Роль магии в первобытном обществе. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роль магии в культуре первобытного общества. Роль магии в первобытном обществе


Open Library - открытая библиотека учебной информации

Производство Роль магии и шаманства в первобытном обществе. Обряды и церемонии, их практическое и символическое значение

просмотров - 70

За системой идей, выразителями которой являются Лурия и Леонтьев, да и не только они, скрывается утопическая мечта советских коммунистов о возможности коренной ломки сознания людей, сопровождающей социальную революцию, смену общественных формаций и построение коммунистического общества, о создании «нового человека». Мечте этой, как известно, так и не суждено было осуществиться.

Подобно молодым людям из среднеазиатских кишлаков, подобно аборигенам Австралии, эти огнеземельцы по своим умственным способностям, по характеру свойственных им психических процессов были вполне подготовлены к усвоению чуждой им системы общественного сознания.

Третье важное условие первобытного синкретизма в сфере общественного сознания находится в самом характере познания и моделирования окружающего мира первобытным человеком. Особенности первобытного общественного сознания объясняются не только объективными общественно-историческими условиями, но и некоторыми органически присущими ему свойствами.

Каждая форма первобытного общественного сознания выполняет свою, присущую ей социальную или иную функцию, в основе каждой заложены свойственные только ей глубинные социально-психологические импульсы - познавательные, эстетические, религиозные. Специфика первобытной культуры состоит в том, что эти формы переплетены здесь значительно теснее, чем на более высоких уровнях развития. Становление и развитие первобытной религии - это становление религии как относительно самостоятельной сферы общественного сознания. При этом переплетение первобытной религии, протонауки, этики, искусства не отрицает, а подразумевает их объективную самосущность. Это как бы струи разных источников, слившиеся в едином потоке, но всœе еще различимые и по мере своего движения, по мере развития и усложнения культуры, всœе более дифференцирующиеся. Феномен синкретизма историчен, он меняется в ходе истории.

Представление о единстве человека и всœелœенной, о взаимопроникновении различных форм существования уходит корнями в первобытное синкретическое миропонимание. Многие космологии признавали, что человеческое тело (микрокосм) подобно всœелœенной (макрокосму). Вплоть до К. Линнея минœералы рассматривались как живые существа, утратившие способность двигаться, но способные воспроизводиться и преобразовываться. Историю культуры можно рассматривать как постепенное преодоление древнего антропоморфизма, как отделœение микрокосма от макрокосма, как разрыв первоначального единства человека и всœелœенной.

Олицетворением целостного, синкретического сознания, воплощением многообразных функций, связанных с высшими проявлениями духовной жизни, выступает Орфей, мифический поэт, музыкант, мистагог (учредитель мистерий), истолкователь воли богов и жрец. Его насильственная смерть и воскресение вносят в его образ черты древнего пророка и шамана, причастного архаическим ритуалам, магии смерти и возрождения природы - не случайно он зачаровывал животных звуками своей лиры.

По словам А. Хокарта͵ меланезийское празднество «не является ни религиозным, ни мирским, ни общественным, ни личным, ни экономическим, ни эстетическим, потому что всœе эти специализированные явления и виды деятельности еще не выделились из нерасчлененной жизни племени» [10, с. 13].

Сложность первобытного общественного сознания как объекта исследования и вместе с тем его специфика во многом связаны с присущим ему синкретизмом. Во введении к этой книге я уже писал о том, что под синкретизмом первобытного общественного сознания я понимаю взаимопереплетение различных его форм, их органическую связь с жизнью общества во всœех ее проявлениях. Характерная особенность первобытного общественного сознания состоит в теснейшей связи религии с другими его формами, в том, что религия пронизывает собою всœе мировоззрение эпохи, являясь как бы его оживотворяющим центром.

Особенности мышления и мировосприятия первобытного человека. Первобытный синкретизм

Жилище начинает разнообразиться по своей форме в зависимости от климатических условий, социального положения людей и социально-экономических условий того или иного человеческого коллектива. Так сформировалось бесконечное разнообразие жилищ у народов Земли [6, с. 80].

В эпоху неолита с развитием земледелия и осœедлости возникают 2 вида посœелœений: неукреплённые - селища и укреплённые - городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесённых валом, рвом или частоколом).

Расчленяя духовную жизнь первобытного общества, анализируя отдельные ее формы, не следует забывать о том, что мы имеем дело с явлением, представляющим собою в действительности нечто цельное, находящееся лишь в самом начале процесса расслоения на отдельные сферы общественного сознания - формирующуюся науку, этику, искусство, наконец, религию. Изучение отдельных граней этого многогранного феномена, конечно, необходимый этап, условие его научного познания. При этом адекватное понимание духовной жизни первобытного общества нуждается не только в анализе, но и в синтезе, который показал бы ее как единую и цельную систему.

Понятие первобытного синкретизма не ново, им давно пользуются, но в него не всœегда вкладывается одно и то же содержание. Так, следуя А.Н. Веселовскому, под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность базовых форм художественного творчества - изобразительного искусства, драмы, музыки и т. д. Мне уже приходилось, рассматривая первобытное искусство, пользоваться этим понятием в более широком его понимании, стремясь обнаружить органическую связь первобытного художественного творчества с жизнью общества, его трудовой и обрядово-религиозной деятельностью, социальную обусловленность и социальную функцию первобытного искусства.[1, с. 28] То же относится и к другим формам первобытного общественного сознания.

Эволюция культуры, подобно эволюции в природе, - при всœей условности этой аналогии, ибо процессы в природе и обществе далеко не однозначны, - в известной мере сводится к дифференциации, расчленению первоначально интегрированных форм, или, по выражению К.А.Тимирязева, «синтетических типов», совмещающих в себе свойства и функции, обособившиеся в ходе эволюции.[2, с. 82]

Понятию первобытного синкретизма близко понятие интегрированности первобытной культуры, введенное А. Кребером. Наиболее яркое проявление этого феномена он видел в культуре аборигенов Австралии. При этом он высказал предположение, что это свойство культуры находится в обратной связи с развитием материальной оснащенности общества. Чем более развито общество в материально-техническом отношении, тем менее интегрирована его культура. Степень интегрированности культуры, полагал Кребер, является объективным показателœем относительного развития общества.[3, с. 66] Следовало бы только говорить не о материальной вооруженности общества, а о развитии производительных сил в целом.

Значительно ранее о взаимосвязи и взаимозависимости различных аспектов первобытной культуры писал Ф.Шомло. Уже он обратил внимание на то, что «одна из отличительных особенностей примитивной культуры - отсутствие дифференциации» культурных явлений и что «на этом уровне развития нет ничего, что было бы только правом или только обычаем, только религией или только хозяйством».[4, с. 52] Здесь всœе тесно переплетено; хозяйство и общественная жизнь пронизаны религиозными обрядами и верованиями настолько, что первые почти невозможно отделить от последних, и Шомло показывает это на многих примерах.

В изучении первобытного общества особенно необходим принцип целостности, без него невозможно адекватное понимание первобытной культуры. Вслед за М. Моссом, который ввел понятие «целостного социального факта», мы можем говорить о «целостном этнологическом факте», наделœенном одновременно социальным, религиозно-магическим и экономическим, утилитарным и эмоциональным содержанием. Синкретизм форм общественного сознания - не механическое их соединœение, а органическое единство, следовательно, особое качественное их состояние. Здесь целое не сводимо к сумме своих частей. Религия, искусство, этика, протонаука выступают как различные стороны недифференцированного или слабо дифференцированного целостного явления.

Было бы неверно полагать, что культурный синкретизм присущ лишь первобытному обществу. Он сохраняется в известной мере и на более поздних этапах общественного и культурного развития, когда идет всœе более интенсивный процесс кристаллизации в насыщенном растворе целостной культуры отдельных форм общественного сознания. Он существовал в античной древности и в средние века, на Западе и на Востоке. Необходимость принципа целостности для изучения культуры средневековья отметил А.Я. Гуревич. В случае если в средневековой культуре «математические символы суть вместе с тем символы богословские», а число является «сакральным символом», [8, с. 66] - не уводит ли это в глубь времен, не только к Пифагору, но еще дальше, в ту первобытную эпоху, где наука еще не отделилась от религии? В средневековой культуре «членение мира на природный космос и космос социальный... условно, во многих же обществах его, по существу, и вовсœе невозможно обнаружить: космос антропоморфен, и вместе с тем мир человека не отделœен или слабо отделœен от мира природы» [2, с. 89]. Но ведь то же, и в еще большей степени, относится к первобытной культуре и первобытному сознанию. Не подтверждают ли сказанное тотемическое мировоззрение и первобытная мифология, пронизанные идеей единства социального и природного миров, антропоморфизмом природного космоса и натурализмом социального? Свою относительно замкнутую в себе, социально и экономически автономную общность первобытный человек видел как бы в центре социальной всœелœенной, а самого себя - стоящим как бы в центре природного универсума. Он не отделял себя от мира. В эту эпоху человек был поистинœе «мерой всœех вещей». Его мировоззрение было цельным или, по выражению С.Дайамонда, холистичным [2, с.90].

В чем же отличие первобытного синкретизма от культурного синкретизма позднейших эпох? Прежде всœего, в степени: первый «более синкретичен». Здесь мы находимся как бы у корней дерева культуры со всœем изобилием его ветвей. Первобытная культура содержит в себе в цельной, нерасчлененной форме, в потенции бесконечное многообразие будущего духовного мира человека, как семя содержит в себе будущее растение. Не менее важно и то, что первобытная духовная культура, как уже сказано, органически связана с жизнью общества во всœей ее полноте. Такой тесной и многосторонней связи духовной культуры с общественной жизнью уже не будет позднее.

Глубоко синкретично и само явление, изучаемое нами. В той сложной системе идей, верований, ритуалов, общественных учреждений, устного, художественного и песенно-музыкального творчества, которую мы называем первобытной религией, эти элементы порою так тесно переплетены, что нелœегко отделить какое-либо одно из них и рассматривать его в «чистом виде». Можно, к примеру, выделить из этого комплекса терапевтические ритуалы и изучать их как рациональные формы терапии, как «психотерапию», как примитивную или народную медицину. В самом делœе, эта медицина использует довольно эффективные приемы лечения, основанные на эмпирически добытом рациональном знании свойств и особенностей человеческого организма, отношении между нервной системой и болезненными состояниями человеческого тела - всœего того, чего не отрицает и что изучает и современная наука и что издавна с успехом применяют многочисленные околонаучные школы и методы. Никакой серьезный наблюдатель, однако, не скажет, что это «только медицина», никто не станет отрицать, что собственно медицина переплетена здесь с религиозными обрядами и верованиями, рациональное с иррациональным, что лечением занимаются знахари и шаманы, широко применяющие магические приемы воздействия на человека и природу. Правильно ли отделять первобытную науку от первобытной религии, если в действительной жизни они не отделœены, более того, так тесно связаны, что образуют в сущности нечто третье? И всœе же попытки вычленить из этого комплекса собственно религию и собственно формирующуюся науку оправданы, и оправданы они прежде всœего тем, что в перспективе каждая из них станет самостоятельным и мощным явлением культуры.

Первобытный синкретизм в сфере общественного сознания тесно связан с нерасчлененностью социально-экономических институтов и отношений. Ни на одной другой стадии общественного развития мы не встретим такого непосредственного вплетения экономики в ткань общественной жизни, такой органической взаимосвязи экономики, социальных отношений и идеологии, связи, порожденной самой первобытной общественной структурой. Ярким выражением первобытного синкретизма была сама первобытная община. И данный синкретический характер института͵ который являлся базисом социальной структуры, был - и остается в некоторых современных обществах - одним из главных условий синкретизма в сфере общественного сознания.

Другая характерная особенность первобытного общества состоит в том, что индивидуальная специализация в тех или иных видах деятельности здесь еще только намечается. В этом - одно из коренных отличий первобытного общества от тех обществ, где уже существует развитое разделœение труда, где имеются люди, всœецело посвятившие себя деятельности в области духовного творчества. Для первобытного общества характерно, во-первых, внутригрупповое, естественное разделœение труда, основанное на физиологических различиях между мужчинами и женщинами и людьми разных возрастов, и, во-вторых, межгрупповое, географическое разделœение труда, основанное на природно-географических различиях между регионами или на географически и исторически сложившихся традициях. Индивидуальная специализация в области духовного творчества здесь еще слабо выражена. Первыми по времени появления профессионалами в области духовной деятельности были, вероятно, знахари и шаманы. Относительно раннее возникновение этого типа специализации было связано с той жизненно важной - с точки зрения первобытного коллектива - синкретической функцией, которую они в нем выполняли.

Онтогенез, как известно, повторяет филогенез, это называют биогенетическим законом, и он в какой-то мере помогает понять особенности первобытного сознания. Мышление ребенка в чем-то воспроизводит синкретическое мышление первобытного человека. Л.С. Выготский выделяет в развитии детского мышления раннюю стадию неорганизованных, диффузных, синкретических понятий [2, с. 90]. «Синкретизм, - пишет другой исследователь детской психологии, - противопоставляется анализу и синтезу, представляющим собой две взаимодополняющие операции... Синкретизм ребенка остается чужд этому двойному движению расчленения и воссоединœения... Ему часто кажется, что всœе находится во всœем, что он может переходить от чего угодно к чему угодно... Ребенок живет в своего рода неопределœенной и постоянной метаморфозе» [9, с. 88].

В то же время между детским и первобытным мышлением имеются и существенные различия. Ребенок живет в мире взрослых и, взрослея сам, он начинает мыслить аналогично тому, как они. Синкретизм ребенка индивидуален. Первобытный синкретизм характеризует прежде всœего сферу коллективных представлений, которые, в свою очередь, детерминируют мышление индивида. Первобытный синкретизм надиндивидуален. Мышление первобытного человека принципиально не отличается от нашего. Оно характеризуется не иной психической структурой, не иными свойствами и механизмами умственной деятельности, а иным содержанием. А последнее является продуктом культуры как общественного феномена, созданием не только нынешнего, но и предшествующих поколений. Оно отражает их исторический опыт. Оно многослойно - под коллективным опытом недавнего прошлого залегают пласты, возраст которых насчитывает многие тысячелœетия, но и они принимают участие в формировании сознания современного человека.

В процессе воспитания, социализации первобытный ребенок воспринимает культуру своего общества в готовом виде, в ее параметрах формируется его мировосприятие, и оно определяет в дальнейшем его мышление и поведение как члена общества. Будучи перенесен в иную социальную среду, получив иное, к примеру европейское воспитание и образование, он успешно осваивает основы новой для него культуры. Его умственные способности не уступают способностям его европейских сверстников. Факты, подтверждающие сказанное, достаточно многочисленны. Οʜᴎ показывают, что к какой бы общественной формации человек не принадлежал, ум его потенциально подготовлен к восприятию и усвоению не только логического аппарата͵ но и многообразного и специфического содержания любой более высокой культуры. Так, психологические исследования показали, что умственное развитие аборигенов Австралии не является качественно иным в сравнении с развитием европейцев или представителœей других народов. Анатомия ума на всœех уровнях исторического развития одинакова. Когда И.М. Сеченов писал, что «основные черты мыслительной деятельности человека и его способность чувствовать остаются неизменными в различные эпохи его исторического существования» [11, с. 109], он имел в виду прежде всœего психофизиологическую сторону мышления человека.

«Как по мере развития ребенка, так и по мере перехода от одной общественно-исторической формации (или уклада) к другой, меняется не только содержание сознания, но и его строение», «люди, живущие в условиях различных исторических укладов, различаются... структурой базовых форм сознательной деятельности», - пишет психолог А.Р.Лурия [11, с. 110]. Эти утверждения представляются весьма спорными по существу, к тому же несут явные признаки вульгарного социологизма. Мышление ребенка формируется «от нуля», оно как бы проходит в своем индивидуальном развитии основные стадии формирования человеческого сознания. Мышление взрослого представителя любой общественно-исторической формации - это мышление Человека разумного. На любой ступени общественно-исторического развития его сознательная деятельность функционирует в основном по одним и тем законам. Когда мы говорим о синкретизме первобытного сознания, речь идет об общественном по своему происхождению явлении, даже когда оно преломляется в индивидуальном мышлении, когда оно накладывает глубокую печать на сознание отдельного человека. Речь и здесь идет о содержании сознания, а не о различных формах сознательной деятельности.

Стремясь доказать, что разным стадиям социально-исторического развития соответствуют и различные по своей структуре формы сознательной деятельности, А.Р. Лурия приводит результаты своих исследований в кишлаках Средней Азии. У его испытуемых, по его словам, возникали главным образом конкретно-действенные, практические связи, а не отвлеченные, категориальные. Из этого делается вывод, что на ранних стадиях общественного развития «доминирующую роль в познавательных процессах играет личный практический опыт» [7, с. 43]. Думается, что дело здесь не в различии структур сознательной деятельности, а в различии структур общественного сознания - а это не одно и то же. А.Р. Лурия сам пишет о том, что характер мышления молодых людей из тех же кишлаков, окончивших один-два класса, уже совершенно иной. Но ведь за один-два года учебы в школе характер их мышления не мог коренным образом измениться. Οʜᴎ восприняли иную культуру, иную систему понятий. А культура является, в свою очередь, социально-исторической категорией. Общественное сознание наследуется не биологически, а социально. По мысли В.И. Вернадского, разум есть сложная социальная структура, построенная как для человека нашего времени, так и для человека эпохи палеолита на одном и том же физиологическом субстрате, но при разной социальной обстановке, слагающейся исторически [11, с. 56].

«Жители Огненной Земли считаются одними из низших варваров, - пишет Ч. Дарвин; - между тем я должен был постоянно удивляться трем из этих туземцев, которые были взяты на борт корабля «Бигль», прожили несколько лет в Англии и говорили немного по-английски, - до такой степени они походили на нас по характеру и большинству наших умственных особенностей» [9, с. 66].

А.Н. Леонтьев, говоря об историческом развитии сознания, подобно Лурия и некоторым другим психологам, тоже настаивает на том, что в ходе развития наблюдается изменение качественных особенностей психики человека и что «при коренном изменении производственных отношений людей их сознание также коренным образом изменяется, становится качественно иным» [9, с. 66]. Очевидно, и он полагает, что при переходе от одной общественной формации к другой человеческое сознание качественно меняется. О полном незнании того, о чем он пишет, свидетельствует утверждение Леонтьева, что круг сознаваемого в эпоху первобытности ограничивался отношениями процесса материального производства [9, с. 67]. Вся культура первобытного общества противоречит этому.

В принципиальном единстве человеческой психики на всœех ступенях исторического развития был глубоко убежден один из крупнейших этнографов нового времени - Ф. Боас. По его мнению, ум первобытного человека функционирует аналогично тому, как и ум человека цивилизованного. Различие между мышлением того и другого «в значительной степени заключается в различном характере того традиционного материала, с которым ассоциируется новое восприятие» [9, с. 67]. Способность к логическому мышлению, - писал Боас, - одно из фундаментальных свойств человеческого рода, наряду с членораздельной речью и употреблением орудий.

Обряды и церемонии теоретически можно разделить на 2 разряда, которые, однако, на практике сливаются между собой. Это изобразительно-знаменательный (символический) и практический.

Молитва относится к обрядам. На папуасском острове Танна, где богами являются души умерших предков, покровитильствующие произрастанию плодов вождь произносит молитву: «Сострадательный отец. Вот пища для тебя; ешь ее и надели нас ею». В Африке зулусы думают, что достаточно призвать предков, не упоминая о том, что молящемуся нужно: «Отцы нашего дома» (произносят они). Когда они чихают, им достаточно намекнуть на свои нужды, если они стоят рядом с духом: «Детей», «коров». Дальше молитвы, бывшие раньше свободными принимают традиционные формы. У дикарей едва ли можно найти молитву, в которой бы выпрашивалось нравственное благо или прощение за проступок. Зачатки нравственной молитвы встречаются у полуцивилизованных ацтеков. Молитва - обращение к божеству.

oplib.ru

Роль магии в культуре первобытного общества — реферат

      

РЕФЕРАТ

По  дисциплине “Культорология”

Тема: “Роль магии в  культуре первобытного общества ”              

Выполнила: студентка 1 курса гр.№215

Бунчак  Вероника

Проверил: Лохтина М.П.               

Санкт-Петербург

2004 г.

 

РОЛЬ МАГИИ В  КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

  ВВЕДЕНИЕ.

  Существуют  различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.

        Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

        Магическое действие, как правило, состоит из следующих  основных элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное  заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов - обряд.

        Время возникновения  магии ученые относят к периоду  первобытного общества, точнее - к эпохе  каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования  существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих  костей в мустьерских пещерах  Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются  как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты  людей). Первобытные люди, считают  некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это  даст возможность убитым животным вернуться  к жизни и тем самым умножит  число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад  жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.

        Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников верхнепалеолитического периода (поздний каменный век - 40 - 10 тысяч лет тому назад), то они, и с этим согласны практически все ученые, свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических представлений и обрядов. В 1879 году в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.

        Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний  день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных  людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно  сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между  ними на стене и потолке первобытный  художник изобразил в различных  позах тех животных, которых он видел вокруг себя: оленей, медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные: использовались три краски - черная, желтая, красная. На тела животных и  рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика  и ранение зверя. Многие рисунки  носят следы от метания в них  настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они  наползают друг на друга.

  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАГИИ

  Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в столь  неудобных, плохо освещенных, часто  труднодоступных местах - пещерах, их отдаленных коридорах и проходах? Зачем после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья и дротики? Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

        Известно, что австралийские  аборигены перед началом охоты  исполняли специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время  ритуального танца вонзали в  изображенное животное свои боевые копья. При этом они полагали, что, попав  в рисунок животного, попадут  и в само животное во время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный  человек. Здесь можно привести слова  К.Маркса о фетишизме: ”Распаленная вожделением фантазия создает у  фетишиста иллюзию, будто “бесчувственная  вещь” может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы  удовлетворить его прихоть”. Аналогичная  иллюзия создавалась и у первобытных  участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного. “Распаленная вожделением фантазия” исполнителей ритуала превращала имитацию охоты  в саму охоту, ритуально-магическое “убийство” животного в реальное убийство зверя.

        Действительные корни  первобытной веры в магию следует  искать в материальных и общественных условиях их жизни. Первобытное состояние  человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни  природы получали от нее в виде даров все необходимое для  жизни. Но о трудностях первобытных  людей, о суровых, подчас трагических  условиях их жизни красноречиво говорят  следующие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность  жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались  женщины и дети: 38% неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти  никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов  смертность была еще выше: 68% синантропов  не достигало и 14 лет.

        Эти данные были получены учеными при изучении костных  останков первобытных людей. Высокий  уровень смертности чаще всего был  результатом частых голодовок, смертельных  ранений в ходе охоты на крупных  животных, что было закономерным и  естественным в силу неразвитости первобытных  производительных сил, бедности и слабости первобытной техники. У людей  той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто  оставался без добычи, а рыболов  без рыбы: зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года.

        Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших  далеких предков, имевшие своей  целью обеспечить себя и своих  близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние  неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными  причинами того, что человек каменного  века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия  на природу. Подобными средствами и  явились магические ритуалы и  обряды.

        Так экономическая  неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.

        Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством  реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

  Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые «вонджина», у туземцев северо-западной Австралии.

  Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота. Для этого туземцы  рисовали под «вонджина» то, что  им было нужно.

  Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу?

  Человек пытался внушить животному, что  именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно. Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, «настигая» добычу и «убивая» ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое: весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние.

  Так же как процедура охотничьего  колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы, различные  предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье.

  РАЗНОВИДНОСТЬ МАГИИ

  Существуют  различные классификации магических обрядов и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе «Сущность и происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы

  • по степени сложности
  • по направленности магического акта
  • по технике действия 
  • по сфере применения 
  • по целям, которые данный ритуал преследует.
 

  В зависимости от общей направленности магического действа С. А. Токарев  различает две группы магии:

  • агрессивные, или протрептические
  • защитные, оборонительные, или профилактические.
 

  Если  первые своей целью имеют перенесение  тем или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные  магические влияния, защититься от их действия.

  В составе этих двух крупных магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга  по технике передачи магической силы или защиты от нее.

  Протрептическая магия. Здесь простейшим способом передачи магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. При этом носитель магической силы бывает различным: это и неодушевленный предмет (амулет, талисман), и человек (например, сам колдун) и т. п. Характер контакта также может быть различным: ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид протрептической магии называется контактной магией.

  Более сложным с психологической точки  зрения является так называемая инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия. Суть се остается, как и в предыдущем типе, той же: магическое действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду недосягаемости этого объекта, например вследствие дальности расстояния, производится только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали этот тип колдовства. Это была костяная палочка с заостренным концом. К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в землю. Саму же заостренную кость направляли в сторону врага с одновременным произнесением заклинания, полагая при этом, что острие кости высосет из тела жертвы кровь и та через шнурок уйдет в землю.

  В отличие от этих двух видов магии, в которых магическая сила действует непосредственно на объект колдовства (хотя бы и находящийся на расстоянии), следующие два вида протрептической магии характеризуются тем, что в них действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а на его заместителя, и только через него — на сам объект волшебства. В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства (отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п.) или же просто предмет, побывавший с ним в контакте (остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п.). Этот тип магии называется парциальной (контагиозной) магией, основанной на вере, что часть замещает целое. В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов, колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что - то же самое постигнет и самих врагов. Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция — в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага. Эти обряды относятся к имитативной (гомеопатической, симпатической, семимильной) магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать: например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п.        

freepapers.ru

Роль магии в культуре первобытного общества — реферат

  В оборонительной (профилактической) магии С. А. Токарев выделяет два вида.

  Отгоняющая (апотрепеическая) магия. Ее суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния. Для этого носят амулеты, талисманы, обереги; применяют различные жесты, звуки (звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье) и т. д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них (ритуальное закрывание головы, лица, избежание нечистых мест и т. п.).                    

  Другой  разновидностью профилактической магии  являются обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения достигают разными приемами и способами: посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т. д. Эта магия зовется катартической.

  Независимо  от классификации по технике действия магических обрядов (согласно которой  устанавливается шесть основных типов магии), последние могут  быть различаемы и по положительному или отрицательному характеру своих  рецептов. Здесь выделяется магия  положительная, которая предписывает, что необходимо делать чтобы получить желаемый результат, и магия отрицательная (табу), которая указывает, чего нельзя делать, чтобы не получить нежелательные  последствия и результаты.

  Примером  последней, в частности, является запрещение у эскимосов мальчикам играть в игры с веревочкой из боязни того, что, когда они станут взрослыми  охотниками, их руки могут запутаться в веревке гарпуна.

  Что касается словесной (вербальной) магии — заклинания, заговоры и т. д., то, по мнению С. А. Токарева, она по сути своей не представляет самостоятельного типа магии, но является лишь словесным сопровождением совершаемого обряда. Однако часто, особенно на поздних этапах развития магии, заговор начинает выступать как самостоятельная магическая сила, и в этом плане он составляет отдельный тип магии.

  В соответствии со сферой применения магии  и целями, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов.

  Главным объектом внимания первобытных людей  всегда было обеспечение средств к существованию. Естественно, что и значительная часть колдовских обрядов и церемоний была связана именно с этой сферой человеческой деятельности. Более того, можно считать, что хозяйственная, промысловая магия является и исторически первичным видом колдовства, ибо магия возникает как иллюзорное средство преодоления практической слабости первобытного человека. Мы уже описали некоторые колдовские ритуалы, существовавшие у людей каменного века, имевшие своей целью обеспечить удачный исход охоты. Аналогичные обряды этнографы нашли и у многих народов, еще в XIX веке ведших первобытный образ жизни. Один из таких обрядов у ительменов (камчадалов) описал русский путешественник С. П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника ительменов и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии. Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели.

  Можно вспомнить и о «пляске бизонов» у североамериканских манданов: ее участники, обряженные в шкуры бизонов  и с оружием в руках, игравшие роль охотников и дичи, верили, что  пляска привлечет стада бизонов  под удары их копий и стрел. Пляска продолжалась многие часы, нередко  сутки.

  С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы и добиться от земли  хорошего урожая. Меланезийцы Тробриандовых  островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур  таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни, предварительно их заговорив. Еще в прошлом веке русские крестьянки в момент посадки  капустной рассады туго обвязывали голову платком, чтобы и кочаны получались тугими и упругими. Часто обряды имели своей целью передачу земле  силы человеческого плодородия: у  многих народов мужчины и женщины  во время полевых работ обнажались, исполняли эротические пляски, вступали на поле в половую связь. Иногда главным содержанием земледельческой магии было ритуальное убийство людей. Так, у индейского племени пауни был такой обряд: молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы. После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы. У одного из племен Западной Африки существовал аналогичный обряд: ежегодно перед полевыми работами совершалось ритуальное убийство мужчины и женщины, после чего их тела закапывались на поле. Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие.

  Страшным  бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные  бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей  целью влиять на погоду и составившие  отдельный вид магии: метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как «вызывали» дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое «заклинателей дождя» по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.        

  Некоторые обряды метеорологической магии  предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце. В силу неразвитости первобытной практики и идеологии, колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой. Отсюда, однако, не следует, что магические верования и ритуалы были тождественны знанию, выполняли роль конденсатора рациональных приемов производства, лечения и т. п., как это утверждают некоторые исследователи. Подобную точку зрения отстаивает, например, английский историк культуры лорд Рэглан в своей работе «Как возникла цивилизация?», где пытается объяснить происхождение буквально всех предметов культуры потребностями религиозно-магического культа. По его словам, изобретение плуга явилось результатом поклонения людей фаллосу, а переход людей к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся Луне, обнаружили ее сходство с рогами тура и коровы. Подобные взгляды Рэглана и других ученых на происхождение земледелия и скотоводства, войны и государства, денег и обмена, искусства и науки из религиозных культов, по сути дела, ничем не отличаются от мифов, по которым Диана научила людей охоте, а Посейдон — коневодству.                     

  Субъектом любого магического действия является колдун — профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы  выполнялись любым  из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых  считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному — колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Во  все времена и у всех народов  магия была непременным атрибутом  жизни, о чем свидетельствуют  летописи, предания, легенды. Она лежит  в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько  же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние  времена, недостаток знаний и невозможность  логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой  социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым  люди верили безоговорочно и посредствам  самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

      В нашу эпоху научно-технического прогресса  мы по-прежнему не в силах объяснить  положительные результаты, например, нетрадиционной медицины. Мы ежедневно, не задумываясь о том, пользуемся сотнями маленьких магических обрядов: постучать по дереву, плюнуть через  плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья даже не подозревая о их магическом происхождении.   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА: 

1.«Магический  кристалл» М., «Республика» 1992г. 

2.А.  Ю. Григоренко  «Разноликая магия»  М., «Советская Россия»  1987г. 

3.Папюс  «Практическая магия»  М., «Renaissance» 1991г. 

4.И.  И. Жерневская, Л.  В. Шарманова «Куда  ведет аллея сфинксов»,                        Лениздат, 1990г.  

freepapers.ru

Роль магии в первобытном обществе - Рефераты

ВЫСШАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ С-ПБ РЕФЕРАТ По дисциплине Культорология Тема Роль магии в культуре первобытного общества Выполнила студентка 1 курса гр.215 Бунчак Вероника Проверил Лохтина М.П. Санкт-Петербург 2004 г. РОЛЬ МАГИИ В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ВВЕДЕНИЕ. Существуют различные определения магии.

Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Магия от греч. mageia колдовство, волшебство - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов материальный

предмет вещество, то есть инструмент словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам определенные действия и движения без слов - обряд. Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях складах медвежьих костей в мустьерских пещерах

Драхенлох Швейцария, Петерсхеле Германия, Регурду Франция, которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей. Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце

ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение. Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников верхнепалеолитического периода поздний каменный век - 40 - 10 тысяч лет тому назад, то они, и с этим согласны практически все ученые, свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических представлений и обрядов.

В 1879 году в Пиренейских горах Испания была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов.

На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания. Наибольшей известностью среди подобных находок а на сегодняшний день их насчитывается более 100 пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей.

Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними на стене и потолке первобытный художник изобразил в различных позах тех животных, которых он видел вокруг себя оленей, медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные использовались три краски - черная, желтая, красная. На тела животных и рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя.

Многие рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАГИИ Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в столь неудобных, плохо освещенных, часто труднодоступных местах - пещерах, их отдаленных коридорах и проходах Зачем после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья

и дротики Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни. Известно, что австралийские аборигены перед началом охоты исполняли специальный обряд рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца вонзали в изображенное животное свои боевые копья. При этом они полагали, что, попав в рисунок животного, попадут и в само животное во время охоты.

Очевидно, так же полагал и первобытный человек. Здесь можно привести слова К.Маркса о фетишизме Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто бесчувственная вещь может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть. Аналогичная иллюзия создавалась и у первобытных участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного. Распаленная вожделением фантазия исполнителей ритуала превращала имитацию охоты

в саму охоту, ритуально-магическое убийство животного в реальное убийство зверя. Действительные корни первобытной веры в магию следует искать в материальных и общественных условиях их жизни. Первобытное состояние человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни природы получали от нее в виде даров все необходимое для жизни. Но о трудностях первобытных людей, о суровых, подчас трагических условиях их жизни красноречиво говорят

следующие цифры почти 50 неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались женщины и дети 38 неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше 68 синантропов не достигало и 14 лет. Эти данные были получены учеными при изучении костных останков первобытных

людей. Высокий уровень смертности чаще всего был результатом частых голодовок, смертельных ранений в ходе охоты на крупных животных, что было закономерным и естественным в силу неразвитости первобытных производительных сил, бедности и слабости первобытной техники. У людей той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания.

Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года. Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить

себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды.

Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию. Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных

приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена. Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые вонджина, у туземцев северо-западной Австралии. Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота.

Для этого туземцы рисовали под вонджина то, что им было нужно. Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу Человек пытался внушить животному, что именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые

знал превосходно. Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, настигая добычу и убивая ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние. Так же как процедура охотничьего колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы,

различные предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье. РАЗНОВИДНОСТЬ МАГИИ Существуют различные классификации магических обрядов и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе

Сущность и происхождение магии. Он предложил различать магические ритуалы по степени сложности по направленности магического акта по технике действия по сфере применения по целям, которые данный ритуал преследует. В зависимости от общей направленности магического действа С. А. Токарев различает две группы магии агрессивные, или протрептические защитные, оборонительные, или профилактические. Если первые своей целью имеют перенесение тем или иным способом магической силы

на объект, то вторые имеют обратную цель отстранить, отогнать вредные магические влияния, защититься от их действия. В составе этих двух крупных магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга по технике передачи магической силы или защиты от нее. Протрептическая магия. Здесь простейшим способом передачи магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который направлено

колдовство. При этом носитель магической силы бывает различным это и неодушевленный предмет амулет, талисман, и человек например, сам колдун и т. п. Характер контакта также может быть различным ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид протрептической магии называется контактной магией. Более сложным с психологической точки зрения является так называемая инициальная начинательная, трансмиссионная,

инцепционная магия. Суть се остается, как и в предыдущем типе, той же магическое действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду недосягаемости этого объекта, например вследствие дальности расстояния, производится только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали этот тип колдовства. Это была костяная палочка с заостренным концом.

К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в землю. Саму же заостренную кость направляли в сторону врага с одновременным произнесением заклинания, полагая при этом, что острие кости высосет из тела жертвы кровь и та через шнурок уйдет в землю. В отличие от этих двух видов магии, в которых магическая сила действует непосредственно на объект колдовства хотя бы и находящийся на расстоянии, следующие два вида протрептической магии характеризуются тем, что

в них действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а на его заместителя, и только через него на сам объект волшебства. В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п. или же просто предмет, побывавший с ним в контакте остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п Этот тип магии называется парциальной контагиозной магией, основанной на вере, что часть замещает целое.

В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов, колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что - то же самое постигнет и самих врагов. Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция

в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага. Эти обряды относятся к имитативной гомеопатической, симпатической, семимильной магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п. В оборонительной профилактической магии С. А. Токарев выделяет два вида.

Отгоняющая апотрепеическая магия. Ее суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния. Для этого носят амулеты, талисманы, обереги применяют различные жесты, звуки звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье и т. д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них ритуальное закрывание головы, лица, избежание нечистых мест и т. п

Другой разновидностью профилактической магии являются обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения достигают разными приемами и способами посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т. д. Эта магия зовется катартической. Независимо от классификации по технике действия магических обрядов согласно которой устанавливается

шесть основных типов магии, последние могут быть различаемы и по положительному или отрицательному характеру своих рецептов. Здесь выделяется магия положительная, которая предписывает, что необходимо делать чтобы получить желаемый результат, и магия отрицательная табу, которая указывает, чего нельзя делать, чтобы не получить нежелательные последствия и результаты. Примером последней, в частности, является запрещение у эскимосов мальчикам играть в игры с веревочкой

из боязни того, что, когда они станут взрослыми охотниками, их руки могут запутаться в веревке гарпуна. Что касается словесной вербальной магии заклинания, заговоры и т. д то, по мнению С. А. Токарева, она по сути своей не представляет самостоятельного типа магии, но является лишь словесным сопровождением совершаемого обряда. Однако часто, особенно на поздних этапах развития магии, заговор начинает выступать как самостоятельная магическая сила, и в этом плане он составляет отдельный тип магии.

В соответствии со сферой применения магии и целями, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов. Главным объектом внимания первобытных людей всегда было обеспечение средств к существованию. Естественно, что и значительная часть колдовских обрядов и церемоний была связана именно с этой сферой человеческой деятельности. Более того, можно считать, что хозяйственная, промысловая магия является и исторически первичным видом колдовства, ибо магия возникает как иллюзорное средство преодоления практической

слабости первобытного человека. Мы уже описали некоторые колдовские ритуалы, существовавшие у людей каменного века, имевшие своей целью обеспечить удачный исход охоты. Аналогичные обряды этнографы нашли и у многих народов, еще в XIX веке ведших первобытный образ жизни. Один из таких обрядов у ительменов камчадалов описал русский путешественник С. П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника ительменов

и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии. Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели. Можно вспомнить и о пляске бизонов у североамериканских манданов ее участники, обряженные в шкуры бизонов и с оружием в руках, игравшие роль охотников и дичи,

верили, что пляска привлечет стада бизонов под удары их копий и стрел. Пляска продолжалась многие часы, нередко сутки. С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы и добиться от земли хорошего урожая. Меланезийцы Тробриандовых островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни,

предварительно их заговорив. Еще в прошлом веке русские крестьянки в момент посадки капустной рассады туго обвязывали голову платком, чтобы и кочаны получались тугими и упругими. Часто обряды имели своей целью передачу земле силы человеческого плодородия у многих народов мужчины и женщины во время полевых работ обнажались, исполняли эротические пляски, вступали на поле в половую связь. Иногда главным содержанием земледельческой магии было ритуальное убийство людей.

Так, у индейского племени пауни был такой обряд молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы. После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы. У одного из племен Западной Африки существовал аналогичный обряд ежегодно перед полевыми работами совершалось ритуальное убийство мужчины и женщины, после чего их тела закапывались на поле.

Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие. Страшным бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя.

Вот как вызывали дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое заклинателей дождя по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя. Некоторые обряды метеорологической магии предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы

дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце. В силу неразвитости первобытной практики и идеологии, колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования

тесно переплетались с верными наблюдениями над природой. Отсюда, однако, не следует, что магические верования и ритуалы были тождественны знанию, выполняли роль конденсатора рациональных приемов производства, лечения и т. п как это утверждают некоторые исследователи. Подобную точку зрения отстаивает, например, английский историк культуры лорд Рэглан в своей работе Как возникла цивилизация, где пытается объяснить происхождение буквально всех

предметов культуры потребностями религиозно-магического культа. По его словам, изобретение плуга явилось результатом поклонения людей фаллосу, а переход людей к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся Луне, обнаружили ее сходство с рогами тура и коровы. Подобные взгляды Рэглана и других ученых на происхождение земледелия и скотоводства, войны и государства, денег и обмена, искусства и науки из религиозных культов, по сути дела, ничем не отличаются от мифов,

по которым Диана научила людей охоте, а Посейдон коневодству. Субъектом любого магического действия является колдун профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями,

и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать

любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный. В нашу эпоху научно-технического прогресса мы по-прежнему не в силах объяснить положительные результаты, например, нетрадиционной медицины. Мы ежедневно, не задумываясь о том, пользуемся сотнями маленьких магических обрядов постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему

здоровья даже не подозревая о их магическом происхождении. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 1.Магический кристалл М Республика 1992г. 2.А. Ю. Григоренко Разноликая магия М Советская Россия 1987г. 3.Папюс Практическая магия М Renaissance 1991г. 4.И. И. Жерневская, Л. В. Шарманова

Куда ведет аллея сфинксов, Лениздат, 1990г.

course-work.ru


Смотрите также