От первобытной эпохи к цивилизации тест. Вопрос 6. Проблема перехода от первобытности к цивилизации. Поиск путей цивилизационного устроения. Особенности культуры кочевников.
- Извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в настоящем;
- воспитывать любовь к своему Отечеству и толерантное отношение к истории других народов;
- история тренирует память и учит правильно обрабатывать информацию, составлять целесообразный и безопасный план на будущее.
2. таблица в поурочном плане.
3. А)-3,4,6; Б)-1,2,5,7.
4.
«Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение сильных пород в борьбе за выживание»
Человек возник в результате естественной эволюции разумных приматов(гоминидов) под воздействием сложных природно-климатических факторов, как способ выживания!
Главная причина выделения человека из животного мира – ТРУД!
Внимательность, наблюдательность, взаимопомощь, упорство и сознательный труд помноженный на многократное повторение – вот секрет выживания др.людей в суровых условиях Ледникового периода.
5. Вместе легче было защищаться от опасных хищников и вместе легче охотиться на мамонта. Изгнание из племени было жутким наказанием. Выжить в одиночку - это все равно что выйти безоружным к стае голодных и злых волков.
6. Переход от первобытности к цивилизации произошел между IV-III тысячелетием до Н.э. Это произошло на Ближнем Востоке в долинах великих рек – Нил, Тигр и Евфрат. Исторически первые аграрные цивилизации были
«речными», где экономика строилась на с/х производстве, которое в свою очередь требовало больших
людских усилий для строительства оросительных каналов, дамб, колодцев и др. инфраструктуры. В таких
государствах для мобилизации огромных масс на строительство ирригационных систем, дорог, мостов
и царских храмов нужна была жесткая, деспотичная власть закрепленная и оправданная религией.
В «приморских» цивилизациях (Греция, Рим)на фоне скудного земледелия больше развивалось
мореплавание и торговля, а это уже совсем другие сферы экономики, которые формировали совсем
другие качества характера - смелость, независимость, авантюризм, жизнелюбие, стойкость и вера
только в свои силы. Имея такой независимый и свободолюбивый народ, трудно было одному
навязать свою волю другим. Поэтому эти цивилизации пошли по другому пути организации власти.
Они изобрели ДЕМОКРАТИЮ!
7. «государство» -
«палеография» -
«тотемизм» -
8. Керкинитида.
«От первобытности к цивилизации»
(вариант № 2)
Историческое сочинение: «Вред или польза изучения истории»
Все так, незнайкам, демагогам и авантюристам история жестоко мстит и никому не прощает. Поверхностные и ложные
знания, приводят к таким же результатам. История – это ядерная физика человеческой цивилизации, в которой есть свои естественные законы рационального развития, причинно-следственные связи, законы Добра и Зла, нравственные правила и ценности….. Поэтому, кто умеет уважать, терпеливо собирать, анализировать и сопоставлять, тому открываются многие перспективы. И наоборот.
Правильно соотнеси: А.3)-2млн.лет до н.э.
Б.1)- XI-IX тыс. лет до н.э.
В.2) –XX-XIII тыс. лет до н.э.
3. Схема:
4.Сон незнайки содержит такие непростительные ошибки:
А) Кости ископаемых неандертальцев были обнаружены в Европе, они никогда не жили в Африке!
Б) Их возраст археологи датируют 350-250 тыс. лет до н.э.
В) В Африке никаких мамонтов не могло и быть! Это не их ареал обитания – климат жарковатый.
Г) Незнайке скорее всего приснились питекантропы, но они еще не шили одежды из шкур. Зачем?
Д) Люди палеолита не знали железа!
Ж) У них не могло быть хлебо-булочных изделий и чая.
З) А динозавры вообще вымерли еще 65млн. лет назад, задолго до появления гоминидов!
5. Блиц-опрос:
- коза и корова травоядные, а медведь хищник.
- потому что все орудия изготавливались из камня и жили в каменных пещерах.
Примерно 6.5 – 7 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни при обработке не раскалываются под ударами на части, а изменяют свою форму. Попадая же в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Со времен они поняли, что красные куски – это не просто камень, это – металл. Они использовали это открытие.
Работа с текстом учебника стр. 30 – 31. основной вывод по прочитанному:
Появление нового сплава – бронзы. И наступает новая эпоха в истории человечества – бронзовый век.
Появление ИЗЛИШКОВ, что стало еще одной из предпосылок для появления НЕРАВЕНСТВА
НЕРАВЕНСТВО – деление в обществе на богатых и бедных.
Работа с текстом учебника стр. 31 – 32, основные выводы:
Появление обмена
Появление денег
Появление торговли
Появление новых слоев, как следствие усложнение человеческих отношений
Постепенно из родов отделялись большие семьи и осваивали новые территории, но они по-прежнему нуждались в совместной работе. Поэтому люди объединялись в общины. Возникали посёлки, где жили не родственники, а соседи общинники.
Работа с учебником стр. 32 (читать 2 абзаца до «…..искусных ремесленников»)
СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА – община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями
Далее работа с учебником стр. 32 (прочесть 2 последних абзаца)
ВОЖДЬ – глава племени, руководитель военных действий племени.
Работа с учебником стр. 33, знакомство с текстом по вариантам, читают и делают основные выводы:
Неравномерность развития;
Появление городов и государств;
Появление письменности;
На смену первобытности пришла цивилизация.
Закрепление
Производящее хозяйство
Скотоводство
Земледелие
Ремесло
Появление излишков
Обмен
Торговля, Деньгам
Возникновение неравенства
Усложнение первобытного общества
Ремесленники
Скотоводы
Земледельцы
Вожди, Знать
Торговцы (купцы)
Список использованной литературы:
Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995. № 4, с. 122 – 127.
Культурология. XX век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 2002
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира» Москва «русское слово» 2011 г.
globuss24.ru
Вопрос 6. Проблема перехода от первобытности к цивилизации. Поиск путей цивилизационного устроения. Особенности культуры кочевников.
Первобытная культура как первый период в истории
Первобытный период истории длится от появления древнейших ископаемых людей около 2 млн. лет тому назад до возникновения первых государств Древнего Востока в IV — III тыс. лет до н.э. Слово «первобытность» в данном случае имеет общепринятое значение исходного состояния человечества и не связано с какой-то научно-философской доктриной. Культуры, отмеченные чертами первобытности (простое аграрное хозяйство, догосударственное устройство жизни, отсутствие городов, письменности), долгое время сосуществуют с более поздними цивилизациями, теряя свое всемирно-историческое значение, и доживают до современности в труднодоступных местах планеты на положении осколков первоначальной эпохи человечества. В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества — каменный век —включает палеолит (от гр. palaios —«древний» и litos — «камень»), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит разделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний).
Указанное разделение в археологии появилось в XIX в. и отражало отчасти идею о роли технологии в развитии человека, отчасти специфику археологического материала дописьменной эпохи. Неуничтожимый камень (в ряде случаев — единственное, что можно было извлечь из древнейших слоев культуры) служил источником датировок, классификаций, гипотез о древнейшем прошлом. Лишенное индивидуальных свидетельств, биографий, образов, безмолвное прошлое представляется идеальным примером бессобытийной истории.
Период
Характеристика содержания
Палеолит
Ранний
Период антропогенеза:
1. Homo habilis – Центральная Африка, 2-2,5 млн. лет назад, – прямохождение, изготовление оббитых галек, совершенствование с их помощью приемов охоты и собирательства, отсутствие речи.
2. Homo erectus (питекантроп, синантроп) – 1,5-1,6 млн. лет назад – расселение в Европу и Азию, типичное орудие – ручное рубило, которым можно обрабатывать камень, дерево, кость. Зарождение речи, зачатки духовной культуры (находки красной охры, костей животных с насечками). Овладение и поддержание огня. Синантропы использовали огонь для приготовления пищи и обогрева.
3. Палеоантропы (неандертальцы, пресапиенсы, которые трансформировались в homo sapiens ) – способность к рассуждению, абстрактному мышлению, накопление и осмысление практического опыта. Неандертальцы (300-400 тыс. лет назад), создатели мустьерской культуры, жилище в пещерах, сооружение жилищ из костей мамонта и шкур, захоронения умерших сородичей. Неандертальцы не были прямыми предшественниками человека разумного. Они были вытеснены появлением человека разумного ( homo sapiens ) 30-40 тыс.лет назад.
Homo sapiens 40 тыс. лет назад: разнообразие каменных орудий, составные орудия (вкладыши, наконечники), сшитая одежда.
Облавная охота на крупного зверя потребовала коллективных согласованных действий. Захоронения, посыпанные охрой. Главная социальная новация – экзогамия – исключение брачных отношений ближайших родственников.. Возникновение речи, религии, искусства, магии. 15-10 тыс. лет назад: богатый символизм (круг, спираль, свастика), пещерная живопись (Альтамира, Ласко, Монтеспан), натуралистичные изображения животных и человека. В конце верхнего палеолита пещерная живопись исчезает, появился орнамент. Складывание европеоидной, монголоидной и негроидной рас.
Мезолит
8-5 тыс. лет назад – оседлая жизнь, занятия собирательством. Изобретены лук и стрелы, приручена собака, одомашнена свинья. Жилище выкапывают в грунте. Сохраняется охота, рыболовство. Изобретение глиняного горшка. Наскальная живопись исчезает.
Неолит
5-4 тыс. лет назад – расцвет родового строя, каменной индустрии (ошлифованные каменные топоры). Расцвет присваивающей экономики (охота и собирательство). Возникновение производящей экономики – мотыжное земледелия и скотоводства – «неолитическая революция». Аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях - анимизм. Мифологическая картина мира.
Эпоха цивилизаций в жизни человечества составляет примерно 1-2 % от всего периода существования человека. Долгое время человек был порождением природы, составлял ее часть и не мыслил себя вне ее.
Проблема перехода в развитии, в данном случае, перехода к цивилизации – рассматривает вопрос о том, как протекал поиск оптимальной модели организации бытия различных народов, обусловленный теми объективными возможностями, коими каждый народ располагал в данной природной и климатической среде. Эти возможности определялись структурными особенностями материально-производственной практики и связанными с ней характером духовной жизни и ценностями. «Выбор» скотоводства или земледелия как основной формы практики и конкретная форма того и другого определялась структурой ландшафта, структурой растительного и животного мира, равнинным или горным типом местности, лесистым или пустынным, наличием или отсутствием рек, моря, океана. Первобытный человек унаследовал от животного мира два основных способа добывания пищи – собирательство и охоту, но совершенствовал или же радикально преобразовал их технологии, используя создаваемые для этого орудия труда и оружие. Совершенствование породило неизвестный и недоступный животным вид практики – рукомесло. Эти формы практики отвечали критерию необходимости и достаточности для жизнеобеспечения первобытных коллективов. Как бы изначально ни распределялось разделение труда между участниками этих форм деятельности, тем не менее, названные формы практики находились в стойком единстве благодаря консервативности родоплеменных групп.
Однако эта устойчивость не могла оставаться неизменной, поскольку имела небиологический, а социальный характер. Равновесие отношений «человек – природа» нарушалось поисками более продуктивного, более эффективного, более совершенного, наконец, просто более легкого, способа деятельности. Археология дает нам надежные свидетельства медленного, но неуклонного развития техники и технологии во всех трех сферах. Менее серьезно менялось в этом отношении собирательство, более серьезные изменения затронули охоту (от нападения на зверя с дубинами и факелами до пользования копьями, стрелами). Самые серьезные изменения прослеживаются в развитии рукомесла, которое постепенно перерастало в ремесло, так как ремесло быстрее всего и наиболее существенно меняет свою технологическую структуру, оно дарит охоте и собирательству те орудия, которые обеспечивают прогресс.
Роль праремесла в динамике первобытной культуры состояли в том, что оно провоцировало развитие и работу воображения и мышления, создания в голове ожидаемого образа предмета, т.е. стимулировало развитие абстрактного мышления.
Человеческий интеллект – продукт культуры и безостановочно действующий мотор, именно он действует безостановочно с тех пор, как появился человек разумный.
Накапливавшиеся частные изменения, усовершенствования технологий собирательства и охоты постепенно привели к качественным, радикальным преобразованиям всей жизни первобытного общества и всех сторон его культуры: произошло превращение собирательства в земледелие, охоты – в скотоводство, а рукомесла – в развитое профессиональное ремесло.
Потребности совершенствования изначальных форм труда, его облегчения, вели к радикальному изменению трех изначальных форм общественной практики – собирательства, охоты и изготовление орудий. Поэтому дальнейшее историческое развитие могло идти по трем вариантам, трем основным дорогам, обусловленным доминированием одной из данных форм практики (при наличии многих промежуточных вариантов, соединяющих в тех или иных пропорциях эти три формы деятельности).
Таким образом, основной движущей силой рассматриваемого нами процесса было радикальное преобразование ремесленного производства, которое могло обеспечить коренное изменение способов освоения мира, овладение людьми сферами живой природы – растительным и животным миром.
Такого масштаба этот процесс не имел до тех пор, пока он ограничивался созданием каменных орудий и совмещением камня с деревом (в рукояти топора, в стрелах с каменным наконечником). Не внесло больших изменений в эти формы практики и использование мягких металлов – бронзы, серебра, золота, меди. Однако эти металлы останутся неоценимыми материалами прикладных и изобразительных искусств.
Металл сыграл свою истинно революционную роль в производстве орудий труда и оружия тогда, когда была найдена возможность получения и обработки железа- ибо железное, а потом стальное орудие (оружие) позволило создавать недоступную не только камню и кости, а и другим металлам, но необходимую и в труде, и в военных схватках острую и твердую режущую плоскость и проникающее колющее острие. Вот почему переломное значение в истории материальной культуры во всех сферах производства, строительства, изготовления средств передвижения, военной техники, и культуры в целом приобрел «железный век». Именно железные орудия труда позволили людям обрабатывать огромные площади, прорывать грандиозные каналы для искусственного орошения земли и получать обильные и стабильные урожаи, которые обеспечили человеку недоступную ему прежде независимость от власти над ним природы и от власти случая над собирателем ее даров. Это значит, что такие орудия существенно повысили меру его свободы от внешних сил и ее отражение в самосознании.
В свете этого становится понятным, что в странах, более или менее активно освоивших производство орудий из меди и бронзы, достигших высокого уровня в обработке золота и серебра, но не освоивших техники изготовления орудий из железа (на ближнем Востоке, в Древней Индии, в Древнем Китае, в доколумбовой Америке) – их развитие надолго остановилось, «застряло» на том уровне, который характерен для ранних форм земледельческого хозяйства.
Первыми грандиозный рывок в истории мировой культуры сделали греки, и то, что у Э.Ренана заслужило название «греческого чуда», имеет вполне прозаическое объяснение – переход от века бронзы к веку железа.
«Существенным технологическим скачком» назвал И.М.Дьяконов переход от бронзового века к железному, подчеркнув, что освоение в XI - VII вв. до н.э. в Европе и на Ближнем Востоке производства железа сделало возможным более успешную обработку земель, вырубку лесов под пашню, прокладку оросительных каналов в твердом грунте. Это достижение кардинально изменили кузнечное, столярное, кораблестроительное ремесла, прежде всего оружейное.
В этом свете не вызывает удивление высказывание Дж. Бернала, который назвал железный век классической культурой, имея в виду цивилизацию Греции и Рима.
И действительно, древней Греции богатство ее полезных ископаемых открыло возможность, недоступную другим народам того времени, развития ремесла, основанного на выплавке металлов, в первую очередь железа.
Предельно скромное внимание, уделяемое этому историческому явлению в общих трудах по истории, объясняется тем, что он никак не укладывается в господствовавшие до недавнего времени исторические концепции. Между тем на протяжении огромного времени эта культура играла весьма важную роль в судьбах всего человечества. Первые следы скотоводства археологи датируют рубежом VI – V тыс. лет до н.э. в так называемой Бадарийской культуре на территории Южного Египта. Давая обобщенное описание этого типа культуры, этнографы относят к ней культуру древних евреев-скотоводов, скифов, сарматов, кочевые иранские, тюркские и арабские племена стран Передней Азии и Северной Африки. Во II тысячелетии до н.э., племена ариев, воинов, сражавшихся на конных колесницах, вторглись в Северо-Западную Индию и продвинулись до глубин Индостана. Этот перечень можно дополнить народами Западной Европы: германцами, свенами, горными фракийцами; В Средней Азии – саками, массагетами. История Монголии и Китая помнит гуннов, тунгусо-манчжурские племена. Китайский летописец Сэм Цянь говорит о племени «хунну», у которого нет городов и постоянного местожительства. Мощный союз кочевых племен, сыгравший роль в разгроме Римской империи, вошел в историю под именем «готов». Татаро-монгольское нашествие на Русь также является примеров взаимодействия оседлых народов с кочевниками.
Этот простой перечень показывает, какую огромную роль играла культура кочевников в истории. Кочевник в исторической науке воспринимается в образе Вечного Варвара, который паразитирует около цивилизаций.
При всех различиях и особенностях каждого кочевого народа, в судьбах их всех есть нечто инвариантное, важное для понимания общего хода процесса развития человечества. Прежде всего, к культуре кочевников неприменим термин «цивилизация», все авторы применяют для обозначения организации бытия у кочевников термин «культура». Из названных трех путей преодоления первобытности, организация бытия кочевников наиболее архаична, наиболее близка культуре первобытной.
Первым следствием «железной революции» стала реструктуризация самого производственного бытия народов. Природные условия в Северной Африке, в Китае, в Индии позволили перейти к развитому сельскохозяйственному производству. Это выразилось в том, что продуктивное сельское хозяйство заняло господствующее положение в экономике этих народов, сделав две другие формы хозяйственной деятельности подсобными, обслуживающими аграрную доминанту.
Сходный по структуре процесс развивался в жизни других народов, которым природные условия диктовали иной способ эффективного применения металлообрабатывающего ремесла - имеется в виду перерастание охоты на животных в их пленение и искусственное массовое разведение, то есть в скотоводство. Особенно рельефно вырисовывается здесь роль металла при учете его использования для изготовления средств управления упряжными и верховыми животными (уздечки, ободья колес, шлемы, щиты, кольчуги, изготовление металлического оружия – основного орудия труда скотоводов-кочевников).
Суть процессов и у скотоводов и у земледельцев была одинакова. В обоих случаях речь шла о приручении, т.е. окультуривании. Произошло практическое изменение природной данности, только в первом случае это было сделано с флорой, во втором – с фауной. И тут и там переход от изначального способа общения с природой обеспечил более высокий уровень освобождения от былой рабской зависимости от природы и порождал неизвестную им прежде степень самоуважения.
И у скотоводов и у земледельцев происходил распад былого равновесия разных форм практики, одно направление становилось доминантой в зависимости от объективных природных условий. Эта доминанта подчиняла интересам своего господства две другие. Эта доминанта определяла тип общественного бытия и культуры – в одном случае – земледельческий, оседлый, в другом – скотоводческий кочевой.
Основные черты культуры кочевников-скотоводов
Представитель развитой греческой цивилизации Геродот с большим изумлением писал о скифах-кочевниках: у них «нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках».
Если у земледельцев общество объединяется не только общностью происхождения, но и общностью места жительства и труда, то у кочевых народов одна единственная скрепа – кровь, поэтому это общество монолитной прочности и сплоченности. Это не народ, но племя – объединение родственников. Центром является прародитель и хан, как его потомок. Индивиды непрерывно заменяют друг друга: умер один – другой есть его тождество, и так безостановочно.
У народов - скотоводов модель-образец культуры– животное, а у земледельцев – растение, и соответственно значительна не земля, а надземие, горизонталь, в которой они передвигаются, снуют по нагорьям-плоскогорьям серединного пояса Азии.
Кочевники коренным образом отличаются от земледельцев, хотя и существуют и возникают параллельно: кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением, отличается от растения, навеки привязанного к месту своего произрастания. Кочевой народ – это «перекати-поле», все свое носит с собой и ни от чего в этом смысле не зависит. Поэтому они представлялись земледельцам как символ свободы.
Но эта свобода кочевого народа от окружающих обстоятельств есть в то же время величайшая несвобода, рабство: они движутся только потому, что у них ничего нет, они через стадо, которое пасется, зависят от природы и ее плодов. Кочевник - не производитель, а уничтожитель плодов природы.
Кроме того, движение для прокормления стада – это просто перемещение, во время которого не возникает ничего принципиально нового, это просто движение в пространстве, но не развитие. Именно поэтому земледельческое бытие оказалось более способным развиваться, и именно земледельцы создали великие цивилизации, а кочевники запечатлелись в истории как «бичи Божьи». По сей день принцип общения с прирученными животными остался прежним, а все усовершенствования (электродоилки, механическая подача кормов, современный способ убоя скота) приходят в эту сферу извне, из города как питомника научно-технической мысли, а не изнутри данной сферы.
Такое существование наложило отпечаток на способ восприятия мира: все отмечают зооцентризм кочевников в мифологии, тотемизме, художественной образности. В культуре арабов, например, образом мира был верблюд: в их языке классификация животных по возрасту и полу насчитывает свыше ста терминов, а слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.
При этом технология общения с животными была предельно элементарной и не стимулировала развития интеллекта, абстрактного мышления, оно предельно консервативно в организации отношений «человек-животное». Для передачи накопленного опыта из поколения в поколение и обучения молодых работать с животными здесь достаточно показа и устных пояснений. Поэтому в культуре скотоводов не родилась письменность, которая была необходимым средством закрепления и передачи опыта в аграрных и ремесленных культурах. В культурах земледельцев изобретение письменности повсеместно являлось правилом, ибо здесь по типу практической деятельности она необходима.
Скотоводы были обречены характером их производства на кочевой образ жизни, - его диктовала потребность постоянного поиска пастбищ для прокорма стад скота, им было недоступно стабильное городское бытие со всеми его производными, монументальной архитектурой, связанными с ней скульптурой, живописью, школой как институтом образования. Это все то, что обретет человечество на другом пути движения от первобытности, и вся совокупность этого будет называться цивилизацией.
Кочевье диктовало структуру жилища, обеспечивающего его мобильность – это сборно-разборные конструкции. Скифы жили в повозках 4-6-колесных, запряженных волами. Колесницы были изобретены в Месопотамии еще в IV тысячелетии до н.э. В них передвигаются женщины и дети, а мужчины следуют за ними верхом. Естественно, что при таком образе жизни скульптура могла существовать лишь в миниатюрном виде. Зато у них было развито ювелирное искусство, особенно декорирование сбруи и конструирования оружия.
Таким образом, художественная культура кочевников по своей зооморфной ориентации ценностно утверждало, поэтизировало и эстетизировало тот строй жизни, который основывался на управлении стадами животных и военных столкновениях с другими народами.
Военный аспект культуры кочевников
Нередко развитые общества гибли под ударами более примитивных кочевых (падение Рима под натиском варваров, Руси от нашествия наследников Чингиз-хана). Это объяснялось тем, что военная организация кочевников была неизмеримо сильнее, проще и надежнее, чем у противника. Война была формой бытия кочевников, формировавшаяся у мужчин с детства их способом существования, а вовсе не оборонительной необходимостью, как у земледельцев.
С середины XV в. до н.э. у кочевников распространяется коневодство и быстро становится основной отраслью хозяйства, затем одомашнивается верблюд. Благодаря этому делаются возможными более регулярные и длительные перекочевки. Так был освоен Аравийский полуостров, откуда тоже на рубеже II - I тысячелетия до н.э. начинают выбрасываться огромные толпы кочевников (арамеев, затем арабов). Они двигаются сплошной массой, захватывают большие территории.
Роль коня и в самом кочевье и в управлении стадом такова, что он почти также дорог, как человек, даже больше. О роли коня в этой культуре достаточно выразительно говорят скифские погребения, когда с умершим воином кладут его оружие, жену и его коня, непременного спутника его трудовой и боевой жизни.
Особая роль коня в культуре кочевников связана также с местом в их жизни воинских набегов. Отмечается, что одной из основных черт характера таких народов была агрессивность – это не врожденное, но приобретенное способом жизни качество, необходимое для выживания, культурное качество. В культуре культивировалась агрессивность как доблесть подлинного воина.
В системе ценностей скотоводов-кочевников участие в войне было необходимым условием существования и выживания. Мальчиков к этому готовили с раннего детства, через игрушки и игры, затем обучая владению оружием и формируя в сознании подростка воинственность как признак мужественности, как проявление мужской чести и доблести. Повседневная практика скотовода делала убийство живого существа делом привычными, не вызывающим отрицательных эмоций.
Таким образом, общая характеристика рассмотренного нами типа культуры выявляет три доминанты: скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность, сделавшую войну органическим, неотъемлемым элементом хозяйственной и духовной жизни.
Одно из самых существенных различий в трех названных вариантах развития материальной, духовной и художественной культуры – это отношение к пространству и времени.
Для скотоводов-кочевников пространство играет огромную роль, поскольку кочевое бытие и порождаемые им постоянные кровавые столкновения с земледельцами, горожанами и другими кочевниками делают особенно значимой не статику ограниченного, освоенного земледелием пространства, а динамику передвижения в безграничном пространстве гор, степей, рек и моря. Время же для кочевников воинов значит очень мало.
studfiles.net
Курс: История древнего мира - Переход от первобытности к цивилизации
Страница 16 из 43
Переход от первобытности к цивилизации
Примерно в V-IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений - возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины проявляется, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многожёнство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившемся к концу IV - началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племён предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.
Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна была считаться с мнением всей общины. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождём насильствен-но убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей - всё это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.
В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для неё характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.