главное бог 😂 Главное СУТЬ, а суть этого термина - любовь.Выкинь уже этот ветхий завет,догматик!Третья религия по количеству - буддизм,и в нем о т с у т с т в у е т боог
Jana Benuykh 06.10.2017 - 20:28
Гарри Поттера учитель не читал)))))) иначе бы он знал - Бог там есть!
рексвет рексвет 08.10.2017 - 08:07
Я непанимаю что окаких грехах говорится? Разве повашему все грешны толька за то что ты родился? Я непанимаю! ЗНАЧИТ НАША ЗЕМЛЯ ТОЖЕ ГРЕШНА РАЗ АНА НАС ПОРОДИЛА, АТАГ ЖЕ БОГ ГРЕШЕН РАЗ ОН ПАРАДИЛ НАС ВОВСЕЛЕННОЙ! так можно до обсурда довести сваих читателей и до шизо.
Браво! Человек это Клетка Бога, это частица Бога которая находясь в материальном мире учится: ВЕРЕ в Бога (или Целого), любви -(гармонии) и мудрости -(взвешенности решений) становясь ТВОРЦОМ.
Irina Shalina 12.10.2017 - 05:55
Молодежь уже другая, она лучше нас умнее, трансформируется быстро!
Aya Sidorenko 14.10.2017 - 12:57
Это не 2018 год
Диагностика КАРМЫ 15.10.2017 - 19:05
Aya, это видео - отрывок из семинара Новое время - проходил онлайн семинар (вебинар) 5 января 2018 года
Анатолий Анатольевич 16.10.2017 - 06:14
Удивительно, столько времени существует православие. Оказалось, что это ширма, за которой стояло учение Христа, которое православие интерпретировало по своему. Теперь, благодаря Богу и трудам Лазарева С. Н. стало ясно, о чем нам ведал Иисус Христос! Ура! На языке тех же православных - это воскресение из мертвых! Выход из тьмы невежества. imho
Валентина Андель 18.10.2017 - 01:23
Личность Христа сильно отличается от принятого символа в современном христианстве. Ключ к отличию можно обнаружить в некой форме проклятия на иудеев - евреев - иереев: отречение от Бога Творца. Это же проклятие на христианстве. Потому что иереи основы его и создали. Только Бог Творец это не старик на небе. А Христос творец. Та сторона деятельности, которая была проигнорирована сначала, потом забыта, и наконец отвергнута. Остался только учитель и проповедник. То есть бездельник. Существо исключительно духовное. А это ложь. Выводы сделаны по материалам Новой Хронологии Фоменко и Носовского. Где приведены доказательства деятельности Андроника -Христа как воина, князя, императора, музыканта, поэта, математика, медика, конструктора, астронома, ученого. и только в последнюю очередь болтуна-проповедника. Есть основания подозревать, что в тексте Библии, слова, приписываемые Христу, ему не принадлежали. И едиственным письменным наследием его является Псалтырь, первоначально написанный в стихотворной форме на древнерусском. Или, или. на хва стани. Или, или. на кого оставил.
Юльчик Видящий 19.10.2017 - 10:57
Нет, гармония во взаимодействии между личностью и обществом. Личность служит обществу, а общество служит личности. Так и только так может выжить человечество. Тысячелетия единоличников закончились навсегда.
Натусик Кучерина 22.10.2017 - 05:30
Полный бред. Но Лазарев хорошо служит своему эгрегору. Интересно, по какой причине?
Cлово Гой 25.10.2017 - 04:51
не видел, но надеюсь, что он с пользой сделан, с волей добра, без гордыни и высокомерия и не для того что бы насолить, а спасти, открыть глаза.
Не умное видео 27.10.2017 - 12:45
Согласен,правильно говорите,я снял ролик про лазарева
Cлово Гой 30.10.2017 - 01:24
по причине гордыни и самомнении! Забыл что любовь есть свобода, палёт и суровая справедливость!
Не умное видео 31.10.2017 - 06:56
Согласен с вами Lucio Ferro 24.10.2017 - 21:06
А был ли мальчик. это о Христе и пр. сказок типа Библии, что подсунули миру евреи.
Не умное видео 27.10.2017 - 13:56
Согласен с вами
Ренат Гареев 26.10.2017 - 08:56
Гарри Поттер аукнется тем народам и спецслужбам которые заинтересованы в уничтожении мира и человечества.Кому транслируется и внедряется в сознание те народы должны или выжить или отсеятся как плевелы
GO DJ 28.10.2017 - 04:24
Он не прав. Он из Бога делает словно верховного царя, а не что-то доброе и хорошее. То есть везде надо говорить о Боге. А не задумывались вы на секундочку, что такому высшему существу как Бог, который создает планеты и галактики, нет особой разницы верят в него или нет. Не лучше ли действительно самим становиться добрее и делать кому то добро в первую очередь а не себе. И что плохого он увидел в Гари Потере? Я не читал книги, но после просмотра фильма хочется ити и помогать людям и творить добрые дела и бороться с плохим в мире. Разве это плохие чувства? Разве не вызывают они добро внутри и Бога внутри. Ведь Бог это как самый лучший твой друг. Самый добрый и веселый, который любит каждого человека. Все люди хотят попасть в Рай после смерти и готовы молиться и прославлять Бога а кто нибудь хотел после смерти стать рядом с Богом с оружием в руках против армии дьявола и защищать добро? Нет! Все готовы все что угодно сделать лишь бы попасть под защиту доброго Бога и быть в Раю. А стать защитником добра? Кто захочет после смерти выступить против армии зла? Вт даже прямо как в том же Гари Потере. Чтобы прочувствовать всю мощь зла и понять как важно быть добрым и помогать добром.
Бубузюк Охует 29.10.2017 - 09:58
Добро относительно,ка к и зло Зло ведёт к деградации или к короткому достижению и деградации Добро в бесконечности ведёт к развитию в бесконечность-называется Любовью
Не умное видео 31.10.2017 - 02:01
Я снял ролик про лазарева
GO DJ 02.11.2017 - 08:03
Cлово Гой Согласен
Cлово Гой 04.11.2017 - 11:05
В мироздании нет зла. Зло есть творение только самого человека. И если бороться, то только с самим собой! А что бы в рай (домой) попасть нужно ему соответствовать.
Не умное видео 07.11.2017 - 08:09
Согласен с вами
Юрий Бойко 30.10.2017 - 00:39
Если Бог есть любовь, то почему он уничтожил людей в потопе? Значит природа Бога противоречива!
Jana Benuykh 01.11.2017 - 18:26
Творец! Вы, когда картинку нарисуете криво - тоже ее уничтожаете и никто вам слова не говорит)))
Анатолий Анатольевич 04.11.2017 - 07:29
Есть законы земные и небесные. Вы же по дорогам не ходите без знаний дорожного движения.
lana vov 06.11.2017 - 21:52
Юрий Бойко Получается драгоценный это не Бог уничтожает людей, а зло сидящее в них.0
lana vov 08.11.2017 - 05:53
А каких людей уничтожил Бог в потопе, праведных! Иль моральных уродов! На сегодняшнем этапе люди сами уничтожают себя и друг друга.
Cлово Гой 09.11.2017 - 10:32
исповеди мы - если вы живёте в духе, по совести в заповедях.
Irina Chmilenko 31.10.2017 - 23:37
По моим ощущениям Сергей Николаевич - пророк, которого ждут не одну сотню лет. Долгие годы свою болезнь я считала злом. А ведь именно она, болезнь, свела меня с книгами Сергея Николаевича. Вот тебе и зло. Пути Господни неисповедимы. Благодарю Отца за все! Благодарю Вас, уважаемый Сергей Николаевич!
Яна Бен 03.11.2017 - 23:20
Спасибо. Очень глубокое видео.
Алина Ревякина 05.11.2017 - 12:46
Во многих голливудских фильмах и современных книгах заметила один такой усилитель вкуса - богоизбранность главного героя. Меня прямо тошнит от этой темы. В традиционных сказках, в том числе в русских сказках, герой становится героем не по предопределению, а потому что делает нужный выбор, демонстрирует правильное поведение и за это награждается. В Царевне лягушке - не унывал, принял жену, пошёл за неё сражаться - выиграл. В По щучьему велению не стремился к успеху, не унывал, жил душою (на печке) - получил царевну. Нет вот этой пафосной избранности, предопределённости, которая всегда так подчеркивается практически во всех героях голливудских фильмов и в нео-сказках (Нео из Матрицы, Гарри Поттер). Например, всё, что бы ни сделал герой - верно и правильно, он не ошибается, в нем уже всё заложено, и после небольших формальных сомнений и ломок, которые преподносятся, как сложный нравственный выбор, герой всё же решается использовать свои сверхспособности на благо человечества. Богоизбранность - это иудейская тема, по-моему. И все голливудские фильмы, не смотря на то, что конструируются архитекторами мира для управления массами, сами достаточно хорошо отображают идеологию их создателей. Они раскрываются через свои сюжеты. Не только они нас программируют, но и мы можем видеть как на ладони их мировоззрение и планы - достаточно проанализировать их фильмы.. А потом увидеть это в себе! И понять - что портрет врага, это и мой портрет. (Рекомендую: Четверикова о Голливуде:
Не умное видео 08.11.2017 - 05:49
Согласен с вами
Sam Hs 07.11.2017 - 16:03
Благадарю вас С Никалаевич за вашы труды. В вере Бахаизм схожые учение о будушем. Но они предлагают как строить и гасударство. Это очен интересны подход.
Ирина Масалова 09.11.2017 - 10:44
Очень актуальная тема! Развивайте, говорите, показывайте. Многим будет интересно и познавательно. Спасибо.
Сергей Егоров 11.11.2017 - 08:10
Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Господь есть Свет. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Вера добрыми делами укрепляется. Кто добрые дела не делает у того веры нет. Всякое доброе дело, делай как для Господа. Иисус сказал Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд не воспрекословит, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы и на имя Его будут уповать народы.
asc-lada.ru
Особенности древних цивилизаций, мире древних цивилизаций, ОТЛИЧИЕ древности от первобытности
Что представляет собой загадочный и неповторимый мир древних цивилизаций?
ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:
Взаимодействие человека с природой, общество как сложная динамическая система: локальная цивилизация
Эпохи, как и люди, неповторимые. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воспроизвести их вид, реально почувствовать и дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела людей, ранее живших. Однако мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы поняв его, лучше понять себ е. Древность манит нас, восхищает своей загадочностью и необъяснимой очарованиеістю.
мире древних цивилизаций
Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории:"Дар. Нила"- цивилизация. Древнего. Египта;. Месопотамия - одна из древнейших в мире цивилизаций; загадочный. Древний. Китай;; цивилизация. Древней. Индии, названной еще в те времена"страной мудрецов"; древнегреческая цивилизация, чьи достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в которой будто встретились я. Запад и. Восток, породив высокие проявления культуры;. Древний. Рим с его особой системой цинносте.
О других цивилизации вы узнавали, изучая историю как нашей, так и других стран. Это цивилизации. Средней. Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации. Закавказья, которые отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место занимала цивилизация скифов, не имела собственной письменности, а память о ней сохранилась в литературных памятник ах других народов, в археологических находкаах.
Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации. Африки и. Южной. Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на развитие. Египта; цивилизации. Древнего. Ирана,. Древнего. Афганистана,. Малой. Азии, была естественным мостом в передаче культурных достижений между. Европой и. Азией; древние цивилизации. Юго-Восточной. Азии - региона неповторимой культуры, сравнительно поздно. Откуда. Ритой европейскими учеными и относительно мало изученной; древнеяпонской цивилизация, и сейчас поражающая своей загадочностью, которая доказывает, что ее культурные ценности обладают достаточной устойчивостью во времени и в прост ори; цивилизации. Нового. Света, где представлены почти все стадии развития человечеств.
В кратком очерке невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Наша задача - взглянуть на тот путь, который человечество прошло от древних цивилизаций до современной эпохи
ОТЛИЧИЕ древности от первобытности
Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все же некое единство, в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые нав ветвь называли первобытное общество"доисторическим"Сейчас, когда исследование периода, предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого определения пришлось отказатьсяся.
Однако возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многие то чего с первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражала ся смена времен года, умирания и возрождения природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с. Распространи енням знаний о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производяючим.
Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях: наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т.п.. Но овладение металлами, накопление знаний и и передача их с помощью письменности меняли формы этой зависимости. Невозможно представить себе. Древний. Египет или. Междуречье без ирригации,. Древнюю. Грецию без мореплавания и морской торговли. Однако голов ним, знаменующим переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название"аграрная революция"И хотя пр отягом всей древности общество осознавало себя как часть природы, непосредственно связанную с ней, однако в период аграрной революции человек нередко играла роль. Творцаворця.
Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительно й части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способе в хранения и передачи информации.
Для домиськои бесписьменных культурах первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промышленным и рем мисничим навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Человек был целиком погружена в деятельность, она не оценивала свои поступки, ощущенийя.
Ее мышление было"нерасчлененное", она еще не могла определить сущность событий и процессов, происходивших. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения отбыл вались редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколениюня.
Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации от человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов повед. Динка, а рассуждения, анализ собственных действий и состояний. Однако сначала аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, упр али сложным царским или храмовым хозяйством, планировали крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письм а и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу традиции. Требовались новые знания, нетрадиционные способы ди дій.
Новые возможности сохранения и передачи информации дала письменность. Письменные памятники древности, дошедшие до наших дней, приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций
Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций
uchebnikirus.com
Основы знаний об обществе - page 10
Фетишизм - обожествление различных предметов. Наделяя окружающий мир разумом и душой, человек осознавал свою беззащитность перед силами природы, поэтому искал себе защитников и помощников среди тех, кто по его мнению может соперничать с могучими силами. Боги и духи могут передать человеку часть своей силы, заключив ее в какой-нибудь предмет (бубен шамана, чучело человека, крест, камень и т.д.). Первобытные люди изготавливали такие предметы - талисманы, амулеты и обереги, и пытались с их помощью защититься от бед и болезней.Тотемизм - мифические представления о кровном родстве между животными, растениями и человеком. Каждое племя, по представлениям первобытных людей, произошло от какого-либо животного, птицы или растения. Это существо - общий предок (тотем) - является символом племени, его покровителем. С ним советовались, у него просили помощи, приносили жертвы. С тотемом связано табу - запрет на убийство тотемного животного, однако этот запрет регулярно нарушался - имеет место ритуальное убийство тотема и его поедание.
Тема 4. Особенности древних цивилизаций
1. Отличия древних цивилизаций от первобытности
Приблизительно в III - II тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было бы воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность.Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно осуществлялся постепенно. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях природных бедствий - наводнений, землетрясений, извержений вулканов и т.п. Мировоззрение человека все еще сохраняло первобытные черты: было мифологичным, синкретичным. И тем не менее, грани, отделявшие цивилизацию от первобытности, вполне ощутимы.Где и почему появились первые цивилизации? Какие факторы способствовали переходу человечества на качественно иной уровень общественного развития? Для этого давайте проанализируем условия, в которых происходило становление первых цивилизаций на земле.Уже в IV - III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизации. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н.э. зародились индийская и китайская цивилизации. Примерно в это же время складываются цивилизации хеттов в Малой Азии, финикийцев - в передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н.э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая.Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Среднегодовая температура была достаточно высока - около +20С. Лишь в Китае в некоторых районах зимой иногда выпадал снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа была более сурова.Многие цивилизации родились в долинах рек либо на морском побережье. Реки играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными (Индия, Китай, Египет, Вавилон) либо приморскими (Греция и Рим). Плодородная почва в долинах рек способствовала развитию земледелия, а выход к морю и островное положение привели к возникновению навигации и мореходства. Реки связывали разные районы и создавали возможность для установления торговых, культурных и политических связей с соседями.Благоприятные природные условия и удобное географическое положение способствовали заселению этих территорий. Достаточно высокая плотность населения на сравнительно небольшой территории приводит к своеобразной конкуренции между представителями различных народностей. В результате такой "борьбы" в обществе закреплялись те традиции и обычаи, и тот образ жизни, которые были наиболее приспособлены к существующим условиям. Так происходил естественный отбор, в результате которого первые цивилизации усваивали наиболее "передовые" способы выживания. Кроме того, морские и речные путешествия дали возможность общаться и обмениваться социальным опытом с другими народами - все это способствовало развитию первых цивилизаций.Цивилизации древнего мира при всем их разнообразии и уникальности, все же имеют ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Итак, каковы же были основные черты древних цивилизаций?Достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы - повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций - это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры.Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.Однако при всей своей похожести, каждая из древних цивилизаций уникальна, обладает неповторимыми, только ей присущими особенностями. Уже тогда в зависимости от характера социальной жизни выделяются два больших региона - Восток и Запад, в которых начинают складываться разные цивилизационные традиции, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.Дальнейший наш обзор коснется в основном цивилизаций Средиземноморья - Древней Греции и Древнего Рима, ведь именно на их развалинах выросла европейская цивилизация.
2. Цивилизация Древней Греции
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III - II тысячелетий до н.э. Около XV в. до н.э. критская культура трагически погибает (очевидно, после извержения вулкана). Ей на смену приходит ахейская культура. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода подготовительным этапом, после которого и начинается история собственно греческой цивилизации.С VIII по VI вв. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 года до н.э. начинается великая греческая колонизация, которая открыла огромные возможности для торговли, ускорила развития судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города - Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялись зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии в колонии везли то, чем так славилась Греция - изделия ремесленников, вина, оливковое масло.К V веку до н.э. Греция приобрела те характерные черты, которые до сих пор будят интерес у миллионов людей, заставляя их снова и снова обращаться к памятникам греческой истории, перечитывать произведения Гомера и любоваться развалинами афинского Акрополя.Основной формой социальной организации в Древней Греции был полис - гражданская община, основанная на античной форме собственности. Гражданином полиса мог стать только грек по рождению, он должен быть свободным (не рабом) и иметь собственность. Полис состоял из города-центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи. Вся земля находилась в собственности полиса. Стать владельцем земельного участка мог стать только гражданин полиса Основными занятиями были земледелие (садоводство, виноградарство), скотоводство (овцеводство, свиноводство), ремесло. Для полиса было характерно натуральное хозяйство, которое строилось на принципе автаркии. Полис жил по своим законам. Нормы поведения и жизни в полисе постепенно складывались в гражданское право. Полис считался главной ценностью. Благо каждого гражданина зависело от благополучия полиса. Все граждане полиса были формально равны и обладали определенными политическими (гражданскими) правами, которые позволяли участвовать им в управлении полисом.Древняя Греция стала колыбелью демократии. Классическая форма демократии сложилась в Афинах. Все граждане полиса имели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание было стало верховным органом власти и получило широкие полномочия:принимало законы,решало вопросы о войне и мире,заключало или расторгало договоры с другими полисами,избирало должностных лиц и проверяло их работу.На собраниях все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Высший орган управления - Коллегия архонтов состоял из девяти человек, которые были выбраны всеми свободными гражданами Афин (позже ее сменил Совет пятисот). Кроме Коллегии архонтов и народного собрания в Афинах были и другие государственные органы - гелиэя (высший суд) и Коллегия стратегов. Афинские граждане сами выдвигали обвинения, сами защищали себя (тот, против кого было направлено обвинение должен был лично выступать в суде, как впрочем и тот, кто обвинял. Выставлять своего представителя запрещалось), сами выносили решения по делу.Другая характерная черта Древней Греции - классическое рабство. Все население Греции делилось на свободных граждан и рабов. Рабами становились по рождению (дети рабыни тоже считались рабами) и в результате военного пленения. Хозяин обладал неограниченной властью над рабом, мог его продать, купить, наказать, убить. Рабы не считались за людей. Их нередко называли "говорящими орудиями труда", о которых надо заботиться, так как сами они не могут принимать самостоятельные решения.Но Древняя Греция известна не только как родина демократии. Культура и искусство Древней Греции стали основой для развития европейской культуры. В Греции развивались науки - математика, медицина, логика, риторика, философия. Особенностью античной культуры является эпический способ восприятия действительности и соединение мифа и человека. Фантастическое истолкование действительности носило художественный характер, при этом героизм считался непременным условием жизни. В художественной культуре постепенно нарушается синкритичность, появляются новые жанры - драма, комедия, трагедия. Стремление отразить гармонию природы и человека нашло отражение в скульптуре, архитектуре, живописи, искусстве.
3. Цивилизация Древнего Рима
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на греческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего уже известные нам философы Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, которые резко отличают его от Древней Греции. Те черты культуры, которые Шпенглер и Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.Римская цивилизация, как и греческая, была морской. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим - 21 апреля 753 г. до н.э. Легенда гласит, что по приказу жестокого отца двух маленьких братьев - Рема и Ромула бросили в Тибр. Мальчики чудом спаслись, и были выкормлены волчицей. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян. Центральное место в системе ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова "раб", "рабский" стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения."Рабскими" занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.Большой вклад в становление европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: "каждый считается честным, пока не доказано обратное" и "без вины нет ответственности".В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство. продолжение