Живопись древней руси мозаика. Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на востоке.Живопись в древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Живопись в древней руси Живопись, книжная миниатюра, пластика Церковные мозайки. Живопись древней руси мозаика


Вторая эпоха расцвета средневизантийского искусства и его преемники на востоке.Живопись в древней Руси

Живопись, книжная миниатюра, пластика

Церковные мозайки

Древнерусская живопись - совершенно византийская, и ее памятники - произведения греческих мастеров. Вследствие этого во внутреннем украшении русских церквей главную роль играет мозаика, а фресковая живопись занимает второстепенное место. Мозаики с золотыми фонами преобладают и в киевском Софийском соборе, стенные изображения которого, отчасти сохранившиеся, тесно примыкают к циклам мозаик византийских церквей: в средней абсиде представлена Богоматерь Заступница (Богоматерь "Нерушимая Стена") с воздетыми руками; в среднем круге главного купола сияет погрудное изображение Христа Вседержителя, окруженного четырьмя архангелами; но сцены Страстей Господних на коробовых сводах исполнены альфреско. Язык форм здесь живо напоминает позднемакедонское искусство Византии. Колорит светлее в изображениях святых и более темен в библейских композициях; тени еще коричневые. Как в мозаиках Дафни, верхние одежды изображены более темными, чем исподние. Особенно любопытны фрески бытового содержания на стенах лестниц, ведущих на хоры, и изображающие византийскую придворную жизнь, празднества, цирковые ристания, охоту. Сцена охоты на белку воспроизводит - в чем мы согласны с О. Вульфом - эпизод русской народной жизни.

В XII столетии отражается и в России перемена, произошедшая в византийском понимании форм. В мозаике церкви Михайловского монастыря в Киеве, построенной в 1108 г., где изображен Христос, причащающий апостолов на Тайной Вечере, мы встречаем те же вытянутые в длину, малоголовые фигуры, которые обычны во всем восточном искусстве этой эпохи. Но во фресках Кирилловского монастыря в Киеве, основанного в 1140 г., в движениях фигур и чертах лиц местами выказываются более грубые славянские особенности, от которых не свободны и фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге.

 

Иконопись

Станковая живопись играла на Руси важную роль уже в силу значения, какое имеет в православной религии почитание икон. Чем древнее русские иконы этой эпохи и чем ближе они к византийским оригиналам, тем выше они в художественном отношении. Образ Владимирской Божьей Матери в московском Успенском соборе считается одним из древнейших и лучших. Золотые фоны и свойственные поздневизантийскому искусству неподвижные, оцепенелые позы фигур, нередко еще облеченных в настоящие золотые ризы, остаются уделом русской иконописи.

 

Книжная миниатюра

Миниатюрная живопись вначале культивировалась в русских монастырях также одними греческими монахами, но вскоре присоединились к ним и русские каллиграфы. Самой древней, действительно русской иллюстрированной рукописью считается Остромирово Евангелие (1056-1057), хранящееся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Его миниатюры с фигурами, несмотря на то что в лицах некоторых из них ярко выражен славянский тип (например, изображение евангелиста Марка), имеют еще византийский характер. Изредка встречаются инициалы, составленные из лиственных, цветочных и животных мотивов и выполненные в смешанном северовизантийском стиле; нередко они усажены животными или женскими головками в виде масок. Орнаментированные инициалы и заставки русских рукописей, образованные из сплетенных цветочных и животных форм и ярко раскрашенные (красный и синий цвета преобладают), до середины XIII столетия сохраняют свой причудливый характер, отличный от характера орнаментики византийских рукописей.

 

Пластика в древней Руси

О древнерусской пластике можно сказать немногое. Знаменитые Корсунские врата в новгородском Софийском соборе - немецкое произведение XII столетия; западнороманский стиль с примесью славянских элементов виден также в скульптурных украшениях ("прилепах") Дмитриевского собора во Владимире и церкви Покрова-на- Нерли. Чрезвычайно любопытен один из рельефов владимирского собора св. Дмитрия, изображающий Восхождение на небо Александра Великого на колеснице, запряженной грифами; сравнение этого рельефа с подобным изображением в венецианском соборе св. Марка, послужившим для него образцом, наглядно показывает, как изысканные византийские формы становились под руками русских мастеров грубыми и тяжелыми.

www.verman-art.ru

Изобразительное искусство Древней Руси Богоматерь Оранта Мозаика

Изобразительное искусство Древней Руси

Богоматерь Оранта. Мозаика Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых.

Богоматерь. Оранта «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта» . Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии.

Богоматерь Владимирская Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века.

Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской.

Новгородская живопись.

Ангел Златые Власы. Икона В этом поэтически одухотворенном образе безвестный иконописец раскрыл свое представление о красоте.

Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос. Пантократор. Суров и грозен Бог.

Старец Макарий Египетский. Фреска Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа.

Чудо Георгия о змие. Икона. Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий, отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый, как называли его в народе, был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу, часто в нем видели бесстрашного ратоборца, защитника Родины.

Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в. . Икона "Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы "Знамение")" происходит из Успенской церкви села Курицкое на озере Ильмень. В основе этого оригинального иконографического типа лежит предание об иконе "Богоматерь Знамение", чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при осаде его суздальскими войсками в 1170 году.

Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества

Дмитрий Солунский. Икона В истории Русской Православной Церкви воинская тематика всегда занимала важное место, это проявлялось в особом почитании тех святых мучеников, которые по роду занятий своих были воинами В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина.

Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль. Фрагмент стены

Творчество Рублева и Дионисия.

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с коленопреклоненными ангелами Гимном Богородице, заступнице Русской земли звучат фрески, исполненные Дионисием в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. .

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с ангелами

Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай Дионисий существенно изменяет образ человека: фигуры сильно удлиняются, голова, руки и ноги подчеркнуто уменьшаются. В этом отразилась аристократичность вкусов царственной Москвы. Гармония, абсолютное внутреннее равновесие, праздничное любование характерно для творчества Дионисия.

Распятие. Дионисий Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды.

Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора.

Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева.

Троица Рублев Андрей "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

present5.com

Живопись в древней руси Живопись, книжная миниатюра, пластика Церковные мозайки

Древнерусская живопись - совершенно византийская, и ее памятники - произведения греческих мастеров. Вследствие этого во внутреннем украшении русских церквей главную роль играет мозаика, а фресковая живопись занимает второстепенное место. Мозаики с золотыми фонами преобладают и в киевском Софийском соборе, стенные изображения которого, отчасти сохранившиеся, тесно примыкают к циклам мозаик византийских церквей: в средней абсиде представлена Богоматерь Заступница (Богоматерь "Нерушимая Стена") с воздетыми руками; в среднем круге главного купола сияет погрудное изображение Христа Вседержителя, окруженного четырьмя архангелами; но сцены Страстей Господних на коробовых сводах исполнены альфреско. Язык форм здесь живо напоминает позднемакедонское искусство Византии. Колорит светлее в изображениях святых и более темен в библейских композициях; тени еще коричневые. Как в мозаиках Дафни, верхние одежды изображены более темными, чем исподние. Особенно любопытны фрески бытового содержания на стенах лестниц, ведущих на хоры, и изображающие византийскую придворную жизнь, празднества, цирковые ристания, охоту. Сцена охоты на белку воспроизводит - в чем мы согласны с О. Вульфом - эпизод русской народной жизни.

В XII столетии отражается и в России перемена, произошедшая в византийском понимании форм. В мозаике церкви Михайловского монастыря в Киеве, построенной в 1108 г., где изображен Христос, причащающий апостолов на Тайной Вечере, мы встречаем те же вытянутые в длину, малоголовые фигуры, которые обычны во всем восточном искусстве этой эпохи. Но во фресках Кирилловского монастыря в Киеве, основанного в 1140 г., в движениях фигур и чертах лиц местами выказываются более грубые славянские особенности, от которых не свободны и фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге.

Иконопись

Станковая живопись играла на Руси важную роль уже в силу значения, какое имеет в православной религии почитание икон. Чем древнее русские иконы этой эпохи и чем ближе они к византийским оригиналам, тем выше они в художественном отношении. Образ Владимирской Божьей Матери в московском Успенском соборе считается одним из древнейших и лучших. Золотые фоны и свойственные поздневизантийскому искусству неподвижные, оцепенелые позы фигур, нередко еще облеченных в настоящие золотые ризы, остаются уделом русской иконописи.

Книжная миниатюра

Миниатюрная живопись вначале культивировалась в русских монастырях также одними греческими монахами, но вскоре присоединились к ним и русские каллиграфы. Самой древней, действительно русской иллюстрированной рукописью считается Остромирово Евангелие (1056-1057), хранящееся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Его миниатюры с фигурами, несмотря на то что в лицах некоторых из них ярко выражен славянский тип (например, изображение евангелиста Марка), имеют еще византийский характер. Изредка встречаются инициалы, составленные из лиственных, цветочных и животных мотивов и выполненные в смешанном северовизантийском стиле; нередко они усажены животными или женскими головками в виде масок. Орнаментированные инициалы и заставки русских рукописей, образованные из сплетенных цветочных и животных форм и ярко раскрашенные (красный и синий цвета преобладают), до середины XIII столетия сохраняют свой причудливый характер, отличный от характера орнаментики византийских рукописей.

studfiles.net