Как первобытные люди познавали окружающий мир. Методическая разработка окружающий мир 4 класс начало истории человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по познанию мира для 1 класса "Первобытные люди". Как первобытные люди познавали окружающий мир


История человечества с самого начала (окружающий мир)

История человечества берет свое начало более миллиона лет назад. Благодаря археологическим раскопкам ученые смогли установить, что зарождение человеческой расы произошло в Африке – именно там были обнаружены останки первобытных людей.

Что такое археология

Современное общество так никогда и не узнало бы, как выглядели и жили наши далекие предки, если бы не археология. Это наука о древности, которая изучает историю человеческого общества по найденным человеческим останкам и предметам быта.

Археологи регулярно проводят раскопки, извлекая из недр земли бытовые предметы, личные вещи и кости людей, которые жили сотни, тысячи лет назад.

В 1924 году в ходе археологических раскопок в пустыне Калахари в Южной Африке были обнаружены останки австралопитека – южного человека, который стал прародителем современного человека. Впоследствии останки австралопитеков были найдены в Центральной и Восточной Африке. Поэтому принято считать, что колыбелью всего человечества является африканский континент.

Останки австралопитека

Рис. 1. Останки австралопитека.

Самым первым периодом истории человечества является эпоха первобытной истории – именно тогда происходило зарождение человеческой расы.

Первобытный человек

Древнейший человек мало чем походил на современного: гораздо больше сходства он имел с большой обезьяной. Однако он уже не принадлежал приматам, поскольку обладал следующими особенностями:

  • Передвижение не на четырех конечностях, а на двух ногах. Прямохождение – важнейшее отличие древнего человека от животных.
  • Длинные руками было удобно выполнять незатейливую работу: собирать ягоды, рыть землю, хватать, стучать.
  • Размер мозга был больше, чем у обезьян, но гораздо меньше, чем у современных людей.

Древнейший человек

Рис. 2. Древнейший человек.

Сильные эмоции древнейшие люди выражали при помощи отрывистых звуков, поскольку речь еще не была развита. Питались они только тем, что находили.

Первобытный мир

Первобытные люди собирались в небольшие коллективы, ведь одному было крайне сложно выжить в условиях дикой природы. Поскольку они жили в теплых регионах земного шара, то не было нужды заботиться об одежде. Однако первобытные люди все же научились строить примитивные жилища, которые спасали их от палящих солнечных лучей, дождя, хищников.

Первыми орудиями труда древнейших людей были их сильные руки и зубы, а также камни и сломанные сучья деревьев. Со временем они научились делать простейшее орудие из подручных средств: палок, рогов и костей животных, камней.

Главным занятием древнейших людей была добыча пропитания: рыбная ловля и охота, требовавшая ловкости, выносливости и большой физической силы. Женщины занимались собирательством съедобных растений и ягод. Между племенами существовал обмен одних товаров на другие.

Огромное влияние на развитие человечества оказало умение добывать и использовать огонь. Благодаря этому древние люди существенно улучшили свою жизнь: огонь обеспечил им тепло, надежную защиту от диких животных, улучшил качество пищи.

Свои знания древние люди передавали потомкам при помощи наскальной живописи. При помощи примитивных фигурок они изображали окружающий мир, важные периоды своей жизни: сцены охоты, стычек с враждующими племенами.

Рис. 3. Наскальная живопись

Первобытная история длилась не одну сотню лет. За это время древние люди смогли расселиться практически по всему земному шару и заселить все материки, кроме суровой Антарктиды.

Что мы узнали?

При изучении темы «Начало истории человечества» мы узнали, каковы были особенности внешнего вида и поведения древнейшего человека. Выяснили, как жили наши далекие предки, как происходило развитие самой первой – первобытной – эпохи в истории человечества.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Как понимали мир первобытные люди

Страницы: 2 3 ПОКЛОНЕНИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЕ  Когда люди научились обрабатывать землю и приручили диких животных, они открыли ещё одну тайну природы. Они считали, что всё: небо, солнце, земля, лес, вода, деревья, камни, день, ночь — имеет свою душу, которая живёт самостоятельной жизнью, словно человек. Вера в самостоятельное существование духов (демонов) называется анимизмом (от латинского слова «анима» — душа). Среди многочисленных духов и демонов человек со временем стал выделять самых главных для себя и поклоняться им как божествам. Это были божества Земли, Неба, Солнца и другие. Им посвящали специальные обряды и празднества. Божеств представляли всесильными и всеведущими. Люди думали, что их боги живут, как и они сами, одним родом, что у них тоже есть матери, отцы и дети, что боги ссорятся и враждуют между собой. Анимизм позже превратился в поклонение великим богам. Обращаясь к духам и божествам, человек рассчитывал на их помощь. Первобытная религия сплачивала род. В МИРЕ ЦАРИТ ПОРЯДОК  В течение долгого времени человек воспринимал окружающий мир как непонятный и страшный. Он пытался повлиять на него посредством магии. Древние земледельцы пришли к выводу, что в мире царят определённый порядок и гармония. Они заметили, как ритмично сменяют друг друга день и ночь, дождь и засуха, солнце и луна, рождение и смерть. Они поняли, что чередование противоположных явлений — это основа мирового порядка. Всё в мире было парным, двойным и одновременно противоположным: ночь и день, мужчина и женщина, свет и тьма, лето и зима, вода и суша, верх и низ, жизнь и смерть. Различные качества человека также характеризовались в виде парных противоположностей: добрый и злой, хороший и плохой, красивый и уродливый, смелый и трусливый. В народных сказках мы нередко встречаем выражения: «Ловись, рыбка, большая и малая!», «Рубись, дерево, прямое и кривое!», «Слушайте все, старые и малые!». ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ МИРА? В те далёкие времена возникло представление о Мировом дереве, которое служило наглядным символом мирового порядка. У разных древних народов его называли по-разному: Дерево (Древо) жизни, Дерево познания. О нём рассказывали в легендах и сказках, его изображали на посуде и одежде, в Украине вышивали на рушниках (полотенцах).

izuchaem.info

Методическая разработка окружающий мир 4 класс начало истории человечества

Урок окружающий мир 4 класс

Тема: начало истории человечества.

Цели деятельности учителя: способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; создать условия для определения границ знания и «незнания».

Тип урока: открытие новых знаний.

Личностные результаты: научатся регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Планируемые результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Сценарная разработка урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивированное начало урока.

-Прозвенел звонок, он позвал нас на урок

- Сегодня мы отправляемся в долгое путешествие по реке времени на волшебном летучем корабле, название которого «Надежда». Капитаном у нас будет «пятерка».( слайд 1)

- Какие качества нам пригодятся в пути? Я желаю вам успехов.

2. Актуализация знаний. Знакомство с учебником.

- Вам наверно интересно, а как мы попадём в реку времени, и где она находится. Нам надо всего лишь открыть нашу волшебную книгу – учебник «Окружающий мир» часть 2.

-Дома вы уже самостоятельно познакомились с ним. Что будем изучать в этой части? Какие темы вас заинтересовали?

- Откройте 3 страницу и прочитайте название первого раздела. Как вы его понимаете? Мы приступим к изучению истории всего мира. Чему мы будем учиться в этом разделе? (дети читают по- цепочке)

3. Знакомство с темой урока. Постановка задач.(слайд 2)

- Причитайте тему сегодняшнего урока. Какие задачи мы перед собой поставим? Прочитайте с.4 (слайд 3)

Мы узнаем, что такое история, на какие эпохи делится история, какие другие науки помогают в изучении истории , о жизни первобытных людей

мы научимся отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, сравнивать, делать выводы, работать сообща.

4. Работа по теме урока.

1. 3накомство с понятиями «история» «археология» «исторические источники»

-И так мы отправляемся в путь. Первый вопрос, на который нам надо ответить « что такое история?» (слайд 4)

Вы встречались уже с этим словом? (да)

- Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

- слово это многозначное .

Но есть и другое значение этого слова.

Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

Текст №1

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

- Что же такое история? (слайд4)

- Кто является родоначальником исторической науки? (слайд 5)

- Ученые разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Они называются так: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.(слайд)

-Как ученые узнали о прошлом? Опишите , что изображено на фотографии в тетради с.3

- вспомните, какая наука изучает прошлое человечества по находкам, полученным в результате раскопок.

Эта наука – археология. (слайд 6) Запишите в клеточках.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. ( слайд 7)

- все предметы и вещи, найденные на месте раскопок называются историческими источниками.

5.Физминутка.

2. Знакомство с первобытным человеком.

- Наша первая остановка «Стоянка первобытного человека» Представим себе, что мы археологи. В экспедиции мы наткнулись на стоянку первобытного человека. Что мы видим.(слайд 8)

- Первобытная история была самой первой и долгой эпохой. Людей, которые тогда жили, называют первобытными. Большинство ученых считают, что люди появились около двух с половиной миллионов лет назад. Следы их жизни ученые – археологи находят в Восточной Африке и Азии. Здесь был жаркий климат, много еды.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике с. 5. Какой из этих людей, по своему облику напоминает современного человека, а какой жил два миллиона лет назад? По каким признакам вы это поняли?

- Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке ученых – антропологов. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?(слайд 9)

1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.(слайд 10)

- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать).

- А как первобытный человек жил? Чем занимался?

Послушаем выступление следующих ученых- энтомологов.

3 ученик. Древние люди не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или от лап хищниками. Поэтому они жили группами, человеческим стадом. (слайд 11) Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.(слайд 12)

4 ученик. С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством.

Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека. (слайд 13)

5.Самостоятельное чтение текста.

Сейчас вы познакомитесь сами с отчетом о работе нашей экспедиции - статья в учебнике с.5-6.

1. Беседа по вопросам.

-Какое искусство появилось ещё в древности?(слайд 14)

-Почему первобытные люди изображали животных?

- как изменилась жизнь первобытных людей к концу своей эпохи? Что умели делать?

- какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?

-Какие трудности испытывают ученые при изучении жизни первобытных людей?

6. Первичное закрепление. Работа в группах.

Сейчас поработаем в группах. Обсудите вопрос.

-Какую роль в жизни первобытных людей играл огонь?

работа в парах. Выполнение теста с.3-4. (№3) Оцените свою работу на уроке.

7. Итог урока. Наше путешествие заканчивается. По какой теме работали?

- Кого называли «отцом истории»?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- прочитаем вывод с.7 Оцените свою работу на уроке.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание . (слайд 17) Используя рисунки с.4-6 рассказать о жизни первобытных людей. РТ.с.4 №3,4.

Самоанализ урока окружающий мир в 4 классе

Тема урока : «Начало истории человечества» . Данный урок относится к разделу «Всемирная история» .

Это урок открытия нового знания. Была выбрана игровая форма-путешествие.

На уроке присутствовали следующие формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в паре и группе. Словесно- иллюстративный метод.

Использовались технология деятельного метода обучения: исследование, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Основная цель урока - способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях. В течении всего урока шло формирование универсальных учебных действий:

Предметных: обучающиеся узнали о жизни первобытных людей работая с учебником, дополнительными источниками информации;

Метапредметных : формировали способностью понимать и удерживать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные результаты. учились регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мир Воспитывались такие качества, как взаимопомощь, ответственность, уважение к партнёру.

1.На этапе самоопределения к деятельности с целью включения учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне я предложила детям подумать, что пригодится нам для успешного путешествия. На этом этапе формировались умения (универсальные учебные действия)Личностные: понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, обмениваются мнениями. Была использована фронтальная форма работы.

2.На этапе актуализации знаний дети познакомились с новым разделом и тем, что они узнают уроках . На этом этапе формировались умения личностные: проявляли интерес к изучаемому предмету. коммуникативные: высказывали свою точку зрения, обменивались мнениями. На этом этапе использовалась фронтальная, индивидуальная формы работы .

3. На этапе постановки учебной задачи учащиеся проговаривали цели урока при помощи наводящих вопросов. Была фронтальная работа. На этом этапе формировались универсальные учебные действия: Регулятивные: ориентироваться в учебнике, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга.

4.На этапе открытия нового знания были использованы: подводящий диалог, работа с различными информационными материалами, индивидуальные выступления, работа с презентацией. Формы работы чередовались: фронтальная, парная, индивидуальная. Формировались учебные действия Коммуникативные: обменивались мнениями, слушали друг друга, строили понятные речевые высказывания, задавать вопросы, работали в коллективе, уважали мнение других .Личностные: осознали свои возможности в учении регулятивные :. ориентировались в учебнике; контролировали учебные действия, замечали допущенные ошибки. Познавательные: осуществляли поиск необходимой информации.

5.На этапе первичного закрепления обучающиеся самостоятельно знакомились с текстом и отвечали на вопросы. Работали в группе. Высказывались по заданному вопросу. Была фронтальная и групповая работа. Развивались учебные действия Познавательные: извлекали необходимую информацию из прочитанного текста, систематизировали собственные знания. Регулятивные: ориентировались в учебнике; контролировали учебные действия, замечали допущенные ошибки;

Коммуникативные: работали в коллективе, слушали друг друга, строили понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, уважали мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознавали свои возможности в учении.

6.На э тапе включения новых знаний в систему знаний было предложено задание тестового характера с проверкой по эталону. Была работа в парах.

7. На заключительном этапе с целью осознания обучающимися степени своей учебной деятельности я предложила им ответить на вопросы. Прочитать вывод. Оценить свою работу на уроке. Была фронтальная и индивидуальная работа. Развивались ууд Познавательные: ориентироваль в своей системе знаний .Регулятивные: оценивали собственную деятельность на уроке. Личностные: испытывали гордость за полученный результат.

infourok.ru

Конспект урока по познанию мира для 1 класса "Первобытные люди" страница 2

Дискрипторы:

- выбор нужных предметов

- расположение по степени значимости

ФО По одному ученику с каждой группы называют слова. Другие учащиеся выражают свое согласие

hello_html_m52b611c7.gifhello_html_m10f5831e.gif

Метод Хлопок в ладоши

Группа получает фрагмент рисунка - пазл

А кто знает как путешествуют люди в фантастических рассказах и фильмах (на машине времени). Вот сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие на машине времени в наше далекое прошлое.

Возьмитесь за руки, чтобы по дороге никто не потерялся.

Звучит музыка показываю слайд.

Метод вопрос-ответ

- Посмотрите вот лес. В этом лесу живут странные существа. Посмотрите на них.(картинки с изображением первобытного человека) Как вы думаете кто это?

(Первобытные люди)

1мин

2мин

2мин

5 мин

1мин

Раздаточный материал

Дидактический раздаточный материал

ИКТ

слайд №1-2

слайд №3

Середина урока

Критерии оценивани

Постановка темы урока. Как мы можем сформулировать тему урока? (первобытный человек)

Сегодня мы узнаем:

- Кто такой первобытный человек?

- Чем занимался?

- Чем питался?

- Из чего строил жилища?

Кто такой первобытный человек?

(первый человек на Земле)

-Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств, больших городов. Первый человек по некоторым источникам появился в Африке.

Работа с картой.

Кто сможет показать на карте Африку?

Позже люди стали расселяться по всему свету. (Показываю на карте). Заселили Евразию, Северную и Южную Америки, Австралию.

hello_html_28584af1.jpg

Древние люди жили большими семьями – родами

Clan – род

Племенами-tribe (трайб) тайпа

Техника "20 секунд"Как вы думаете, что служило пищей для первобытных людей? (дети перечисляют)

Задание группам. Метод "Каждый учит каждого"

Выбрать необходимые картинки и объяснить, что служило пищей первым людям

(коренья, мясо, фрукты, рыба, ягоды, мороженое, хлеб, пицца, гамбургер)

Дети объясняют свой выбор

ФО Метод большого пальца

hello_html_7e42bc14.gif

Группа получает следующий фрагмент рисунка

Чем занимался каждый член семьи?

Метод "Свободная беседа"

Как вы думаете, чем могли заниматься женщины в племени? Посмотрите на слайд.

Женщины собирали съедобные коренья и ягоды

жинау жидектер.

Готовили пищу. Поддерживали огонь flame от в своих жилищах. Шили примитивную одежду из шкур животных. Шкуры скрепляли между собой мелкими костями, вместо современных булавок.

Как вы думаете, чем могли заниматься мужчины в племени?

Мужчины добывали огонь flame от , ловили рыбу и охотились. аң аулау- hunt. . В то время еще водились мамонты. Мужчины выкапывали большие ямы, которые сверху закрывали ветками. Когда животное проваливалось в яму, уже не составляло труда убить его. Большим семьям надолго хватало этого мяса.

Мужчины строили жилища.

Посмотрите на экран. Как вы думаете, что служило жилищами (пещеры). Cave үңгір

Так же жилища строили из веток, камней, шкур и костей животных.

infourok.ru


Смотрите также