(Мицраим; Исх 1:1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Ефиопиею, к с. Средиземным морем, к в. с Черным морем, к з. песчаною возвышенностью Сахары и Ливийскою пустынею. О его северных и южных границах сообщаются сведения в Иез 29:10, 30:6. Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины, простирающейся почти на 600 англ. миль в длину и окруженной на в. и з. рядом холмов и обширною пустынею. Речной бассейн страны обязан своим существованием, плодородием и красотою протекающей через нее огромной, исторической р. Нилу (см. Нил). Поэтому-то Египет в древности назывался даром Нила. Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. Слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт 10:6), который мог быть родоначальником египтян. Иногда он называется землею Хамовою (Пс 105:22), а иногда Раавом (Пс 86:4). Арабы называют его в настоящее время словом Мицр. В Египте прославился Иосиф, возвысившись из рабского состояния до высшего положения первого сановника при дворе Фараона. По указанию Божия Промысла, его отец, престарелый Иаков, и братья прибыли на жительство в Египет; и в течение 430 лет потомство их, состоявшее в начале переселения только из 75 душ, расплодилось от одного до двух миллионов. Чудесное освобождение Евреев от тяжкого ига Фараонова, несомненно, составляет одну из поразительнейших страниц в еврейской истории. Кому из нас не памятны с раннего детства и египетские волхвы, и десять казней египетских, из коих последнею и самою страшною была избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских, празднование Евреями первой Пасхи, и чудесный переход их через Чермное море! В Новом Завете, вскоре по рождении Спасителя, Египет указан Иосифу и Марии Богоматери с Богомладенцем Иисусом, как место убежища от преследования Ирода (Мф 2:13-19). После дня Пятидесятницы и сошествия Св. Духа на Апостолов (Деян 2:10) в Египте, в Александрии образовалось великое христианское общество, основателем которого по преданию считается ап. и ев. Марк. Как предмет пророчеств народ египетский служит одним из самых замечательнейших народов. «Вот Господь восседит на облаке легком, — пророчествует Исаия, — и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (19:1). «Египет — прекрасная телица, — восклицает пр. Иеремия, — но погибель от севера идет, идет. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного» (46:20). «…меч царя Вавилонского придет на тебя. — взывает в пророческом духе Иезекииль, — От мечей сильных падет народ твой» (32:11-12). «И сделается земля египетская пустынею и степью; и узнают, что Я — Господь» (29:9). Все предсказания, как выше приведенные, так и множество других относительно Египта, особенно замечательны по точности и полноте своего исполнения, что подтверждается неопровержимыми доказательствами. В то время, когда произносились эти боговдохновенные пророчества, Египет находился в самом цветущем состоянии. «Как, сад Господень, так земля египетская», — говорится о нем в Быт 13:10 еще в то время, когда на долине Иорданской стояли нечестивые города Содом и Гоморра; повсюду высились блестящие города — стовратные Фивы, Луксор Карнах, величественные памятники гения, искусства, трудолюбия, промышленности, сохранившиеся на удивление до наших времен, как-то: пирамиды, катакомбы, обелиски, сфинксы, искусственное Меридово море и другие, были всюду многочисленны и беспримерны. Но когда совершился над ним грозный Божественный суд и держава Фараонов пала, Египет сделался вассальным государством, подчинился туземному игу, и даже частью управлялся невольниками. Летучие мыши теперь во множестве попадаются в развалинах древних египетских храмов и гробницах, наполняя мрачные, пустынные комнаты и проходы пирамид шелестом своих крыльев. Невольно вспоминается при этом величественное пророчество Ис 2:20: «в тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им».
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Словарь терминов к курсу. Искусство Древнего Востока: учебное пособие
Словарь терминов к курсу
Адорант
от фр. «почитать», название, применяемое учеными к изображениям людей/жрецов молящихся божествам в искусстве древних культур.
Алтарь
в Древнем Египте и Двуречье – поверхность на которой совершались жертвоприношения или возлагались приношения богам. Алтарь мог располагаться в храме, под открытым небом, быть стационарным или переносным (размеры некоторых египетских алтарей очень маленькие). Поверхность может быть декорированной (с узорами, изображениями, надписями) и нет.
Ападана
перс. слово, которым на правах термина называют дворец для приемов в архитектуре Древней Персии (Ахеменидский Иран), входивший в состав большого дворцового комплекса на платформах, соединенных лестницами. Дворец представлял собой многоколонный зал и, как правило, был ориентирован по четырем сторонам света, имел четыре башни и четыре портика, к которым вели лестницы.
Барельеф от фр. «низкий» и «рельеф» – рельеф, в котором изображение возвышается над поверхностью фона не очень сильно (в отличие от горельефа, от фр. «высокий» и «рельеф», в котором изображение выступает над фоном на половину, на три четверти и иногда даже в некоторых своих частях «отрывается» от фона).
Бит-хилани семитск. «дом галереи», название используемое учеными для обозначения особой архитектурной конструкции, бытовавшей в Передней Азии. Представляет собой здание с портиками между двумя башнями или выступами, под которыми расположена галерея.
Вотив различные предметы быта, орудия труда, оружие, посвящавшиеся богам в качестве жертвенных подношений, приносившиеся в храмы, использовавшиеся в культовых целях.
Врезанный рельеф или «en creux» (фр.) или углубленный рельеф, особая разновидность древнеегипетского рельефа, суть которого в том, что рельефное изображение углублено по отношению к плоскости фона или находится на одном уровне с ним, а линии контура и пространство между рельефными фигурами врезаны глубже.
Гипостиль или гипостильный зал, от греч. «много» и «колонна» – термин, применяющийся в отечественной научной литературе для обозначения многоколонных залов в древнеегипетских и древнеперсидских храмах.
Зиккурат русифицированный вариант аккадского «зиггурату», связывается с глаголом «заггару» («поднимаю, высоко ставлю»). Название применяющееся для обозначения ступенчатого сооружения, увенчанного храмом, в Месопотамии. Наиболее известные – зиккурат в Уре (ок. 2110 г. до н. э.) и зиккурат Этеменанки в Вавилоне (ок. 550 г. до н. э.). Существует три теории по поводу происхождения этой архитектурной конструкции: 1) желание приподнять храм над землей из-за постоянных наводнений; 2) желание создать искусственную гору на которой расположено жилище божества, выделить храм визуально; 3) зиккурат, как «лестница в небо», позволяющая верующему подойти поближе к богу. Зиккурат не имел внутренних помещений (за исключением чисто технологических пустот). На вершину зиккурата вела спиралевидная или тройная лестница.
Иероглиф от греч. «священный» и «режу/высекаю», термин, использующийся для обозначения знаков-рисунков древнейшего варианта египетского письма, появившегося к концу IV тысячелетия до н. э.
Картуш овальная рамка вокруг имени фараона в древнеегипетских текстах, визуально выделявшая имя в тексте и в то же время «охранявшая» имя.
Кенотаф термин, использующийся для обозначения «ложной гробницы», гробничного сооружения, не предназначенного для погребения тела усопшего (не путать с разграбленной гробницей, в которой тело было захоронено, но к моменту находки археологами отсутствовало из-за деятельности грабителей)
Ном от греч. «номос», термин, применяющийся для обозначения округа, административно-хозяйственного образования в Древнем Египте. Вражда между номами, периоды их объединения и распада этих объединений лежат в основе периодизации искусства Древнего Египта.
Ортостат от греч., термин, использующийся в отечественной научной литературе для обозначения украшенных рельефным декором каменных плит, которые использовались для облицовки архитектурных сооружений. В хеттской архитектуре такие плиты могли украшать нижнюю часть зданий снаружи, темы изображений на разных плитах не были связаны друг с другом. В ассирийской архитектуре ортостатами облицовывали стены внутри больших дворцовых залов, сцены охоты или шествий простирались на несколько близстоящих ортостатов.
Остракон греческое слово, которым обозначался глиняный черепок (кусочек глиняного сосуда), использовавшийся в качестве материала для письма. Этим же словом обозначаются аналогичные черепки в Древнем Египте и Двуречье. В отличие от дорогого пергамена или папируса битые черепки можно было найти в избытке.
Палетка термин для обозначения каменной пластинки, использовавшейся для растирания красок в Древнем Египте. Ранние палетки имели форму животного или рыбы, к концу додинастического периода получили распространение палетки, украшенные рельефным декором.
Перистиль или перистильный двор, от греч. «окруженный колоннами», двор, обрамленный со всех четырех сторон колонными портиками, термин, применяющийся в отечественной научной литературе для обозначения дворов с портиками по всем четырем сторонам, входивших в состав древнеегипетских храмов.
Печать на Ближнем Востоке использовались два вида печатей – цилиндрическая печать (в виде цилиндра с отверстием внтури, в которое продевали веревочку и носили печать на шее) и печать-штамп (с рукоятью или на кольце). Такие печати помимо своего прямого назначения также служили украшением, знаком социального статуса, знаком отличия
Пилон от греч. «ворота», термин, использующийся для обозначения двух массивных трапециевидных башен, оформлявших вход в храм в Египте эпохи Нового царства и позднего времени.
Протома от греч., используется для обозначения передней части животного или человека. Протомами животных декорировались капители древнеперсидских колонн, а также металлические сосуды для питья.
Свастика один из мотивов, встречающихся в декоре ранней керамики Ближнего Востока, особенно – на керамике из Самарры, а также на печатях 3 тыс. до н. э. Свастика трактуется как солярный символ, как знак движения, четырех ветров и т. п.
Сердаб специальное помещение в заупокойном храме в Древнем Египте, в которое помещалась статуя умершего. Вход в это помещение был закрыт, а на уровне глаз статуи в стене были две дырочки, чтобы она могла «смотреть» на родственников и жрецов, отправляющих культ умершего в соседнем помещении.
Стела в Древнем Египте и Двуречье – вертикально поставленная каменная плита с изображением или текстом (погребальный текст, свод законов, рассказ о завоеваниях и т. п.)
Телль, тепе «телль» (арабск) и «тепе» (турецк) – слова, которыми обозначают насыпь или холм искусственного происхождения, образовавшийся на месте руин древних поселений на Ближнем Востоке. На одном и том же месте с веками одно поселение с архитектурой из кирпича-сырца сменяло другое, новое строилось прямо поверх старых руин. Таким образом, со временем, высота холма вырастала, а после того, как поселение было заброшено – холм «оплывал» и покрывался слоем земли. В таких холмах «слои» разных эпох часто перемешаны, что значительно затрудняет работу археологов.
Урей изображение священной кобры на головном уборе бога или фараона в изобразительном искусстве Древнего Египта, призванное отгонять от носителя эмблемы зло. Фриз из уреев использовался также для декора архитектурных сооружений и предметов обстановки.
Хеб-сед праздник, призванный «возродить» силы фараона (от которых магическим образом зависела сила и благополучие всей страны), первоначально отмечался на 30летие правления, впоследствии – справлялся независимо от срока правления.
Электр термин использующийся в отечественной научной литературе для названия сплава золота с серебром, использовавшегося в Древнем мире.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Значение и толкование термина Египет Древний
Египет Древний
раннерабовладельческое государство в Африке, в долине Нила.
Исторический очерк
Возникновение древнейшего египетского государства. Еще в эолитическом и палеолитическом периодах (сотни тысяч лет тому назад) Египет был заселен человеком. Древнейшее население Египта обитало на холмах, окаймляющих долину Нила, так как сама долина в результате ежегодных разливов Нила превращалась в сплошное болото. Кочевые хамитические и другие племена, расселявшиеся здесь, первоначально занимались охотой, позднее — также рыболовством. По мере численного роста населения, потребности которого охота уже не могла удовлетворить, совершался переход к примитивному, мотыжному земледелию и скотоводству. Долина Нила постепенно заселялась, возникали территориальный общины, создавалась ирригационная система. Общинники прорывали каналы, создавали плотины и превращали болота в плодородные поля. В этих работах значит, роль стал играть труд рабов. Появление рабов и социальное расслоение общины означало зарождение классов, классовой борьбы и государства. Вожди племен превращались в царьков, хотя в условиях не успевшего еще полностью отмереть общинного строя довольно долго сохраняли ряд прежних функций. Примерно к 4-му тыс. до н. э. в долине Нила насчитывалось около 40-а небольших рабовладельческих государств (номов). В результате борьбы между ними и подчинения слабых номов более сильными в конце 4-го тысячелетия до н. э. образовались два сравнительно крупных государства: одно — на Севере, со столицей Буто (Нижний Египет), другое — на Юге, со столицей Иераконполе (Верхний Египет). Около 3000 до н. э. подчинением северного царства южным завершился процесс объединения Египта в одно государство — централизованную раннерабовладельческую монархию (рабовладельческий способ производства не достиг в Египте уровня, античного рабовладения в силу прочного пережиточного сохранения сельских общин). Объединение Египта было обусловлено необходимостью создания единой ирригационной системы, а также стремлением южных номов использовать тучные пастбища дельты Нила и овладеть выходом к Средиземному морю. Первым царем, объединившим Юг и Север Египта, по преданию, был царь Мин (Менес) из Тинисского нома, положивший начало династии царей (фараонов) Египта и основавший город-крепость Мемфис. Хозяйство Египта в этот период сохраняло натуральный характер, но прогрессирующее разделение труда вело к зачаткам торговли между отдельными номами, между Северным и Южным Египтом, между Египтом и другими странами (Сирией, а в дальнейшем и Эгейским миром). Торговля составляла монополию царей и номовой знати. По установившейся традиции история Египта в т. н. классический период (до греческого завоевания) делится на Древнее царство (3-е тысячелетие до н. э.). Среднее царство (21-18 вв. до н. э.). Новое царство (16-11 вв. до н. э.) и Поздний (Ливийско-Саисский) период (10-6 вв. до н. э.), не считая переходных периодов. В исторической литературе принята также периодизация древней истории Египта по династиям (всего было 30 династий).
Египет в период Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.). В этот период сильно развилось сельское хозяйство, были прорыты новые оросительные каналы. Основными сельскохозяйственными культурами были ячмень, полба, пшеница, лен. Наряду с мотыгой стал применяться примитивный плуг. Рабочим скотом являлись быки и ослы. Большого развития начали достигать ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.). Снаряжались морские экспедиции в Финикию (главным образом за лесом) и на остров Крит. Совершались неоднократные хищнические походы на Синайский полуостров (богатый медью), в Палестину и на юг в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Из всех стран пригонялись пленники которых превращали в рабов.
Ссылка для форума (bb-код): [url=http://onlineslovari.com/]ОНЛАЙН СЛОВАРИ[/url] | [url=http://onlineslovari.com/entsiklopediya_mifologii/page/egipet_drevniy.2150/]Египет Древний[/url]
для сайта или блога: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_mifologii/page/egipet_drevniy.2150/
onlineslovari.com
Человек и общество - культура древнего египта
Культура древнего египта
культура древнего египта
совокупность достижений в области материальной культуры (ирригационное земледелие, ремесла, медные орудия труда), социальной (централизованная система управления с устойчивым бюрократическим слоем), духовной (культы богов и развитие заупокойных представлений, письмо, счет, искусство) объединенных центральной идеей обожествления фараона, признания органического единения мира и магии как основного способа взаимодействия с ним, верой в загробное существование. Фараон не только почитался как сын бога солнца, он олицетворял благосостояние и процветание страны и, будучи носителем божественной силы, «проливал благодать» на землю и людей (осуществлял торжественные земледельческие и социальные ритуалы).
Яркое представление о египетской культуре дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельможей). Пирамиды говорят об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. В земной жизни все властные и регламентирующие функции отводились фараону, вельможам, а создателями всех вещей, городов, законов, письма и ремесел считались боги. Боги же встречали человека в загробном мире, где Осирис творил свой суд над умершими. Индивидуальное начало и обоснование приоритета земной жизни выражены в египетской культуре слабо, хотя обнаруживается разочарование в существующей системе ценностей, о чем говорит поэма «Беседа разочарованного со своим духом ».