Генезис государственности в первобытную эпоху. 2.Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.
Билет 9 Основания возникновения государства. генезис исторических форм государственности. Генезис государственности в первобытную эпоху
Билет 9 Основания возникновения государства. генезис исторических форм государственности
Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытно-общинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества.
Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для первобытного строя были характерны следующие черты:
- наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами: - была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен.
Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности.
Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция (новокаменный век, термин Чаилда). Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например на время военных походов.
Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской.
Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась полит.власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами.
В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученных придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю)
На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин.
Итак, причины происхождения государства – это 1. необходимость единого руководства 2. потребность в масштабных работах 3.необходимость поддержания общественного порядка 4. необходимость ведения военных действий и организация защиты.
megaobuchalka.ru
Период генезиса государства
Количество просмотров публикации Период генезиса государства - 25
(10 тыс. лет до н.э. - конец 4 тысячелетия до н.э.)
Периодизация курсов прав:
1) Рабовладельческое государство и право. Конец 4 тысячелетия лет. Заканчивается во 2 половине 1-ого тысячелетия нашей эры
2) Феодальное гос-во и право. С начала 8 века до нашей эры, конец 18 века нашей эры.
3) Буржуазное гос-во и право. В конце 18 начале 19 века до наших дней.
Период рабовладельческого права имеет свою периодизацию:
1) Период генезиса гос-ва. Период, в котором гос-ва и права еще не было. Конец первобытного общества. Кризис и разложение первобытного способа производства. В данный период появляются предпосылки гос-ва и права, перспективы развития судебной системы государства и права, классов частной собственности, затем начинается период государства и права.
2) Период государства и права. На этапе существования ранней рабовладельческого общества и ранней формы государства. Раннего классового общества (Есть классы и сословия, но нет среднего слоя). Община – государства (Ранние формы государственности: Город-государства везде, где государство формировалось без внешнего вмешательства) везде возникали в виде общины государства. К примеру:
1) Египет (раньше всех появилось общинное государство) В 33-ем веке до н.э. Называлось: Сепат и Лихест.
2) Месопотамии, возникли в середине 28 века до н.э. (Называли Ки или Алум на Акацком языке)
3) Индия – 3 тыс. до н.э. (Называлось Санкха)
4)Китай – 17-16 в. До н.э. (Назывались Го)
5) Корея с 8 в до н.э. (Назывались Кук)
6) Япония (Назывались Куни)
Самые первые государства: Крито-микенские (3 тыс – 2 тыс. до н.э.)
Греция – (Назывались Полис)
Италия – 1 тыс. до н.э. (Назывались Civitos)
Восточные славяне – (Назывались Волость)
Первые общинные государства возникают в конце 4 тыс. до 3 тыс. до н.э
3) Период формирования деспотических монархий и развитого рабовладельческого общества. Средний слой входит в состав класса. Появление среднего слоя является признаком вступления общества в развитость.
В начале XX века в буржуазных странах формируется развитые буржуазные общества.
В период ранней формы государства общины – государство возникает ранняя монархия (Ограниченная монархия) Органами общины управления, но затем формируется в деспотическую монархию. Не путать абсолютную монархию и деспотическую (Разные периоды существования).
4) Государство и право в поздний рабовладельческий период (1 тыс. до н.э.) Особенности:
1) Все общества существовавшие до этого были основаны на бронзе, а поздние основались на металлургии железа (Стали). Повлекло за собой эконом изменения. Темпы развития ускорились. Экономические изменения повлекли за собой социальные изменения. Изменения в обществе ведут за собой политические изменения, а вопрос о власти это вопрос связанный с гос. правом. Помимо монархической формы правление в 1 половине 1 тыс. до н.э. появляется первая республиканская форма правления. (Греки, Римляне, Финики, Сирии чуть позже Новгородская республика). Поздний рабовладельческий период имеет не географические отличия, а стадия характерная для всех народов.( Новая стадия в развитии общества)
a. Государство и право в период кризиса и разложения рабовладельческого строя (1 тыс. н.э.) Те старые общества существовавшие ранее вступают в стадию кризиса. Появление Экзимированной (Земельная собственность изъятая из общины) собственности стало причиной кризиса рабовладельческого строя. (На Руси Вотчина). Появляются варварские государства, также с остальными. Государства германских народов (гуны, готы) франков, англо-саксонские, государства славян, в Кореи, Японии, Индокитае. Варвары – жители средних центров цивилизации называли варварами вокруг сидящих. Народы жившие по соседству со старыми центрами государства появляются новые государства нецивилизованные. Окняжение земель, объединение политическое (Древняя Русь). Общины гос-ва объединяются и образуются гос-ва. Особенности развития этих варварских гос-в: Контакт старой цивилизации и новой давал быстрый рост варварских государств. Реформы Карла Мортелло начинают процесс феодализации. До 8 века не было никаких феодалов. Фанки создали гос-во на территории бывшей Римской империи. А у Германцев (Тевтонцев и др. Размещено на реф.рф) процесс феодализации начинается не ранее 10 века, то есть до 10 века у них было варварское общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет рабовладельческий характер. Размещено на реф.рфУ франков с 1 половины 8 века. С 10 века процесс феодализации. Древняя Русь: первые государственные образования начало берет с 7 века. Появление волостей. Вотчина появляется во 2 половине 11 века. Процесс феодализации начинается с 14 века. На Южной Руси до конца 12 века не было ничего не феодального. Вотчина была экзимированной до этого. В Северной Руси 14-15 века общество древнее. Кризис и разложение рабовладельческого строя. С 15 века процесс феодализации. В Скандинавии процесс феодализации начинается в некоторых районах с 14 века, а в некоторых завершается только в 16 веке. Тем ближе к старым центрам цивилизации, тем быстрее развиваются отношения феодальные. А те, кто дальше медленнее. Заимствуются гос. институты и правовые. А как бы развивались варварские народы без влияния старых цивилизации. Это народы нейтрально и , южной Америки. Государства которые были у Инков и Майя находились на стадии позднего рабовладельческого общества. В случае если бы не было старых центров, то они бы находились на стадии позднего рабовладельческого строя. Варварские государства складываются как древние государства. В Европе раньше 1 половины 8 века не было феодального.
Причины и исторические условия возникновения государства (первые и второй этапы генезиса государства). Формирование социальной структуры (3 этап генезиса государства) и правовой статус. Возникновение частной и государственной собственностей.
3 этапа деления генезиса государства, период до государственный, конец первобытного общества 10 - конец 4 тыс. до н.э. (период кризиса и разложения первобытного способа производства). Период разрушения социального эконом равенства и возникновение соц. эконом. неравенства. А итогом станет появление частной собственности , классов, права, государства. У разных народов тот процесс занимал разное время. У египтян 5-4 тыс. до н.э.. У Греков 2 тыс. до н.э. У Славян 1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. Эти этапы выделяются не по времени, а по процессам, идущим по этим этапам:
1) Переход к производящему хозяйству. И продолжается до конца родовой общины.
2) Начинается переход от родовой общины к соседской и продолжается до начала процесса класс образования.
3) Класс образования. Последний этап период генезиса государства. Можем ли мы считать классы причиной возникновения государства? Нет.
Классы являются причиной возникновения гос-ва, считали Маркс и Энгельс. Следовательно, государства есть орудия классового господства, классовой эксплуатации. Раз гос-во есть орудие классового господства, в случае если класс эксплуататоров уничтожить, то гос-во падет. Наступил 1917 год. Революционеры начали реализовывать идею Маркса. Захватили власть и начали претворять эту идею в жизнь. Первое время считали, что пройдет короткий период (10, 15 лет) и наступит коммунизм. Но проходит 10,15,20,30,40 лет, но коммунизм не наступил. По теории гос-во должно отмирать, а на практике гос-во не только не исчезает, а еще более усиливается, потому что возрастает роль гос-ва как регулятора экономики. В результате реформ, частный сектор экономики был преобразован в гос-нный (2%). Функции частного сектора нужно регулировать теперь государству (Госплан). Разрастаются органы управления экономикой. Это ведет к росту гос-нного управления. То гос-во не исчезает, говорит о том, что У Маркса допущено ошибка в рассуждении. Между классами и гос-вом нет прямой причинно-следственной связи. Классы не являются причиной возникновения гос-ва. Причина появляется в начале процесса.
В процессе формирования предпосылок возникновения гос-ва, на определённой стадии развитии система хозяйствования и общества усложняются настолько, что появляется крайне важно сть в выделении особого слоя людей, занимающегося управлением. Гос-во будет всегда существовать, в случае если система хозяйствования будет сложной и общество будет сложно организовано. Общество рассыпается на отдельные коммуны при анархии. В конечном итоге, общество преобразуется в общину. Гос-во не может исчезнуть.
Что же является главной предпосылкой возникновения гос-ва? Сравнить 2 общества. 1 Общество в котором не формировались предпосылки возникновения гос-ва. 2) и где эти предпосылки были. 1) Общество без предпосылок было общество основанное на присваивающей экономике (охота͵ собирательство, бортничество). Почему же не было предпосылок?
Родовая община охотников, собирателей, рыболовов.
Присваивающая экономика существовали с появлением первых людей. 3 млн. 200 лет назад. 2,5 млн. лет назад до н.э. Такой период до 10-8 тыс. до н.э.
Охотничья группа характеризовалась:
1) Основано на присваивающей экономике.
2) Численность этой группы было 20-30 человек. Потом доходит до 100 человек, считая младенцев и стариков. Плотность населения была низкая.
3) Коллектив кровных родственников.
Рис 1.1.
Учитывая зависимость отсезона, они передвигались по этим местам. Территория была ограниченна. Других не впускали. Существовали также, как звери.
Как можно определить права людей на эту охотничью территорию. Права людей определяется как прямая коллективная собственность. Означает, что ни один отдельный общинник не имел никаких отдельных прав ни на часть земель, ни на часть полученного продукта. Охота на крупных животных. Устраивались ловушки. Отдельный общинник не мог выгородить свою территорию и охотиться в одиночку.
4) Охотничья группа характеризуется тем, что коллективные формы потребления и полученного продукта. Делили еду исходя из половозрастного разряда. Маленькие дети, Юноши, Девушки, старики. Каждый получает равную долю. Это общество получило (Эгалитарное общество) Значит общество равенства. Возглавлял эту группу вожак, исходя из принципа меритократии, по заслугам. Власть по заслугам. Лежит принцип реципрокности (Движение туда-сюда). Принцип меритократии означает, что лидер становился человек, который обладал знаниями и навыкам, которые позволяли успешно функционировать данной охотничьей группы. Принцип реципрокности смысл в том, что тот, кто больше дает коллективу, имеет больший авторитет. Существует прямая коллективная собственность
Исторические типы и виды собственности сложились:
1) Коллективная собственность. Добыча продукта требовала коллективных усилий. Отдельный охотник не могу добыть продукт самостоятельно.
Прямая коллективная собственность. Нет отдельных прав и общинник на землю и добычу не существует. В период соседской общины принимает форму верховной коллективной собственности. Появляются отдельные права на часть производимой продукции. Права общины в целом стоят над правами каждого отдельного.
2) Трудовая собственность. Все, что добыто своим трудом на это общинник и вправе. Когда появится государство, будет существовать частная собственность, то есть появится новый вид собственности. Одновременно с частной появилась еще и государственная. Но Коллективная собственность не исчезнет, сужается сфера применения. Частная собственность связана с соотношением эксплуатации. Государственная, для того периода это собственность правителя, то есть монарха. Частная собственность делится на типы: Рабовладельческий, феодальный, буржуазны е типы собственности.
Рабовладельческий тип собственности характеризуется: Земля основное средство производства. За землю всегда идут войны. Рабовладельческий тип собственности тем, что только граждане, а в тот период общинники могли быть собственниками земли и права прямого собственника ограничивались правами гражданской общины (Община, существовавшая в древнем рабовладельческом обществе) как верховного собственника земли.
Феодальный тип собственности: Собственниками земли могли быть только феодалы. И права прямого собственника (Вассала) Ограничивались правами его сеньора как верховного собственника земли.
Буржуазный: Отменяется ограничение в общении и возникает наиболее полное, наименее ограниченная земельная собственность. Не должна быть собственности неограниченной.
5) Формируются норморегуляторы (Мононормы). Единые правила, неразделенные на религиозные, этнические и другие правила. Она не является нормой права. В первобытном обществе не должна быть права. Почему в данном обществе не было предпосылок возникновения государства? Потому что простая система хозяйствования. Маленький коллектив. При таких обстоятельствах не возникало крайне важно сти в отделении функции управления от производительных функции. Это и является главной предпосылкой в возникновении государства. Матриархата не было никогда. В 19 веке приняли за это матрилинейный счёт наследования. Не возникало. Почему охотники не собирались кучкой побольше? Нет семьи как таковой. Охотничья территория не позволяла сгруппировываться большие группы. Одна территория может прокормить только определённое кол-во человек. Нарушится экологическое равновесие, в случае если люди соберутся в большие группы, так как ресурсы на маленькой земле истощатся. Из-за этого нужно было б переходить на другие территории, которые опасны. Как они регулировали эту численность? 3 способа регулирования (Только при избытке населения): 1) Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали или бросали. Это способ применялся редко. До года выживало только половина младенцев. Природа регулировала процесс дегенерации. 2) Стариков, которые достигли такого возраста͵ что не могут добывать пищу, их бросали или убивали. Этот способ применялся редко. Так как 40 лет был глубокой старостью. Большинство погибало на войне, охоте. 3) Наиболее гуманный. Когда возникал избыток населения. Юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и осваивали новую территорию. Был наиболее применяемым способов. Независимо от всего природа регулировала кол-во человек в группе.
6) Предел развития общества был снят с появлением производящего хозяйства. И Именно в данном обществе начнут формировать предпосылки возникновения государства.
referatwork.ru
2.Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.
Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.
Форма организации первобытного общества: род или племя. Род предполагал не территориальный, а личностный, кровный союз. Во главе каждого рода стоял вождь. Вождь- это уже не только физически сильный человек, как в стаде, но умный авторитетный лидер с согласия других членов рода.
Появляются советы старейшин, которые решают текущие вопросы рода. Все главные вопросы решаются на общих собраниях.
Период первобытной демократии
Общество однородное, люди различались лишь по возрасту, полу, религии и принадлежности к роду.
Управленческие функции осуществлялись коллективно (защита от врагов, охрана порядка, регулирование общественных отношений). Правила поведения выражались в обычаях, традициях, образах. Действовали правила в силу привычки,, авторитета.
Обычай - закрепленное правило поведения от отца к сыну.
Не было деления на права и обязанности. Эти правила поведения получили название мононорм, или неразделенные нормы обычаев, морали и религии.
Запреты существовали в форме табу, они запрещали инцесты, воровство, убийство, коневолизм, запрещалось нарушать разделение между мужчиной и женщиной.
В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно – клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно – родового коллектива.
Неолитическая революция и переход человечества (на рубеже VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей экономике имели самые разнообразные и глубокие последствия. Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для проживания людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения (своего рода демографический взрыв). Земледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию, что находило свое выражение прежде всего в отпочковании новых семейно-клановых групп. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складываться несколько поселений, даже кварталов, что с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к формированию поселений городского типа.
Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретают новые культурные и производственные навыки, начинается разделение труда (на земледельческий, скотоводческий, ремесленный в различных его видах и т.д.). Все это способствовало повышению эффективности общественного и коллективного в своей основе производства. Производящее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жизненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и создавать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт. Эти излишки первоначально реализовывались по принципу внутриродового реципрокного обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Становление товарного производства вело в свою очередь к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства, которого не было ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых группах.
Постепенный рост общественного продукта привел к углублению имущественных различий, а, следовательно, и к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответственно и социальных привилегий. В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. При этом выборные процедуры, отражавшие давно установившуюся демократическую традицию, еще сохранялись.
Система социального ранжирования, которая сама по себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще отказа от принципа реципрокного обмена. Предоставляемые лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные привилегии (например, право иметь несколько жен) рассматривались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной ответственности, которую он на себя принимал. Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям, ставшим более или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая редистрибутивная функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей государственно организованному обществу, системы эксплуатации.
В результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти (во властеотношениях) внутри семейно-клановых групп.
Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становится в большей степени властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэтому не просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство. Амбициозные стремления к власти подкрепляются желанием навязывать свою волю коллективу, получать от власти совершенно определенные имущественные и личные привилегии.
Одним из важнейших последствий неполитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили в значительной степени спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов различные формы. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Особо заметную роль в процессе становления государственности сыграла одна из форм межобщинных связей и организационных структур - племенной строй. Однако в современной литературе его универсальность и значимость иногда ставятся под сомнение.
Естественным результатом эволюции общинного строя (особенно при позднеродовой общине) было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований - братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой член племени имел возможность выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя.
Деятельность племенных органов способствовала организации коллективных работ, расширению связей между семейно-клановыми группами (в частности, межобщинному обмену продуктами), урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами. Первоначально эти органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пределы интересов отдельных семейно-клановых групп.
Так, распределительные (редистрибутивные) отношения долгое время были вне ведения племенных советов и регулировались родовыми, а не племенными обычаями. Но постепенно по мере развития производящей экономики, усложнения внутриплеменной организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении смещается на племенной уровень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость общинной демократии. Все большее значение приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.
Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.
Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами привела к выделению специального слоя организаторов производства, которые обладали необходимыми навыками и умениями и использовали при этом целую систему мифологических и религиозных символов.
Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консолидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников группу сословного или кастового характера.
Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.
В литературе нередко называется ряд факторов, способствующих возникновению первичных надобщинных структур и протогосударства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных связей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.
Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства протекал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили название первичных протогосударств. Между этими протогосударствами возникали острые противоречия, которые приводили к военным столкновениям.
В конечном счете победу одерживало государство, чья военная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это могла быть военная демократия. Однако ее значение и распространенность в течение длительного времени преувеличивались в литературе (начиная с работ известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана). Значительно более распространенными были государства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.
В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории как с родоплеменньми, так и с уже сложившимися государственными структурами. Эти государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.
Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти. Таким образом, современные исторические, этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развития самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства - образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества.
Образование протогосударств - это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию. На различных континентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исторического процесса такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Несколько позднее переход к государственности и к цивилизации происходит в Средиземноморском бассейне, в античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
studfiles.net
Билет 9 Основания возникновения государства. генезис исторических форм государственности
Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытно-общинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества.
Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для первобытного строя были характерны следующие черты:
- наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами: - была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен.
Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности.
Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция (новокаменный век, термин Чаилда). Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например на время военных походов.
Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской.
Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась полит.власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами.
В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученных придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю)
На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин.
Итак, причины происхождения государства – это 1. необходимость единого руководства 2. потребность в масштабных работах 3.необходимость поддержания общественного порядка 4. необходимость ведения военных действий и организация защиты.