Леонид Круглов: «Путешествия приближают к бессмертию». Мое путешествие к первобытным людям
ПУТЕШЕСТВИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ. ПУТЕШЕСТВИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Как древние люди представляли себе Землю? Какие ученые в древности занимались доказательствами шарообразности Земли?
С какой целью европейцы искали путь в Китай и Индию?
Еще в глубокой древности люди исследовали территорию, на которой жили. На каменных стенах пещер, бивнях мамонтов, бересте они изображали окружающую местность, делали первые картографические рисунки. На одной из иллюстраций (рисунок 1), сделанной на серебряной вазе за тысячелетие до нашей эры, показаны реки, стекающие с горного хребта и впадающие в озеро. Здесь изображены также фигурки зверей и птиц. Такие рисунки можно считать прообразами первых карт. Рассматривая их, можно узнать, как развивались знания о Земле.
Рисунок 1 – План охотничьего угодья,
нарисованный на серебряной вазе
(X век до нашей эры)
Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. В древности люди путешествовали не только по суше, но и по океану, ориентируясь днем по Солнцу, а ночью – по звездам. Первооткрывателями новых земель были моряки и купцы. А первым морским народом можно назвать финикийцев. Именно они на своих прочных судах перевозили по Средиземному морю товары купцов из разных стран. Более двух тысяч лет назад финикийцы первыми совершили плавание вокруг Африки (рисунок 2).
Рисунок 2 – Плавание
финикийцев вокруг Африки Геродот – ученый, живший в V веке до нашей эры в Древней Греции (рисунок 3). Его считают родоначальником многих наук. Геродот побывал в разных местах и описал историю народов и их быт. Наиболее продолжительным и опасным было путешествие в Скифию – южную часть Русской равнины. В те времена здесь жили смелые и воинственные племена скифов и сарматов. Путешествуя по Египту, Геродот описал климат, разлив Нила, растительность и животный мир.
Более двух тысяч лет назад все, что лежало за пределами Средиземного моря, считалось неизвестным миром. Греческий ученый-путешественник Пифей первым нашел путь из Средиземного моря в Северное. Это путешествие было организовано греческими купцами, которые хотели найти торговый путь к северным островам, богатым янтарем. Древнегреческого ученого Анаксимандра считают создателем первой географической карты. В VI веке до нашей эры он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой (рисунок 4).
В ІІІ веке до нашей эры Эратосфен на основе последних географических открытий составил карту, на которой была изображена известная к тому времени обитаемая суша – ойкумена (рисунок 5). Анализируя ее, мы можем понять, какой представляли Землю древние греки.
Рисунок 5 – Представления
о мире по Эратосфену
Более совершенными стали карты, составленные в II веке нашей эры греческим ученым Птолемеем (рисунок 6). Клавдий Птолемей обобщил и систематизировал знания античных ученых о Земле в своем восьмитомном сочинении «Руководство по географии». Этот труд в течение нескольких столетий был очень популярным среди ученых, путешественников и купцов. Его переиздавали 42 раза.
Рисунок 6 – Представления о мире по Птолемею В Средние века географические открытия продолжились. В VIII−XI веках на территории современных Швеции, Дании и Норвегии жили викинги − «люди моря». Это были морские разбойники, которые держали в страхе все прибрежные народы Европы. Характер у них был очень неуживчивый, и они селились так, чтобы не видеть своих соседей. Сначала викинги заселили все побережье Скандинавского полуострова, затем – остров Исландия, а позднее стали осваивать остров, названный ими Гренландией. Викинги открыли и берега Америки, на 500 лет опередив Колумба.
Несмотря на то что в Европу в Средние века из Китая и Индии арабские купцы доставляли шелка, пряности и другие товары, никто из европейцев не имел представления о китайской культуре и ее высоких достижениях. Первым европейцем, побывавшим в Китае, стал известный путешественник Средневековья венецианский купец Марко Поло (рисунок 7).
Его путешествие по Азии длилось более 25 лет (рисунок 8). Это путешествие Марко Поло описал в «Книге о разнообразии мира». Он смог точно рассказать обо всем увиденном. Книга содержала красочное описание высокогорной Азии, Китая и Индии, Японии и многих прибрежных островов. Некоторые совершенно точные факты, включенные в рассказ, казались вымыслом.
Рисунок 8 – Путешествие Марко Поло
Так, трудно было поверить, что в Китае дома отапливаются «черным камнем», огонь которого сильнее, чем от дров. Сомнительными казались достоверные рассказы о миллионном населении городов, о богатствах и роскоши Востока. Правдивость этих рассказов была доказана позднейшими исследованиями. Книга Марко Поло служила ценным источником по географии, этнографии, истории многих стран Азии в Средние века. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV–XVI веков. Издание находилось на корабле Христофора Колумба в то время, когда он искал маршруты в Индию. По подсчетам исследователей, Колумб сделал в нем 70 пометок.
Русские купцы в XV веке вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, где провел три года. Он вел дневник и оставил нам описание путешествия, которое называется «Хождение за три моря». В нем рассказывается о пышных выездах султана, его дворе, росписи стен, резьбе по золоту и о многом другом. Однако Никитин замечал и окружающую это богатство ужасающую нищету народа. В его записях даются характеристики климата страны, сведения о земледелии. «Даже звезды в Индии расположены по-другому», – замечает Никитин. Подробно и интересно рисует путешественник картины народных праздников, в которых участвуют до 100 тысяч человек. Афанасий Никитин побывал в Индии за 30 лет до открытия ее португальцами. Представления людей об окружающем мире постепенно расширялись. В VI веке до нашей эры Анаксимандр создал первую географическую карту. В ІІІ–ІІ веках до нашей эры Эратосфен впервые употребил слово «география» и составил одну из первых карт. В ІІ веке нашей эры Птолемей составил более совершенную карту мира. В XII–XIII веках Марко Поло совершил путешествие по Азии. В XV веке русский купец Афанасий Никитин, «пройдя» через три моря – Каспийское, Аравийское и Черное, – совершил путешествие в Индию.
Ответьте на вопросы, выполните задания 1. Какие путешествия и открытия были совершены в древние времена? 2. Почему первооткрывателями новых земель были моряки и купцы? 3. Используя рисунки в тексте, определите, чем более совершенная карта Птолемея отличалась от карты Эратосфена? 4. Какие части суши и какие океаны были известны в II веке нашей эры? 5. Кто такие викинги и какой вклад в развитие представлений о Земле они внесли? 6. Какие географические открытия совершили Марко Поло и Афанасий Никитин?
5klgeogr.blogspot.com
Леонид Круглов: «Путешествия приближают к бессмертию»
Леонид Круглов - историк, этнограф, фотограф, режиссер, член Русского географического общества, руководитель проекта «Диалог со всем миром» Института этнологии и антропологии РАН, постоянный автор журналов «GEO», «National Geographic», «Итоги» и человек, совершивший двадцать экспедиций в самые труднодоступные уголки земного шара. О вреде и благах глобализации, потерянном рае и разнице между первобытным и современным человеком читайте в эксклюзивном интервью для ЭТНОМИРа.
Здравствуйте, Леонид! Вопросов к Вам как к человеку, объехавшему большую часть земного шара, очень много. Прежде всего, интересует цель ваших путешествий. Для чего Вы снова и снова отправляетесь в опасные и трудные экспедиции?
Мои путешествия - это уже образ жизни. Среди моих друзей и знакомых множество представителей очень интересных профессий, но то, к чему на сегодняшний день пришел я – это действительно мое. И я не представляю, как мог бы жить иначе.
Насколько большой резонанс в обществе вызвал ваш последний фильм «По следам великих русских путешественников»?
Первый канал - мне кажется, остается самым популярным среди россиян. Поэтому крупные телевизионные проекты, транслирующиеся на Первом, сразу становятся заметными. Судя по откликам, полученным от телезрителей, мой сериал порадовал очень многих, даже несмотря на то, что он шел в дневное время по воскресеньям. Его сравнивают с проектом Сенкевича. Если помните, Юрий Сенкевич в свое время вел легендарную программу «Клуб путешественников». После его проекта ничего подобного, к сожалению, на Первом канале больше не создавалось. Надеюсь, в ближайшем будущем мои экспедиции продолжатся, и мы снимем новый сериал, на этот раз посвященный русскому Северу.
Это Ваш новый проект?
Да. Он называется «Великий северный путь». Эта экспедиция начнется в феврале и продлится два года. За это время нам предстоит преодолеть путь длиной в 10 000 километров от Архангельской области до Чукотки. Мы планируем совершить путешествие по самым труднодоступным районам Дальнего Востока и Крайнего Севера, при этом передвигаться придется на ледоколах, вездеходах, поморских ладьях, собачьих упряжках, оленях, лыжах и даже пешком. Проект очень масштабный, сложный, так как путешествовать по нашему русскому Северу гораздо труднее, чем по любым районам Африки и Южной Америки.
Леонид, сегодня на российском телевидении есть множество программ о путешествиях. Скажите, то, что делаете Вы, чем-то отличается от работы коллег по цеху?
Я считаю, что фильмы и рассказы о путешествиях в первую очередь должны передавать дух открытий и приключений. Именно поэтому мне важно самому прочувствовать все путешествие, чтобы я мог показать зрителям изнутри то, что вижу сам.
Когда я отправлялся в кругосветное путешествие, в порту французского Бреста стояли бок о бок два самых больших российских учебных парусника - барк «Седов», на котором совершал кругосветку я, и барк «Крузенштерн», на котором находился Михаил Кожухов (российский журналист и телеведущий. Прим.ред.). Позже выяснилось, что он тоже снимал фильм о первом русском кругосветном путешествии. Но когда я сравнил результаты, то понял, насколько различаются наши идеи и подходы. Если мне было важно пройти путешествие от начала до конца самому, управлять парусами во время шторма, справляться с возникающими трудностями, то он неделю проплавал на «Крузенштерне», снял необходимые кадры и уехал, а в последующие точки экспедиции прилетал на самолете. У него получилась лекция, у меня - приключение.
Леонид, нужно отметить, что ни одна из Ваших экспедиция не отличалась легкостью. Сколько времени у Вас уходит на подготовку путешествий?
Всегда по-разному. Бывает, что на подготовку и реализацию экспедиции уходит несколько лет, потому что с первого раза что-то не удается. Взять ту же экспедицию к людям, живущим на деревьях в самом сердце Папуа-Новой Гвинеи. По сути, я бился над ней семь или восемь лет. В первый раз мы потерпели неудачу потому, что с местными племенами не существовало никакого контакта. Они были абсолютно изолированы от влияния извне, и мы элементарно не смогли найти проводника, чтобы пройти вглубь леса. Тогда племена вели настоящие военные действия - не хотели пускать чужаков на свою территорию, и экспедицию, естественно, пришлось отложить. Это было около десяти лет назад. После этого несколько лет ушло на поиски местного проводника и нужных сведений. Как я уже сказал, племена жили изолированно, и единственными людьми, установившими с ними хоть какой-то контакт, были голландские миссионеры. Их дневники я разыскал в Лондонской библиотеке, и только после изучения этих записей, после того, как я нашел друзей и проводников в Папуа-Новой Гвинее, мне удалось углубиться в лес, найти племена и провести среди людей, живущих на деревьях, довольно много времени.
Леонид, а какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий путешественник? Каждому ли это дано?
Я знаю стопроцентно, что путешественник заложен в каждом человеке. Просто многие по разным причинам откладывают путешествия на потом. Но неслучайно многие пожилые люди, выйдя на пенсию, тратят накопления именно на путешествия. Это, наверное, одна из самых важных составляющих жизни. Как говорил Иван Бунин: «Человека делают счастливым три вещи - любовь, работа и возможность путешествовать».
Вы говорили, что первобытные люди счастливее нас. А какой мир для вас ближе - первобытный или цивилизованный?
Мне близки оба мира. Я считаю, что в идеале они должны наладить между собой гармоничное взаимодействие, как это сделано в Сингапуре (Малайзия). Там небоскребы соседствуют с джунглями, а в городских парках обитают редкие животные и птицы. При этом никакой апокалиптической картины вроде джунглей, поглощающих город, там нет. Природа и город живут в гармонии друг с другом, и вот это по-настоящему здорово. ЭТНОМИР, кстати, тоже великолепный пример такого симбиоза. Мне очень нравится, что у вас в едином пространстве сосуществуют люди и редкие животные, в этнических домиках восстанавливают традиции и древние ремесла… Жить так гораздо интереснее, чем обитать в мегаполисе или за каменным забором коттеджа.
Леонид, на празднике «Северное сияние» прошла церемония закладки первого камня в строительство Вашего дома-студии «Музей путешествий». Насколько серьезно Ваше намерение жить в ЭТНОМИРе, и чем оно продиктовано?
Мне действительно очень хотелось бы жить в ЭТНОМИРе, это было бы интересно и для меня, и для гостей парка. Я очень впечатлен здешней атмосферой - открытой, дружелюбной. Поскольку большую часть жизни я провожу в путешествиях, мне бы хотелось, чтобы мой дом в ЭТНОМИРе был открыт для гостей и представлял собой некую лабораторию, где бы я разрабатывал новые экспедиции, размещал материалы совершенных путешествий и делился бы самым интересным с людьми, пришедшими в ЭТНОМИР. Кроме того, мне хочется сделать там небольшой кинозал, где гости могли бы смотреть фильмы, которые я регулярно привожу из экспедиций.
Сегодня все мои «трофеи» хранятся в квартире, но я уже три раза отдавал огромные коллекции этнических редкостей. Коллекции пополняются с каждым возвращением из очередного путешествия. А мне бы хотелось собрать все в едином пространстве, чтобы люди могли прийти и увидеть все сразу. Мне кажется, это будет интересной особенностью ЭТНОМИРа. (7 декабря в ЭТНОМИРе был заложен первый камень в строительство Музея путешествий, а уже 2 января Леонид Круглов начнет работу над своей новой экспедицией по русскому Северу в одной из изб Музея Русской Печи в ЭТНОМИРе, где временно будет располагаться студия путешественника, и проведет предпремьерный показ своего нового фильма «Вокруг Света в 3D», получившего Гран-при V Московского кинофестиваля 3D-фильмов. - Прим.ред.)
Леонид, а какой предмет в Вашей коллекции является самым любимым и почему?
Я коллекционирую редкие предметы ручной работы и каждым предметом своей коллекции очень дорожу, потому что на создание таких вещей уходят месяцы, а порой и годы. Но самым ценным и уникальным, пожалуй, является нос деревянной лодки, на котором изображен очень интересный мифологический сюжет - человек на коленях молится огромной голове. Похожий сюжет, кстати, есть и в древнерусской мифологии. Он символизирует связь человека с духами предков. Этот предмет я нашел в одной из продовольственных лавок во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею.
По пути мы проплывали через поселения асматов - этого печально известного племени, в котором в свое время бесследно пропал известный антрополог и коллекционер Майкл Рокфеллер. В одном из поселков, которые соединяют цивилизованный мир с нецивилизованным, мы закупали продукты питания для экспедиции. Там, среди риса и консервов я заметил необычный обломок, рассмотрел его и выкупил у торговца за сущие копейки. А уже после возвращения домой проверил и выяснил, что эта деревяшка - коллекционный предмет: похожие вещи выставляются в мировых музеях.
Наверное, помимо редких этнических предметов Вы коллекционируете еще и впечатления. В своем интервью Елене Ханге Вы рассказывали про ритуалы, которые наблюдали в африканских первобытных племенах. А какой ритуал запомнился Вам больше других?
Я недавно отбирал фотографии для выставки в художественной галерее и пытался определить самый ценный кадр, который мне удалось снять за годы путешествий. Пожалуй, им является снимок, сделанный во время церемонии под названием «посола», которая совершается на острове Сумба в Тихом океане. Эта церемония представляет собой битву верхних и нижних деревень, лучшие всадники которых сталкиваются между собой в ритуальной схватке.
Но удивительно не это, а кульминация церемонии. После битвы старейшины и жрецы обеих деревень собираются у моря, встречают появляющуюся из морских вод «богиню», и... поедают ее. Может прозвучать жутко, но это является своеобразным причастием. А богиня представляет собой миллионы разноцветных червячков, которые только раз в году в определенный час как по волшебству появляются из моря.
Хорошо, что Вы уточнили, что представляет собой эта богиня - в противном случае можно было бы подумать, что эти люди - каннибалы. Леонид, Вы побывали в двадцати экспедициях. А любимое путешествие у Вас есть?
Мне дороги воспоминания обо всех моих путешествиях, но любимой считаю экспедицию к раннехристианским храмам, сохранившимся в горных районах Эфиопии. Эти постройки датируются III-IV веками н.э., когда христианство начало распространяться на континент из районов нынешнего Египта - в те времена первые христиане были вынуждены скрываться высоко в горах.
Я словно побывал в Средневековье. Там сохранились не только храмы, но и уклад той жизни, которую вели наши предки много столетий назад. К примеру, для того, чтобы попасть на всенощную службу, которая, кстати, действительно длится всю ночь, необходимо вскарабкаться по отвесной скале, а затем осторожно пройти по очень узкому карнизу шириной в двадцать сантиметров. Но после того, как ты преодолеваешь этот путь, меняется отношение к происходящему в храме, ведь теперь ты не просто случайный прохожий, ты завоевал свое право находиться там. Кстати, один из кадров этой экспедиции присутствует на выставке «Вокруг света», которая сейчас проходит в ЭТНОМИРе.
В чем разница между путешественником и монахом?
Я думаю, по сути, они очень близки. Когда отправляешься в путешествие, приходится отказываться от привычек комфортной повседневной жизни. Ты совершаешь свой путь, пребывая в особенном, аскетическом, сосредоточенном, изолированном от обычного мира состоянии. Истинное путешествие в чем-то очень похоже на монашеские скитания.
Так многие моряки, пережив смертельную опасность во время бури или шторма, становятся глубоко верующими людьми. Но не догматически, а внутренне. В дневниках Миклухо-Маклая, описывающих его путешествие в Папуа-Новую Гвинею, есть интересный пример. Несмотря на то, что этот путешественник всегда был окружен людьми, участвовал в их войнах, постоянно общался с местными жителями, свой дом он упоминал в дневниках не иначе как «моя келья». И я очень хорошо понимаю, почему.
Монахи уходят в кельи ради просветления, в поисках собственного рая. А Вы нашли свой рай на Земле?
Скорее наоборот, в своих путешествиях я рай не нашел, а потерял. Не раз, отправляясь в труднодоступные уголки земного шара, я надеялся найти последний уголок планеты, где люди до сих пор живут в райском единении с природой. И когда я отправился в Папуа-Новую Гвинею и увидел эти фантастические леса и людей, живущих на деревьях, я подумал, что нашел последний рай на земле. Но оказалось, что эти люди живут на грани жизни и смерти, что цивилизация неудержимо надвигается на них в лице многочисленных исследователей, стремящихся разбогатеть на своих открытиях. И этот первозданный, нетронутый современным человеком лес погибает, а его жители вымирают от голода, войн и болезней. Картинка обретенного рая разрушилась прямо у меня на глазах.
Так я убедился, что рая на земле не существует. Мы живем в то время, когда человеческий рай стремительно исчезает. Еще недавно на землях Северной Америки паслись огромные стада бизонов, а реки и моря были полны рыбы. Но сегодня планета перенаселена, и невосполнимых природных ресурсов уже не хватает на то, чтобы обеспечить нас всем необходимым. С каждой секундой человечество все больше отдаляется от рая на земле.
Тем не менее, в некоторых интервью Вы рассказывали, что много раз в своих экспедициях наблюдали те же картины, что и русские путешественники несколько веков назад. То есть глобализация охватила не всю планету...
Да, последние элементы первобытной культуры где-то сохраняются до сих пор. Но технократическая цивилизация и англосаксонское мышление распространяются очень агрессивно, а под давлением глобализации дикая природа и самобытные культуры просто растворяются.
Тем не менее, я не считаю, что это плохо. Я уверен, что глобализация позволит человечеству выйти на совершенно новый уровень развития. Одно дело - жить в раю, где у тебя изначально есть все необходимое, и совсем другое - добиваться и решать свои проблемы самим. Вспомним того же Будду. Родители нарочно изолировали его от внешнего мира, и до поры до времени он жил во дворце, окруженный роскошью и слугами, не подозревая о проблемах, существующих за пределами его дома. Но выход из дворца, знакомство с миром и настоящей жизнью привели его к просветлению.
Я думаю, что тот же самый урок ждет и все человечество. Мы стремительно уходим из состояния райского неведения, начинаем сталкиваться с серьезными экологическими проблемами и с проблемой выживания. Но в любом кризисе всегда есть и положительная сторона. Надеюсь, вскоре перед нами откроются совершенно новые горизонты.
А какова Ваша зона комфорта как человека и путешественника?
Мне почему-то захотелось сказать - весь мир (смеется). На самом деле, с одной стороны, я считаю себя человеком мира и ощущаю весь мир своим домом. С другой стороны, мне очень комфортно и уютно в маленьких этнических домиках – русских избах, украинских мазанках, африканских хижинах, монгольских юртах. Для счастья мне вполне достаточно такого пространства, как юрта.
Как Вы относитесь к вегетарианству?
Нормально, но без фанатизма. Я не считаю отказ от пищи животного происхождения ключом к гармонии. Самый короткий путь к гармонии - это жить, прислушиваясь к себе, своим инстинктам. Как путешественник, я часто ем самую невероятную пищу и не могу придерживаться определенной системы питания. Находясь в экспедициях, я питаюсь тем, чем питаются местные жители - иногда только растительной пищей, иногда только мясной, иногда и вовсе насекомыми или даже крысами.
Как Вы считаете, чему стоит поучиться нам у аборигенов, а им - у нас?
Думаю, мы можем учиться их бережному отношению к природе и времени. Первобытные люди никогда не берут больше, чем им необходимо, для выживания, не истощают ресурсы. Один из индейских вождей попытался донести эту мысль до американцев: «Когда в реках исчезнет вся рыба, а в лесах больше не будет оленей, вы поймете, что доллары есть нельзя». Я ее полностью разделяю.
А аборигенам у нас стоит учиться нашей организованности, целеустремленности, умению следовать графику и подчиняться расписанию, и, конечно, владению современными техническими средствами. Я думаю, по-настоящему гармоничный человек должен совмещать в себе первобытного и современного человека.
Леонид, наверняка во время экспедиций помимо опасностей Вы пережили и множество позитивных моментов. Расскажите про самый курьезный случай, произошедший с Вами в путешествии!
Действительно, курьезов много. Мне вспомнился такой: однажды мы с моим другом, путешественником Яцеком Палкевичем отправились в экспедицию в Перу, чтобы найти последних инков.
Добравшись до маленького городка на границе с Бразилией, где заканчивается гряда Анд и начинаются джунгли Амазонки, мы нашли местного проводника и договорились с владельцем небольшого автобуса об аренде его транспорта для перевозки нашего снаряжения и продуктов питания. Утром следующего дня, разыскав наш автобус, мы опешили - за рулем находился незнакомый человек, а в салоне - несколько индейцев, в квадратных пончо и шляпах. Впрочем, сидели они очень тихо и никакой опасности не представляли. Яцек возмущался, поскольку мы оплатили аренду всего автобуса целиком, но я успокоил его, решив, что мы ничего потеряем, если немного поможем нежданным пассажирам. Мы отправились в путь. Но уже через 20 минут последовала неожиданная остановка у соседней деревни, где к нам присоединились еще несколько женщин и детей, несущих в руках кур и корзинки яиц. Мой спутник опять начал волноваться, но доказать что-либо не представлялось возможным, так как человека, с которым заключался уговор, с нами не было. По пути мы останавливались в каждой деревне и «подбирали» все новых пассажиров. Когда в салоне не осталось места, я вздохнул с облегчением, ожидая, что больше остановок не будет. Не тут-то было! На крыше нашего транспортного средства обнаружилась дополнительная платформа для пассажиров, которым не хватило места внутри. Попутчиков становилось все больше - кто с курами, кто с овцами, кто с бычками. В конце концов, наш автобус стал похож на лукошко, из которого во все стороны торчат люди и домашний скот. При этом индейцы вели себя очень тихо, даже их домашние животные не издавали ни звука. А вот Яцек извергал такие проклятия, что, приведи я их сейчас, ни один журнал не напечатает это интервью.
В какой-то момент наш автобус остановился, издав ужасающий скрежет. Я пробрался к водителю, чтобы узнать, что произошло. И тот совершенно спокойно - так спокойно могут говорить только индейцы - сообщил, что при повороте у автобуса отказали тормоза, и нам чудом удалось остановиться на краю пропасти. Представляете? Вот такой курьез, рожденный различиями в мышлении индейцев и европейцев (улыбается).
Немного пугающая история в духе комедийного жанра! Леонид, так Вам удалось в результате найти инков?
Да, конечно. Покинув неисправный автобус, мы пересели на лошадей и добрались до Анд. Там, на самой границе горной гряды мы обнаружили поселения индейцев керас - они-то и являются последними потомками древних инков. Нам даже повезло стать свидетелями их уникальных церемоний. Например, ритуал поклонения солнцу, проводимый в день летнего солнцестояния. Индейцы выстраиваются на краю обрыва и с восходом солнца сбрасывают в пропасть вещи, которыми дорожат больше всего. Это подношение Великому Светилу.
Удивительно, но индейцы считают, что золото - это слезы Солнца, потому этот металл, по их мнению, не принадлежит человеку. Они украшали храмы золотом для того, чтобы угодить божеству, а не для накопления золотого запаса. Именно по этой причине они так спокойно отдали золото пришедшим в Южную Америку конкистадорам.
Что ж, Леонид, наше интервью подошло к концу. Большое спасибо Вам за интересную беседу и до новых встреч в ЭТНОМИРе!
До новых встреч!
Фото: из личного архива Леонида Круглова
ethnomir.ru
«Путешествия приближают к бессмертию» : ethno_mir
Леонид Круглов – историк, этнограф, фотограф, режиссер, член Русского Географического Общества, руководитель проекта «Диалог со всем миром» Института этнологии и антропологии РАН, постоянный автор журналов «GEO», «National Geographic», «Итоги» и человек, совершивший двадцать экспедиций в самые труднодоступные уголки земного шара. О вреде и благах глобализации, потерянном рае и разнице между первобытным и современным человеком, читайте в эксклюзивном интервью для ЭТНОМИРа.
Здравствуйте, Леонид! Вопросов к вам как к человеку, объехавшему большую часть земного шара, очень много. Прежде всего, интересует цель ваших путешествий. Для чего вы снова и снова отправляетесь в опасные и трудные экспедиции?
Мои путешествия - это уже образ жизни. Среди моих друзей и знакомых множество представителей очень интересных профессий, но то, к чему на сегодняшний день пришел я – это действительно мое. И я не представляю, как мог бы жить иначе.
Насколько большой резонанс в обществе вызвал ваш последний фильм «По следам великих русских путешественников»?
Первый канал – мне кажется, остается самым популярным среди россиян. Поэтому крупные телевизионные проекты, транслирующиеся на Первом, сразу становятся заметными. Судя по откликам, полученным от телезрителей, мой сериал порадовал очень многих, даже несмотря на то, что он шел в дневное время по воскресеньям. Его сравнивают с проектом Сенкевича. Если помните, Юрий Сенкевич в свое время вел легендарную программу «Клуб путешественников». После его проекта ничего подобного, к сожалению, на Первом канале больше не создавалось. Надеюсь, в ближайшем будущем мои экспедиции продолжатся, и мы снимем новый сериал, на этот раз посвященный Русскому Северу.
Это ваш новый проект?
Да. Он называется «Великий северный путь». Эта экспедиция начнется в феврале и продлится два года. За это время нам предстоит преодолеть путь длиной в 10 000 километров от Архангельской области до Чукотки. Мы планируем совершить путешествие по самым труднодоступным районам Дальнего Востока и Крайнего Севера, при этом передвигаться придется на ледоколах, вездеходах, поморских ладьях, собачьих упряжках, оленях, лыжах и даже пешком. Проект очень масштабный, сложный, так как путешествовать по нашему Русскому Северу гораздо труднее, чем по любым районам Африки и Южной Америки.
Леонид, сегодня на российском телевидении есть множество программ о путешествиях. Скажите, то, что делаете вы, чем-то отличается от работы коллег по цеху?
Я считаю, что фильмы и рассказы о путешествиях в первую очередь должны передавать дух открытий и приключений. Именно поэтому мне важно самому прочувствовать все путешествие, чтобы я мог показать зрителям изнутри то, что вижу сам.Когда я отправлялся в кругосветное путешествие, в порту французского Бреста стояли бок о бок два самых больших российских учебных парусника – барк «Седов», на котором совершал кругосветку я, и барк «Крузенштерн», на котором находился Михаил Кожухов (российский журналист и телеведущий. Прим.ред.). Позже выяснилось, что он тоже снимал фильм о первом русском кругосветном путешествии. Но когда я сравнил результаты, то понял, насколько различаются наши идеи и подходы. Если мне было важно пройти путешествие от начала до конца самому, управлять парусами во время шторма, справляться с возникающими трудностями, то он неделю проплавал на «Крузенштерне», снял необходимые кадры, а в последующие точки экспедиции прилетал на самолете. У него получилась лекция, у меня – приключение.
Леонид, нужно отметить, что ни одна из ваших экспедиция не отличалась легкостью. Сколько времени у вас уходит на подготовку путешествий?
Всегда по-разному. Бывает, что на подготовку и реализацию экспедиции уходит несколько лет, потому что с первого раза что-то не удается. Взять ту же экспедицию к людям, живущим на деревьях в самом сердце Папуа-Новой Гвинеи. По сути, я бился над ней семь или восемь лет. В первый раз мы потерпели неудачу потому, что с местными племенами не существовало никакого контакта. Они были абсолютно изолированы от влияния извне, и мы элементарно не смогли найти проводника, чтобы пройти вглубь леса. Тогда племена вели настоящие военные действия - не хотели пускать чужаков на свою территорию, и экспедицию, естественно, пришлось отложить. Это было около десяти лет назад. После этого несколько лет ушло на поиски местного проводника и нужных сведений. Как я уже сказал, племена жили изолированно, и единственными людьми, установившими с ними хоть какой-то контакт, были голландские миссионеры. Их дневники я разыскал в Лондонской библиотеке, и только после изучения этих записей, после того, как я нашел друзей и проводников в Папуа-Новой Гвинее, мне удалось углубиться в лес, найти племена и провести среди людей, живущих на деревьях, довольно много времени.
Леонид, а какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий путешественник? Каждому ли это дано?
Я знаю стопроцентно, что путешественник заложен в каждом человеке. Просто многие по разным причинам откладывают путешествия на потом. Но неслучайно многие пожилые люди, выйдя на пенсию, тратят накопления именно на путешествия. Это, наверное, одна из самых важных составляющих жизни. Как говорил Иван Бунин: «Человека делают счастливым три вещи – любовь, работа и возможность путешествовать».
Вы говорили, что первобытные люди счастливее нас. А какой мир для вас ближе – первобытный или цивилизованный?
Мне близки оба мира. Я считаю, что в идеале они должны наладить между собой гармоничное взаимодействие, как это сделано в Сингапуре (Малайзия). Там небоскребы соседствуют с джунглями, а в городских парках обитают редкие животные и птицы. При этом никакой апокалиптической картины вроде джунглей, поглощающих город, там нет. Природа и город живут в гармонии друг с другом, и вот это по-настоящему здорово. ЭТНОМИР, кстати, тоже великолепный пример такого симбиоза. Мне очень нравится, что у вас в едином пространстве сосуществуют люди и редкие животные, в этнических домиках восстанавливают традиции и древние ремесла… Жить так гораздо интереснее, чем обитать в мегаполисе или за каменным забором коттеджа.Леонид, на празднике «Северное сияние» прошла церемония закладки первого камня в строительство вашего дома-студии «Музей путешествий». Насколько серьезно ваше намерение жить в ЭТНОМИРе, и чем оно продиктовано?
Мне действительно очень хотелось бы жить в ЭТНОМИРе, это было бы интересно и для меня, и для гостей парка. Я очень впечатлен здешней атмосферой – открытой, дружелюбной. Т.к. большую часть жизни я провожу в путешествиях, мне бы хотелось, чтобы мой дом в ЭТНОМИРе был открыт для гостей и представлял собой некую лабораторию, где бы я разрабатывал новые экспедиции, размещал материалы совершенных путешествий и делился бы самым интересным с людьми, пришедшими в ЭТНОМИР. Кроме того, мне хочется сделать там небольшой кинозал, где гости могли бы смотреть фильмы, которые я регулярно привожу из экспедиций.
Сегодня все мои «трофеи» хранятся в квартире, но я уже три раза отдавал огромные коллекции этнических редкостей. Коллекции пополняются с каждым возвращением из очередного путешествия. А мне бы хотелось собрать все в едином пространстве, чтобы люди могли прийти и увидеть все сразу. Мне кажется, это будет интересной особенностью ЭТНОМИРа. (7 декабря в ЭТНОМИРе был заложен первый камень в строительство Музея путешествий, а уже 2 января Леонид Круглов начнет работу над своей новой экспедицией по Русскому Северу в одной из изб Музея Русской печи в ЭТНОМИРе, где временно будет располагаться студия путешественника, и проведет предпремьерный показ своего нового фильма «Вокруг Света в 3D», получившего Гран-при V Московского кинофестиваля 3D-фильмов. Прим.ред.)
Леонид, а какой предмет в вашей коллекции является самым любимым и почему?
Я коллекционирую редкие предметы ручной работы и каждым предметом своей коллекции очень дорожу, потому что на создание таких вещей уходят месяцы, а порой и годы. Но самым ценным и уникальным, пожалуй, является нос деревянной лодки, на котором изображен очень интересный мифологический сюжет – человек на коленях молится огромной голове. Похожий сюжет, кстати, есть и в древнерусской мифологии. Он символизирует связь человека с духами предков. Этот предмет я нашел в одной из продовольственных лавок во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею.
По пути мы проплывали через поселения асматов – этого печально известного племени, в котором в свое время бесследно пропал известный антрополог и коллекционер Майкл Рокфеллер. В одном из поселков, которые соединяют цивилизованный мир с нецивилизованным, мы закупали продукты питания для экспедиции. Там, среди риса и консервов я заметил необычный обломок, рассмотрел его и выкупил у торговца за сущие копейки. А уже после возвращения домой проверил и выяснил, что эта деревяшка – коллекционный предмет: похожие вещи выставляются в мировых музеях.
Наверное, помимо редких этнических предметов вы коллекционируете еще и впечатления. В своем интервью Елене Ханге вы рассказывали про ритуалы, которые наблюдали в африканских первобытных племенах. А какой ритуал запомнился вам больше других?
Я недавно отбирал фотографии для выставки в художественной галерее и пытался определить самый ценный кадр, который мне удалось снять за годы путешествий. Пожалуй, им является снимок, сделанный во время церемонии под названием «посола», которая совершается на острове Сумба в Тихом океане. Эта церемония представляет собой битву верхних и нижних деревень, лучшие всадники которых сталкиваются между собой в ритуальной схватке.
Но удивительно не это, а кульминация церемонии. После битвы старейшины и жрецы обеих деревень собираются у моря, встречают появляющуюся из морских вод «богиню», и... поедают ее. Может прозвучать жутко, но это является своеобразным причастием. А богиня представляет собой миллионы разноцветных червячков, которые только раз в году в определенный час как по волшебству появляются из моря.
Хорошо, что вы уточнили, что представляет собой эта богиня – в противном случае можно подумать, что эти люди – каннибалы. Леонид, вы побывали в двадцати экспедициях. А любимое путешествие у вас есть?
Мне дороги воспоминания обо всех моих путешествиях, но любимой считаю экспедицию к раннехристианским храмам, сохранившимся в горных районах Эфиопии. Эти постройки датируются III-IV веками н.э., когда христианство начало распространяться на континент из районов нынешнего Египта – в те времена первые христиане были вынуждены скрываться высоко в горах.
Я словно побывал в Средневековье. Там сохранились не только храмы, но и уклад той жизни, которую вели наши предки много столетий назад. К примеру, для того, чтобы попасть на всенощную службу, которая, кстати, действительно длится всю ночь, необходимо вскарабкаться по отвесной скале, а затем осторожно пройти по очень узкому карнизу шириной в двадцать сантиметров. Но после того, как ты преодолеваешь этот путь, меняется отношение к происходящему в храме, ведь теперь ты не просто случайный прохожий, ты завоевал свое право находиться там. Кстати, один из кадров этой экспедиции присутствует на выставке «Вокруг света», которая сейчас проходит в ЭТНОМИРе.
В чем разница между путешественником и монахом?
Я думаю, по сути, они очень близки. Когда отправляешься в путешествие, приходится отказываться от привычек комфортной повседневной жизни. Ты совершаешь свой путь, пребывая в особенном, аскетическом, сосредоточенном, изолированном от обычного мира состоянии. Истинное путешествие в чем-то очень похоже на монашеские скитания.
Так многие моряки, пережив смертельную опасность во время бури или шторма, становятся глубоко верующими людьми. Но не догматически, а внутренне. В дневниках Миклухо-Маклая, описывающих его путешествие в Папуа-Новую Гвинею, есть интересный пример. Несмотря на то, что этот путешественник всегда был окружен людьми, участвовал в их войнах, постоянно общался с местными жителями, свой дом он упоминал в дневниках не иначе как «моя келья». И я очень хорошо понимаю, почему.
Монахи уходят в кельи ради просветления, в поисках собственного рая. А вы нашли свой рай на Земле?
Скорее наоборот, в своих путешествиях я рай не нашел, а потерял. Не раз, отправляясь в труднодоступные уголки земного шара, я надеялся найти последний уголок планеты, где люди до сих пор живут в райском единении с природой. И когда я отправился в Папуа-Новую Гвинею и увидел эти фантастические леса и людей, живущих на деревьях, я подумал, что нашел последний рай на земле. Но оказалось, что эти люди живут на грани жизни и смерти, что цивилизация неудержимо надвигается на них в лице многочисленных исследователей, стремящихся разбогатеть на своих открытиях. И этот первозданный, нетронутый современным человеком лес погибает, а его жители вымирают от голода, войн и болезней. Картинка обретенного рая разрушилась прямо у меня на глазах.
Так я убедился, что рая земле не существует. Мы живем в то время, когда человеческий рай стремительно исчезает. Еще недавно по землям Северной Америки паслись огромные стада бизонов, а реки и моря были полны рыбы. Но сегодня планета перенаселена, и невосполнимых природных ресурсов уже не хватает на то, чтобы обеспечить нас всем необходимым. С каждой секундой человечество все больше отдаляется от рая на земле.
Тем не менее, в некоторых интервью вы рассказывали, что много раз в своих экспедициях наблюдали те же картины, что и русские путешественники несколько веков назад. То есть глобализация охватила не всю планету…
Да, последние элементы первобытной культуры где-то сохраняются до сих пор. Но технократическая цивилизация и англосаксонское мышление распространяются очень агрессивно, а под давлением глобализации дикая природа и самобытные культуры просто растворяются.
Тем не менее, я не считаю, что это плохо. Я уверен, что глобализация позволит человечеству выйти на совершенно новый уровень развития. Одно дело – жить в раю, где у тебя изначально есть все необходимое, и совсем другое – добиваться и решать свои проблемы самим. Вспомним того же Будду. Родители нарочно изолировали его от внешнего мира и до поры до времени он жил во дворце, окруженный роскошью и слугами, не подозревая о проблемах, существующих за пределами его дома. Но выход из дворца, знакомство с миром и настоящей жизнью привели его к просветлению.
Я думаю, что тот же самый урок ждет и все человечество. Мы стремительно уходим из состояния райского неведения, начинаем сталкиваться с серьезными экологическими проблемами и с проблемой выживания. Но в любом кризисе всегда есть и положительная сторона. Надеюсь, вскоре перед нами откроются совершенно новые горизонты.
А какова ваша зона комфорта как человека и путешественника?
Мне почему-то захотелось сказать – весь мир (смеется). На самом деле, с одной стороны, я считаю себя человеком мира и ощущаю весь мир своим домом. С другой стороны, мне очень комфортно и уютно в маленьких этнических домиках – русских избах, украинских мазанках, африканских хижинах, монгольских юртах. Для счастья мне вполне достаточно такого пространства, как юрта.
Как вы относитесь к вегетарианству?
Нормально, но без фанатизма. Я не считаю отказ от пищи животного происхождения ключом к гармонии. Самый короткий путь к гармонии – это жить, прислушиваясь к себе, своим инстинктам. Как путешественник, я часто ем самую невероятную пищу и не могу придерживаться определенной системы питания. Находясь в экспедициях, я питаюсь тем, чем питаются местные жители – иногда только растительной пищей, иногда только мясной, иногда и вовсе насекомыми или даже крысами.
Как вы считаете, чему стоит поучиться нам у аборигенов, а им - у нас?
Думаю, мы можем учиться их бережному отношению к природе и ко времени. Первобытные люди никогда не берут больше, чем им необходимо для выживания, не истощают ресурсы. Один из индейских вождей попытался донести эту мысль до американцев: «Когда в реках исчезнет вся рыба, а в лесах больше не будет оленей, вы поймете, что доллары есть нельзя». Я ее полностью разделяю.
А аборигенам у нас стоит учиться нашей организованности, целеустремленности, умению следовать графику и подчиняться расписанию, и, конечно, владению современными техническими средствами. Я думаю, по-настоящему гармоничный человек должен совмещать в себе первобытного и современного человека.
Леонид, наверняка во время экспедиций помимо опасностей вы пережили и множество позитивных моментов. Расскажите про самый курьезный случай, произошедший с вами в путешествии!
Действительно, курьезов много. Мне вспомнился такой: однажды мы с моим другом, путешественником Яцеком Палкевичем отправились в экспедицию в Перу, чтобы найти последних инков.
Добравшись до маленького городка на границе с Бразилией, где заканчивается гряда Анд и начинаются джунгли Амазонки, мы нашли местного проводника и договорились с владельцем небольшого автобуса об аренде его транспорта для перевозки нашего снаряжения и продуктов питания. Утром следующего дня, разыскав наш автобус, мы опешили – за рулем находился незнакомый человек, а в салоне - несколько индейцев, в квадратных пончо и шляпах. Впрочем, сидели они очень тихо и никакой опасности не представляли. Яцек возмущался, поскольку мы оплатили аренду всего автобуса целиком, но я успокоил его, решив, что мы ничего потеряем, если немного поможем нежданным пассажирам. Мы отправились в путь. Но уже через 20 минут последовала неожиданная остановка у соседней деревни, где к нам присоединились еще несколько женщин и детей, несущих в руках кур и корзинки яиц. Мой спутник опять начал волноваться, но доказать что-либо не представлялось возможным, т.к. человека, с которым заключался уговор, с нами не было. По пути мы останавливались в каждой деревне и «подбирали» все новых пассажиров. Когда в салоне не осталось места, я вздохнул с облегчением, ожидая, что больше остановок не будет. Не тут-то было! На крыше нашего транспортного средства обнаружилась дополнительная платформа для пассажиров, которым не хватило места внутри. Попутчиков становилось все больше – кто с курами, кто с овцами, кто с бычками. В конце концов, наш автобус стал похож на лукошко, из которого во все стороны торчат люди и домашний скот. При этом индейцы вели себя очень тихо, даже их домашние животные не издавали ни звука. А вот Яцек извергал такие проклятия, что, приведи я их сейчас, ни один журнал не напечатает это интервью.
В какой-то момент наш автобус остановился, издав ужасающий скрежет. Я пробрался к водителю, чтобы узнать, что произошло. И тот совершенно спокойно – так спокойно могут говорить только индейцы – сообщил, что при повороте у автобуса отказали тормоза, и нам чудом удалось остановиться на краю пропасти. Представляете? Вот такой курьез, рожденный различиями в мышлении индейцев и европейцев (улыбается).
Немного пугающая история в духе комедийного жанра! Леонид, так вам удалось в результате найти инков?
Да, конечно. Покинув неисправный автобус, мы пересели на лошадей и добрались до Анд. Там, на самой границе горной гряды мы обнаружили поселения индейцев керас - они-то и являются последними потомками древних инков. Нам даже повезло стать свидетелями их уникальных церемоний. Например, ритуал поклонения солнцу, проводимый в день летнего солнцестояния. Индейцы выстраиваются на краю обрыва и с восходом солнца сбрасывают в пропасть вещи, которыми дорожат больше всего. Это подношение Великому Светилу.
Удивительно, но индейцы считают, что золото – это слезы Солнца, потому этот металл, по их мнению, не принадлежит человеку. Они украшали храмы золотом для того, чтобы угодить божеству, а не для накопления золотого запаса. Именно по этой причине они так спокойно отдали золото пришедшим в Южную Америку конкистадорам.
Что ж, Леонид, наше интервью подошло к концу. Большое спасибо вам за интересную беседу и до новых встреч в ЭТНОМИРе!
До новых встреч!
Текст: Мария МихайловаФото: из личного архива Леонида Круглова
ethno-mir.livejournal.com
Путешествие в древний мир - Жаклин Динин
Подробности Категория: Узнай-ка!
Страница 1 из 22
Путешествие в древний мир (энциклопедия)
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации (см. Древняя Греция).Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. (см. Месопотамия/Ассирийцы). В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона(см. Древний Египет/Пирамиды/Погребение мертвых).
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
www.planetaskazok.ru
Путешествие в прошлое планеты Земля
Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.
Ход занятия:
Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры — гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные — мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.
Рассматривание иллюстраций «Динозавры»
Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.
Лепка «Динозавры»
Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.
Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»
На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.
Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой
По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери —
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери —
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете...
Их вылепить сможете вы!
Раскраска «Доисторические животные»
Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.
Подвижная игра «Хищники и травоядные»
Дети делятся на две команды — хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.
Песочная студия «Динозавры и динозаврики»
Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.
Подвижная игра «Яйцо динозавра»
Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному), в платке (в парах), кто больше пронесет за один раз.
Изготовление альбома «Динозавры»
Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.
Папоротники
Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники — одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.
Наблюдение за комнатным растением папоротник
У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.
Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»
Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.
Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.
Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»
В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».
Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных — лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.
Подвижная игра «Защита огня»
Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени), делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.
Инсценировка «Первобытное племя»
Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки — приготовление пищи, сбор ягод и дров.
Физкультура на воздухе
Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.
(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).
Кулинария
Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке — животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку — будем ловит рыбу копьем — нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.
Анатомия
Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).
Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.
Эксперимент «Гибкость позвоночника»
Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.
Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»
Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.
Скачать тематическую подборку материала для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»