Первобытный строй на территории мордовии. Первобытное общество на территории Республики Мордовия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

О появлении древне-мордовских племен. Первобытный строй на территории мордовии


Первобытное общество на территории Республики Мордовия — Мордовия

Западная часть Среднего Поволжья была заселена в древнем каменном веке — палеолите. На территории РМ памятники этого времени пока не обнаружены. Наиболее ранние поселения из найденных относятся к мезолиту — среднему каменному веку (9—6-е тыс. до н. э.). После отступления ледника, в бореальный климатический период, растительность и животный мир стали приближаться к современным. Люди селились на берегах рек и озёр (стоянки у с. Заречное Краснослободского и Старая Качеевка Теньгушевского районов). Основными источниками существования были охота, рыболовство, собирательство. Для общественного строя характерны первобытная родовая община и племенная организация.

В эпоху неолита, в новом каменном веке (5 — 1-я половина 3-го тыс. до н. э., атлантический и начало суббореального климатических периодов), продолжало существовать присваивающее хозяйство, основанное на охоте и рыболовстве. Появились гончарное производство, ткачество, новые приёмы в изготовлении каменных орудий. Исследователи полагают, что территория современной Мордовии входила в область расселения древних финно-угров (племена ямочно-гребенчатой керамики культур и др.). Неолит был временем расцвета первобытного общества. Стоянки этого периода известны на р. Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите, медно-каменном веке (середина 3 — начало 2-го тыс. до н. э.), междуречье Мокши и Суры занимали племена волосовской (предполагают — финно-угорские) и имеркской культур. К тому времени относят появление металлических (медных) изделий. О древних культах местного населения свидетельствуют многочисленные фигурки животных, птиц, рыб, изготовленные из камня и кости.

В бронзовом веке (1-я четверть 2-го тыс. — 8—7 вв. до н. э.) произошёл переход к производящим отраслям хозяйства — скотоводству и земледелию. Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колёсный транспорт. Появились признаки разложения первобытного общества. Материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. Ландшафтно-климатические условия и изменения в хозяйственной деятельности способствовали передвижению племён. На территории современной Мордовии появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской, срубной культур. Полагают, что они представляли индоиранскую и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате контактов местных, в том числе финно-угорских, и пришлых племён сложилась поздняковская культура.

В железном веке (7 в. до н. э. — начало н. э.) на территории современной Мордовии и соседних областей селились племена городецкой культуры, которая сформировалась на основе культур позднего бронзового века (поздняковской и культуры «текстильной» керамики финских племён). Поселениями городецких племён являлись городища и селища. Погребальные памятники не известны. Возможно, они были наземными. Хозяйство городецкого населения сочетало лесное животноводство, подсечное земледелие, охоту и рыболовство. Железные изделия (орудия труда и оружие) изготовляли из местных болотных и дерновых руд. Были распространены предметы из кости: наконечники стрел, гарпуны, проколки и др. Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племён, отчасти — марийцев и муромы. На «перерастание» городецкой культуры в древнемордовскую оказали влияние внутренние и внешние факторы: социально-экономическое развитие, соседство других племён и т. п.

www.mordovia.info

История Мордовии — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Данная статья посвящена историческим событиям, происходившим на территории современной Республики Мордовия.

Первобытное общество на территории мордовского края

Западная часть Среднего Поволжья была заселена в древнем каменном веке — палеолите. На территории Мордовии памятники этого времени пока не обнаружены.

Наиболее ранние поселения из найденных относятся к мезолиту — среднему каменному веку (9—6-е тыс. до н. э.). После отступления ледника, в бореальный климатический период, растительность и животный мир стали приближаться к современным.

В эпоху неолита, в новом каменном веке, продолжало существовать присваивающее хозяйство, основанное на охоте и рыболовстве. Появились гончарное производство, ткачество, новые приёмы в изготовлении каменных орудий.

В бронзовом веке произошёл переход к производящим отраслям хозяйства — скотоводству и земледелию. Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колёсный транспорт. Появились признаки разложения первобытного общества. Материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. Ландшафтно-климатические условия и изменения в хозяйственной деятельности способствовали передвижению племён.

В железном веке на территории современной Мордовии и соседних областей селились племена городецкой культуры, которая сформировалась на основе культур позднего бронзового века. Поселениями городецких племён являлись городища и селища. Погребальные памятники не известны. Городецкие племена являлись предками древней мордвы и рязанско-окских племён, отчасти — марийцев и муромы. На «перерастание» городецкой культуры в древнемордовскую оказали влияние внутренние и внешние факторы: социально-экономическое развитие, соседство других племён и т. п.

Древнемордовская культура

Основные признаки древнемордовской культуры сложились в начале 1-го тыс. н. э. С этого времени можно говорить о древней мордве как сформировавшейся этнической общности. К наиболее раннему периоду формирования древнемордовской культуры относят Андреевский курган. В середине 6 в. мордва была известна историку готов Иордану. В 1-й половине 1-го тыс. территория расселения древней мордвы включала значительную часть Окско-Сурского междуречья: от правобережья Волги на севере до верховьев Мокши и Суры на юге. Отдалённость древнемордовских племён в северных и южных частях этой обширной территории способствовала их постепенному обособлению. Население северного региона (главным образом в пределах современной Нижегородской области) стало основой формирования мордвы-эрзи, южного (Верхнее Посурье, Верхнее и Среднее Примокшанье, среднее течение Цны) — мордвы-мокши. Но эти особенности не мешали иностранцам воспринимать мордву как единый народ (Mordens), а её этническую территорию — как одну страну (Mordia — в византийских источниках, Мордовская земля — в русских летописях). В 5 — начале 11 в. северо-западная часть современной Мордовии, Теньгушевское Примокшанье, занимали рязанско-окские племена, родственные древней мордве (см. Шокшинский могильник). В Среднем Посурье, на территории современного Дубёнского района, в 5—7 вв. проживали пришлые племена именьковской культуры (городища и селища у с. Енгалычево, Морга, Николаевка и др.). Они имели тесные контакты с местным древнемордовским населением. На городище Ош Пандо обнаружены железные наральники, серпы и другие сельскохозяйственные орудия. Древнемордовские племена занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Во 2-й половине 1-го тыс. появилось пашенное земледелие. Продолжали развиваться железная металлургия и металлообработка. Были известны такие технологические приёмы, как сварка железа и стали, цементация. О высоком мастерстве говорят многочисленные украшения из серебра и бронзы.

Раннегосударственное объединение мордвы

В 1221 году при впадении Оки в Волгу был основан Нижний Новгород (см. Нижегородское княжество), ставший важным форпостом русских княжеств в борьбе с Волжской Булгарией. Тогда же были подчинены прилегавшие к городу мордовские территории.

Мордовская земля в период Золотой Орды

Политическое и экономическое развитие мордовского народа было прервано монгольско-татарским нашествием. Первый удар по мордовским землям был нанесён в 1237 г. Один из мордовских князей, как писал современник этих событий Юлиан, вместе с немногими людьми направился в укреплённые места, чтобы защищаться, насколько хватит сил. В 1239 г. Мордовская земля повторно подверглась опустошительному нашествию. Окончательно мордва была покорена в 1242 г. Письменные источники того времени свидетельствуют, что монголо-татары, возвратившись из походов в Западную Европу, «пришли в землю Мордванов… и победили их войною» (Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука, М., 1957, с. 47).

Мордовская земля в составе сословно-представительной монархии

2-я половина 16 — 17 века характеризуется экономическим освоением Мордовской земли и включением её в политическую и социальную структуру русской сословно-представительной монархии.

После 1552 года в крае была введена система общероссийского воеводского управления, вобравшая в себя военные, административные и судебные функции. Допускалось участие в нём местной знати в качестве волостных сотников, пятидесятников. В отдельных случаях для управления мордвой назначались особые должностные лица: «мордовские головы», приказчики, деятельность которых сводилась в основном к сбору податей, раскладке повинностей и т. д. Оформлялись уезды, которые делились на станы и волости. Систематизация воеводского управления в мордовском крае произошла в ходе строительства засечных черт.

Мордовский край в условиях абсолютной монархии

Реформы Петра I. Изменения в административном устройстве. Христианизация мордвы

В 18 в. произошли значительные изменения в административном устройстве края, который был разделён между 3 губерниями, 5 провинциями и 6 уездами. Политическое развитие мордовского края в Петровскую эпоху проходило в русле общероссийских тенденций. Среди политических событий начала 18 в., затронувших мордовский край, — Большой Кубанский погром 1717 г., ставший последним набегом кочевников в регион. По материалам 3-й ревизии (1762—1766), население края составляло около 334 тыс. чел. На долю мордвы приходилось менее 25 %, русских — более 70 %, татар и представителей других народностей — около 5 %. Мордовский край был сельскохозяйственным регионом: 96 % всего населения — крестьяне.

Эпоха дворцовых переворотов. Развитие промышленности

В эпоху Екатерины II дворяне упрочили своё положение в государственном аппарате. Добившись освобождения от обязательной службы в армии и усилив полицейские порядки в вотчинах, дворянство удовлетворило все свои требования: оно имело право продавать, менять, отдавать в солдаты крестьян, распоряжаться их имуществом, вмешиваться в их личную жизнь. Правительство Екатерины II пыталось снять социальную напряжённость. В этих целях была проведена секуляризация церковно-монастырских земель, созвана Уложенная комиссия. Мордовские крестьяне в своих наказах выдвигали требования о неприкосновенности их земель, равенстве всех перед законом. Но Екатерина II, использовав как предлог начало русско-турецкой войны, распустила Уложенную комиссию. Это придало дополнительный импульс к разгоранию широкомасштабной гражданской войны (см. Гражданская война 1773-1775 годов).

Начало XIX в. Отечественная война 1812 г. Сельское хозяйство и промышленность

Территориальное освоение русским населением Поволжья в конце 18 — 1-й половине 19 в. привело к трансформации традиционного мордовского общества. Для этого периода характерны сравнительно высокие темпы прироста населения — в 2 раза. Мордва составляла четвёртую часть всего населения (204 160 чел.), русских было 626 162, татар — 40 688 чел. Этнодемографическая ситуация в регионе обусловила распространение русского крестьянского уклада. Административная и судебная власть в крае полностью подчинялась российской правовой системе.

Вторая половина XIX в. — начало XX в.

Во 2-й половине 19 в. продолжали складываться капиталистические отношения. Их развитие ускорили буржуазные реформы (см. Реформы 1860-1870 годов), прежде всего отмена крепостного права

o-ili-v.ru

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения  о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён : андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот — "отец истории" — описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают  ни  судов, ни законов  и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление... Будины — коренные жители страны — кочевники. Это — единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы...»

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

«За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Название этих рек : Лик, Оар, Танаис и Сиргис».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные  наконечники  сарматских   стрел   довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

 Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I—IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение — веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

 Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине  тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и иноземные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ «морденс». Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе.

Мордва... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена ? В ирано-скифских языках существовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд» присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древне-мордовских племен связана с передвижениями народов, которое известно под названием «великого переселения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гуннами. Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «неудержимой страстью к похищению чужой собственности». Внезапность прихода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель  появились  новые,  более  грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более  грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия, булгары — народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар». Булгары потеснили мордву. Оседая на Волге, они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Донца, Оскола и Дона, на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлынула новая кочевая волна — хазары.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан... Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили  победителями.  О  мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

 Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была такой же, как и со славянских племен — по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского населения. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья: «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и которым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V—VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах («арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них ногайский князь Юсуф.

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин, венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако, слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внутренние смуты, сотрясать удары внешних врагов — печенегов и русских князей. Последний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав, который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы — Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости : Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

 Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава : «Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар, потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

goloserzi.ru

Тема 1. Мордовский край в древности.

Количество просмотров публикации Тема 1. Мордовский край в древности. - 292

1. Первобытный строй на территории Мордовского края.

2. Основные занятия древней мордвы.

3. Языческие верования древне-мордовских племен.

1) Первобытный строй на территории Мордовского края.

Мордва – народ финно – угорской языковой семьи. Прародиной финно-угров были районы в Приуралье и Волгокамье, где в VI – IV тыс. до н.э. существовала приуральская этническая общность, которая в сер. Размещено на реф.рфIV раскололась на прафинно-угров и прасамодийцев.

Археологические находки эпохи неолита (V – III тыс. до н.э.) свидетельствуют о том, что человек пользовался каменным шлифованным топором, луком, без использования гончарного круга лепил глиняную посуду, занимался ткачеством на простейшем ткацком станке (стоянка ʼʼЗимняя шишкаʼʼ у с. Баево Алатырского р-она)

В эпоху бронзы на территории бассейна реки Суры существовали посœелœения в окрестностях современных сел Алово, Сабанчеево, Дюрки, Киржеманы, найдены курганные захоронения около с. Атяшево, Козловка, Андреевка. Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием орудий труда, переходом к металлу, утверждением земледелия и скотоводства.

На территории Присурья возникает финно-угорское сообщество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ к I тыс. до н.э. сложилось в т.н. городецкую культуру. (Название – от города Городец Рязан. Обл., где было раскопано первое городище. На Суре первоепосœелœение такого типа было раскопано П. Степановым у с. Сайнино Дубенского р-н).

Древние племена городецкой культуры занимались в основном скотоводством (коровы, лошади, свиньи), охотой и рыболовством. Земледелие играло подсобную роль (подсечное.) Здесь существовал патриархально – родовой строй (женщины не совсœем еще утратили главных позиций ). Орудия труда – из кости животных.

Характерные типы посœелœений – городища, укрепленные массивными стенами, возводившиеся на труднодоступных местах. Жили люди в землянках, внутри которых – глинобитные выступы (нары) и очаᴦ.

На рубеже нашей эры городецкая культура переросла в древнемордовскую. Эти племена расселились на обширных пространствах Волго-Окского междуречья, в основном в лесном массиве.

Племена состояли из патриархальных семей, во главе – куд-атя. Во главе рода – покштяй (большой старик). Несколько родов складывались в посœелœение – велœе. Во главе племени – текштяй или тюштя ( верхушка, старик) – старейшина.

Первые письменные упоминания о мордве относятся к 551 году, византийский епископ Иордан в книге ʼʼО происхождении и деяниях гетовʼʼ упоминает племя Морденс (Александр Македонский покорил его в числе прочих племен). В VI веке упоминается мордва и в русских источниках (ʼʼземля мордовскаяʼʼ). Мордва активно контактировала со скифами, сорматами, тюркскими и славянскими племенами.

2) Основные занятия древней мордвы.

На рубеже I – II тыс. н.э. эрзя проживала в основном на севере мордовских земель, мокшане – на юге. Западные сосœеди – славяне, позже – русские; северо-восточные – марийцы (черемисы), восточные – булгары и чуваши; с юга – печенеги, позже половцы, еще позже татары.

Древнемордовские племена занимались земледелием (сеяли ячмень, полбу, горох). Пользовались косой, серпами, мотыгой. Позже появляется плуг с желœезным лемехом – сабан или кереть. Долго практиковалась переложная система земледелия. Большое значение имели также скотоводство (коровы, лошади, свиньи, овцы), охота͵ рыболовство и бортничество. В лесах – медведь, волк, зубр, лось, косуля, куница, … из птиц – глухарь, тетерев, рябчик, сокол, лебедь, ястреб и т.д.

У мордвы была развита древняя металлургия, основным сырьем для которого служили болотные, озерные и дерновые руды в поймах рек Оки, Мокши и Суры. Особенно много желœезной руды добывалось в бассейне Сивини (до XVIII века).

С сосœедними племенами торговали пушниной, медом, рыбой, изделиями ремесла (ювелирное дело, кузнечное, прядение, ткачество, обработка кожи, дерева, кости). Мордва обозначала свою собственность особыми знаками – знаменами (теште). С X века – появляются деньги – ур (белка).

3) Языческие верования древне-мордовских племен.

У древних мордовских племен не существовало единого бога. Много божеств женского рода, что свидетельствует о пережитках матриархата͵ строе, при котором женщины играли главную роль в хозяйственной и общественной жизни.

Вирь-ава – богиня леса, Ведь-ава – воды, Варма-ава – ветра,

Норов-ава – богиня поля, Мода-ава (Мастор-ава) – богиня земли, Тол-ава – огня, Куд-ава – дома.

Боги – добрые и злые одновременно, их нужно ублажать, задабривать. Моляны устраивались на полях, в лесу, у воды, … В них принимали участие только женщины, потом – только мужчины. На молянах приносились жертвы – обычно животное, мясо которого предназначалось богинœе.

Был хаос. Могучий Чам-Паз. Он сотворилд птицу, она принœесла ему со дна океана кусочек ила – получилась земля, из другого ила – горы. Земля укрепилась на спинах 3 рыб. Чам-паз создал и небо, раскинул по нему камни – Млечный путь. На земле выролсо дерево, на него села птица и снесла яйцо. СоздалЧам-паз 2-х богов – Идемевсь(воплощение зла) и Анге-патяй(мать-богиня). Птица родила 3-х богинь ведь-аву, Вирь-аву и норов-аву. Чам-паз шел по лесу, видел пенек, попросил его принœести себе воды. Пенек зашевелился, появились руки, ноги, глаза и появился человек.

referatwork.ru

Отношение властей Мордовии к археологическим памятникам республики

"Республика Мордовия расположена в центральной части Русской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит на западе - с Рязанской, на севере - с Нижегородской, на Востоке - с Ульяновской, на юге - с Пензенской областью, на северо-востоке - с Республикой Чувашия. Площадь 26,1 тыс. кв. км.

 Мордовия является плотно заселенной и хорошо освоенной территорией России. По территории республики проходят важнейшие ж/д, трубопроводные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть страны с Уралом, север с Поволжьем.

 В настоящее время на территории Мордовии известно 633 памятника археологии.

 Наиболее ранние памятники археологии на территории Мордовии относятся к средне каменному веку - мезолиту (стоянки у с Заречное 1 Краснослободского, Тарвас-Молот Зубово-Полянского и Старая Качеевка, Баевская, Суморьево 1, Широмасовское 3 Теньгушевского р-на).

 В эпоху неолита территория современной Мордовии входила в область расселения финно-угорской общности (племена культур ямочно-гребенчатой керамики). Стоянки этого времени (балахнинской культуры) известны в Зубово-Полянском р-не - Андреевское и Имерские. К эпохе неолита относятся поселение «Зимняя шишка», стоянка Кендянская, у пос. Смольный, Тархановская Ичалковчского, Саконы Ардатовского, Андреевское 1, Волгапинское, Ковыляйское 1, 2, 3 Ковылкинского, стоянки Машкино 1-10, Старозубаревские 1-3, Раменские 1-3 Краснослободского, стоянки Нижнеборковская, Нижний Сатис 1,2, поселения Бабаевское 1-5, Кандровское, Нижнеборковское Темниковского, Березово 1-4, Нароватовская, Телимерки 1-2, Суморьево 4 в Теньгушевского р-на.

 В эпоху энеолита междуречье Мокши и Суры занимали племена волосовской и имерской культур. Поселения этого времени найдены у с. Волгапино, Н. Усад, Широмасово, Ширингуши.

 В бронзовом веке на территории Мордовии появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской (курганы у с. Ст. Ардатово Ардатовского, Киржеманы Большеигнатовского р-на), балановской («Ош Пандо», Андреевка, Чукалы, Киржеманы в Большеигнатовского р-на), примокшанской (поселение у с. Паево Кадошкинского р-на, Городище «Казна Пандо») и срубной (поселение и курганы у с. Пиксяси Ардатовского р-на) культур. В результате контактов местных финно-угорских и пришлых племен сложилась поздняковская культура (Аким-Сергеевское, Шокшинское поселения Зубово-Полянского р-на). Эпохой  бронзы были датированы поселения: Староардатовское, Пиксясинское Ардатовского, Баевские 1-5, Кондровское, Митряльское, Нижнеборковское, Старошукстелимское 1-8 Темниковского, Березово 2, 5, 6, Березняк, Красный Яр 2, 3 Теньгушевского р-на.

 В раннем железном веке на территории современной Мордовии и соседних областей селились племена городецкой культуры, сложившейся на основе культур позднего бронзового века. Поселениями городецкой культуры являлись городища - Каргашинское, Нароватовское, Самозлейское, Теньгушевское, Нароватовское, Старо-Синдровское, Широмасовское, Батыр-пандо, Мордкозловское, «Ош Пандо», Красноярское, Паевское «Казна Пандо», Рыбкинское, Новопшеневское, «Жилин Овраг», Ковыляйское и др.

 К наиболее раннему периоду формирования древнемордовской культуры относится Андреевский курган в Большеигнатовском р-не, памятник 1-2 вв. н.э., где найдены прототипы многих мордовских украшений - височных подвесок, сюлгам, нагрудных блях и пр.

 Основные признаки древнемордовской культуры сложились в первой половине 1 тыс. н.э. Территория расселения древней мордвы в это время включала значительную часть Окско-сурского междуречья: от правобережья Волги на севере до верховьев Мокши и Суры на юге. Население северного региона (в пределах современной Нижегородской обл. - бассейн рр.Теша и Пьяна) стало основой формирования мордвы-эрзи, южного (Верхнее Посурье, верхнее и среднее Примокшанье) - мордвы-мокши.

 На территории современной Мордовии племена древнемордовской культуры появляются в 8-11 вв. н. э. К этому периоду относятся могильники: Куликовский Торбеевского, Мордкозловский, Степановский Атюрьевского,  Большеигнатовский 2 Большеигнатовского, Дубровский, Кендянский, Папулевский 1 Ичалковского, Журавкинский 2 и 3, у пос. Заря, Кельгининский, Мичкимляйский, Мордпимбурский, Пичпандинский, Старобадиковский 1, 2 в Зубово-Полянского, Стародевиченский Ельниковского, Кендянский Ичалковского, Волгапинский, Паньжинский, Черемисский Ковылкинского, «Мещанский лес», Новозубаревский Краснослободского, Пурдошанский 2 Темниковского, Куликовский, Нароватовский, Шокшинский Теньгушевского, Сабурмачкасский Чамзинского р-на

 Поселения: Баевское Ардатовского, Степановское 1-3 Атюрьевского, Аловское, Мамадышское Атяшевского, Паракинское, Марьяновское 5, 9, 10 Большеберезниковского, Енгалычевские 1, 2, Красные Луга, Моргинские 1 -3, Николаевское, Сайнинское Дубенского, Каньгуши, Каменный Брод, Русское Корино, Стародевиченское 1, 3, Старое Кадышево, Старопиченгушские 1-3, Старошалинское Ельниковского, Ямщина 1, Нагорное Алексово 2 Инсарского, Вадовский кордон, Вадовско-сосновское, у пос. Дубитель, Заря, Журавкино, Каргашихинское Зубово-Полянского, Ст. Дракинское, Токмовское 1,2, Троицкое 1, 2, «Лефанова Горка»1, 2 Ковылкинского, Клюковское 1, 2, Краснослободское 1, Мамолаево 1, Новый Усад 1 -4, Тенишевское, Шаверки 1-6 Краснослободского, Кураевское, Березово 1, 5, 6, Широмасовское 1 Теньгушевского, Новочетовское, Старопичеморгское, Подлесная Ивановка Торбеевского .

 Городища: «Городок», Каньгушское Ельниковского, Ковыляйское, Красная Поляна, Новопшеневское, Самозлейское Ковылкинского, Старый город 1, 2, Пургасово Темниковского,

 В среднем Посурье (Дубенский р-он) в 5-7 вв. проживали племена именьковской культуры (городище и селище у с. Енгалычево, Морга, Николаевка, Чиндяново, городище Ош Пандо у с . Сайнино). В 5 - нач. 11 вв. северо-западная часть современной Мордовии - Теньгушевское  Примокшанье была занята родственными древней мордве рязано-окскими племенами (Шокшинский могильник).

 В первой четверти 2 тыс. н.э. внутри древнемордовских племен идет процесс формирования раннегосударственных образований. Этот процесс прослеживается на материале древнемордовских могильников Притешья и Припьянья, где выделяются погребения дружинников со всадническим снаряжением, походными котелками и щитами (могильники Красное 1, Выползово 6 и др.). 

 В 11 - первой половине 13 вв. политическая обстановка в западной части Среднего Поволжья характеризовалась противоборством Руси и Волжской Булгарии. В эту борьбу были втянуты и древнемордовские племена. В этот период появляются новые мордовские городища («тверди» по русским летописям), с мощными фортификационными сооружениями (Виндрейское, Федоровское и др.). К этому времени относится сообщение венгерского миссионера Юлиана о «царстве Мордванов», где правили 2 князя. Одним из таких «царств» вероятно была упоминаемая в русских летописях «Пургасовоа волость» в междуречье Мокши и Теши, где сохранились урочища, связанные с именем Пургаза (Пургасово городище, Пургасово прудище и др.). Здесь известны многочисленные мордовские поселения и городища, среди которых Саровское городище - крупный торгово-ремесленный центр.   

 Другая волость, возглавляемая Пурешем, сложилась в верхнем и среднем Примокшанье. Здесь известны такие памятники как Жуковские городища, Кельгининский могильник и др. На южном пограничье Мордовской земли (совр. Пензенская обл.) были расположены городища - опорные пункты на торговом пути из Волжской Булгарии в Киев (Золотаревское, Юловское и др.).

 По свидетельству письменных источников (Юлиан, Плано Карпини, Г.Рубрук) первый удар на мордовские земли был нанесен в 1237, второй в 1239 гг. и окончательно мордовские территории покорены в 1242 г. Со второй трети 13 в. Мордовские земли входили в состав Золотой орды.

 В 14 в. Возникает крупный административный центр Орды - г. Мохши (совр. Территория Пензенской обл.), в котором с 1313 г. чеканилась своя монета. Известны на территории Мордовии поселения феодальной знати - на Итяковском городище (Темниковский р-он) найдена бронзовая бляха, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрации.

 Памятники археологии 13-15 вв. на территории Мордовии исследованы слабо. Это поселение и могильник Ефаево 1, Мордовско-Паракинское селище и могильник в Краснослободском, Пичпандинское селище и могильник в Теньгушевском, Кельгининский могильник в Зубово-Полянском р-не

 Часть населения в это время была переселена к золотоордынским городам на средней и нижней Волге. В Саратовском Поволжье известны Аткарский, Барбашихинский, Муранский и др. могильники.

 Со 2-й половины 16 - 17 вв. Мордовские земли включаются в политическую и социально-экономическую структуру Российского государства. При строительстве засечной сторожевой линии возникают города-крепости Саранск, Атемар и др. до настоящего времени сохранились фрагменты сторожевой линии около г. Инсар и у с. Атемар.

 Вторая половина 17 - 18 вв. время крещения языческой мордвы. У многих современных мордовских сел известны языческие могильники «ташто калмазерь», датирующиеся 16 - первой половиной 18 века: Анютинский, Кученяевский, Редкодубский, Урусовский, Чукальский 1 в Ардатовском, Барашевский Атюрьевского, Дюркинский, Атяшевский, Дадский, Киржеманский, Козловский 1, 2, Мамадышский, Мордовскодубровский, Сабанчеевский в Атяшевском, Гузынский, Дегилевский, Паракинский 1, Шугуровский в Большеберезниковском, Ардатовский, «Буртасский», Дубенский, Кабаевский, Николаевский, Петровский, Пуркаевский 1 в Дубенском, Гуляевский, Лобаскинский, Папулевский 2 в Ичалковском, Ачадовский в Зубово-Полянском, Будский, Новодракинский, Новопшеневский, Паракинский в Ковылкинском, Кочкуровский, Сабаевский, Тепловский в Кочкуровском, Адашеский, Паевский в Кадошкинском, Приволье, Русскомаскинский, Чукальский в Краснослободском, Новопичеморгский в Торбеевском, Большемаресьевский, Маломаресьевский, Мокшалейский, Отраднинский Чамзинском р-не РМ.К памятникам федерального значения относятся: Жуковское селище 9-10 вв, Журавкинский могильник 7-8 вв, Имерские стоянки, Каргашинское городище 7-6 вв.до н.э., Ширингушская стоянка второй пол 2 тыс. до н.э. В Зубово-Полянском р-не РМ. Вал засечной черты у г. Инсара и у с. Атемар. Ковыляйское городище перв. пол 1 тыс. н.э, городище конца 1 тыс. до н.э у с Красный Шадым, 1 тыс. до н.э - первой пол. 1 тыс. н.э. у с Новое Пшенево, конца 1 тыс. до н.э. - нач. 1 тыс. н.э. у с. Рыбкино Ковылкинского р-на. Стоянка конца 4 - начала 3 тыс до н.э у пос. Клюквенный, Старосиндровское городище конца 1 до н.э  - начала 1 тыс н.э. Краснослободского р-на. Курган «Маркин бугор» у с. Салма Ромодановского р-на. Городище Старый город 14-15 вв. в Темниковском р-не. Городище «Кудеяров городок» 11-13 вв в Торбеевском р-не.

 Таким образом, на территории Мордовии представляет исключительный интерес в археологическом отношении. Эта территория была заселена еще в глубокой древности. Население региона было довольно многочисленным, а заселение достаточно плотным, о чем свидетельствуют многочисленные и разнообразные археологические памятники различных эпох (стоянки, селища, городища, курганы и грунтовые могильники). Сюда устремлялись и здесь сталкивались племена и народы, приходившие с юга, востока и запада. Эти земли были спорными территориями за сферы влияния Руси и Волжской Булгарии.

 Археологические памятники Республики Мордовия представляют собой по существу единственный источник для изучения раннего периода истории этого региона со времени появления здесь человека вплоть до распространения влияния на эти районы Древнерусского государства и Волжской Болгарии, когда сведения об этих территориях и народах их населяющих единично появились в письменных источниках. Полноценные письменные источники по истории данного региона появляются достаточно поздно, только после включения этих районов в состав Российского государства. Археологические материалы дают ценнейшие сведения о культуре, быте, хозяйственной деятельности населения с эпохи мезолита и до позднего средневековья, причем они существенно дополняют и сведения письменных источников.

 Территория Республики Мордовия археологически обследована очень неравномерно - в основном исследованы долины рек - Мокши, Вада и частично Суры. Более полно исследовались западные районы, в то время как восточные и северо-восточные обследованы очень фрагментарно.(видимо эрзянские р-оны не подуше "мардвам")

 В республике с 2001 г., в связи с отсутствием государственного финансирования, не работает ни одна археологическая экспедиция (в конце 80-х - 90-е годы работало 5 экспедиций: Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева во главе с В.И. Вихляевым, 2 экспедиции Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве РМ во главе с И.М. Петербургским и В.Н. Шитовым, экспедиция Мордовского краеведческого музея во главе с А.А. Беговаткиным и Мордовского педагогического института им. Евсевьева во главе с В.В. Гришаковым).

 В республике остро стоит проблема сохранения археологического наследия в связи обширными грабительскими раскопками. По данным археологов в настоящее время практически полностью разграблены 95% из известных могильников, в том числе Кельгининский, Шокшинский, Мордпаркинский, Журавкинский, Куликовский, Мордкозловский, Степановский, Дубровский, Ичалковский, у пос. Заря, Мордпимбурский, Старобадиковский 1, 2, Стародевиченский, Паньжинский, «Мещанский лес», Новозубаревский, Пурдошанский и большинство позднесредневековых могильников. Украшения из древнемордовских могильников сотнями продаются на Измайловском и других антикварных рынках Москвы, Нижнего Новгорода и др. городов.

 Кельгининский могильник, находки подвесок со знаком Рюриковичей с которого служат обоснованием 1000 летних связей мордвы с Русью, в настоящее время практически уничтожен в результате деятельности грабителей и в ходе функционирования браконьерского карьера, из которого вывозится песок на ремонт федеральной автомагистрали М5 (Москва-Челябинск).

 В республике бездействуют органы охраны памятников. В большинстве случаев в проектной документации раздел «Охрана памятников культурного наследия» отсутствует и строительные работы проводятся без охранных мероприятий. Так в 2006 г. в центре г. Саранска на месте, где в начале 17 в. заложена крепость, был торжественно открыт Кафедральный собор во имя Федора Ушакова. Несмотря на то, что собор располагался на памятнике археологии, строительство проходило практически без археологического сопровождения. Отдельные  археологические наблюдения, которые не финансировались застройщиком, при рытье котлована проводил сотрудник научно-исследовательского института В.Н. Шитов.

 Все землеустроительные работы в г. Саранске, в том числе в его центральной части - на Советской площади, спуск к парку им. Пушкина (на месте возникновения древней крепости и фортификационных сооружений - XVII в.), проводимые в связи с обустройством  территории к Финно-угорскому фестивалю (июль 2007 г.), выполнялись без охранных археологических работ. В связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу здесь планируется строительство гостиничного комплекса. Охранные археологические работы, упреждающие строительство, не предусмотрены.

 В республике идет реконструкция федеральной автомагистрали Москва-Саранск. Охранные археологические исследования в проекте отсутствуют. Программа газификации сел проходит без археологического сопровождения.

 При эксплуатации дороги Починки-Норуксово в Ичалковском районе разрушается Дубровский могильник. Практически снесен карьером по добыче гравия Пурдошанский могильник в Темниковском р-не.

 Проблема сохранения археологического наследия в республике стоит очень остро, особенно в связи с активным дорожным строительством, прокладкой трубопроводов, линий оптико-волоконной связи, а также индивидуальным строительством, вблизи крупных городов и вдоль магистральных путей сообщения. В последние годы она обостряется в связи с активным строительством к 1000 летнему юбилею и подготовкой к Чемпионату мира по футболу. В республике не осталось ни одного могильника и городища, которое не грабится любителями металлопоиска."

Зеленцова О.В., н.с. отдела охранных раскопок ИА РАН Археологические памятники и проблемы сохранения археологического наследия на территории Республики Мордовия. 2008 г.
http://www.amatororg.ru/Regions/13.htm

Вот такое попустительское отношение мордовских властей к своей истории. По всей видимости они предпочитают не сохранять древнюю историю эрзя и мокша народов, а переписывать её, придумывать новую, выгодную историю. Так, на это более чем чётко указывает подготовка к празднованию выдуманного события-  "1000-летия единения "мордвы" с народами российского государства", порочащего память предков...

arto-mas.livejournal.com

Неолитические культуры на территории Мордовии

Введение.

В наше дни человечество находится на очень высокой ступени развития. Мы способны вылечить почти все болезни, мы покоряем космическое пространство, мы управляем энергией атома. Но ничего этого не было бы без мощных сдвигов в жизни всего общества, именуемых революцией. Большинство людей думают о революции лишь как о чем-то воинственном, о радикальном разрушении старого и не всегда создании нового. Но в истории человечества были и такие революции, которые не сопровождались массовыми выступлениями и сражениями людей. Это революции знания и науки. Одна из таких произошла в эпоху неолита.

Еще со времен школы каждый из нас помнит что-то о неолите и неолитической революции. Но мало кто может сразу ответить, чем же так важна эта эпоха. А ведь не будь ее, то человеческое общество возможно до сих пор оставалось бы в стадии низшего развития.

Данная работа расскажет об эпохе неолита, об основных ключевых моментах этого времени: о жизни людей, об их занятиях, об уровне развития ремесла в это время.

Но все же основная цель работы – рассказать о неолитических культурах в Поволжье, а именно в республике Мордовия. Наша малая родина богата на археологические памятники и многие из них относятся именно к эпохе неолита. А вещи, найденные во время работы многочисленных археологических экспедиций, наглядно показывают развитие человеческого общества в разные этапы неолитической эпохи.

Таким образом, можно сказать, что объектом исследования является эпоха неолита, а предметом – конкретные культуры на территории нашей республики.

При написании работы были использованы материалы, написанные археологами, непосредственно участвовавшими в раскопках неолитических памятников и находивших собственноручно археологический материал, а также карты, показывающие расположение неолитических поселений и фотографии и изображения находок.

Общая характеристика неолита.

Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века. Неолитическое время характеризуется прежде всего значительным улучшением техники изготовления каменных орудий труда. Самая главная черта новой техники состоит в окончательной отделке каменных орудий способом шлифования или полирования, а также в пилении и сверлении камня. Пользуясь этой техникой, человек неолитического времени мог с большим успехом, чем прежде, придавать камню желаемую форму. Орудия делались из разнообразных пород камня, в том числе более мягких, чем кремень, слоистых и мелкозернистых, но и кремень, а также такие твердые породы, как нефрит или жадеит, тоже обрабатывались новыми методами. Однако процесс полирования камня был очень трудоемким и сравнительно мало улучшал производительные качества орудий. Поэтому в большинстве своем орудия не подвергались полировке, и кремень по-прежнему преобладал в индустрии. Широко применялись старые способы обработки камня посредством оббивания, скалывания и отжима, при этом техника отжимной ретуши достигла предельного расцвета.

Одним из наиболее важных нововведений эпохи неолита было изобретение керамики. Изобретение формовки и обжига глиняной посуды позволило человеку улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Наиболее распространенным в первобытном обществе было изготовление сосудов способом налепа (так называемая ленточная, или жгутовая, техника). Из глины изготовлялись жгуты толщиной примерно 3-4 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались и заглаживались, в результате получался грубый глиняный сосуд. Открытие обжига глины было открытием способа получения принципиально нового, не встречающегося в природе материала - безводного силиката, в который превращается глина при обжиге. Трудно переоценить не только хозяйственное, но и историко-культурное значение этого открытия: человек каменного века понял, что мягкая глина путем обжига может превратиться в твердое вещество, близкое к камню, из которого до сих пор изготовлялись важнейшие орудия труда.

Для определения неолита как исторической эпохи были выдвинуты важнейшие хозяйственные признаки: перемены в способах добывания пищи неолитических племен - распространение земледелия и скотоводства. Это было перелом в хозяйственной деятельности, переход от хозяйства потребляющего к производящему.

К крупным достижениям позднего неолита относится изобретение прядения и ткачества. Неолитические ткани нам особенно хорошо известны по их остаткам на свайных поселениях и отпечаткам на сосудах. Изобретение прядения нитей имело большое значение для рыболовческого хозяйства, так как дало возможность изготавливать сети.

У нас мало данных для реконструкции общественного строя эпохи неолита. Большие коллективные жилища или малые жилища (для парных семей), тесно связанные друг с другом, свидетельствуют об общинном ведении хозяйства. Изменения в хозяйственной жизни привели к изменениям идеологии, возникло иное отношение человека к природе в целом. Первобытное человечество стало меньше верить в силу магических действий. Начинает складываться культ природы, олицетворявшийся в образах всевозможных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и охранительниц домашнего очага. В позднем неолите появляются трупосожжения. В изобразительном искусстве эпохи неолита происходит переход к условной манере исполнения, к нарочитой упрощенности, стилизации, изображению взамен целого его части.

К концу неолита относится открытие человечеством возможности использования металлов для изготовления орудий. Первым таким металлом была медь. Открытие металла было одни из самых значимых событий этой эпохи.

Неолитические культуры.

Для эпохи неолита археологи особенно часто употребляют понятие «археологическая культура». Археологическая культура – это условный термин, употребляемый для обозначения комплекса археологических памятников, объединенных одним временем, общей территорией и характеризуемых общими чертами. Эти общие черты памятников, видимо, говорят о территориальном обособлении племенных групп.

Различия между отдельными группами неолитических памятников лучше всего обнаруживаются по керамике. Разные племена изготавливали и украшали посуду по-своему. Даже небольшие обломки глиняных сосудов, имеющих на себе орнамент, могут говорить о принадлежности их к той или иной археологической культуре. Чуть позже мы разберем типы керамики эпохи неолита встречающиеся на территории Мордовии.

На территории Мордовии неолит представлен разными археологическими культурами. Прослеживаются следы влияния и, вероятно, проникновения племен соседних культур.

Для посуды балахнинской культуры характерна орнаментация круглыми ямками и оттисками зубчатого штампа (гребенки). При этом в орнаменте керамики со стоянки Иморка II, например, отмечаются элементы, характерные для древнейшей ямочно-гребенчатой керамики льяловского типа: глубокие конические ямки, расположенные в шахматном порядке, полулунные вдавления и др. Таким образом, можно говорить о том, что балахнинская культура на территории Мордовии, как и в других областях, складывалась на основе льяловской.

В эпоху неолита имели место тесные связи с племенами волго-камской культуры (междуречье Камы и Волги). Керамика волго-камского типа обнаружена в 1960 году при обследовании стоянок раннего неолита «Озименки» и у поселка Красный Восток в Наровчатском районе Пензенской области. Культура этих памятников близка к культуре стоянок третьего этапа ранненеолитического периода Волго-Камья.

Большой интерес представляют находки керамики, орнаментированной наколами или отступающей лопаточкой (стоянки у пос. Иморка, у пос. Нижний Сатис, у с. Волгапина). Посуда, украшенная таким способом, характерна для днепро-донецкой культуры, встречается и на памятниках волго-камской культуры.

Ранее все неолитические памятники всей центральной полосы объединялись в нечто единое («культура ямочно-гребенчатой керамики»), то в наше время выяснено, что в действительности здесь имелся ряд культурно-этнических общностей - уральско-камская, волго-окская, неолитическая общность в поречье среднего и Верхнего Днепра. С большей частью этих культур имеет связь неолит Мордовии.

К примеру, легко проследить черты урало-камского неолита в поздненеолитических памятниках Мордовии. Конец III – первая половина II тыс. до н. э. на территории Мордовии характеризуется появлением здесь племен волосовской культуры. Это племена, финно-угорская принадлежность которых сейчас не вызывает сомнений, продвинулись сюда из Волго-Камья. При изготовлении посуды волосовцы добавляли в глиняное тесто толченую раковину, растительные примеси. Волосовская керамика отличается и своеобразным орнаментом. Материалы волосовской культуры обнаружены на Ширингушской стоянке, многослойных стоянках - Каргашинской, Волгапинской, Нижний Сатис, Иморка I и Иморка II.

К числу поздненеолитических памятников относится стоянка древних людей, обнаруженная на р. Вад у пос. Ширингуши. Еще экспедицией Мордовского краеведческого музея под руководством С .П. Вернера в 1940 году здесь выявлено большое число орудий труда из кремня. Раскопом Вернера выявлена часть древнего жилища – полуземлянки. Обнаружены следы трех ямок, идущих вдоль всей землянки. Эти ямки могли быть остатками столбов. На дне полуземлянки было несколько очагов.

Археологами изучены неолитические жилища. Мордовской археологической экспедицией под руководством А. Е. Алиховой в 1955-1956 годах недалеко от северной границы Мордовии, у села Саконы Ардатовского района, изучена древняя стоянка с жилищем-полуземлянкой. Жилище, суля по реконструкции А. Е. Алиховой, представляло собой углубленный в землю на 60-80 см длинный дом с двускатной или четырехскатной крышей, покоившейся на столбах, размещенных по средней линии. Судя по размещению столбовых ям, жилище было прямоугольной формы, вытянутое вдоль берега реки Теши, с коридорообразным выходом к реке.

Внутри дома находится три помещения, два из которых заметно различаются по своему назначению. Особенно четко видно назначение восточного помещения. Здесь сосредоточены очажные ямы, ямы для хранения предметов домашнего обихода и продуктов. Очажные ямы обычно заполнены черной, сажистой массой, хозяйственные – серым слоем. Очагов и кострищ было несколько. На них варили пищу, они служили и для согревания жилища в зимний период.

Саконовской жилище является типичным крупным жилищем периода расцвета первобытнообщинных отношений. Его общая полезная жилая площадь была около 200 квадратных метров, т.е. В жилище под одной крышей проживала сравнительно большая родовая община, связанная обшим коллективным трудом.

Далее, как было обещано выше, мы расскажем об типах керамики.

doc4web.ru

Этническая история мордвы — Мордовия

Этническая территория древнемордовских племён располагалась в лесном крае. Волго-окские пространства были почти сплошь покрыты хвойными и лиственными лесами, пересекались Волгой, Окой, Мокшей, Цной, Сурой, Пьяной, Алатырем и др. Племена, составившие древнемордовскую группу (семью) племён, по основным этнокультурным параметрам представляли не столько единство, сколько сходство, близость. Они, по-видимому, говорили на родственных диалектах, составивших позднее основу эрзя-мордовского и мокша-мордовского языков. Часть из них имеет давнее происхождение, связанное с многоплемённостью древней мордвы. Её племенная мозаичность прослеживается отчасти и по элементам традиционного народного костюма, многообразие которого детерминировано не только различными условиями исторического развития отдельных групп мордвы, особенностями их расселения и этнического соседства, но, видимо, и разноплемённостью. В то же время имеется ряд общих черт, свойственный всем вариантам одежды мордвы.

Эволюция эрзянской и мокшанской групп племён в составе древнемордовской общности прослеживается с 1-й половины 1-го тыс. н. э. Раздвоение древнемордовской семьи племён на мокшанскую и эрзянскую группы было растянуто на столетия и обусловлено разными факторами: обширность территория их расселения и разобщённость, контакты с разными этносами, миграционные процессы, монголо-татарское иго, казанские и ногайские набеги и др. Наиболее древними были связи мордвы с иранскими народами: скифами, сарматами, аланами и др. Значительное количество слов иранского происхождения в лексике эрзянского и мокшанского языков, их сходство позволяют предполагать их заимствование мордвой в то время, когда она была ещё относительно единой. Сравните: м., э. тарваз и иран. darghas «серп», м., э. сия и иран. sim «серебро», э. паз «бог» этимологически связано с древнеиран. baga «бог» и др. Следует отметить, что западно-иранские скифо-сарматские племена были южными соседями древней мордвы, и граница между ними, возможно, проходила по естественному рубежу леса и степи. Некоторые слова мордовской лексики заимствованы из балтийских (летто-литовских) языков и наоборот. Сравните: м., э. пеель и латыш. peilis «нож»; м. сура, э. суро и литов. sora, латыш. sara «просо». Как считает П. А. Аристэ, культивирование проса и его название были восприняты балтами от волжских финно-угров. Определенные балто-мордовские параллели прослеживаются и по археологическим материалам. Во 2-й половине 1-го тыс. установились этнокультурные контакты мордвы с тюркским и славянским народами. В конце 9 — начале 10 в. на территории Среднего Поволжья возникло раннефеодальное государство Волжская Булгария, созданная тюркоязычными булгарами. Булгары передвигались с юга на север по берегам Волги и здесь, столкнувшись с мордвой, потеснили её на запад. Но часть мордовского населения, особенно на левобережье Волги, вошла в состав булгарского государства.

В хозяйственном отношении аборигенные этносы и пришельцы-булгары находились примерно на одном уровне развития: первые, может, и превосходили последних в культуре земледелия, но в социальной, особенно военной, организации уступали им. Местное население ускорило окончательный переход булгар от кочевого скотоводческого образа жизни к оседлому земледельческому. Тесное общение волжских тюрков с территориально близкой мордве способствовало их культурному взаимовлиянию.

О древности мордовско-славянских связей свидетельствуют многочисленные археологические и лингвистические данные. Количество русских (в том числе древнерусских) заимствований в мордовских языках стоит на первом месте. Славянорусско-мордовские этнокультурные взаимосвязи прослеживаются не только в языке, но и в материальной, духовной культуре, общественном и семейном быте мордвы. У восточных славян заимствованы такие праздники, как День коляды, братчины, Масленица, ряд обрядов (см. также Обряды мордвы, Обряды русских), игр и др.

Сложность этнической истории мордвы сказалась на её антропологических особенностях. Будучи самым западным из ныне существующих финно-угорских народов Среднего Поволжья, мордва в сравнении с ними наиболее европеоидна. Материалы антропологических обследований мордовских и соседних народов, проведенных Марк, дали ей основание заключить, что в формировании мордвы участвовали 3 расовых компонента-типа: светлый пассивный широколицый европеоидный, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный грацильный узколицый европеоидный, преобладающий среди мокши на юго-западе Мордовии; субуральский, доминирующий на северо-западе. Два первых компонента не вызвали возражений у других антропологов. Относительно третьего В. П. Алексеев высказал иную точку зрения. Он считает, что характерными представителями субуральского типа, сформировавшегося в эпоху неолита в западных по отношению к Уралу районах в результате смешения классических вариантов уральской расы с европеоидной, следует считать марийцев и удмуртов. Что же касается мордвы, то в её составе, как и у восточных групп русского народа, субуральский тип представлен лишь эпизодически, что позволяет исключить её из числа представителей субуральского типа. Вывод В. П. Алексеева подтверждён данными дерматоглифики. Исследование дерматоглифических признаков у народов Восточной Европы, проведенные Г. Л. Хить, показало, что мордва, как и русские, белорусы, латыши, украинцы, вепсы и коми, является носителем европеоидного комплекса кожного покрова, в то время как у марийцев и удмуртов преобладает восточный (монголоидный) компонент.

Мордовский этнос формировался на базе не единой родоплеменной организации, одного племени, как считали ранее, а целой группы (семьи) родственных племён, живших на смежных территориях, с возможным включением иноэтнических компонентов. Эти племена первоначально не обладали сознанием этнической общности и не имели единого самоназвания. Лишь в заключительной фазе первобытности у древнемордовской группы племён начало складываться представление о своей общности, своём отличии от других этносов, чему в немалой степени содействовали её контакты с иными этническими образованиями, в первую очередь индоевропейскими — иранским, славянским, германским и некоторыми другими, давшими всей совокупности указанных племён единый этноним «Mordens», «Mordua», «мордва», «мордвичи».

Данные исследований по этногенезу и этнической истории многих народов мира показывают, что формирование народностей класса обществ (рабовладельческих или феодальных) было многообразным и противоречивым. В ходе их образования интеграционные процессы сочетались с дивергентными. Последние преобладали. Так, для эпохи феодализма были характерны иерархичность этнического самосознания, его ступенчатость, обусловленная спецификой феодальных отношений (натуральность хозяйства, земельная раздробленность и др.), что хорошо прослеживается на примере мордвы. Осознавая себя мордвой, эрзяне и мокшане культивировали и собственно эрзянское и мокшанское самосознание, т. е. их этническое самосознание было двойственным.

Мордовские ратники в битве со степняками. Рисунок А. И. Коровина Некоторым мордовским князьям, например Пургазу, удавалось сплотить под единой властью (в пределах Пургасовой Руси, по русским летописям) значительные массы мордвы, что имело важное значение для консолидации мордовской народности. Но были и такие периоды истории, когда во главе эрзян и мокшан стояли князья, правившие ими сепаратно, что поощряло становление эрзянского и мокшанского самосознания. Вассальные земли, управлявшиеся эрзянскими и мокшанскими князьями, по всей вероятности, существовали и в период монголо-татарского ига. Одна из них была в подчинении у Золотой Орды, другая — у Нижегородского княжества. В дальнейшем они распались на несколько более мелких княжений (беляков), отчасти тоже принадлежавших мордовским князьям, которые, стремясь сохранить хотя бы относительную самостоятельность, то занимали протативную позицию, то поддерживали русских князей. Мордва-мокша испытала более сильное воздействие татарской культуры, чем мордва-эрзя. Татаро-мокшанские контакты были интенсивнее татаро-эрзянских не только в период ордынского господства, но и в годы зависимости от Казанского ханства. Не случайно татары называли всю мордву (эрзю и мокшу) этнонимом «мокша» (мухша), «мукшилар». Несколько иначе складывались исторические судьбы мордвы-эрзи, которая оказалась в сфере воздействия русского Владимиро-Суздальского, а затем Нижегородского и Московского княжеств.

Несмотря на специфически локальные этнокультурные особенности, сознание единства мордовского народа всё более крепло, что нашло отражение в его фольклоре. Так, в эпической песне «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), повествуется о борьбе мордвы против половцев, эрзяне и мокшане выступают как один народ, и их этнонимы адекватны: «У опушки леса эрзянский парень дрова рубит, На краю леса мокшанский молодец поленья колет... Вправо посмотрел эрзянский парень — губаны идут, Влево посмотрел мокшанский юноша — ногайцы приближаются...» (УПТМН, Саранск, 1963, т. 1, с. 260). Изображение эрзянина и мокшанина в одном лице присуще произведениям и других жанров фольклора: «Ой, вечером ложится сурский эрзянин, думая, утром просыпается сурский мокшанин, гадая...» (песня-сказка) (Цит. по: Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung, Helsinki, 1938, s. 389). Являясь одной из форм общественного сознания, фольклор не только художественно отражал общественное бытие, в частности процесс этнической консолидации мордвы, но и оказывал активное воздействие на него, популяризируя идею единения мордвы как народа.

К концу 15 в. основная масса мордвы находилась в составе Московского княжества, другая часть оставалась в пределах Казанского ханства. Очевидец его присоединения к Российскому государству (1552) Андрей Курбский писал впоследствии, что кроме «татарска языка» в том царстве 5 языков: мордовский, чувашский, черемисский, «воитецкий» (удмуртский), башкирский. Значительная группа мордвы была принудительно уведена в центральные районы Казанского ханства, где они помимо уплаты ясака обрабатывали ханские земли. Позже, освободившись из неволи, многие из них возвратились на родные земли. Так, в писцовой книге Свияжского уезда за 1565—1567 гг. перечислено более 20 заброшенных мордовских селений. «Да в тех же сёлах и в деревнях, — отмечал писец, — с татары и с чувашею преж сего жили мордва и та де мордва разошлася по своим старым улусам по вотчинам и по ухожьям в мордву на Мокшу и по Суре...».

Оставшаяся на территории бывшего Казанского ханства часть мордвы подверглась татаризации. Небольшая группа каратайской мордвы постепенно забыла родной язык, сохранив, однако, мордовское этническое самосознание.

Мордовское селение. Рисунок А. И. Коровина Переход под власть Московской Руси хотя и не избавлял мордву от бремени феодального гнёта, но давал временное (на 3 года) облегчение от ясака. Симпатии широких масс мордвы были на стороне Москвы, что отражено, например, в исторической песне «Саманька» девушка в кругу подружек на посиделках сетовала на то, что царь 7 лет осаждает казанскую крепость, много льёт солдатской крови, но взять не может, а между тем есть надёжное средство — сделать под стены подкоп и разрушить их пороховым взрывом. Царь, узнав о похвальбе, посылает за девушкой, грозит снять с неё голову, если она не взорвёт крепость. После того, как стены рухнули, царь говорит: «Ох, ты, красная девка, Стоит тебя помиловать, Чем же тебя пожаловать?». Саманька просит отвезти её домой, к её народу, и разрешить ей носить на головном уборе царский образ (монету) в память об участии во взятии казанской крепости. Из песни видно, что заботу о судьбах России проявляли не только русские, но и мордва.

К середине 16 в., после падения Казанского ханства, западная граница мордовских поселений проходила по Оке, муромскому лесу, где были бортные ухожаи алатырской мордвы. Восточная граница простиралась до Суры. В Засурье и далее на юге по берегам Волги вплоть до Самарской Луки мордва владела не только бортными ухожаями, но и поселениями, что доказано археологическими раскопками могильников 14—15 вв. (Муранский, Барабашинский). На юге мордовские земли достигали p. Хопёр и Тансырей; здесь находились бортные ухожаи мордвы с р. Цны, т. е. мокши, густо расселенные в Тамбовском, Моршанском и Шацком уездах. Отдельные поселения мордвы сохранились на правобережье Волги южнее Казани. В пределах данной территории мордва проживала компактно, составляя преобладающее большинство населения. Лишь в северных и западных районах ареала её традиционного расселения имелись небольшие группы русских поселений, а в центральных и южных — мишарей. Со 2-й половины 16 в. на землях расселения мордвы начала складываться новая этническая ситуация, связанная с интенсивным передвижением русских, миграциями мордвы в пределах коренной этнической территории и поволжских земель.

Плодородные почвы, благоприятные для развития земледелия, богатые дичью леса и рыбой реки, умеренный климат мордовского края, который русские называли «подрайской землицей», привлекали к себе не только помещичий класс и духовенство, но и «вольных» русских поселенцев-крестьян. Во многих районах прежнего жительства мордва быстро оказалась в положении этнического меньшинства. Процесс заселения мордовских земель русскими сопровождался крупными миграциями мордвы. В правобережной части Поволжья русские двигались главным образом по районам расселения мордвы-эрзи, оставляя в стороне земли мордвы-мокши, в результате чего степень участия эрзи в общих миграциях мордвы 16—18 вв. оказалась большей.

Определенное влияние на переселение отдельных групп мордвы в более глухие и отдаленные районы оказало крещение. В целях ускорения христианизации мордвы власти по указу 1740 г. практиковали насильственное переселение инородцев, которые «с крестившимися в одних деревнях живут...», в русские или новокрещенские православные районы. Некоторые новокрещены уже не считали себя настоящей мордвой, называя таковой лишь своих предков, живших и умерших по мордовской вере. Например, в челобитной императрице новокрещены с. Козловка Краснослободского уезда писали в 1770 г.: «Предки наши, бывшия мордва...».

Этнические процессы у мордвы в российской историографии рассматривались в основном с точки зрения ассимиляции, обрусения. В ряду главных причин ассимиляционных процессов среди мордвы следует считать не стремление русских русифицировать её и не склонность мордвы к обрусению, а исторически сложившееся смешанное мордовско-русское расселение. Мордвинизация русских шла в более скромных масштабах, чем обрусение мордвы, что объясняется разной численностью этих этносов. Имеются данные о случаях мордвинизации чувашей и татар, особенно в селениях, где те проживали в меньшинстве среди мордвы. В тех же селениях, в которых чуваши или татары составляли большинство, мордва подвергалась в той или иной степени чувашизации или татаризации.

В пореформенный период Российского государства в мордовской среде начали складываться капиталистические отношения. Мордовский край был составной частью системы всероссийского рынка. Богатые крестьяне, ремесленники, купцы и промышленники из мордвы обслуживали местные рынки г. Саранска, Инсара, Темникова, Краснослободска и в большом количестве поставляли продукцию в Москву, Пензу, Нижний Новгород, Казань, Тамбов, Симбирск и другие города страны. Из среды мордвы выделялись состоятельные купцы и промышленники: Аржаевы, Казаевы, Киржемановы, Кичаевы, Сазонкины, Целины, Цетыркины и др. По статистике 1897 г., числились 175 мордовских купцов и промышленников (см. Купечество).

В последней четверти 19 в. начала формироваться мордовская интеллигенция, на 1-м этапе — это были выпускники Казанской учительской инородческой семинарии. Её окончили мордовские просветители А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев, поэт З. Ф. Дорофеев. Там учились Глухов, Л. П. Кирюков, И. П. Кривошеев, М. И. Наумкин, С. Г. Потапкин, И. Ф. Прокаев, Е. В. Скобелев и др. Московское училище живописи, ваяния и зодчества окончил С. Д. Эрьзя. В те годы были изданы первые книги на мокшанском и эрзянском языках, преимущественно религиозного содержания, сделаны попытки вести на них школьное обучение и церковное богослужение.

Базарный день в Инсаре. Рисунок А. И. Коровина В Казани было основано Мордовское культурно-просветительное общество (председатель М. Е. Евсевьев), которое разослало «Воззвание к мордовскому народу» с призывом к объединению «интеллигентных и народных сил мордвы для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы», созданию местных организаций, призванных «воспитывать в своём народе любовь ко всему родному», «знакомить мордву с её прошлым бытом, нравами и читать мордовские произведения, к изданию которых приступило Общество», собирать в школьные библиотеки книг на мордовском языке, создавать, где есть возможность, национальные хоры. По предложению мордовских священнослужителей дьякона Ф. К. Садкова и протоиерея Ф. П. Стрелкова в воззвании отражены и религиозные цели. «Религия, — провозглашалось в нём, — есть святая святых души человека, поэтому весьма желательно введение богослужения на родном языке». На 1-м заседании 21 мая 1917 г. члены Мордовского культурно-просветительного общества признали необходимым «скорейшее созвание мордовского съезда» и постановили направить делегацию в Министерство народного просвещения России «для освещения нужд мордовского населения, в частности для ходатайства об открытии учительской семинарии для мордвы». Однако просьба осталась без ответа. Не состоялся и мордовский съезд, намечавшийся на август 1917 г. Развитие капитализма привело к стандартизации быта и культуры мордвы, особенно материальной, обусловило переход от традиционных форм к русским и общеевропейским. Рост промышленности, железнодорожного транспорта, внедрение капиталистических отношений в аграрный сектор повлекли за собой изменение социальной структуры мордвы, формирование в её среде рабочего класса, буржуазии и интеллигенции, что создавало предпосылки для её преобразования в нацию. Но отсутствие административно-политического, экономического и культурного центра, дисперсное расселение на территории ряда губерний, этническая дискриминация были серьёзными препятствиями на этом пути.

Внутренние инфосвязи у мордвы были слабее, чем связи, ассоциировавшие её с русской нацией. Уже для дореволюционной мордвы был характерен билингвизм. Это даёт основание считать, что мордовский этнос из феодальной народности в условиях капиталистической России трансформировался в капиталистический. В послеоктябрьский период произошли качественные изменения не только в социальной структуре, но и в типологии мордовского этноса, который, обретя автономию, стал нацией.

Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. — М., 1960. — Вып. 1; Мордва. — Саранск, 1981; Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. — Саранск, 1989; Его же Материальная культура мордвы. — Саранск, 2002; Юрчёнков В. А. Хронограф. — Саранск, 1991; Его же. Взгляд со стороны. — Саранск, 1995; Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. — Саранск, 1992; Мордва. — Саранск, 1995; Вихляев В. И. Происхождение древнемордовской культуры. — Саранск, 2000; Народы Поволжья и Приуралья. — М., 2000; Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen. — Helsinki, 1952.

www.mordovia.info


Смотрите также