Археологические памятники первобытности дают четкие показания о развитии, наряду с развитием техники, некоторых отраслей производительной деятельности человека. Так, ряд последовательных культур — ашельская, мустьерская, ориньякская, солютрейская и мадленская — говорит о развитии охоты, причем преимущественно на крупных животных. Последние три культуры, а затем и культуры мезолита и развитого неолита красноречиво свидетельствуют о все развивающемся рыболовстве. Далеко недостаточны соответствующие археологические показания о земледелии, причем о ранних его стадиях, не говоря о его возникновении, достоверных свидетельств нет. Высказываются предположения, что в самых примитивных формах земледелие возникло уже в ориньяко-солютрейскую эпоху. Если это так, то еще больше усиливается то значение данного исторического рубежа, о котором говорилось выше. В позднем неолите, в Триполье и в эпоху свайных сооружений земледелие было уже довольно развито, причем возделывался ряд культурных растений.
Наконец, после появления в азильской культуре первого прирученного животного — собаки, встречающейся и в культуре Маглемозе, поздние культуры неолита дают остатки уже почти всех домашних животных, за исключением лошади, свидетельствуя об устойчивом разведении скота.
Но археологическая картина поневоле остается и здесь неполной и отрывочной. И здесь этнографический материал внушительным образом восполняет и расширяет эту картину. Начнем с собирательства. Значение его в хозяйственной жизни человека сохраняется довольно стойко всю первобытную эпоху. Пока еще не возникло земледелие и скотоводство, собирательство продолжает играть не меньшую роль, чем охота. Так, у австралийцев собирательство остается скорее основным способом добычи пищи. Тогда как охота не всегда возможна и не всегда приносит удачу, женщины-австралийки ежедневно отправляются за сбором пищи, захватив с собой сумку и палку с обожженным концом, которой они добывают съедобные коренья, различных личинок, мелких животных и рептилий. Та же палка, кстати сказать, служит австралийке и оружием в случае драки.
И у значительно более развитых племен и народностей собирательство играет нередко весьма существенную роль. Так было, например, с собиранием дикого риса у индейских племен ирокезов и алгонкинов. Заросли риса в ручьях и озерах, так называемого «мокрого» риса, распространены по Северной Америке широким поясом от Скалистых гор до Атлантического океана. Собирание этого риса носило организованный характер, составляя дело женщин. Принадлежавшее каждому племени «поле» было поделено по родам. Еще до созревания риса все женщины рода, разъезжая на лодках, присматривали за своим «полем», затем коллективно производился сбор урожая, который делился по отдельным хозяйствам. Такой же примерно характер имел и сбор дикого горного, так называемого «сухого», риса у племен Индонезии.
Очень большое значение имело систематическое собирательство семян нескольких видов дикорастущих съедобных растений у монгольских народностей Центральной Азии. Собранные в больших количествах семена обмолачивались, поджаривались, мололись ручными жерновами и давали запас муки, которой питались круглый год, вплоть до нового урожая. Немаловажную роль играло собирательство кореньев, всевозможных плодов, ягодных культур и пр. в прошлом всех народностей Сибири, Севера и Алтая. Оригинальное, широко организуемое хозяйственное предприятие составляет сбор улиток у некоторых негрских племен в Западной Африке. В сезон, когда улитки массами наводняют заливные луга, на сбор их выходят целые селения, собирая обширные запасы, составляющие затем источник питания на целый год.
Описанные виды собирательства представляют собой уже высокую и вместе с тем позднюю форму этого способа добывания пищи. Это уже не случайное собирание, к тому же имеющее целью непосредственное потребление, а планомерное, приуроченное к урожаям, собирание пищи и создание запасов.
informvest.ru
РЕМЕСЛО В ПЕРВОБЫТНЫЕ ВРЕМЕНА - ИСТОРИЯ РЕМЕСЕЛ - МХК - Каталог статей
Еще не изобретен прибор, дающий людям возможность видеть сквозь завесу времени. Поэтому если для изучения далеких звезд и планет ученые используют мощные телескопы, то для исследования прошлых веков и тысячелетий они прибегают к иным научным методам.
Один из них — историко-археологический. Он основан на изучении следов человеческой культуры далеких эпох. При археологических раскопках в Европе, Азии, Африке, Америке находят орудия труда, охоты, предметы быта, украшения, скульптурные изображения животных и людей. Они — ценный материал для историков. Какой-нибудь невзрачный черепок или кусок полуистлевшей ткани из захоронения могут многое поведать о своей эпохе.
Есть и другой метод — этнографический. Этнография — это наука, изучающая происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира. Наблюдая быт и культуру сообществ, находящихся на первобытной стадии развития, читая записи, оставленные путешественниками, ученые прослеживают историю развития человечества. Так, например, живой иллюстрацией организации жизни первобытных племен явились бушмены Южной Африки, жители Огненной Земли и Тасмании, аборигены Австралии. В двадцатом веке они продолжали пользоваться каменными топорами, обрабатывать шкуры животных костяными ножами, в ужасе припадали к земле во время грозы или солнечного затмения. Как ни странно, на нашей планете продолжают существовать заповедные уголки, где время как бы замерло на уровне каменного века. И это при том, что в какой-нибудь сотне километров от этих мест люди разговаривают по телефону, разъезжают на автомобилях и готовят ужин в микроволновых печах. А по ночам среди звезд мигают огоньки искусственных спутников Земли.
Прежде чем достигнуть современного уровня, человечество прошло долгий путь. Предполагается, что самый древний человек — презинджантроп жил более двух миллионов лет назад. Ученые назвали его «человеком умелым», поскольку в местах его обитания найдены орудия труда, например остро заточенная галька.
К эпохе верхнего палеолита (40-14 тысяч лет до нашей эры) в человеческой истории произошел перелом. Основой развивающихся между людьми отношений становится труд. Выживание требовало коллективных действий. Лишь сообща можно было успешно охотиться на крупного зверя, оберегать жилище, поддерживать в нем огонь. Мужчины земледельческих племен группой в несколько человек уже могли повалить большое дерево и его сучьями проборонить землю для лучшего урожая.
В верхнем палеолите люди жили родами, объединявшимися в племена. За племенами стихийно закреплялись территории обитания или промыслов, и если они нарушались, между племенами возникали войны. Понятно, что голыми руками и не поохотишься, и рыбы не наловишь, и не победишь врага. А кроме того, не везде на Земле климат был мягким и теплым. Холод заставлял людей задумываться об одежде. Так что, промежутки между выходами на охоту, рыбной ловлей и войнами занимали хозяйственные дела — изготовление орудий, ловушек, лодок, домашней утвари, одежды.
В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н. э.) человек научился плести сети и корзины, выдалбливать из дерева лодки, изготовлять каменное оружие. Далее следует неолит (6-2 тыс. лет до н. э.) — время зарождения гончарного дела. Тогда же люди покоряют камень — они умеют сверлить и полировать его, что позволяет создавать инструменты. На посуде, орудиях труда появляется резьба и орнамент. Более изящными становятся украшения: серьги, бусы, браслеты. Именно этим временем датируются и остатки культовых сооружений, говорящих о достижениях в строительстве.
Так что, уже с первобытных времен люди стремились украсить свои жилища и предметы обихода. Значит ли это, что понятие красоты и гармонии было доступно обитателю Земли за многие тысячелетия до наступления новой эры?
Самые ранние произведения искусства появились 30-15 тысяч лет назад. Их относят к позднему этапу эпохи палеолита — древнекаменного века. Эти периоды ученые называют Орийьяк-Солютре и Мадлен — по названию местностей, где впервые были обнаружены скульптуры и рисунки первобытных мастеров. Живописная техника вначале была совсем примитивной. Видимо, в какой-то момент древний творец замечал, что стопа или рука оставляют на мягкой поверхности земли отпечаток. Следовательно, такой же отпечаток можно было оставить на стене пещеры, прижав к ней покрытую глиной ладонь. А пальцами чертить продольные и вертикальные линии и круги. Обнаруженные в природе минеральные краски позволяли делать изображения цветными. Сначала это открытие, по-видимому, всего лишь забавляло нашего предка. Но по мере совершенствования руки и увеличения впечатлений от внешнего мира у него стали получаться контуры фигур более-менее похожих на животных и человека.
Однако трата времени не на изготовление необходимых в хозяйстве предметов, не на сон, а на бесполезное «размалевывание» стен или на лепку неказистых фигурок объясняется прежде всего попытками воздействовать на окружающий мир. Так, женские статуэтки из Ментоны или Виллендорфа воплощали в своих грубых формах прекрасную идею материнства.
Вылепливая эти фигурки из бесформенного куска глины, первобытный скульптор как бы призывал природу последовать его примеру и подарить женщинам его племени здоровых детей, а земле — плодородие.
uroki-sovy.3dn.ru
История первобытного общества (Алексеев, Першиц)
Возникновение ремесел. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т. е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнепромысловой к собственно ремесленной деятельности.
Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространились защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончарство и даже литье бронзы — все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Этнологически установлено, что в первобытные времена кузнецы повсюду составляли обособленный слой населения. Иногда, как у большинства племен Тропической Африки, они пользовались почетом, иногда, как у берберов, арабов, нуристанцев (кафиров) или у некоторых народов Индии, их презирали, но в обоих случаях к ним питали чувство суеверного ужаса. О том же говорят факты языка: в русском, например, слова «кузнец» и «козни» происходят от одного корня. Археологи часто находят стоящие особняком кузницы или даже отдельные поселки кузнецов, то же фиксируется этнологически. Все это позволяет считать, что кузнецы очень быстро выделились из среды других общинников, а кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. В то же время степень их ремесленной специализации не надо переоценивать. Даже и работая по заказу или на рынок, кузнецы со своими семьями долгое время продолжали заниматься также и производящим или присваивающим хозяйством. Окончательное отделение кузнечного ремесла от других видов хозяйственной деятельности происходило уже только в раннеклассовых обществах, да и то не сразу и не везде.
Происходило становление также и других видов ремесленной деятельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Последний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюционировать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным условием становления раннего гончарного ремесла. Например, во многих районах Африки и Америки керамика производилась на рынок и без них.
Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них — земледелия.
Интенсификация обмена. Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось развитием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Мы видели также, что в эпоху позднепервобытной общины получила значительное распространение другая форма обмена—дарообмен. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престижной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономический обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.
Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металлических, гончарных и других изделиях. Кроме того, и те и другие вели интенсивный обмен с носителями присваивающего хозяйства, снабжая их сельскохозяйственной продукцией и получая от них «дары» леса, моря и т. п. Развитие регулярного межобщинного обмена повело на этой стадии к дальнейшему упрочению ряда связанных с ним общественных институтов. Таково в особенности гостеприимство, гарантировавшее чужакам, прибывавшим чаще всего с целями обмена, защиту их жизни и имущества. Таковы же отношения постоянного обменного партнерства, эволюционировавшие в одних случаях во взаимное приятельство типа кавказского куначества, в других —в такой вид искусственного родства, как побратимство.
С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное (например, как местами в Тропической Африке, до нескольких тысяч) число людей.
И престижный, и в особенности подлинно экономический обмен способствовали складыванию в обществе представлений об эквивалентности обмениваемых предметов, возникновению мерил стоимости и средств обмена. Ими становились самые различные предметы, представлявшие ценность из-за своей редкости, экзотичности или вложенного в них труда. Это могли быть ожерелья из собачьих, свиных, медвежьих, акульих зубов; связки красивых перьев или (особенно вдали от побережья) редких раковин; снизки табачных листьев, мешочки с бобами какао, циновки, куски ткани, каменные кольца, богато орнаментированные кувшины, бусы и т. п. В Старом Свете одним из наиболее распространенных средств обмена были добываемые в районе Мальдивских островов раковины каури («змеиная голова», «ужовка»). Воспоминание об этом в некоторых языках сохранилось до настоящего времени: современная денежная единица государства Гана седи на языке ашанти значит «раковина». Довольно широко в качестве обменного эквивалента применялись бруски соли. Такую же, если не еще большую, роль играли меха и скот, от наименования которого в ряде древних языков было произведено наименование денег (санскритск. рупиа, латинск. пекуниа, древнерусск. скот). Но там, где были известны металлы, главными мерилами стоимости очень рано обычно становились именно они в виде слитков, пластинок, прутьев или различных готовых изделий. Так, в бронзовом веке Европы, судя по составу сконцентрированных вдоль важнейших торговых путей кладов, вернее, спрятанных в землю складов материалов или изделий для обмена, самым распространенным средством обмена были оружие и украшения из бронзы. Этнологически металлические «первобытные деньги» хорошо известны в Африке: простые и крестообразные медные слитки стандартной формы, деревянные стержни, обвитые медной проволокой определенной длины, железные мотыги и т. п.
Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространение колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тысячелетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии — одногорбый и двугорбый верблюды.
Рост обменных операций долгое время не требовал выделения специалистов в данной области — торговцев. Этими операциями занимались сами производители общественного продукта, и особенно вожди и бигмены, для которых посредничество в обмене и накопление обменных эквивалентов было одним из важнейших средств повышения своего престижа. Но и появление профессиональных или полупрофессиональных торговцев, означавшее третье крупное общественное разделение труда, постепенно вызревало уже в эпоху классообразования, что, по-видимому, прослеживается археологически. Так, на известных в 4 тысячелетии до н. э. во многих странах Передней Азии полых глиняных шарах с миниатюрными глиняными же изделиями внутри, употреблявшихся для фиксации количества и качества посланных товаров, обнаружены оттиски печатей как знаков собственности.
Рост общественного продукта и превращение избыточного продукта пририбавочный. В эпоху классообразования были созданы самые мощные за всю историю первобытности производительные силы. Они сделали возможным относительно далеко зашедшее общественное разделение труда, что, в свою очередь, стало решающим фактором дальнейшего повышения производительности трудовой деятельности. Специализация в земледелии, скотоводстве, различных видах высокоразвитого присваивающего хозяйства, ремесленных занятиях способствовала усовершенствованию орудий и навыков, увеличению количества и улучшению качества производимого продукта. В этом же направлении действовало дальнейшее развитие престижной экономики, требовавшей создания все новых и новых материальных благ для надобностей дарообмена, пышных пиршеств, щедрых раздач или даже церемониального уничтожения богатств. Об увеличении объема производства в эту эпоху прямо свидетельствует увеличение, например, в бронзовом веке Закавказья, хранилищ для запасов продукции — зерновых ям, больших сосудов для хранения зерна и другой пищи и т. п.
Рост массы производимого продукта и обеспечение регулярности его получения создали условия для превращения избыточного продукта в прибавочный, т. е. такой, который производится одним человеком, а присваивается другим, порождая отношения эксплуатации. Подробно о них речь будет дальше.
Подъем производства в эпоху классообразования в различных областях ойкумены происходил в далеко не одинаковых формах. Развитие производящего или присваивающего хозяйства, наличие или отсутствие металлургии, характер этой последней, особенности других видов ремесленной деятельности и т. д.— все это принимало различные конкретно-исторические, локальные формы, отражавшие неравномерность исторического развития.
Неравномерность и разнообразие хозяйственного развития человечества в эпоху классообразования. Неравномерность исторического развития наметилась еще в палеолите, выразившись в разных формах внешней культуры и разном характере специализированной охоты. Дальнейшим шагом на этом пути было, как мы помним, возникновение земледелия и скотоводства, при котором человеческие коллективы во многих областях ойкумены продолжали оставаться охотниками, рыболовами и собирателями. Овладение металлом и особенно переход к эпохе железа еще более усилили этот процесс. Тот феномен, который отражает неравномерность исторического развития и с которым имеют дело археологи, а именно территориально приуроченные комплексы предметов материальной культуры, получившие наименование археологических культур, достиг значительного развития еще в неолите, но наивысший его расцвет падает как раз на рассматриваемое время. На наиболее изученной археологически территории Европы, например, выделены десятки таких культур, каждая из которых отличается специфическими чертами, начиная от какого-то своеобразия хозяйственной деятельности и кончая орнаментацией керамики. Общее представление о них дают археологические курсы. Мы же ограничимся здесь обзором наиболее существенного в хозяйственной деятельности человеческих коллективов в этот период.
Разделение на земледельцев и скотоводов имело экологически обусловленный характер: долины больших рек всегда были средоточием преимущественно земледельческих коллективов, горные местности и степи — преимущественно областями скотоводства. Однако зависимость человека от географической среды никогда не была абсолютной, тем более она не была абсолютной на этом уже достаточно высокоразвитом этапе истории первобытного общества. Развивалось высокогорное земледелие с террасовой организацией полей, земледельцы держали скот, используя его при стойловом содержании как тягловую силу и пользуясь параллельно продуктами животноводства. Кстати говоря, упомянутая Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством, лишь в горных районах земледелие уступало скотоводству, но нигде хозяйство не было чисто безземледельческим. В лесной зоне Европы продолжали кое-где обитать племенные группы охотников и рыболовов, немало их было на побережье Балтийского моря и крупных озер — Женевского, Ладожского, Онежского, аналогичный культурный комплекс был распространен вдоль всего северного побережья Евразии. На востоке севера Евразии, Аляске, в Канаде и на юге Гренландии охота приобрела именно в это время специализированный характер, будучи охотой на морских млекопитающих. Комплексное хозяйство, опирающееся на земледелие со стойловым содержанием скота или с отгонным скотоводством, было распространено по всей степной полосе Евразии, хотя в отдельных районах, например в Монголии, ряде горных районов юга Средней Азии, полупустынных и пустынных местностях Средней и Передней Азии, преобладало кочевое скотоводство. В принципе тот же набор хозяйственных укладов был представлен в Южной и Юго-Восточной Азии, модифицируясь в зависимости от местных природных условий. Восточная Азия, как уже указывалось, была очагом мощнейшего земледельческого хозяйства, оказывавшего разнообразные культурные импульсы на окружающие территории как в способах ведения хозяйства, так и в наборе культивируемых растений. Островной мир Юго-Восточной Азии, Австралия с Тасманией, Океания демонстрируют довольно большую культурную чересполосицу, которая примерно в тех же границах, судя по археологическим данным, существовала и несколько тысяч лет назад: в Австралии и Тасмании —охота, на островах Юго-Восточной Азии —земледелие со скотоводством, кое-где охота, рыболовство в прибрежных районах, в Океании —рыболовство с небольшими зачатками производящей экономики в виде культуры кокосовой пальмы и разведения свиней. Громадный географический массив обеих Америк был преимущественной областью распространения охотничье-рыболовческого хозяйства с собирательством, в Центральной Америке и прилегающих районах развивалось, как уже говорилось, земледелие, сопровождавшееся пастушеским скотоводством. Африка в силу разнообразия своих природных условий имела, наверное, уже в это время отдельные земледельческие культуры в центральных районах, кочевое скотоводческое хозяйство — в полупустынных и на окраине пустынь, в джунглях продолжали проживать охотники и собиратели.2. ВЫЗРЕВАНИЕ ИНСТИТУТОВ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА
С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них — частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делавшая возможным существование всех других институтов.
Становление частной собственности. Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшегося другим. Во-вторых, те же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи первобытной общины прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации. продолжение