Первобытное общество и рабовладельческие государства на территории россии. Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны. Первобытное общество и рабовладельческие государства на территории россии


Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны | Law.pp.ru

§ 1. Государство и право Урарту (IX - VI вв. до н.э.)

Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н.э. здесь шел процесс разложения первобытно-общинного строя, образования классового общества. В основе этого процесса лежали экономические причины, но постоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили этот процесс. По свидетельству ассирийских источников, в середине XIII в. до н.э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н.э. сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, образовались антагонистические классы - рабов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классовой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н.э., Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. Оно держалось силой оружия. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.

Общественный строй. Крупнейшими рабовладельцами в Урарту являлись цари. Им принадлежала верховная собственность на землю. На их землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из соседних стран 12750 юношей, 46600 женщин, 12000 воинов, 2500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники.

В класс рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывавшимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое число храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.

1 из 10 След. стр. →

law.pp.ru

Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны

§ 1. Государство и право Урарту

(IX - VI вв. До н.Э.)

Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н.э. здесь шел процесс разложения первобытно-общинного строя, образования классового общества. В основе этого процесса лежали экономические причины, но постоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили этот процесс. По свидетельству ассирийских источников, в середине XIII в. до н.э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н.э. сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, образовались антагонистические классы - рабов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классовой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н.э., Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. Оно держалось силой оружия. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.

Общественный строй. Крупнейшими рабовладельцами в Урарту являлись цари. Им принадлежала верховная собственность на землю. На их землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из соседних стран 12750 юношей, 46600 женщин, 12000 воинов, 2500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники.

В класс рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывавшимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое число храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.

Государственный строй. Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство.

Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители, по существу, обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.

studfiles.net

Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны | Law.pp.ru

Государственный строй. Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство.

Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители, по существу, обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.

§ 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н.э. - IV в. н.э.)

Процесс распада первобытно-общинного строя у народов Закавказья и Средней Азии происходил задолго до н.э. О наличии здесь в VI - IV вв. до н.э. классового общества свидетельствуют данные археологической науки, появление первых городов, сведения греческих историков Геродота и Ксенофонта (V в. до н.э.).

Естественно, древние рабовладельческие цивилизации, втягивавшие в свою орбиту большие пространства Закавказья и Средней Азии, оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закавказья и Средней Азии, ускорили процесс разложения здесь первобытно-общинного строя. Это не значит, что рабовладельческие порядки и государственность были привнесены в Закавказье и Среднюю Азию извне, как это пытаются представить некоторые историки. Классовое общество в Закавказье и Средней Азии возникло в результате длительного процесса распада первобытно-общинного строя.

Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии имели ряд общих черт и в то же время существенно отличались друг от друга. У первых государственных образований не было четко очерченных границ, которые совпадали бы с границами расселения основных народов, сформировавшихся на этой территории позже.

Рабовладельческие отношения, развивавшиеся в Закавказье и Средней Азии, имели некоторые особенности. Одна из них заключается в том, что значительную роль в производстве играла сельская община, в силу чего рабство не стало таким, каким оно было, например, в Греции и Римской империи.

← Пред. стр. 2 из 10 След. стр. →

law.pp.ru

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Родовые общины скотоводов и земледельцев.

Начало обработки металла. Разложение первобытнообщинного строя. Становление классового общества и государственности различных народов нашей страны. Античные города-государства в Северном Причерноморье. Скифы, их общественный строй и культура.

Борьба с готами. Гунны. Славяне и великое переселение народов. Народы нашей страны на рубеже I тыс. н.э.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария. Занятия славян. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Распад первобытнообщинных отношений. Соседская община. Город. Ремесло и торговля. Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Государство Русь в IX - начале XII в.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений. Соотношение их с другими укладами экономики.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город. Народные восстания и "Русская Правда".

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Характер и особенности культурного развития в средневековье. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Культура Руси как фактор складывания древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в.

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское, Минско-Полоцкое, Киевское, Черниговское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Борьба русских земель и княжеств с внешней опасностью в XIII в.

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Связь социально-экономических и политических структур и военной организации монгольского общества. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя. Разгром Волжской Болгарии. Покорение народов степи.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Орден меченосцев, покорение ливов и эстов. Тевтонский орден в Пруссии. Объединение тевтонов с меченосцами. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Великое княжество Владимирское и Золотая Орда.

Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

Монголо-татарское завоевание Руси и золотоордынское иго в оценках историков.

Русские земли и княжества во второй половине XIII - середине XV в.

Политическая карта Восточной Европы после монголо-татарского нашествия. Перемещение центра русской политической жизни во Владимир. Великое княжество Литовское и Русское. Литва и южные и юго-западные земли Руси. Дикое поле. Золотая Орда и Русь. Апогей политической раздробленности Руси на рубеже XIII-XIV вв.

Восстановление экономики после Батыева погрома. Приток населения в междуречье Оки и Волги. Боярская и монастырская вотчины. Поместное землевладение. "Черные земли". Формы феодальной ренты.

Восстановление старых и подъем новых городских центров. Связь между объединительным процессом и уровнем развития экономики и товарно-денежных отношений. Церковь и ее политическая роль в объединении страны. Роль внешнего фактора в объединительном процессе.

Складывание крупных политических центров на Руси и борьба между ними за великое княжение Владимирское. Образование Тверского и Московского княжеств. Иван Калита. Строительство белокаменного Кремля.

Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее историческое значение. Отношения с Литвой. Новгородская и Псковская боярские республики. Церковь и государство. Митрополит Алексей, Сергий Радонежский. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь.

Слияние Великого Владимирского и Московского княжений. Русь и Флорентийская уния. Междоусобная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель.

Образование великорусской народности.

Россия в XVII в.

Территория и население. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Освоение Сибири и Дикого поля. Восстановление экономики после "смутного времени". Возрастание роли дворянства и городской верхушки в жизни страны. Юридическое оформление системы крепостного права. "Соборное уложение" 1649 г. Городские восстания середины века и прикрепление к городам посадских людей.

Рост общественного разделения труда и его специализации. Мелкотоварное производство. Возникновение первых мануфактур. Состав рабочей силы на мануфактурах. Складывание крупных капиталов в сфере торговли и ростовщичества. Начало формирования всероссийского рынка. Ярмарки. Новоторговый устав. Деформирующее воздействие крепостничества на зарождающиеся элементы нового в экономике России.

Органы власти, центральное и местное управление. Прекращение деятельности Земских соборов. Изменение роли Боярской думы. Совершенствование приказной системы. Усиление самодержавной власти царя. Алексей Михайлович. "Дело" патриарха Никона. Податная реформа. Создание полков "нового строя". Становление абсолютизма - определяющая тенденция развития политического строя России во второй половине XVII в.

"Бунташный век". Причины массовых народных выступлений в XVII в. Раскол как проявление социального протеста. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (причины, ход, состав участников).

Борьба за ликвидацию последствий Смуты во внешней политике. Смоленская война 1632-1634 гг. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение (1637-1642 гг.).

Украина и Белоруссия в составе Речи Посполитой. Усиление социального, религиозного и национального гнета. Роль широких слоев крестьян и горожан в борьбе за воссоединение с Россией. Братства. Запорожское казачество. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Русско-польская война 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие и Вечный мир с Польшей. Историческая оценка воссоединения Украины и России.

Русско-шведская война 1656-1661 гг. Кадисский мир. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты.

Русская культура XVII в.

Начало формирования культуры русской нации. Усиление светских и демократических элементов ("обмирщение" культуры). Расширение связей с культурой Западной Европы. Начало разрушения средневекового религиозного мировоззрения.

Распространение грамотности и просвещения. Создание школ (Ф.М.Ртищев). Славяно-греко-латинская академия.

Накопление и распространение научных знаний (математика, медицина, астрономия, география, история).

Литература. Последние летописи. Появление вымышленного героя. Сатирические повести. Бытовые повести. Силлабическое стихосложение. Симеон Полоцкий. Переводная литература. Биографические повести. "Житие" протопопа Аввакума.

Архитектура. "Дивное узорочье". Светские здания и посадские храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого. "Московское барокко". Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском).

Живопись. Симон Ушаков. Парсуна. Строгановская школа. Фрески Москвы, Ярославля, Костромы.

Традиционность и новшества в быту

Движение декабристов

Формирование идеологии декабристов. Первые тайные организации - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Их организационно-тактические принципы и деятельность. Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Их сравнительный анализ. Разработка плана вооруженного восстания.

Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Причины поражения. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов

Эпоха великих реформ

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. Секретный комитет. Рескрипт В.И.Назимову. Губернские комитеты. Главный комитет. Редакционные комиссии. "Положение" 19 февраля 1861 г. С.С.Ланской. Н.А.Милютин. Я.И.Ростовцев. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Выкупная операция. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние. Отмена крепостного права в удельной и государственной деревне.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы.

Итоги правительственной политики 60-70-х годов XIX в. Значение буржуазных реформ.

Россия в начале XX в.

Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX вв. Назревание революционной ситуации. Сущность и особенности революционной ситуации в России.

Выступления российского пролетариата. Первомайская демонстрация в Харькове (1900). Обуховская оборона (1901). Стачка в Ростове-на-Дону (1902). Всеобщая стачка на Юге России (1903). Декабрьская всеобщая стачка в Баку (1904).

Крестьянские волнения в начале XX в. Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии эсеров. Либерально-буржуазное движение. "Союз освобождения".

"Искра". II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм". "Зубатовщина" ("гапоновщина"). Политика правительства в крестьянском вопросе.

Россия в 1907-1914 гг.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Столыпинский бонапартизм. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг. "Вехи". Идейно-политическая борьба внутри российской социал-демократии.

Столыпинская аграрная реформа. Указ 9 ноября 1906 г. Рассмотрение аграрного законодательства в Думе. Осуществление аграрной реформы. Разрушение общины. Хутора и отруба. Крестьянский поземельный банк. Переселенческая политика. Отношение крестьян к реформе. Характер, итоги и значение реформы.

Оживление общественного движения в 1910 г. Рост численности и изменение состава рабочего класса. Подъем рабочего движения. Ленские события. Рост стачечной борьбы в 1912-1914 гг. Легальные рабочие организации. Крестьянское движение. Революционные выступления в армии и на флоте. Национально-освободительное движение.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы. Образование буржуазной партии прогрессистов.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г.

От Февраля к Октябрю

Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства (апрель, июнь, июль). Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Углубление общенационального кризиса. Попытки стабилизации положения в столице и в стране. Причины их неудач.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Обострение экономического кризиса. Курс на перестройку политической и экономической систем. Реформирование политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса. Концепции перехода к рынку.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Республиканский сепаратизм. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Избрание президента РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР. Создание СНГ.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Вывод советских войск из Европы и Азии. Нормализация отношений с КНР.

Россия в 2000–2007 гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Реорганизация Федерального Собрания. Борьба с терроризмом и проблема чеченского урегулирования. Социально–экономическая политика. Земельный вопрос. Парламентские выборы 2003 г. Реорганизация правительства 2004 г. Президентские выборы 2004 г.

Внешняя политика: отношения со странами "ближнего" и "дальнего" зарубежья, участие РФ в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом.

I. Искусство Древней Руси

Архитектура Киевской Руси: истоки, становление и развитие. Монументальная живопись Киева XI-XII вв. Искусство Северо-Восточной Руси XII-XIII вв. Белокаменные храмы Владимира и других городов. Скульптурное убранство. Фрески и иконы Северо-Восточной Руси. Новгородское зодчество XI-XV вв. Особенности Новгородской архитектуры. Новгородская монументальная живопись и иконопись. Феофан Грек. Архитектура и изобразительное искусство Московского княжества в XIV-XV вв. Московский Кремль, его соборы и гражданские сооружения рубежа XV-XVI вв. Андрей Рублев и Дионисий. Архитектура XVI в. Шатровое зодчество. Деревянное и каменное зодчество XVII в. "Нарышкинский стиль" или московское барокко. Иконопись XVII в. Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. Развитие парсуны.

Первобытнообщинный и рабовладельческий строй

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Родовые общины скотоводов и земледельцев.

Начало обработки металла. Разложение первобытнообщинного строя. Становление классового общества и государственности различных народов нашей страны. Античные города-государства в Северном Причерноморье. Скифы, их общественный строй и культура.

Борьба с готами. Гунны. Славяне и великое переселение народов. Народы нашей страны на рубеже I тыс. н.э.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария. Занятия славян. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Распад первобытнообщинных отношений. Соседская община. Город. Ремесло и торговля. Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Рабовладельческое государство. | homsk

Институт рабства был основой экономики древности и античности. Принудительный труд производил блага на протяжении многих сотен лет. Египет, города Месопотамии, Греция, Рим – рабство было важной частью всех этих цивилизаций. На рубеже античности и средневековья на смену нему пришел феодализм.

Образование

Исторически сложилось так, что рабовладельческое государство оказалось первым видом государства, сформировавшегося после разложения первобытного общинного строя. Социум распался на классы, появились богатые и бедные. Из-за этого противоречия и возник институт рабства. Оно основывалось на подневольном труде на господина и было фундаментом тогдашней власти.

Первые рабовладельческие государства возникли на рубеже четвертого – третьего тысячелетий до нашей эры. К ним можно отнести Египетское царство, Ассирию, а также города шумеров в долине Евфрата и Тигра. Во втором тысячелетии до нашей эры подобные образования сформировались в Китае и Индии. Наконец, первые рабовладельческие государства включали в себя и царство хеттов.

Виды и формы

Современные историки делят древние рабовладельческие государства на несколько видов и форм. К первому типу относятся восточные деспотии. Важной их особенностью было сохранение некоторых черт прежней первобытной общины. Патриархальное рабство оставалось примитивным – рабу разрешалось иметь свою семью и имущество. В более поздних античных государствах эта особенность уже исчезла. Помимо частного владения рабами, существовало коллективное рабовладение, когда невольники принадлежали государству или храмам.

Людской труд применялся в основном в сельском хозяйстве. Восточные деспотии формировались в долинах рек, однако даже при этом им приходилось совершенствовать земледелие с помощью строительства сложных ирригационных систем. В связи с этим рабы трудились в коллективе. С данной особенностью восточных деспотий связано существование тогдашних сельскохозяйственных общин.

Более поздние древние рабовладельческие государства сформировали второй тип таких стран – греко-римский. Он отличался усовершенствованным производством и полным отказом от первобытных пережитков. Развились формы эксплуатации, беспощадное подавление масс и насилие над ними достигло своего расцвета. Коллективная собственность сменилась частной собственностью отдельных рабовладельцев. Резким стало социальное неравенство, а также господство и бесправие противоположных классов.

Греко-римское рабовладельческое государство существовало согласно принципу, при котором рабы признавались вещами и производителями материальных благ для своих хозяев. Они не продавали свой труд, они сами были проданы своим господам. Античные документы и художественные произведения ярко свидетельствуют об этом положении дел. Рабовладельческий тип государства предполагал, что судьба раба по своей значимости равна судьбе животных или продуктов.

Люди становились невольниками по разным причинам. В Древнем Риме рабами объявлялись военнопленные и мирные жители, захваченные во время походов. Также человек терял волю, если не мог расплатиться с заемщиками по долгам. Особенно распространенной такая практика была в Индии. Наконец, рабовладельческое государство могло сделать рабом преступника.

Невольники и полусвободные

Эксплуататоры и эксплуатируемые являлись основой античного общества. Но помимо них существовали и сторонние классы полусвободных и свободных граждан. В Вавилоне, Китае и Индии таковыми были ремесленники и крестьяне-общинники. В Афинах существовал класс метеков – поселившихся в стране эллинов чужестранцев. Также к ним причислялись отпущенные на волю рабы. Схожим было сословие перегринов, существовавшее в Римской империи. Так назывались свободные люди без римского гражданства. Другим неоднозначным классом римского общества считались колоны – крестьяне, которые были прикреплены к арендуемым участкам и во многом походили на закабаленных крестьян периода средневекового феодализма.

Вне зависимости от формы рабовладельческого государства, мелкие землевладельцы и ремесленники жили в постоянной опасности разорения ростовщиками и крупными собственниками. Свободные труженики были нерентабельны для нанимателей, так как их труд оставался слишком дорогим по сравнению с трудом невольника. Если крестьяне отрывались от земли, они рано или поздно пополняли ряды люмпенов, особенно крупные в Афинах и Риме.

Рабовладельческое государство по инерции подавляло и ущемляло их права вместе с правами полноценных рабов. Так, колоны и перегрины не подпадали под полноценное действие римского права. Крестьян могли продать вместе с участком, к которому они были прикреплены. Не являясь рабами, они не могли считаться и свободными.

Функции

Полная характеристика рабовладельческого государства не может обойтись без упоминания его внешних и внутренних функций. Деятельность власти определялась ее социальным содержанием, задачами, целями и желанием сохранить старый порядок. Создание всех необходимых условий для использования труда рабов и разоренных свободных людей – первоочередная внутренняя функция, которую выполняло рабовладельческое государство. Страны с таким устройством отличались системой удовлетворения интересов господствующего социального класса аристократии, крупных землевладельцев и т. д.

Особенно наглядно этот принцип отразился в Древнем Египте. В восточном царстве власть полностью контролировала экономику и организовывала общественные работы, на которых были задействованы значительные людские массы. Подобные проекты и «стройки века» были необходимы для возведения каналов и другой инфраструктуры, совершенствовавшей действовавшее в неблагоприятных природных условиях хозяйство.

Как и любой другой строй государства, рабовладельческий строй не мог существовать, не обеспечивая собственную безопасность. Поэтому власть в подобных античных странах делала все для подавления протеста невольников и остальных угнетенных масс. Эта охрана включала в себя и защиту частной рабовладельческой собственности. Необходимость в ней была налицо. Например, в Риме восстания низших слоев происходили регулярно, а восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. и вовсе стало легендарным.

Инструменты подавления

Рабовладельческий тип государства всегда использовал такие инструменты, как суды, армию и тюрьмы для репрессий против недовольных. В Спарте была принята практика периодических показательных массовых убийств людей, находившихся в государственной собственности. Такие карательные акты назывались криптиями. В Риме, если раб убивал своего господина, власти в наказание казнили не только убийцу, но и всех рабов, живших с ним под одной крышей. Подобные традиции порождали круговую поруку и коллективную ответственность.

Рабовладельческое государство, феодальное государство и другие государства прошлого также пытались воздействовать на население с помощью религии. Закабаление и отсутствие прав провозглашались богоугодными порядками. Многие рабы вообще не знали вольной жизни, так как оказывались в собственности у господина с рождения, а значит, и с трудом представляли себе свободу. Языческие религии античности, идеологически защищая эксплуатацию, помогали слугам укрепиться в осознании нормальности своего положения.

Помимо внутренних функций, у эксплуататорской власти были функции и внешние. Развитие рабовладельческого государства подразумевало регулярные войны с соседями, завоевание и порабощение новых масс, оборона собственных владений от внешних угроз, создание системы эффективного управления захваченными землями. При этом следует понимать, что эти внешние функции находились в тесной связке с внутренними функциями. Они подкреплялись и дополнялись друг другом.

Защита устоявшихся порядков

Для выполнения внутренних и внешних функций существовал широкий государственный аппарат. На раннем этапе эволюции институтов рабовладельческого строя этот механизм отличался неразвитостью и простотой. Постепенно он укреплялся и разрастался. Именно поэтому административную машину шумерских городов нельзя сравнить с аппаратом Римской империи.

Особенно усиливались вооруженные формирования. Кроме того, расширялась судебная система. Институты накладывались друг на друга. К примеру, в Афинах в V-V вв. до н. э. управление полисом осуществлялось булэ – Советом пятисот. По мере развития государственной системы к нему добавились выборные должностные лица, в ведении которых находились военные дела. Это были гиппархи и стратеги. За управленческие функции также отвечали отдельные лица – архопты. Самостоятельным стал суд и ведомства, связанные с религиозными культами. Образование рабовладельческих государств складывалось примерно по одному и тому же пути – усложнению управленческого аппарата. Чиновники и военные могли и не быть напрямую связаны с невольничеством, однако их деятельность так или иначе защищала устоявшийся политический строй и его стабильность.

Класс людей, оказавшихся на государственной службе, формировался только согласно классовым соображениям. Высшие посты могла занимать лишь знать. Представители других общественных слоев в лучшем случае оказывались на нижних ступеньках государственного аппарата. К примеру в Афинах из рабов формировались отряды, выполнявшие полицейские функции.

Важную роль играли жрецы. Их статус, как правило, закреплялся в законодательстве, а их влияние было значительным во многих античных державах - Египте, Вавилоне, Риме. Они воздействовали на поведение и умы масс. Служители храмов обожествляли власть, насаждали культ личности очередного царя. Их идеологическая работа с населением значительно укрепляла строй такого, как рабовладельческое, государства. Права жрецов были обширными – они занимали в обществе привилегированное положение и пользовались повсеместным уважениям, внушая трепет окружающим. Религиозные ритуалы и обычаи считались святыней, что давало служителям культов неприкосновенность имущества и личности.

Политический строй и законы

Все античные рабовладельческие государства, в том числе и первые рабовладельческие государства на территории России (греческие колонии на побережье Черного моря), закрепляли устоявшиеся порядки с помощью законов. В них фиксировался классовый характер тогдашнего общества. Яркими примерами подобных законов являются афинские законы Солона и римские законы Сервия Тулия. Они устанавливали в качестве нормы имущественное неравенство и делили общество на страты. К примеру, в Индии такие ячейки назывались кастами и варнами.

В то время как рабовладельческие государства на территории нашей страны не оставили после себя собственных законодательных актов, историки всего мира исследуют античность по вавилонским законам Хаммурапи или «Книге законов» Древнего Китая. Свой документ такого типа сложился и в Индии. Во II веке до н. э там появились законы Ману. Они делили рабов на семь разрядов: подаренных, купленных, доставшихся по наследству, ставших невольниками в качестве наказания, захваченных на войне, рабов за содержание и рабов, рожденных в доме владельца. Общее у них было то, что все эти люди отличались совершенной бесправностью, а их судьба полностью зависела от милости хозяина.

Подобные же порядки фиксировались в законах вавилонского царя Хаммурапи, составленных в XVIII столетии до н. э. В этом своде говорилось о том, что если раб отказывался служить господину или перечил ему, ему следовало отрезать ухо. Помощь невольнику в побеге каралась смертью (это касалось даже свободных людей).

Какими бы ни были уникальными документы Вавилона, Индии или других государств древности, самыми совершенными законами по праву считаются законы Рима. Под их влиянием сформировались кодексы многих других стран, принадлежавших к западной культуре. Римское право, ставшее византийским, повлияло и на рабовладельческие государства на территории России, в том числе Киевскую Русь.

В империи ромеев до совершенства были развиты институты наследования, частной собственности, залога, займа, хранения, купли-продажи. Объектом в таких правоотношениях могли быть и рабы, так как их рассматривали не иначе как товар или имущество. Источником этих законов были римские обычаи, зародившиеся в глубокой древности, когда еще не было ни империи, ни царства, а существовала только первобытная община. Опираясь на традиции прошлых поколений, юристы много позже и сформировали правовую систему главного государства античности.

Считалось, что римские законы имеют силу, так как их «постановил и одобрил римский народ» (в это понятие не входили плебс и беднота). Данные нормы контролировали рабовладельческие отношения на протяжении нескольких столетий. Важными правовыми актами были эдикты магистратов, которые издавались сразу после вступления в должность очередного крупного чиновника.

Эксплуатация рабов

Рабов использовали не только для аграрных работ в деревне, но и для обслуживания господского дома. Невольники охраняли усадьбы, поддерживали в них порядок, готовили на кухне, прислуживали за столом, покупали провиант. Они могли выполнять обязанности провожатых, следуя за своим хозяином на прогулках, работе, охоте и везде, куда его заносили дела. Обзаведясь благодаря своей честности и уму уважением, раб получал шанс стать воспитателем детей владельца. Наиболее приближенные слуги вели рабочие дела или назначались надсмотрщиками за новыми невольниками.

Тяжелая физическая работа возлагалась на рабов по той причине, что элиты были заняты защитой государства и его экспансией по отношению к соседям. Подобные порядки оказались особенно характерны для аристократических республик. В торговых державах или в колониях, где процветала продажа редких ресурсов, поработители были заняты выгодными коммерческими сделками. Следовательно, земледельческие работы делегировались рабам. Такое распределение полномочий сложилось, к примеру, в Коринфе.

Афины, напротив, довольно долго сохраняли свои патриархальные земледельческие обычаи. Даже при Перикле, когда этот полис достиг своего политического расцвета, свободные граждане предпочитали жить в деревне. Такие привычки довольно долго сохранялись, даже несмотря на обогащение города торговлей и его украшение уникальными произведениями искусства.

Рабы, находившиеся в собственности городов, выполняли работы по их благоустройству. Некоторые из них занимались охраной правопорядка. К примеру, в Афинах содержался корпус из тысячи скифских стрелков, выполняющих функции полиции. Многие рабы служили в армии и на флоте. Некоторых из них на службу государству отправляли частные владельцы. Такие невольники становились матросами, заботились о кораблях и снаряжении. В армии рабы в основном были рабочими. Солдатами их делали только при непосредственной опасности государству. В Греции такие ситуации складывались во время Персидских войн или на исходе борьбы с наступавшими римлянами.

Право войны

В Риме кадры рабов пополнялись в основном извне. Для этого в республике, а затем в империи действовало так называемое право войны. Неприятель, попавший в плен, лишался любых гражданских прав. Он оказывался вне закона и переставал считаться личностью в полноценном смысле этого слова. Брак пленника расторгался, его наследство оказывалось открытым.

Многих попавших в рабство иностранцев умерщвляли после празднования триумфа. Невольников могли заставить принять участие в увеселительных для римских солдат боях, когда два чужеземца должны были убить друг друга чтобы выжить. После захвата Сицилии на ней применили децимацию. Каждый десятый мужчина был убит – таким образом население захваченного острова в одночасье сократилось на десятую часть. Испания и Цизальпинская Галлия на первых порах регулярно восставали против римской власти. Тем самым эти провинции стали главными поставщиками рабов для республики.

Во время своей знаменитой войны в Галлии Цезарь за один раз продал с аукциона 53 тысячи новых невольников из числа варваров. Такие источники, как Аппиан и Плутарх, упоминали в своих произведениях о еще больших цифрах. Для любого рабовладельческого государства проблемой был даже не захват рабов, а их удержание. К примеру, жители Сардинии и Испании прославились своей непокорностью, из-за чего мужчин из этих стран римские аристократы старались продавать, а не держать в качестве собственных слуг. Когда республика стала империей, а ее интересы охватили все Средиземноморье, основными регионами поставщиками рабов вместо западных стали восточные страны, так как там традиции рабства считались нормой уже много поколений.

Конец рабовладельческих государств

Римская империя рухнула в V веке н. э. Она была последним классическим античным государством, объединившим почти весь древний мир вокруг Средиземного моря. От нее остался огромный восточный осколок, который позже стал известен как Византия. На западе же сформировались так называемые варварские королевства, оказавшиеся прообразами европейских национальных стран.

Все эти государства постепенно перешли в новую историческую эпоху – Средневековье. Их правовой основой стали феодальные отношения. Они вытеснили институт классического рабства. Зависимость крестьян от более состоятельной знати сохранилась, однако она приняла другие формы, которые заметно отличались от античного невольничества.

homsk.com

Рабовладельческие государства на территории нашей страны. Государство и право Урарту (IX — VI вв. до н.э.)

Количество просмотров публикации Рабовладельческие государства на территории нашей страны. Государство и право Урарту (IX — VI вв. до н.э.) - 182

Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н. э. на территории будущего государства Урарту шел процесс разложения первобытнообщинного строя, образования классового общества. В корне этого процесса лежали экономические причины, но постоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили этот процесс. По свидетельству ассирийских источников в середине XIII в. до н. э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н. э. сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, образовались антагонистические классы рабов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классовой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н. э., Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. Оно держалось силой оружия. В начале VI в до н. э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.

Общественный строй. Крупнейшим рабовладельцем в Урарту являлся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На ᴇᴦο землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. Государственный строй. Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе ᴇᴦο стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств˸ финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

referatwork.ru


Смотрите также