Каталогизация в древнем мире. Лекции По Истории Книжного Дела (Андреева О. В.). Лекции По Истории Книжного Дела (Андреева О. В. Книга в древнем мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Библиографическая деятельность в Древнем мире, Античности и Средние века. Каталогизация в древнем мире


5. Библиографическая деятельность в Древнем мире, Античности и Средние века.

Становление библиографии в Древнем мире

Истоки библиографии на Древнем Востоке

Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.

Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.

Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.

Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.

Среди рабов появляются грамотные переписчики. Рост документных источников, возникновение постоянного спроса на их использование с научными, образовательными, религиозно-культурными и другими целями способствовали формированию библиотек.

Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.

Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.

Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.

Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.

Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.

Под №1 - Книга-инвентарь храма

№10 - "Закон периодического движения небесных светил".

№28 - Охрана книг.

№30 - Об убийстве крокодила.

№29 - Сбор книг об охоте на льва.

Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.

Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект, ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью - содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.

Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

С Грецией классического периода связано появление слова "библиография", возникшего в V в. до н.э. от двух греческих слов библио и графо. Термин обозначал переписывание книг, а переписчики книг назывались библиографами. Копирование рукописей приобрело большой размах, библиографы нередко торговали своей продукцией. С VI в. до н.э. в Греции развивается книжная торговля, существовали как частные так и общественные библиотеки. Из литературных источников нам также известно о существовании библиотек государственных учреждений: например школьная библиотека Пталомеевской гимназии в Афинах, в которую каждый выпускник должен был подарить книгу. К сожалению, каталоги многих библиотек знаменитых людей не дошли до нас.

В Древней Греции главным пишущим материалом был папирус. Поисковые элементы книги писались в начале или конце папирусного свитка и часто обрывались, становились неразборчивыми.

Со 2-го тыс. до н.э. расширяется применение пергаментных книг, улучшились условия для сохранения библиографических информаций. Одной из крупнейших библиотек была знаменитая Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э., которая вмещала по разным данным от 500.000 до 700.000 книг на разных языках по всем отраслям знаний и была центром научной и культурной жизни. При библиотеке велось копирование книг, их изучение и описание. Главный библиотекарь этой библиотеки Каллимах (310 г. до н.э. умер 240 г.) составил грандиозный труд под названием "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний". В основу "Таблиц…" положен фонд знаменитой Александрийской библиотеки, тем не менее, их значение выходит за рамки каталога, поскольку они давали описание всех существующих в то время греческих книг, безотносительно к тому, имелись данные произведения в библиотеке или нет.

"Таблицы" можно назвать историко-литературным исследованием, т.к. для каждого автора давалось краткое его жизнеописание: указывалось его имя, имя его отца, место рождения и важные библиографические данные. Сверх того устанавливалось заглавие каждого произведения. Но нас больше привлекает форма в которую Каллимах облёк свой труд. Это табличная форма (расположение в алфавите авторов или в хронологическом порядке), говорит об использовании "Таблиц" в справочных целях., его труд был хорошо приспособлен для выполнения, как в фактографических так и библиографических справок, т.к. в нём сочетался биографический и библиографический материал. К сожалению, труд Каллимаха дошёл до нас только в отрывках. Однако, по мнению многих историков и учёных, он заслуживает титул "отец библиографии".

Кроме каталожных форм, в Древней Греции возникло библиографирование, независимое от конкретных документальных собраний. К числу таких библиографических работ можно отнести Дидасками - хронологические списки театральных постановок с перечислением имён авторов и названий пьес. Приводились также аннотации с указанием артиста, композитора. Подобные данные впоследствии стали элементами библиографических описаний и справочных аннотаций при библиографировании драматургических работ.

Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

В Риме времён республики и империи книга играла важную роль в образовании, политической, научной и литературной деятельности. Прежде всего, существовали крупные общественные библиотеки: Палатинская, Октавианская, Капитолийская. Император Траян основал самую крупную из римских библиотек, бывшую одновременно и государственным архивом.

Книгособирательство было распространено среди богатых римлян. Мы знаем о библиотеках Цицерона, Плиния Старшего. Однако Сенека в одном из своих произведений смеётся над богатыми владельцами библиотек, образование которых много ниже, чем их рабов. Большой популярностью пользовалась греческая литература. Множество греческих книг попало в частные и общественные библиотеки после завоевания Греции.

Несмотря на благоприятные условия для распространения книги, о состоянии библиографии в Риме нам известно немного. В Риме продолжалась греческая традиция использования библиографических сведений при написании сочинений по различным отраслям знаний. Например, работа знаменитого учёного-медика Галена (II в. н.э.) был придворным врагом императора Марка Аврелия. 1) "О порядке собственных книг", "О собственных книгах". В первой Гален даёт своему читателю советы, в какой последовательности знакомиться с его работами. Во второй он рассказывает о своей жизни и о своих трудах, с указанием заглавий соответствующих произведений. Цель этой работы - помочь отличить его собственные произведения от подделок.

Подытоживая выше сказанное можно прийти к выводу, что ни в Древней Греции Классического периода, ни в Риме конца республики и империи библиография не получила должного развития, нет данных о существовании крупных, самостоятельных библиографических трудов, были отдельные труды, по библиографии как целого не было.

Дальнейшие поиски библиографической деятельности приводят к периоду поздней античности.

В момент обострения идеологической борьбы, победы христианства над язычеством, приведшей к союзу церкви и государства, остро встала задача усиленного распространения христианской литературы с целью её противопоставления языческой.

Решению этой задачи способствовал Мироний Стридомск, издавший в конце IV в. работу под названием "Книга о знаменитых мужах". Работа, в которой по высказыванию самого автора, более подходило название "О церковных писателях", содержала описания 135 христианских писателей, включающие элементы биографического и критико-библиографического характера. "Книга" была переведена с латыни на греческий. Для нас важны библиографические элементы. Каждому писателю была отведена одна глава (различались по объёму). Именно этот вид библиографии будет наиболее распространённым в средние века. Для составления такого рода пособий в меньшей степени, чем для других типов библиографии требуется овладения библиографическими методами и навыками. Основное условие - хорошее знакомство с литературой. Расположение материала в библиографическом словаре всегда или хронология авторов или их алфавит. Эта работа являет собой первый образец имевших в последствии широкое распространение библиографических словарей. Кроме того, этот труд до сих пор сохраняет значение одного из важнейших источников по истории церкви и раннехристианской литературы.

На пути к средневековью на фоне падения античной культуры, необходимо выделить работу итальянского литератора. Флавий Магна Аврелий Кассиодор Сенатор (487-587) прожил почти сто лет. Происходил из богатой семьи, владевший обширными землями на юге Италии

Всего из 33 глав, на которые разбита I книга, двадцать носит выраженный характер информации о литературе. В каждой главе расположение материала: от важных и необходимых для читателя трудов к работе меньшего значения. Среди них встречаются и труды осужденных церковью писателей. До нас дошли только рукописи дотируемые VIII и XII в.в. Вообще было I книга - 45 рукописей II - двадцать две писатель, государственной и культурной деятельности в старости стал монахом, в собственном имении на берегу залива Таранто основал монастырь Вивариум, где и занялся искательством и перепиской духовных книг.

Кассиодора Сенатора" наставление о духовном и светском чтении". Выполненных во второй половине VI в., работа состоит из двух частей; в основном, библиографический характер носит лишь первая книга. Предназначенная для читателей-монахов, эта часть осталась первым и последним опытом рекомендательного пособия на протяжении всего средневековья. В работе библиография как христианская так и светская литература.

Таким образом, библиография, библиографическая деятельность возникли в глубокой древности как средство управления письменно-документальными коммуникациями.

Появления большого количества письменных документов, приспособленных для индивидуального использования, создание крупных библиотек и увеличение количества читателей и их потребностей обусловили первоначальную дифференциацию библиографической информации по формам и видам. С этого периода ведут своё начало: каталоги библиотек и инвентарные списки, библиографические пособия:

Был создан термин библиография. Для обозначения библиографических материалов применялись термины: "таблицы", "книга о…" Безусловно, картина развития библиографии в древнем мире и период античности является не полной из-за гибели многих документных памятников.

Библиография в период Средневековья

Библиография в Византии

На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры. Сформировались самостоятельные социальные группы феодальной и церковной иерархии. В Западной Европе динамичное социально-экономическое развитие привело к возникновению капиталистического способа производства, в Азии же феодальные отношения сохранились до начала XX века.

Средневековье в целом характеризуется низким уровнем знаний. Центрами книги и образования были монастыри и церкви, в стенах которых готовились государственные чиновники, врачи, архитекторы и т.д. Потребность в религиозных и немногих светских книгах удовлетворяли монастырские переписчики, причем до XI века копирование книг велось даже менее интенсивно, чем в позднеантичную эпоху, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Значительной вехой в развитии мировой библиографии явилась библиографическая деятельность Византийской (Восточной Римской империи V-XV веков).

Византийская история целиком совпадает с хронологическими рамками средневековья (V-XV веков). Культурная особенность Византии заключалась в сочетании крестьянства с античной наследственностью. По уровню образования Византия была выше всех стран средневековой Европы.

Византийская библиография развивалась как часть культуры этого общества. Здесь продолжалась античная традиция составления библиографических словарей, включение библиографической информации в энциклопедии и антологии. Возникли и новые направления, обусловленные общественными потребностями обеспечения самообразовательного чтения и профессиональной деятельности.

В отличии от Западноевропейских стран, в которых составление библиографических словарей было связано с учетом произведений христианских писателей, византийские приближались к национальным словарям греческих авторов. К примере пособие "ономатологос" Исихея Мимукого. Первый словарь был составлен в VI веке и включал сведения о греческих писателях, а также о тех авторах, которые писали по-гречески, переводили с греческого языка или были греками по происхождению. Что говорит о национальном характере этой работы.

В Византии получила дальнейшее развитие античная традиция подготовки энциклопедий. В X веке по приказу императора Константина VII были созданы историческая, сельскохозяйственная (Геапоника), ветеринарная (Геппиатрика), зоологическая, медицинская энциклопедия, энциклопедия питания. Общая цель по учёту и обобщению имеющихся знаний сближала технологию подготовки энциклопедий и библиографических пособий. В энциклопедию включались следующие библиографические материалы: списки использованной литературы и библиографические ссылки при цитировании. Из всех энциклопедий высоким уровнем отличались сельскохозяйственная и ветеринарная энциклопедии.

В IX в. появился крупный библиографический труд "библиотека" патриарха Фотия, который был предназначен оказать помощь в организации самообразования чтения. "Библиотека" была непосредственно посвящена молодому племяннику Фотия, и отражала документы разной тематики, высоко оцененные самим составителем. Пособие можно отнести к универсальным рекомендательным указателям. Отличительной чертой "Библиотеки" было применение рефератов и аннотаций, при помощи которых автор давал оценку произведениям. Группировка библиографических записей отражала. последовательность чтения современного образованного человека, стала одной из главных задач библиографии.

Успешное развитие библиографии в Византии нашло отражение в появлении пособий, рассчитанных на удовлетворение профессиональных потребностей. Как пример можно привести Дигесты - сборники из сочинений римских юристов. Дигесты составлялись из 50 книг, книги - из титулов, титулы из фрагментов. Каждый фрагмент начинался с библиографического описания сочинения конкретного юриста, из которого этот фрагмент приведен. Учитывая что Дигесты включали около 9.000 фрагментов, их библиографический аппарат можно отнести к лучшим библиографическим работам по объему, разработанности и унификации. Библиографическая информация применялась и в других документах, которые отражали официальное законодательство и частные юридические сочинения.

Для более удобного использования правовых документов были разработаны вспомогательные систематические указатели. Таким образом, библиографическая информация стала важной частью документального обеспечения деятельности юристов.

1.2.2 Библиография на Востоке

В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство - Арабский халифат, который делился на эмираты.

На огромном пространстве от Перенеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ареале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.

Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII - IX ст.

В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Каран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.

Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада , Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались - варраки.

Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.

Насыщенность средневековых арабских книг бтблиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.

Внутритекстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую,тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифференциации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).

Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.

Списки работ отдельных авторов назывались фихрист. До настоящего времени этот термин используется в значении "библиография", указатель литературы.

Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Богдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варрака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).

В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ариала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Богдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.

В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.

1.2.3 Библиография в Западной Европе

К середине VII века античная культурная традиция совершенно исчезает в Западной Европе. Произведении античных писателей хранятся без употребления в немногих монастырях, где были библиотеки. В развитии библиографии в этом регионе во времена Средневековья выделяются 2 этапа I-V-VII-XI вв.(темное время или dark ades) характеризует культурный спад, или низшую точку кривого культурного развития Западной Европы II этап - с XII в. до начала книгопечатания. Характерным для первого этапа было сокращение системы документальных коммуникаций. Библиографическая работа велась монастырскими и церковными служителями, в том числе и церковными иерархами. Например Исидор, епископ Севильский (Испания-Севилья 600 год) богослов, философ, филолог, юрист, историк он пользовался огромным влиянием на своих современников. Составил труд "Эпимологии" . Цель - предоставить христианину возможность изучать писание и богословную литературу без помощи античных авторов.

Этимология была обширная энциклопедия, где сообщался читателю запас знаний по всем "семи свободным искусствам": богословию, праву, медицине, ботанике, зоологии, агрокультуре, космографии, географии.

Продолжалось составление библиографических словарей церковных писателей и каталогов монастырских библиотек. Они часто назывались "индексами", "библиотеками", "каталогами". Каталоги раннесредневековых библиотек отличались, малообъёмностью и примитивностью библиографической информации. Только в период так называемого Каралингского возрождения (конец VIII-пер.пол.IX в.) на немецких землях были созданы новые монастырские библиотеки с относительно крупными фондами, например, каталог Лоршского монастыря насчитывал 590 библиографических записей. Один из лучших каталогов этого времени - каталог в библиотеке в Рейхенау был создан в 21-22 годах библиотекарем Регенбертам. Всего было отражено 415 книг. Использовалась систематическая группировка разделы, посвященная духовным дисциплинам, как правило стояли перед разделами светских наук.

Для второго этапа средневековой библиографии было характерно повышение общественного спроса на книги. Возвращается интерес к произведениям античных авторов, в том числе появление первых университетов в Европе обусловило увеличение спроса на книги университета молодёжи и преподавателей. Начинается активное переписывание книг, формирование богатых монастырских библиотек, развитие книготорговли.

В это время в основном продолжалась традиция создания библиографических словарей церковных писателей, один из них "Книга о церковных писателях" Могана Тритенгемского (1462-1516), который был издан в Базеле. Это был последний по времени словарь старого типа и первый печатный библиографический труд. Шронгейм (став аббатом библиотека из 48 томов увеличил её объем до 2 тысяч рукописей и печатных книг). Работа отняла у его семь лет. В ней он учёл 9.000 произведений, принадлежащих 963 писателям, расположил последних в хронологическом порядке, дал о них библиографические заметки и отметил их сочинения. Огромный труд Моагана носит подытожив характер, он свел воедино и продолжил до конца XV века работы своих предшественников, но не внес каких-либо новых черт в методику и технологию работы. Единственная новая черта - это вспомогательный указатель в алфавите авторов.

Однако "Книги о церковных писателях" Иоанна Триттингемского суждено было длительное внимание потомства. Она была переиздана трижды еще в первой половине XVI века в Париже - в 1512 г., в Кёльне - 1531 и в 1546 и в последний раз как источник по истории литературы в 1718 г., в Гамбурге.

Таким образом, господствующий тип средневековой библиографии (библиографический словарь) выработался с достаточной определённостью. Одним из немногочисленных отступлений от этого типа является уникальный каталог библиотеки Ришара де Фурниваля "Библиономия". Фурниваль эрудит, поэт, канулер Амьенской церкви, магистр решил создать свой каталог с использованием аллегории. Он открыл для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой в определенной последовательности растения одного рода. Итак сад - это библиотека; грядка метер. произведение, сгруппировал по тематике; растения - отдельно рукописи. Первая грядка - философия, 2 грядка - "прибыльная" - по медицине, 3 грядка - "богословская грядка".

В каталоге отражены многие книги античных авторов Аристотеля, Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки, Платона. Удивляет также количество сочинений восточных ученых: Авицены, Ал-Фараби, Ибн-Ватфида и др., это говорит о том, что он был приверженцем восточной науки которая начала распространятся на Западе в конце XI века.

К новому библиографическому явлению принадлежат попытки обеспечения учебной деятельности. С конца того же XIII века до наших дней дошла одна работа, являющаяся чем-то средним между школьной программой и библиографией педагогического назначения. Речь идёт о "Перечне многих авторов" Гуго из Тримберга, составленный в 1280 году (школьный учитель, представленный светской интеллигенцией). Сам написал 4 латинских и 8 немецких книг. "Перечень" имея предисловие, и три части:

І - произведения античных авторов

ІІ - поэты-теологи

ІІІ - "более мелкие моралисты" - для младших по возрасту учеников (Эзоп). "Перечень" был написан латинскими рифмованными виртами. В заключении приведена краткая биография автора и его сочинения.

studfiles.net

Всемирная история библиографии

Всемирная история библиографии

Всемирная история библиографии

СОДЕРЖАНИЕ

. Всемирная история библиографии

.1 Становление библиографии в Древнем мире

.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

.2 Библиография в период Средневековья

.2.1 Библиография в Византии

.2.2 Библиография на Востоке

.2.3 Библиография в Западной Европе

Список использованных источников

1. Всемирная история библиографии

библиография древний мир книгособирательный

1.1 Становление библиографии в Древнем мире

.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.

Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.

Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.

Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.

Среди рабов появляются грамотные переписчики. Рост документных источников, возникновение постоянного спроса на их использование с научными, образовательными, религиозно-культурными и другими целями способствовали формированию библиотек.

Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.

Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.

Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.

Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.

Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.

Под №1 - Книга-инвентарь храма

№10 - "Закон периодического движения небесных светил".

№28 - Охрана книг.

№30 - Об убийстве крокодила.

№29 - Сбор книг об охоте на льва.

Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.

Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект, ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью - содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.

1.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

С Грецией классического периода связано появление слова "библиография", возникшего в V в. до н.э. от двух греческих слов библио и графо. Термин обозначал переписывание книг, а переписчики книг назывались библиографами. Копирование рукописей приобрело большой размах, библиографы нередко торговали своей продукцией. С VI в. до н.э. в Греции развивается книжная торговля, существовали как частные так и общественные библиотеки. Из литературных источников нам также известно о существовании библиотек государственных учреждений: например школьная библиотека Пталомеевской гимназии в Афинах, в которую каждый выпускник должен был подарить книгу. К сожалению, каталоги многих библиотек знаменитых людей не дошли до нас.

В Древней Греции главным пишущим материалом был папирус. Поисковые элементы книги писались в начале или конце папирусного свитка и часто обрывались, становились неразборчивыми.

Со 2-го тыс. до н.э. расширяется применение пергаментных книг, улучшились условия для сохранения библиографических информаций. Одной из крупнейших библиотек была знаменитая Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э., которая вмещала по разным данным от 500.000 до 700.000 книг на разных языках по всем отраслям знаний и была центром научной и культурной жизни. При библиотеке велось копирование книг, их изучение и описание. Главный библиотекарь этой библиотеки Каллимах (310 г. до н.э. умер 240 г.) составил грандиозный труд под названием "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний". В основу "Таблиц…" положен фонд знаменитой Александрийской библиотеки, тем не менее, их значение выходит за рамки каталога, поскольку они давали описание всех существующих в то время греческих книг, безотносительно к тому, имелись данные произведения в библиотеке или нет.

"Таблицы" можно назвать историко-литературным исследованием, т.к. для каждого автора давалось краткое его жизнеописание: указывалось его имя, имя его отца, место рождения и важные библиографические данные. Сверх того устанавливалось заглавие каждого произведения. Но нас больше привлекает форма в которую Каллимах облёк свой труд. Это табличная форма (расположение в алфавите авторов или в хронологическом порядке), говорит об использовании "Таблиц" в справочных целях., его труд был хорошо приспособлен для выполнения, как в фактографических так и библиографических справок, т.к. в нём сочетался биографический и библиографический материал. К сожалению, труд Каллимаха дошёл до нас только в отрывках. Однако, по мнению многих историков и учёных, он заслуживает титул "отец библиографии".

Кроме каталожных форм, в Древней Греции возникло библиографирование, независимое от конкретных документальных собраний. К числу таких библиографических работ можно отнести Дидасками - хронологические списки театральных постановок с перечислением имён авторов и названий пьес. Приводились также аннотации с указанием артиста, композитора. Подобные данные впоследствии стали элементами библиографических описаний и справочных аннотаций при библиографировании драматургических работ.

1.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

В Риме времён республики и империи книга играла важную роль в образовании, политической, научной и литературной деятельности. Прежде всего, существовали крупные общественные библиотеки: Палатинская, Октавианская, Капитолийская. Император Траян основал самую крупную из римских библиотек, бывшую одновременно и государственным архивом.

Книгособирательство было распространено среди богатых римлян. Мы знаем о библиотеках Цицерона, Плиния Старшего. Однако Сенека в одном из своих произведений смеётся над богатыми владельцами библиотек, образование которых много ниже, чем их рабов. Большой популярностью пользовалась греческая литература. Множество греческих книг попало в частные и общественные библиотеки после завоевания Греции.

Несмотря на благоприятные условия для распространения книги, о состоянии библиографии в Риме нам известно немного. В Риме продолжалась греческая традиция использования библиографических сведений при написании сочинений по различным отраслям знаний. Например, работа знаменитого учёного-медика Галена (II в. н.э.) был придворным врагом императора Марка Аврелия. 1) "О порядке собственных книг", "О собственных книгах". В первой Гален даёт своему читателю советы, в какой последовательности знакомиться с его работами. Во второй он рассказывает о своей жизни и о своих трудах, с указанием заглавий соответствующих произведений. Цель этой работы - помочь отличить его собственные произведения от подделок.

Подытоживая выше сказанное можно прийти к выводу, что ни в Древней Греции Классического периода, ни в Риме конца республики и империи библиография не получила должного развития, нет данных о существовании крупных, самостоятельных библиографических трудов, были отдельные труды, по библиографии как целого не было.

Дальнейшие поиски библиографической деятельности приводят к периоду поздней античности.

В момент обострения идеологической борьбы, победы христианства над язычеством, приведшей к союзу церкви и государства, остро встала задача усиленного распространения христианской литературы с целью её противопоставления языческой.

Решению этой задачи способствовал Мироний Стридомск, издавший в конце IV в. работу под названием "Книга о знаменитых мужах". Работа, в которой по высказыванию самого автора, более подходило название "О церковных писателях", содержала описания 135 христианских писателей, включающие элементы биографического и критико-библиографического характера. "Книга" была переведена с латыни на греческий. Для нас важны библиографические элементы. Каждому писателю была отведена одна глава (различались по объёму). Именно этот вид библиографии будет наиболее распространённым в средние века. Для составления такого рода пособий в меньшей степени, чем для других типов библиографии требуется овладения библиографическими методами и навыками. Основное условие - хорошее знакомство с литературой. Расположение материала в библиографическом словаре всегда или хронология авторов или их алфавит. Эта работа являет собой первый образец имевших в последствии широкое распространение библиографических словарей. Кроме того, этот труд до сих пор сохраняет значение одного из важнейших источников по истории церкви и раннехристианской литературы.

На пути к средневековью на фоне падения античной культуры, необходимо выделить работу итальянского литератора. Флавий Магна Аврелий Кассиодор Сенатор (487-587) прожил почти сто лет. Происходил из богатой семьи, владевший обширными землями на юге Италии

Всего из 33 глав, на которые разбита I книга, двадцать носит выраженный характер информации о литературе. В каждой главе расположение материала: от важных и необходимых для читателя трудов к работе меньшего значения. Среди них встречаются и труды осужденных церковью писателей. До нас дошли только рукописи дотируемые VIII и XII в.в. Вообще было I книга - 45 рукописей II - двадцать две писатель, государственной и культурной деятельности в старости стал монахом, в собственном имении на берегу залива Таранто основал монастырь Вивариум, где и занялся искательством и перепиской духовных книг.

Кассиодора Сенатора" наставление о духовном и светском чтении". Выполненных во второй половине VI в., работа состоит из двух частей; в основном, библиографический характер носит лишь первая книга. Предназначенная для читателей-монахов, эта часть осталась первым и последним опытом рекомендательного пособия на протяжении всего средневековья. В работе библиография как христианская так и светская литература.

Таким образом, библиография, библиографическая деятельность возникли в глубокой древности как средство управления письменно-документальными коммуникациями.

Появления большого количества письменных документов, приспособленных для индивидуального использования, создание крупных библиотек и увеличение количества читателей и их потребностей обусловили первоначальную дифференциацию библиографической информации по формам и видам. С этого периода ведут своё начало: каталоги библиотек и инвентарные списки, библиографические пособия:

Был создан термин библиография. Для обозначения библиографических материалов применялись термины: "таблицы", "книга о…" Безусловно, картина развития библиографии в древнем мире и период античности является не полной из-за гибели многих документных памятников.

1.2 Библиография в период Средневековья

.2.1 Библиография в Византии

На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры. Сформировались самостоятельные социальные группы феодальной и церковной иерархии. В Западной Европе динамичное социально-экономическое развитие привело к возникновению капиталистического способа производства, в Азии же феодальные отношения сохранились до начала XX века.

Средневековье в целом характеризуется низким уровнем знаний. Центрами книги и образования были монастыри и церкви, в стенах которых готовились государственные чиновники, врачи, архитекторы и т.д. Потребность в религиозных и немногих светских книгах удовлетворяли монастырские переписчики, причем до XI века копирование книг велось даже менее интенсивно, чем в позднеантичную эпоху, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Значительной вехой в развитии мировой библиографии явилась библиографическая деятельность Византийской (Восточной Римской империи V-XV веков).

Византийская история целиком совпадает с хронологическими рамками средневековья (V-XV веков). Культурная особенность Византии заключалась в сочетании крестьянства с античной наследственностью. По уровню образования Византия была выше всех стран средневековой Европы.

Византийская библиография развивалась как часть культуры этого общества. Здесь продолжалась античная традиция составления библиографических словарей, включение библиографической информации в энциклопедии и антологии. Возникли и новые направления, обусловленные общественными потребностями обеспечения самообразовательного чтения и профессиональной деятельности.

В отличии от Западноевропейских стран, в которых составление библиографических словарей было связано с учетом произведений христианских писателей, византийские приближались к национальным словарям греческих авторов. К примере пособие "ономатологос" Исихея Мимукого. Первый словарь был составлен в VI веке и включал сведения о греческих писателях, а также о тех авторах, которые писали по-гречески, переводили с греческого языка или были греками по происхождению. Что говорит о национальном характере этой работы.

В Византии получила дальнейшее развитие античная традиция подготовки энциклопедий. В X веке по приказу императора Константина VII были созданы историческая, сельскохозяйственная (Геапоника), ветеринарная (Геппиатрика), зоологическая, медицинская энциклопедия, энциклопедия питания. Общая цель по учёту и обобщению имеющихся знаний сближала технологию подготовки энциклопедий и библиографических пособий. В энциклопедию включались следующие библиографические материалы: списки использованной литературы и библиографические ссылки при цитировании. Из всех энциклопедий высоким уровнем отличались сельскохозяйственная и ветеринарная энциклопедии.

В IX в. появился крупный библиографический труд "библиотека" патриарха Фотия, который был предназначен оказать помощь в организации самообразования чтения. "Библиотека" была непосредственно посвящена молодому племяннику Фотия, и отражала документы разной тематики, высоко оцененные самим составителем. Пособие можно отнести к универсальным рекомендательным указателям. Отличительной чертой "Библиотеки" было применение рефератов и аннотаций, при помощи которых автор давал оценку произведениям. Группировка библиографических записей отражала. последовательность чтения современного образованного человека, стала одной из главных задач библиографии.

Успешное развитие библиографии в Византии нашло отражение в появлении пособий, рассчитанных на удовлетворение профессиональных потребностей. Как пример можно привести Дигесты - сборники из сочинений римских юристов. Дигесты составлялись из 50 книг, книги - из титулов, титулы из фрагментов. Каждый фрагмент начинался с библиографического описания сочинения конкретного юриста, из которого этот фрагмент приведен. Учитывая что Дигесты включали около 9.000 фрагментов, их библиографический аппарат можно отнести к лучшим библиографическим работам по объему, разработанности и унификации. Библиографическая информация применялась и в других документах, которые отражали официальное законодательство и частные юридические сочинения.

Для более удобного использования правовых документов были разработаны вспомогательные систематические указатели. Таким образом, библиографическая информация стала важной частью документального обеспечения деятельности юристов.

1.2.2 Библиография на Востоке

В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство - Арабский халифат, который делился на эмираты.

На огромном пространстве от Перенеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ареале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.

Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII - IX ст.

В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Каран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.

Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада , Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались - варраки.

Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.

Насыщенность средневековых арабских книг бтблиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.

Внутритекстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую,тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифференциации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).

Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.

Списки работ отдельных авторов назывались фихрист. До настоящего времени этот термин используется в значении "библиография", указатель литературы.

Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Богдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варрака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).

В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ариала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Богдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.

В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.

1.2.3 Библиография в Западной Европе

К середине VII века античная культурная традиция совершенно исчезает в Западной Европе. Произведении античных писателей хранятся без употребления в немногих монастырях, где были библиотеки. В развитии библиографии в этом регионе во времена Средневековья выделяются 2 этапа I-V-VII-XI вв.(темное время или dark ades) характеризует культурный спад, или низшую точку кривого культурного развития Западной Европы II этап - с XII в. до начала книгопечатания. Характерным для первого этапа было сокращение системы документальных коммуникаций. Библиографическая работа велась монастырскими и церковными служителями, в том числе и церковными иерархами. Например Исидор, епископ Севильский (Испания-Севилья 600 год) богослов, философ, филолог, юрист, историк он пользовался огромным влиянием на своих современников. Составил труд "Эпимологии" . Цель - предоставить христианину возможность изучать писание и богословную литературу без помощи античных авторов.

Этимология была обширная энциклопедия, где сообщался читателю запас знаний по всем "семи свободным искусствам": богословию, праву, медицине, ботанике, зоологии, агрокультуре, космографии, географии.

Продолжалось составление библиографических словарей церковных писателей и каталогов монастырских библиотек. Они часто назывались "индексами", "библиотеками", "каталогами". Каталоги раннесредневековых библиотек отличались, малообъёмностью и примитивностью библиографической информации. Только в период так называемого Каралингского возрождения (конец VIII-пер.пол.IX в.) на немецких землях были созданы новые монастырские библиотеки с относительно крупными фондами, например, каталог Лоршского монастыря насчитывал 590 библиографических записей. Один из лучших каталогов этого времени - каталог в библиотеке в Рейхенау был создан в 21-22 годах библиотекарем Регенбертам. Всего было отражено 415 книг. Использовалась систематическая группировка разделы, посвященная духовным дисциплинам, как правило стояли перед разделами светских наук.

Для второго этапа средневековой библиографии было характерно повышение общественного спроса на книги. Возвращается интерес к произведениям античных авторов, в том числе появление первых университетов в Европе обусловило увеличение спроса на книги университета молодёжи и преподавателей. Начинается активное переписывание книг, формирование богатых монастырских библиотек, развитие книготорговли.

В это время в основном продолжалась традиция создания библиографических словарей церковных писателей, один из них "Книга о церковных писателях" Могана Тритенгемского (1462-1516), который был издан в Базеле. Это был последний по времени словарь старого типа и первый печатный библиографический труд. Шронгейм (став аббатом библиотека из 48 томов увеличил её объем до 2 тысяч рукописей и печатных книг). Работа отняла у его семь лет. В ней он учёл 9.000 произведений, принадлежащих 963 писателям, расположил последних в хронологическом порядке, дал о них библиографические заметки и отметил их сочинения. Огромный труд Моагана носит подытожив характер, он свел воедино и продолжил до конца XV века работы своих предшественников, но не внес каких-либо новых черт в методику и технологию работы. Единственная новая черта - это вспомогательный указатель в алфавите авторов.

Однако "Книги о церковных писателях" Иоанна Триттингемского суждено было длительное внимание потомства. Она была переиздана трижды еще в первой половине XVI века в Париже - в 1512 г., в Кёльне - 1531 и в 1546 и в последний раз как источник по истории литературы в 1718 г., в Гамбурге.

Таким образом, господствующий тип средневековой библиографии (библиографический словарь) выработался с достаточной определённостью. Одним из немногочисленных отступлений от этого типа является уникальный каталог библиотеки Ришара де Фурниваля "Библиономия". Фурниваль эрудит, поэт, канулер Амьенской церкви, магистр решил создать свой каталог с использованием аллегории. Он открыл для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой в определенной последовательности растения одного рода. Итак сад - это библиотека; грядка метер. произведение, сгруппировал по тематике; растения - отдельно рукописи. Первая грядка - философия, 2 грядка - "прибыльная" - по медицине, 3 грядка - "богословская грядка".

В каталоге отражены многие книги античных авторов Аристотеля, Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки, Платона. Удивляет также количество сочинений восточных ученых: Авицены, Ал-Фараби, Ибн-Ватфида и др., это говорит о том, что он был приверженцем восточной науки которая начала распространятся на Западе в конце XI века.

К новому библиографическому явлению принадлежат попытки обеспечения учебной деятельности. С конца того же XIII века до наших дней дошла одна работа, являющаяся чем-то средним между школьной программой и библиографией педагогического назначения. Речь идёт о "Перечне многих авторов" Гуго из Тримберга, составленный в 1280 году (школьный учитель, представленный светской интеллигенцией). Сам написал 4 латинских и 8 немецких книг. "Перечень" имея предисловие, и три части:

І - произведения античных авторов

ІІ - поэты-теологи

ІІІ - "более мелкие моралисты" - для младших по возрасту учеников (Эзоп). "Перечень" был написан латинскими рифмованными виртами. В заключении приведена краткая биография автора и его сочинения.

Таким образом, библиографическое пособия позднего средневековья по объему значительно превышали библиографические работы первого этапа. Весьма незначительно усовершенствовалась их структура. Только у И.Трит. имелся вспомогательный указатель имен.

Список использованных источников

1. Вохрышева, М. М. Теория библиографии : учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. - Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. - 368 с.

. Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.

. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; - Санкт Петербург: Профессия, 2005. - 208 с.

. Диомидова Г.Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия. - 2002. - 288 с.

diplomba.ru

Всемирная история библиографии

Страница 1 из 10

Всемирная история библиографии

 

Становление библиографии в Древнем мире

 

Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.

Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.

Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.

Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.

Среди рабов появляются грамотные переписчики. Рост документных источников, возникновение постоянного спроса на их использование с научными, образовательными, религиозно-культурными и другими целями способствовали формированию библиотек.

Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.

Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.

Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.

Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.

Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.

Под №1 — Книга-инвентарь храма

№10 — "Закон периодического движения небесных светил".

№28 — Охрана книг.

№30 — Об убийстве крокодила.

№29 — Сбор книг об охоте на льва.

Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.

Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект-; ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью — содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.

 

mylect.ru

Лекции По Истории Книжного Дела (Андреева О. В.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9 ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ДЕЛА

13.09.04Книга в древнем миреДревний Восток – колыбель цивилизаций, большинство достижений. Первый книги в Шумере, Египте, Китае, Индии, где были сформированы первые государства.

Стимулы появления: идеологические (прославить правителя, обозначить в истории его деяния), документативные (законы и пр.).

Материал для письма был существенно связан с формой книги. В разных регионах из-за использования различных материалов были разные формы книги. Месопотамия – клинопись учили с детства; письмо довольно распространено, школы при храмах. Существовали образцы (учебники), которые тщательно переписывались. Глиняные таблички. Клинопись.

Основные носители грамоты: жрецы, писцы, чиновники. Но, в принципе, кроме рабов грамотными были почти все. Искусство чтения – священно, таинственно. Египет – папирус – основной материал для письма, т.к. не было достаточно жирной глины. Папирус использовали более 4 тысяч лет, последний найденный образец датируется 1022 годом нашей эры. На папирусе чаще всего изображались писцы, жрецы, чиновники. Папирус, делался из тростника. Стебли разрезались на тонкие пластинки, которые укладывались продольно и поперечно. В результате выделения клейкого сока эти пластины склеивались, затем лакировались ракушками или камнями и получался достаточно хороший писчий материал. Папирус завоевал повсеместное господство на Ближнем Востоке. Цены на папирус постоянно возрастали в силу монопольного господства египтян. Они стали своего рода монополистами и в области «книжного производства», т.к. папирус способствовал распространению книжности, грамотности, просвещения. Такое положение оставалось в течение нескольких веков, но во втором веке царь Ермен, который задумал создать библиотеку встал перед проблемой использования писчего материала. Таким материалом оказалась кожа животных, потому что в городе Пергаме, где и правила династия Ермена, было очень высоко развито скотоводство. (Кстати, национальная кухня того государства базировалась на мясных блюдах, поэтому при каждом дворе содержалось большое количество скота и забивалось оно в сумасшедших количествах и шкур было много). Поставлялся в гос-ва средней и малой Азии, на средиземноморье. Центром книжного производства древнего Египта была Александрия. Новая форма книги – в свитках.

В городе Пергаме впервые научились выделывать шкуры, полировать, вырезать в листы, формировать в тетрадки (книжный блок), до этого пергамент тоже сворачивали в свитки. Поэтому пергамент и папирус долго шли рука в руку. Уже в первых веках н.э. стали соперничать и пергамент, как наиболее долговечный материал, вытеснил папирус. Изначально пергамент старались делать темных тонов, чтобы наносить текст золотой краской и только после пошла мода на выбеленный пергамент, на котором писали черными красками. В зависимости от цвета пергамента можно сразу датировать манускрипт.

Калам – камышовая тростинка с заостренным концом, которой писали.

В папирусном варианте появляются элементы заголовков: на основном фоне черных букв – красными чернилами).

Свитки были горизонтальными. Заголовок – в конце книги, чтобы сохранить его от вытирания при частом использовании. Эта традиция просуществовала до первых печатных книг.

Приблизительно до 2000 года до н.э. писали справа налево вертикальными строками, затем перешли на горизонтальные строки, сгруппированные в колонки и слева направо. Глиняные таблички могли быть самой разнообразной формы и размера. Толщина в среднем 2-2,5 см. Бывали целиндрообразные, конусообразные, бочкообразные книги, писали на гранях.

Плоские таблички хранились в корзинах, реже скреплялись шнурами (не долговечно), образуя книгу. Каждая предыдущая табличка заканчивалась первой строкой последующей (вместо нумерации страниц). Названием книги служила первая строка произведения. Библиотеки Месопотамии. Книги хранились в корзинах, в нишах с деревянными стеллажами. Для систематизации существовали глиняные таблички на шнуре с названиями.

Библиотеки в Египте существовали при дворцах фараонов, школах, госучреждениях. Папирусы хранились также в неких формах горизонтально.

Самая крупная библиотека Месопотамии – библиотека царя Ашшурбанипала. Ее остатки были обнаружены в середине 19 века. Царь был библиофил и придавал книгам большое значение. Собирались таблички на разных языках. Он посылал чиновников в соседние государства, чтобы переписывали книги. Создал некий каталог библиотеки.

В 7 в. До н.э. библиотека была разрушена и погребена под развалинами. Китай.

Изобрели бумагу, что также повлияло на форму письма. Материалы: ткань (шелк, хлопок), бамбуковые палочки, черепки, панцирь черепахи – все это использовалось для создания книг.

Не было четкой механической смены формы книги. Разные материалы и формы книги сосуществовали многие века.

Самый древний образец бумаги, найденный при раскопках датируется 206 годом до н.э., однако этот год нельзя с уверенностью назвать годом изобретения бумаги.

Изобретение бумаги привело к изобретению печати.

В 11 веке н.э. кузнец Пи Шен. В то время в Китае была известна ксилография (гравюра на дереве) - на рельефной печатной форме вырезали текст в зеркальном отражении, клали лист ткани, снимали оттиск. Пи Шеен вырезал отдельные иероглифы, набирал их на железную рамку, покрывал металлическую пластину вязкой смесью, разогревал и прижимал к набору. Когда доска остывала, литеры крепились на доске. Однако это изобретение не было широко распространено, т.к. слишком трудоемкий процесс. Книга в античном обществе

Греческое и Римское государства дали культуре очень много. Вся современная европейская культура выросла на этой почве. Процветали искусства, ремесла, естественные науки. Античное общество было грамотней восточного. Демократия породила другое отношение к книге. Она не воспринималась как святой предмет и была более доступна. Во многом это было потому, что греческий и римский алфавиты были намного проще.

Первые памятники письменности относят ко 2-3 тысячелетию до н.э.

Греческое письмо было основано на финикийском алфавите, имело форму – бустрофедон – первая строка слева направо, вторая справа налево и т.д.

Форма античной книги также связана с материалом (лён, свинец – тонкие листья; пальмовые листья и прочее), но главными материалами считались: папирус, пергамент и деревянные буковые дощечки с углублением, залитым воском, где специальным стилем выцарапывали текст. Отсюда произошло название форм книги: диптих, триптих, полиптих – по количество дощечек.

Нарду с каламом использовались птичьи перья и металлические перья, но они рвали пергамент.

По форме «свитки» напоминали египетские, но имели скорее форму скалки, на которую наматывались. Текст писали столбцами, название также в конце. Распространение книг

В древнем Востоке не было частного заказа на книги и продажи, но в античном обществе стали появляться (в 5 веке до н.э.) первые книжные лавки и частные заказы на книги.

Библиопеги – переплетчики в античном мире.

Скрибы – переписчики.

Крупнейший «издатель» того времени – Тит Помпоний Аттик – друг Цицерона, крупный землевладелец. Сохранилась их переписка.

«Издательство» - в большом помещении сидели писцы, держа на коленях свитки. Старший диктовал текст.

Вергилий также имел постоянного издателя.

Подобная система переписки породила стихометрическую систему.

Марциал – составил множество эпиграмм, которые донесли до нашего времени много подробностей книжного дела того времени.

Не существовало авторского права. Любой мог переписать и продать книгу.

Цена зависела от размера, оформления книги, писчего материала и спроса. Библиотеки античного мира

Известны частные библиотеки (Платона, Аристотеля), но крупнейшая – Аликсандрийская библиотека (3-2 века до н.э). Александрия – культурная и торговая столица. Огромный фонд греческих гниг.

При пожаре библиотеки при осаде Цезарем фонд насчитывал 700 тысяч томов.

Центр не только хранения книг, но и научной работы с ними.

Каллимах – ученый Александрийской библиотеки, создал пинакерсы – что-то вроде библиографических указателей. Первая каталогизация (около 100 тысяч томов).

Пару лет назад библиотека вновь открылась для посетителей.

От античного мира осталось намного меньше текстов, ем от древнего, т.к. они сжигались чаще.

Лекция.

Папирусные свитки для предохранения от порчи помещали в капсулы, которые вытачивались из дерева, расписывались и инкрустировались, т.к. в те временя книга символизировала некий социальный статус обладателя и была привилегией жречества.

С развитием торговых отношений в обществе профессия писца становится рядовой, появляются целые школы переписчиков, мастерские, которые изготавливали свитки на заказ. Книга начинает обладать реальной ценой, некой полезностью, выражающейся в денежном эквиваленте (не всегда монеты). Товарно-денежные отношения производились еще в шумере (известно из клинописных табличек). Достоверно стало известно о существовании банковской династии (сыновья и внуки Игиби и торговый дом Мурашу), в примитивном виде проводили все банковские операции, проводимые сейчас: осуществляли кредитование, проводились операции по купле-продаже недвижимости и земельных участков, в частности полей. Это 4 тысячелетие до нашей эры. Поэтому закономерно, что шумерское царство было наиболее цивилизованным. Через Египет от шумеров попала теорема в античный Рим и была трансформирована в теорему Евклида. Корни басен Крылова переходят также в шумер. Он взял басни у Лафантена, тот у Эзопа, а Эзоп – у шумер. 16.09.04

Из докладов:

Доклад №1.

Первая передача информации – предметное письмо (стрелы в знак войны и проч.).

Пиктография (картинки). Возникла до нашей эры. Употребляется до сих пор (дорожные знаки).

Первые материалы для письма – камень, ракушки, все, что давала природа.

Телопись. Расписывали свое тело всевозможными узорами, орнаментами. Эта традиция сохранилась до сих пор в некоторых племенах Австралии. Используют разноцветную глину, которую наносят во время различных обрядов (свадьба, охота, война и проч.). Сюда же относится и татуировка. Первые татуировки были у шумеров и носили религиозный характер.

Австралия, Новая Зеландия. На дереве наносились зарубки, что-либо обозначающие и по мере утраты смысла, зарубки стирались.

Первое зарождение цивилизации было у шумеров. Использовалась жирная глина, на которой писали палочками. Писали и на камнях, которые доставались из самых удаленных уголков империи и поэтому были не особо распространены. На подобных камнях писались самые важные документы.

В Древней Армении (1 тыс. до н.э.) первое упоминание на камне о постройке крепости.

В Америке форма письма – на полено наносилось разное кол-во веревок различного цвета и длины. Белый цвет – хорошее, черный – плохое. Последняя подобная летопись сохранилась до 1915 года, хранится в музее Орегона в США.

Древний Восток.

В Древней Индии использовали пальмовые листья, недолговечный материал. То, что выцарапывали – чернело и получалось определенное письмо. Такой вид письма просуществовал среди племен до 17 века.

Древний Китай: использовали бамбук, получалась книга-гармошка в виде шторки, похожая на современные жалюзи. Писали на ткани (хлопок и шелк), затем изобрели бумагу во 2-м веке нашей эры. До этого важным материалом был пергамент (выделанная кожа животных, преимущественно телят, но использовали и коз и кошек и проч.).

Клинопись зародилась в восьмом столетии до нашей эры в тех странах, где была для этого глина (шумеры). Таблички делались из глины, использовались трехгранные клинышки, отсюда название.

Вампу – письмо на ракушках. Зародилось у индейцев. Иногда служили для оплаты.

Африка: из слонового навоза делали бумагу. Вымачивали и сушили на солнце.

Вывод: первый вид материала – камень. Затем шумерские глиняные таблички; затем деревянные (Скандинавия, Греция, Рим) и т.д..

Доклад №2

Бумага.

Основной современный печатный материал – бумага первые получила распространение на Дальнем востоке. Изначально использовали бамбук и шелк. Но бамбук – тяжелый, шелк – дорогой. Предолжил рыболовные сети, тряпье и кору деревьев в качестве сырья для получения нового волокнистого материала – бумаги, что удобней и дешевле. Историческим изобретателем бумаги является Цзай Лун. Он был рабом, затем евнухом при дворе императора Хэ Ди. После изобретения бумаги стал влиятельным вельможей. Для изготовления использовал шелковую вату, которую погружали в чан с водой и взбалтывали до однородной массы, затем доставали эту массу бамбуковыми палочками, выкладывали на ровную поверхность и давали просохнуть. Среди бумаги разных сортов, окраски и проч. Широко распространилась тряпичная бумага (середина 3 столетия), следующий век принес изменения: стали наносить на бумагу покрытия для лучшей прочности и принятия туши. До середины 3-го столетия китайцы держали секрет изготовления в тайне. Но в 745 году наместник основал в Самарканде свою бумажную фабрику, бумага стала экспортироваться во все страны Арабского халифа и получила промышленное распространение (Багдад, Дамаск). Дамаск стал центром экспорта бумаги в Европу (носила название Дамасский лист). Через Египет и сев. Побер. Африки способ производства бумаги проник в Испанию и секрет был доставлен в Европу.

Тряпье с примесью воды вынимали и раскладывали на специальное железное сито, где стекали излишки, а на сите оставался необходимый слой бумаги. Излишки выжимали. Напросвет можно было увидеть прослойки, оставшиеся от сита (филиграни – от итал. Филигранно – водяной знак). С конца 18 века водяные знаки стали применяться повсеместно в Европе (контурные рисунки, имя производителя). На эту сетку выкладывали рисунок из проволоки, заливали бумагу и когда она высыхала получались искусственные филиграни.

Россия. Русское слово «бумага» произошло от татарского «буму». Впервые в 13 веке, когда Батый для сбора дани провел перепись населения на бумаге, которую привез из северного Китая. Затем был достаточно большой перерыв, но самая первая бумага собственного производства появилась в России в середине 16 века с изобретением Федоровым первой печатной машины. Бумага использовалась для религиозных трактатов (Иван Грозный). Мощный толчок для развития бумпрома дал Петр 1. Стало выпускаться много книг. Построил бумажные заводы, запретил писать в канцеляриях и издавать литературу на бумаге заграничного происхождения. Большим толчком к развитию было создание в 1670 году в Голландии специального ролла для отжима бумажной массы, который был в 3 раза производительней ручного толчея. Ролл появился, а люди, которые подавали бумажную массу остались прежними и не успевали за роллом и стало необходимым создание новой машины и в 1799 году Луи Роберон создал такую машину и тогда процесс создания бумаги стал полностью автоматизированным. 100 кг в день.

Первая подобная машина появилась в России в 1916 году на Петергофской фабрике. ЛИТ-РА:

Владимиров Леонид Иванович «Всеобщая история книги»;

Д. Рождественская «История письма в средние века». ДЗ: параграф по средним векам прочитать;

Отметить: Жанрово-тематическое разнообразие рукописей; Библия – памятник средневековья, ее состав, роль в выработке норм перевода, редактирования, комментирования. Отметить значение Никейского собора 325 года для создания единого канона Библии, повлекшего появление апокрифов, как текстов, отвергнутых церковью и запрещенных к широкому распространению. Когда были сделаны переводы библии на греческий, славянский и другие языки. Назвать древнейшие списки Библии.

Священные книги других религий. Когда была принята единая редакция священных книг, ставшая с тех пор канонической. Сделать выводы о книгах средневековья как источники философских идей. Рассмотреть монастырские цензы для написания, которые надолго определили и содержание и внешний облик книги. Роль цензурного надзора книги. С 11 века усиливаются торгово-экономические связи и в 12 веке появляются первые университеты. Рассмотреть университетского книгописание (корпорации переписчиков, где и формируются библиотеки общественного пользования). Проникновение элементов светскости в книжное дело. Именно в эпоху средневековья книга становится источником дохода.

Вопросы:

  1. Какова была тематика книг эпохи средневековья?
  2. Каковы отличия в деятельность монастырских и университетских скрипториях?
  3. Когда начинает формироваться книжный рынок и оживляется книжная торговля (периоды спада и оживления)?
  4. Какую роль сыграла Библия в выработке норм редактирования и комментирования?

Нанизанные на веревку раковины – вампу.

Значение слова петроглиф – наскальный рисунок.

Пиктографическое письмо – это рисуночное письмо.

Письмо, где каждый знак выражал идею – идеографическое.

Клинопись получила свое название, потому что – буквы напоминали клинышки.

Слово иероглиф переводится как – резьба жрецов. 20.09.04

Книгоиздание в средневековье

5-12 вв.

Общее состояние европейских стран средневековье

Характеризуется активным ростом городов, увеличением численности населения. В 7 веке – 11 млн. человек в Европе. К середине 15 века – 55 млн. человек, а к началу 16 века численность европейцев составила 80-100 млн. жителей. Основную массу людей можно рассматривать как участников книжного рынка, для которых и создавались книгописные мастерские – т.н. скриптории - средневековые мастерские по переписке книг. Становление феодальных отношений в средневековом обществе способствовало процессу этнической интеграции и формированию народностей, что привело к возникновению национальных языков, что привело к появлению памятников письменности на различных языках (немецкий, английский, ирландский), в 9 веке появились манускрипты на французском языке, в 12-м – на испанском, португальском; в 13-м – на итальянском, датском, шведском, венгерском, чешском языках. Наряду с этим господствующим международным языком и науки и межличностного общения и книжной культуры – была латынь. Именно это языковое единство и способствовало формированию единого европейского книжного рынка. Средоточием производства книг (рукописей, манускриптов, кодексов) в раннем средневековье являлись монастыри.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

historich.ru

Всемирная история библиографии - Информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирная история библиографии

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

. Всемирная история библиографии

.1 Становление библиографии в Древнем мире

.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

.2 Библиография в период Средневековья

.2.1 Библиография в Византии

.2.2 Библиография на Востоке

.2.3 Библиография в Западной Европе

Список использованных источников

 

1. Всемирная история библиографии

библиография древний мир книгособирательный

1.1 Становление библиографии в Древнем мире

 

.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.

Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.

Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.

Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.

Среди рабов появляются грамотные переписчики. Рост документных источников, возникновение постоянного спроса на их использование с научными, образовательными, религиозно-культурными и другими целями способствовали формированию библиотек.

Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.

Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.

Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.

Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.

Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.

Под №1 - Книга-инвентарь храма

№10 - "Закон периодического движения небесных светил".

№28 - Охрана книг.

№30 - Об убийстве крокодила.

№29 - Сбор книг об охоте на льва.

Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.

Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект, ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью - содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.

 

1.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

С Грецией классического периода связано появление слова "библиография", возникшего в V в. до н.э. от двух греческих слов библио и графо. Термин обозначал переписывание книг, а переписчики книг назывались библиографами. Копирование рукописей приобрело большой размах, библиографы нередко торговали своей продукцией. С VI в. до н.э. в Греции развивается книжная торговля, существовали как частные так и общественные библиотеки. Из литературных источников нам также известно о существовании библиотек государственных учреждений: например школьная библиотека Пталомеевской гимназии в Афинах, в которую каждый выпускник должен был подарить книгу. К сожалению, каталоги многих библиотек знаменитых людей не дошли до нас.

В Древней Греции главным пишущим материалом был папирус. Поисковые элементы книги писались в начале или конце папирусного свитка и часто обрывались,

www.studsell.com

Начало звездного каталога. Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1

Начало звездного каталога

След первоначальной экваториальной системы координат обнаруживается и в порядке, в котором каталогизированы звезды. Как и современные астрономы, Птолемей начинает свой каталог с Полярной звезды (альфы Малой Медведицы), т.е. с полюса экваториальной системы координат. Если бы автор составлял каталог с самого начала в эклиптикальной системе, то его естественно было начинать с полюса эклиптики, который расположен в созвездии Дракона, и каталогизировать звезды этого созвездия первыми. На самом же деле в «Альмагесте» сначала каталогизируются звезды Малой Медведицы, затем звезды Большой Медведицы и лишь после этого звезды Дракона. Более того, начиная каталог с Полярной звезды, автор допускает еще один анахронизм: ведь Полярная звезда является ближайшей к полюсу мира только в наше время, а во II веке ближе всего к полюсу была противоположная звезда той же Малой Медведицы — Бета. Даже если бы автору «Альмагеста» во II в. н.э. пришла в голову странная фантазия начинать каталог с созвездия Малой Медведицы, то естественно было бы из двух звезд — Полярной и Беты, выбрать Бету, как более яркую (Бета имеет вторую звездную величину, а Полярная — только третью). Автор тем самым снова выдает время составления каталога.

 

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Самая древняя Тора найдена в Италии

В архивах Болонского университета профессор Мауро Перани нашел самый древний из существующих ныне манускриптов Торы. Документ датируется XII веком.

Проводя каталогизацию древних еврейских манускриптов в феврале нынешнего года, профессор гебраистики Мауро Перани не ожидал подобной находки: свиток Торы, датируемый XII веком. Манускрипт, сделанный из овечьей кожи, длиной 36 м, был классифицирован в архиве 1889 года как "документ XVII века" и носил простое название "свиток №2". "Я сразу же понял, что документ намного древнее, чем значится на каталожной карточке", - пояснил Перани. Самый старый манускрипт известный историкам до сего дня датируется XIII в. Конечно, существуют фрагменты и части древних рукописей начиная с VII и VIII веков.

Радиоуглеродный анализ, проведенный в Италии и США, подтвердил дату создания рукописи: конец XII - начало XIII века. Согласно профессору Перани манускрипт находился ранее в доминиканском монастыре, а после ликвидации религиозных орденов при Наполеоне - в городском архиве. 

"Эта находка тем более интересна, что чрезвычайно редка. На самом деле, если текст Торы поврежден, он теряет свое сакральное значение и не может больше использоваться для чтения. Согласно еврейскому закону такой текст должен быть немедленно уничтожен", - пояснил эксперт. Еврейский философ Моисей Маймонид в XII веке установил жесткий порядок, согласно которому можно переписывать и копировать Тору. Свиток №2 ценен еще и тем, что составлен вопреки канону Маймонида, поскольку содержит запрещенные буквы и символы.

Найденный в Италии манускрипт избежал участи десятков тысяч еврейских рукописей, уничтоженных во время Второй мировой войны нацистами.

 

 

 

 

Самый древний свиток Торы из Болонского университета

 

 

 

 

 

 

 

 

www.historicus.ru