Первобытная эпоха 6 класс урок. Технологическая карта урока по Истории России за 6 класс по теме "Первобытная эпоха"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологическая карта урока по Истории России за 6 класс по теме "Первобытная эпоха". Первобытная эпоха 6 класс урок


Контрольная работа в 6 классе "Эпоха первобытного общества"

Контрольная работа по теме «Эпоха первобытного общества»

Цель. Закрепить изученный материал по данной теме, проверить основные умения и навыки шестиклассников после изучения материала.

І вариант

1. Укажите события, которые произошли в указанные ниже периоды:

а) 40-10 тыс. лет назад;

б) около 3 млн. лет назад - 476 г.

2. Объясните исторические понятия:

неолитическая революция, стоянка, матриархат, эволюция, палеолит.

3. Продолжите предложения:

а) древнейшие люди занимались…;

б) около 600 тыс. лет на Земле началось сильное похолодание, которое получило название…;

в) небольшой коллектив кровных родственников, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство, называется… .

4. Чем отличалась жизнь первобытных людей на представленных картинках?

hello_html_1572660f.gif

По каким признакам можно понять, где и в каком времени мы оказались?

5. Подумайте и обоснуйте (выберите любой вопрос):

  • Почему питекантропа считают первым человеком на Земле?

  • Почему неандертальцы выжили в условиях сильного похолодания, в то время как многие привыкшие к теплу животные и растения погибли? (перечислите все факторы).

  • Какое открытие сделали кроманьонцы? Какое это имело значение для жизни человека?

  • Какую роль играла торговля в жизни первобытного человека?

  • В чем, по вашему мнению, заключаются причины возникновения неравенства в первобытном обществе?

  • Почему на определенном этапе развития человеческого коллектива родовые общины распадаются, а на их месте формируются соседские?

6. Решите задачи (выберите любые две):

  • Город Рим был основан в 753 году до н. е. Сколько лет прошло от этого события до наших дней?

  • Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. е. Сколько лет прошло от этого события до наших дней?

  • В 586 году до н. е. Вавилонский царь Навуходоносор ІІ захватил Иерусалим, а в 1099 году н. е. в Иерусалим вошли крестоносцы. Сколько лет прошло между этими событиями?

  • Во время извержения вулкана Везувий в 79 году н. е. город Помпеи был засыпан пеплом. Сколько лет назад это произошло?

  • Пирамида Хеопса в Египте была сооружена около 2600 года до н. е. Сколько лет исполнится ей через 391 год от сегодняшнего дня?

  • В 1750 году до н. е. в Египте вспыхнуло крупное восстание бедноты и рабов. Сколько лет прошло от этого события до 1750 года?

ІІ вариант

1. Укажите события, которые произошли в указанные ниже даты:

а) 1 млн. 500 тыс. - 250 тыс. лет назад;

б) 800 тыс. лет назад.

2. Объясните исторические понятия:

присваивающее хозяйство, знать, патриархат, стадо, неолит.

3. Продолжите предложения:

а) места временного поселения древних людей называют…;

б) в ледниковый период возникает новый тип человека…;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему в первобытном обществе историки называют… .

4. Заполните таблицу «Первые люди на земле»:

Вопросы для

сравнения

hello_html_m7fd7e035.png

hello_html_796e196.png

hello_html_m542c3960.png

Название

Время существования на земле

Достижения

5. Подумайте и обоснуйте (выберите любой вопрос):

  • В чем заключается различие между человеческим стадом и родовой общиной?

  • Какое значение имело овладение человеком огня?

  • Подумайте, что позволило «человеку разумному» расселиться на большей территории планеты, и почему это не сделали предыдущие виды древних людей?

  • Почему в эпоху неолита охота людей стала более успешной?

  • Почему произошел переход от матриархата к патриархату?

  • Как возникают земледелие и скотоводство?

infourok.ru

Технологическая карта урока по Истории России за 6 класс по теме "Первобытная эпоха"

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

им. Е.А. Поромонова» г. Череповца

Технологическая карта урока по истории России

за 6 класс по теме

«ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА»

Антипова Марина Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

1 квалификационной категории

г. Череповец

2015 г.

Технологическая карта урока

Предмет: «История России» Класс 6

Базовый учебник: Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса основной школы». – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС, 2013г.

Тема урока: "Первобытная эпоха"

Цель урока: познакомить с жизнедеятельностью древнейшего человека на территории нашей страны

Задачи урока:

Описать портрет древнейшего человека и выявить сходства и различия с современным типом.

Выявить орудия труда древнейшего человека, цели их использования.

Научиться понимать историческую карту.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями (историческая карта).

Необходимое оборудование: проектор, презентация, учебник, цветные карточки и мешочек для жеребьевки, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, историческая карта «Древнейшие стоянки первобытного человека на территории нашей страны», атласы.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметныеразвитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая община, люди разумные, первобытные люди.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Оргмомент

Проверяет готовность к уроку. Делит класс по группам с помощью жеребьёвки.

Приветствуют учителя. Вытаскивают по очереди по одной карточке и рассаживаются согласно вытащенному цвету.

Уметь организовываться к работе.

2

Проверка и актуализация домашнего задания (по предыдущей теме «Увлекательный мир истории России»)

На экране записаны понятия: история, археология, раскопки, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.

Говорит: «Обратите внимание на записи, сделанные на экране. Попробуйте

самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам»

Учитель отправляет 2-х учеников для проверки результатов на заднюю парту. Выдается алгоритм оценивания.

Составляют сетку кроссворда, вписывая туда имеющиеся слова, и поочерёдно придумывают вопросы к понятиям, записывая на листке.

Проверяют работы по правильному варианту учителя и оценивают по 5-ти балльной шкале. Результаты отдают учителю.

Умение работать в группах, выполнять творческие задания, осуществлять поиск компромиссных решений, приходить к единому выводу, фиксировать свои мысли.

Взаимопроверка и анализ результатов деятельности самими обучающимися.

www.prodlenka.org

Конспект открытого урока по истории для 6 класса тема: Период раннего палеолита

План – конспект урока

Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)

ФИО: Ващенко Татьяна Юрьевна

Место работы

Костанайская обл., Карабалыкский район, п. Смирновка, ГУ «Смирновская средняя школа»

Должность

Учитель

Предмет

история, обществознание

Класс 6

Тема и номер урока в теме «Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)» № 5

  1. Базовый учебник

История Древнего Казахстана.Т.С.Садыков, А.Т.Тоулебаев и др.(Алматы: Атамура, 2012г.)

Предмет: история Казахстана Класс: 6 Дата:_________________

Урок № 5Тема: Период раннего палеолита (мустьерский период)

(140 – 40 тыс. до н.э.)

Цель:

-Образовательная: Выявление изменений и особенностей в жизни древнего человека, живших в эпоху раннего палеолита.

-Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, составлять кластеры, развивать критическое мышление и познавательный интерес через организацию активных форм обучения, работать над развитием монологической речи, формировать прием мыслительной деятельности «сравнения», увеличить лексический запас слов, развивать навыки работы в группах.

-Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, уважения к историческому прошлому, эмоционально – ценностное отношение к истории.

Тип урока: комбинированный

Методы: частично-поисковый, интерактивный, приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Эссе».

Наглядность: Атласы по истории древнего Казахстана, карта наиболее известных стоянок Палеолита, презентация, включающая в себя иллюстративный, материал, карточки, учебник Т.С.Садыков и др., История древнего Казахстана, Атамура, 2011г.

Результат: Узнали об особенностях, занятиях и изменениях в общественной жизни древних людей в эпоху раннего палеолита и дали оценку необходимости и важности происходящих изменений.

План урока:

1. Климат и природа эпохи мустье

2. Использование огня.

3. Человек эпохи мустье.

4. Занятия и орудия труда.

Ход урока

УЭ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организаци-онный момент

2.Эмоциональный настрой

Разминка

«Улыбнитесь»

Приветствие. Проверка подготовленности к уроку. Вспомним предыдущий урок.

? Назовите главное отличие, которое выделило человека из мира животных (умение изготавливать орудия труда)

? А вы приготовили свои орудия труда?

Прекрасно.

- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Развитие мышления, выработка организованности

Выработка коммуникативных способностей

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализа-ция знаний

4.Слово учителя, целеполагание

5.Изучение новой темы.

Задание №1: рассказать о каменном веке по принципу «кулака». (Приложение1) – 1 ученик.

Задание № 2: ЦОР № 121 ответить на 2 задание

Задание № 3 «Горячий стул»

Кто из вас готов сесть на горячий стул и ответить на вопросы одноклассников?

Слайд № 3

1 ученик садится спиной к экрану, на котором изображена группа первобытных людей. Остальные ученики задают наводящие вопросы по иллюстрации. Задача первого ученика отгадать о чем или о ком речь.

Слайд №4

А теперь послушайте стихотворение:

«Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич...»

М.Ю. Головацких

1. Кто будет объектом исследования? (человек)

2. Что мы будем исследовать? (жизнь первобытного человека)

Тема урока «Ранний палеолит мустьерского периода»

2. Исходя из строк стихотворения, что нового появилось в жизни человека? (Снег, жилье, готовил пищу)

( сотавляется кластер)

3.Что нам необходимо узнать о жизни первобытного человека.(в какое время жил, при каких обстоятельствах, чем занимался, какие орудия труда имел).

обстоятельства

время

занятия

орудия

труда

Внешний вид

В процессе урока мы должны ответить на эти вопросы и заполнить кластер

Цель урока:

? Основной вопрос на который мы должны дать ответ – это как менялся человек и мир вокруг него, какое значение для человека имели эти изменения.

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок

Мы с вами займемся исследовательской деятельностью.

3.Какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на эти вопросы? (археология, антропология)

- Что изучают эти науки?

4. Какие ученые помогут нам в исследовательской деятельности? (историк, археолог, антрополог).

Класс делится на три группы

Заранее на край парты прикрепить картинки и на одной из парт соответствующая надпись.

1гр. – орудия труда, вещи - «ученые с лопатой»

2гр. - изображение др человека – « ученики М.М.Герасимова - антропологи»

3гр.–даты, события – « отцы истории»

Приготовились, отправляемся в экспедицию к месту исследования

Задание: - выяснить место стоянок первобытного человека в Казахстане (работа с текстом с. 16-17).

- определить на карте место стоянок.

Как всякий ученый вы должны вести дневник, делать краткие записи в ходе исследования.

Конверты с заданиями (работают с текстом §2, делают краткие записи в тетради, готовят рассказ с опорой на презентацию)

1 группа – историки (с.13-14)

Задание:определить, как называется исторический период и его хронологические рамки; узнать в каких природных условиях жили древние люди этого периода; как новые обстоятельства изменили жизнь людей и что нового появилось в их жизни.

2 группа – антропологи (с.14-15)

Задание: как называли человека периода мустье и почему; определить как он выглядел; выяснить особенности коллектива в котором он жил.

3. группа – археологи (с.15-17)

Задание: вам необходимо определить какими орудиями труда пользовались люди каменного века, для чего они предназначались. Какой была техника обработки камня.

Итог работы – выступление групп (пользуются иллюстрациями презентации, заполняют кластер)

Развитие устной речи, памяти

Работа с ИКТ

Технология критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи.

Анализируют стихотворение.

Применение технологий критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи

Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки

Словесный метод- беседа, направлена на выявления остаточных знаний у учащихся по предыдущим темам

Формирование коммуникативной культуры.

Работа с картой.

Развитие навыков работы с картой, зрительной памяти

Прочитать и проанализировать материал ответить на вопросы

Частично- поисковый метод, развивает умение находить причинно-следственные связи

Развиваются умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её.

Развитие умения делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники

6.Закрепление

●Подведем итоги вашей работы как ученых - сравним жизнь человека в раннем палеолите и среднем палеолите (мустье). Что вы выяснили о жизни первобытного человека в эпоху мустье?

- Изменилась жизнь человека с предыдущим периодом?

- Почему она изменилась?

- Сумел человек приспособиться к новым обстоятельствам?

- Каким образом?

- Что было общего в жизни людей раннего и среднего палеолита?

- Что бы случилось, если бы первобытный человек не приспособился к новым условиям жизни?

Оцените изменения в жизни людей.

Слайд № 14

Что происходит с человеком? (эволюция).

Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

Построение диаграммы Вена

Умение анализировать и синтезировать информацию

Проблемно-познавательная задача

Умение отстаивать свою точку зрения, убедительно излагать мысли.

7.Рефлексия

Определить отношение к уроку: на усмотрение учителя

  1. Прием «Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаютсястикеры яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

  1. Смайлики прикрепляют к доске.

Конкретизировать отношение к уроку

8.Домашнее задание

§ 2 (написать эссе «Жизнь первобытного человека 100 тыс. лет назад)

Развитие творческих способностей

Приложение 1

Принцип «кулака» - пальцы сжатые в кулак обозначают каменный век - это самый продолжительный период, назван так, потому что люди использовали орудия труда из камня галька и кремний.

Раскрытая ладонь обозначает три основных периода каменного века.

НИЖНИЙ,РАННИЙ

2,5млн.-140тыс.лет до н.э.

2,5млн.-12тыс.

до н.э.

ВЕРХНИЙ,ПОЗДНИЙ

40 – 12 тыс. до н.э.

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

12 – 5 тыс. н.э.

НЕОЛИТ

5 – 3тыс до н.э.

СРЕДНИЙ,МУСТЬЕ

140 – 40 тыс до н.э.

Соединив кончики большого и безымянного пальцев (обычно одето обручальное кольцо), необходимо потереть, что обозначает трение или овладение древним человеком огнем.

Пальцы обозначающие жест выстрел, говорят о том, что в эпоху мезолита человек изобрел лук и стрелы, бумеранг.

Сжатые пальцы в кулак при этом подняв большой палец в виде жеста «ок», обозначают, что у человека жизнь стала намного лучше и от присваивающего хозяйства он перешел к производящему.

Пояснительная записка

План – конспект урока представлен на конкурс……………………..

Тема урока «Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)»

Урок по календарно-тематическому планированию за № 5 проводится в 6 классе. Урок рассчитан на учащихся с высокой мотивацией обучения и в полной мере владеющие ЗУНом, т. к. проводится в повышенном темпе. Из 6 учащихся 6 класса на «хорошо» занимается 4 учащихся и на «удовлетворительно» 2 ученика.

Структура урока соответствует стандартной схеме проведения уроков по истории, все этапы урока соблюдены и отвечают задуманным целям. Актуализация знаний позволяет учащимся размышлять, постановка проблемного задания заставляет учащихся сопоставлять и анализировать исторические события, при проверке знаний осуществляется контроль изученного ранее исторического материала, изучение новой темы разнообразно по форме и содержанию исторического материала, что способствует качественному усвоению исторического материала. В основном на данном уроке используются индивидуальные, самостоятельные приемы работы, которые способствует вдумчивому, кропотливому, процессу работы учащихся и групповая работа, заставляющая учащихся работать в команде, тем самым воспитывая социальные качества личности: уважение собеседника, умение прислушиваться к мнению других, воспитанность, ответственность за совместно проделанную работу.

При изучении новой темы учащиеся работают с различными источниками – это учебник, дополнительная литература в виде документов, интернет ресурсы. Данный урок - синтез работы с текстом учебника и компьютером. Почему? Во-первых, недостаточная материальная база, т.е. учащиеся не всегда могут на уроках истории пользоваться компьютерным классом и им сложно усваивать материал через цифровые образовательные ресурсы. Во – вторых, в век компьютерных технологий нельзя забывать и традиционный, и я сказала бы, классический подход к обучению – работа с текстовым материалом, как испытанный временем способ получения знаний. В тоже время ИКТ оправдывает себя во всех отношениях и позволяет сделать урок более наглядным, эмоциональным, сокращается время для контроля и проверки знаний учащихся, повышает качество знаний, вносит интерес к изучению предмета. Способы использования ИКТ на уроке: мультимедийная доска, презентация, интернет в виде ЦОР № 121.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий позволяет более эффективно и гибко работать с учебным материалом. Разнообразные этапы урока позволяют расширить и закрепить полученные знания, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.формируют у учащихся такие умения как выделять главное в тексте, познавать историческую карту, изучать новые термины, делать выводы и высказывать собственные суждения, излагать собственные мысли.

ГУ «Смирновская средняя школа отдела образования

акимата Карабалыкского района»

Открытый урок

по истории Казахстана»

Тема: Великобритания

в XIX – начале XX вв.

8 класс

2014 г.

kopilkaurokov.ru

6 класс, уроки №1-2 Тема «Введение. Древнейшие народы на территории России»

6 класс, уроки №1-2

Тема «Введение. Древнейшие народы на территории России»

Педагогические цели:

  • способствовать ознакомлению с тем, что изучает история Отечества; история России – часть всемирной истории; история региона – часть истории России;

  • содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве восточных славян

Знать: целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств;

Уметь: применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

  • - изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. Древние люди на территории нашей страны Древние жители нашей Родины. Первобытная эпоха. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточно - славянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Основные понятия: Присваивающее и производящее хозяйство, государство, загонная охота. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы.

Основные даты: VI—VII вв. — существование Тюркского каганата, VI—VIII вв. — существование Аварского каганата, VII в. — возникновение Хазарского каганата, VIII в. — принятие иудаизма хазарской знатью, IX в. — образование Волжской Булгарии, 922 г. — принятие Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Древнего мира — древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей, зарождение древних религий, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати, греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей, греки и скифы.

Образовательные ресурсы: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.

2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.

Наглядность, ТСО: настенные карты, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор

План

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний обучающихся.

  3. Изучение нового материала

1) Введение.

2) Древнейшие народы на территории России.

А) Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя.

Б) Появление земледелия, скотоводства ремесла.

В) Начало распада первобытного общества.

Г) Греческие города-государства Северного Причерноморья.

Д) Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.

Е) Жители лесной полосы Восточной Европы.

3) Восточные славяне.

А) Происхождение и расселение восточных славян.

Б) Занятия славян.

В) Быт и нравы.

Г) Верования.

Д) Управление

В) Быт и нравы.

Г) Верования.

Д) Управление.

Е) Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

IV. Рефлексия

V. Д/з §1-2, выучить термины, отвечать на вопросы, выполнить задания по контурной карте

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний обучающихся.

1) Введение.

2) Древнейшие народы на территории России.

А) Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя.

Вопросы и задания. Вспомните из истории Древнего мира, что такое присваивающий тип хозяйства. Какие занятия древних людей относятся к присваивающему типу хозяйства? Какие орудия труда использовали люди в этот период? Что такое человеческое стадо? Каковы его характерные (основные) черты?

Проблемное задание: в ходе рассказа учителя определить, какие изменения происходили в жизни людей в результате изменений климатических условий. Ответ можно оформить в виде таблицы «Влияние климатических условий на жизнь древних людей».

Влияние климатических условий на жизнь древних людей

Временной

Климатические

Главные

Орудия

Общественная

отрезок

условия

занятия

труда

организация

Б) Появление земледелия, скотоводства ремесла.

Объяснение нового материала проводится в форме эвристической беседы.

Вопросы.

  • Какие занятия древних людей относятся к производящему типу хозяйства?

  • Какие орудия труда использовали люди в этот период?

  • Какие изменения в жизни древних людей произошли с началом обработки металла?

  • Каковы были причины появления скотоводства и земледелия?

  • Почему на одних территориях появились племена скотоводов, а на других — земледельцев?

  • Кто такие ремесленники?

  • Каковы причины отделения ремесла от сельского хозяйства?

  • Каковы характерные черты первобытно-общинного строя?

В) Начало распада первобытного общества.

Обучающиеся изучают самостоятельно текст учебника. Перед чтением учебника учитель записывает на доске проблемный вопрос: какие изменения в жизни людей свидетельствовали о распаде первобытно-общинного строя?

Г) Греческие города-государства Северного Причерноморья.

Рассказ учителя с элементами эвристической беседы.

Вопросы.

  • Каковы были причины греческой колонизации?

  • Какие слои населения принимали активное участие в колонизации?

  • Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?

  • Какой порядок управления существовал в греческих городах Северного Причерноморья?

  • Каковы были взаимоотношения греческого и местного населения в Северном Причерноморье в VI—V вв. до н. э.?

  • Назовите греческие города-колонии на территории Крыма и покажите на карте.

Сюжет об образовании Скифского царства учитель раскрывает сам. В ходе рассказа можно использовать отрывок из записок Геродота о скифах: «Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец верёвки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса... У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества ивовых прутьев следующим образом. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают... Все договоры о дружбе, освящённые клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копьё. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши». Какие можно сделать выводы о верованиях скифов?

Д) Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.

изучают самостоятельно, читая текст учебника и заполняя таблицу «Тюркские народы и их государства на территории нашей страны». Тюркские народы и их государства на территории нашей страны

Название

Занимаемая

Занятия

Религия

государства

территория

населения

В заключение можно обсудить проблему: «Как вы думаете, какие факторы могли повлиять на выбор тем или иным народом определённой государственной религии? »

Е) Жители лесной полосы Восточной Европы.

Вопрос о жителях лесной полосы Восточной Европы учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника и составляя развёрнутый план ответа.

3) Восточные славяне.

А) Происхождение и расселение восточных славян.

Опираясь на таблицу «Классификация языков», учитель в пределах текста учебника рассказывает о происхождении восточных славян.

Переходя к проблеме расселения восточных славян, необходимо напомнить, что мы уже познакомились с историческими источниками. «Что такое исторический источник? Представьте себя на месте историка, изучающего письменные свидетельства по истории наших да-лёких предков — восточных славян. Какой письменный источник будет у нас основным?»

Затем учитель предлагает прочитать отрывок из «Повести временных лет», в котором рассказывается о расселении славян, и выполнить следующие задания: 1. Проследите на карте «Русь в IX—X вв.» расселение восточнославянских племенных союзов в соответствии с текстом «Повести временных лет». 2. Заполните в тетрадях по истории таблицу «Расселение восточнославянских племён». 3. Проследите на карте важнейший торговый путь «из варяг в греки» и запишите в тетрадях его основные ориентиры (в соответствии с текстом «Повести временных лет»).

...Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывёт Русским.

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги и в верховьях Двины, их же город Смоленск. От них же происходят и северяне. Были два брата. Радим, а другой — Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. Дулебы же жили на Бугу, где ныне волыняне, а уличи и теверцы сидели на Днестру и соседили с Дунаем.

Б-Е) Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Быт и нравы. Верования. Управление

Учитель отмечает, что важнейшими источниками по древнейшей истории восточных славян являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в 1-м тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племён ещё в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кесарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913— 959). Византийский трактат «Стратегикон» был написан на рубеже VI—VII вв. и посвящён военному искусству и военным обычаям различных стран и народов.

Групповые задания учащимся: прочитайте письменные источники (один из них помещён на с. 15 учебника, другие раздаются обучающимся в виде карточек) и расскажите:

группа 1 — о внешнем облике славян и их нравах,

группа 2 — о жилище славян (при выполнении этого задания необходимо использовать иллюстрацию на с. 10 учебника),

группа 3 — о занятиях славян,

группа 4 — о верованиях славян,

группа 5 — о воинском искусстве славян,

группа 6 — об управлении.

IV. Рефлексия.

Работа с листами самооценки, подведение итогов.

infourok.ru

Технологическая карта урока по теме: "Первобытная эпоха"

Тема урока: «Первобытная эпоха »

Задачи: планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- сформировать у учащихся представление о образе жизни племён скотоводов и земледельцев, проживавших на территории нашей страны

- раскрыть понятия племя, языковая семья, товарный обмен, присваивающее и производящее хозяйство

-приобщение учащихся к культурным достижениям древнего народа

- получение учащимися опыта самостоятельной работы, навыков самоанализа своей деятельности

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- находить информацию;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

- планировать и ставить цели деятельности

- оценивать степень достижения результатов

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать самостоятельную работу;

- добиваться поставленных целей

- умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала

Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников.

Возникновение у ребенка

внутренней потребности

включения в учебную

деятельность

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Посмотрите на экран. Что вы там видите?(Слайд 1) (картинка с изображением древних людей)

Опишите картину.

Смотрят иллюстрацию Описывают картину.

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(слайд № 1 тема урока «Первобытное общество»)

Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.

Записывает поставленную учащимися цель на доске.

Как мы будем достигать цель?

Формулируют тему урока:

«Первобытное общество»

Формулируют цель урока.

(слайд 2)

Цель: Узнать когда появились первые люди?

Где и на какой территории проживали?

Какие изменения происходили в хозяйстве и быте древних людей?

Каким языком разговаривали?

Рассказ учителя, параграф, презентация

(слайд № 3)

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями,

отвечать на поставленные вопросы

Итак, переходим к рассмотрению новой темы.

Рассказ учителя:

Около 40 тысяч лет назад на территории России появились первые древние люди (средний палеолит)

(4-5 слайд)

Значительную часть Европы и Азии покрывал ледник. Людям пришлось приспосабливаться к тяжёлым природным условиям.

Главные занятия – охота и собирательство.

Орудия труда- рубила, скребки, костяные шилья.(слайд6)

Охота давала древним людям не только пищу. Из шкур убитых зверей делали одежду, использовали огонь, жили в пещерах или шалашах покрытыми шкурами. (слайд7-8)

Около 10 тыс. лет назад ледниковый период закончился. Люди расселились от Тихого океана до Балтийского моря, а через Берингов пролив начали заселять Америку.(слайд9)

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому приходит человек разумный, первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура(слайд10-12)

Стоянки позднего палеолита:

  • Капова пещера на Южном Урале,

  • д. Льялово близ Зеленограда,

Денисова пещера на Алтае

Денисова пещера расположена в предгорьях Горного Алтая, в долине речки Ануй

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством - присваивающее хозяйство.

Учитель задаёт вопрос:

Что значит присваивающее хозяйство?

Это такое хозяйство, при котором используются дары природы в неизменном виде

(слайд 13)

Позже – древние люди научились заниматься земледелием и скотоводством, т.е. производящим хозяйством.

Что значит производящее хозяйство?

Производящее хозяйство это такое хозяйство, при котором человек сам решает что ему выращивать и производить для личного потребления.(слайд14)

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

(слайд15)

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Древние поселения эпохи бронзы и железа:

  • в Ростовской области,

  • с. Фатьяново близ Ярославля,

  • с. Дьяково близ Москвы

Как управлялся коллектив первобытных людей?

(слайд16-17)

В степях жили племена, занимающиеся скотоводством. В лесостепной полосе развивалось земледелие. Разводили лошадей, коров, овец, свиней.

Выращивали ячмень, просо, пшеницу. (слайд18)

Поселения состояли из землянок- углублённых в землю хижин с каменными очагами, позже появились дома из брёвен – срубы.(слайд19)

С возникновением ремесла появился товарный обмен- когда племена с разным хозяйственным укладом обменивались продуктами или изделиями.

С появлением ремесла зарождается неравенство.

Объясните почему?(слайд20)

Задание!!! Составьте в тетради таблицу «Языковые семьи».

Какие народы их объединяют?

(слайд21-23)

Учащиеся записывают главные моменты урока в тетрадь

Учащиеся записывают в тетрадь

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Чертят таблицу находят в учебнике необходимую информацию. Записывают в тетрадь. Ищут ответ на вопрос.

Читаем, проверяем, уточняем и дописываем.

5

Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Полученную информацию применить на практике

Задние; Определите, какой календарь принадлежит скотоводам, какой – земледельцам. Аргументируй

свой ответ..(слайд24)

Распределите в две колонки в тетради занятия, относящиеся к присваивающему и производящему хозяйству.

1) рыболовство 2) охота

3) хлебопашество 4) собирательство

5) разведение домашних животных

6) бортничество (пчеловодство)

(слайд25)

Рассмотрите орудия труда и оружие охотников каменного века. Какие неточности допустил в их изображении художник?

(слайд 26)

Отвечают и объясняют.

Распределяют, объясняют почему.

Работают с картиной Васнецова, отвечают на вопрос.

6

Обобщение коррекция полученных результатов

Обобщить полученные знания.

Вспомните, как жили и чем занимались первобытные люди на других территориях Земли.

Есть ли различия между первобытными людьми из этих территорий и с территории нашего государства?

Какой вывод напрашивается?

(слайд27)

Какую цель мы ставили?

Нам удалось её достигнуть?

Молодцы!!!

(слайд 26)

Осмысливают полученную

информацию

Отвечают на вопрос

8

Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке

Параграф 1, ответить на вопросы, перессказ

Нарисовать занятия древних людей или орудия труда.

Задания в печатной тетради.

Записывают задание в дневник

9

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Сегодня на уроке я узнал….

Выставление оценок за урок.

Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 27)

Проговаривают знания полученные на уроке

infourok.ru

Технологическая карта урока по Истории России за 6 класс по теме "Первобытная эпоха"

10

Итог урока.

Подводит итог урока, организует работу по составлению таблицы на стр. 8 (задание 4).

Составляют таблицу по заданию 4 на стр. 8 по пункту 3 параграфа 1 в своих тетрадях.

Осуществлять познавательную рефлексию.

11

Рефлексия.

Просит высказать свои впечатления от урока, что нового узнали, что больше всего понравилось и запомнилось от урока.

Высказывают свои впечатления от урока, своё отношение к новым знаниям, что еще хотели бы узнать по этой теме.

Отвечая на вопросы учителя, делать выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

12

Оценивание

Просит обучающихся обсудить количество и качество ответов каждого члена их группы и оценить самостоятельно самых активных с помощью 5-ти балльной шкалы отметок (выдается алгоритм).

Выставляет отметки согласно пожеланиям членов каждой группы.

Обсуждают количество и качество ответов каждого члена группы и самостоятельно оценивают самых активных, рекомендуя их учителю.

Взаимооценка по 5-ти балльной шкале (см. в анализе урока).

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1 пересказ, с. 8 таблицу в тетради повторить

Задают вопросы по тексту заданий и записывают их в дневник.

Запоминание и фиксация пройденного материала.

Анализ урока с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Согласно календарно-тематическому планированию - тема урока «Первобытная эпоха». Этот урок является одним из первых в 6-м классе по истории России, где начинается серьезное изучение истории России как науки. Зачастую ребятам очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно наполнить урок разнообразными формами работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу. Поэтому я применила интерактивный метод, помогающий поддерживать постоянный интерес к предмету. Это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, включает учащихся в активную интеллектуальную деятельность, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.

Целью данного урока является: познакомить с расселением и жизнедеятельностью древнейшего человека на территории России.

Были определены задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по исторической карте и алгоритму оценивания; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.

По типу урока - это урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: парная (проверка домашнего задания групп) и групповая. А также использовано оборудование: проектор, презентация, учебник, цветные карточки и мешочек для жеребьевки, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, историческая карта «Древнейшие стоянки первобытного человека на территории нашей страны», атласы.

www.prodlenka.org

Неолитическая революция. 6 класс.

Задание 1,2,3

Задание 1,2,3

Подумайте и объясните, как вы понимаете слово «прогресс». Знакомы ли вы с такими примерами в жизни?
  • Подумайте и объясните, как вы понимаете слово «прогресс».
  • Знакомы ли вы с такими примерами в жизни?
Можем ли мы назвать это прогрессом ?

Можем ли мы назвать это прогрессом ?

Прогресс – это развитие от простого к сложному.

Прогресс – это развитие от простого к сложному.

Как выдумаете, можем ли мы применить понятие «прогресс » к эпохе первобытной истории?

Как выдумаете, можем ли мы применить понятие «прогресс » к эпохе первобытной истории?

Из предложенного списка занятий выбрать правильно те, которые относятся к: 1. присваивающему типу хозяйства…………………………………. 2.производящему типу хозяйства…………………………………… Список занятий : скотоводство, охота, земледелие, бортничество, плетение, ткачество, рыболовство, изготовление глиняной посуды, собирательство.

Из предложенного списка занятий выбрать правильно те, которые относятся к:

1. присваивающему типу хозяйства………………………………….

2.производящему типу хозяйства……………………………………

Список занятий : скотоводство, охота, земледелие, бортничество, плетение, ткачество, рыболовство, изготовление глиняной посуды, собирательство.

 Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

ЦЕЛЬ?

ЦЕЛЬ?

План: 1. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. 2. Начало распада Первобытного общества. 3. Появление первых городов.

План:

1. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.

2. Начало распада Первобытного общества.

3. Появление первых городов.

Домашнее задание: Текст на стр. 15-19, Вопросы и задания на стр. 18. Устно Выучить термины Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 19). Задание № 2

Домашнее задание:

Текст на стр. 15-19,

Вопросы и задания на стр. 18. Устно

Выучить термины

Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 19).

Задание № 2

ПРОБЛЕМА «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?»

ПРОБЛЕМА

«Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?»

РЕВОЛЮЦИЯ - ЭТО коренной переворот в жизни общества.

РЕВОЛЮЦИЯ - ЭТО

коренной переворот в жизни общества.

Неолитическая революция - это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству.

Неолитическая революция - это

переход человека от присваивающего к производящему хозяйству.

Термин «Неолитическая революция» ввел в 1949 г. Английский археолог Вир Гордон Чайлд.

Термин «Неолитическая революция» ввел в 1949 г. Английский археолог Вир Гордон Чайлд.

10 тыс. лет назад

10 тыс. лет назад

Зарождение земледелия : 5-6 тыс. лет назад Орудие: МОТЫГА Одомашнивание :собака Скотоводство : ЛОШАДИ (Южное Предуралье)

Зарождение земледелия : 5-6 тыс. лет назад

Орудие: МОТЫГА

Одомашнивание :собака

Скотоводство : ЛОШАДИ (Южное Предуралье)

 Почему одни племена переходили к кочевому образу жизни, а другие к оседлому ?

Почему одни племена переходили к кочевому образу жизни, а другие к оседлому ?

Кто такие ремесленники? Почему они освобождались от земледелия и скотоводства в племени?
  • Кто такие ремесленники? Почему они освобождались от земледелия и скотоводства в племени?
 Начало распада первобытного общества.

Начало распада первобытного общества.

Вопросы (стр.16-18) Каковы полномочия старейшин и вождей? 2) В чем сущность социального неравенства? Почему появилась эксплуатация? 3) Почему на смену родовой общине пришла соседская (территориальная)? 4) Что такое вождество? В связи с чем появляются союзы племен? 5) Почему появляется государство и формируются народности?

Вопросы (стр.16-18)

  • Каковы полномочия старейшин и вождей?

2) В чем сущность социального неравенства? Почему появилась эксплуатация?

3) Почему на смену родовой общине пришла соседская (территориальная)?

4) Что такое вождество? В связи с чем появляются союзы племен?

5) Почему появляется государство и формируются народности?

Каковы полномочия (что делали?) старейшин и вождей? Совет старейшин и вождей Племя Старейшина и вождь Старейшина и вождь Браки Родовая община Родовая община

Каковы полномочия (что делали?) старейшин и вождей?

Совет старейшин и вождей

Племя

Старейшина и вождь

Старейшина и вождь

Браки

Родовая община

Родовая община

2) В чем сущность социального неравенства? Почему появилась эксплуатация?

2) В чем сущность социального неравенства? Почему появилась эксплуатация?

3) Почему на смену родовой общине пришла соседская (территориальная)? На смену родовой общине пришла соседская Пахота на полях Применение медных орудий труда У каждой семьи своё хозяйство Появление большего количества продуктов

3) Почему на смену родовой общине пришла соседская (территориальная)?

На смену родовой общине пришла соседская

Пахота на полях

Применение медных орудий труда

У каждой семьи своё хозяйство

Появление большего количества продуктов

4) Что такое вождество? В связи с чем появляются союзы племен?

4) Что такое вождество? В связи с чем появляются союзы племен?

5) Почему появляется государство и формируются народности?

5) Почему появляется государство и формируются народности?

Причины распада первобытно-общинного строя: 1.Появление социального неравенства 2.Зарождение эксплуатации (присвоение чужого труда) 3.Смена родовой общины на соседскую 4.Появление правителей 5.Установление законов ГОСУДАРСТВО

Причины распада первобытно-общинного строя:

  • 1.Появление социального неравенства
  • 2.Зарождение эксплуатации (присвоение чужого труда)
  • 3.Смена родовой общины на соседскую
  • 4.Появление правителей
  • 5.Установление законов

ГОСУДАРСТВО

Б)ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ А) ГОСУДАРСТВО 1.ВСЕ РАВНЫ 2.РОДОВАЯ ОБЩИНА 3.ПРАВИТЕЛИ 4.ЗАКОНЫ 5.РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА 6.ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО 7.СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 8.ЭПОХА НЕОЛИТ 9.ЭПОХА ПАЛЕОЛИТ 10.НАРОД (ЭТНОС) 11.ЭПОХА МЕЗОЛИТ 12.ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Б)ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ

А) ГОСУДАРСТВО

1.ВСЕ РАВНЫ

2.РОДОВАЯ ОБЩИНА

3.ПРАВИТЕЛИ

4.ЗАКОНЫ

5.РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

6.ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

7.СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

8.ЭПОХА НЕОЛИТ

9.ЭПОХА ПАЛЕОЛИТ

10.НАРОД (ЭТНОС)

11.ЭПОХА МЕЗОЛИТ

12.ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Государство Первобытно-общинный строй 3.ПРАВИТЕЛИ 4.ЗАКОНЫ 7.СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 8.ЭПОХА НЕОЛИТ 10.НАРОД (ЭТНОС) 12.ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО 1.ВСЕ РАВНЫ 2.РОДОВАЯ ОБЩИНА 5.РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА 6.ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО 9.ЭПОХА ПАЛЕОЛИТ 11.ЭПОХА МЕЗОЛИТ

Государство

Первобытно-общинный строй

3.ПРАВИТЕЛИ

4.ЗАКОНЫ

7.СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

8.ЭПОХА НЕОЛИТ

10.НАРОД (ЭТНОС)

12.ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

1.ВСЕ РАВНЫ

2.РОДОВАЯ ОБЩИНА

5.РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

6.ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

9.ЭПОХА ПАЛЕОЛИТ

11.ЭПОХА МЕЗОЛИТ

 Появление первых городов.

Появление первых городов.

«Страна городов» на Южном Урале 4 тыс. лет назад.

«Страна городов» на Южном Урале 4 тыс. лет назад.

 Аркаим

Аркаим

ПРОБЛЕМА «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?»

ПРОБЛЕМА

«Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?»

Подведем итоги стр.18

Подведем итоги стр.18

multiurok.ru


Смотрите также