2. Субъективное
3. Холизм 3. Индивидуализм
4. Сциентизм 4. Антисциентизм
5. Анализ и классификация 5. Целостность мифа
6. Одномерность мира 6. Многомерность мира
7. Одномерное и целенаправленное время 7. Пересечение времен
8. Естественная причинность и 8. Рок
социальная детерминированность
Однако следует помнить, что нереалистические направления в поэзии и прозе рубежа веков соседствуют с натурализмом и реализмом и ни в коем случае не отменяют реализм[6]. Например, в 1884 г. выходит первый декадентский роман француза Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», и в том же году, в Америке публикуется реалистический роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна». В творчестве одного писателя возможен синтез различных стилевых явлений. Например, в своем творчестве Эмиль Золя проделывает эволюцию от натурализма к реализму, а Гюисманс – от натурализма к декадансу, творчество и Э. Золя, и Гюисманса сочетает в себе черты натурализма и импрессионизма, а Поля-Мари Верлена – импрессионизма и символизма.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 164 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Импрессионизм. | Философская основа декаданса. | Течения, стили и направления ХХ века | А1 Ренессанс Классицизм Реализм |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.007 сек.)
mybiblioteka.su
Реализм - Натурализм
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 66Следующая ⇒
В принципе, этим двум течениям в искусстве XIX века присущ один и тот же тип конфликта: неравенство социального положения и отношений людей. Достоевский как-то сказал, что все мы вышли из Гоголевской «Шинели». Мы можем добавить, что русский театр XIX века вышел из «Ревизора». Реализм как течение представляет это отношение неравенства и социальных конфликтов, натурализм особо их подчеркивает.
Лессингв «Гамбургской драматургии» писал о принципах и некоторых чертах новой драматической поэзии, которые впоследствии стали весьма актуальны (в эпоху реализма): «мы новейшие писатели, отменившие хор, большей частью заставляем беседовать наших героев в четырех стенах… их никто не слышит кроме тех, кому они позволяют слушать себя; с ними говорят только те люди, которые участвуют в действии вместе с ними[51].
На всем протяжении XIX века структура классической драматургии была во многом модернизирована, либо от нее пытались отказаться совсем. Включение социальных конфликтов с одной стороны оказалось некоторым сужением рамок, в которых протекает действие реалистической пьесы. Все более и более прогрессирующая дифференциация социальной структуры общества и изменение границ действия основанного на внешней форме проявления конфликта на семейно - бытовом уровне постепенно изменяет саму форму драмы. Так, например, Георг Бюхнер Георгвводит короткие сценки и впервые пытается привести театральную форму в соответствии с этой, все более и более возрастающей дифференциацией, менялся тип конфликта.
Это освоение социальной действительности приносит и новую, интересную технику: так называемую аналитическую драму. Ибсенвносит в технику драмы прием дискуссии. «Главным из всех технических приемов стала дискуссия - отмечает Шоув «Квинтэссенции ибсенизма» - новая драматургическая техника в пьесах Ибсена»[52]. «Сегодня наши пьесы… начинаются с дискуссии и кончаются действием, а в других дискуссия от начала и до конца переплетается с действием»[53]. В этом заключается новаторство не только Ибсена, но и многих, последовавших за ним драматургов. Ассимиляция дискуссией действия привело к желанию включить в число участников драмы зрителей, а случаи из их жизни сделать сценическими ситуациями. Но вместе с тем, попытка освоить действительность и все усложняющуюся дифференциацию общественной жизни, приводит некоторых драматургов к мысли о невозможности полностью исследовать реальность. Тогда же возникает убеждение о существовании некой области лежащей за границами этой реальности. Все это приводит к появлению нового течения в искусстве и нового типа конфликта.
Символизм
Символизм развился из общей оппозиции к философии, которая кроется в натурализме и как реакция против самого натурализма. Он искал интуитивные и спиритуальные формы знания, которые рассматривались его участниками как наивысшие, по сравнению с тем, что предоставляет наука. Если Натурализм проповедовал материалистические ценности общества с позиций критики и реформирования, то Символизм отвергал их вместе. В своем манифесте от 1886, символисты утверждали, что субъективность, духовность и тайные внутренние силы представляют наивысшие формы правды, чем объективные исследование внешнего мира.
В момент возникновения символической драмы человек оказался не лицом к лицу с другим человеком, но с окружающей его действительностью. Эта действительность оказалась, во многом враждебна человеку (см. например «Жизнь Человека» Андреева). Но к этому конфликту добавился и другой - осознание невозможности самому изменить свою судьбу, познать истину, тайны бытия и ответить на «проклятые» вопросы. Все это с особой трагичностью подчеркивает тщетность всех рациональных усилий человека и направляет его взгляд за пределы жизни. Человек хочет все более и более отойти от жизни на расстояние - по выражению Л. Андреева - и попытаться осмыслить ее. Это «Нечто» лежащее за границами нашего мира нельзя осознать, познать, к нему можно лишь прикоснуться, интуитивно «прозреть» на миг и попытаться выразить этот миг в символе.
Инобытие
Человек
Символизм, зародившись в литературной среде, постепенно перерос в общеевропейское культурное явление, которое охватило не только театр, но и живопись, музыку, поэзию и т.д. В Символизме с особой силой выразилось противопоставление идеального - реальному, явленного - таинственному, социального - индивидуальному. По мнению символистов, в частности Ж. Мореаса («Манифест символизма» 1886 г.) их творчество призвано выразить прежде всего «изначальные» идеи. Основным средством выражения становится символ. Он многообразен, многозначен, художественен и выражает не только различные взаимоотношений объектов и явлений, но призван выразить разнообразные стадии в переживании сознания. Тогда же рождается тезис о самоценности искусства и понимание его как чисто художественного явления существующего вне социального контекста. Некоторые символисты, например Ибсен, видели в этом направлении прежде всего средство воздействия на людей, преобразующее их жизнь к лучшему.
Символизм породил новый взгляд на личность художника, для которого творчество, искусство и его собственная жизнь единое целое. Впервые в истории искусств жизнь художника становиться актом искусства, предметом его творчества. До этой эпохи личное и творческое существовали как бы разделенные некой условной гранью в жизни художника. Символизм смешал это в одно целое, возведя на уровень искусства. В технологию драмы символисты внесли некоторые изменения, но в большей части своей они касались вопросов Поэтики - законов организации смысла. Вводятся фантастические персонажи-символы (Слепые, Синяя птица, Некто в сером, балаганчик). Тогда же возникают первые попытки изменить саму форму построения пьесы. Так, например, Андреев в «Жизни Человека» убирает авторство ремарок и вводит пролог.
ХХ век
С начала ХХ века все сложнее говорить о некой цельности в художественном течении искусства. Каждый новый драматург являл собой новое течение в искусстве драмы. Нам бы хотелось отметить трех русских драматургов, во многом повлиявших на дальнейшую историю драматургии, они же выразили основные тенденции нового этапа развития театра ХХ века - это Чехов, Горькийи Андреев.
Драма в ХХ веке претерпевает сильное изменение. Изменяется статус героев, как отметил Андреев «трагедия ушла в тишину кабинета». Б. Шоувысказался так - «сегодня естественное - это прежде всего каждодневное». В творчестве самого Андреев, а мы видим явное влияние символизма, но вместе с тем попытку соединить его реализмом. Добиться такого эффекта, чтобы сквозь реальность просвечивался ирреальный ход событий. Горькийбыл в противоположность ярким сторонником реализма, отражения реальности в реальных образах. Можно сказать, что Горький традиционен в русской драматургии, только он дошел до крайности в защите «маленького человека» от «сильных мира сего». Его реалистическую драматургию наполняет гражданский пафос борьба с социальным неравенством, несправедливостью, позже он сам назовет это направление социалистическим реализмом.
Горький не принес нового типа конфликта, Андреев пытался сделать это, соединяя реальное и неизведанное. Но, несомненно, заслуга в создании нового типа конфликта и новой драматургии принадлежит А.П. Чехову. Именно с него история драмы начинает новый этап своего развития. До Чехова конфликт выражался в реальном столкновении персонажей, который протекал линейно, на глазах у зрителей от мотива к цели, от причины к следствию.
Чехов лишает своих персонажей этой линейности и «целостности» действия, переводя мотивы поступков во «второй план», «подтекст», «внутренний монолог». Действие строиться теперь следующим образом:
Внешняя жизнь героя
(поступки на сцене)
Внутренняя жизнь героя
(мотивы)
Зритель теперь наблюдает на сцене ряд событий, которые внешне не имеют между собой связи, или плохо связываются (на рисунке это изображено пунктиром). Текст персонажей не дает полного объяснения происходящему. Да и то, что описано в литературном тексте пьесы, лишь малая часть той большой жизни, которую создал на сцене театр. Новые герои неоднозначны, непредсказуемы в своем поведении, так как истинные мотивы их поведения лежат за рамками повествования. Кроме того, в драматургии Чехова чувствуется влияние символизма, но стоит отметить его особую природу. Можно образно его определить как быт, доведенный до символа. Мир этих символов реален - звук лопнувшей струны, звук топоров рубящих сад, чайка, пожар и т.д. - но вместе с тем и удивительно поэтичен, загадочен как сама жизнь.
Соцреализм
Возникший после Октябрьской революции в России, соцреализм как художественное течение можно считать политической производной Натурализма, в котором подразумевалось отражение реальных фигур и реальных событий. Он становится не только главным, но единственным течением во все время существования Советского Союза, меняя в разные периоды свою окраску в угоду новому курсу ЦК КПСС. По мнению его идейных вождей соцреализм является «отражением объективных процессов развития художественной культуры в эпоху соц. революции»[54]. С 20 - 30-х г. этот «художественный» метод занимает главенствующее положение в искусстве и его основным требованием является правдивое, исторически конкретное «изображение жизни в ее революционном развитии»[55]. Структурно этот новый тип конфликта можно выразить как строительство «светлого будущего» (коммунизма) и нежелание, а иногда и прямое вредительство этому строительству. Это уже противник, враг, которого нужно уничтожить, что собственно и делалось долгие годы репрессий. Этот тип конфликта удивительно напоминает средневековый, разве что категории названы несколько иначе.
Коммунизм
Человек
Капитализм
«Оптимистическая трагедия» - вот характерное и образное название той эпохи и этому типу конфликта. Ему свойственна идеологичность, главный выразитель - «простой советский человек». «Подавляющее число советских пьес - писал Алперс- насыщено идеями… человек нашего времени раскрывается в жизни не по прямой линии, не в условиях однородной социальной среды. Он может быть правильно осознан и раскрыт художником только в движении, в сопоставлении его общественного и личного бытия, зачастую находящихся в противоречии между собой»[56].
Эпический театр
Этот термин появился в 20-е г. ХХ века. Его вводит сначала Пискатор, а затем Брехтназывает так стиль игры выходящий за пределы классической «аристотелевской» драматургии. Начиная с конца XIX века в истории театра можно проследить все возрастающую тенденцию к включению в структуру драматургических произведений эпических элементов, таких как повествование, нарушение иллюзии, появление рассказчика, массовые сцены, открытая смена декораций и т.д. Прослеживается четкое стремление воспроизвести процессы реальной жизни во всей их полноте и совокупности, отсюда возникает необходимость введения в драматургию комментирующий голос и попытаться представить фабулу в виде широкого полотна.
Эффект остановки действия, для снятия драматического напряжения был известен задолго до Брехта. Так появляющийся Глашатай (Клодель), Директор театра (Гете) выполняют эту роль. В этом случае вместо показа событий о них рассказывается и как определяет Пави«на смену мимесису приходит диегесис». Мы не будем подробно останавливаться на причинах повлекших возникновения эпического театра - это дело истории театра - отметим лишь те новшества, которые внес Брехт в драматургию. Необходимо отметить, что во времена появления эпического театра происходит еще одно важное событиев истории драматургии и театра. Впервые в истории одно, единое общеевропейское движение в искусстве распалось на два лагеря. В России «победно» развивается соцреализм, не позволяющий на каких творческих экспериментов и исследований, на Западе - поиск новых форм, инновации, авангардные формы театра и т.д. и т.п.
В 20-х и 30-х гг. идеи революционного обновления были присущи не только русским, но и западноевропейскими деятелям искусства. Пискатор писал в 1920 г., «вопрос только в том, удастся ли нам на основе научного анализа средствами театра заставить действовать материал и поэзию так, чтобы в максимальной мере пробудить дух и тем самым мировоззрение к повседневной политической борьбе»[57]. Но этот процесс начался еще во времена Б. Шоу, который писал: «никогда не обманывать аудиторию - гласило старое правило. Новая школа, напротив стала хитро толкать зрителя на неверное умозаключение, а затем в следующем акте обвинять его за это ошибочное умозаключение, тем самым часто тяжко унижая его»[58].
Прежде всего, необходимо отметить общественную функцию и социальную значимость эпического театра. «Господствующая эстетика, требуя от произведения искусства непосредственного воздействия, требует также воздействия сглаживающего все социальные конфликты и прочие различия индивидуумов. Такого рода воздействие еще и сегодня достигается аристотелевской драмой, хотя классовые различия становятся все более осознанными. Оно достигается также и тогда, когда классовые противоречия составляют объект изображения в этих драмах, и даже тогда, когда они служат выражением позиций того или иного класса. В любом случае в зрительном зале возникает общность на время наслаждения произведением искусства на базе общего для всех слушателей «общечеловеческого». Неаристотелевская драматургия, типа пьесы «Мать», не заинтересована в создании этой общности. Она раскалывает публику»[59].
Последнее положение необходимо отметить особо, так как без понимания основной идеи о предназначении театра невозможно понять и все особенности театрального процесса. Новый (неаристотелевский) тип драматургии рождается именно из нового видения театра: он должен не объединять, а разъединять публику. Юберсфельдпо этому поводу писала «Гюговидел в театре средство, которое унифицирует социальные противоречия: «Превращение толпы в народ (через театр) глубочайшая Мистерия!». Брехт, напротив, показывает в театре средство осознания, которое глубоко разделяет публику, углубляя ее внутренние противоречия»[60]. Без этого невозможно понять всю эстетику эпического театра и его выразительные средства, тем более что своей главной задачей он ставил борьбу с натуралистическим копированием действительности.
Что еще отличает новую драматургию - это введение зонгов (от англ. Song - песня), это произошло в 1928 г. в «Трехгрошовой опере» Брехта. В классическом (аристотелевском) театре пение является некой иллюстрацией ситуации или состояния души. Зонг - способ отстранения, пародийная и гротескная поэма, текст которой скорее говорится, чем поется, или монотонно читается. Этим достигается эффект отчуждения (еще один из главных принципов эпического театра), который является противоположностью эффекту реальности. Показываемый объем событий при этом больше критикуется, демонстрируется, чем имитируется. Отстранение - прием установления определенной дистанции по отношению к изображаемой реальности. При этом открывается совершенно новые грани реальности, или обновляется ставшие привычными окружающие нас вещи. Это также является одним из эстетических принципов новой драматургии.
Суммировав, можно придти к выводу, что Брехтсоздав новый тип конфликта, разделил театральность и реальность, иллюзию с заблуждением. Происходит некое балансирование на канате, на границе, которую сознательно занимает театр по отношению к зрителю. Это изменяет реакцию зрителя, основанную на идентификации, на реакцию критическую.
mykonspekts.ru
Стили и направления в изобразительном искусстве
Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
Возрождение ( Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Сентиментализм - (от лат. sentiment - чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.
Модернизм – (от фр. modern – современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
Академизм – направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
Сюрреализм - течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
Футуризм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.
www.art-katalog.com
Натурализм в искусстве!
Натурализм в искусстве!
Натурализм (от лат. nаturа - природа) – это творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др.
Натурализм в литературе.
Натурализм - это поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века.
Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.
Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений - без обобщений и типизации.
Термин «натурализм» в применении к литературе использовался ещё на рубеже XVIII—XIX веков, как обозначение стилевой тенденции, характерной для многих образцов так называемой «мещанской драмы», получившей широкое распространение во II половине XVIII века. Так, Фридрих Шиллер под натурализмом понимал «подражательное воспроизведение действительности» - интерес к мелким бытовым подробностям (в частности, в драмах А. В. Иффланда), призванным создать на театральных подмостках «иллюзию действительности». «Мещанская драма», в свою очередь, была тесно связана с философским натурализмом эпохи Просвещения. В самостоятельное художественное направление натурализм оформился лишь во II половине XIX века.
Писатели натуралисты стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно отображать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей - тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались натуралистами как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой, социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.
Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов - беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.
Натурализм в живописи.
Натурализм (от лат. naturа - «природа») - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы.
Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса.
До появления термина «импрессионизм» его представителей тоже причисляли к натуралистам. Так, например, поступает Золя в очерке 1868 года «Натуралисты». По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом стала выполнять фотография.
В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие старинные картины мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно.
Художники-натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.
Среди мастеров натурализма, получивших всемирное признание, выделяются К. Менье, Т. Стейлен, М. Либерман, Ф. Перлстайн, Л. Фрейд, В. Вела, К. Кольвиц, Ф. П. Микетти.
Натурализм в сценическом искусстве.
Натуралистическая драма - это фокусное преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках.
Теоретики натуралистической драмы - Эмиль Золя во Франции и Вильгельм Бельше в Германии - подчеркивали связь нового литературного направления с эволюционной теорией Дарвина и требовали применения экспериментального метода естествознания в литературе.
Принцип документального изучения отображаемой среды из натуралистического романа переносится натуралистами и в драму.
Рассматривая как бы под микроскопом современное общество, среду, формирующую человека, натуралист не может не увидеть социальной несправедливости этого общества. Следствием веры в естествознание стало и широкое применение биологической теории Дарвина для объяснения человеческих поступков, а зачастую и его общественного положения.
В противовес аристократическому культу личности в романтической драме натуралистическая все меньшее место уделяет отдельному герою, все персонажи равноправны, героем становится или какая-нибудь проблема или целая семья, как в «Selicke Familie» Шляфа и «Счастье в уголке» Зудермана.
Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и в области формы, прогремевшая на сценах всех европейских театров, уже к началу 1890-х годов начинает переживать глубокий кризис. Расслоение общества создает все новые и новые кадры интеллигентных пролетариев, которые не всегда находят себе применение. Всё больше и больше проникает в их среду разочарование в силе науки. Надежда на скорое разрешение социальной проблемы в рамках капитала терпит крушение.
Вследствие, тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма, теряет свою остроту и постепенно уступает место полному пессимизму. Также иссякает и социально-обличительная струя, столь сильная в первых натуралистических драмах Ибсена («Нора», «Столпы общества», «Союз молодежи» и др.).
В тематике натуралистической драмы начинают преобладать вопросы нравственного усовершенствования личности. Ради него герой драмы подчас отказывается от роли вождя масс, стремящихся к социально-политическому освобождению («Иоанн Креститель» Зудермана).
В драме позднего натурализма всё большее место уделяется настроению - моменту, ставшему особенно важным еще позднее - в импрессионистской и символистской драме. В то время как в натуралистической драме раннего периода был ещё возможен благоприятный конец, трагическая развязка неизбежно завершает каждую драма позднего натурализма.
Интеллигенцию, разочаровавшуюся в возможности преобразовать существующий общественный строй, охватывает ужас жизни, и она уже готова уйти от действительности в мир голого вымысла. Характерно, что почти ни один драматург-натуралист не остался им до конца. Даже такие корифеи натурализма, как Ибсен, Гауптман, Шляф, стали провозвестниками символизма.
Натурализм! Натурализм в искусстве!
Лучший женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)
www.i-kiss.ru
Стили направления изобразительном искусстве архитектуре | Igor Marchenko
Стили и направления в живописи.
В данной статье мы рассмотрим, какие основные стили и направления существовали и существуют в изобразительном искусстве. Я постараюсь, как можно кратко объяснить концепт – идею, заложенную в каждом стиле в их исторической последовательности и актуальности. Более подробно каждое направление будет рассмотрено позже, на отдельной странице.
Первобытное искусство – с доисторических времен сохранились образцы первобытного искусства в виде изображений в пещерах и на скалах, петроглифов, выцарапанных или вырезанных на камнях и всевозможных мегалитических идолов. Время создания и подлинность этих изделий трудно определить, так как количество подделок растет по мере повышения интереса к древности. Наиболее часто «первобытные» художники изображали сцены охоты — животных и людей, схематические ритуальные знаки, переходящие в орнаменты. Стоит упомянуть геоглифы – огромные рисунки на земле, заметные с большой высоты. Некоторые картины настолько фантастичны, что невольно начинаешь верить сторонникам палеоконтакта. Кстати некоторые современные художники работают в этом направлении, взяв за основу первобытный примитивизм.
Триполье. Культура, существовавшая на территории Украины, Молдавии, Румынии и Венгрии с V — III тысячелетия до нашей эры. Характеризуется расписной керамикой, найденной при раскопках древних мест поселений. Кстати китайцы утверждают, что подобная керамика существовала и у них примерно в то же время?
Искусство древнего востока. Необходимо здесь упомянуть несколько культурных центров с 3-1 тысячелетия до нашей эры: Двуречье, Шумеро-аккадские царства, Вавилон, Хеттское царство, Ассирия, Урарту. Первые рабовладельческие государства с помпезным устрашающим искусством. Военная крепостная архитектура диктовала оформление внутреннего пространства городов. Крылатые цари повергают и обращают в рабство своих врагов – основная тема официально — культового искусства.
Древний Египет. Общепринято разделять искусство Египта на искусство Древнего царства (3200 – 2400 гг. до н.э.), Среднего царства ( 21 в. – начало 19 в. до н.э. ), Нового царства с временем Эхнатона (16 – 12 в. до н.э.) и искусство Позднего Времени (11 в. – 332 г. до н.э.). Здесь общество живет и работает для загробной жизни, поэтому вся творческая энергия направлена для создания грандиозных храмов, саркофагов и мумий.
Эгейское искусство или Крито-Микенская культура (3000 – 1200 гг. до нашей эры). Частично сохранились великолепные фрески в Кносском дворце, раскопанная архитектура и керамика, поднятая с морского дна.
Искусство древней Индии. В своем развитии Индия была связана с Шумера и Китаем, позднее с Грецией и Средней Азией. Индия является колыбелью Буддизма и Индуизма . Период с 3 тысячелетия до нашей эры по 3 век нашей эры сохранилось множество памятников архитектуры, говорящих о высоком искусстве древних мастеров.
Искусство Древнего Китая. Важной особенностью культуры Китая является то, что с древнейших времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков.
Искусство Доколумбовой Америки. Грандиозные культовые сооружения Ольмеков, Ацтеков, Майя, Инков.
Античное искусство. Главные центры, повлиявшие на развитие европейского искусства — Древняя Греция и Рим.
Искусство Византии. Мощное искусство по силе воздействия, утверждающее христианское мироощущение, видение, веру. Два направления: первое – монастырско-церковное, второе – антикизирующее, связанное с искусством древнего Рима.
Искусство исламских стран. Запрет на изображение людей. Знаковое искусство, развитие символики и орнамента.
Искусство средневекового Дальнего Востока. На внутренний уклад жизни, на государственное устройство, культуру в этом регионе влияет философия Даосизма и затем Чань-Буддизма в Китае. Возникновение и развитие пейзажной живописи и каллиграфии, как особого вида изобразительного искусства.
Искусство средневековой Индии. Строительство храмов, развитие настенной живописи и скульптуры.
Готика. Первый стиль, после Романского – крепостного, для всей Западной Европы с ХII до ХVI века нашей эры. Главной особенностью в архитектуре и несомненным прорывом в строительстве являлась каркасная система, позволившая создавать огромные, грандиозные сооружения, точечно распределяя нагрузки на колонны через ригели и балки. Стекло витражей позволяют наполнить здания светом. Развитие книжного искусства, живописи, скульптуры.
Ренессанс. Середина XIV до начала XVII века. Искусство в большей мере становится светским. Растет интерес к человеку как объекту искусства и науки, пространству в котором он пребывает. Так же, в эту эпоху изучается, копируется, подделывается, иными словами, возрождается Античность. Художники Проторенессанса и Раннего Возрождения: Джотто , Мантенья, Мазаччо, архитекторы Брунеллески, Браманте. Художники Высокого и Позднего возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520), Корреджо, Джорджоне,Тициан, Палладио.
Маньеризм стиль XVI века до первой трети XVII в. Переходной стиль искусства от Ренессанса к Барокко. Здесь художники излишне увлечены эксцентрической пластичностью, гламурной экспрессивностью, театральной чувственностью. Фигуры становятся вытянутыми, удлиненными, нарочито красивенькими или наоборот — ломанные, нервные линии, искусственные цвета. Художники: Пармиджанино, Бронзино, Понтормо, Вазари, Тинторетто, Эль Греко, Амманнати, Джамболонья, Челини и другие.
Барокко. Роскошный до чрезвычайного излишества стиль, полная противоположность современному минимализму J. Здесь, как раз тот случай, когда художественно осмысливается каждый сантиметр поверхности, куб пространства и безжалостно заполняется рельефом, скульптурой, живописью и прочим декором. Пустоты не существует, или она заполняется параллельными мирами. Рубенс (1577-1640), Караваджо (1571-1610), семья Карраччи.
Рококо вторая половина XVIII до XIX в. Это в некотором смысле — более тонкое упорядоченное барокко. Менее перегруженные декором поверхности. Преобладает растительный орнамент. Художники: Ватто (1684-1721), Буше (1703-1770), Фрагонар (1732-1806), Тьеполо (1696-1770).
Классицизм XVII-XIX вв. Официальный канонизированный образцовый стиль европейских государств того времени, основанный на идеях рационализма, логики и античной эстетике. Правила и каноны напрямую заимствуются из трактатов Аристотеля, Горация. Художники Пуссен (1594-1665), Лоррен (1604-1682), Лебрен (1619-1690), Давид (1748-1825).
Академизм. Классицизм как то мягко и естественно перешел в Академизм в живописи и Ампир в архитектуре, по сути это одно и то же. Наиболее яркие представители позднего Классицизма, а значит Академизма: Энгр (1780-1867), Кабанель (1823-1889), Брюллов (1799-1852), Иванов (1806-1858)
Ампир первая треть XIX столетия. Имперский стиль времен правления Наполеона I. Расцвет и завершающая стадия классицизма. Удивительным образом в середине 40-5о годах ХХ века в Советском Союзе возникает Сталинский ампир, но это уже нечто иное.
Романтизм XVIII век и первая половина XIX в. Романтизм возник в противовес академизму как утверждение самоценности внутреннего мира индивида, с его яркими переживаниями, символичностью или фантастичностью событий, эффектной литературностью образов, героикой бунтарского духа. Жерико (1791-1824), Делакруа (1798-1863), Каспар Давид Фридрих (1774-1840), Тёрнер (1775-1851), Гро (1771-1835), Гойя (1746-1828)…
Эклектика. Некоторый период между ампиром и модерном существовал смешенный стиль в архитектуре.
Модерн возник в конце XIX и преобладал в начале XX века до Первой мировой войны. Этот стиль характеризуется уходом от прямолинейной геометрии к природным линиям и пластическим формам, повышенным интересом к национальным традициям, к Японской эстетике, к Древнеегипетскому и Эллинскому искусству.
Реализм. Задача художников школы – достоверное, объективное отображение действительности. Как стиль возник в середине XIX века в противовес академизму и романтизму. Главными представителями этого направления во Франции были Барбизонцы и Курбе. В некотором смысле импрессионисты Мане и Дега являются реалистами. В Российской империи это были Передвижники
Символизм. Возник во Франции в 70-80 годах XIX столетия, в контексте модерна или, как тогда назывались все стили отдаленные от официального академизма, Декаданса. Воплощенные в картинах образы имели многостороннее и многозначительное, в основном мистическое, прочтение
Импрессионизм. На холсте передаются непосредственные впечатления от натуры. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писарро.
Дивизионизм (пуантилизм). Это научно-математический метод нанесения краски точкой-мазком. При этом цвета не смешиваются механически, а сливаются оптически при созерцании на определенном расстоянии. Сёрра, Синьяк.
Постимпрессионизм. Возник в 80 годах XIX века на основе распадающегося импрессионизма. Художники этого направления интерпретировали натуру до стилизованной декоративности. Сезанн, Гоген, Ван-Гог, Лотрек…
Примитивизм. Зародился в середине XIX века. Художники этого направления упрощали форму до примитивного знака, где средства картины только линия и выкрашенная плоскость. Руссо, Пиросманошвилли.
Фовизм. «Дикие звери» художники, не в прямом смысле. Яркие, насыщенные по цвету напористые картины фовистов – это осознанный отход от реализма. Фовисты полностью не порвали с натурой, а трансформировали ее в декоративно-цветовую музыку. Матис, Дерен, Вламинк, Брак, Марке, Дюфи.
Сезанизм начало XX века. Последователи Сезанна в России: Кончаловский, Машков, Ларионов, Лентулов.
Метафизическая живопись. Создателем этого направления в искусстве был Джорджо де Кирико (Италия). Характеризуется пустынными городскими пейзажами и загадочными натюрмортами, где реалистически точно изображенные предметы находятся в загадочной нереальной среде.
Экспрессионизм. Возник и развивался в Германии, Австрии и Скандинавии в первых десятилетиях XX века. Здесь главная задача состояла не в точном изображении реальности, а в передаче внутреннего эмоционального состояния автора. Мунк, Нольде, Пехштейн, Отто Мюлер, Кокошка, Шиле, Сутин…
Модернизм – все течения «другого искусства», отличного от официального академизма и реализма, начиная с середины XIX века, по сей день.
Авангардизм. Течение экспериментального искусства, более радикального, чем модернизм. По сути все новейшее в модернизме и есть авангардизм.
Кубизм. Изображаемые формы упрощаются до геометрических фигур (примитивов). Природные объекты превращаются в инженерные конструкции, распадаясь на отдельные элементы в многомерном схематическом пространстве. Пикассо, Брак, Леже.
Синтетический кубизм. Воссоздание формы путем склеивания различных материалов или компановка различных материалов в единые композиции. Коллаж.
Футуризм. Авангардное направление в искусстве 1910-1920 годов в литературе и изобразительном искусстве Италии и России. Футуристов больше интересовала форма, чем содержание. Революционное отрицание всего старого во имя нового будущего. Поклонение научно-техническому прогрессу.
Кубофутуризм. Авангардное футуристское художественное движение в России 10-20 годов двадцатого века. Смесь фовизма и кубизма. Малевич, Гончарова, Бурлюк, Экстер, Богомазов…
Супрематизм. Абстрактные, уравновешенные геометрические композиции, где основную роль и смысл несет цвет, ровно ложащийся на картинную плоскость. Малевич утверждал, что супрематизм приблизил человечество к чистому творчеству.
Дадаизм. Возник в Швейцарии в период Первой мировой войны, распространился в Германии, слившись впоследствии с экспрессионизмом. Во Франции дадаизм мягко перешел в сюрреализм. Главный принцип – иррациональность, бессистемность, не логичность. Основной метод изображения – коллаж из различных материалов и газет, наклеенных на поверхность картины.
Конструктивизм. Стиль в изобразительном искусстве, архитектуре и фотографии 20-30 годов двадцатого века в Советском Союзе. На Западе его включали в общепринятый Функционализм. Главная задача выявить и обнажить красоту конструкции без излишней декоративности и украшательства. Братья Веснены, Гинсбург, Наум Габо, Родченко…
Функционализм. Направление в архитектуре двадцатого века. Главная идея – это соответствие зданий и планировочных решений функциональному назначению. Школа Баухауз, Ле Корбюзье, Нимейр, Кензо Танге, Лойд Райт.
Пуризм. Направление в живописи, придуманное архитекторами функционалистами. Ле Корбюзье, Озанфан, Фернан Леже.
Сюрреализм. Течение сформировалось в начале 20 годов ХХ века во Франции. Теория психоанализа Фрейда стало толчком для творческого поиска художников и поэтов в глубинах подсознания новой реальности – Сверхреальности. Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт…
Мурализм. Искусство настенной живописи (монументальной живописи) процветающее в революционной Мексике 20-60 годы ХХ столетия. Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, Хосе Клементе Ороско…
Абстракционизм. Полный отказ от реальной действительности. Создание композиций и гармоний из геометрических форм, цветовых пятен, и непонятных нагромождений плоскостей, линий, пространств. Кандинский, Клее, Мондриан, Малевич, Мирро…
Неопластицизм. Направление абстрактного искусства, процветающего в Голландии с 1917-1928 гг., изобретенное Питом Мондрианом. Нашло применение в архитектуре и дизайне Функционализма.
Ташизм. Направление абстрактного искусства 50-60 годов ХХв. Где основное значение имеет творческий акт художника наносящего материал так, как ему вздумается без определенного плана и предварительной подготовки…
Абстрактный экспрессионизм – это тот же Ташизм только вид сбокуJ.
Оп-арт. Оптическое искусство второй половины ХХ века, использующее графические иллюзии, эффекты геометрической абстракции.
Поп-арт. Направление 50-60 годов ХХ века, констатирующее факт воздействия рекламы на массовое сознание эпохи потребления. Приемы направления: тиражирование образов, фото-коллажи, комиксы, реклама и прочая ерунда.
Кич – Кухонное искусство. Представление обывателя о красоте и настоящем искусстве. Дешевая подделка или имитация уникальных произведений для массового производства и распространения.
Минимализм или Минимал арт. Возник в 60 годы ХХ века в противовес абстрактному экспрессионизму в США. Геометрия, нейтральность форм, ясность техничность (технологичность) промышленных поверхностей и никакой идеологии, символики, метафизики.
Гиперреализм. Фотографический натурализм, доведенный до абсурда.
Соцреализм. Официальный стиль в Советском Союзе с 30-х годов вплоть до конца 80-х ХХ века.
Концептуализм. Концепция произведения важнее его внешнего выражения. То есть идея – обнаженная ее суть и есть ее форма. Поэтому цель искусства – в выражении самой идеи без вспомогательных излишеств.
Соц-арт. Возник в 70-х годах в СССР в противовес Соцреализму. Некое издевательство над советской идеологией, сарказм, гротеск, нонсенс. Используются формы Соцреализма.
Кинетическое искусство. Направление, изучающее механическое движение сконструированных объектов – мобилей. Или при помощи мобилей изучается свет, цвет, звук, пространство. Мобили бывают объемными или расположенными на плоскости, стены, потолка, пола.
Перформанс. Н%D
Похожее
Posted in: Статьи об искусстве | Tagged: Живопись, изобразительное искусство, картины, настенная живопись, скульптура, художник