Франц Боас (нем. Franz Boas, 9 июля 1858, Минден — 21 декабря 1942, Нью-Йорк) — американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии»).
Родился в Вестфалии, Германия, но бо́льшая часть его жизни связана с США. Первоначально специализировался как физик и географ, впоследствии обратился к изучению неевропейских обществ и культур, стремясь внести в эти области строгость естественнонаучной методологии.
С именем Боаса связан расцвет исследований материальной и духовной культуры, а также фольклора и языков американских индейцев; его учениками являются многие выдающиеся американские лингвисты и антропологи XX века, в том числе Альфред Крёбер, Эдвард Сепир, Джозеф Гринберг и др.
Взгляды Боаса оказали влияние также на Р. Якобсона и К. Леви-Стросса. (Якобсон, в частности, связывал с работами Боаса свою концепцию грамматического значения).
Основные работы
The Mind of Primitive Man (1911) — ISBN 0-313-24004-3
Primitive Art (1927) — ISBN 0-486-20025-6
Race, Language, and Culture (1940) — ISBN 0-226-06241-4
Stocking, George W., Jr. (ed.). A Franz Boas Reader: The Shaping of American Anthropology, 1883—1911 (1974) — ISBN 0-226-06243-0
Родился 9 июля 1858 в Миндене (Вестфалия, в то время Пруссия). Изучал естественные и точные науки, в том числе географию, математику и физику, в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1881 защитил диссертацию, посвященую физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1984 отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки. Язык и культура эскимосов, населявших остров, настолько увлекли Боаса, что он занялся их серьезным изучением, провел на Баффиновой Земле целый год и в 1888 опубликовал по результатам исследований работу под названием Центральные эскимосы, положившую начало его научной карьере.
После непродолжительного пребывания в США Боас вернулся в Германию и преподавал географию в Берлинском университете. В 1886 состоялась первая лингвистическая и этнографическая экспедиция Боаса на о.Ванкувер (провинция Британская Колумбия, Канада) к индейцам квакиютль. С этого времени – и на несколько десятилетий – полевые исследования языков, фольклора, традиций и быта индейцев северо-западного побережья Северной Америки определили биографию ученого.
В том же 1886 Боас принял решение переехать в США. После экспедиции занял редакторскую должность в отделе географии журнала «Наука» («Science»), в этом же журнале опубликовал первые результаты экспедиции. В 1887 женился на Марии Краковицер, дочери известного хирурга, эмигрировавшего в Америку из Австрии. В течение нескольких последующих лет работал в университете Кларка (в штате Массачусетс), музеях естественной истории в Чикаго и в Нью-Йорке, был руководителем антропологической секции на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго.
С 1896 и до конца жизни Боас преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Его послужной список после. В 1899 стал первым в Америке «полным» профессором антропологии. Основой качественного антропологического образования Боас считал умение собирать факты и проводить их качественный и количественный анализ. В течение всей жизни он преподавал два основных курса – «Языки и культуры американских индейцев» и «Статистика» (успеху последнего в немалой степени способствовало серьезная математическая подготовка, полученная Боасом в университетские годы). Боас снискал славу блестящего педагога; в числе его учеников выдающиеся лингвисты и антропологи – Э.Сепир, А.Крёбер, Р.Бенедикт, М.Мид и др. С 1895 Боас был сотрудником, а с 1901 – директором Нью-Йоркского музея естественной истории, на базе которого проводились этнографические экспедиции, во многих из которых он принимал непосредственное участие. Умер Боас в Нью-Йорке 21 декабря 1942.
Источник: Франц Боас
dic.academic.ru
Читать онлайн "Ум первобытного человека" автора Боас Франц - RuLit
Ум первобытного человека
Боас Франц
[3]
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Я занимался проблемой, рассматриваемой на нижеследующих страницах, в течение могих лет и в разное время трактовал ее в небольших статьях. Некоторые из этих статей, в пересмотренном виде и с добавлениями, вошли в эту книгу. Я использовал также часть введения в мое «Руководство к изучению американских индейских языков» (Бюллетень 40, издание Бюро американской этнологии) и некоторые из результатов, формулированных в моем докладе об «Изменениях в телесной форме потомков иммигрантов» (том 39 «Отчетов комиссии, изучающей вопрос об иммиграции», Вашингтон).
Франц Боас.
[5]
I
РАСОВЫЕ ПРЕДРАССУДКИ.
Гордясь своими удивительными успехами, цивилизованный человек смотрит свысока на низших членов человеческого рода. Он покорил силы природы и заставил их служить себе. Он превратил дремучие леса в плодородные поля. Горные недра отдают ему свои сокровища. Свирепые животные, препятствующие его прогрессу, истребляются, между тем как он заботится о размножении других, полезных ему, животных. Волны океана переносят его из одной страны в другую, а высокие горные цепи не являются для него преградою. Его гений создал из косной материи мощные машины, ждущие прикосновения его руки, чтобы служить его разнообразным потребностям.
Он смотрит с высокомерным сожалением на тех членов человеческого рода, которым не удалось подчинить себе природу, для которых океан, река или горы являются непреодолимыми преградами, которые стараются пополнять свое скудное существование продуктами пустыни, с трепетом прислушиваются к реву диких зверей, уничтожающих продукты их трудов, и стараются добыть необходимое для жизни с помощью немногих простых орудий.
Таков контраст, представляющийся наблюдателю. И неудивительно, что цивилизованный человек считает себя существом высшего порядка по сравнению с первобытным и утверждает, что белая раса представляет более высокий тип, чем все другие.
Прежде чем согласиться с этим выводом, накладывающим клеймо вечного подчинения на целые человеческие расы, мы хотим остановиться и подвергнуть критическому анализу основу наших мнений о способностях различных народов и рас. Наивное предположение о превосходстве европейских наций и их потомков, очевидно, основано на их удивительных успехах. Из того, что их цивилизация выше, мы делаем вывод, что и их способность к цивилизации выше, а из предположения, что способность к цивилизации зависит от совершенства телесного и духовного аппарата, выводится заключение, что белая раса представляет высший тип совершенства. В этом заключении, получаемом путем сравне-
[6]
ния социального положения цивилизованного и первобытного человека, молчаливо допускается, что достигнутые первым успехи зависят исключительно, или, по крайней мере, главным образом, от его способностей.
Из утверждения, что способности европейских наций выше, непосредственно вытекает второй вывод о значении различия между типами европейской расы и рас других континентов или даже между различными европейскими типами. Бессознательный ход нашей мысли приблизительно таков: способности европейца оказываются высшими, а следовательно высшим оказывается и его физический и умственный тип, и всякое отклонение от типа белой расы непременно представляет характерную черту низшего типа.
Тот факт, что, при равенстве прочих условий, раса обыкновенно характеризуется как стоящая на тем более низком уровне, чем глубже ее отличие от белой расы, доказывает, что вышеупомянутое недоказанное предположение лежит в основе наших суждений о расах. Последствием этого предположения явились и долго тянувшиеся споры о том, встречаются ли у первобытного человека такие анатомические особенности, которые характеризовали бы его как существо низшего порядка в зоологическом ряду, и подчеркивание того, что такие черты встречаются у первобытного человека и отсутствуют у европейской расы.
Тема и характер этих споров доказывают, что в умах исследователей укоренился взгляд, согласно которому мы должны заранее предполагать, что в белой расе мы находим высший тип человека.
Этой точки зрения часто придерживаются и в суждениях, в основе которых лежат социальные различия. Допускают, что так как умственное развитие белой расы является высшим, то ей же свойственны и высшие способности. Поэтому предполагают, что белой расе свойственна наиболее утонченная умственная организация. Первоначальные психические причины не столь очевидны, как отличительные анатомические признаки, а потому при суждении об умственном состоянии какого-либо народа часто руководятся различием между его и нашим собственным социальным состоянием. Суждение о народе бывает тем строже, чем значительнее разница между интеллектуальными, эмоциональными и моральными процессами, свойственными, с одной стороны, нашей цивилизации, а с другой — данному народу. Лишь тогда, когда Тацит открывает добродетели, которые в прошлом были свойственны его собственному народу, у чужеземных племен, он ставит их в образец своим согражданам, у которых мечтатель, придерживавшийся идей давно пережитой эпохи, вероятно, вызывал улыбку сожаления.
www.rulit.me
Франц Боас. Ум первобытного человека
Франц Боас
Франц Боас (нем. Franz Boas, 9 июля 1858, Минден — 21 декабря 1942, Нью-Йорк) — американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии»).
Родился в Вестфалии, Германия, но бо́льшая часть его жизни связана с США. Первоначально специализировался как физик и географ, впоследствии обратился к изучению неевропейских обществ и культур, стремясь внести в эти области строгость естественнонаучной методологии.
С именем Боаса связан расцвет исследований материальной и духовной культуры, а также фольклора и языков американских индейцев; его учениками являются многие выдающиеся американские лингвисты и антропологи XX века, в том числе Альфред Крёбер, Эдвард Сепир, Джозеф Гринберг и др.
Взгляды Боаса оказали влияние также на Р. Якобсона и К. Леви-Стросса. (Якобсон, в частности, связывал с работами Боаса свою концепцию грамматического значения).
Основные работы
The Mind of Primitive Man (1911) — ISBN 0-313-24004-3
Primitive Art (1927) — ISBN 0-486-20025-6
Race, Language, and Culture (1940) — ISBN 0-226-06241-4
Stocking, George W., Jr. (ed.). A Franz Boas Reader: The Shaping of American Anthropology, 1883—1911 (1974) — ISBN 0-226-06243-0
Родился 9 июля 1858 в Миндене (Вестфалия, в то время Пруссия). Изучал естественные и точные науки, в том числе географию, математику и физику, в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1881 защитил диссертацию, посвященую физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1984 отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки. Язык и культура эскимосов, населявших остров, настолько увлекли Боаса, что он занялся их серьезным изучением, провел на Баффиновой Земле целый год и в 1888 опубликовал по результатам исследований работу под названием Центральные эскимосы, положившую начало его научной карьере.
После непродолжительного пребывания в США Боас вернулся в Германию и преподавал географию в Берлинском университете. В 1886 состоялась первая лингвистическая и этнографическая экспедиция Боаса на о.Ванкувер (провинция Британская Колумбия, Канада) к индейцам квакиютль. С этого времени – и на несколько десятилетий – полевые исследования языков, фольклора, традиций и быта индейцев северо-западного побережья Северной Америки определили биографию ученого.
В том же 1886 Боас принял решение переехать в США. После экспедиции занял редакторскую должность в отделе географии журнала «Наука» («Science»), в этом же журнале опубликовал первые результаты экспедиции. В 1887 женился на Марии Краковицер, дочери известного хирурга, эмигрировавшего в Америку из Австрии. В течение нескольких последующих лет работал в университете Кларка (в штате Массачусетс), музеях естественной истории в Чикаго и в Нью-Йорке, был руководителем антропологической секции на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго.
С 1896 и до конца жизни Боас преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Его послужной список после. В 1899 стал первым в Америке «полным» профессором антропологии. Основой качественного антропологического образования Боас считал умение собирать факты и проводить их качественный и количественный анализ. В течение всей жизни он преподавал два основных курса – «Языки и культуры американских индейцев» и «Статистика» (успеху последнего в немалой степени способствовало серьезная математическая подготовка, полученная Боасом в университетские годы). Боас снискал славу блестящего педагога; в числе его учеников выдающиеся лингвисты и антропологи – Э.Сепир, А.Крёбер, Р.Бенедикт, М.Мид и др. С 1895 Боас был сотрудником, а с 1901 – директором Нью-Йоркского музея естественной истории, на базе которого проводились этнографические экспедиции, во многих из которых он принимал непосредственное участие. Умер Боас в Нью-Йорке 21 декабря 1942.