Первобытный строй на территории казахстана. Текст книги "История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Том I. Первобытно-общинный строй. Племенные союзы и раннефеодальные государства на территории Казахстана"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 1. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. Первобытный строй на территории казахстана


ЛЗ 2. Казахстан в эпоху камня. Первобытнообщинный строй.

ТОП 10:

1. Природные условия, хозяйственная деятельность древних насельников Казахстана;

2. Социальная организация в палеолите и мезолите;

3. История Казахстана в неолите;

4. История Казахстана в энеолите. Ботайская культура;

5. История Казахстана в бронзовом веке.

1.История Казахстана в эпоху палеолита датируется 1/1,5 млн. лет назад – XII тыс. лет до н.э. (нижний или древний палеолит – 1/1,5 млн. лет – 140 тыс. лет назад; средний палеолит – 140-40 тыс. лет назад; верхний или поздний палеолит – 40 тыс. лет назад – 12 тыс. лет до н.э.).

Примерно 1,5 млн. лет назад человек вида Homo erectus, расселяясь из зоны своего первоначального обитания, через Ближний Восток и Иран попал в Среднюю Азию и на территорию Казахстана. Первоначально древнейший человек заселил территорию Южного Казахстана (Борыказган, Танирказган, Конырдек, им. Ч. Ч. Валиханова) и Мангистау (Шахбагата, Онежек), природно-климатические условия которых были теплыми и мягкими. Дальнейшее расселение происходило уже в следующих этапах нижнего палеолита – среднем и позднем ашеле, когда происходило активное горообразование в Средней Азии, климат становился суровее и континентальнее, происходили его глобальные колебания, в том числе, оледенения. В этот период человеком осваивается Северное Прибалхашье (Семизбугу). В эпоху среднего палеолита неандертальцы расселились до верховьев рек Ишима и Нуры на севере (Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай, Огиз-Тау I и II), а на востоке заселили Прииртышье (Козыбай).

В эпоху позднего палеолита человек расселился по всему современному Казахстану. Увеличивается количество стоянок в Восточном (Шульбинка, Пещеры, Новоникольская) и в Центральном Казахстане (бассейн р. Туранга, горы Тюлькули и Семизбугу, местонахождения Батпак 7 и Карабас 3), отдельные находки предметов этого времени обнаружены в Северном и в Северо-Восточном Казахстане (Ангренсор 2). Но во второй половине верхнего палеолита произошли серьезные природно-климатические изменения. Большинство памятников верхнего палеолита на территории Казахстана прекращают свое существование, население мигрирует в Сибирь и Северную Азию.

Примитивная хозяйственная деятельность сводилась к использованию готовых продуктов природы: сбору дикорастущих злаков, плодов и ягод, охоте на диких животных.

Начало мезолита с (XII-X по VII тыс. до н. э.) связано с началом новой геологической эпохи - голоценом - и освоением человеком новых технологий обработки камня. В эпоху мезолита происходит резкое потепление климата, идет бурное таяние ледников, что ведет к значительному изменению растительного и животного мира. Распространяется микролитическая пластинчатая индустрия с вкладышевой техникой. Наибольшая концентрация памятников мезолита выявлена в Северном Казахстане (Виноградовка II, VII, XII; Куропаткино I; Тельмана VII, VIII a, IX a, XIV), в Западном (стоянки у оз. Сары-Айдан) и Южном (местонахождения в районе хребта Каратау - Жаначилик I, II, III; Маятас) Казахстане, ряд стоянок в Притоболье.

В хозяйстве мезолитического населения региона первостепенное значение имела охота на лося и быка типа зубра или тура. Практиковалось и собирательство.

2.Взаимоотношения людей в палеолите строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрелом разделении труда и были по своему характеру коллективистскими. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма – первобытной общины. А в среднем палеолите уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Мезолитическое население объединялось в большесемейные общины охотников, собирателей и рыболовов.

3. В общемировом развитии человечества в эпоху неолита происходит так называемая «неолитическая революция». Возникают скотоводство и земледелие, означавшие переход человека к производящему хозяйству; появляются зачатки горного дела, ткачества, изготовления глиняной посуды. И в то же время проявляется один из принципов исторического развития – неравномерность, поскольку переход к производящему хозяйству в неолите был осуществлен только в локальных районах Передней и Малой Азии. На остальной территории земного шара, в том числе и Казахстана, в эпоху неолита продолжала господствовать присваивающая экономика.

В социальном плане господствовала родовая община, ку­льтивировавшая коллективный труд и общую собственность на средства производства. На основе родовой общности стали складываться племена и племенные союзы.

Неолитические памятники в Казахстане (VI-IV тыс. до н.э.) образуют несколько территори­альных групп, соответствующих районам обита­ния родственных племен, близких по культуре. На территории Северного Казахстана и Тургайского прогиба существовали, соответственно, атбасарская и маханджарская неолитические культуры, на Мангистау – оюклинская и тюлузская культуры. В Северном Прикаспии в эпоху неолита проживали племена сероглазовской культуры. На территории среднеазиатского междуречья существовала кельтеминарская культура охотников и рыболовов, распространявшаяся и на Южный Казахстан.

В неолите в Северном Казахстане наблюда­ется значительная оседлость в пределах определенных зон обитания, которыми являлись долины рек. В раннем неолите ведущее место занимала охота, но к среднему неолиту охота теряет свое значение и главным занятием становится рыболовство. Существенные отличия были в хозяйстве племен, населявших арало-каспийский регион. Оюклинцы и тюлузсцы занимались преимущественно охотой на диких животных.

4.В энеолите (IV-III тыс. до н. э) на территории Казахстана медные орудия тру­да не получи­ли широкого распространения. Изготовление орудий труда шло по пути наивысшего расцвета каменной индустрии.

В Северном Казахстане складывается и функционирует ботайская культура коневодов (Рощинское, Ботай, Баландино, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка), в Нижнем Притоболье - терсекская культура (Терсек-Карагай, Кожай 1, Кумкешу 1), в Восточном – усть-нарымская (Усть-Нарым). Эти культуры, наряду со схожими с ними аятской, суртандинской, образуют единую энеолитическую общность – Урало-Иртышскую историко-культурную область

На базе оседлого рыболовства возникает новый тип хозяйства – оседлый (в рамках зоны обитания) многоотраслевой хозяйственно-культурный тип с доминантой коневодства. Лошадь ботайцами использовалась как стабильный источник продуктов питания, сырья для домашних промыслов, была объектом эффективного экспорта. Ими была освоена верховая езда для контроля над табунами и для их загона, выбраковки, а также для охоты. Развитие у ботайцев получили камнеобработка, керамическое производство, ткачество, деревообработка, косторезное дело и другие промыслы. Наступившая в регионе в конце III – начале II тыс. до н.э. резкая аридизация вызвала упадок энеолитической культуры.

5.В начале II тыс. до н.э. на территории Казахстана расселяются племена, освоившие металлургию бронзы. Бронза – это сплав меди с другим цветным металлом, обычно с оловом.Освоение металлургии бронзы вывело население Казахстана на качественно новый уровень в развитии общества, экономики, культуры.В целом бронзовый век Казахстана обычно связывается с существованием андроновской КИО, к которой относятся культуры: петровская (XVII-XV вв. до н.э.), алакульская (XV-XIV вв. до н.э.), федоровская (XIV-XII вв. до н.э.). Племена андроновской КИО занимали территорию четырех природных зон – лесостепи, степи, полупустыни и пустыни – на 1,5 тыс. км с юга на север (от предгорий Тянь-Шаня до сибирской тайги) и на 3 тыс. км с запада на восток (от р. Урал до р. Енисей).

В XVIII в. до н.э. на территории Урало-Иртышского междуречья появляются протогорода (Аркаим и другие), захоронения с боевыми колесницами. Формируется социальная дифференциация населения, которое делится на три сословия: воины-колесничие, жрецы, общинники. Начинаются войны за захват скота и меднорудных месторождений. В XVII в. до н.э. формируется петровская культура, также с укрепленными поселками (Петровка, Новоникольское), но демонстрирующая новые культурные традиции. Уже в позднепетровское время андроновское население продвинулось на восток почти до Иртыша и на юг до контактной зоны с земледельческими оазисами Средней Азии и Южного Казахстана. На западе и севере границы проходили по р. Урал и северной лесостепи. Именно в этом регионе складывалась алакульская культура. Алакульская эпоха была периодом довольно стабильного развития андроновского общества. С этого времени андроновцы начинают специализироваться на производстве бронзовых изделий: оружия, орудий труда, украшений, поставляя их на экспорт в Восточную Европу.

К XIV в. до н.э. набирает силу процесс аридизации степей, что вынуждает население последующей культуры – федоровской - мигрировать на другие территории. На юге их памятники появляются в Каратау, на р. Чу и Или, в горных долинах Северного Тянь-Шаня, в земледельческих оазисах Средней Азии. Огромная часть федоровцев двинулась на север, проникая в пределы нынешней таежной зоны по бассейнам Иртыша и Тобола, и на восток, вплоть до правобережных притоков Енисея.

В XII в. до н.э. на территорию Казахстана с запада проникают племена-носители культуры так называемого ивановского типа, а с востока – племена карасукской культуры, что приводит к формированию культур валиковой керамики – алексеевско-саргаринской в Северном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-IX вв. до н.э.).

В андроновскую эпоху на территории Казахстана окончательно устанавливается производящая экономика в виде комплексного придомного пастушеско-земледельческого хозяйства, в котором ведущую роль играло скотоводство и подсобную роль – мотыжное земледелие. Основу стада составляли коровы, быки и волы, на втором месте по численности стояла лошади и на третьем – овцы и козы. Изменения в типе хо­зяйства неизбежно должны были привести к изменениям в общественной организации. Мужчина занял господствующее положение в обществе, в производстве материальных благ, он стал во главе родовой об­щины, родство стало считаться по отцовской линии. Патриархальные семейные общины раннего этапа состояли из четырех-пяти поколений родственников по мужской линии и совместно проживали в огромных жилищах, достигавших 200 кв. м и более. Каждый патриар­хально-родовой поселок состоял из нескольких таких жилищ.

ЛЗ 3. Племенные союзы и первые государственные образования на территории Казахстана.

1. Древнейшие письменные источники и локализация сакских племенных союзов на территории Казахстана;

2. Участие сакских племен в политических событиях Евразии;

3. Общественная организация и хозяйство сакских племен.

1.В начале I тысячелетия до нашей эры население центрально-азиатских степей перешло к кочевому скотоводству. Это стимулировало политические и социальные процессы в среде населения Казахстана, способствовало становлению государственности и зарождению раннеклассовых отношений. В этот период на политической арене появляются племена известные по письменным источникам как саки. Сведения о населении Казахстана этой эпохи содержатся в трудах древнегреческих и римских авторов, в персидских и китайских источниках. Персы называли саков «могучими мужами» или «турами на быстрых конях» и разделяли их племена на саков-парадарайя (заморские саки), живших в Приаралье, низовьях реки Сырдарьи, саков-хаомаварга (изготавливающие напиток хаому) занимавших долину Мургаба, саков-тиграхауда проживавших в Семиречье. По данным Геродота в Западном Казахстане проживали савроматы, в Северо-Западном – агриппеи, в Восточном – аримаспы (стерегущие золото грифы), в Центральном Казахстане – исседоны, в Арало-Каспийском регионе – массагеты.

2.Племена Древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий.В 530 г. до н.э. саки-массагеты разгромили войска персидского царя Кира II, сам царь погиб в сражении. В 519 г. до н. э. часть саков была завоевана царем Дарием I и вошла в состав его сатрапий. В то же время ряд сакских племен выступал союзниками Персидской державы. В составе войска персидского царя Кира II саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии I саки входили в его могучую гвардию, в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 г. до н. э. саки находились в центре боевого построения персов. В 480 г. до н. э. они участвовали в сухопутном вторжении Ксеркса в Грецию. Еще одна страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии (329-327 гг. до н.э.).

3. Археологические материалы свидетельствуют о неоднородности сакского общества. Общество состояло из воинов, жрецов и общинников. Каждому из сословий соответствовали традиционные цвета: войнам – красный, жрецам белый, общинникам желтый и синий. Во главе сакских племен стояли не только цари, но и царицы, в истории сохранились имена таких правительниц саков как Томирис и Зарина.

Общество находилось на стадии военной демократии. Сакские цари и царицы происходили из сословия воинов. Они обладали значительной властью, решали вопросы войны и мира, возглавляли войско. Власть царей и цариц ограничивалась народным собранием, собранием всех взрослых мужчин племени, где тон задавали «могущественные мужи скифской земли» - военно-племенная аристократия. Каждый сакский мужчина был воином, свободным и полноправным человеком. Имущественное неравенство среди саков усиливало социальное расслоение в обществе, но далеко не всегда играло решающую роль. Принадлежность к знатному роду или личная воинская доблесть были более престижными добродетелями у саков, нежели богатство.

 



infopedia.su

Первобытно-общинный строй на территории Казахстана

время Общественные отношения Занятия Орудия труда Стоянки, места расселения.
Каменный век Палеолит (ранний или нижний) - 2млн.-140 тыс. лет до н.э. Появление на территории Казахстана 800 тыс. лет назад древнего человека – питекантропа и синантропа. Человеческое стадо. Охота, собирательство, использование огня. Жили в пещерах. Каменные орудия труда из кремния: топоры, ножи, ручные рубила. Обработка ретушью. Из гальки делали чоппер и чоппинг. Горы Каратау, Центральный Казахстан, северо-восточное Прибалхашье. Стоянки Бориказган, Шабакты (Жамбылская обл.), Казангап, Карасу.
Палеолит (средний) – 140-40 тыс. лет до н.э. Неандертальский тип человека. Жили большими общинами – матриархат. Зачатки религиозных верований – культ умерших. Добывание огня трением. Изготовление одежды. Строительство жилья из костей животных. Загонная охота. Изготовление орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ) – остроконечники и скребла. Горы Каратау, Центральный Каз-н. Стоянки: им. Ч Валиханова (урочище Арыстанды, Батпак), Алгабас, Обалысай (Жезказганская обл.), местность Музбель.
Палеолит (поздний или верхний) – 40-12 тыс. лет до н.э. Человек современного типа-homo sapiens. Формирование рас, родовой общины. Зарождение искусства Постройка жилищ, наскальные рисунки. Копье с деревянным древком, каменным или костяным наконечником, дротик, гарпун, копьеметалка, проколки, резцы. Использовался метод отжимной ретуши. Стоянки: Ачисайская (Юж. Каз-н), Батпак 8, Карабас 3, Агренсор 2 (Центр. Каз-н)
Мезолит (средне-каменный век) – 12-5 тыс. лет до н.э. Появление сезонных стоянок по всему Казахстану. Рыболовство, охота на мелких животных. Лук со стрелами, бумеранг, ловушки, силки. Люди научились шлифовать, пилить, сверлить. Появились вкладышевые орудия. Стоянки Бетпак 7, Экибастуз.
Неолит (новокаменный век) – 5-3 тыс. лет до н.э. Общественная собственность, равенство. Религия: кремация трупов. Начало скотоводства и примитивного земледелия. Начало освоения металлов, керамика, ткачество. Изготовление микролитов -вкладыши составных орудий – ножей, серпов. Зернотерки, топоры, мотыги, шилья, иглы. Медные орудия. Северный Каз-н с. Железинка, Саксаульская стоянка (Кзылординская обл.), Северо-восточное Прибалхашье, Караунгур, Ботай (Костанайская обл.)
Бронзовый век -3-1 тыс. до н.э. Андроновская культура XVIII-VIII вв.до н.э. Патриархат, зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства, захватнические войны. Изобретение бронзы, земледелие и скотоводство. Гончарное дело, геометрический орнамент на посуде. Жилища: землянки, полуземлянки, юрты. Древний город Аркаим (на границе Челябинской и Костанайской обл.). Каменная скульптура и храмовые комплексы. Поклонялись небу, солнцу, священному огню. Северный и Западный Каз-н: поселение Алексеевское и Садчиковское у р. Тобол. Район Жезказгана.

studlib.info

«Первобытный строй на территории Казахстана»

«Қазтүтынуодағының Қостанай жоғары экономикалық колледж» мекемесі

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»

«Қазақстан тарихы » пәні бойынша

сабақтың әдістемелік құрастырмасы

Методическая разработка урока

по предмету «История Казахстана»

Тақырыбы: «Қазақстан алғашқы қауымдық құрылыс кезінде»

Тема: «Первобытный строй на территории Казахстана»

Подготовила:Рахимжанова Гульмира Кайыржановна

Қостанай , 2017 ж

План.

1.Введение. ………………………………………………………1

2.Основная часть……………………………………………………….2-7

3.Заключение……………………………………………………………8

4.Список литературы……………………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

История Казахстана- полноправная часть истории всего человечества, которая вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана–наука ,изучающая в целостном виде исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. С приобретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали :возрождение исторической памяти, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма..

В ходе освоения раздела «Казахстан в древности» студенты знакомятся с историей заселения и освоения территории Казахстана в каменном веке, с развитием присваивающего хозяйства и становлением производящей экономики, распространением ее в бронзовом веке по всей территории Казахстана.

Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту - простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивавшим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия. Они же и предоставляют базовую информацию о жизни далеких предков человечества, где Казахстан не является исключением.

Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длинный по своей временной протяженности - каменный век (2,6 млн. лет назад - 3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тыс. лет до н.э. - 7 - 5 вв. до н.э.). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошел в конце II тыс. до н. э.

infourok.ru

Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 1. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана

1.1. Исторические памятники каменного века

Начальной стадией истории человечества является каменный век. Территория Казахстана входила в зону формирования и становления древнего человека. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека.

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему палеолиту, около I млн. лет назад. Это был человек в своей эволюции находившийся на стадии "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау в Южно-Казахстанской области на пойменных террасах реки Арыстанды у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г. Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане, это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки. Стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Памятники среднего палеолита широко представлены в Казахстане. Это стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане, это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочищах Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охватывает период 30 тыс.-10 тыс. лет назад. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило формирование рас и расовых групп. В общественных отношениях формировалась родовая община, возник род, как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Это было время формирования человека современного физического типа. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства. На территории Казахстана памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган. В Восточном Казахстане на правом берегу реки Бухтармы стоянка Пещера. Также в Восточном Казахстане стоянки Канай, Свинчатка и другие.

Переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом является средний каменный век - мезолит. Он занимает время X - V тыс. до н.э. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Были изобретены лук и стрелы.

Следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как переходный в веку металла. В истории Казахстана последний рассматривается вместе с неолитом. Неолит занимает время V тыс. - вторая четверть II тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня. Применялись такие ее приемы как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Усложнялась общественная организация, возникли племена и племенные союзы.

В Казахстане известно свыше 500 исторических памятников того времени. Это стоянка Караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянки Кульсары вокруг поселка Кульсары Жылыойского района Атырауской области. В Восточно-Казахстанской области это стоянка Кызыл-Су на речке Кызыл-Су недалеко от с. Белокаменки

studfiles.net

Казахстан при первобытном строе | Историческая география

Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. В Казахстане исследовано огромное количество археологических памятников от эпохи нижнего палеолита до средневековья. Археологические находки свидетельствуют о том, что первобытный человек заселял территорию Казахстана с глубокой древности - сотни тысяч лет тому назад. В горах Каратау, в Северном Прибалхашье обнаружены, например, нижнепалеолитические стоянки с грубо обработанными каменными орудиями, сделанными руками первобытного человека. О жизни человека в эпоху среднего палеолита свидетельствуют каменные орудия, найденные в Восточном Казахстана (село Канай). Начиная с эпохи верхнего палеолита следы пребывания человека на территории Казахстана прослеживаются непрерывно. Остатки материальной культуры первобытных охотников и рыболовов эпохи неолита также найдены во многих районах; они характеризуются большим количеством микролитических орудий, появлением керамики. К эпохе неолита и особенно энеолита относится зарождение скотоводства и земледелия. В эпоху бронзы (середина 2-го тысячелетия до н. э. - 9-8 века до н. э.) происходит дальнейший значительный рост материальной и духовной культуры древних племен Казахстана (см. Андроновская культура). Племена этой эпохи занимались пастушеским скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством, они знали металлургию бронзы (топоры, ножи, кинжалы, тесла, наконечники стрел и т. д.). Переход к медным и бронзовым орудиям труда, развитие пастушеского скотоводства и земледелия привели к крупным изменениям в общественной жизни племен, материнский род сменился отцовским. К этому времени появились зачатки патриархальной семейной собственности. На поздних этапах эпохи бронзы начался процесс выделения скотоводческих племен; к середине 1-го тысячелетия до н. э. большинство племен в степях перешло к кочевому скотоводству, определившему на тысячелетия специфику социально-экономического развития Казахстана. Страбон назвал племена, населявшие территорию Казахстана, азиатскими скифами. В ахеменидских клинописных текстах они названы общим именем саки. Сакские племена занимались кочевым скотоводством и орошаемым земледелием, имели торговые и культурные связи с соседними племенами и народами. Во главе племенного союза саков стояли вожди, избранные на совете племенных вождей. Они выделялись из основной массы рядовых общинников своим общественным и имущественным положением (подтверждается археологическими раскопками сакских курганов: кургана Бесшатыр на реке Или и других). Они были подчинены племенным объединениям усуней и кангюй, аланов (янцай), сложившихся в Казахстане в 3-2 веках до н. э. Усуни занимали обширную территорию Семиречья от реке Чу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-Куля. Кангюй жили в районах Каратау и среднего течения Сыр-Дарьи; на 3ападе от Аральского моря до северных берегов Каспия обитали аланы. Эти племенные союзы находились в тесных взаимоотношениях, развивали экономические, политические и культурные связи с Китаем, Мавераннахром, Поволжьем. Через земли усуней проходили караваны по так называемому Великому шелковому пути.

В период расцвета племенных союзов усуней и кангюй (2-1 века до н. э.) наряду с кочевым скотоводством развивались земледелие и домашние промыслы. Существенное значение имело освоение железа. Во главе племенного союза усуней стоял великий бек, власть которого стала наследственной. Один из них - Цилими (1 век до н. э.) установил порядок, по которому «никто не смел пасти свой скот на его пастбищах». Узурпация общинных земель ускорила процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания классовых отношений. В результате междоусобной борьбы знати за власть усуньский союз распался на две группы, враждовавшие между собой.

А. Н. Нусупбеков, С. Н. Покровский, Л. А. Пинегина. Алма-Ата.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

geohyst.ru

Читать онлайн книгу История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Том I. Первобытно-общинный строй. Племенные союзы и раннефеодальные государства на территории Казахстана

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц)

Назад к карточке книги
Том IПервобытно-общинный строй. Племенные союзы и раннефеодальные государства на территории Казахстана
Предисловие

Историческая наука в современных условиях развитого социалистического общества в СССР приобретает все большую значимость. Познание исторического опыта служит делу строительства коммунизма, воспитанию человека коммунистического будущего, духовному обогащению советского человека. Исторические знания стали достоянием широчайших народных масс, понимание истории вселяет в советского человека убеждение в правоте своих идеалов, уверенность в торжестве идей Великого Октября, идей коммунизма.

Опыт истории – не сумма случайных, отвлеченных фактов, не сухая схема, это эстафета поколений, преемственно передающая все наиболее ценное, значительное, действительно прогрессивное в жизни народов из прошлого в настоящее. Исторический опыт неопровержимо свидетельствует о том, что история человеческого общества при всем многообразии и особенностях процесса в разных регионах, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе первично общественное бытие, изменения в производительных силах и производственных отношениях, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций. Вместе с тем, как доказала марксистско-ленинская историческая наука, подлинным творцом истории являются народные массы, люди труда, активнейшую роль в ней играли и играют передовые общественные идеи и теории, политические институты, в антагонистических формациях – классовая борьба.

Опыт истории на примере народов СССР показал преимущества справедливого общественного строя – социалистического строя, неодолимость победы нового над старым, отжившим. Этот опыт построения первого в мире общества, не знающего эксплуатации человека человеком, расового и национального гнета, несущего на своих знаменах лозунги мира и братства людей труда, интернационализма и дружбы народов, являет вдохновляющий образец для всех тружеников земли.

Советская историческая наука, следуя заветам Ленина, руководствуется материалистическими принципами познания истории во всей ее целостности, взаимообусловленности всех явлений общественной жизни, исходит из необходимости изучения всей совокупности достоверных фактов, строгого соблюдения принципов историзма и партийности, классового подхода к оценке исторических событий, личностей, тесной связи исторической науки с жизнью.

Советская историография, покоящаяся на незыблемом фундаменте марксистско-ленинской теории, решительно отбросила расистские мифы дворянско-буржуазной историографии о делении народов на «исторические» и «неисторические», «высшие» и «низшие»; она доказала, что все народы являются субъектом исторического процесса и научное представление об истории человечества возможно только при глубоком изучении истории всех народов земного шара, больших и малых, их взаимосвязей, контактов, их вклада в сокровищницу мировой культуры.

История казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих сегодня Казахскую ССР, – органичная составная часть отечественной истории, истории народов СССР и всемирной истории. Она уходит своими корнями в седую древность.

Человек жил на территории Казахстана, как и на сопредельных с ней территориях, еще в каменном веке. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау, а также в верховьях Ишима, среднем течении Сарысу, в Прибалхашье и на Мангышлаке. Изменялась природно-климатическая среда, флора и фауна региона, соответственно менялись и условия жизни человека, его орудия труда, занятия. Вместе с совершенствованием физического типа человека, приспосабливавшегося к местным природным условиям, совершенствовалась техника обработки камня. В хозяйство и быт человека внедрялись топоры, зернотерки, ступы; он стал пользоваться огнем, луком и стрелами. Человек постепенно переходил от собирательства и охоты к примитивному земледелию и скотоводству, т. е. шел к хозяйству производящему.

Эпоха неолита – это время, когда, как показали археологические работы, первобытный человек населял уже не отдельные локальные, а многие районы обширной территории казахстанского региона. Здесь обнаружены сотни неолитических и энеолитических стоянок, находок и других свидетельств жизни древнего человека. Костные остатки, изделия из кости и камня – скребки, призматические и карандашевидные нуклеусы, пластины, проколки, тесла, ножи, масса микролитических наконечников стрел – позволяют судить о сдвигах в орудиях труда и характере труда древнейших насельников территории Казахстана. Об этом говорит и зарождение ткачества, простейших видов гончарного и горного дела.

Все эти процессы происходили в рамках первобытно-общинного строя, общей собственности на орудия труда и продукты труда. Однако вместе с изменениями в хозяйстве, условиях труда перестраивалась система общественной организации. На смену родовой общине, в которой главенствовала женщина, пришла патриархально-родовая община; главой в большой патриархальной семье стал мужчина. Усложнялись верования – культу элементарной охотничьей магии стали сопутствовать представления о душе и загробной жизни человека, и это находило свое отражение в обрядах захоронения, в первобытном искусстве– наскальных изображениях.

К концу каменного века при всем многообразии форм остатков материальной культуры на территории Казахстана в известной мере определился однородный хозяйственный уклад, связанный с условиями географической среды. Но казахстанский этнокультурный ареал в столь далекое от нас время развивался не в изоляте, а напротив, в связи с соседними территориями – Зауральем, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.

Такие тенденции формирования региона с многими общими формами хозяйственного уклада и материальной культуры, с одной стороны, контактов с сопредельными регионами – с другой, нашли свое продолжение на новом этапе развития человеческого общества на территории Казахстана – в эпоху бронзы. Это время сложения скотоводческо-земледельческого хозяйства, освоения палеометаллов и производства орудий труда, оружия, предметов украшения из качественно нового материала.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Джезказгана и Зыряновска, Атасу и Калбы, Нарыма и Степняка, Акжала и других, до 100 поселений эпохи бронзы, найдены литейные мастерские. Древние горняки добывали руды и плавили металл не только для собственных потребностей, но и для обмена. Применение новых орудий труда из нового материала, понятно, не могло не сказаться на образе жизни и быте населения, на общественных отношениях.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству складывалось и новое подвижное жилье – прототип юрты, возникла необходимость в новых предметах домашнего обихода и одежды. Отсюда – развитие гончарства и ткачества, появление специального набора предметов (стремена, удила) для освоения коня, как средства передвижения и ухода за скотом.

Рост поголовья стада, все большее использование пастбищных просторов создавали предпосылки для накопления, для расширения обмена и, таким образом, вели к постепенному, но неуклонному разложению первобытно-общинного строя.

На почве растущего имущественного неравенства, под покровом общинно-родовых традиций, родилась эксплуатация человека человеком, все более частыми стали военные столкновения между общинами в целях присвоения пастбищ, угона скота, захвата пленных. В то же время видоизменялись верования, обряды захоронения и погребальные сооружения.

Археологический материал говорит о том, что на территории Казахстана существовали как временные, так и зональные особенности в материальной культуре эпохи бронзы. Памятники нуринского, атасуского и дандыбай-бегазинского этапов бронзы в Центральном Казахстане отличны, например, от алакульского этапа в Восточном Казахстане. Однако при всем своеобразии очевидна их близость, свидетельствующая об однотипности в главном, в общественно-культурном процессе как для казахстанского, так и ряда других регионов Центральной Азии.

Восстановление исторического процесса времени ранних кочевников на территории Казахстана уже позволяет привлечь наряду с археологическими и письменные источники, ввести в историю наименования племен, племенных союзов, говорить о конкретных этнических и военно-политических событиях.

Древнейшие части Авесты, а затем и другие источники содержат этническую терминологию, привязанную к разным регионам территории Казахстана. Это сведения о турах, саках тиграхауда, хаумаварга, парадарайа, даях, аргиппеях, исседонах, о походах Кира и Дария, Александра Македонского, о контактах насельников территории края с Ассирией, Мидией, Ираном.

Продолжалось освоение пастбищ для скотоводства в степных и горных районах с сохранением земледельческих очагов на поливе, оформлялись меридиональные и вертикальные системы кочевых циклов. Закреплялись традиционные для кочевого быта формы юрты. В хозяйстве и в военных столкновениях использовались повозки и колесницы. Наряду с медью, оловом, свинцом, золотом добывалась и обрабатывалась и железная руда. Улучшалась техника горного дела и литья. В производстве орудий труда, снаряжения, вооружения, предметов бытового обихода все шире использовалось железо.

Как явствует из археологических и письменных источников, род уступал место общине и родовые институты перерождались, приспосабливаясь к раннеклассовым отношениям, хотя и сохраняли свою внешнюю форму.

Получили развитие религиозные представления: утвердился культ неба и солнца, огня. Ранние кочевники поклонялись noкровительнице домашнего очага и плодородия, богам ветра, войны, признавали существование добрых и злых духов, приносили им в жертву скот. Вероятно, уже появилась письменность, о чем свидетельствует иссыкская надпись из 26 еще не расшифрованных знаков на серебряной чаше в иссыкском захоронении.

Древние мастера перешли от статики к динамике в изображении животных в скифо-сибирском зверином стиле, распространился геометрический, растительный, зооморфный, символический орнамент.

Человеческое общество на территории Казахстана не стояло на месте, оно развивалось и на рубеже новой эры вступило в период формирования раннеклассовых отношений.

Еще далеко не все ясно в истории сложения раннеклассовых отношений и этнополитической истории того времени на территории Казахстана. Но, несомненно, что при всей преемственной связи исторического процесса здесь все отчетливее проступал момент неравномерности хозяйственного, социального и культурного развития разных зон – производительные силы на юге и юго-востоке, где скотоводство сочеталось с земледелием, развивались быстрее, чем в центре и на западе, где преобладало скотоводство.

Новая пора в истории Казахстана конца I тыс. до н. э.– первых веков нашей эры – это история прежде всего усуней, кангюев, связанная с историей таких крупных государственных образований, как империя кушан, Бактрия, Парфия, Китай; это контакты с хуннами и аланами, массовые миграции племен и племенных объединений через протоказахские степи из Центральной Азии в глубь Средней Азии, в Поволжье и далее на запад. Естественно, что такие важнейшие политические и демографические факторы во взаимодействии с внутренними социально-экономическими процессами влияли на эволюцию хозяйства и общественных отношений у древних насельников Казахстана.

Вместе с прогрессом скотоводческого хозяйства совершенствовалась система поливного и богарно-лиманного земледелия (строились дамбы, небольшие каналы), в южных районах ширились очаги оседлости и земледелия. Все отчетливее утверждалась частная собственность на скот, получили распространение знаки – тамги на посуде, на скоте, показывающие, кому они принадлежат. Вводились ограничения на пользование пастбищами в пользу богатой племенной верхушки.

Самоназвания племен и значительных племенных конфедераций или объединений с зачатками государственной власти, переросшие в этнонимы, стали устойчивыми, и некоторые из них (например, усуни – уйсуны. кангюи – канглы) связаны с родо-племенной структурой казахской народности. Большое значение приобрел фактор расселения племенных групп и, конечно, защита ими своей территории. Военные вторжения и битвы, миграции племен, в частности хуннов, обмен посольствами с соседними государствами, династнйные браки, сведения о численности населения усуней, кангюев и их войск, о тнтулатуре правителей и их именах, нашедшие отражение в восточных источниках, неопровержимо показывают, что племенные объединения на территории Казахстана вошли в орбиту международной жизни своей эпохи.

Усуни и кангюи уже знали институт рабства, хотя и в неразвитой патриархальной форме. Абсолютное большинство рабов составляли пленные, захваченные во время войн. Материальная культура племенных объединений того времени наглядно отразилась в искусстве, в частности в распространении полихромного стиля в ювелирном деле с использованием зерни, перегородчатой эмали, с реалистическими изображениями животных, самобытным орнаментом. Пример тому – диадема и подвески из каргалинской находки.

Родовой строй уходил в прошлое, отживал свой век. Социальные атрибуты рабовладельческого строя родились, но не получили развития. Появился качественно новый, феодальный уклад со своеобразными чертами, обусловленными типом хозяйства, образом жизни населения; классовые, феодальные институты тесно переплетались с патриархальными.

Все более пестрой и сложной становилась этнополитическая карта территории Казахстана и сопредельных стран с середины I тыс. н. э., почти калейдоскопичен перечень этнонимов. Миграции из Центральной Азии не прекращались, но, конечно, куда большее воздействие на направленность исторического процесса и его содержание на территории Казахстана оказывали внутренние экономические и социальные факторы, главный из них – становление феодальных отношений. Именно VI в. н. э. – время образования в восточных и юго-восточных районах Казахстана Западнотюркского каганата – можно считать переломным в процессе феодализации и с этого времени здесь нужно вести отсчет феодальной общественно-экономической формации, своими корнями, разумеется, уходящей в прошлое.

В науке существуют разные взгляды на происхождение понятия «тюрк» и его распространение на крупные этнические массивы. Однако ясно, что образование Западнотюркского каганата и его история, как и последующих государственных образований, не отменяли, а, напротив, предполагали сохранение принципа преемственности в социально-экономических институтах и культуре. Вместе с тем существенно влияли на историю этих государственных образований важнейшие внешнеполитические события, войны каганата на востоке и западе, новые волны массовых передвижений племенных объединений извне и внутри протоказахской территории.

Западнотюркскому каганату, а также каганатам тюргешей, карлуков, огузов, кипчаков свойственны традиции военно-племенного счисления и генеалогии, их отличает близость систем иерархической номенклатуры, организации власти и государственного управления, однотипность хозяйства и социальной структуры. Для них характерно взаимопроникновение территорий, частые перемещения племенных групп из одних районов обитания в другие в силу военно-политического давления соседей. Ни одно из этих раннефеодальных государств не обладало прочными экономическими связями, их постоянно раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища, торговые пути. Не случайно ни одно из них не существовало долго. Одно племя подчиняло другое, и его этноним распространялся на новое образование, хотя прежние насельники того или иного района необозримых просторов Казахстана большей частью оставались на месте.

Все более ясно определялись соотношение и взаимозависимость разных хозяйственно-культурных типов – оседлого земледелия и кочевого и полукочевого скотоводства – в рамках как территории Казахстана, так и сопредельных стран. Сильнее обозначился момент имущественного и социального неравенства в обеспеченности скотом, в праве распоряжаться кочевьями на феодальной основе. Сам факт появления и длительного сохранения понятия кара-будун («черный народ»), как и его различных повинностей, говорит о многом.

Каганаты тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кипчаков участвовали в международных политических, хозяйственных и культурных связях своего времени, поддерживали дружественные контакты, иногда воевали с Сасанидами и Византией, Киргизским каганатом и государством уйгуров, Кита-" ем, они были союзниками Киевской Руси в ее борьбе с хазарами и Волжской Булгарией. Тюркские племена территории Казахстана вместе с народами Средней Азии боролись против арабского завоевания, торговали и обменивались культурными ценностями с Согдом, устанавливали связи с Саманидами и Тахиридами, Сельджукидами.

Печать феодализма лежит на облике, составе и занятиях населения многочисленных городов, таких, как Старая и Новая Гузия, Янгикент, Имакия, Сыгнак, Койлык, Тараз, Отрар, Испиджаб, Баласагун и др. Они, как правило, являлись не только политическими центрами, но и центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («великий шелковый путь»), торговых связей между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в том числе монетами местной чеканки.

Становление феодальных отношений сказывалось и на этнических процессах; относительно мелкие племена и племенные группы объединялись в более крупные. Еще нельзя определенно охарактеризовать этнолингвистическую ситуацию на территории Казахстана до середины I тыс. н. э., но с VI в. н. э. и уж, во всяком случае, не позднее первой половины VII в. н. э. здесь существовала древнетюркская письменность. Она совершенствовалась, в ее лексику входило немало арабских слов. Основная масса населения протоказахской территории с этого времени, несомненно, тюркоязычна.

Складывалась местная строительная традиция, во многих отношениях близкая среднеазиатской. Образцом выдающихся достижений строителей раннефеодального города могут служить дворцовый комплекс Баба-Ата и мавзолей Бабаджи-хатун в Таразе.

Усложнялись религиозные представления. Тюрки поклонялись небу (тенгри) и земле-воде, покровительнице домашнего очага и детей. У городского населения наряду с такого рода религиозными представлениями сосуществовали буддизм, манихейство, несторианство. После арабского завоевания началась исламизация, на первых порах среди феодальной верхушки.

Феодализация охватывала все сферы жизни тюркского общества. Наиболее четко процесс укрепления феодальных отношений на территории Казахстана в X—XI вв. проявился в государстве Караханидов. В нем уже зафиксированы такие формы феодальной зависимости населения, как институты икты и коммендации, предполагавшие отмеченные документами права военно-бюрократической феодальной верхушки на получение части налога или податей с зависимого населения, перераставшие в наследственную земельную собственность в оседлоземледельческих районах. Росли масштабы торгового обмена и все более разнообразными становились товары, поставлявшиеся в Киевскую Русь и другие государства, увеличивалось число оседлых поселений на Сырдарье, Чу, Таласе, Или. В связи с распространением ислама в городах появились мечети. Замечательный памятник строительного и декоративного искусства своего времени– мавзолей Айша-биби в Таразе. Керамика стала многоцветной, покрывалась глазурью, в сложном орнаменте утвердились мотивы волюты или завитков, известных ныне под названием «кошкар муюза».

В письменности происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устнопоэтическая традиция. На почве местной культурной традиции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иранской, индийской, арабской культур, по сути, достижениями мировой культуры вырос такой великий философ, ученый, уникальное явление в истории науки, как аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара). Время укрепления феодальных отношений на территории Казахстана оставило такие выдающиеся памятники древнетюркской культуры, как поэма «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагунского, «Диван лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясави. «Диван-и-Хикмет», содержащее немало интересных сведений светского культурно-исторического порядка, сборник стихов Сулеймана Бакыргани.

Медленнее, чем в южных и юго-восточных районах, развивались производительные силы в районах центра, запада и севера территории Казахстана. Абсолютное преобладание кочевого хозяйства и связанных с ним патриархальных институтов тормозило общественно-экономический процесс в конфедерации племен XI—XII, вошедшей в историю под собирательным наименованием кипчакской и нередко называемой в исторической литературе государством кипчаков. Но и здесь прогресс несомненен, и безмолвные курганы и сынтасы донесли до наших дней образцы оригинальной культуры, преемственно вобравшей в себя лучшее из прошлого региона и находившейся в постоянном контакте с цивилизациями сопредельных стран.

Экономическое и культурное развитие на территории Казахстана на путях феодализма (история Казахстана в таком плане отнюдь не исключение) сопровождалось усилением социального гнета, частыми войнами, феодальными распрями, тяжко сказывавшимися на положении народных масс. Завоевательные походы Караханидов в Мавераннахр, войны с сельджуками, вторжение киданей (каракитаев), возвышение кипчаков и их попытки утвердиться в качестве преемников Караханидов, столкновения с Хорезмом, движение кипчаков на запад – все это создавало на редкость сложную военно-политическую обстановку на территории Казахстана, которой в начале XIII в. воспользовались монгольские феодалы.

Вторжение монгольских полчищ на территорию Казахстана встретило сопротивление народных масс. История сохранила драматические повествования об обороне Отрара, Дженда, Сыгнака и других городов. Но преимущества монгольского войска в численности, вооружении и разобщенность местных феодальных владетелей (часть из них перешла на службу к монголам) привели к тому, что завоеватели сравнительно быстро захватили практически почти весь казахстанский регион и двинулись далее на юг и запад. Огнем и мечом прошлись монгольские тумены по захваченным территориям – разрушались города и оседлоземледельческие поселения, истреблялось мирное население, угонялись в плен ремесленники, замерла торговля.

Громадные территории были расчленены между улусами Джучи, Джагатая, Угедея. Монгольская знать, породнившаяся с тюркской, присвоила все прерогативы политической власти, установила тяжкую систему военных и других повинностей, налогов (копчур, десятина и др.), нередко отдававшихся на откуп.

Но сравнительно небольшая группа монголов, оставшихся в образованных Чингизханом улусах, постепенно поглощалась, ассимилировалась мощной тюркской средой. Как образно заметил ал-Омари, «земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов) и все они стали точно кипчаки».

Сопротивление гнету монгольских феодалов не прекращалось. Особенно весомый вклад в борьбу против захватчиков внес русский народ. В конечном счете эта борьба против гнета, против внутренне слабой, экономически и социально разнородной, включавшей в себя разные народности и племена империи, державшейся только на насилии, привела к ее падению. Возникли новые государственные образования, в частности на территории Казахстана Ак-Орда, Могулистан и другие ханства. Однако войны из-за дележа земель, когда-то захваченных монгольскими феодалами, не прекратились. Кровавые походы Тохтамыша и особенно Тимура, политика которого, по словам К. Маркса, состояла в том, чтобы «истязать, вырезать, истреблять женщин, детей, мужчин, юношей и таким образом всюду наводить ужас»1, усугубляли и без– того невыносимое положение народных масс. Одним из следствий междоусобной борьбы явился распад в начале XV в. Ак-Орды на Ногайскую орду и Узбекское ханство (не этническое, а политическое наименование).

Монгольское нашествие существенно сказалось на положении мирных тружеников – и земледельцев, и кочевников, задержало экономическое и культурное развитие казахстанского региона, как и других территорий, но не могло его остановить. Во второй половине XV в. начали определяться первые признаки возрождения экономики и культуры казахстанского региона.

1 Архив Маркса и Энгельса, т. VI, с. 188.

Проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на столь обширной территории не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. При постановке вопроса обычно ориентиром служат те или иные государственные образования и связанные с ними этнические группы, например Ак-Орда. Вместе с тем очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт.

Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности– это длительные процессы, уходящие своими истоками в глубокую древность, эпоху разложения первобытно-общинного строя и зарождения классовых отношений, в основе своей они автохтонны. Несомненна устойчивость европеоидного антро'-пологического типа на территории Казахстана с известным влиянием монголоидных элементов, обусловленным нашествиями монгольских племен. Также несомненна генетическая связь древних насельников протоказахской территории – от саков, усуней, кангюев, позднее тюргешей, карлуков, огузов до кипчаков, кимаков, аргынов, найманов, киреев, конратов, албанов, дулатов, алчинов, алим, ногайцев и других, ставших этническими компонентами казахской народности.

Такая генетическая связь, не отменяющая влияния миграций, а, напротив, конкретно отмечающая их значимость, прослеживается не только в родо-племенной структуре казахов и после образования народности, но и в однородности их хозяйственных и культурных форм, образе жизни и быта, общности территории. Наконец, она, эта связь, четко отражена в преемственности языка, во всяком случае у абсолютного большинства племен и племенных групп в раннефеодальных государствах на территории Казахстана. Тюркоязычность узбекского, туркменского, киргизского, каракалпакского народов, как и казахского, не отменяет сути и направленности этногенетического процесса на протоказахской территории, а лишь свидетельствует о взаимосвязанности такого процесса во всем казахстанско-среднеазиатском регионе в далеком прошлом. Об этом же говорит и общность ряда этнокомпонентов, вошедших в состав родственных тюркоязычных народностей сопредельных просторов Средней Азии.

Трудно переоценить значение социально-экономических и политических факторов для образования казахской народности. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно содействовали объединению родственных по языку, однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп и способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи – народности. Этническая ситуация при этом складывалась так, что иногда одни и те же племенные группы в силу политической обстановки входили в разные государственные образования, территория их расселения в отдельных случаях смещалась под давлением извне– или в результате откочевок. Однако главная тенденция к объединению в крупные государственные образования пробивала себе дорогу. Так произошло и с Казахским ханством.

Возникновение Казахского ханства во второй половине XV в. в прошлом объяснялось только откочевкой Джаныбека и Гирея из ханства Абулхаира в Семиречье. Но это явное упрощение. Казахское ханство – преемник предшествующих раннефеодальных государств на территории Казахстана, итог развития здесь экономики и изменений в социальных отношениях, связанных с этническими процессами. Закономерности общественно-экономического процесса и формирование народности, усиление феодального гнета и общеполитическая обстановка в ходе распада Золотой орды на просторах от Иртыша и Ишима до Сырдарьи, от Урала и Каспия до Или и Тянь-Шаня, возрождение торгово-экономических центров юга и юго-востока после ущерба, нанесенного монгольским нашествием и походами Тох-тамыша и Тимура, явились важнейшими условиями возникновения Казахского ханства. Откочевка Джаныбека и Гирея – это лишь один из эпизодов в процессе образования ханства. Собирание казахских земель в начале XVI в. и возвышение Казахского ханства при Касыме – естественное продолжение того, что определилось ранее в этнополитической истории региона.

На казахских землях сохранилась в качестве преобладающей традиционная отрасль хозяйства – экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, закрепились ранее сложившиеся маршруты и сезонные циклы кочевания. Восстанавливались и расширялись очаги оседлости и поливного земледелия, главным образом на юге и юго-востоке. Хозяйство казахов оставалось в своей основе натуральным, но торговля как со среднеазиатскими ханствами, так и с Русским государством, постепенно росла. Территория Казахстана стала важным узлом караванных дорог.

В казахском обществе утвердилась как господствующая система патриархально-феодальных отношений. Это совсем не особая общественно-экономическая формация, а феодализм со всеми его основными атрибутами, но с сильными остатками патриархальщины, пронизывавшими все поры хозяйственной и социальной жизни народа.

Дискуссия о сути земельных отношений у кочевых народов, в частности казахов, продолжается. Абсолютное большинство исследователей полагает, что феодальная собственность на землю у казахов находила свое проявление в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование считалось общинным. В земледельческих очагах феодальная собственность на землю ясно определилась. Существовала также собственность на скот как одно из средств производства и средств эксплуатации.

Казахское общество – это общество феодальное, состоявшее из двух основных антагонистических классов – класса феодалов (ханы, султаны, баи и др.) и класса эксплуатируемого зависимого крестьянства (шаруа). Пастбищно-кочевая община – основная ячейка общественной организации – в основе своей представляла территориальную соседскую общину, но со многими специфическими патриархальными институтами. Система государственного управления и налогов (ханлык, бийлик и др.), также опутанная патриархальщиной, обычное право (адат) и нормы шариата, такие социально-правовые и бытовые институты, как калым, кун, айып, барымта, в конечном счете служили интересам господствующего класса. Кодифицируемые эреже (положением суда биев), а в конце XVII в.– сводом законов (жеты-жаргы) нормы закрепляли права феодальной верхушки на эксплуатацию зависимого населения.

Назад к карточке книги "История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Том I. Первобытно-общинный строй. Племенные союзы и раннефеодальные государства на территории Казахстана"

itexts.net

«Первобытный строй на территории Казахстана» страница 2

Заключительные темы посвящены одному из самых важнейших событий современной истории Казахстана – обретению республикой государственной независимости, что стало импульсом к формированию национального государства, кардинальным реформам общества, созданию современной рыночной экономики.

История Казахстана – это история родной страны, неудивительно, что дисциплина под таким названием является обязательной для изучения во всех учебных заведениях Республики Казахстан, в том числе, в высших учебных заведениях. Ее изучение способствует формированию у молодых людей национального самосознания, гражданственности, любви к Родине, воспитанию патриотизма, интереса к истории родной страны. Сегодня перед исторической наукой независимого Ка­захстана стоят огромные и ответственные задачи. История Казахстана должна формиро­вать историческое сознание народа с объективных позиций. Поэтому объективное изучение Отечественной истории и её популяризация являются сегодня такими важными. История Казахстана также является важной и неотъемлемой частью всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в фор­мировании исторического сознания казахстанской молодежи.

Мамандық/Специальность:Учет и аудит

Күн/Дата:

Топ /Группа:

Пән/Предмет: История Казахстана

Тақырып/Тема: Первобытный строй на территории Казахстана

Сабақтың түрі/Вид урока: урок усвоения новых знаний

Цель занятия:

Білімдеру/Образовательная: дать общее представление о Казахстане в период первобытнообщинного строя, определить хронологические рамки каменного века, а также выяснить какие изменения произошли в эпоху палеолита и мезолита

Дамыту/ Развивающая: : развить умения и навыки работы с опорными конспектами, умения оценивать и давать ясные ответы на поставленные вопросы, развить умения диалогической речи у обучающихся, сравнивать и сопоставлять, формулировать вывод

Тәрбиелеу/Воспитательная: способствовать воспитанию у детей интереса и уважения к истории, к наследию народа

Біліктілік талаптарын білу/Квалификационные требования: Обучающиеся должны знать хронологические рамки каменного века,уметь характеризовать,сопоставлять ,сравнивать периоды формулировать вывод

Сабақтық жабдықтары/Оборудование урока:

Жұмыс орны/Рабочее место: аудитория

Көрнекілік кұралдар/Наглядные пособия: Учебник по истории Казахстана,10 класс,опорные конспекты по теме,атлас,картинки-иллюстрации «Первобытные люди

Үйлестірмелі кұралдар/Раздаточный материал: опорные конспекты по теме,атлас,картинки-иллюстрации «Первобытные люди

Әдебиет/Литература:

1.А.Т.Толеубаев,Ж.К.Касымбеков «История Казахстана» 2014

2.К.С Каражан. «История Казахстана» 2009

3.А.К.Кузембайулы .Е.Абиль «История Казахстана»

Панаралақ байланыс/Межпредметные связи: Всемирная история

Сабақтың мазмұны

Содержание занятия

Кезеңдері

Этапы

Уақыт

Время

1.Организационная часть

1 мин Проверка готовности

2.Мотивация учебной деятельности Актуализация опорных знаний

10 минут

3.Изучение нового материала

50 минут

4.Первичное закрепление

2 минуты

5.Закрепление нового материала

10 минут

6.Задание на дом, подведение итогов урока

infourok.ru


Смотрите также