Этнологические исследования врачевания в апополитейных первобытных обществах возможно. Данные письменных источников
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекции по истории медицины. Этнологические исследования врачевания в апополитейных первобытных обществах возможно


Лекции по истории медицины

Археологические находки. На о. Ява голландский врач и анатом Ю. Дюбуа обнаружил левую бедренную кость питекантропа, жившего около 700 тыс.лет тому назад,

с экзостазом (костными выростами). Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет неандертальца, шейные позвонки которого срослись в единую кость свидетельство

артрита (гр.artron сустав) воспаление сустава.

Чаще всего человек страдал от травматических дефектов, связанных с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных

во время охоты, другие о трепанациях черепов, которые стали производиться примерно в XII тысячелетии до н.э. (преимущественно в ритуальных целях).

Делать выводы о болезнях мягких тканей труднее они не сохраняются даже в мумиях. Тем не менее обнаружены атеросклеротические бляшки (гр.ather-кашица +

skleroma-уплотнение поражение артериальной системы) в мумиях аборигенов Сев. Америки.

Палеопатология определила среднюю продолжительность жизни первобытного человека 30 лет. Погибал в расцвете сил, не успевая состариться, в борьбе с

природой. Такая средняя продолжительность жизни сохранялась вплоть до позднего средневековья.

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Письменные источники. В силу неравномерности исторического развития народы, раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные письменные

свидетельства о своих соседях.

Этнография .. Применение сравнительного метода (апополитейные и синполитейные первобытные общества) дает более полное представление о различных сторонах общественного развития в прошлом. Изучение пережитков, которые ярко проявляются в обрядах.

Этнографические исследования врачевания апополитейных первобытных обществ (т.е.первобытных обществ доклассовой эры) весьма затруднены и возможны

лишь на основе археологических исследований. Тогда как исследование более поздних синполитейных первобытных обществ (т.е.первобытных обществ классовой эры,

современных изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о первобытном врачевании. Однако необходимо учитывать, что еще до эпохи Великих

географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные общества. Вот почему этнографические исследования

синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций древнейших апополитейных первобытных обществ.

Лингвистика .. Все современные языки складывались по мере развития общества и сохранили в себе следы очень далекого прошлого. Стрелять от слова "стрела".

Слово "счет" употреблялось в значении "имущество, казна".

Топонимика. Устойчивость наименований.

Антропология изучение костных останков первобытных людей. Изучение и измерение скелета. Рельеф мест прикрепления мышц, слепки внутренней полости

черепной коробки (эндокраны). Палеоденография . анализ повреждений на костных останках, служит основой

суждений о частоте конфликтов и каннибализме.

Палеопатология . изучение характера заболеваний.

Первобытное врачевание. Становление. Переход от ближайших предков человека австралопитеков (лат.australis-

южный + гр.pithekos-обезьяна, человекоподобная обезьяна) к подсемейству гоминид (лат.homi-человек + гр.lidos-вид) длительный эволюционный процесс.

В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский. Антропологический В основе его лежит биологическое своеобразие человека, его

морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой, признаки которой окончательно сформировались не

одновременно, а на разных этапах эволюции.

1. Прямохождение (бипедия). Сложилось уже у ближайших предков человека австралопитеков (более 2 млн.лет тому назад). Опережало становление трудовой

деятельности.

2. Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к

тонким трудовым операциям. Сформировалась 300-200 тыс.лет тому назад, ко времени возникновения рода Homo.

3. Относительно крупный высокоразвитый мозг. Сформировался окончательно у неоантропа (около 50-40 тыс.лет тому назад). Философский

В основе его к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека: орудийная (трудовая)

деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Прародина человечества важнейшая проблема антропогенеза. Существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма. Согласно первой человечество произошло из

одного ограниченного очага земного шара высокогорных районов Восточной и Южной Африки. Этой версии придерживается большинство исследователей. Такое

предположение выдвинул в свое время и Ч. Дарвин. Гипотеза полигенизма допускает существование нескольких центров формирования человека в Африке и Азии.

Около 1 млн. лет назад общая численность людей на земле не превышала 125 тысяч. Около 300 тыс.лет тому назад она достигла 1 млн. Около 25 тыс.лет тому назад численность человечества превысила 3 млн., а на заре классообразования (около 8 тыс.лет до н.э.) все население земного шара составляло около 5 млн.человек.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей архантропов (2 млн. 300-200 тыс.лет тому

назад) и эпоху древних людей палеоантропов (300-200 тыс.лет 40-35 тыс.лет тому назад).

Антрополог Я. Я. Рогинский выдвинул "теорию двух скачков". В эволюции человека необходимо выделить два переломных момента.

Первый и наиболее важный отмечен началом орудийной и трудовой деятельности переход к стадии формирующихся людей. Второй произошел на грани раннего и позднего палеолита (древнекаменного

века) и обусловил смену палеоантропа человеком современного типа. 45-35 тыс.лет назад неоантроп. Трансформация первобытного человеческого стада в первобытнородовую

общину.

Обуздание животных инстинктов, борьба социального и биологического.

Становление социальных отношений.

Неограниченный промискуитет (беспорядочные половые связи), хотя и был шагом вперед по сравнению с гаремными семьями обезьян, но являлся источником

конфликтов. Потом первые половые ограничения. Запрет на время подготовки к охоте.

Потом периоды запретов удлинились. На стадии формирования рода половые связи между членами одного стада были полностью запрещены. Потом нормы религии, законодательства. Вслед за половыми отношениями введены были пищевые:

относительно ровное распределение продуктов, потом запрещены убийства и каннибализм.

Когда возникла медицина? В помощи нуждались и животные, и люди. У животных есть приемы "самопомощи": зализывание ран, поиск лекарственных растений.

В основе инстинктивная деятельность. Медико-гигиеническая деятельность человека является формой общественной практики и основана на осознании необходимости взаимопомощи. В стадах неандертальцев положение меняется (каннибализм и убийства).

Малое число находок со следами насильственной смерти, нет и фактов каннибализма.

Шанидар-I - отсутствие правой руки и тяжелое ранение лица.

Шанидар-III - следы прижизненных загнивших переломов ребер и тяжелого ранения бедренной кости.

Неандерталец увеличение объема головного мозга. Характер орудийной деятельности: скребки, резцы, ножи с концевой заточкой. Устойчивая передача

накопленного опыта.

Инициации зародились в стадах неандертальцев, перевод юношей и девушек в возрастную группу взрослых. Нанесение телесных повреждений.

Изобретение огня выдающееся достижение. Обогащение питания.

Изготовление жира. Применение тепловых процедур. Появление первых тотемических представлений. С возрастанием единства связывается и погребальный обряд. Причиной болезни признавались наблюдаемые явления: удар, порез, отравление, молния, змея.

Наличие также религиозных представлений. Фантастические представления о живой и мертвой водах родились в стадах неандертальцев (недоброкачественная вода и

минеральная). Вскрывал абсцессы, накладывал швы на рану. Трепанация черепа. Родоразрешение. Женщины меньше жили. Незавершенная морфологическая адаптация к прямохождению. Больше страдали.

Сооружение жилищ. Ориентировка с розой ветров.

Погребение. Сначала оставляли в пещерах. Вспышки инфекций. "Месть умершего". Сделать все, чтобы умерший не встал. Сначала хоронили в связанном

состоянии, потом полотно, потом гроб. Гигиеническая направленность в основе.

Развитие межстадных общений. Межстадные половые контакты приводили к смешению коллективов.

Врачевание в период расцвета первобытного общества.

Первые люди современного типа жили в период позднего палеолита 40-10 тыс.лет назад. Собирательство, охота, рыболовство. Основная ячейка род. Матриархат

патриархат.

Средний каменный современный климат, растительность, животный мир. Это 10-7 тыс.лет назад. Лук, стрелы, рыболовная сеть. Топор, тесла. Собака, свинья.

Кладбища.

Неолит .. Техника сверления, шлифования. Глиняная посуда. Переход к земледелию, скотоводству. Присваивающий тип переходит в производящий. Оседлость.

Первый демографический взрыв. Экономический переворот. Расогенез: европеоидная, негроидная, монголоидная. Приспос. к среде.

Х десятилетие .. Разложение первобытнообщинного строя.

Тотемизм (алгонкинское, от-отем его род) животное или раст.) Фетишизм (португ. fetico амулет, талисман) орудия труда, культ предмета). Анимизм (лат. anima душа) вера в души богов.

Магия (греч. mageia колдовство) воздействие на людей, предметы.

Первоначально медицина была народной, коллективной.

Специализация. Первые врачеватели женщины. Добыча растительной пищи, опыт лечения растениями передавался. Археологические находки фигурок женщин.

Мифология древние культы богинь. Обособление группы служителей культа. Профессии колдуна и знахаря совмещались в одном лице.

Жреческая, храмовая медицина. Скудность знаний способствовала распространению фантастических представлений о причинах болезни. Связь болезненных представлений с внедрением в тело человека маленьких живых существ (грудная жаба).

Но были рациональные средства. Культ материнства. Применение лекарственных трав, припарок, перевязок. Массаж, натирание жиром. Использование минеральных вод термальных и холодных источников. Огонь как лечебно-предупредительное средство. Окуривание. Изгнание духов, уничтожение паразитов, сжигание одежды. Сжигание трупов сменилось огнем на могиле, потом свечками.

Трепанация - две цели. Кесарево сечение. Норманы умели заживлять проникающие раны живота. Гигиенические знания при устройстве жилья. Дерево, глина, песок, камень. 2

типа. Наземные столбовой конструкции и полуземляночные. Внутри каменные очаги и возвышения. Рядом рыли хранилища для продуктов питания. Керамическая посуда.

Традиционная медицина народов Африки.

Дополняют представление о пути человечества в целом. Острое политическое звучание. Некоторые пытаются представить Африку основным очагом всех основных

достижений античной цивилизации.

Олдовайская археол.культура дала основание считать Африку прародиной человечества. Африка оказалась единственным регионом, где засвидетельствованы все

известные стадии развития человека. Питекантроп пришел в Евразию 500-700 тыс.лет назад. В Африке открыта наиболее ранняя верхнепалеолитическая стоянка и самая ранняя

неолитическая культура иберомаврская (Марокко-Алжир) 13 тыс.лет назад. 10 тыс.лет первые опыты земледелия на р. Нил. Именно в Сев. Африке появились лук и стрелы.

Наиболее развитые культуры скотоводов и земледельцев обнаружены в Центр. Сахаре. Здесь же Тассилинская культура со множеством наскальных изображений. Племена

Центр. Сахары опережали египтян. С 3 тысячелетия пересыхание Сахары. Разрыв единства. Отставание, потом работорговля.

Источники: Страбон, Плиний старший.Способы захоронения, в воду, забрасывание камнями, заключение в прозрачный камень.

Жрецы, гадатели, знахари. Жречество в Зап. Африке. Впадают в транс, общаются с предками. Гадатели определяют причины несчастий, болезней. Для лечения

кожных заболеваний листья такого цвета, для глаз снадобье из глаз хищных птиц. На рубеже 19-20 вв. в Эфиопии вен.заболевания лечили по одному кусочку от 12 частей

горного козла. Погружение в святую воду источников. Тысячи целебных растений, кровопускание, применение банок.

Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех других поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием преодоление таких трудностей, которые уже никогда не встретятся будущим ассоциированным людям.

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА № 2: Медицина Древнего мира (2 часа).

I. Развитие медицины в странах Древнего Востока (Китай, Индия, АссироВавилония, Египет) (1 час).

Учебные цели: Раскрыть общую характеристику данной эпохи с историкомедицинских позиций. Показать основные аспекты развития медицины в Древнем Китае, Индии, Ассиро-Вавилонии, Египте.

ПЛАН:

1. Общая характеристика.

2. Врачевание в Шумере, Вавилонии и Ассирии.

3. Врачевание в Индии.

4. Врачевание в древнем Китае.

5. Врачевание в древнем Египте.

Общая характеристика

Древний Восток – колыбель человеческой культуры. Народы и племена ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее

древние исторические памятники. Ускорялся процесс классообразования. Возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное

неравенство и эксплуатацию человека. У всех народов в период производительного хозяйства существовало рабовладение. Дело в том, что роль рабского труда была неодинакова. Древний Египет и Месопотамия использовали больше. Культурные и хозяйственные приобретения цивилизаций древнего Востока были достигнуты благодаря эксплуатации свободных общинников. Власть

монарха не ограничивалась никакими правовыми нормами.

Происходит выделение из других форм жизнедеятельности профессиональной медицины.

Ведущей формой была храмовая, жреческая медицина с магическими обрядами и мистическими приемами. Применялись и рациональные методы диагностики и лечения. В государствах древности возникло медицинское образование. Мед. школы создавались при

храмах, но имелись государственные и частные. Появились первые лечебные учреждения,

мед. санитарные организации в армии и на флоте.

Общие черты развития врачевания в древнем мире: - изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов мед-го содержания,

- формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного на

практическом опыте и культового, основанного на религиозных верованиях,

- развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические,

- подготовка врачей (семейная традиция, обучение в школах при храмах),

- создание древнейшbх санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков, - формирование основ врачебной этики.

Законодательство многих государств регулировало формы врачебной практики, устанавливало ответственность за езаконное врачевание и врачебные ошибки.

Врачи древности оставили богатое литературное наследие. Многие медицинские труда древности на протяжении веков служили основными пособиями для подготовки врачей.

На основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений были сформулированы первые общебиологические концепции - гуморальная и пневматическая.

другие данные о строении и функциях человеческого тела сложились в систему анатомических представлений, которые оставались вплоть до 16 в.

Врачами древности были разработаны многие вопросы клинической медицины (внут. болезней, офтальмологии, дерматологии, хирургии).

Сильную сторону медицины древности составили некоторые формы гигиенической деятельности (благоустройство, гос.надзор, противоэпидемические мероприятия).

Медицина древнего мира развивалась на основе преемственности. Врачи др.Греции систематизировали, дополнили и развили медицинские представления народов др.Востока. С падением Зап.Рим.империи византийские и арабские врачи дополнили ее

рядом новых открытий и передали эстафету врачам Европы, трудами которых на фундаменте наследия врачей древности были заложены знания современной медицины.

Врачевание в Междуречье, Вавилонии и Ассирии

С начала 2 тыс. до н.э. начинается история Вавилонского царства, которое существовало 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило существование. С 15 по 17 в. до н.э. в верхней Месопотамии существовало Ассирийское царство. Междуречье населяли Шумеры и Аккадцы. В 3 тыс.до н.э. происходит слияние народов и культур. Характерно наличие ирригационных систем, создание клиновидной письменности. ПВ сер.3 тыс. до н.э. появляется металлургия. Развивалась математика, астрономия. Источники – глиняные плитки и библиотеки Ашурбанипала, кодекс Хамурапи. Подготовка врачей существлялась при храмах. Найдены клинописные таблички, содержащие рецепты. Группировка заболеваний осуществлялась на основе общности клинических проявлений. Болезни делились на тифоидные (т.е. болезни от ветров) и ервнодушевные. Представления о причинах болезни делятся на три категории:

1. Связанные с нарушением принятых правил.

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни.

3. Связанные с религиозными верованиями.

Магические приемы имели самостоятельное значение в медицине. Применялись амулеты, талисманы. Применялись лекарственные средства. Лекарственное сырье ввозилось из Египта, Ирана, Индии. В виде отваров, микстур, мазей, компрессов.

В Месопотамии существовали строгие гигиенические предписания. Были построены системы водоснабжения и канализации. Диагностика носила более рациональный характер, чем терапия. В источниках содержится описание различных симптомов и тонких диагностических наблюдений.

Особое значение придавалось состоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, особенностям движений. Анатомические познания были меньшими чем у египтян. Знания приобретались при рассечении жертвенных животных, что давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, желудке, кишечнике. Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось спасти живого младенца путем рассечения живота. Число свободных врачевателей в Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным. Врачи – представители высшего жреческого сословия. Врачи из рабов и вольноотпущенников не опускались во врачебную корпорацию. Существовала некоторая специализация. Особенно много в старовавилонских текстах упоминается о ветеринарах. Древние врачи наз. асу. К сер. 2 тыс. до н.э. сформировалось 2 направления врачевания: 1) асуту (искусство врачевателей) 2) ашипуту (искусство заклинателей).

Лечебная практика асу: знание лекарственной флоры и фауны, сами собирали и готовили лекарства. Арсенал ашипуту: чтение заклинаний, магические числа, набор лекарственных средств узкий. Передача медицинских знаний происходила в узком кругу посвященных. О медицинских школах не упоминается. К середине 1 тыс. до н.э. медицина древней Месопотамии была ниже египетской. Врачевание в Древней Индии Один из древнейших очагов цивилизации.

Хронология:

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману –юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела. Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи – свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий.

В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в

земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем. Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных

факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила

из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций:

воздуха, огня и воды. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а олезнь как нарушение этих правильных соотношений и

отрицательное воздействие на человека стихий. Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония. Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и

внутри страны на центральных дорогах. Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение,

пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Античные авторы высоко ценили индийских врачей. Особенно их умение лечить от укусов змей. Применялось общее обезболивание: вином, опием. Лекарственных средств было больше тысячи.

Врачевание в древнем Китае

Древнейшее государство – Шан (2 тыс. до н.э.). Создание иероглифической письменности. Развивалась математика, астрономия. Два больших периода врачевания: царский (18 – 3 в до н.э.) и империи Хань (3в до

н.э. – 14 в. н.э.) В основу медицины легли стихийно-материалистические воззрения древних философов. Древнейший медицинский текст – «Канон врачевания».

На развитие естественно-научных взглядов оказало влияние представление о взаимодействии пассивной женской (инь) и мужской активности (янь) и 5 первоэлементов, из которых возникает многообразие мира: вода, огонь, металл, земля, дерево. Различное соотношение синдромов приводит к болезни. Медицина делилась на внутренние болезни, хирургию, диагностику, ветеренарию. В самостоятельный раздел вышло учение о глазных болезнях. Известны были болезни с сердца, легких, психические нарушения. В диагностике – внешний осмотр и опрос больных. Различали свыше 20 видов пульса. Исходили из того , что при любой болезни надо лечить весь организм.

Характерной особенностью китайской медицины являлась терапия иглоукалывания и акупунктуры. Еще в глубокой древности было замечено, что порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, введение игл в основание 1 и 2 пальцев с тыльной стороны ладони излечивает от бессонницы. Врачеватели др. Китая пришли к выводу о существовании жизненных точек, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Существует специализация игл и деление их на виды. Иглоукалывание использовалось в сочетании с тепловым воздействием на жизненные точки посредством зажженных сухих листьев лекарственных растений. Существовало несколько видов прижиганий.

Лечили женьшенем, морскими водорослями зоб, панцирем черепахи – цингу, мускусом – болезни сердца. Применялись сурьма , олово, свинец, ртуть. Известны противочесоточные свойства серы. За несколько веков до н.э. составлены классификации лекарственных средств. Созд. спец. мед. школы в 6 в. Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и

внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинким искусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных

studfiles.net

Глава 1. Врачевание в первобытном обществе на портале Apteka.uz (Узбекистан)

  •  Фармацевтика
    • Лекарства
    • Медицинские товары
    • Косметика и гигиена
  •  Мед. услуги и оборудование
    • Стоматология
      •  Стоматологическое оборудование
      •  Стоматологические клиники
      •  Расходные материалы, инструменты
    • Офтальмология
      •  Глазные клиники
      •  Препараты для лечения заболеваний глаз
      •  Офтальмологическое оборудование
      •  Расходные материалы, инструменты
    • Пластическая хирургия
    • Гинекология
    • Медицинское оборудование
  •  Мед. учреждения
    • Поликлиники
    • Больницы и частные клиники
    • Медицинские центры
    • Диспансеры
    • Гос.органы управления медициной
    • Научные, учебные организации
    • Санитарно-эпидемиологические службы
    • Службы экстренной помощи
  •  Фарм. организации
    • Аптеки
    • Оптовые фирмы
    • Представительства иностранных компаний
    • Производители стран СНГ
    • Производители РУз
  •  Выставки и семинары
    • Выставки
    • Семинары и конференции
  •  Законодательство
    • Общие положения
    • Документы системы здравоохранения
    • Контроль за использованием наркотических средств
    • Регулирование деятельности аптечных учреждений

apteka.uz

Лекция - Данные этнографии - История

 

Этнографические исследования врачевания апополитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ доклассовой, эры) весьма затруднены я возможны лишь на основе археологических исследований.

В то же время исследование более поздних – синполитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ классовой эры, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о первобытном врачевании. Однако здесь необходимо учитывать, что еще до эпохи Великих географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные общества. Вот почему этнографические исследования синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций древнейших апополитейных первобытных обществ.

 

Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10 тысячелетия до н. э.)

 

Разложение первобытно‑общинного строя началось в X‑V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско‑родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии, (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III‑II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины‑. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких‑то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа.

Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. д. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели‑знахари. Называют их по‑разному: в Южной Америке – куран‑дёро, в некоторых районах Бразилии – паже, на западном побережье Африки – нгдмбо, в Центральной Африке – нганга, на севере Африки и в странах Востока – хаким, в Индии – вёдья и хаким, в Бангладеш – кобириз и т. д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто‑либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только‑только начинает догадываться» (с. 72‑73).

Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной „науки“, он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).

«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).

«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей. Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).

В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных „сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла“ (с. 199)».

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться «примитивной медициной».

«Седая древность, – писал Ф. Энгельс, – при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно‑общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.

 

 

www.ronl.ru

Данные письменных источников

Первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу и связанное с ним развитие письменности у разных народов происходили не одновременно. Это позволило народам, раньше овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства: своих соседях, еще не создавших письменности.

Данные этнографии

Этнографические исследования врачевания апополитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ доклассовой, эры) весьма затруднены я возможны лишь на основе археологических исследований.

В то же время исследование более поздних – синполитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ классовой эры, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о первобытном врачевании. Однако здесь необходимо учитывать, что еще до эпохи Великих географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные общества. Вот почему этнографические исследования синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций древнейших апополитейных первобытных обществ.

Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10 тысячелетия до н. Э.)

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии, (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III-II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины-. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа.

Выздоровление наступило на одиннадцатый день.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. д. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели-знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке – куран-дёро, в некоторых районах Бразилии – паже, на западном побережье Африки – нгдмбо, в Центральной Африке – нганга, на севере Африки и в странах Востока – хаким, в Индии – вёдья и хаким, в Бангладеш – кобириз и т. д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72-73).

Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной „науки“, он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).

«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).

«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей. Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).

В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных „сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла“ (с. 199)».

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться «примитивной медициной».

«Седая древность, – писал Ф. Энгельс, – при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.

studfiles.net


Смотрите также