Религия древней Месопотамии. Пантеон богов древней месопотамии
Пантеон Месопотамских Богов
Были сотни богов Месопотамии. Шумерские боги включали Инану, великую шумерскую богиню плодородия, войны, любви и успеха; Нинхурсаг или Нинма, богиня земли; Нергал, бог смерти и болезней; Ану, правитель неба и главный бог в Уруке; Энлил, бог буры и главный бог в Ниппуре; и Грех, бог луны. Ану был высшим существом, пока Урук не был захвачен городом Ниппура, и их местный бог Энлил стал богом богов. Этим богам также поклонялись вавилоняне и ассирийцы.
Главным вавилонским богом был Мардук, а главным ассирийским богом был Ашур. Иштар, вавилонская богиня плодородия и любви, поклонялся как вавилонянами, так и ассирийцами. Вавилон и ассирийцы создали триаду богов с добавлением дружественного Бога подземного мира (Энки или Еа). Месопотамии дали каждому богу число: Ану было 60, Аньиль 50, Эа 40, Грех 30, Шамаш 20 и Иштар 15. У некоторых божеств были супруги.
Боги в Месопотамии также были связаны с Богами и имели сходство с другими культурами. Иштар превратился в Диану и Артемиду в Малой Азии и Афродиту в Греции. Считалось, что Иштар обладает способностью предоставлять своим поклонникам детей и ягнят. Ее сын Таммуз был связан с посевами. В течение месяцев лета люди постились, пока Таммуз не воскрес из мертвых и снова стал зеленым. Миф похож на греческий миф Деметры и Персефона. В Библии пророк Иезекииль испытывал отвращение женщин в Иерусалиме, которые «плакали о Таммузе».
Солнечный бог Шамаш пересек небеса на колеснице, как египетский бог Арен в Месопотамии и Египте, и позже позаботится греческий бог Аполлон. Ночью он путешествовал по подземному миру и вынес суждение о мертвых. У ассирийцев был бог погоды по имени Адад, который носил в руке световые болты и имел поразительное сходство с Зевсом.
demon-angel.ru
3. Пантеон богов. Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья
Похожие главы из других работ:
История религиозных верований
2. Избранники Богов
религия шаманизм мировоззренческий традиция Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы у народов Северной и Центральной Азии. Шаман (по хак...
Манихейство. Сущность и особенности вероучения
2. Пантеон манихейства
В манихейских текстах встречаются понятия «бог», «богатый» и «ангел». «Богами» следует называть только самые старшие небесные силы, произошедшие непосредственно от Отца величия. Их эманации называются «богатыми», а младшие божества...
Мировоззренческие основы традиционной религии мари
§ 3. Языческий пантеон марийцев
Языческий пантеон народа мари представлен на редкость сложнейшей иерархией богов и божеств, высших, средних и низших. Ключевое место в марийском языческом пантеоне занимает Юмо. На древнее происхождение культа Юмо указывает то...
Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше
1.2 Пантеон
С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы-вались дайва (древнеинд. дэва), а другой - асура (авест. ахура, древ-неинд. асура)...
Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций Двуречья
3. Пантеон богов
Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. В его числе особенно выделялась великая троица: боги Ану, Эа и Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае они сложные...
Ранние китайские религии
Глава 3. Даосизм. Псевдонауки. Пантеон
...
Ранние китайские религии
3.2 Верхний и нижний пласт даосизма. Даосский пантеон
На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а порой, правда, на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам...
Религиозная система балтов
РАЗДЕЛ 1. ПАНТЕОН Балтов и его связь с индоевропейскими системами
Балтийский пантеон состоит из нескольких сверхъестественных существ, среди которых необходимо, прежде всего, выделить небесных божеств и природных духов, а также персонификации абстрактных сил, близкие небесным богам...
Религиозно-мифологические представления индейцев доколумбовой Америки на примере майя
3.1 Пантеон богов майя
Майя были глубоко духовным народом, как и представители других доколумбовых цивилизаций Америки. Их мысли и действия многие тысячелетия были обусловлены космологическими представлениями о пространстве и времени, сотворением человека...
Славянская мифология
4. Славянский пантеон
Мифологических персонажей высшего уровня славяне называли словом bog, сформировавшимся под иранским влиянием. Слову bog, вероятно предшествовало слово divъ (Див), родственное обозначение бога у других индоевропейских народов (балтийских...
Теїстичні вірування праукраїнців часів Київської Русі
2. Пантеон князя Володимира.
У легендарному літопи-сі «Повість минулих літ», написаному, ймовірно, літопис-цем Нестором у 980 p., є такі слова: «І почав княжити Володимир у Києві один, і поставив кумирів на горі за теремним двором: Перуна деревяного, а голова його сріб-на...
Эволюция архетипов в ирландской традиции
3. Эпоха богов
...
Языческие воззрения славянских народов
4 Пантеон славянских богов
В пантеоне языческих божеств каждый персонаж обладал своими определёнными характеристиками, своей отведённой только ему ролью и находился в довольно тесной связи с остальными божествами. Фактически...
Язычество древних славян
3.5 Пантеон языческих богов
Около полутора столетий (9-10 вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией...
Язычество древних славян
ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН, ПАНТЕОН ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ
Разнообразные явления внешнего мира, равно как и психические состояния, переживаемые человеком, побуждают его разобраться в массе впечатлений, дать себе отчёт, свести всё к единству, найти объяснение явлениям...
rel.bobrodobro.ru
Боги и богини Месопотамии
Истоки месопотамской мифологии уходят в дописьменную эпоху. Истории о местных богах и героях рассказывались много раз прежде чем их стали записывать около 5000 лет назад, вскоре после появления первых городов.
Шумер и Аккад
Около 4000 г. до н. э. люди жили в городах, выросших в плодородной Шумерской долине. Там были возведены огромные храмовые комплексы, могущество, богатство и влияние которых могло поспорить с монастырями средневековой Европы. Шумерцы верили, что их храмы — жилища богов и богинь. Они относились к ним как к живым людям. Жрецы и жрицы, служившие в храмах, даже кормили и одевали своих богов.
Аккадское царство стало господствовать в регионе около 2300 г. до н.э. при царе Саргоне, которого, если верить легенде, младенцем нашли в корзине среди камышей. Аккадцы восприняли большую часть шумерской культуры, включая мифологию, но придали некоторым богам новые имена. Например, шумерского бога пресной воды Энки назвали Эйя.
Месопотамские боги, духи и демоны:
1 — абгсии (аккад.: апка/ыу), или мудрец; 2 — царь злых демонов ветров Пазузу; 3 — голова демона Хувавы (Хумбабы), изображаемого в виде многоногого и многорукого существа; 4 — фигурка Иштар, или обнаженной богини.
Роль богов
У каждого из городов Месопотамии были покровительствующие им бог или богиня, которые обеспечивали ему процветание и защищали во время войны. Отец богов Ану был покровителем города Урук, а Мар-дук — богом Вавилона. Бог шторма Энлиль покровительствовал Ниппуру, где он жил вместе со своей женой богиней Нинлиль и сыном Нинуртой.
У богов и богинь были свои обязанности перед народом. Они периодически избирали царя, возглавлявшего все города-государства Месопотамии, поскольку царский трон не передавался по наследству, а поочередно занимался одним из их представителей. Вопрос решался голосованием на совете богов, всегда созывавшемся в Ниппуре. После этого боги всегда приносили клятву верности решению совета.
Силы природы
Боги и богини Месопотамии представляли силы природы, от которых зависело процветание Шумера и Аккада. Главой пантеона был Ан (Ану), бог неба, имя которого и означало «небо». Его сын — Энлиль, бог стихии ветров и бурь, позднее сам стал верховным богом, пока его, в свою очередь, не сменил Мардук, победивший силы хаоса. Энки, сын Энлиля, — бог подземного океана пресных вод, а также поверхностных земных вод — считался источником всей магической, тайной силы, богом мудрости и заклинаний. Он жил в Эриду и научил людей искусствам и ремеслам.
У каждого царства и города был не только свой пантеон богов и богинь, но также свои демоны, духи и призраки. Демоны приносили болезни и неудачи. Царские дворцы в Ни-мруд украшались расписными рельефами абгали (апкаллу). Эти фигурки мудрецов изображались как антропоморфные — соединявшие в себе черты людей и животных. Абгали защищали царей и заботились о плодородии.
Боги солнца и луны
Следующими по значимости после богов неба, ветров и пресных вод были боги солнца и луны. Уту — шумерский бог солнца — враг темноты и зла, лечивший болезни «силой своих крыльев». Он также считался богом справедливости. В аккадской мифологии его стали называть Шамаш, что по-аккадски означает «Солнце».
В шумерский период бога луны называли Нанна. Местом его культа был город Ур. Позднее Нанну стали называть аккадским именем Син. Его символ — полумесяц.
У Сина была дочь Иштар (шумерская богиня Инанна), которую ассоциировали с планетой Венера. Она была богиней плотской любви, известной своей ненасытностью и коварством. Среди ее многочисленных возлюбленных самым известным был Думузи (позднее называемый Таммуз) — бог плодородия и растительности.
В Двуречье было множество богов, которые по представлениям народов Междуречья олицетворяли великие силы природы и царили
над миром.
       Шумерский пантеон.
Ан
(Ану - акк.)
Бог неба, отец Энлиля, бог Урука.
Энлиль
(Бел - акк.)
Бог земли и воздуха, изобретатель мотыги и плуга, покровитель города Ниппур, сын Ану, "царь богов и людей".
Энки
(Эйа - акк.)
Бог подземных пресных вод и мирового океана, бог мудрости и хранитель человеческих судеб, главный бог города Эреду.
Нанна(р)
(Син - акк.)
Бог луны, сын Энлиля, почитался в Уре.
Уту
(Шамаш - акк.)
Бог солнца и сын Нанны.
Инанна
(Иштар - акк.)
Богиня любви и плодородия, дочь Нанны, богиня Урука.
Нингирсу
(Нинурта - акк.)
Бог войны, почитался в Лагаше.
Эрешкигаль
Богиня подземного мира мёртвых.
Думузи
(Таммуз - акк.)
Бог вечно живой природы.
Нергал
Бог болезней, войны и смерти.
Каждый город Передней Азии выделял из множества богов своего главного владыку. У шумеров и аккадцев это был Энлиль,
у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. В Вавилоне культ Мардука слился с культом Энлиля (Бела) и
Бел-Мардук стал главой вавилонского пантеона, состоявшего из семёрки богов.
По представлениям народов Междуречья боги и богини правили миром, но иногда и над богами была грозная и неумолимая сила
судьбы и рока, которая воплощалась в облике фантастических существ:
Шеду - крылатые быки с человеческими головами;
Ламашту - львиноголовая женщина-демон;
Мушхуш или Сируш - "огненно-красный" дракон бога Мардука;
Анзуд - орёл с львиной головой.
Божественная птица Анзуд выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы, который воплощал
извечную борьбу жизни и смерти.
mesopotamia-hist.narod.ru
Религия древней Месопотамии
Религия древней Месопотамии.
Для начала стоит выяснить, что же такое Месопотамия.
Месопотамией древние греки назвали земли, лежавше между двумя реками Тигром и Ефратом.
Месопотамская религия, представляет собой сложный комплекс, состоящий из многих слоев.
На протяжении долгих веков в культуре Междуречья шел процесс ликвидации одних божеств и
культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов,
изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать
всеобщими.
Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации Междуречья. Главными в нем считались бог неба Ан и богиня земли Ки, их сыновья , бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей
Постепенно, развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны.
Во II тысячелетии до н.э. период религиозного гипермногообразия и закончился и начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона. Из великого множества мелких местных божеств выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитавшихся. Сложилась и определенная иерархия- на место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог- покровитель города Вавилона Мардук.
Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Иштар, самое почитаемое и любимое божество народов Месопотамии.По всей стране в ее честь строились грандиозные храмы, главным из которых был храм в городе Уруке, покровительницей которого Иштар являлась.
Помимо этих главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.
Одним из элементов месопотамской религии было явление неантропоморфности,
или наличие предметов поклонения- символов, в которых распознавалось присутствие
конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное
изображение бога или сопутствовали ему.
Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные,
такие как мушхушшу ( лев-змея-орел) и кусар-икку ( коза-рыба), которые сопровождали
и охраняли богов.
Д/З
1) Какой отличительный знак был у Иштар.
P.S. Обращайте внимание на картинки.В каждой лекции они будут!Более того,при наведении на каждую из них,вы узнаете, что именно на ней изображено.