2 Славяне на территории Беларуси. Первобытная культура на территории беларуси
2 Славяне на территории Беларуси
Древние общества на территории Беларуси
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.
На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.
В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX – V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V – начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.
К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы – многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе – славяне и германцы.
В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.
В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII – III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III – II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII – VI вв. до н.э. – IV – V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. – IV –V вв. н.э.).
В V – II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.
Таким образом, балтский период истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.
Славянизация белорусских земель
В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа – восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.
О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.
Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V – VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта – культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI – VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.
На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V – VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие – славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.
Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина – основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.
Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.
Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII – IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.
Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи – предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне – предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей – предков современных русских.
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени – древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей – в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.
Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия – пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли – наделом.
В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы – холопы.
О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.
В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки – Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада – место, где селились ремесленники и торговцы; и торга – места продажи и купли товаров.
Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.
Славяне выделелиьс из индоевропейцев к середине 1 тысячелетия до н.э. Первые славяне пришли с юга (6-7в. н.э.) Существовало мнение что славяне шли на Беларусь только с юга, но Карский доказал что что главная маса славян двигалась с юга и запада. Гипотезы о появлении славян: 1) Большинство исследователей считают прородину славян от Карпат до верховьев Днестра на юге до верховьев Припяти и Вислы на севере. 2)Бассейн Одера и Вислы. Славыне селились рядом с балтами нередко подчиняя их и занимая их городища. Они превосходили балтов по уровню соц. Экономического развития, занимались земледелием знали двухполье, пользовались железным наконечником.В 8-9 вв. Великие группы слаян продвинулись и осели во всех регионах, устанавливали тесные контакты с балтскими населением. Основной массой славян Б. составляли: - дреговичи, -кривичи, - радимичи .
Дреговичи заселяли землю между Припятью и Зап. Двиной.Летописец места выводит название племен от слова дрыгва (болото). Но Николай Ермолович считает что название имееет патрономический характер и происходит от славянского имени дрэговит.В их кольтуре преобладали славянские элементы, язык их был-славянским. Женщины носили височные кольца, на кот. Одевались медные бусы, была керамика, спиралевидные кольца, звездные пряжки.
Радимичи – на восток от дреговичей жили радимичи. Осеовной ареал населения – бассейн рек Сож и Ипуть. В культуре преобладали славянские элементыЯзык был славянским. Славянкие элементы: керамика, кольца. Балтские: браслеты со змеейНазвание происходит от мифической личности радима.
Кривичи-на север отрадимичей и дреговичей жили кривичи, они занимали просторы подвинья, и верхнего приднепровья их племеннным центром был Полоцк.Культуру кривичей разделяли на 2 группы: полоцко-смоленскую и псковскую. Язык – славянский. Сущ несколько гипотез по поводу названия племен: 1) от балт жреца Криве Кревейтеного 2) от имени родоначальника Криве-Кривейте 3)от гористой местности (кривуны ) 4)сходство со словом кровный(крэйный)
studfiles.net
Первобытная эпоха на территории Беларуси 40 тыс лет
Первобытная эпоха на территории Беларуси (40 тыс. лет до н. э. – VIII в. н. э. ) 1. Первоначальное заселение белорусских земель. 2. Население территории Беларуси в эпоху бронзы и раннем железном веке. 3. Расселение славян.
Человек появился на Земле в период древнего каменного века (палеолита). На территории Беларуси палеолит датируется 40 тыс. до н. э. – ІХ тыс. до н. э. В нижнем и среднем палеолите человек был представлен питекантропами и неандертальцами, а в верхнем палеолите (около 40 тыс. лет до н. э. ) сформировался человек современного физического типа – кроманьонец.
Каменный век в истории Беларуси совпадает с доиндоевропейским периодом этнической истории – 40 тыс. лет до н. э. – ІІІ – ІІ тыс. до н. э.
Древнейшие стоянки первобытных людей на территории Беларуси - около деревень Бердыж (23 тыс. лет до н. э. ) Чечерского и Юровичи (26 тыс. лет до н. э. ) Калинковичского районов Гомельской области. На каждой из них проживало около 25 человек.
Палеолит (40 – 9 тыс. до н. э. ) Основной коллектив – раннеродовая община; несколько общин объединялись в материнский род Основные Занятия: орудия -охота труда и оружия: - рыболовство - ручное рубило - собирательство -остроконечник - нож - игла - скребок - пика - гарпун Матриархат – период в истории родовой общины, когда женщина играла ведущую -топор роль в хозяйственной жизни, в системе семейно-брачных отношений
В среднем каменном веке (мезолите) (VIII – V тыс. до н. э. ) состоялось полное заселение территории Беларуси. Известны 120 мезолитических стоянок человека с общей численностью населения примерно 4, 5 – 5 тыс. человек. Широко использовались лук и стрелы, деревянные челны, была приручена собака.
Эпоха неолита – IV – ІІІ тыс. до н. э. - ознаменовалась переходом от присваивающих к производящим формам хозяйствования (неолитическая революция).
Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – устойчивое сообщество людей, которое сложилось исторически на определённой территории, имеет общий язык, культуру, быт, психологические черты и самосознание. Основные исторические формы этноса – род, племя, народность, нация.
На территории Беларуси начало бронзового века (ІІІ – ІІ тыс. до н. э. – VII в. до н. э. ) совпало с проникновением индоевропейцев. Тем самым начался индоевропейский период этнической истории Беларуси (ІІІ – ІІ тыс. до н. э. – до нашего времени). Индоевропейцы принесли с собой более высокую форму общественной организации – патриархат. Патриархат – период в истории родовой обшщины, когда ведущая роль в семейной и хозяйственной жизни принадлежала мужчине.
Балтский этап индоевропейского периода этнической истории Беларуси (ІІІ – ІІ тыс. до н. э. – VIII вв. н. э. ).
Железный век - VІІ в. до н. э. – VІІІ вв. н. э.
Археологические культуры железного века: Название Милоградская Зарубинецкая Штрихованной керамики Днепродвинская Ареал расселения Этническая принадлежность Среднее и Верхнее Поднепровье Беларуси Не определена Значительная часть Средней Беларуси Балты Бассейны Днепра и Западной Двины Балты
Славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье (V – VІІІ вв. н. э. – до нашего времени).
В результате славянобалтского синтеза в VІІІ – Х вв. возникли новые славянские сообщества: дреговичи, радимичи, кривичи. Это были протонародности.
На смену отцовской (патриархальной) общине, которая создавалась по родственному принципу, приходит мир – сельская (соседская) община, которая состояла из отдельных малых семей всего поселения, городища. Начинается имущественное расслоение общества. К ІХ – Х вв. выше названные сообщества уже поднялись на степень раннеклассового общества и создали первоначальные государства (протогосударства), которые назывались княжениями. Это свидетельствовало о смене родоплеменного руководства политическим.
Таким образом, период первобытнообщинного строя был временем, когда человек и общество сделали определяющий шаг в своём развитии: - человек приобрёл современные физиологические черты, научился изготавливать совершенные орудия труда и перешёл от присваивающего к производящему хозяйству; - появились язык, религия, искусство; - человек заселил и освоил территорию Беларуси, которая стала одним из главных очагов формирования славянского сообщества.
present5.com
Доисторическая Белоруссия - это... Что такое Доисторическая Белоруссия?
Доисторическая Белоруссия — период в истории Белоруссии до появления первых государственных образований на территории современной Республики Беларусь, то есть до IX века нашей эры.
Изучением данного периода занимается прежде всего археология.
Время появления первого человека на территории не установлено. Наиболее распространена датировка от 100 до 35 тысячелетия до н. э.[источник не указан 139 дней] Традиционно считается, что первыми людьми на территории Белоруссии в промежуток между оледенениями были неандертальцы.
Палеолит
Палеолитические стоянки
Исследованы две палеолитические стоянки с ориньякскими древностями[1] — Юровичи (Калинковичский район Гомельской области; обнаружена Ю. Попелем в 1928 году) и Бердыж (Чечерский район Гомельской области; обнаружена К. Поликарповичем). Возраст стоянки Юровичи определён примерно в 26 тысяч лет, а стоянки Бердыж — в 24 тысячи лет. Также известны отдельные находки кремневых орудий труда палеолитического вида неподалёку от Бердыжа, а также возле деревень Обидовичи Быховского района Могилёвской области и Светиловичи Ветковского района Гомельской области.
В связи с неблагоприятными климатическими условиями, вызванными оледенением, был заселён только юг территории современной Республики Беларусь. Считается, что для обитателей стоянок ключевое значение имела охота (в Бердыже, в частности, были найдены кости 50 особей мамонтов, хотя точно неизвестна длительность постоянного пребывания людей на стоянке). Собирательство не было распространено из-за близости ледника и суровых климатических условий. Во время раскопок стоянки Юровичи была найдена пластинка из бивня мамонта с орнаментом в виде рыбьей чешуи.
Новое похолодание заставило обитателей стоянок переместиться на юг, за пределы территории современной Белоруссии.
Примерно в XIII тысячелетии до н. э. началось отступление ледника, и начался период верхнего палеолита. Началось новое заселение территории современной Республики Беларусь.
Археологические культуры верхнего палеолита
В эпоху финального палеолита в Среднем Поднепровье появились поселения гренской культуры. С запада началось заселение племенами свидерской культуры. Известны также поселения других археологических культур, в том числе аренбургской, тарденуазской.
Заселение происходило преимущественно вдоль берегов рек; оставались в основном незаселёнными водоразделы рек.
Мезолит
Около X тысячелетия до н. э. завершился ледниковый период, и началась эпоха мезолита. В это время территория современной Беларуси была заселена окончательно. Известно более 120 мезолитических поселений, среди которых есть как сезонные стоянки, так и небольшие постоянные поселения[2].
Мезолит характеризовался увеличением количества видов флоры и фауны. В связи с этим кроме охоты распространились также рыболовство и собирательство. В мезолите появляется лук (с костяными и каменными наконечниками стрел), что значительно повышает эффективность охоты. Наиболее распространённым типом жилищ эпохи мезолита на территории Беларуси были лёгкие постройки диаметром около пяти метров на основе конструкций из жердей, круглые или прямоугольные в плане. Поселения располагались на возвышенностях вблизи рек и озёр[2].
Многие памятники мезолита очень напоминают памятники свидерской культуры, однако имеют и ряд черт, которые ближают их с автохтонным населением, пришедшим вслед за отступлением ледника чуть раньше. Есть много свидетельств того, что на территорию Белоруссии мигрировали люди и из других регионов: с юга, с востока и из Центральной Европы.
Археологические культуры мезолита
Неолит
В период неолита происходил процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйству, однако на территории Беларуси основную роль продолжали играть рыболовство и охота, а в бассейне Двины широкое распространение производящего хозяйства относится к позднему неолиту[4].
Начало неолита на территории Беларуси датируется появлением керамики (конец 5 тысячелетия до н. э. в Полесье и первая половина 4 тысячелетия до н. э. в центральных и северных районах)[4]. В эпоху неолита люди научились производству высококачественных орудий труда и оружия из кремня[4]. На стоянках эпохи неолита встречаются кости кабана, лося, зубра, медведя, косули, бобра и барсука. Найдены также рыболовные принадлежности и остатки примитивных лодок; предполагается, что основным объектом рыболовства была щука. Известно не менее 700 поселений неолита на территории современной Беларуси, 80% которых относятся к позднему неолиту. В основном неолитические поселения (открытого неукреплённого типа) располагаются по берегам рек и озёр, что связано с большим значением рыболовства в хозяйственной жизни.
Археологические культуры неолита
Нарвская и Верхнеднепровская культуры
Верхнеднепровская культура (верхнее Поднепровье) оставила до 500 известных стоянок, из которых исследовано лишь около 40. На раннем этапе носители культуры изготовляли толстостенные горшки, орнаментация производилась ямочными вдавлениями и отпечатками гребёнки. На позднем этапе стали появляться более толстогорлые горшки с более сложными композициями в орнаменте.
Существовали круглые и овальные жилища, на позднем этапе углублённые в землю. Влияние на культуру извне наблюдается только в конце неолита. Предполагается, что верхнеднепровская культура была связана с финно-уграми.
Неманская культура
Неманская культура распространена в бассейне Немана (а также в северо-восточной Польше и юго-западной Литве). Ареал культуры распространялся на юг до верховьев Припяти. Выделяют дубчайский, лысогорский и доброборский периоды (основанием для классификации служит различие в методах изготовления керамики). Считается, что культура начала формироваться ещё в позднем мезолите.
Для культуры были характерны наземные жилища. Посуда неманской культуры остродонная, на раннем этапе недостаточно обожжённая. В глине встречаются следы растительности. Поверхность стенок выравнивалась расчёсыванием гребнем.
В конце III тысячелетия до н. э. представители неманской культуры отошли на север под влиянием культуры шаровидных амфор.
Днепро-донецкая культура
Днепро-донецкая культура (конец V — начало II тысячелетия до н. э.) локализуется в восточном Полесье (бассейн нижней Припяти) и Правобережья Днепра до Березины. Памятники культуры в Белоруссии идентичны памятникам на северной Украине. Известно около 150 стоянок культуры на территории Белоруссии. Предполагается, что носители этой культуры говорили на праиндоевропейском языке[5][6].
Культура шаровидных амфор
Культура шаровидных амфор, представители которой расселились первоначально в Западной Белоруссии в позднем неолите — раннем бронзовом веке — считается первым индоевропейским населением на территории современной Республики Беларусь. Наиболее известный памятник культуры шаровидных амфор — шахты по добыче кремня возле посёлка Красносельский в Волковысском районе Гродненской области.
Поскольку на территории Белоруссии и соседних регионов нет месторождений меди и олова, необходимых для получения бронзы, бронзовый век выделяется достаточно условно. Поэтому продолжали преобладать каменные орудия, а из металла изготовляются преимущественно украшения. Хозяйственные орудия из меди очень редки. Есть подтверждения существования обмена — найдены янтарные украшения, а также отдельные бусины ближневосточного происхождения.
Среднеднепровская культура
Среднеднепровская культура существовала с середины III тысячелетия до середины II тысячелетия.
Расселение носителей культуры шло с юга — примерно с территории Киевской и Черкасской областей Украины. Локализация культуры — Поднепровье и часть Полесья.
Для культуры характерны курганные и грунтовые захоронения. Различное богатство захоронений свидетельствует о начале имущественного расслоения среди носителей культуры.
Основу хозяйства населения среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. Орнаментация горшков (в некоторых из них найдены отпечатки зёрен) производилась в виде рядов треугольников.
Сосницкая культура
Восточный вариант тшинецкой культуры, сосницкая культура заняла ареал среднеднепровской культуры во II тысячелетии до н. э.Своё название получила от поселения Сосница Черниговской области. Поселения сосницкой культуры неукреплённые и располагались на песчаных дюнах в поймах рек. Жилища представлены прямоугольными землянками глубиной свыше 1 м и площадью 40-45 кв.м. Вытеснила на восток марьяновскую культуру.
Культура шнуровой керамики
В первой половине II тысячелетия до н. э. на территорию современной Республики Беларусь проникают индоевропейские племена культуры шнуровой керамики. Выделяют две локальных группы культуры шнуровой керамики: полесскую группу и прибалтийскую группу.
Прибалтийская группа (около 1900 — 1700 до н. э., Понеманье) не задержалась на территории Белоруссии, а её носители часто перемещались с места на место, о чём свидетельствует тонкий культурный слой в поселениях данной культуры.
Полесская группа (около 1800 — 1400 до н. э., Западное Полесье) занималась оседлым животноводством и земледелием, в меньшей степени — охотой и рыболовством. Инвентарь данной культуры представлен почти исключительно каменными орудиями труда, известными ещё в неолите.
В отличие от бронзового века, на территории Белоруссии есть источники железа (болотные руды), что позволило местному населению использовать железо в хозяйственных нуждах. Первой культурой, познакомившейся с производством железа, на территории Белоруссии была милоградская культура.
Археологические культуры железного века
Культура подклошевых погребений
Основная статья: Культура подклошевых погребений
Милоградская культура
Милоградская культура (около 700 — 150 до н. э.) в период наибольшего расширения занимала территорию от Березины на севере до Роси на юге и Западного Буга на западе.
Поселения культуры представляли собой как открытые неукреплённые селения, так и мысовые и «болотные городища». Основным жилищем были землянки глубиной до 1,5 метров.
Культура отличается своеобразной круглодонной керамикой, которая в основном исчезла ещё в эпоху бронзы. Милоградцы имели культурные связи со скифами.
Основными занятиями милоградцев были земледелие и животноводство. Широкое распространение получила металлургия: в некоторых поселениях выплавлялась бронза, во многих производились изделия из железа. Из железа, в частности, производилось оружие: наконечники стрел и мечи, имеющие ярко выраженную скифскую форму.
Милоградская культура часто отождествляется с неврами Геродота. Впоследствии, милоградская культура сменяется зарубинецкой культурой.
Культура штрихованной керамики Днепро-двинская культура Поморская культура Зарубинецкая культура
Появление памятников зарубинецкой культуры датируется концом I тысячелетия до н. э. (примерно II век до н. э.), последние из них датируются примерно концом II века н. э.
На территории Белоруссии выделяют две разновидности данной культуры — полесскую и верхнедвинскую группы.
Киевская культура
Памятники киевской культуры датируются концом II — серединой V века н. э..
По всей видимости, происходит от зарубинецкой культуры. Благодаря носителям киевской культуры впервые на территории Белоруссии появились каменные жернова.
Вельбарская культура
В конце II века в Западном Полесье (запад Брестской области) западнее Горыни появляются памятники новой культуры, известной как вельбарская (или вельбарско-цецельская). Известно по меньшей мере 4 могильника (Брест-Тришин, Скорбичи, Величковичи, Иванчицы), и все они относятся к небольшому временному периоду (до III — IV века). Наиболее важными находками являются бронзовые фибулы (заколки для одежды) североевропейского типа. Известно мало находок орудий труда.
Культура длинных курганов
Основная статья: Культура длинных курганов
Культура длинных курганов локализуется в среднем течении Западной Двины. Более исследованы сами длинные курганы, поселения известны значительно хуже. Для погребений характерно наличие височных колец.
Банцеровская культура
Основная статья: Банцеровская культура
Банцеровская культура, которую иногда включают в банцеровско-тушемлинскую из-за близости к тушемлинской культуре, датируется примерно V—VIII веками. Расширенные хронологические рамки существования культуры включают V—IX-X века.
Банцеровская культура возникла на основе днепро-двинской культуры. В то же время, археолог А. Г. Митрофанов связывает происхождение банцеровской культуры с культурой штрихованной керамики.
Поселения культуры представляют преимущественно открытые поселения, однако в небольшом количестве появляются также и укреплённые городища. Поселения обычно располагаются по берегам рек и озер. Погребения представлены грунтовыми могильниками с трупосожжением. Результаты кремации умерших складывались в небольшие округлые ямы, иногда помещались в урны (на некоторые из урн сверху наложены другие, более крупные сосуды). В погребениях очень редко встречается инвентарь.
Как правило, керамика банцеровской культуры неорнаментирована.
Колочинская культура
Памятники колочинской культуры датируются серединой V — VII веками н. э.
Памятники колочинской культуры близки к банцеровским, однако выделяется особый тип жилищ — довольно многочисленные хорошо укреплённые городища, поблизости которых располагаются селища с полуземлянками со стенами столбовой конструкции и центральным столбом.
Пражская культура
Памятники пражской культуры Припять распространяются южнее Припяти в VI-VII вв.
Поселения пражской культуры неукреплённые, на территории Белоруссии известно крайне мало городищ пражской культуры. Поселения бедны находками — в основном, находки представлены только керамикой.
Культура восточно-литовских курганов
Основная статья: Культура восточно-литовских курганов
Памятники культуры Восточно-литовских курганов, датируемые IV-XIII веками расположены в на северо-западе Беларуси. Ранние захорнения IV-V веков, содержат сельскохозяйственный инвентарь, более поздние курганы содержат большое количество оружия в мужских захоронениях, а также шейные гривны в женских. Начиная с VIII века, появляются захоронения с лошадьми.
Этническая принадлежность культур железного века
Археологические культуры железного века, V—VI вв. Карта отражает один из наиболее распространённых взглядов на этническую принадлежность культур позднего железного века. Банцеровская культура включена в состав тушемлинской
Дискуссионным остаётся вопрос о том, какие культуры являлись славянскими. Различные культуры исследователями относятся к славянским по их сходству с пражской культурой, принадлежность которой к славянам не вызывает сомнений. Таким образом, из всех археологических культур Белоруссии к определённо славянской относят только пражскую.
Особое место занимает вельбарская культура, которую отождествляют с готами времён их переселения в юго-восточном направлении. По этой причине памятники вельбарской культуры относят к узкому промежутку времени, а в самих памятниках мало признаков того, что носители культуры занимались оседлым долговременным хозяйством.
Банцеровская культура, ареал которой частично схож с летописной локализацией кривичей[7], по всей видимости, являлась балтской: в памятниках культуры отсутствует прямая связь с более поздними, бесспорно славянскими слоями. Кроме того, не прослеживаются и связи инвентаря (прежде всего, керамики) на всех этапах существования культуры с параллельно существовавшими славянскими культурами. На этом основании А.Г. Митрофанов и В. В. Седов говорят о принадлежности носителей культуры к балтам. Крупнейшие центры банцеровско-тушемлинской культуры: Полоцк, Смоленск. . В западной части ареала культуры (Поднепровье) встречаются такие славянские элементы, как например каменные печи в углу землянок и построек. Г. В. Штыхов на этом основании называет банцеровскую культуру славянской и даже прабелорусской. А. Г. Митрофанов и В. В. Седов говорят лишь об отдельных культурных влияниях славян на позднем этапе существования культуры.
Колочинская культура имеет очень тесную связь с банцеровской культурой. Это позволяет некоторым исследователям (Э. М. Загорульский, А. Г. Митрофанов, В. В. Седов и др.) говорить о том, что носители этой культуры принадлежали к балтам. Однако то обстоятельство, что ареал культуры накладывается на локализацию радимичей, а также ряд признаков, свойственных славянским культурам, позволяет некоторым исследователям (П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь и др.) определять этническую принадлежность носителей колочинской культуры как славянскую.
Рядом археологов культура длинных курганов соотносится со славянами прежде всего из-за наличия височных колец и частичного сходства ареала культуры с летописной территорией, занимаемой кривичами. В то же время, в некоторых длинных курганах обнаруживают керамику банцеровской культуры и типичные для балтов украшения.
Расселение славян
Тремя основными летописными племенами на территории современной Республики Беларусь были кривичи-полочане, дреговичи и радимичи. Со временем на территории первых двух союзов сложились удельные княжества: Полоцкое и Туровское.
Примечания
См. также
Литература
Гісторыя Беларусі ў 6 тамах. Т. 1. Старажытная Беларусь. Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны XIII ст. / Рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) і інш. — Мн.: Современная школа; Экоперспектива, 2007. — 351 с.
Ссылки
dic.academic.ru
Древнейшая история Белоруссии - это... Что такое Древнейшая история Белоруссии?
Древнейшая история Беларуси — период в истории Белоруссии до появления первых государственных образований на территории современной Республики Беларусь, то есть до IX века н. э.
Время появления первого человека на территории не установлено. Наиболее распространена датировка от 100 до 35 тысячелетия до н. э. Традиционно считается, что первыми людьми на территории Белоруссии в промежуток между обледенениями были неандертальцы.
Палеолит
Палеолитические стоянки
Исследованы две палеолитические стоянки — Юровичи (Калинковичский район) и Бердыж (Чечерский район). Возраст стоянки Юровичи определён примерно в 26 тысяч лет, а стоянки Бердыж — в 24 тысячи лет.
В связи с неблагоприятными климатическими условиями был заселён только юг территории современной Республики Беларусь. Для обитателей стоянок ключевое значение имела охота (в Бердыже, в частности, были найдены кости 50 особей мамонтов). Собирательство не было распространено из-за близости ледника и суровых климатических условий. Во время раскопок стоянки Юровичи была найдена пластинка из бивня мамонта с орнаментом в виде рыбьей чешуи.
Новое похолодание заставило обитателей стоянок переместиться на юг, за пределы территории современной Белоруссии.
Мезолит
Около X тысячелетия завершился ледниковый период, и началась эпоха мезолита. В это время территория Белоруссии была заселена окончательно. Известно около 70 стоянок.
Мезолит характеризовался увеличением количества видов флоры и фауны. В связи с этим кроме охоты распространились также рыболовство и собирательство. В мезолите появляется лук (с костяными и каменными наконечниками стрел), что значительно повышает эффективность охоты.
Археологические культуры мезолита
Памятники мезолита очень напоминают памятники свидерской культуры, однако имеют и ряд черт, которые ближают их с автохтонным населением, пришедшим вслед за отступлением ледника чуть раньше. Есть много свидетельств того, что на территорию Белоруссии мигрировали люди и из других регионов: с юга, с востока и из Центральной Европы.
Неолит
В период неолита происходила неолитическая революция, однако в Белоруссии основную роль продолжали играть рыболовство и охота. Встречаются кости кабана, лося, зубра, медведя, косули, бобра и барсука. Найдены также рыболовные принадлежности и остатки примитивных лодок. Предполагается, что основным объектом рыболовства была щука.
Известно не менее 700 поселений неолита в Белоруссии, 80 % которых относятся к позднему неолиту. В основном неолитические поселения (открытого неукреплённого типа) располагаются по берегам рек и озёр, что связано с большим значением рыболовства в хозяйственной жизни.
Археологические культуры неолита
Днепро-донецкая культура
Днепро-донецкая культура (конец V — начало II тысячелетия до н. э.) локализуется в восточном Полесье (бассейн нижней Припяти) и Правобережья Днепра до Березины. Памятники культуры в Белоруссии идентичны памятникам на северной Украине. Известно около 150 стоянок культуры на территории Белоруссии.
Верхнеднепровская культура
Основная статья: Верхнеднепровская культура
Верхнеднепровская культура (верхнее Поднепровье) оставила до 500 известных стоянок, из которых исследовано лишь около 40. На раннем этапе носители культуры изготовляли толстостенные горшки, орнаментация производилась ямочными вдавлениями и отпечатками гребёнки. На позднем этапе стали появляться более толстогорлые горшки с более сложными композициями в орнаменте.
Существовали круглые и овальные жилища, на позднем этапе углублённые в землю. Влияние на культуру извне наблюдается только в конце неолита. Предполагается, что верхнеднепровская культура была связана с финно-уграми.
Неманская культура
Неманская культура распространена в бассейне Немана (а также в северо-восточной Польше и юго-западной Литве). Ареал культуры распространялся на юг до верховьев Припяти. Выделяют дубчайский, лысогорский и доброборский периоды (основанием для классификации служит различие в методах изготовления керамики). Считается, что культура начала формироваться ещё в позднем мезолите.
Для культуры были характерны наземные жилища. Посуда неманской культуры остродонная, на раннем этапе недостаточно обожжённая. В глине встречаются следы растительности. Поверхность стенок выравнивалась расчёсыванием гребнем.
В конце III тысячелетия до н. э. представители неманской культуры отошли на север под влиянием культуры шаровидных амфор.
Культура шаровидных амфор
Культура шаровидных амфор, представители которой расселились первоначально в Западной Белоруссии в позднем неолите — раннем бронзовом веке — считается первым индоевропейским населением на территории современной Республики Беларусь. Наиболее известный памятник культуры шаровидных амфор — шахты по добыче кремня возле посёлка Красносельский в Волковысском районе Гродненской области.
Нарвская культура
Культура гребенчато-ямочной керамики
На территории Белоруссии бронзовый век выделяется достаточно условно, поскольку на территории страны и соседних регионов нет месторождений меди и олова, необходимых для получения бронзы. Поэтому продолжали преобладать каменные орудия, а из металла изготовляются преимущественно украшения. Хозяйственные орудия из меди очень редки. Есть подтверждения существования обмена — найдены янтарные украшения, а также отдельные бусины ближневосточного происхождения.
Среднеднепровская культура
Среднеднепровская культура существовала с середины III тысячелетия до середины II тысячелетия.
Расселение носителей культуры шло с юга — примерно с территории Киевской и Черкасской областей Украины. Локализация культуры — Поднепровье и часть Полесья.
Для культуры характерны курганные и грунтовые захоронения. Различное богатство захоронений свидетельствует о начале имущественного расслоения среди носителей культуры.
Основу хозяйства населения среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. Орнаментация горшков (в некоторых из них найдены отпечатки зёрен) производилась в виде рядов треугольников.
Сосницкая культура
Основная статья: Сосницкая культура
Сосницкая культура заняла ареал среднеднепровской культуры во II тысячелетии до н. э.Своё название получила от поселения Сосница Черниговской области. Поселения сосницкой культуры неукреплённые и располагались на песчаных дюнах в поймах рек. Жилища представлены ппямоугольными землянками глубиной свыше 1 м и площадью 40-45 кв.м.
Культура шнуровой керамики
В первой половине II тысячелетия до н. э. на территорию современной Республики Беларусь проникают индоевропейские племена культуры шнуровой керамики. Выделяют две локальных группы культуры шнуровой керамики: полесскую группу и прибалтийскую группу.
Прибалтийская группа (около 1900 — 1700 до н. э., Понеманье) не задержалась на территории Белоруссии, а её носители часто перемещались с места на место, о чём свидетельствует тонкий культурный слой в поселениях данной культуры.
Полесская группа (около 1800 — 1400 до н. э., Западное Полесье) занималась оседлым животноводством и земледелием, в меньшей степени — охотой и рыболовством. Инвентарь данной культуры представлен почти исключительно каменными орудиями труда, известными ещё в неолите.
В отличие от бронзового века, на территории Белоруссии есть источники железа (болотные руды), что позволило местному населению использовать железо в хозяйственных нуждах. Первой культурой, познакомившейся с производством железа, на территории Белоруссии была милоградская культура.
Археологические культуры железного века
Культура подклошевых погребений
Основная статья: Культура подклошевых погребений
Милоградская культура
Милоградская культура (около 700 — 150 до н. э.) в период наибольшего расширения занимала территорию от Березины на севере до Роси на юге и Западного Буга на западе.
Поселения культуры представляли собой как открытые неукреплённые селения, так и мысовые и «болотные городища». Основным жилищем были землянки глубиной до 1,5 метров.
Культура отличается своеобразной круглодонной керамикой, которая в основном исчезла ещё в эпоху бронзы. Милоградцы имели культурные связи со скифами.
Основными занятиями милоградцев были земледелие и животноводство. Широкое распространение получила металлургия: в некоторых поселениях выплавлялась бронза, во многих производились изделия из железа. Из железа, в частности, производилось оружие: наконечники стрел и мечи, имеющие ярко выраженную скифскую форму.
Милоградская культура часто отождествляется с неврами Геродота. Впоследствии милоградская культура были ассимилирована зарубинецкой культурой.
Культура штрихованной керамики
Днепро-двинская культура
Поморская культура
Зарубинецкая культура
Появление памятников зарубинецкой культуры датируется концом I тысячелетия до н. э. (примерно II век до н. э.), последние из них датируются примерно концом II века н. э.
На территории Белоруссии выделяют две разновидности данной культуры — полесскую и верхнедвинскую группы.
Киевская культура
Памятники киевской культуры датируются концом II — серединой V века н. э..
По всей видимости, происходит от зарубинецкой культуры. Благодаря носителям киевской культуры впервые на территории Белоруссии появились каменные жернова.
Вельбарская культура
В конце II века в Западном Полесье (запад Брестской области) западнее Горыни появляются памятники новой культуры, известной как вельбарская (или вельбарско-цецельская). Известно по меньшей мере 4 могильника (Брест-Тришин, Скорбичи, Величковичи, Иванчицы), и все они относятся к небольшому временному периоду (до III — IV века). Наиболее важными находками являются бронзовые фибулы (заколки для одежды) североевропейского типа. Известно мало находок орудий труда.
Культура длинных курганов
Основная статья: Культура длинных курганов
Культура длинных курганов локализуется в среднем течении Западной Двины. Более исследованы сами длинные курганы, поселения известны значительно хуже. Для погребений характерно наличие височных колец.
Банцеровская культура
Основная статья: Банцеровская культура
Банцеровская культура, которую иногда включают в банцеровско-тушемлинскую из-за близости к тушемлинской культуре, датируется примерно V—VIII веками. Расширенные хронологические рамки существования культуры включают V—IX-X века.
Банцеровская культура возникла на основе днепро-двинской культуры. В то же время, археолог А. Г. Митрофанов связывает происхождение банцеровской культуры с культурой штрихованной керамики.
Поселения культуры представляют преимущественно открытые поселения, однако в небольшом количестве появляются также и укреплённые городища. Поселения обычно располагаются по берегам рек и озер. Погребения представлены грунтовыми могильниками с трупосожжением. Результаты кремации умерших складывались в небольшие округлые ямы, иногда помещались в урны (на некоторые из урн сверху наложены другие, более крупные сосуды). В погребениях очень редко встречается инвентарь.
Как правило, керамика банцеровской культуры неорнаментирована.
Колочинская культура
Памятники колочинской культуры датируются серединой V — VII веками н. э.
Памятники колочинской культуры близки к банцеровским, однако выделяется особый тип жилищ — довольно многочисленные хорошо укреплённые городища, поблизости которых располагаются селища с полуземлянками со стенами столбовой конструкции и центральным столбом.
Пражская культура
Памятники пражской культуры Припять распространяются южнее Припяти в VI-VII вв.
Поселения пражской культуры неукреплённые, на территории Белоруссии известно крайне мало городищ пражской культуры. Поселения бедны находками — в основном, находки представлены только керамикой.
Этническая принадлежность культур железного века
Археологические культуры железного века, V—VI вв. Карта отражает один из наиболее распространённых взглядов на этническую принадлежность культур позднего железного века. Банцеровская культура включена в состав тушемлинской
Дискуссионным остаётся вопрос о том, какие культуры являлись славянскими. Различные культуры исследователями относятся к славянским по их сходству с пражской культурой, принадлежность которой к славянам не вызывает сомнений. Таким образом, из всех археологических культур Белоруссии к определённо славянской относят только пражскую.
Особое место занимает вельбарская культура, которую отождествляют с готами времён их переселения в юго-восточном направлении. По этой причине памятники вельбарской культуры относят к узкому промежутку времени, а в самих памятниках мало признаков того, что носители культуры занимались оседлым долговременным хозяйством.
Банцеровская культура, ареал которой частично схож с летописной локализацией кривичей[1], по всей видимости, являлась балтской: в памятниках культуры отсутствует прямая связь с более поздними, бесспорно славянскими слоями. Кроме того, не прослеживаются и связи инвентаря (прежде всего, керамики) на всех этапах существования культуры с параллельно существовавшими славянскими культурами. На этом основании А.Г. Митрофанов и В. В. Седов говорят о принадлежности носителей культуры к балтам. Крупнейшие центры банцеровско-тушемлинской культуры: Полоцк, Смоленск. . В западной части ареала культуры (Поднепровье) встречаются такие славянские элементы, как например каменные печи в углу землянок и построек. Г. В. Штыхов на этом основании называет банцеровскую культуру славянской и даже прабелорусской. А. Г. Митрофанов и В. В. Седов говорят лишь об отдельных культурных влияниях славян на позднем этапе существования культуры.
Колочинская культура имеет очень тесную связь с банцеровской культурой. Это позволяет некоторым исследователям (Э. М. Загорульский, А. Г. Митрофанов, В. В. Седов и др.) говорить о том, что носители этой культуры принадлежали к балтам. Однако то обстоятельство, что ареал культуры накладывается на локализацию радимичей, а также ряд признаков, свойственных славянским культурам, позволяет некоторым исследователям (П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь и др.) определять этническую принадлежность носителей колочинской культуры как славянскую.
Рядом археологов культура длинных курганов соотносится со славянами прежде всего из-за наличия височных колец и частичного сходства ареала культуры с летописной территорией, занимаемой кривичами. В то же время, в некоторых длинных курганах обнаруживают керамику банцеровской культуры и типичные для балтов украшения.
Расселение славян
Тремя основными летописными племенами на территории современной Республики Беларусь были кривичи-полочане, дреговичи и радимичи. Со временем на территории первых двух союзов сложились удельные княжества: Полоцкое и Туровское.