В кого верили первобытные люди. Культура и вера первобытных людей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Во что верили первобытные люди? В кого верили первобытные люди


Во что верили первобытные люди?

 Современный человек далеко не всегда всерьез воспринимает верования первобытных людей. Рассуждения о вере древнего общества не должны сводится к примитивным рассуждениям, они могут осмысляться только с точки зрения историзма. 

 Тотемизм

 Тотемизм - особый вид первобытной религии, в которой животное (наиболее встречаемый вариант) или растение (такие случаи попадаются реже) воспринималось как прародитель определенного рода. Тотем - особенный вид животного или растения, наделялся сверхъестественными способностями: умением даровать исцеление, удачу, жизнь или смерть. В этнографии принято разделять понятие тотем на несколько типов: 

  • в Северной Америке наиболее встречаемый вид тотема - животное. Каждый род имеет своего прародителя: медведя, орла, змею и даже утку;
  • на территории современной Австралии к тотемам может относится даже проявление погоды: дождь, лучи Солнца, жара; 
  • на территории Черной Африки особенно распространен тотем маиса. 

 Анимизм

 Анимизм также является видом религии первобытного общества. Следует отметить, что анимизм успешно дожил до наших дней и присутствует во всех современных мировых религиях. Итак, анимизм - это вера в то, что каждое живое и неживое существо одушевлено и чувствительно. Единственное отличие "современного" анимизма - отрицание души у неживого. Древние люди считали, что каждый человек, вся флора и фауна, вся Природа - является единым одушевленным, но самое главное - осознанным организмом. 

 Магия 

 Первобытный человек не был наделен такой системой знаний, которой сейчас обладаем мы. Именно поэтому для объяснения окружающей его среды он использовал иррациональное. Итак, магия - это кажущееся тайное, сверхъестественное влияние на окружающую материю. В первобытном обществе тайные значения магии мог освоить не каждый представитель племени. Эта необычная миссия доверялась отдельным "сословиям" людей - жрецам, шаманам. Посвященные племенные колдуны находились иногда даже в большем почете, чем военные вожди и старейшины рода. Они, по убеждению древних людей, могли излечить или нанести вред здоровью, улучшить урожайность, вызвать хорошую погоду, уничтожить противника, помочь в охоте. 

vashurok.ru

Культура и вера первобытных людей

Первобытная культура сыграла значительную роль в развитии человечества. Именно с этого культурно-исторического периода началась история человеческой цивилизации, формировался человек, зарождались такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

С развитием материальной культуры, орудий труда, повышением значения коллективных форм труда развивались элементы духовной культуры, в частности мышление и речь, возникали зародыши религии, идеологических представлений, появились в праобщины и некоторые элементы магии и зародыши искусства: волнистые линии на стенах пещер, изображения контура руки. Однако большинство ученых называет это прото-искусство натуральной изобразительной деятельностью.

Формирование общинно-родового строя способствовало развитию духовной жизни первобытного человека. Времена ранней родовой общины характеризовалась заметными успехами в развитии речи, основ рациональных знаний.

Еще недавно считалось, что языки менее развитых групп человечества имеют очень незначительный лексический запас и почти лишены общих понятий. Однако дальнейшее изучение этого вопроса показало, что лексикон даже самых отсталых племен, например аборигенов Австралии, насчитывает не менее 10 тыс. слов. Выяснилось также, что в этих языках преобладают конкретные, детализированные определения, есть у них и слова, передающие содержание общих понятий. Так, у аборигенов Австралии есть обозначения не только разных пород деревьев, но и деревья вообще, не только различных видов рыб, но и рыбы вообще.

Особенностью самых примитивных языков является неразвитость синтаксических форм. В устной речи даже самых народов, в отличие от их письменности, фразы также обычно состоят из ничтожного количества слов.

Источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, в ходе которой накапливался опыт, прежде всего об окружающей природе. Значительно расширились практические отрасли знания. Человек овладел простые способы лечения переломов, вывихов, ран, змеиных укусов, других заболеваний. Люди научились считать, измерять расстояние, вычислять время, разумеется, довольно примитивно. Так, сначала существовали три - пять обозначений числовых понятий. Большие расстояния измерялись днями пути, меньше - полетом стрелы или копья, еще меньше - длиной конкретных предметов, чаще всего различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца. Отсюда - названия древних мер длины, как пережиток сохранились во многих языках: локоть, фут, дюйм и тому подобное. Время исчислялся лишь сравнительно большими отрезками, связанными с расположением небесных тел, сменой дня и ночи, с естественно-хозяйственными сезонами.

Даже самые отсталые племена имели достаточно развитую систему передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Письменности не было вообще, хотя у аборигенов Австралии уже появились зародыши пиктографии.

Образцы изобразительного искусства эпохи раннеродовой общины известные по многочисленным археологическими памятниками: графическими и живописными изображениями животных, реже растений и людей, на-скальными рисунками животных и людей, охотничьими и военными сценами, танцами и религиозными церемониями.

В устном творчестве раннее развились предания о происхождении людей и их обычаи, подвиги предков, возникновение мира и различные явления природы. Вскоре появились рассказы и сказки.

В музыке вокальная или песенная форма предшествовала инструментальной. Первыми музыкальными инструментами были ударные устройства с двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, видимо, были тетива лука, различные трубы, флейты, свирели.

В древнейших видов искусства принадлежат танцы. Первобытные танцы были коллективными и очень образными: имитация (чаще в масках) сцен охоты, рыболовства, военных столкновений и тому подобное.

Наряду с рациональным мировоззрением возникла религия в таких ранних, первобытных своих формах, как тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

Тотемизм - это вера в тесную связь между человеком или какой родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных, реже растений. Род носил имя своего тотема, и члены рода верили, что происходят от общих с ним предков, находящихся с ним в кровном родстве. Тотем поклонялись. Его считали отцом, старшим братом и т.д., который помогает людям рода. Люди, в свою очередь, не должны уничтожать свой тотем, наносить ему какой-то вред. Вообще тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его средой, связи, осознавалась в единой понятной в то время форме кровного родства.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодухотворенных предметов, в том, что они могут как-то помогать человеку. Таким предметом - фетишем - может быть определенное орудия труда, дерево, камень, а позднее специально изготовленный культовый предмет.

Магия - вера в способность человека особым образом влиять на других людей, животных, растений, явления природы. Не понимая настоящего взаимосвязи определенных фактов и явлений, неправильно толкуя случайные совпадения, первобытный человек считала, что с помощью особых слов и действий можно вызвать дождь или поднять ветер, обеспечивать успех охоты или сбора, помогать или вредить людям. В зависимости от назначения магия разделена на несколько видов: производственную, охранительную, любовную, лечебную.

Анимизм - вера в существование души и духов.

С развитием верований и усложнением культа их выполнения нужны были определенные знания, умения, опыт. Важнейшие культовые действия начали выполнять старейшины или определенная группа людей - колдуны, шаманы.

Духовной культуре раннеродовой общины было свойственно тесное переплетение рациональных и религиозных представлений. Так, излечивая рану, первобытный человек прибегал и к магии. Прорезая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты, показывал их молодым, "магически обеспечивал" успех следующего дела.

С усложнением производственной деятельности первобытного человека увеличивался запас ее положительных знаний. С возникновением земледелия и скотоводства накапливались знания в области селекции - искусственного отбора полезных сортов растений и пород животных.

Развитие математических знаний обусловил появление первых средств для счета - связки соломы или кучки камней, шнуров с узелками или нанизанными на них раковинами.

Развитие топографических и географических знаний обусловил создание первых карт - обозначений маршрутов, нанесенных на кору, дерево или кожу.

Изобразительное искусство поздненеолитической и энеолитических племен в основном было довольно условным: вместо целого изображалась определенная характерная часть предмета. Распространился декоративный направление, то есть украшения прикладных вещей (особенно одежды, оружия и домашней утвари) художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п.. Так, керамику, которую в раннем неолите НЕ украшали, в позднем неолите орнаментировали волнистыми линиями, кругами, треугольниками и тому подобное.

Эволюционировала и усложнялась религия. С накоплением знаний о собственной сущности и окружающую природу первобытное человечество меньше отождествляло себя последней, а все больше осознавало зависимость от неизвестных ему добрых и злых сил, которые казались сверхъестественными. Формировались представления о борьбе доброго и злого начал. Силы зла люди пытались умилостивить, добрым силам начали поклоняться как постоянным защитникам и заместителям рода.

Изменилось содержание тотемизма. Тотемные "родственники" и "предки" стали объектом религиозного культа.

В то же время с развитием родового строя и анимизма зародилась вера в духов умерших прародителей рода, помогают ему. Тотемизм хранился в пережитках (например, в тотемных названиях и эмблемах родов), но не как система религиозных верований. Именно на этой анимистическая основе начал образовываться культ природы, он олицетворяется в образах различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.

С возникновением земледелия связано появление культа выращиваемых растений и сил природы, от которых зависело их рост, особенно Солнца и Земли. Солнце считалось оплодотворяющим мужским началом, Земля - началом женским. Цикличность животворного влияния Солнца обусловила возникновение у людей представление о нем как о духе плодородия, умирания и воскресания.

Как и на предыдущей стадии развития, религия отражала и идеологически закрепляло выдающуюся хозяйственную и общественную роль женщины. Развился материнско-родовой культ хозяек и хранительниц семейного очага. Вероятно, тогда зародился известный в некоторых развитых народов культ женских предков-праматери. Большая часть духов природы, и среди них прежде всего дух Матери-Земли, выступала в образе женщин и имела женские имена. Женщины, как и раньше, часто считались основными, а у некоторых племен даже исключительными носителями тайных знаний и магических сил.

Развитие земледелия, особенно ирригационного, что требовало точного определения сроков полива, начала полевых работ и т.п., способствовал упорядочению календаря, совершенствованию астрономических наблюдений. Первые календари обычно основывались на наблюдениях за изменением фаз Луны.

Необходимость оперировать большими числами и развитие абстрактных представлений обусловили прогресс математических знаний. Сооружение укреплений, таких транспортных средств, как телега и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. А во время сухопутных и морских походов, связанных с войнами, накапливались астрономические наблюдения, знания по географии и картографии. Войны стимулировали развитие медицины, особенно хирургии: врачи ампутировали поврежденные конечности "делали пластические операции.

Медленнее развивались зародыши обществоведческих знаний. Здесь, как и ранее, господствовали тесно связаны с религией мифологические представления о чудесной природе всех основных явлений хозяйственного, общественного и идеологической жизни. Именно в это время были заложены основы правовых знаний. Они отделились от религиозных представлений, обычного права. Это хорошо видно на примере первоначального (и раннеклассового) судопроизводства, в котором решающую роль часто играли нереальные обстоятельства, например "знамение свыше". Для того, чтобы появилось такое знамение, применялись испытания клятвой, освященной пищей, ядом. При этом считалось, что виновный погибнет, а невиновный останется живым.

Возведение оборонительных сооружений и рассчитанных на тысячелетия усыпальниц положило начало монументальной архитектуре. Отделение ремесла от земледелия способствовало расцвету прикладного искусства. Для нужд военно-племенной знати создавались ювелирные украшения, ценное оружие, посуду, нарядную одежду. В связи с этим распространились художественное чеканки, тиснения металлических изделий, а также техника эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром и др. Расцвет художественной обработки металла, в частности, отразилось в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

Из других специфических видов искусства следует выделить героический эпос. Шумерский эпос о Гильгамеше и эпический раздел Пятикнижия, "Илиада" и "Одиссея", ирландские саги, "Рамаяна", "Калевала" - эти и многие другие классических образцов эпоса, возникли в основном в эпоху разложения родового строя, донесли до нас упоминания о бесконечные войны, героические подвиги, отношения в обществе.

К устному народному творчеству начали проникать классовые мотивы. Поощряемые военно-племенной знатью певцы и сказители прославляли ее благородное происхождение, военные подвиги, богатство.

При разложения первобытнообщинного строя возникали и развивались адекватные новым условиям жизни формы религии. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей. С распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в определенной степени ведут свое начало древнеегипетский Осирис, финикийский Адонис, греческий Дионис и, наконец, Христос.

С усилением племенной организации и образованием союзов племен утвердился культ племенных покровителей, племенных вождей. Некоторые вожди оставались объектом культа и после своей смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим соплеменникам.

Началось выделение профессиональной умственного труда. Такими профессионалами прежде становились вожди, жрецы, военачальники, затем - певцы, рассказчики, постановщики театрализованных мифологических представлений, знахари, знатоки обычаев. Выделение профессиональной умственного труда значительно способствовало развитию и обогащению духовной культуры.

Вершиной развития духовной культуры первобытного общества было создание упорядоченного письма.

Это происходило путем постепенного превращения пиктографического письменности, передавало только общий смысл сообщений, на письменность, состоящую из системы иероглифов, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или склады. Таким было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и других народов.

Многие явления современной жизни возникли именно в первобытном обществе. Из-за такой важнейшую особенность этого этапа истории человечества его изучение имеет не только познавательное но и мировоззренческое значение.

  • < Первобытное общество. Бронзовый и Жедезный век
  • Расцвет и упадок египетского государства >

30school.ru

Во Что Верили Первобытные Люди?

Однажды, когда я бродил по пещерным городам, древним городищам и стоянкам первобытных людей меня начали посещать мысли о том, что за эти тысячи лет не так уж и много изменилось. К сожалению, не хочется излагать весь ход своих мыслей и доказательства в этом ответе - это долго. Скажу кратко. Поведение современного человека зачастую парадоксально. Многие люди верят во взаимнопротиворечивые вещи. Нравы людей и их взаимоотношения сменили лишь фон, но по сути остались теми же, что и тысячи лет назад. Например, мы как воевали друг с другом, так и продолжаем воевать. Мы придумываем религии и "веры", чтобы оправдать свои действия и подчинить своим интересам других людей. Мы объединяемся в небольшие "закрытые группы" (семьи, кланы, племена, сообщества) внутри которых отлаженные отношения взаимной поддержки и, при этом, стремимся использовать или уничтожить другие подобные объединения. В случае объединения образуются союзы и целые страны, империи. Но в какой-то моент они снова дробятся. История человечества - череда войн и конфликтов, в которых не последнюю роль играет вера. Любая вера предназначена для того чтобы направлять человека. Кто-то верит в себя и в свой успех, как Арнольд Шварценеге, котрый стал сначала чемпионом в культуризме, потом известным актером, а сечас - политиком. А кто-то пользуется чужой верой. Например гашишины (ассасины, фидаины) шли в бой, чтобы умереть, потому что после смерти в бою их ждал рай. Католики прпагандируют смирение и мученичество, ибо тот кто живет смиренн сейчас после смерти якобы попадет в рай. Таким человеком легче управлять (даже если это монарх, неговоря за "простолюдина"). В итоге Средневековье пропитано религиозной кровью и страхом. Примеров можно привести массу. Что касается первобытного человека. Мне кажется, что их взгляд на мир был реалистичнее и практичнее нашего. Они выжили в условиях, в которых большинство современных цивилизованных людей не прожили бы и месяца. У нас сейчас даже в походе некоторым туалеты нужны. Они не хоят сделать два шага под куст и боятся каждого сквозняка. Зато во что только не верят и о чем только не рассуждают. Во что бы ни верили первобытные люди - их вера двигала ими и сделала возможным наше появление. Я считаю, что мы же должны сделать правильные выводы из этого и найти свою веру.

otvet.expert

В кого верили первобытные люди

Верования первобытного человека

Нa протяжении многих сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных верований появились у людей только в конце эпохи древнекаменного века, т. е. не ранее 50—40 тысяч лет назад. Ученые узнали об этом из археологических памятников: стоянок и погребений первобытного человека, сохранившейся пещерной живописи. Никаких следов религии, относящихся к более раннему периоду истории первобытного человечества, ученые не обнаружили. Религия могла зародиться только тогда, когда сознание человека развилось уже настолько, что у него появились попытки объяснить причины тех явлений природы, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Наблюдая различные явления природы: смену дня и ночи, времен года, произрастание растений, размножение животных и многое другое, — человек не мог дать им правильного объяснения. Знания его были еще ничтожны. Орудия труда несовершенны. Человек в те времена был беспомощен перед природой и ее стихиями. Непонятные и грозные явления, болезни, смерть вселяли в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начала зарождаться вера в сверхъестественные силы, якобы способные вызывать эти явления. Это и было началом формирования религиозных представлений.

«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе», — писал Энгельс.

Одной из ранних форм религии был тотемизм — представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. В то время главным источником добывания пищи была охота. Это отразилось на верованиях первобытных людей. Люди верили, что они связаны со своим тотемом кровным родством. По их представлению тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотем. Животное, которое считалось тотемом, было священно — его нельзя было убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощение или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока.

В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоящего времени священными животными в Индии считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору ее открытия европейцами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался «род Летучей мыши», «род Лягушки».

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. До нас дошла живопись на стенах пещер и лепные фигуры, часто изображающие животных, пронзенных копьями и истекающих кровью. Иногда рядом с животными нарисованы копья, копьеметалки, охотничьи изгороди и сети. Очевидно, первобытные люди верили, что изображение раненого зверя помогает удачной охоте. В пещере Монтеспан, открытой выдающимся исследователем пещер Н. Кастере в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками, Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг медведя на глиняном полу сохранились отпечатки человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д’Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они исполняли магические пляски — «танец бизона». Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелу или бросали копья.

Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.

Постепенно развивалась новая форма религии — культ природы.

Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил «духами». Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от латинского слова «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом «духа» («души») из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его вещи — украшения, оружие, а также запасы пищи. По представлению первобытных людей все это должно было пригодиться покойнику в его «загробной жизни».

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мае д’Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разнообразны. Это комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Едва ли археологи разгадали бы тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его «душа» переселяется в камень. Каждый арунта имел свою чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал. Люди этого племени верили, что всякий человек от рождения до смерти связан со своей чурингой. Чуринги живых и умерших австралийцев племени арунта хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к предметам религиозного поклонения.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развились религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах (см. стр. 92).

С разложением первобытной общины, возникновением классов и рабовладельческих государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются остальные. Возникли мифы о родственной связи царей с богами. В господствующей верхушке общества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали религию в интересах эксплуататоров как орудие угнетения трудящихся.

в кого верили первобытные люди:Верования первобытного человека Нa протяжении многих сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных верований появились у людей только в конце эпохи древнекаменного

в кого верили первобытные люди

amurskmonomanur.ru


Смотрите также