Хирургические приемы врачевания в период разложения первобытного общества. Занятие 2 Врачевание в период становления, зрелости и разложения первобытного общества (1 час)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.). Хирургические приемы врачевания в период разложения первобытного общества


исория мед. вопрос-ответ

10. Что такое палеоантропология и какие вопросы она решает?

Палеоантропология – раздел физической антропологии, изучающий эволюцию гоминид на основе ископаемых останков. Физическая или биологическая антропология – наука, изучающая человека и (в сравнительном аспекте) родственные ему виды приматов с биологической точки зрения.

11. Периодизация и хронология первобытной истории.

(см. Таблица 2)

12. Хирургические приёмы в период разложения первобытного общества.

Вместе с зарождением классов и частной собственности в период разложения первобытного общества шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период поздней родовой общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей. В этот период развивались и закреплялись традиционные навыки и приёмы, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготавливались инструменты из металла (медь, бронза, железо), стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов), развивалась лечебная помощь раненным общинникам во время участившихся войн. К

числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, а также, по некоторым данным, кесарево сечение.

13. Сведения каких наук мы используем для изучения жизнедеятельности человека на разных этапах эволюционного развития?

Достоверные научные знания о жизнедеятельности человека на разных этапах эволюционного развития основываются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии.

Археология использует находки, сохранившиеся в земле на протяжении длительного периода времени. Источниками изучения истории, в том числе и истории медицины, являются предметы культуры, орудия труда, остатки построек, святилищ, погребений, санитарногигиенических сооружений, найденные во время раскопок.

Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета.

Этнография – общественная наука, изучающаянароды-этносыи другие этнические общности, их этногенез, быт,культурно-историческиеотношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик.

Палеоботаника, или ботаническая палеонтология–

наука об ископаемых растительных остатках.

Палеоантропология – раздел физической антропологии, изучающий эволюцию гоминид на основе ископаемых останков. Физическая или биологическая

антропология – наука, изучающая человека и (в сравнительном аспекте) родственные ему виды приматов с биологической точки зрения.

Палеопсихология - одно из направлений исследования психики человека, наследуемых от предшествующих реинкарнаций данной личности (реконструкция ранних этапов становления человеческой психики в филогенезе).

14. Какие методы изучения истории медицины Вы знаете? В чём их суть?

История медицины, как наука, использует

Исторический и Логическийметоды.

Последовательное применение исторического метода в истории медицины приводит к изложению истории отечественной медицины в контексте всемирной истории, что, во-первых,соответствует концепции исторического развития медицины как единоговсемирно-историческогопроцесса,во-вторых,позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры, аргументировано утверждать приоритеты научных открытий, выявлять преемственность в передаче медицинской информации между народами различных стран и континентов, и, в конченом счёте, прослеживать логику развития медицинского знания, ибо цель изучения истории медицины не в запоминании суммы отдельных фактов, а в понимании закономерностей исторического процесса развития науки.

Являясь составной частью общей истории науки, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий

медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

15. Вследствие каких обстоятельств стали использоваться лекарственные растения первобытным человеком?

Древнейшие люди (архантропы) вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимались собирательством, рыболовством и охотой. Тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволили им познавать целебные и токсические свойства растений и использовать их в борьбе с недугами. Древние люди (палеоантропы) продолжали заниматься коллективным целенаправленным собирательством, значительно расширили ойкумену. Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р.С. Солецки) в результате археологических и палеоантропологических исследований в пещере Шанидар в 1960 г. предоставили первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений.

16. Какие достижения человеческого общества в эпоху матриархата Вам известны?

Разложение первобытно-общинногостроя, начавшееся в X – V тысячелетиях до н.э. протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинногостроя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины иматеринско-родовогокульта.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н.э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.

Продолжился переход от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию (с IX – III тысячелетий до н.э.) и разведению домашних животных (с VIII – III тысячелетий до н.э).

17. Каковы современные представления о происхождении человека на Земле?

В современном обществе существуют три основные теории происхождения человека на Земле:

Теологическая

Космическая

Теория Дарвина

Теологическая теория отражает религиозные представления о происхождении человека, как и всего мира, как о «создании божьем».

Согласно космической теории, люди, живущие на Земле, являются потомками прибывших с других планет.

Теория Дарвина утверждает, что существующие на Земле растения и животные, в том числе и человек, произошли от ранее распространённых видов в результате эволюции, главными факторами которой являются изменчивость, наследственность, естественный отбор.

18. Какие источники информации о болезнях древнейших людей Вы знаете?

Палеопатология – наука, изучающая патологические изменения останков человека (скелета, мягких тканей)

До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первый человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже, как результат цивилизации. Данные палеопатологи в определённой степени способствовали опровержению данной точки зрения. Изучение останков первобытного человека показало, что кости его несут неизгладимые следы травматических повреждений и тяжёлых болезней, таких, как артриты, опухоли, туберкулёз, искривления позвоночника, кариес зубов, и т.п. Атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки свидетельствуют о существовании у них атеросклероза. Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет.

19.Тотемизм. Что положено в его основу?

Одно из первых религиозных представлений, являющееся проявлением иррационального представления об окружающем мире первобытного человека, тотемизм – (от алгонкинск. от– отем – его род) – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определённым видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его средой. Ранней родовой общине свойственен главным образом, зооморфный тотемизм, т.е. почитание животных.

20. Что положено в основу периодизации истории медицины?

В основу программы изучения истории медицины положена периодизация и хронология истории медицины, основанная на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-историческийпроцесс делится на 5 основных периодов: первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая (или современная история). Для каждого периода характерна своя, наиболее прогрессивная для того времени форма общественноэкономического развития. Разнообразие общественноэкономических отношений в разных странах мира в те или иные периоды человеческого развития не позволяет излагать всемирную историю медицины по этапамобщественно-экономическогоразвития (феодализм, капитализм и т.д.). Подобный подход возможен лишь в отношении к одной отдельно взятой стране (Например, Россия, Китай, Греция, Мексика и т.д.). или группе стран, находящихся на одной ступенисоциально-экономическогои политического развития в определённый период истории (например, страны Западной Европы в период классического средневековья).

21. Формы разложения первобытного строя, лечебное дело этого времени.

Разложение первобытно-общинногостроя началось в X – V тысячелетиях до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного строя протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространён. Он возникал там, где общественное неравенство

формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счёта родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложенияпервобытно-общинногостроя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины иматеринско-родовогокульта (ашанти, наяры, минангкабу и другие народы). На нашей планете до сих пор сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например, ирокезы).

Вобласти врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

Впериод разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и

передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Часто основным их занятием было врачевание.

22. Патриархат и его значение для человеческого общества.

Эпоха патриархата приходится на период позднего палеолита и мезолита. Для этого периода истории характерны развитие очагов земледелия, активная охота, одомашнивание животных. Продолжался процесс формирования большой семьи, происходило разделение труда. Наряду с ролью общины возросла роль семьи, появилась индивидуальная собственность, возникло имущественное неравенство. Происходило объединение нескольких коллективов (общин) в более крупные племена. Во главе племени стоял вождь общины – старейшина. Эти должности стали наследственными. Переход к земледелию и скотоводству представлял собой подлинную революцию в человеческих отношениях.

23.

Какие

общественно-экономические

формации Вы знаете?

 

Основными

общественно-экономическими

формациями являются:

 

первобытно-общинный;

рабовладельческий;

феодальный;

капиталистический;

социалистический строй.

В основу деления на указанные формы положен господствующий способ производства, который и определяет общественные отношения.

24. Вследствие каких причин возникла медицина в первобытном обществе?

Тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов, органов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами.

Древнейшие люди уже проявляли заботу о своих сородичах. Становление социальных отношений проявлялось в поддержке коллектива больных индивидов с ограниченными возможностями.

Медицина появилась как одна из ранних потребностей человека в результате сложившихся материальных условий жизни. Без реальных практических средств и приёмов врачевания нельзя было помочь членам общества, не могло быть и речи об удовлетворении инстинкта самосохранения.

25.Анимизм, что положено в его основу?

Бессилие первобытного человека перед природой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины стали зарождаться первые религиозные представления – тотемизм, анимизм, магия.

Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвящённые мёртвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

20

studfiles.net

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)

Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно

 

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата' долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии , (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее—у критян, китайцев, майя и других народов.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки.

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю опера-, ционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый своего рода бандажа.

...Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — кобирйз и т. д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72—73).

Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью.

Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).

«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).

«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).

В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных « сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла» (с. 199).

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках боль-' шие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачезнания в целом.

«...Седая древность,— писал Ф. Энгельс,— при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов' Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Занятие 2 Врачевание в период становления, зрелости и разложения первобытного общества (1 час)

Становление первобытного общества и первобытного врачевания, формирование человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Развитие абстрактного мышления и речи. Первые погребения умерших (ок. 65 - 40 тыс. лет назад). Погребения в пещере Шанидар (территория Ирака). Становление социальных отношений у поздних палеоантропов (неандертальского вида).

Ранняя родовая община охотников и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад – ок.VII тысячелетия до нашей эры). Характеристика периода. Значение для медицины открытия огня. Зарождение народной медицины. Первые врачеватели и открытие первых лекарств. Лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения. Представление о болезни. Представление о здоровье. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий до нашей эры). Первоисточники о болезнях первобытного человека. Первые приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.д.). Зарождение лекарствоведения.

Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Зарождение гигиенических навыков и обычаев. Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни.

Понятие о причинах заболевания зубов. Применение различных веществ (зола, смола) для очищения зубов.

Врачевание в период разложения первобытного общества (X – V тысячелетия до н.э.): расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания, хирургические приемы, инструменты для врачевания, наркотические и опьяняющие средства. Появление профессиональных служителей культа врачевания, сфера их деятельности. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, приемы психологического воздействия на больного и общество.

Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в некоторых развивающихся странах. Народное врачевание – один из истоков народной медицины.

План

  1. Характеристика первобытной эры, источники информации о болезнях первобытного человека.

  2. Зачатки религиозных представлений.

  3. Рациональное врачевание и лечебная магия.

Основные понятия

Палеонтология, антропогенез, каменный век, первобытнообщинный строй, анимизм, тотемизм, язычество, фетишизм.

Вопросы для обсуждения

1. Формирование человека в процессе трудовой деятельности.

2. Зарождение первобытного общества и зачатков первобытного врачевания.

3. Ранние родовые общины. Открытия огня.

4. Зарождение народной медицины.

5. Первые врачеватели.

6. Открытие лечебных средств различного происхождения.

7. Представления о болезни и здоровье.

8. Рациональные приемы врачевания.

9. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия).

10. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Роль знахаря в первобытном обществе.

11. Первоисточники о болезнях первобытного человека.

12. Инструменты для врачевания. Зарождение лекарствоведения.

13. Зарождение гигиенических навыков и обычаев.

14. Становление культовой практики.

15. Роль и место народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения.

studfiles.net


Смотрите также