Источники и историография первобытного общества. Тема №1-2. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема №1. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории. Источники и историография первобытного общества


Тема №1-2. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории

Подобный материал:
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран», 6467.06kb.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» для направления, 860.18kb.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине, 745.15kb.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новейшая история Запада,Ч. 1» для направления, 719.08kb.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в. Специальность:, 448.36kb.
  • Ушкевич Нина Фёдоровна учебно-методический комплекс, 384.23kb.
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени (название), 210.33kb.
  • Учебно-методический комплекс новейшая история стран европы и америки для специальности:, 1491.79kb.
  • Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Для студентов очной формы обучения, 581.39kb.
  • О. И. Быльченко учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических, 1638.27kb.
Тема №1-2. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории.

Предмет курса — изучение человеческого общества на всех этапах существования первобытных и первобытнообщинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени. Понятия «первобытность», «первобытно-общинные отношения», «до-история», «предыстория», «преистория». Природа и человек в древности. Задачи курса истории первобытного общества.   Источники по изучению истории первобытного общества. Археология как важнейший источник периодизации и хронологии первобытного общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры. Этнографические источники — свидетельства о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза. История изучения первобытного общества. Сведения древнейших античных и средневековых авторов о первобытных народах. Первые научные гипотезы о первобытности. Эпоха Просвещения. Возникновение в середине XIX в. истории первобытного общества как науки на основе эволюционной теории. Состояние изучения первобытной истории в XX веке. Проблемы истории первобытного общества в трудах советских и российских исследователей. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Тема №3-4. Происхождение человека. Проблема антропогенеза.

Место человека в биологической и антропологической систематике. Выделение человека из мира животных. Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Специфика приспособления к окружающей среде человека и современных человекообразных обезьян. Промежуточные между обезьяной и человеком эволюционные звенья. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и ее дальнейшее подтверждение. Место и время начала антропогенеза и его этапы. Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза. Возникновение прямохождения, дифференциация функций конечностей, развитие мозга, возникновение речи, использование природных предметов и начало их обработки. Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфологические изменения организма и социальные факторы. Роль труда в процессе антропогенеза. Труд как основа и содержание социальной деятельности. Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек — «общественное животное». Значение изготовления и применения орудий труда на начальных и последующих этапах антропогенеза. Условнорефлекторная и социальная деятельность. Переход от биологической организации стаи (стада) к первобытному коллективу и накопление социальной информации. Биосоциальный и социальный уровни развития. Расселение древнейшего человека. Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипотезы об их месте в антропогенезе (как отдаленного предка современного человека или тупиковой линии). Презинджантроп и дискуссия о так называемом «человеке умелом» (Homo habilis) и «галечных орудиях» (Я. Я. Рогинский). Олдувайская «культура». Проблема датировок и эволюционной преемственности. Синхронность обитания презинджантропа и археоантропа.

Тема №5. Возникновение человеческого общества.

Неандертальцы и их разновидности во времени и пространстве. Время и место обитания. Биологические признаки ранних, прогрессивных и поздних неандертальцев. Проблема отнесения неандертальцев к одному или разным видам. Неандертальцы эпохи ашеля и мустье. Естественный отбор как признак незавершенности очеловечения неандертальцев. Гипотезы о степени очеловечения. Концепция биосоциального уровня развития. Спорность отнесения неандертальцев к виду «хомо сапиенс» в связи с данными генетики. Питекантропы и неандертальцы. Ранние и поздние неандертальцы (группа шапель, эрингсдорф). Присваивающая деятельность неандертальцев: собирательство, охота, предположение о начатках рыболовства. Орудия труда и оружие и их роль в приспособлении к окружающей среде и добывании средств существования. Поселения и жилища неандертальцев. Предположения об использовании одежды, семейной и общественной организации (праобщина), религиозных верований, искусства. Аргументация и степень достоверности. Поздние европейские неандертальцы в условиях наступления ледникового климата — современники человека современного вида. Генетические различия между поздними палеоантропами и неоантропами. Завершение антропогенеза и возникновение человека современного вида, неоантропа во второй половине позднего плейстоцена. Области формирования неоантропа (моно-полицентризм) и проблема его видового единства (моно-полигенез). Гипотезы о происхождении неоантропа: от разных групп неандертальцев, от «пресапиенса»), от африканских археоантропов.

Тема №6. Завершение процесса антропогенеза и возникновение первобытной родовой общины.

Принципиальные отличия неоантропа от более ранних ископаемых видов: завершенность естественного отбора, приспособление к окружающей среде на основе ненаследственного социального опыта (трудовой деятельности). Окончательный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию. Центры палеолитической культуры.

Неоантропы — социальные существа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Неоантроп  Расширение первоначальной ойкумены расселения неоантропа и расовая дифференциация человечества. Начало сложения в позднем палеолите-мезолите европеоидной, монголоидной, негроидной и промежуточных рас. Процесс расогенезиса. Предположение о приспособительном значении расовых признаков (Г. Ф. Дебец, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев). Видовое единство всех человеческих рас и расовых типов. Морфологические признаки человеческих рас.

Сложение «готовых» человека и общества. Определяющая роль труда и социального опыта в добывании жизненных благ и общественной деятельности. Развитие мышления и речи. Начало образования этнических общностей. Виды социальных связей. Брак и семья. Формы парной семьи (собственно парность, гаремность, полиандрия). Материнский и отцовский счет родства. Локальность поселения супругов. Материнское и отцовское право. Критика концепции так называемого матриархата (гинекократии). Дуальная экзогамия и фратриальная система. Экзогамия, эндогамия и причины их возникновения. Инициации. Социальные отношения. Первобытное равенство и отношения распределения.

Тема №7-8. Родовая община. Ранняя родовая община охотников и рыболовов.

Проблема возникновения рода. Признаки рода. Точки зрения М.О.Косвена, Ю.И.Семенова и Н.А.Бутинова на возникновение рода. Сложение ХКТ бродячих охотников и собирателей; специализированных охотников и собирателей тропиков; охотников, рыболовов и собирателей умеренного пояса; пеших таежных охотников; арктических охотников на морского зверя и рыболовов; прибрежных рыболовов и собирателей; охотников, рыболовов и собирателей с зачатками земледелия и животноводства. Развитие домашних производств. Подъем производительных сил. Развитие половозрастного и общественного разделения труда. Коллективный и индивидуальный труд. Приручение и одомашнение собаки. Орудийная деятельность. Виды орудий труда и оружия, их специализация. Способы добывания огня. Поселения и жилища. Утварь. Средства передвижения. Одежда и украшения. Приготовление пищи. Институты управления и власти: общественные, военные, сакральные. Истоки возникновения социального неравенства. Старейшины, вожди, служители культа. Значение престижа и авторитета. Общественная организация. Формы общественных связей. Локальная группа, род, племя, союз племен. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Материнский и отцовский род. Признаки и структура рода. Дискуссия о реальности родовой организации. Возрастная организация и возрастные классы.

Тема №9. Развитая родовая община земледельцев-скотоводов.

Ранние земледельцы субтропиков. Земледельцы и животноводы умеренного пояса. Оленеводы тайги и тундры. Ручные земледельцы тропиков. Победа в отдельных центрах производящего хозяйства и его постепенное распространение по ойкумене. Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н. И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных. «Вторичные» и т.д. центры. Сущность «приручения», «культивации» и «доместикации». Последовательность процессов. Причины и пути одомашнения растений и животных и использования их полезных свойств. История культивации растений. История одомашнения животных. Центры и время одомашнения. Исходные дикие виды. Сложение первобытного комплексного присваивающе-производящего хозяйства. Производящее хозяйство и так называемая «неолитическая революция». Первое крупное разделение труда. Зарождение древнеземледельческой культуры. Орошаемое земледелие. Сложение древнеземледельческих поселений и ирригацигационной системы в аллювиальных долинах. Сочетание орошаемого земледелия и животноводства. Развитие хозяйственно-культурных типов производящего хозяйства и их дифференциация в разных природно-климатических зонах. Способы ведения хозяйства.

Развитие материальной культуры и ее своеобразие в различных регионах расселения человека. Орудия труда, оружие, предметы быта. Поселения и жилища. Древнеземледельческие поселения. Возникновение укрепленных поселений. История одежды в разных природных зонах. Украшения. Сухопутные и водные транспортные средства. Пища. Возникновение и развитие керамического производства и металлургии. Семейно-брачные отношения у ранних земледельцев. Материнская и отцовская семейная община. Развитие общественных отношений. Собственность на основные средства производства. Возрастание уровня разделения труда. Появление в земледелии избыточного продукта. Предпосылки к возникновению имущественного и социального неравенства. Роль военных столкновений. Превращение войны в регулярный вид промысла. Возникновение патриархального рабства. Возникновение эксплуатации. Институты власти: общественные, военные и сакральные функции. Общественная организация. Община земледельцев. Кровнородственные и соседские связи. Племена.

Пастушеское скотоводство и земледелие. Ареалы распространения. Гипотезы о причинах возникновения пастушества. Хозяйство, семья и община. Общественные отношения. Материальная и духовная культура. Время и место возникновения кочевничества как следствия разделения труда и приспособления к окружающей среде в аридных условиях. Причины и пути возникновения кочевничества. Историческая роль кочевничества. Кочевое и полукочевое скотоводство. Формы ведения хозяйственной деятельности. Виды и способы кочевания. Виды и породы скота. Место земледелия и различных видов промыслов в номадизме. Войны и грабежи.

Материальная культура: кочевые жилища и поселения-кочевья. Одежда кочевников. Орудия труда и оружие. Семейная организация как часть социальных отношений. Полигамия. Семейно-брачные отношения. Покупка жен путем уплаты выкупа. Разделение труда в семье. Общественные отношения. Собственность на основные средства производства: пастбища, скот, водные источники. Характер имущественного расслоения. Формы эксплуатации и зависимости. Отсутствие сословий и классов и монополии на средства производства. Системы управления и власти. Патриархально-племенные (патриархально-кочевые) общественные отношения. Общественная организация. Общинно-племенная структура. Патриархально-племенные «генеалогические» связи.

Тема №10. Разложение первобытнообщинного строя. Возникновение государства.

Предпосылки и ход разложения первобытно-общинных отношений. Бурное развитие производительных сил как следствие упрочения производящего хозяйства и его эффективности, совершенствования технологической базы, разделения труда. Роль металлургии, домашних производств, торговли. Локальные различия в социально-экономическом и культурном развитии обществ в разных зонах. Возникновение интенсивных форм земледельческо-скотоводческого хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации. Этапы разделения труда. Городские центры и периферия. Разделение физического и умственного труда. Содержание понятия «цивилизация». Углубление имущественного и социального неравенства. Возникновение элементов государственности и новых политических институтов. Проблема классов. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Институализация власти в ходе сложения государства. Развитие института рабства. Дискуссия о «рабовладельческой формации», «рабовладельческом» и «азиатском» способах производства. Судьба первобытных и полупервобытных обществ на периферии государств в новое и новейшее время. Ход разложения первобытно-общинных отношений. Так называемые «традиционные» общества в условиях колониальной системы и в современных развивающихся странах. Кочевые и полукочевые общества в новое и новейшее время.

Тема №11. Культура первобытного общества и ранние формы религии.

Духовная культура раннепервобытной общины. Первобытное изобразительное искусство: настенные росписи, пластика, предметы украшения. Происхождение первобытного искусства. Религиозные верования и причины их возникновения. Ранние формы религиозных представлений: магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, табуация, культ мертвых, культ предков и др. и их содержание и формы.

Духовная культура позднепервобытной общины. Религиозные представления: магия, шаманизм. Эпос и мифология. Развитие знаний. Искусство. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений. Земледельческие, скотоводческие, астральные и прочие культы. Культ плодородия и материнства. Родовые и племенные культы.

Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации. Расцвет положительных знаний, науки, искусства. Возникновение письменности. Мифология и фольклор. Политеизм.

Список основной литературы:

  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.
  • Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1976.
  • Андрианов Б.В., Марков Г. Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. 1990, № 8.
  • Исследования по первобытной истории. М., 1992.
  • История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., 1983.
  • История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
  • История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
  • Калиновская К. П. Скотоводы Восточной Африки в XIX-XX вв. Хозяйство и социальная организация. М., 1989.
  • Марков Г. Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества // Новое в советской исторической науке. М., 1988.
  • Марков Г. Е. Проблемы первобытнообщинного строя в освещении советской историографии // Новое в исторической науке. М., 1984.
  • Семенов Ю. И. На заре человеческой истории. М., 1989.
  • Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
  • Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.
  • Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
  • Шарден Пьер Тейяр де. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Сверхжизнь. М., 1987.
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  • Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1980.
  • Шурц Г. История первобытной культуры. СПб., 1910; М., 1923.
  • Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Список дополнительной литературы

  1. Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.
  2. Абрамова 3. А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.-Л., 1961.
  3. Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1974.
  4. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.
  5. Алексеев В. П. От животных к человеку. М., 1969.
  6. Алексеев В. П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. М., 1978.
  7. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
  8. Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М, 1977.
  9. Андреев И. Л., Происхождение человека и общества. М., 1982.
  10. Андрианов Б. В. Неоседлое население мира. М., 1985.
  11. Анисимов А. Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемистические истоки идеологии шаманства. МАЭ, т. 3, 1951.
  12. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.
  13. Бунак В. В. Род хомо, его возникновение и его последующая эволюция. М., 1979.
  14. Генинг В. Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.
  15. Григорьев Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение хомо салиенс. Л., 1968.
  16. Золотарев А. М. Пережиток тотемизма у народов Сибири. Л., 1934.
  17. Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М, 1964.
  18. Капустин Н. С. Особенности эволюции религии. М., 1984.
  19. Кларк Дж. Доисторическая Африка. М., 1977.
  20. Кларк Дж. Доисторическая Европа. М., 1953.
  21. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
  22. Косвен М. О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
  23. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М, 1930.
  24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994.
  25. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  26. Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
  27. Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979.
  28. Матюшин Г. Н. Три миллиона лет до нашей эры, М,, 1986.
  29. Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1934.
  30. Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. Новосибирск, 1992.
  31. Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1970.
  32. Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
  33. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974..
  34. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. М.- Л., 1991.
  35. Решетов Ю. Г. Природа земли и происхождение человека. М., 1966.
  36. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. Л., 1979.
  37. Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л., 1974.
  38. Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.
  39. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.
  40. Семенов Ю, И. На заре человеческой истории. М., 1989.
  41. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
  42. Столяр А. Д. Происхождение искусства. М., 1985.
  43. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  44. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1974.
  45. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
  46. Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. М., 1969.
  47. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985.
  48. Шнирельман В. А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.
  49. Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства. М., 1980.
  50. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

7. 2. Содержание раздела «История древнего Востока»

Тема №1. Древневосточный путь развития рабовладельческих обществ.

1. Древний Восток и его место в историческом процессе.

2. Хронологические и географические рамки курса «История древнего Востока».

3. Особенности социальной структуры.

4. Община на древнем Востоке.

5. Древневосточная деспотия.

Значение курса истории Древнего Востока в курсе всеобщей истории. Социально-экономическое, политическое и культурное своеобразие Древнего Востока. Отличие древневосточного пути развития от античного. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры.

Дискуссионные теоретические проблемы истории Древнего Востока. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Понятие “азиатского способа производства”. Концепция циклического развития общества в трудах Эд. Мейера и О. Шпенглера. Взгляды Б. Кроче и Р. Коллингвуда. Цивилизационный подход к истории А. Тойнби. Дискуссия в отечественной исторической науке о древневосточном пути развития. Концепция В. В. Струве. Позиция И. М. Лурье. Возникновение новых концепций развития древневосточных обществ. Е. С. Варга. Л. С. Васильев и И. А. Стучевский. Г. А. Меликишвили.

Географические и хронологические рамки курса истории Древнего Востока. Виды хронологии. Способы датировки. Специфика природно-географических условий. Значение природных условий для развития стран Древнего Востока. Этническая и языковая характеристика населения Древнего Востока.

Проблема происхождения государственности на Древнем Востоке. Природно-климатические, демографические, ритуально-религиозные, социологические и технико-экономические теории. Теория марксизма. Концепция В. Г. Чайлда. “Гидравлическая теория” К. Виттфогеля.

Древневосточный путь развития общества, его региональные особенности. Формы государств на Древнем Востоке. Влияние природных условий на формирование типа государства. Древневосточная деспотия. Экономическая, политическая и социальная основа власти древневосточного деспота. Военные монархии на Древнем Востоке. Города-государства.

Особенности социально-классовой структуры обществ Древнего Востока. Принципы, лежащие в основе сословного и классового деления общества. Рабство на Древнем Востоке. Удельный вес труда рабов, сферы его применения. Источники рабства. Рабство “древневосточного типа”, его особенности.

Община на Древнем Востоке, ее роль в экономике и политической жизни. Особенности соседской общины. Община и государство. Органы управления в общине. Виды взаимопомощи. Общины 1-го и 2-го порядка. Причины прочности общины.

geum.ru

Тема №1. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории

Виды хронологии, способы датировки.

Значение и задачи. Получаем представление о неизменных качествах человека мы узнаем его лучше. Некоторые пережитки ПО сохранились до сих пор или до недавнего прошлого, поэтому изучая ПО, получаем новые подходы к дальнейшей истории. В эпоху ПО возникли такие основополагающие для современности вещи, как транспортные средства, скотоводство, с/х, брак и семья и др. Изучая историю ПО, можно найти подходы к современным народам, находящимся на «первобытном уровне развития». ПО - фундамент всей истории.

Предмет. В целом история делится на гражданскую (фактическую - с возникновения государства) и догосударственную (не фактическую). ПО - догосударственная история (от возникновения человека до первых цивилизаций). Иметь в виду, что в ранних государствах Египта и Греции было очень многое от ПО. Предмет изучения ПО это происхождение человека, зарождение и развитие его хозяйства и общественной деятельности.

^ Особенности источников по ИПО. Изучение ПО началось с древнейших времен, но никто из изучавших его не застал, поэтому все сведения очень недостоверны. В эпоху ВГО кол-во источников увеличилось из-за экспедиций. Были также этнологические экспедиции, но непрофессиональные - отсюда ошибки. Первые профессиональные - 2 пол. 19 в., но изучали в основном тропики и Арктику, а эти данные на территорию всего мира экстраполировать нельзя.

ПО - бесписьменный период истории, так что письменные источники вторичны, так как они часто фантастичны из-за непонимания увиденных обычаев. ПО связно с природой гораздо больше любого другого и источники его тоже. Главная сложность - интерпретация источника (она всегда индивидуальна). Необходимость комплексного подхода.

Археология - снабжает прямыми фактами ИПО имеющее более или менее твердую хронологическую приуроченность. Хронологически она охватывает полностью временную границу существования первобытного общества. На памятниках сохраняется в основном камень, реже - кость, совсем редко - дерево. В позднем периоде очень редко, но есть злаки. Сложности сохранения археол. материала. Важна интерпретация материала (она всегда индивидуальна). Главное - орудия труда, периодизация построена по их типам и материалам

Недостатки археологического метода изучения ПО: Радиоуглеродный метод при датировке не всегда надежен. Выборочность археологического материала. Можно определить только первичные функции артефакта (ср. найден наконечник стрелы; возможно, он имел культовое значение, но установить это, за исключением редких случаев, невозможно).

Этнология. Этнография наука всесторонняя исследующая культурно бытовые особенности различных народов или этнографических групп внутри того или иного народа рассматривающая каждое явление в его исторического развитии. Многие стороны формирования общественных отношений известны лишь по этнографическим описаниям. Разработанный эволюционистами сравнительно-исторический метод исследования: принимается как данность положение об общей для всех народов лестнице развития, что дает возможность переносить результаты исследования современных «отсталых» народов на древность «развитых». Игнорируется своеобразие истории народов, местная специфика. Метод настолько же плодотворный, насколько и неточный.

Исследования советских ученых (Чебоксаров, Левин). Исследование т.н. пережитков. Особенно хорошо сохраняются в обрядах (свадебный, погребальный, праздничные и др.). Необходимость учета влияния исследователя на исследуемое общество. Сравнительно поздняя постановка этнологии на научную основу. До того - путешественники, купцы и др.

Лингвистика. Лингвистика восстанавливает историю отдельных языков и их генетического ветвления реконструирует проязык диалекты для многих языковых семей устанавливает внешние связи для каждой языковой семьи с другими семьями. Действует с эпохи бронзы, когда появилась первая письменность. Все, что ранее - компаративистика. Реконструкция архаических форм по более поздним (вплоть до верхнего палеолита, но - споры), благо есть лингвистические законы.

Топонимика.

Человек современного физического типа.

В последнее время среди зарубежных антропологов получил широкое распространение взгляд, согласно которому все гоминиды, стоящие по уровню развития выше архантропов, образуют один вид - Ноmo sapiens. Люди современного физического типа входят в этот вид в качестве подвида Ноmo sapiens sapiens. Другой подвид - Ноmo sapiens neaderthalensis. Состав этого подвида определяется по-разному. Одни исследователи включают в него только типичных неандертальцев, другие - как типичных, так и часть атипичных неандертальцев.

Самое последнее слово зарубежной антропологии - мнение, что человек современного физического типа - Ноmo sapiens sapiens - возник не 35-40 тысяч лет тому назад, как долгое время считалось, а более 100 тысяч лет тому назад (120-150 тысяч лет, а может быть - еще раньше) в Африке. Около 100 тысяч лет тому назад он приник на Ближний Восток, а 35-40 тысяч лет тому назад расселился по всему Старому Свету, а затем - и по всей земле. Распространяясь по Евразии, человек современного физического типа ассимилировал, вытеснял и истреблял представителей всех остальных подвидов вида Ноmo sapiens.

По мнению Ю. Семенова, все люди, жившие в эпоху от 200-300 тысяч лет до 35-40 тысяч лет, образуют одну единую группу, имеющую ранг особого вида. Следуя правилам зоологической таксономии, этот вид рода Ноmo надлежит именовать Ноmo nеаderthalensis. Два других вида этого рода - Ноmo erectus и Ноmo sapiens. Первых именуют также архантропами, вторых - неоантропами. Что же касается людей интересующей нас эпохи, то их давно уже принято называть палеоантропами. Формирующиеся люди - Ноmo erectus и Ноmo nеаderthalensis образуют один подрод рода Ноmo. В другой его подрод входит только один вид - готовые люди - Ноmo sapiens.

Африканские находки объявляются Ноmo sapiens sapiens без всяких оговорок. Однако одновременно с этим предпринимаются попытки терминологически отличить этих ранних Ноmo sapiens sapiens от поздних, современных Ноmo sapiens sapiens. Этих пос-ледних теперь чаще всего называют просто современными людьми (modern men).

Однако как эта, так и любая другая концепция, исключающая классических неандертальцев из числа предков современного человека, вступает в противоречие с рядом установленных фактов. Прежде всего она находится в противоречии с данными археологии, которые свидетельствуют о существовании глубокой и прямой преемственной связи между позднемустьерской индустрией классических неандертальцев и позднепалеолитической индустрией человека современного типа.

Факты опровергают концепцию, объясняющую отклонение классических неандертальцев от сапиентного направления длительным существованием этой группы в неблагоприятных условиях приледниковой зоны, какой была в то время Западная Европа. К настоящему времени палеоантропы, морфологический облик которых обнаруживает совершенно отчетливые черты специализации, были найдены и далеко за пределами этой области, причем и в районах с теплым климатом.

Во всяком случае фактом является то, что во время, соответствующее Вюрму I, не было найдено никаких других палеоантропов, кроме специализированных, ни в Европе, ни за ее пределами. Не обнаружено даже следов существования в то время “прогрессивной” ветви палеоантропов, развитие которой вело бы прямо к неоантропу, не говоря уж о следах бытия настоящих людей современного физического типа. Палеоантропы с сапиентными особенностями появились снова только во время, соответствующее Вюрму I-II Европы.

Но они существенно отличались от ранних палеоантропов. У них отсутствовали характерные для палеоантропов архаические признаки. Они были, по существу, не столько палеоантропами, сколько существами, промежуточными между палеоантропами и людьми современного физического типа. Их можно назвать позднейшими палеоантропами.

Наиболее яркие представители этой стадии - люди из пещеры Мугарет-эс-Схул (Палестина).

Эволюция семейства гоминид создала благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции - возникновение современного вида. Древний представитель рода неандерталец. Человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы - большой нос, подвижную руку, устойчивую походку, выпрямленной положение, но строение его мозга характеризовалось наличием примитивных признаков, а подвижность руки могла быть ограничена, что сужало его возможности, поэтому их коллектив имел малые потенциальные возможности в развитии общественных форм жизни.

Наиболее вероятная теория факторов появления человека современного вида исходит из преимуществ современного человека как социального существа. Увеличение высоты черепной коробки выпрямление лобной кости привели в конце концов к уменьшению рельефа лобной кости исчезновению надбровного валика, Возможно это оказало какое-то влияние и на перестройку лицевого скелета (совершенствование речи перестройку речевого аппарата).

biologrefs.ru

Тема №1. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории

Виды хронологии, способы датировки.

Значение и задачи. Получаем представление о неизменных качествах человека мы узнаем его лучше. Некоторые пережитки ПО сохранились до сих пор или до недавнего прошлого, поэтому изучая ПО, получаем новые подходы к дальнейшей истории. В эпоху ПО возникли такие основополагающие для современности вещи, как транспортные средства, скотоводство, с/х, брак и семья и др. Изучая историю ПО, можно найти подходы к современным народам, находящимся на «первобытном уровне развития». ПО - фундамент всей истории.

Предмет. В целом история делится на гражданскую (фактическую - с возникновения государства) и догосударственную (не фактическую). ПО - догосударственная история (от возникновения человека до первых цивилизаций). Иметь в виду, что в ранних государствах Египта и Греции было очень многое от ПО. Предмет изучения ПО это происхождение человека, зарождение и развитие его хозяйства и общественной деятельности.

^ Особенности источников по ИПО. Изучение ПО началось с древнейших времен, но никто из изучавших его не застал, поэтому все сведения очень недостоверны. В эпоху ВГО кол-во источников увеличилось из-за экспедиций. Были также этнологические экспедиции, но непрофессиональные - отсюда ошибки. Первые профессиональные - 2 пол. 19 в., но изучали в основном тропики и Арктику, а эти данные на территорию всего мира экстраполировать нельзя.

ПО - бесписьменный период истории, так что письменные источники вторичны, так как они часто фантастичны из-за непонимания увиденных обычаев. ПО связно с природой гораздо больше любого другого и источники его тоже. Главная сложность - интерпретация источника (она всегда индивидуальна). Необходимость комплексного подхода.

Археология - снабжает прямыми фактами ИПО имеющее более или менее твердую хронологическую приуроченность. Хронологически она охватывает полностью временную границу существования первобытного общества. На памятниках сохраняется в основном камень, реже - кость, совсем редко - дерево. В позднем периоде очень редко, но есть злаки. Сложности сохранения археол. материала. Важна интерпретация материала (она всегда индивидуальна). Главное - орудия труда, периодизация построена по их типам и материалам

Недостатки археологического метода изучения ПО: Радиоуглеродный метод при датировке не всегда надежен. Выборочность археологического материала. Можно определить только первичные функции артефакта (ср. найден наконечник стрелы; возможно, он имел культовое значение, но установить это, за исключением редких случаев, невозможно).

Этнология. Этнография наука всесторонняя исследующая культурно бытовые особенности различных народов или этнографических групп внутри того или иного народа рассматривающая каждое явление в его исторического развитии. Многие стороны формирования общественных отношений известны лишь по этнографическим описаниям. Разработанный эволюционистами сравнительно-исторический метод исследования: принимается как данность положение об общей для всех народов лестнице развития, что дает возможность переносить результаты исследования современных «отсталых» народов на древность «развитых». Игнорируется своеобразие истории народов, местная специфика. Метод настолько же плодотворный, насколько и неточный.

Исследования советских ученых (Чебоксаров, Левин). Исследование т.н. пережитков. Особенно хорошо сохраняются в обрядах (свадебный, погребальный, праздничные и др.). Необходимость учета влияния исследователя на исследуемое общество. Сравнительно поздняя постановка этнологии на научную основу. До того - путешественники, купцы и др.

Лингвистика. Лингвистика восстанавливает историю отдельных языков и их генетического ветвления реконструирует проязык диалекты для многих языковых семей устанавливает внешние связи для каждой языковой семьи с другими семьями. Действует с эпохи бронзы, когда появилась первая письменность. Все, что ранее - компаративистика. Реконструкция архаических форм по более поздним (вплоть до верхнего палеолита, но - споры), благо есть лингвистические законы.

Топонимика.

Человек современного физического типа.

В последнее время среди зарубежных антропологов получил широкое распространение взгляд, согласно которому все гоминиды, стоящие по уровню развития выше архантропов, образуют один вид - Ноmo sapiens. Люди современного физического типа входят в этот вид в качестве подвида Ноmo sapiens sapiens. Другой подвид - Ноmo sapiens neaderthalensis. Состав этого подвида определяется по-разному. Одни исследователи включают в него только типичных неандертальцев, другие - как типичных, так и часть атипичных неандертальцев.

Самое последнее слово зарубежной антропологии - мнение, что человек современного физического типа - Ноmo sapiens sapiens - возник не 35-40 тысяч лет тому назад, как долгое время считалось, а более 100 тысяч лет тому назад (120-150 тысяч лет, а может быть - еще раньше) в Африке. Около 100 тысяч лет тому назад он приник на Ближний Восток, а 35-40 тысяч лет тому назад расселился по всему Старому Свету, а затем - и по всей земле. Распространяясь по Евразии, человек современного физического типа ассимилировал, вытеснял и истреблял представителей всех остальных подвидов вида Ноmo sapiens.

По мнению Ю. Семенова, все люди, жившие в эпоху от 200-300 тысяч лет до 35-40 тысяч лет, образуют одну единую группу, имеющую ранг особого вида. Следуя правилам зоологической таксономии, этот вид рода Ноmo надлежит именовать Ноmo nеаderthalensis. Два других вида этого рода - Ноmo erectus и Ноmo sapiens. Первых именуют также архантропами, вторых - неоантропами. Что же касается людей интересующей нас эпохи, то их давно уже принято называть палеоантропами. Формирующиеся люди - Ноmo erectus и Ноmo nеаderthalensis образуют один подрод рода Ноmo. В другой его подрод входит только один вид - готовые люди - Ноmo sapiens.

Африканские находки объявляются Ноmo sapiens sapiens без всяких оговорок. Однако одновременно с этим предпринимаются попытки терминологически отличить этих ранних Ноmo sapiens sapiens от поздних, современных Ноmo sapiens sapiens. Этих пос-ледних теперь чаще всего называют просто современными людьми (modern men).

Однако как эта, так и любая другая концепция, исключающая классических неандертальцев из числа предков современного человека, вступает в противоречие с рядом установленных фактов. Прежде всего она находится в противоречии с данными археологии, которые свидетельствуют о существовании глубокой и прямой преемственной связи между позднемустьерской индустрией классических неандертальцев и позднепалеолитической индустрией человека современного типа.

Факты опровергают концепцию, объясняющую отклонение классических неандертальцев от сапиентного направления длительным существованием этой группы в неблагоприятных условиях приледниковой зоны, какой была в то время Западная Европа. К настоящему времени палеоантропы, морфологический облик которых обнаруживает совершенно отчетливые черты специализации, были найдены и далеко за пределами этой области, причем и в районах с теплым климатом.

Во всяком случае фактом является то, что во время, соответствующее Вюрму I, не было найдено никаких других палеоантропов, кроме специализированных, ни в Европе, ни за ее пределами. Не обнаружено даже следов существования в то время “прогрессивной” ветви палеоантропов, развитие которой вело бы прямо к неоантропу, не говоря уж о следах бытия настоящих людей современного физического типа. Палеоантропы с сапиентными особенностями появились снова только во время, соответствующее Вюрму I-II Европы.

Но они существенно отличались от ранних палеоантропов. У них отсутствовали характерные для палеоантропов архаические признаки. Они были, по существу, не столько палеоантропами, сколько существами, промежуточными между палеоантропами и людьми современного физического типа. Их можно назвать позднейшими палеоантропами.

Наиболее яркие представители этой стадии - люди из пещеры Мугарет-эс-Схул (Палестина).

Эволюция семейства гоминид создала благоприятные предпосылки для достижения последней ступени этой эволюции - возникновение современного вида. Древний представитель рода неандерталец. Человек имел все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы - большой нос, подвижную руку, устойчивую походку, выпрямленной положение, но строение его мозга характеризовалось наличием примитивных признаков, а подвижность руки могла быть ограничена, что сужало его возможности, поэтому их коллектив имел малые потенциальные возможности в развитии общественных форм жизни.

Наиболее вероятная теория факторов появления человека современного вида исходит из преимуществ современного человека как социального существа. Увеличение высоты черепной коробки выпрямление лобной кости привели в конце концов к уменьшению рельефа лобной кости исчезновению надбровного валика, Возможно это оказало какое-то влияние и на перестройку лицевого скелета (совершенствование речи перестройку речевого аппарата).

biologrefs.ru

Тема №1-2. Введение в историю первобытного общества. Источники и историография первобытной истории

Андрианов Б.В., Марков Г. Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. 1990, № 8.

Марков Г. Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества // Новое в советской исторической науке. М., 1988.

Марков Г. Е. Проблемы первобытнообщинного строя в освещении советской историографии // Новое в исторической науке. М., 1984.

Анисимов А. Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемистические истоки идеологии шаманства. МАЭ, т. 3, 1951.

Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. Новосибирск, 1992.

Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

7. 2. Содержание раздела «История древнего Востока»

Тема №1. Древневосточный путь развития рабовладельческих обществ.

1. Древний Восток и его место в историческом процессе.

2. Хронологические и географические рамки курса «История древнего Востока».

3. Особенности социальной структуры.

4. Община на древнем Востоке.

5. Древневосточная деспотия.

Значение курса истории Древнего Востока в курсе всеобщей истории. Социально-экономическое, политическое и культурное своеобразие Древнего Востока. Отличие древневосточного пути развития от античного. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры.

Дискуссионные теоретические проблемы истории Древнего Востока. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Понятие “азиатского способа производства”. Концепция циклического развития общества в трудах Эд. Мейера и О. Шпенглера. Взгляды Б. Кроче и Р. Коллингвуда. Цивилизационный подход к истории А. Тойнби. Дискуссия в отечественной исторической науке о древневосточном пути развития. Концепция В. В. Струве. Позиция И. М. Лурье. Возникновение новых концепций развития древневосточных обществ. Е. С. Варга. Л. С. Васильев и И. А. Стучевский. Г. А. Меликишвили.

Географические и хронологические рамки курса истории Древнего Востока. Виды хронологии. Способы датировки. ^ Специфика природно-географических условий. Значение природных условий для развития стран Древнего Востока. Этническая и языковая характеристика населения Древнего Востока.

Проблема происхождения государственности на Древнем Востоке. Природно-климатические, демографические, ритуально-религиозные, социологические и технико-экономические теории. Теория марксизма. Концепция В. Г. Чайлда. “Гидравлическая теория” К. Виттфогеля.

Древневосточный путь развития общества, его региональные особенности. ^ Формы государств на Древнем Востоке. Влияние природных условий на формирование типа государства.

biologrefs.ru

Тема источники и историография истории первобытного общества

ТЕМА 1.ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
  1. Источники.
2. Историография.

ЛИТЕРАТУРА

Токарев С.А. Истоки этнографической науки.- М., 1978.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии.- М., 1978.

Итс Р. Введение в этнографию. – Л., 1990.

Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. – Ростов: Изд-во Ростовского ун-а, 1965.

Этнаграфия как источник реконструкции первобытного общества. – М., 1979.

ТЕМА 2. ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА1. Обозначение места человека в животном мире.

2. Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.

3. Архантропы.

4. Палеоантропы.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В.П. Историческая антропология. – М., 1979.

Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и его последующая эволюция. – М., 1979.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропогенеза. – М., 1983.

Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. – Л.: Недра, 1991.ТЕМА 3.СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА1. Становление социальной организации человечества.

2. Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации и развития.

3. Половые отношения в праобщине, праобщинный отбор.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1989.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986.

Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. – Л., 1991.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. С.ч. – 2-е изд. – Т.20.

ТЕМА 4РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

1. Возникновение общинно-родового строя.

2. Хозяйство и материальная культура раннепервобытной общины.

3. Социально-экономические отношения и общественно-родовая организация. Брак и семья.

ЛИТЕРАТУРА

Говард М. Сучасная культурная антрапалогія. – Мн., 1995.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986.

Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. – М., 1986.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. – М., 1979.

Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. – М., 1973.

Охотники, собиратели, рыболовы. – Л., 1972.

Первобытное общество. Основные проблемы развития. – М., 1975.

Фэйган Браян М. Уводзіны ў археаологію. – Мн., 1996.

ТЕМА 5РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ1. Возникновение производящего хозяйства. Технические достижения “неолитической революции”.

2. Социально-экономические отношения.

ЛИТЕРАТУРА

Говард М. Сучасная культурная антрапалогія. – Мн., 1995.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986.

Косвен Н.О. Очерки истории первобытной культуры. – М., 1957.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. – М., 1979.

Ранние земледельцы. Этнографические очерки. – Л., 1980.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.

ТЕМА 6УСЛОВИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 1. Развитие производящего хозяйства.

2. Освоение металлургии.

3. Развитие ремесла и расширение обмена.

ЛИТЕРАТУРА

Говард М. Сучасная культурная антрапалогія. – Мн., 1995.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986.

Косвен Н.О. Очерки истории первобытной культуры. – М., 1957.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. – М., 1979.

Ранние земледельцы. Этнографические очерки. – Л., 1980.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.

ТЕМА 7ЭПОХА РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА1. Становление частной собственности.

2. Брак и семья.

3. Общинная и родоплеменная организация.

4. Духовная культура.

ЛИТЕРАТУРА

Говард М. Сучасная культурная антрапалогія. – Мн., 1995.

Косвен Н.О. Очерки истории первобытной культуры. – М., 1957.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. – М., 1979.

Ранние земледельцы. Этнографические очерки. – Л., 1980.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.

Энцыклапедыя. Археалогiя i нумiзматыка Беларусi / Рэд. кал. В.В. Гетад i iнш.- Мн. : 1993.-702 с.

referatdb.ru


Смотрите также