Шива древнейшее божество индуистского пантеона. Обзор. Шива бог древней индии
Древняя Индия | Шива
Шива («приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.
Считалось, что в качестве Натараджи, «царя танца», Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе — линге-фаллосе, мужском детородном органе.
Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.
Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива — отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.
Вернуться на Боги Древней Индии
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия
www.mysterylife.ru
Многорукий бог Шива. Бога Шива: история
В Индии до сих пор почитается Шива. Бог вечный, олицетворяющий начало всего. Его религия считается древнейшей в мире. Тогда мужское начало считалось пассивным, извечным и статичным, а женское – активным и материальным.
В нашей статье мы с вами поближе познакомимся с образом этого древнего божества. Многие видели его изображения. Но лишь единицы людей западной культуры знают подробности его жизни.
Исторические данные
Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.
Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.
С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива - бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.
Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».
В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.
Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.
Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.
В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».
Изображение
Как же изображается Шива? Бог в своей древнейшей ипостаси имел вид лингама с трипундрой (три белых горизонтальных полосы). Знак этот обозначал три тюрьмы человеческой души или три гунны, составляющие мир Майя.
Позже Шиву начали изображать сидящим в позе лотоса или танцующим.В первом варианте он имел бледную кожу, был с синей шеей и четырьмя руками. Обычно бог сидит в позе лотоса на тигровой шкуре, а на плечи накинута кожа слона или тигра. Всегда во лбу у него открыт третий глаз. Кроме этого, при нем находится змея. Она переброшена через плечо, висит на шее или в виде браслетов на руках и ногах. Шива имеет две разные серьги. В одном ухе мужская, а во втором женская.
Второй вариант – танцующий Шива. Нритья-Мурти (статуэтка) может иметь разное количество рук, быть вооруженной или мирной, но всегда под ногами пляшущего бога находится поверженный карлик. Это демон Апасмар-Пуруш, символизирующий иллюзорный мир, в котором мы живем.
Атрибуты
Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.
У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.
Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.
Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).
Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).
Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.
Семья
Индийский бог Шива изначально женился на Сати, или Шакти, дочери Дакши. Но существует легенда, согласно которой девушка совершила самосожжение из-за обиды на отца.
Но после она возрождается в новой инкарнации. Теперь ее зовут Парвати (горянка) и ее отец – горный хребет Гималаи. Именно она чаще всего и изображается как жена бога Шивы.
У них есть двое сыновей – Ганеша (слоноголовый бог мудрости) и Сканда (божество войны, у которого шесть голов и двенадцать рук и ног), а также дочь Манаси.
Имена
В западной традиции индийский бог Шива известен только под этим именем. Однако индуисты знают более тысячи слов, являющихся эпитетами божества.
Среди них есть «Ужасный» и «Прекрасный», «Величественный» и «Оборванец», «Царь лингама», «Побеждающий смерть», «Владыка тварей» и многие другие.
Наиболее значимые и известные 108 из них. Они произносятся в виде молитвы и призваны очистить мысли просящего, а также способствовать его возвышению.
Функции, ритуалы, праздники
Многорукий бог Шива является верховным божеством в шиваизме. Он почитается как триединство эволюции вселенной – рождение, рост и смерть. Также считается, что он разрушит нынешний мир в конце махаюги, чтобы на его месте был создан новый.
Он покровительствует целителям, дал людям мантру Ом и санскрит. Кроме этого, Шиву всегда сопровождает свита из демонов и духов.
Два главных ритуала, связанных с этим богом, называются Панчабрахма-мантра и Рудра-сукта. Они проводятся в самый знаменательный праздник года, посвященный Шиве. Махашиваратри отмечается в конце февраля и означает ночь свадьбы Шивы и Парвати.
Самый знаменитый храм
В городке Байджнатх в начале тринадцатого века был построен храм бога Шивы. Он называется одним из его имен – Вайдьянатх (покровитель лекарей).
Некогда на этом месте стояло святилище бога, но местные купцы решили увековечить свои имена, соорудив величественное здание. Имена торговцев - Ахук и Маньюк.
Сегодня этот храм является главной туристической достопримечательностью городка. Он построен в лучших традициях нагара (североиндийской архитектурной школы). Здание окружено стеной и имеет два входа.
Обычно многорукий бог Шива внутри храма изображен только в виде лингама. Причем он считается сваямбху («самовозникшим»). На стенах постройки находятся барельефы многих божеств, демонов и прочих персонажей индуистского пантеона.
Перед входом стоит статуя Нанди, белого быка. Это животное является одним из наиболее распространенных средств передвижения Шивы. Оно символизирует чистую дхарму, а также искренность, преданность и мужество.
Сегодня храм Вайдьянатх притягивает многомиллионные толпы паломников и туристов.
Символ бога
Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?
Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.
Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.
Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.
Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.
Брак Шивы и Парвати
Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.
Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.
Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.
Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.
Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.
После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.
В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.
Бог богов
Как вы уже убедились, у личности, о которой мы говорим в данной статье, много имен. Среди них есть бог богов, Махадев, Шива. Первые два в декабре 2011 года были выбраны как название для телевизионного сериала. Его серии снимаются в Индии по сегодняшний день.
Сюжет эпизодов базируется на мифах, легендах и отрывках из упанишад. Главные события взяты из Пуран. Кроме этого, при написании сценария были использованы работы Девдатт Паттанаик, известного индийского мифолога и религиоведа.
Сериал был переведен на ряд южных языков Индии. Сегодня сняты уже более ста пятидесяти эпизодов. Музыку к ним написали братья Бавра.
«Devon ke Dev…Mahadev» известен и в России. Поклонники индийской культуры могут наслаждаться сериалом с субтитрами.
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним из древнейших божеств в истории. Узнали атрибуты, имена и прочие интересные детали о Шиве.
Шива божество индуизм. Как известно, в индуизме имеются два главенствующих течения – шиваизм и вишнуизм. Поэтому и существуют божества шиваитского пантеона и божества вишнуитского пантеона
Наиболее древним свидетельством о боге Шиве принято считать рельефное изображение на печати эпохи Хараппы – человек, сидящий в позе йоги и окруженный животными. Все исследователи сходятся во мнении, что Шива почитался в Индии до прихода арьев.
«Печать Пашупати» с фигурой сидящего Шивы, называемого Пашупати
На санскрите имя Шива означает темно-серый, сивый (Шива – сивый, есть созвучие?), цвета ртути.
Шива-Натараджа. Индийская статуэтка. XII в.
В индусский пантеон он вошел, привнеся целый ряд характеристик, новых для культовых представлений арьев и повлекших за собой ряд видоизменений и в облике богов, и в тех чертах и функциях, которые этим богам приписывались. С ним связано поклонение Шакти – всесильному женскому началу.
❁❁❁❁❁❁
С Шивой ассоциируются и представления о йоге. Во многих мифах повествуется о том, как он погружался в йогическую медитацию и ее никто не смел нарушать, ибо это было состояние, в котором Шива предавался процессу созидания.
Ши́ва (санскр. शिव, śiva, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме
Он является также воплощением разрушения и именуется Махакала (Великий Черный).
Ему приписывается сила периодически разрушать весь мир, превращая его в прах, из частиц которого он же затем воссоздает все, что существует во вселенной.
С этим его аспектом связаны представления о том, что мужская энергия не может созидать, не проявляя себя одновременно и как разрушительное начало.
В качестве Махакалы Шива изображается в форме черного человека устрашающей внешности, украшенного ожерельем из черепов и танцующего бхайрав, или тандав, – танец ярости, танец разрушения.
Он же и Натараджа – «Царь танцев» (владыка ритмов).
Все аспекты Шивы трудно перечислить. В особенности широким стал диапазон его функциональных нагрузок после слияния его с богом Рудрой.
Он целитель людей и скота, отец растительности, прародитель змей, повелитель рек. С его именем связано множество тиртх – мест паломничеств на реках.
Ведические арьи называли местные народы шишнадева, т. е. поклоняющиеся богу-фаллосу (шишне), что прямо указывает на одну из главных характеристик
Шивы – его оплодотворительную мощь, а также на то, что фаллос уже в ту эпоху являлся самостоятельным объектом поклонения как символ этой мощи и в процессе богопочитания заменял собой изображение Шивы.
Поскольку фаллические культовые представления не были чужды и древним индоевропейским народам (а фаллическая обрядность сохранялась, например, в славянском язычестве вплоть до позднего Средневековья), можно думать, что Шива в образе фаллоса был воспринят арьями в короткий срок, хотя в ведической литературе и встречаются протесты против поклонения этому символу.
В поздневедической и всей последующей индусской литературе и иконографии Шива предстает главным образом в форме фаллоса – «шивалингама». Члены шиваитской секты лингаятов носят на теле (на шее или у пояса) маленький шивалингам.
Вплоть до сегодняшнего дня по всей Индии Шиве поклоняются главным образом именно в форме шивалингама.
Деви, или Шакти. Словом «деви» определяется богиня вообще, воплощение женского начала, персонифицированного в индусском пантеоне в бесчисленных образах богинь, несущих самые разные функции.
Шива в ипостаси Ватука-бхайравы — ребёнка в возрасте 5-7 лет, всегда сопровождаемого собакой
Если же определение Деви, или Махадеви (т. е. Великая богиня), встречается в качестве имени собственного, то оно относится, как правило, к жене бога Шивы, которая выступает под десятью главными именами, связанными с ее разными ипостасями:
шесть из них представляют милостивое начало, а четыре – жестокое.
Наиболее часто из числа первых упоминаются имена Ума, Парвати и Гаури, а из числа вторых – Кали и Дурга.
Ее называют и Виндхьявасини, т. е. обитательница Виндхья – гор, служивших в течение долгого времени естественным географическим рубежом между арийским (и арьянизированным) населением Северной Индии и доарийскими народами, как жившими на юге, так и оттесняемыми на юг.
Храм Шивы в Прамбанане (IX—X вв.)
Есть мифы, в которых говорится, что богиня гор Виндхья требует кровавых жертв.
С кровавыми жертвоприношениями связано поклонение ей в форме ее гневных ипостасей, но это не исключает принесения козлят и ягнят и в жертву милостивой Парвати (свидетелем чего автор был, например, в штате Махараштра), так что граница между милосердными и жестокими ипостасями Деви весьма условна.
Различными воплощениями Деви, или Шакти, т. е. женской энергии (силы), является и множество богинь-матерей, именуемых «амма», «амба», «амбика». Это слово, означающее «мать», обычно прибавляется к их именам, как например, Кали-амма, Ситала-амба и другие, поклонение которым было, совершенно очевидно, широко распространено в среде доарийского населения Индии и из этих культов перешло в индуизм.
Махалеви – верховная богиня и главный объект почитания в шактизме, или тантризме, – имеет разные иконографические обличья в зависимости от своих качеств и функций.
Три типа ее изображений известны наиболее широко:
❶ Парвати и Ума – женщина со светлым улыбающимся лицом и с двумя руками; она изображается и в виде отдельно стоящей фигуры или вместе с Шивой.
❷ Дурга – это светлолицая красивая женщина со многими руками, держащими разные виды оружия; чаще всего ее изображают в момент, когда она убивает черного демона Махишасуру, обратившегося в буйвола; ей помогает лев – атрибутируемое ей животное (иногда это бывает и тигр).
❸ Кали или Махакали – черная женщина с красными глазами и высунутым красным или золотым языком; у нее обычно тоже десять рук (хотя бывает и четыре, и две), несущих оружие; тело ее обвито кобрами, волосы растрепаны, на шее ожерелье из черепов или белолицых человеческих голов.
Широкие слои населения поклоняются Шакти как охранительнице детей и в таком качестве именуют ее Шаштхи (букв. «шестерица»).
Муруган (или Сканда, или Карттикёя, или Субрахманья) – сын Шивы. Поклонение богу Муругану, или Сканде, отражено в памятниках тамильской литературы I тысячелетия н. э.
Он описывается как бог охотников, живущих в горах. Ему приписываются такие качества, как воинская отвага, страстность, склонность к гневу и любовь к крови.
Ганеша, или Ганапати, тоже вошел в индуизм из доарийских культов. Ганешу описывают и изображают в виде толстого человека с четырьмя руками и слоновьей головой.
Он считается вторым сыном Шивы, и мифы говорят, что отец, разгневавшись, отрубил ему голову, когда он был маленьким мальчиком, но, видя горе своей жены Парвати, утешил ее тем, что отрубил голову слоненку и приставил ее к телу сына
Самые интересные статьи:
Похожее
ezoterik-page.com
Тайна бога Шивы
Считалось, что в качестве Натараджи, царя танца, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе — линге-фаллосе, мужском детородном органе.
Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или синяя шея; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.
Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива — отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.
Шива в индуистской мифологии верховное божество наряду с Брахмой и Вишну. В отличие от Брахмы, бога-творца, и Вишну, бога-охранителя, Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к Изменчивым явлениям жизни. В образе этого бога сливаются нередко противоположные свойства: грозный, яростный Бхайрава. и милостивый, прощающий Шанкара. Шива является и страшным врагом демонов, и подвижником-аскетом, постоянно предающимся созерцанию. В поэме, посвященной Шиве, о нем говорится:
Могучий бык, палица со знаком мертвой головы, топор, шкура тигра, пепел, змеи И череп это. главное достояние твое. Пусть облик твой, равно и имя твое зловещи, И все же, податель даров, для тех, кто мыслью обращается к тебе, в тебе залог высочайшей благодати.
Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры. трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой в воздухе, а третий на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости. У Шивы и его супруги Парвати были два сына бог мудрости Ганеша и победитель демона Тараки Сканда .
Грозные воплощения супруги Шивы в образах богинь Дурги или Кали также прославились своими победами над демонами. Почитатели Шивы считают его не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем. В начале нового периода жизни Вселенной Шива своим танцем пробуждает ее, а в конце уничтожает танцем разрушения. Считается также, что каждый вечер Шива исполняет свой танец на священной горе Кайласе. Его зрителями являются боги, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, остальные же поют божественные песни.
Индуизм. Бог Шива
Шива входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну — его хранителем, Шива — его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. Почитание Шивы возникло ещё во времена дравидов – коренных жителей Древней Индии, у кого Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, также образцом йогина достигшего духовной самореализации.
Тришула в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара , который прикреплён к трезубцу, символизирует слог ом, из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.
Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы — три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву , карму и майю , а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом.
Змея на теле Шивы есть джива , которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.
Обычное местопребывание Шивы – горная вершина Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива — воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы , сжигая все оковы ведущие к просветлению.
В культе Шивы на первый план выходит его созидательное начало – изваяния лингама в храмах и домашних алтарях символизируют животворящую потенцию Шивы. В Индии говорят: Шива без Парвати - Сам Ниргуна Брахман . Ради благочестивых преданных с помощью Парвати Он становится Сагуна-Брахманом . Поэтому проявленный, пребывающий в мире Шива всегда сопровождаем женской энергией. Лингам Шивы всегда эрегирован. Почитание лингама Шивы составляет его фаллический культ – Абхишеку и Шива-пуджу.
Шива — в индуистской мифологии верховное божество наряду с Брахмой и Вишну. В отличие от Брахмы, бога-творца, и Вишну, бога-охранителя, Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к Изменчивым явлениям жизни. В образе этого бога сливаются нередко противоположные свойства: грозный, яростный Бхайрава . и милостивый, прощающий Шанкара .
Шива является и страшным врагом демонов. и подвижником-аскетом, постоянно предающимся созерцанию. В поэме, посвященной Шиве, о нем говорится:
«Могучий бык, палица со знаком мертвой головы,
топор, шкура тигра, пепел, змеи
И череп — это. главное достояние твое.
Пусть облик твой, равно и имя твое — зловещи,
Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры . трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой — в воздухе, а третий — на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости.
У Шивы и его супруги Парвати были два сына — бог мудрости Ганеша и победитель демона Тараки Сканда . Грозные воплощения супруги Шивы в образах богинь Дурги или Кали также прославились своими победами над демонами. Почитатели Шивы считают его не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем. В начале нового периода жизни Вселенной Шива своим танцем пробуждает ее, а в конце уничтожает танцем разрушения. Считается также, что каждый вечер Шива исполняет свой танец на священной горе Кайласе . Его зрителями являются боги, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, остальные же поют божественные песни.
В Западной Историографии наоборот, понятие Среднего Востока гораздо более широкое чем понятие Ближний Восток . И если ...
Применение 3d принтера для печати внутренних органов
Известно, что медицинские исследования, особенно состояния внутренних органов, дело нужное, но не особо приятное. Далеко не всегда ...
Как можно улучшить свою внешность за короткое время
Большинство женщин тратит по утрам несколько часов для того, чтобы выглядеть красиво и ухожено, и чтобы не ...
Божественные создания
Идзанаги и Идзанами занимались устройством земли, и все у них получалось, как нельзя лучше. Они создали великую восьмерку ...
Предназначение Cтоунхенджа
Стоунхендж - внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир . ...
Потерянные во времени
Когда британские ученые стали расследовать интересный случай с одним из таких поездов, то неожиданно пришли к мнению, что ...
Бюджетные модели ноутбуков
Современные переносные компьютеры, или как еще их принято называть – ноутбуки или лаптопы могут выполнять такие же ...
Безопасное вождение автомобиля
Лев — очень примечательное и красивое созвездие, которое содержит несколько ярких звезд. Это Альфа Льва — Регул, Бета — Денебола...
Загородное строительство
Страна богов Асгард была недоступна и находилась в вышине над облаками. Тонкий мост Биврёст, как радуга, соединял...
objective-news.ru
В Индии нашли древнюю статую Шивы
The New Indian Express сообщает, что в индийской деревне Бандха Пара найдена древняя статуя Шивы. Археологи предполагают, что статую сделали в VII-VIII веках и раньше она украшала вершину храма.
Об индуизме вкратце
Большая часть Индии исповедует индуизм — национальную религию, корни которой уходят в верования цивилизаций, которые населяли индийские территории ранее (хараппская, ведийская, дравидийская и т. д.). Индуизм часто называют политеистической религией из-за обширного пантеона. Это ошибочно — все боги в индуизме, в конце концов, сводятся к единому началу, которое называют Брахманом. Тремя главными производными (аватарами) Брахмана являются боги Шива, Вишну и Брахма, которые, в свою очередь, имеют по нескольку своих производных.
Шива в разных направлениях и течениях индуизма выполняет разные роли, но в классическом варианте он — разрушительное начало мира. Так, он дополняет Брахму-творца и Вишну-поддержателя. Традиция почитания Шивы называется шиваизм, и она распространена по всей Индии, а также в Непале и на Шри-Ланке.
Статуя Шивы
Статую танцующего Шивы — Натаранджи — обнаружили археологи из Индийского национального фонда искусства и культурного наследия. Каменная статуя нашлась в деревне Бандха Пара на берегу пруда Деви Бандх, что на востоке Индии. Сама статуя — классический танцующий Шива: многорукое божество, стоящее на одной ноге в ореоле огня. Такой Шива стал самым распространенным не только в Индии, но и в остальном мире.
Сам артефакт – 1,2 метра в высоту, 0,9 метра в ширину и весит около 200 килограммов. Изначально археологи подумали, что нашли изображение Дурги — богини-воительницы, которая защищает мир от демонов, но лотос на голове божества точно указывает на Шиву.
Руководитель экспедиции Дипак Панда считает, что раньше эта статуя украшала вершину храма. Такие украшения, обычно в форме дисков, называют амалаками. Вполне возможно, что под землей располагается сам храм.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru
Боги Древней Индии Бог Брахма создатель
Боги Древней Индии
Бог Брахма – создатель всего сущего на земле Брахма (Рама) – верховный бог индийской мифологии. Творец и правитель мира, отец богов и людей. Входит в верховную триаду индуистских богов вместе с Шиву и Вишну. Создатель Вселенной противостоит богам Шиву, который ее охраняет, и Вишну, который ее разрушает.
Бог Вишну – хранитель мироздания, величественный и ужасный, но не менее грозный, чем Шиву. Его почитают и боятся, величают «высшим богом» . Согласно одному из мифов, из пупка Вишну возник цветок лотоса, на котором восседает Брахма. Главная функция Вишну – способствовать победе добра над злом. Возникнув, как бог солнца, он мог тремя шагами пересечь Вселенную и населить ее богами и людьми. Появляясь в разных обликах, Вишну мог сражаться с демонами и восстанавливать божественный порядок, когда миру грозило разрушение.
Бог Вишну и богиня Лакшми – великая богиня, супруга бога Вишну, богиня богатства и счастливой судьбы. Она – символ материнства, бессмертия и духовной чистоты. Во время праздника света и ныне в честь этой богини зажигают фонари, фейерверки, факелы, огни.
Бог Шива – один из трех великих богов Индии. Он не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива – бог-творец, но вместе с тем и бог времени, а вместе с тем и разрушения, бог плодородия, но вместе с тем аскет. Его всегда высоко ценили и почитали монахи и йоги.
Богиня Парвати – супруга бога Шивы. Согласно легенде, Шива упрекнул жену за то, что она темнокожая (нечистая). Тогда огорченная Парвати удалилась далеко в лес от людей и мужа, спасаясь от стыда за цвет своей кожи. Там она много молилась и вела аскетический образ жизни. Восхищенный ею супруг решил наградить ее и превратил в Гаури, женщину с золотой кожей.
Хануман – бог обезьян Хануман обезьяний бог, сын бога ветра. Он способен лететь по воздуху и менять свой облик, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. Помог богу Раме вырвать его супругу из лап похитителей, совершил еще множество подвигов, за что Рама даровал ему вечную молодость.
present5.com
Читать книгу Кое-что о начале времён… Боги и демоны Древней Индии Алексея Налепина : онлайн чтение
Алексей НалепинКое-что о начале времён… Боги и демоны Древней Индии
Далеко-далеко, за высокими синими горами, вершины которых покрыты белыми снегами, лежит волшебная страна Индия. Изумрудная зелень непроходимых джунглей прерывается великими реками Индом и Гангом. Индию называют жемчужиной, чудом, волшебной сказкой!
Народы Индии создали удивительные мифы о всемогущих богах, о славных героях, о чудесных животных и птицах, говорящих человеческим языком.
Но главная героиня этих мифов – природа Индии: её леса, горы, реки.
Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши этого Пантеона.
Как же сохранились эти мифы? Оказывается, их передавали из уст в уста, от отца к сыну. Правда, в Индии существуют еще и особенные люди, пандиты. Они с детства разучивают мифы, чтобы рассказывать их. До сих пор каждый год в Индии устраивают поединки-соревнования пандитов, во время которых рассказчик может говорить всю ночь и весь следующий день. И вот что удивительно – всё, что рассказывает пандит, он хранит в памяти и не пользуется никакими книгами или записями.
Индия помнит о своих великих богах, но почитает не только их силу, но и мудрость. Выдающийся швейцарский ученый Карл Юнг, много лет изучавший мифологию и философию Древней Индии, пришёл к неожиданному и оригинальному выводу: «Индийская религия похожа на пагоду или на муравейник. Подобно муравьям, боги один за другим взбираются наверх. Этот подъём начинается разными слонами на фундаментах и заканчивается абстрактным цветком лотоса, венчающим всё сооружение. Со временем боги преобразуются в философские идеи».
Действительно, богов в индийском Пантеоне несметное количество. Три главных, верховных божества образуют великую троицу: Тримурти – Брахма-Создатель, Вишну-Вседержитель и Шива-Разрушитель.
Индусами также почитаются и божественные жёны Брахмы, Вишну и Шивы, которые также входят в Пантеон индийских богов: это мудрая жена бога Брахмы Сарасвати, покровительница искусства, музыки и литературы; красавица-жена бога Вишну Лакшми, богиня удачи и процветания, и неистовая Парвати, жена бога Шивы.
Однако в Индии любимы и почитаются и многие другие боги.
Это и бог Войны Индра, правитель Восточной стороны Света.
Это и бог Неба Варуна, всеведущий и карающий бог-Судья, воплощение мирового Порядка и Истины.
Это и бог Огня в очагах и жертвенных кострах Агни, который возносил жертву на небеса языками пламени.
Это и бог Ветра Ваю, который является олицетворением праны, мирового дыхания.
Это и бог Любви Кама, вооружённый луком из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы.
Это и бог Смерти Яма, владыка Царства мёртвых.
Это и обезьяний бог Хануман, в честь которого обезьяны считаются священными животными, сын бога ветра Ваю.
Тримурти – троица пантеона богов Древней Индии. Брахма-создатель, Вишну-вседержитель, Шива-разрушитель
Могуч и всесилен Брахма – Прародитель всего сущего в мире.
Но ошибается тот, кто думает, что это самый главный бог, ибо Великий бог на самом деле многолик и всякий раз его называют по-разному.
Их всегда трое, и они неразлучны – Брахма, Вишну и Шива.
Они разные боги, и в то же время это один Бог, единый в своем величии. Его называют еще Тримурти, что означает «обладающий тремя образами», и Брахма – один из ликов Тримурти.
Второй лик его – Вишну, а третий – Шива. И если Прародитель Брахма творец мира, то Вишну – его хранитель, а Шива – его разрушитель. Когда в мире что-либо совершается – творение, сохранение или разрушение – то поминают люди Брахму, Вишну или Шиву и знают при этом, что все это единый Великий бог, всякий раз вершащий дела мира под разными именами.
Брахму, Вишну и Шиву даже изображают в храмах как единое существо, и тела каждого из этих богов как бы вырастают одно из другого.
Бог-творец Брахма и его верная жена богиня Сарасвати
Брахма – творец и правитель нашего мира, отец богов и людей. Бог Брахма противоположен богу Вишну, который наш мир сохраняет, и богу Шиве, который его разрушает. А начиналось всё так.
Не было сначала ничего – ни земли, ни звёзд, ни солнца, ни луны. Была только одна вода, которой было очень много – без конца и края. Воды было столько, что породила она огонь, и от тепла родилось в волнах великого океана Золотое Яйцо. Долго плавало Золотое Яйцо, никто не может точно сказать, сколько прошло времени, потому что самого времени тогда вовсе не было. Но подошёл срок, и из Золотого Зародыша внутри Яйца возник Прародитель всего на земле – Брахма. И время, проведённое Прародителем Брахмой в Золотом Яйце, стало называться годом. Поэтому до сих пор иногда говорят, что Брахма равен году.
Просидев в Золотом Яйце всё это время, бог Брахма силой мысли разделил Золотое Яйцо пополам. Из одной половины он создал Мир Небесный, из другой Мир Земной, а между ними поместил Воздух. Затем по его божественной воле появились пять главных первоэлементов созданных миров – вода, огонь, земля, воздух, эфир. Потом возникло и всё остальное: мысль, боги, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, гнев. Только тогда вышел из Золотого Яйца бог Брахма и разделился на две равные части – женскую и мужскую. Эти божественные части и породили всё остальное в нашем мире. Так сотворился божественный Мир великого Брахмы, и было в нём всё – и земля среди вод, и стороны света с горами, равнинами и реками, и быстрый бег времени.
И вдруг Брахме стало страшно, ибо он увидел, что вокруг него самого никого нет. И тогда решил Брахма сотворить себе потомство. Из души своей сотворил он сына Маричи, из глаз своих – сына Астри, из уст своих – Ангираса, из правого уха – Пуластья, а из левого – Пулаха. Из ноздрей своих – Крату, из большого пальца на правой ноге – Дакшу. Эти сыновья Прародителя Брахмы и стали родоначальниками всех других богов и людей. Например, сыном Маричи стал Кашьяна, от которого произошли змеи и птицы, жрецы и коровы, демоны и чудовища.
Создав Мир, Брахма устал и удалился отдыхать в страну Брахмалоку, где возлёг под сенью шелковичного дерева шалмали, а власть передал своим потомкам – богам, и асурам – старшим братьям богов. Были асуры мудры и сильны и владели тайной майя. Это была великая тайна – волшебство, позволявшее асурам становиться невидимыми и принимать самые разные обличья.
Так с тех пор и отдыхает Брахма в Брахмалоке в Верхнем Раю, на Седьмом Небе, на вершине горы Меру в состоянии вечного блаженства.
Кроме окружающего нас мира великий бог Брахма создал из половины своего тела богиню Сатарупу, которая прославляется также под разными именами – Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри. Она была так прекрасна, что он не мог отвести от неё глаз. Когда богиня Сатарупа-Сарасвати отходила, чтобы хоть на время укрыться от его влюблённого взгляда, у Брахмы появлялось новое лицо, повернутое в её сторону. Испугалась этого Сарасвати-Гаятри, вознеслась на небо к братьям, но Брахма создал себе пятое лицо, обращённое кверху.
В конце концов, бог Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в радости и блаженстве вместе сто священных лет. У них родился любимый сын Ману, первый человек на Земле. А красавица Сарасвати стала почитаться всеми как богиня учения, покровительница искусств, наук и красноречия.
Великого бога Брахму обычно изображали восседающим на белом лебеде. У Брахмы было четыре головы и четыре руки, в которых он держал священные Веды, жезл, сосуд с водой из реки Ганг и гирлянду, сплетённую из роз.
Но люди рассказывали и другое…
Будто бы бог Брахма появился на свет из Золотого Яйца в образе первочеловека Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живёт сто «своих» лет, что равно 311 040 000 000 000 обычных «человеческих» лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожит Вселенную и самого Брахму, а после ста «брахманских» лет хаоса родится новый Брахма. И так происходило, происходит и будет происходить всегда, пока существует Мир Великого Брахмы.
Супруга Великого Брахмы Сарасвати, что в переводе с санскрита означает «текущая река», была верной помощницей богу Брахме при сотворении им Вселенной. Верная Сарасвати создала для Брахмы небесный Чертог спасения и вечного блаженства. Люди рассказывали, что Сарасвати была великой целительницей. Однажды она исцелила самого Индру, потерявшего свою волшебную силу. Одетая в белоснежные одежды, она плавно перемещается по миру на белом лебеде, а восседает четырёхрукая Сарасвати на царском пьедестале из белого лотоса и держит в руках священную книгу Вед, чётки из белого жемчуга, чашу со священной водой и индийский музыкальный инструмент вину, символ искусства.
БРАХМА
ШИВА
Великий Шива и его жена, неистовая богиня Парвати
Высоко в поднебесье на священной горе Кайласа обитает владыка всего мира Шива. У него пять лиц, четыре, восемь, а то и десять рук – ведь властелин Вселенной должен знать всё обо всём и успевать переделать все дела, земные и небесные.
Его рыжеватые волосы собраны на макушке пучком наподобие полумесяца, и сквозь них протекает священная река Ганга, которую он поймал себе на голову, когда та упала с неба. Его горло, синее от выпитого смертельного яда калакуты, украшает ожерелье из черепов, лежащее на воротнике из извивающихся змей. Серьги в его ушах тоже из змей, облачён он в тигровую шкуру и держит в руках антилопу.
Такое обличие владыки Шивы – память о его давнем подвиге, когда он своим неистовым волшебным танцем тандавой покорил десять тысяч аскетов-отшельников, воспротивившихся веселью великого Шивы.
Враги сотворили тогда разъярённого тигра, который бросился на танцующего Шиву, но тот одним рывком содрал с тигра шкуру и сделал из неё накидку. Тогда послали аскеты-отшельники на непобедимого Шиву змею и антилопу, но и этого не испугался Шива. Надел он змею на шею, и стала змея его воротником. А антилопу схватил левой рукой, и осталась она навечно в руках Шивы. Признали тогда аскеты-отшельники и боги полную власть пятиликого Шивы. А Шива вместе со своей женой Деви-Парвати продолжил исполнять священный танец тандаву, и танец длится до сего дня, и потому царят в мире порядок и гармония.
Часто Шиву величают Трилочана, что значит «трёхглазый».
У него действительно три глаза: два как у обычных людей и небесных богов, а третий, увенчанный серебряным полумесяцем, – посреди лба. Говорят, что третий глаз появился у Шивы, когда влюблённая в него жена подошла к великому богу сзади и закрыла ему ладонями глаза. И стал Шива видеть три времени сразу – прошлое, настоящее и будущее. Третий глаз посреди лба Шивы сжигает своим блеском любое существо и даже всесильных богов.
После того как первая жена Шивы Сати сгорела на священном огне, она вновь возродилась в мире под именем Парвати, дочери царя гор Химавата, и поселилась рядом с Шивой на горе Кайласе.
Но Шива не обращал на неё внимания. Тогда боги решили им помочь – они знали, что у Шивы и Парвати должны родиться два сына – бог войны Сканда и слоноголовый бог Ганеша. Послали боги к Шиве бога любви Каму. Он восседал верхом на попугае, держа в руках лук из сахарного тростника с натянутой тетивой из пчёл, в колчане у него было пять стрел из цветов, которые и приносили любовь каждому, кто с ним встречался, будь то человек или бог. Но Шива не обрадовался встрече с Камой, взглянул на него своим огненным третьим глазом и испепелил его. И вдруг увидел, как прекрасна и преданна юная Парвати, и полюбил её. Раскаялся он, что в безумии ярости сжёг бога любви Каму, и возродил его из пепла.
Зажили они с Парвати счастливо, и родились у них два сына – Сканда и Ганеша.
Сначала Ганеша выглядел как все боги, однако случилось так, что бога Шани забыли пригласить на праздник дня рождения Ганеши.
В отместку Шани послал великий огонь и испепелил голову младенца. Прародитель Брахма посоветовал плачущей Парвати приставить Ганеше голову первого попавшегося ей навстречу существа. И первым, кого она встретила, был слон.
Отец Сканды и Ганеши, великий Шива разъезжает по своим небесным владениям верхом на белом быке Нандине, держа в руках грозный трезубец Тришулу, волшебный лук Аджагаву, палицу Кхатвангу с черепом на конце, маленький барабан Дамару в форме песочных часов и веревку, чтобы ловить и связывать тех, кто непочтителен и невежлив к всесильному Шиве.
Его жена Парвати предстает перед миром в виде двух несхожих образов: одного доброго, а другого устрашающего. Когда она тиха и благожелательна, то зовётся доброй богиней Парвати. Когда же гневается, то меняет своё имя и обличье, принимает устрашающий вид, и ей поклоняются уже как богине Дурге или богине Кали. Когда богиня гневается, то принимает вид многорукой с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее, вооружённой до зубов страшной ведьмы, которую боятся не только люди, но и сами боги.
ПАРВАТИ-КАЛИ
ГАНЕША
Аватары бессмертных богов
Боги не всегда царят на небесах и в своих священных обителях. Иногда им приходится вмешиваться в дела людей и для этого спускаться на землю, воплощаясь при этом в смертное существо – ибо люди не в силах вынести истинный облик богов. При таком воплощении бог частично сохраняет свою божественную природу и приобретает при этом некоторые части земной природы.
Это нисхождение богов на землю и зовётся священным словом Аватара. Самое полное представление об аватаре связывается, главным образом, с богом Вишну. Каждое земное воплощение Вишну, каждую его аватару люди помнят и слагают о них песнопения и гимны. Их было много, таких земных воплощений Вишну, но особенно памятны людям несколько великих Аватар могучего бога.
Аватары Вишну-хранителя и его жены, прекрасной Лакшми
Обычно возлежал Хранитель мира Вишну на волшебном тысячеголовом мировом змее Шеше. У Вишну четыре руки, у ног его восседает его лучезарная супруга – богиня счастья, богатства и красоты прекрасная Лакшми. Она появилась с лотосом в руках во время пахтанья Великого Океана всесильными богами и обладающими колдовской силой асурами.
Четырёхрукий Вишну держал в четырёх руках четыре волшебных предмета – раковину, боевой диск, булаву и лотос. Жил Великий Вишну в Вайкунтха, что находится на вершине мировой горы Меру.
Гимны прославили три великих шага Вишну, которыми он измерил земные сферы, и от этих шагов мир получил свои границы. Да и сам Вишну – это целая Вселенная. Однажды мудрец Маркадея был спасен от потопа богом Вишну и, оказавшись в чреве Великого бога, вдруг узрел там всю нашу Вселенную – землю, небо, воды, богов, людей, скот и растения.
Вишну – это и есть весь наш мир, и когда наступает его конец, Вишну вбирает в себя всю Вселенную и засыпает на волшебном змее Шеше, плавающем по волнам великого океана. Долог сон Вишну, нельзя его измерить человеческими годами; когда же просыпается Вишну и решает создать новый мир, то из самого центра живота – пупка – вырастает белый лотос, из которого и появляется Прародитель Брахма, творящий этот новый мир богов и людей.
Но и в мир людей приходит всемогущий Вишну, если дела на земле требуют его вмешательства, если нарушена Великая Дхарма, то есть Закон и Добродетель. И нисходит тогда Вишну на землю, как простой человек, ради спасения мира, которому грозит опасность. На земле он и бог, и человек одновременно, он непобедим и великодушен, добр и справедлив, и потому почитают его люди.
В многочисленных аватарах Вишну главными и наиболее чтимыми являются десять аватар:
1) Матсья («рыба»). В своей первой аватаре Вишну замещает героя легенды о всемирном потопе. Воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману-Вайвасвату, а также семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль.
2) Курма («черепаха»). Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги установили на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Шешу, стали пахтать океан, из которого добыли напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, корову желаний Сурабхи и многие другие священные существа и предметы.