Обряд инициации как духовная практика первобытности. Инициации обряд в первобытном обществе
В первобытном обществе был распространён обряд инициации когда
Для первобытного общества, как известно, было характерно производить обряды, в результате которых человек переходил на новый уровень развития. Проведение подобного рода обрядов стало называться инициацией, что в переводе с латинского означает «посвящение, осуществление таинства». Исходное определение понятия инициация трактуется как совокупность обычаев в первобытном обществе, заключающаяся в переходе молодых людей и девушек в категорию взрослых. Более точный смысл инициации раскрывается в том, что в какой-либо общественной группе или обществе происходит зарождение и развитие индивидуума.Выделяется три вида инициации:1. Коллективное посвящение – переход их возрастной категории детей и юношей в совершеннолетних. Лица, подпадающие под данный тип перехода, пребывают в возрастной категории как с шести, так и с двенадцати лет. 2. Обряды, в результате которых происходит вхождение в некое тайное сообщество или братство.3. Доказательство того, что шаманы и вожди имеют мистическую принадлежность. Инициация в каждом обществе первобытных времен происходила по-разному, но в каждом случае обязательно должно было присутствовать выполнение каких-то заданий, тайных ритуалов, которые часто сопровождались тяжкими испытаниями. Предназначение обряда инициации во всех племенах было одинаковым. Основное предназначение и роль, которую должны были выполнять обряды инициации в первобытном обществе, заключалось в привлечении молодых людей к участию в хозяйственной, общественной и идеологической сферах жизни, в качестве их членов и участников.Развитие и становление общественных первобытных отношений выражалось еще в одном характерном признаке - в табу.
Что такое табу? По существу определения, табу представляет собой некий запрет на выполнение определенных действий, использование выражений, взаимодействие с предметами. Табу в первобытном обществе являлось неким регламентом, регулирующим отношения в семейных парах, защищало от опасностей. Другими словами, табу регулировало различные сферы общественной жизни первобытного народа. Табу стало предпосылкой возникновения религиозных и социальных норм. Первобытнообщинное общество большое значение придавало переходу подростков в категорию взрослых людей. Посредством инициации, молодые люди и девушки готовились к общественной, семейной и социальной жизни.Пройти «ритуал перехода» означало, что человеком был осуществлен переход на другой уровень опыта, то есть, таким образом, молодой человек становится готовым совершенствовать свое социальное и личностное развитие. Переход на новый жизненный уровень сопровождался получением инструкций и рекомендаций, могущих быть полезными для выхода на следующий уровень жизни. Инициации подвергается абсолютно все подростковое население общества.Каким образом происходила инициация первобытного общества?Первоначальным этапом становления подростка, как личности и индивида, начиналось с традиционного прощания с миром детства, непосредственности и безответственности. Когда ребенок достигал установленного для перехода на другой этап жизни возраста, он забирался из своей семьи. После этого дети были подвержены знакомству с совершенно незнакомым для них миром. Мальчики этот период своей жизни проводили в далеком от общества месте. Это были джунгли, леса, и иные безлюдные местности, где под руководством наставника они занимались привычными делами, только вдалеке от общества.
Такой образ жизни ждал подростков до окончания обряда инициации. В этот момент племена переживали табу, которые выражались в ограничении пищи, света и возможности общения. Подростки, пребывающие в безлюдном месте, должны были вернуться домой полностью изменившимися. Ключевым моментом в процессе посвящения подростка становится так называемое, тройное откровение – познание священности, сексуальности и смертности. Ведь ребенок с этим не знаком, но именно эти три понятия играют важную роль при вступлении во взрослый период жизни.Каждый подросток в этот период проходит самые непредсказуемые и жестокие испытания, как то избиение, вырывание зубов, отрезание пальцев, обрезание, нанесение увечий. Инициируемый должен в этот момент, как бы заново родиться. По истечении срока инициации при успешном завершении данного процесса, подросток мог вступить в жизнь взрослых людей, и быть наделен правами и обязанностями общества, в котором будет жить.Обряд инициации девушек в женщин происходил менее жестоко. Их, также помещали в безлюдное место, запрещали общаться, есть, обучали песням и мифам, совершали над ними таинства, и подсказывали, как следует вести себя при вступлении в брачные отношения. Подготовка к браку была ключевым моментом, которому уделялось особое внимание. Те юноши и девушки, которые не справлялись со всеми испытаниями, не могли вступать в брак до повторного обряда инициации, а также были подвержены позору.
Похожие новости
Комментарии (0)
инициации, жизни, обществе, общества, уровень, общественной, людей, первобытном, взрослых, период, обряда, которые, первобытного, первобытных, испытаниями, происходила, выполнение, возрастной, развитие, происходит:Обряды инициации и их роль в первобытном обществе Для первобытного общества, как известно, было характерно производить обряды, в результате которых человек переходил на новый уровень развити
в первобытном обществе был распространён обряд инициации когда
amurskmonomanur.ru
Обряд инициации как духовная практика первобытности
Кандидат исторических наук, доцент НИУ «БелГУ» С.Н. Прокопенко ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ КАК ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Ab initio… План лекции: 1. Особенности исследования инициаций. 2. Обряды посвящения, связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. 3. Обряды вступления в тайные союзы или братства. 4. Индивидуальные инициации. Особенности исследования инициаций Обряд посвящения всегда занимал чрезвычайно важное место в истории, как отдельно взятого человека, так и общества в целом. На современном этапе развития человечества инициации присутствуют практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Все многочисленные посвящения, например «курс молодого бойца», «посвящение в студенты» и др., являются отголосками большой духовной практики в первобытности. Роль и значение инициации в первобытном обществе трудно переоценить. Многие элементы обрядов посвящения первобытного человека нашими современниками понимаются извращенно. Рассматривается внешняя сторона обрядов в отрыве от его внутреннего содержания. По этой причине в отношении инициаций в современном обществе существует множество мифов и заблуждений. Исследование инициаций сопряжено с множеством трудностей. Во-первых, основным источником при изучении данных вопросов выступают этнографические материалы со всеми своими плюсами и минусами, в то время, как археологические материалы слишком скудны. Главный недостаток этнографического источника при его использовании в исследовании первобытности – его хронологический предел всего 15 тыс. лет. Этнология никогда не знала живых аналогов групп, существовавших до появления человека современного типа, она не может изучать народы, жившие до эпохи мезолита. Сопоставление отставших в своем развитии народов с палеолитическими обществами не дает ответа на вопрос насколько обоснованно подобное сопоставление? Это относится не только к исследованию обрядов посвящения, но и к изучению всей духовной культуры первобытности. Во-вторых, исследователям не всегда удается зафиксировать глубинный смысл отдельных действий обряда инициаций, что приводит к большому количеству версий, гипотез и теорий. Отсутствие достаточной источниковой базы для исторического анализа проблемы привело к тому, что историки игнорировали представленную тему исследований, уступая ее этнологам, антропологам, религиоведам и философам (М. Элиаде, А. Геннеп, Р. Генон и др.). Но на современном этапе развития исторической науки, когда в трудах историков получил достойное развитие междисциплинарный подход, ускоренными темпами развиваются новые направления исторической мысли (историческая антропология, история ментальности и т.д.) на проблему исследования обрядов посвящений в первобытном обществе обратили свое внимание и историки. Обычно под инициацией (от лат initiatio — совершение таинства, посвящение) понимается, совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых радикальное изменение религиозного и социального статуса. К концу испытания неофит (испытуемый) обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится «другим». Большинство исследователей полагает, что обряды инициации проводились уже как минимум со времени появления человека современного типа (Homo sapies sapiens) около 40 тыс. лет назад (палеолит). Предполагается, что местом проведения обрядов посвящения служили глубинные районы пещеры, где были обнаружены наскальные рисунки, «камни-следовики», отпечатки рук человека и др. доказательства проведения сакральных действ1 (рис. 1, 2) . Рис.1. Альтамира (провинция Сандатьер, Испания) открыта в 1876 г. Марселино де Саутуолой (17-14 т.л.н.) изображения – козлы, кошачьи, олени, лошади, бизоны, кабан. Рис.2. "Пещера рук" (Аргентина ок. 13000 - 7000 тыс. лет назад) История различает три большие категории (типа) посвящения: 1.Обряды посвящения связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. 3. Обряды вступления в тайные союзы или братства. 4. Индивидуальные инициации. 1 См. напр.: Девлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства – М.: Алетейа, 2004. – С. 149-151; Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М.: Форум, 2009. – С. 93-131 и др. Обряды связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. Они являлись обязательными для всех членов племени. Посвящение в неофита вводит одновременно в мир человеческих и духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а так же мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и что особенно важно мистические отношения между племенами и Сверхъестественными существами. В социальном плане обряд посвящения являлся рубежом между детством и взрослой жизнью. В первобытности не существовало понятия переходный возраст. После посвящения ребенок становился взрослым со всеми вытекающими правами и обязанностями. Можно отметить, что в обрядах посвящения проявляются стремления социальной группы (общины, племени) к воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Посвящение мальчиков. Обряд инициации мальчиков делился на три основных этапа: 1. Отделение (separation), 2. Промежуточный период «грань миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») 3. Включение или восстановление (reagregation). Рубежом между первым и вторым этапом становилась ритуальная смерть с последующим воскресением или новым рождением, которое являлось гранью между вторым и третьим этапом. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Функция смерти определялась тем, что «она» готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества. В архаической мысли ничто полнее смерти не выражает идею «конца», завершенности, и ничто лучше, чем космогония, не выражает идею «творения», «деяния», «строительства». Космогония в глазах первобытных людей — это, прежде всего, чудесное вторжение сакрального в жизнь, которая периодически обновляет мир и человеческое общество. Символическое повторение творения означает повторение событий начала мира, а значит — и присутствие на земле Богов и их созидательной силы. Возврат к началу происходит благодаря новой активизации священных сил. Умерщвление юноши было обязанностью сверхъестественных существ, покровителей и учредителей посвятительных обрядов. У некоторых народов этот мифический образ раздваивается и мифический патрон инициаций, которого знают только посвящаемые, существует отдельно от духа пожирателя, в которого верят и боятся непосвященные2. Их изображали взрослые мужчины, облачаясь в маски и замысловатые костюмы. В бронзовом веке, дух, покровитель инициации трансформируется в образ племенного бога. У австралийцев обряд посвящения состоял из следующих элементов3: А) подготовка священной территории, где мужчины будут изолированы на все время праздника; Б) отделение новичков от их матерей и женщин вообще; В) сбор неофитов в лесной чаще или в специально изолированном лагере, где их будут наставлять в религиозных традициях племени; Г) некоторые операции, которым подвергают новичков – обрезание, удаление переднего зуба, рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала, а так же насечка на коже и удаление волос. 2 Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат,1990 – С. 213. 3 По мнению М. Элиаде наиболее типичный пример возрастных инициаций. См.: М. Элиаде. Тайные общества и обряды инициации и посвящения. - София, ИД «Гелиос», 2002. - С. 23-56. Страдания, вызванные обрезанием и другими операциями – это изображение обрядовой смерти при посвящении. Ужас, переживаемый мальчиками, возникает не из-за боли, а из-за страха быть убитым Божественным существом. По мнению, французского этнографа и психолога Л. Леви-Брюля физические мучения при инициации ставили личность в особое состояние восприимчивости, родственное состоянию сна, каталепсии4, экстаза, которые во всех первобытных обществах являлись постоянным условием общения с невидимым миром5. С.А. Токарев считает, что обрезание имело и практический смысл во временном лишении подростка половой способности и тем самым в физическом ограничении общения с женщинами6. Рис.3. Насечки на коже нанесенные юноше африканского племени нуэр в процессе инициации. Следующая операция у австралийских племен это рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала. Религиозный смысл сводится к двум значениям. Во-первых, это бисексуальность (символическое придание посвящаемому женского полового органа для приближения к божествам, которые были бисексуальны). Во-вторых - идея крови (получение свежей крови, если она воспринималась как универсальный символ силы и оплодотворения, или же удаление дурной крови матери из тела неофита). В ряде обществ существовали и другие увечья тела, например, отрезать крайнюю фалангу мизинца (в Южной Африке)7, отрезать или проколоть мочку уха, нанести татуировку или насечки (рис. 3, 4), подстричь волосы определенным способом. Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу. Если увечье неустранимо, включение в группу становится окончательным. Например, обрезание у современных евреев не представляет собой ничего особенного: оно является «знаком единения» с определенным божеством и знаком принадлежности к единому сообществу верующих. 4 Каталепсия (от греч. katalepsis схватывание, припадок) – это оцепенение, застывание всего тела или конечностей в каком-нибудь положении, сопровождаемое потерей способности к произвольным движениям. 5 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Атеист, 1930. – С. 238-240. 6 Токарев С.А. Указ соч. – С. 225. 7 Возможно, что именно отрезанием фаланга сопровождались посвящения эпохи верхнего палеолита, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, с отсутствующими фалангами оставленные людьми в глубинных районах пещер Испании и Франции. С течением времени традиция увечий у многих народов, которая первоначально была связана с обрядом инициации трансформируется. Обрезание, например, начинает производиться намного раньше физического взросления индивида8. Рис.4. Спиливание передних зубов в процессе инициации, встречается как у юношей, так и у девушек. На фото девушка племени мнонгов (Камбоджа). Рис. 5. Испытания в процессе инициации. Бег юношей народа хамар через быков (Африка, Долина Омо). Необходимо было четыре раза пробежать и не упасть. 8 Арнольд ван Геннеп. Инициация // Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М., 1999. - С. 69 Д) испытания. У племени Нарриниюери (Австралия) мальчиков среди ночи приводили в лес и не разрешали им ни есть, ни спать в течение трех суток, а пить воду они могут только через тростинку. Запрет на использование рук и речь (считалось, что он младенец, рожденный заново, не умеет говорить и пользоваться руками). Кроме сакрального смысла испытания были призваны тренировать силу духа, умеренность и выносливость, качества необходимые в первобытном обществе (рис. 5). У многих народов выше стадии дикости испытания были заменены помазанием особой смесью и купанием. Посвящение девушек. Посвящение девушек индивидуально, т.к. связывалось с первой менструацией в отличие от посвящения мальчиков, которое являлось коллективным действием. После первых признаков начала менструации девушку изолировали в лесу или отдельной хижине. Изоляция могла составлять от 3-х дней (Австралия, Индия), до 20 месяцев (Новая Ирландия), или даже несколько лет (Камбоджа). Во время изоляции наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций. После происходит торжественное представление девушек всей общине. Нередко посвящения девушек сопровождались дефлорацией9, как пережитком группового брака и некоторыми увечьями (рис. 4). Обряды вступления в тайные союзы или братства. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола ревниво охраняющих свои секреты. Например, мужские союзы «общества масок». Также к обрядам вступления в тайные союзы и братства относятся и воинские или героические инициации. Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в хищного животного, чаще в Европе в волка. Скандинавы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре (serkr) медведя". В Скандинавии существовали братства воинов-волков (ulfhedhnar), "люди в волчьей шкуре". На бронзовой табличке из Торслунда изображен воин, переодевающийся в шкуру волка (рис. 6). Рис.6. Бронзовая матрица для изготовления чеканных пластин VII века найденная в Торслунде на о. Эланд, Швеция. 9 Дефлорация (лат. de — удаление, устранение + flos, floris — цветок, молодость, девственность) — это нарушение целостности девственной плевы. Обязательным элементом обряда инициации война являлось магическое уподобление поведению зверя. Здесь нашли отражение магические представления первобытных людей, которые Фрезер обозначил как симпатическая магия в основе, которой лежит закон подобия10. Для этого могли выполняться нижеследующие действия: 1) облачение в шкуру зверя с целью принять облик хищника, или ради символического обозначения превращения. 2) имитация поведения хищника. Неофиты объединялись в группы, которые стояли, фактически, вне бытового закона, они проводили некоторое время, сражаясь, грабя и совершая прочие воинские подвиги. Существовало "право грабежа", которое, в измененной форме, все еще можно встретить в популярных традициях Европы и Кавказа. Грабеж и особенно кража рогатого скота, ставит членов воинской банды на один уровень с хищными зверями. Зачастую молодые воины не довольствовались лишь правом обворовывать и терроризировать поселения в период ритуальных сборищ, но даже употребляли в пищу человеческое мясо. Каннибализм – это даже необходимое явление для посвящаемых воинов, как доказательство их подобия богу и их вывода за пределы человеческого общества. В связи с описанными явлениями вспоминаются многочисленные легенды средневековой Европы об оборотнях, которые, несомненно, связаны с процессом инициации воинов. 3. Индивидуальные посвящения Обряды признания колдуна, знахаря, шамана. Религиозное переживание высшей степени характеризует инициацию данной категории. Шаманами могли становиться, как по собственному желанию («поиск»), так и по призванию («зов»), реже по воле общины. Обряд инициации данной категории сопровождается обязательным элементом – экстазом. Экстаз - это особое состояние11, для неофита означающее вхождение в мир Сверхъестественных существ и общение с ними. Подводя итог, заметим, что инициация в первобытности являлась универсальным сосредоточением мифологической системы и повседневной практики, элементом передачи традиции и объединяющим началом. Посвящение – это кульминация жизненного пути человека. 10 Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии в 2-х томах. Т.1. – М.: Терра, 2001. – С. 20-23. 11 Экстаз (о греч. ékstasis - исступление, восхищение) – это высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.
docslide.us
Обряд инициации как духовная практика первобытности
Кандидат исторических наук, доцент НИУ «БелГУ» С.Н. Прокопенко ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ КАК ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Ab initio… План лекции: 1. Особенности исследования инициаций. 2. Обряды посвящения, связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. 3. Обряды вступления в тайные союзы или братства. 4. Индивидуальные инициации. Особенности исследования инициаций Обряд посвящения всегда занимал чрезвычайно важное место в истории, как отдельно взятого человека, так и общества в целом. На современном этапе развития человечества инициации присутствуют практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Все многочисленные посвящения, например «курс молодого бойца», «посвящение в студенты» и др., являются отголосками большой духовной практики в первобытности. Роль и значение инициации в первобытном обществе трудно переоценить. Многие элементы обрядов посвящения первобытного человека нашими современниками понимаются извращенно. Рассматривается внешняя сторона обрядов в отрыве от его внутреннего содержания. По этой причине в отношении инициаций в современном обществе существует множество мифов и заблуждений. Исследование инициаций сопряжено с множеством трудностей. Во-первых, основным источником при изучении данных вопросов выступают этнографические материалы со всеми своими плюсами и минусами, в то время, как археологические материалы слишком скудны. Главный недостаток этнографического источника при его использовании в исследовании первобытности – его хронологический предел всего 15 тыс. лет. Этнология никогда не знала живых аналогов групп, существовавших до появления человека современного типа, она не может изучать народы, жившие до эпохи мезолита. Сопоставление отставших в своем развитии народов с палеолитическими обществами не дает ответа на вопрос насколько обоснованно подобное сопоставление? Это относится не только к исследованию обрядов посвящения, но и к изучению всей духовной культуры первобытности. Во-вторых, исследователям не всегда удается зафиксировать глубинный смысл отдельных действий обряда инициаций, что приводит к большому количеству версий, гипотез и теорий. Отсутствие достаточной источниковой базы для исторического анализа проблемы привело к тому, что историки игнорировали представленную тему исследований, уступая ее этнологам, антропологам, религиоведам и философам (М. Элиаде, А. Геннеп, Р. Генон и др.). Но на современном этапе развития исторической науки, когда в трудах историков получил достойное развитие междисциплинарный подход, ускоренными темпами развиваются новые направления исторической мысли (историческая антропология, история ментальности и т.д.) на проблему исследования обрядов посвящений в первобытном обществе обратили свое внимание и историки. Обычно под инициацией (от лат initiatio — совершение таинства, посвящение) понимается, совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых радикальное изменение религиозного и социального статуса. К концу испытания неофит (испытуемый) обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится «другим». Большинство исследователей полагает, что обряды инициации проводились уже как минимум со времени появления человека современного типа (Homo sapies sapiens) около 40 тыс. лет назад (палеолит). Предполагается, что местом проведения обрядов посвящения служили глубинные районы пещеры, где были обнаружены наскальные рисунки, «камни-следовики», отпечатки рук человека и др. доказательства проведения сакральных действ1 (рис. 1, 2) . Рис.1. Альтамира (провинция Сандатьер, Испания) открыта в 1876 г. Марселино де Саутуолой (17-14 т.л.н.) изображения – козлы, кошачьи, олени, лошади, бизоны, кабан. Рис.2. "Пещера рук" (Аргентина ок. 13000 - 7000 тыс. лет назад) История различает три большие категории (типа) посвящения: 1.Обряды посвящения связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. 3. Обряды вступления в тайные союзы или братства. 4. Индивидуальные инициации. 1 См. напр.: Девлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства – М.: Алетейа, 2004. – С. 149-151; Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М.: Форум, 2009. – С. 93-131 и др. Обряды связанные с достижением половой зрелости, обряды взросления. Они являлись обязательными для всех членов племени. Посвящение в неофита вводит одновременно в мир человеческих и духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а так же мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и что особенно важно мистические отношения между племенами и Сверхъестественными существами. В социальном плане обряд посвящения являлся рубежом между детством и взрослой жизнью. В первобытности не существовало понятия переходный возраст. После посвящения ребенок становился взрослым со всеми вытекающими правами и обязанностями. Можно отметить, что в обрядах посвящения проявляются стремления социальной группы (общины, племени) к воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Посвящение мальчиков. Обряд инициации мальчиков делился на три основных этапа: 1. Отделение (separation), 2. Промежуточный период «грань миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») 3. Включение или восстановление (reagregation). Рубежом между первым и вторым этапом становилась ритуальная смерть с последующим воскресением или новым рождением, которое являлось гранью между вторым и третьим этапом. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Функция смерти определялась тем, что «она» готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества. В архаической мысли ничто полнее смерти не выражает идею «конца», завершенности, и ничто лучше, чем космогония, не выражает идею «творения», «деяния», «строительства». Космогония в глазах первобытных людей — это, прежде всего, чудесное вторжение сакрального в жизнь, которая периодически обновляет мир и человеческое общество. Символическое повторение творения означает повторение событий начала мира, а значит — и присутствие на земле Богов и их созидательной силы. Возврат к началу происходит благодаря новой активизации священных сил. Умерщвление юноши было обязанностью сверхъестественных существ, покровителей и учредителей посвятительных обрядов. У некоторых народов этот мифический образ раздваивается и мифический патрон инициаций, которого знают только посвящаемые, существует отдельно от духа пожирателя, в которого верят и боятся непосвященные2. Их изображали взрослые мужчины, облачаясь в маски и замысловатые костюмы. В бронзовом веке, дух, покровитель инициации трансформируется в образ племенного бога. У австралийцев обряд посвящения состоял из следующих элементов3: А) подготовка священной территории, где мужчины будут изолированы на все время праздника; Б) отделение новичков от их матерей и женщин вообще; В) сбор неофитов в лесной чаще или в специально изолированном лагере, где их будут наставлять в религиозных традициях племени; Г) некоторые операции, которым подвергают новичков – обрезание, удаление переднего зуба, рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала, а так же насечка на коже и удаление волос. 2 Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат,1990 – С. 213. 3 По мнению М. Элиаде наиболее типичный пример возрастных инициаций. См.: М. Элиаде. Тайные общества и обряды инициации и посвящения. - София, ИД «Гелиос», 2002. - С. 23-56. Страдания, вызванные обрезанием и другими операциями – это изображение обрядовой смерти при посвящении. Ужас, переживаемый мальчиками, возникает не из-за боли, а из-за страха быть убитым Божественным существом. По мнению, французского этнографа и психолога Л. Леви-Брюля физические мучения при инициации ставили личность в особое состояние восприимчивости, родственное состоянию сна, каталепсии4, экстаза, которые во всех первобытных обществах являлись постоянным условием общения с невидимым миром5. С.А. Токарев считает, что обрезание имело и практический смысл во временном лишении подростка половой способности и тем самым в физическом ограничении общения с женщинами6. Рис.3. Насечки на коже нанесенные юноше африканского племени нуэр в процессе инициации. Следующая операция у австралийских племен это рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала. Религиозный смысл сводится к двум значениям. Во-первых, это бисексуальность (символическое придание посвящаемому женского полового органа для приближения к божествам, которые были бисексуальны). Во-вторых - идея крови (получение свежей крови, если она воспринималась как универсальный символ силы и оплодотворения, или же удаление дурной крови матери из тела неофита). В ряде обществ существовали и другие увечья тела, например, отрезать крайнюю фалангу мизинца (в Южной Африке)7, отрезать или проколоть мочку уха, нанести татуировку или насечки (рис. 3, 4), подстричь волосы определенным способом. Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу. Если увечье неустранимо, включение в группу становится окончательным. Например, обрезание у современных евреев не представляет собой ничего особенного: оно является «знаком единения» с определенным божеством и знаком принадлежности к единому сообществу верующих. 4 Каталепсия (от греч. katalepsis схватывание, припадок) – это оцепенение, застывание всего тела или конечностей в каком-нибудь положении, сопровождаемое потерей способности к произвольным движениям. 5 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Атеист, 1930. – С. 238-240. 6 Токарев С.А. Указ соч. – С. 225. 7 Возможно, что именно отрезанием фаланга сопровождались посвящения эпохи верхнего палеолита, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, с отсутствующими фалангами оставленные людьми в глубинных районах пещер Испании и Франции. С течением времени традиция увечий у многих народов, которая первоначально была связана с обрядом инициации трансформируется. Обрезание, например, начинает производиться намного раньше физического взросления индивида8. Рис.4. Спиливание передних зубов в процессе инициации, встречается как у юношей, так и у девушек. На фото девушка племени мнонгов (Камбоджа). Рис. 5. Испытания в процессе инициации. Бег юношей народа хамар через быков (Африка, Долина Омо). Необходимо было четыре раза пробежать и не упасть. 8 Арнольд ван Геннеп. Инициация // Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М., 1999. - С. 69 Д) испытания. У племени Нарриниюери (Австралия) мальчиков среди ночи приводили в лес и не разрешали им ни есть, ни спать в течение трех суток, а пить воду они могут только через тростинку. Запрет на использование рук и речь (считалось, что он младенец, рожденный заново, не умеет говорить и пользоваться руками). Кроме сакрального смысла испытания были призваны тренировать силу духа, умеренность и выносливость, качества необходимые в первобытном обществе (рис. 5). У многих народов выше стадии дикости испытания были заменены помазанием особой смесью и купанием. Посвящение девушек. Посвящение девушек индивидуально, т.к. связывалось с первой менструацией в отличие от посвящения мальчиков, которое являлось коллективным действием. После первых признаков начала менструации девушку изолировали в лесу или отдельной хижине. Изоляция могла составлять от 3-х дней (Австралия, Индия), до 20 месяцев (Новая Ирландия), или даже несколько лет (Камбоджа). Во время изоляции наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций. После происходит торжественное представление девушек всей общине. Нередко посвящения девушек сопровождались дефлорацией9, как пережитком группового брака и некоторыми увечьями (рис. 4). Обряды вступления в тайные союзы или братства. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола ревниво охраняющих свои секреты. Например, мужские союзы «общества масок». Также к обрядам вступления в тайные союзы и братства относятся и воинские или героические инициации. Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в хищного животного, чаще в Европе в волка. Скандинавы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре (serkr) медведя". В Скандинавии существовали братства воинов-волков (ulfhedhnar), "люди в волчьей шкуре". На бронзовой табличке из Торслунда изображен воин, переодевающийся в шкуру волка (рис. 6). Рис.6. Бронзовая матрица для изготовления чеканных пластин VII века найденная в Торслунде на о. Эланд, Швеция. 9 Дефлорация (лат. de — удаление, устранение + flos, floris — цветок, молодость, девственность) — это нарушение целостности девственной плевы. Обязательным элементом обряда инициации война являлось магическое уподобление поведению зверя. Здесь нашли отражение магические представления первобытных людей, которые Фрезер обозначил как симпатическая магия в основе, которой лежит закон подобия10. Для этого могли выполняться нижеследующие действия: 1) облачение в шкуру зверя с целью принять облик хищника, или ради символического обозначения превращения. 2) имитация поведения хищника. Неофиты объединялись в группы, которые стояли, фактически, вне бытового закона, они проводили некоторое время, сражаясь, грабя и совершая прочие воинские подвиги. Существовало "право грабежа", которое, в измененной форме, все еще можно встретить в популярных традициях Европы и Кавказа. Грабеж и особенно кража рогатого скота, ставит членов воинской банды на один уровень с хищными зверями. Зачастую молодые воины не довольствовались лишь правом обворовывать и терроризировать поселения в период ритуальных сборищ, но даже употребляли в пищу человеческое мясо. Каннибализм – это даже необходимое явление для посвящаемых воинов, как доказательство их подобия богу и их вывода за пределы человеческого общества. В связи с описанными явлениями вспоминаются многочисленные легенды средневековой Европы об оборотнях, которые, несомненно, связаны с процессом инициации воинов. 3. Индивидуальные посвящения Обряды признания колдуна, знахаря, шамана. Религиозное переживание высшей степени характеризует инициацию данной категории. Шаманами могли становиться, как по собственному желанию («поиск»), так и по призванию («зов»), реже по воле общины. Обряд инициации данной категории сопровождается обязательным элементом – экстазом. Экстаз - это особое состояние11, для неофита означающее вхождение в мир Сверхъестественных существ и общение с ними. Подводя итог, заметим, что инициация в первобытности являлась универсальным сосредоточением мифологической системы и повседневной практики, элементом передачи традиции и объединяющим началом. Посвящение – это кульминация жизненного пути человека. 10 Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии в 2-х томах. Т.1. – М.: Терра, 2001. – С. 20-23. 11 Экстаз (о греч. ékstasis - исступление, восхищение) – это высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.