История самых известных жестов в мире. Фото. Жесты древних людей картинки
Жесты разных народов и их значение
Собираясь отправиться в путешествие, многие даже не задумываются о необходимости изучить национальные обычаи и традиции, привычки, и что также немаловажно, жесты разных народов. А ведь порой к жестам нужно относиться более внимательно, чем к обычным словам. Поскольку одинаковые жесты могут иметь разный смысл у разных народов. Не зная их значение можно угодить в нелепую ситуацию, оскорбить или вызвать недоумение. Именно о жестах разных народов, их значении узнаете из этой статьи.
Рассмотрим, пожалуй, самые распространенные и известные жесты разных народов.
Жест «ОК»
Обычно имеет положительное значение – «все отлично». Но также знак может означать и другой смысл в разных государствах:
В США и Росси – «ОК».
В Германии и Франции – ничто, ноль.
В Бразилии – непристойный жест.
В Тунисе – угроза убить.
В Японии – значение «деньги».
Этот жест в некоторых государствах Средиземноморского бассейна обозначает гомосексуалов.
Жест "Все отлично"
В Греции этот жест имеет значение «заткнись».
В США – «все супер, отлично».
В Саудовской Аравии данный жест при вращательном движении большого пальца означает «катись отсюда».
В мусульманских странах считается неприличным демонстрировать этот жест.
Жест "Милостыня; деньги"
В Италии данный жест означает призыв что-либо объяснить, а также знак вопроса.
В Мексике – это требование дать денег.
В России – просьба дать милостыню или вопрос «когда отдашь?».
Жест «Рога»
В Италии жест «Рога» используют, как способ от сглаза.
Во Франции – «вы рогоносец».
В России жест используется любителями рок музыки на рок концертах.
Жест "Кукиш"
В России – всем известный нам жест «Фигушки».
В Таиланде и Японии – жест с сексуальным подтекстом.
Во Франции так же как и жест с вытянутым средним пальцем воспринимается, как очень неприличный.
Следует отметить, что этот жест во многих странах мира носит оскорбительный и неприличный характер и не допускается в деловом общении.
Жест "Деньги"
В России – значение «деньги»
В странах Ближнего Востока – сигнал об опасности, призыв не торопиться.
Жест «Фак» (средний, бесстыдный палец)
Этот жест в разных народах имеет похожий смысл и трактуется, как очень неприличный. Чаще всего его применяют для оскорбления, унижения или требования в грубой форме отстать.
В Германии по закону использование этого жеста может облагаться официальным штрафом.
Привычный славянским народам, жест щелчка возле шеи (призыв выпить) в Италии расценивается, как проблемы со здоровьем, больным горлом.
В Голландии, приставленный указательный палец к виску, означает достаточно умного человека, а во Франции, также как и у нас – глупость.
Дотронувшись пальцем века в Италии можно выразить свое доброжелательное отношение к собеседнику «Я смотрю, ты хороший человек». В Испании этот же жест расшифровуется, как сомнение в правдивости сказанных слов, а во Франции – аналогично фразе « ты трепло».
В США, поднятые сложенные два пальца вместе, воспримут как «Мы с тобой не разлей вода» или «Ты и я отличная команда», но если англичанин использует этот жест, это значит, что он намеревается кого-то очень сильно проучить.
За почесывание бровей в Ливане можно отхватить по лицу. В этой стране такое почесывание оттопыренным мизинцем трактуется - «среди нас гей». В Испании такое же значение – при прикосновении к мочке уха.
Зигзагообразные движения указательным пальцем у виска в Индии означают «Ты лжец».
Жители Мексики, Италии и Испании, выражая знак восхищения, складывают три пальца, прижатые у губ и воспроизводят звук поцелуя.
Поднятая рука с открытой ладонью в сторону грека воспримется им, как обида и вызов.
Если японец выставит два указательных пальца и станет тереть их друг о друга, это может означать, что он столкнулся с непреодолимой проблемой и желает ею поделиться с собеседником. А в России этот же жест означает «эти двое хорошо спелись».
В Америке начинают счет пальцев, не загибая их, как мы, а отгибая от кулака. В России принято считать пальцы, начиная с мизинца, а в Японии наоборот, отсчет идет с большого пальца.
Жесты разных народов имеют и противоположное значение в покачивании головой. В России и во многих европейских странах покачивание головой в стороны означает отрицание, «нет», а вот в Греции, Турции и Болгарии – одобрение, кивок же головой – отрицание. Несогласие у неаполитанцев – это вздернутая голова вверх при неодобрительно выставленной нижней губе. В Японии слово «нет» выражают покачиванием ладоней из стороны в сторону. В Мальте несогласие выражается касанием кончиков пальцев подбородка, при этом повернув вперед кисть. В Италии и Франции этот же жест указывает на то, что у человека какие-то боли.
Британцы жесты практически не используют. Им не нравятся прикосновения и при разговоре они стараются держать дистанцию «протянутой руки». Для немца такая дистанция маловата и он при этом отступит еще вдобавок на полшага. Итальянец, напротив, на полшага подойдет к вам, саудовец будет стараться общаться настолько близко с вами, чтобы дышать в лицо.
Интересен момент восприятия пространства в разных странах. В Америке, например, работают в очень просторных помещениях с открытыми дверьми. По представлению американцев это означает, что человеку нечего скрывать и он на месте. В Германии же такая рабочая обстановка вызовет только недоумение, поскольку традиционная форма организации рабочих помещений - принципиально иная. Каждое рабочее место должно иметь надежные (часто двойные) двери. Распахнутые настежь двери означают предельную степень беспорядка.
В Турции и Греции неприлично официанту двумя пальцами указывать на две порции чего-то или два кофе - это воспринимается, как жесткое оскорбление.
В Германии поднятая бровь означает знак восхищения, а в Англии – выражение скептицизма.
Движением пальцем из стороны в сторону в Италии, США выражают угрозу либо легкое осуждение. В Голландии – это отказ.
Обычно, в общении не придают особого значения правой и левой руке, а зря! Так как этим можно оскорбить собеседника. В разных народах жесты неискренности, как правило, связаны с левой рукой, так как правая рука считается «окультуренной» и делает то, что необходимо, а левая делает то, что хочется и выдает тайные желания владельца. Следовательно, если собеседник жестикулирует в разговоре левой рукой, не будучи левшой, то вероятнее всего он юлит, или просто настроен негативно к происходящему.
Прощаются в разных странах тоже по-разному. В Италии не принято подавать руку, зато с огромным удовольствием вас могут «треснуть» на прощание по спине. Этот же жест во Франции расценят, как нежелание еще раз увидеть собеседника.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что жесты – довольно удобный язык, зная который можно общаться с совершенно разными людьми. И не стоит забывать, что самый беспроигрышный и спасительный жест, который выручит в любой ситуации – это улыбка!
Источник
polonsil.ru
История самых известных жестов в мире. Фото
История 9 жестов, которые мы используем, но не знаем, как они появились.
Почему мы хвалим друг друга, показывая большой палец, а оскорбляем средним? Зачем военные прикладывают ладонь к голове, а металлисты демонстрируют нам “идет коза рогатая”, пишет Хроника.инфо со ссылкой на GoGetNews.info.
Ответы, в основном, находятся в античности. Или у французских живописцев.
Рукопожатие. Наверное, это один из самых понятных жестов. Изображения людей, пожимающих друг другу руки, были уже в Древней Греции. Означал жест простую вещь: в правой руке у меня нет оружия, я тебя ценю, уважаю и в бок не пырну.
Большой палец. Жест с поднятым (молодец) или опущенным (неудачник) большим пальцем тоже пришел из античности. Такой жест, которым определяли судьбу гладиаторов, назывался pollice verso, вот только неизвестно было, какое именно положение должен принимать палец. Вверх, вниз, в бок, вообще внутри кулака? Вопрос волюнтаристски решил французский художник Жан-Леон Жером. Он нарисовал в 1872 году, как публика показывает гладиатору пальцем вниз. Так с тех пор и повелось: вниз – плохо, вверх – хорошо.
Воинское приветствие. Военные по всему свету салютуют начальству или флагу, поднося руку к голове. Существует несколько версий происхождения этого движения. Средневековый вариант: рыцари, съезжаясь, в знак почтения поднимали забрала. Античный вариант: подданные, увидев своих правителей, прикрывали глаза, словно от света, таким образом намекая, что руководство сияет аки солнышко. Наконец, самый реалистичный вариант – это укороченная попытка снять шляпу. Военным сегодня некогда с поклонами подметать перьями на шляпе плац, но для простого “привет” армия еще слишком консервативна. Вот и сошлись на компромиссе.
Средний палец. Согласно легенде, во время битвы при Азенкуре (1415 год) подлые французы отрубали английским лучникам средние пальцы, чтобы те не могли стрелять. А не пойманные ими англичане помахивали своими целыми средними пальцами, дескать, поймай меня, лягушатник!
На самом деле, натянуть тетиву можно и без среднего пальца (хотя с раной, конечно, и проблематично). Но это жест куда древнее и известен был уже в Древней Греции. Обозначал он именно то, что вы всегда думали – мужской половой орган в приподнятом состоянии и желание оскорбить.
Сходный по непристойности жест – помахивание одной рукой со сжатым кулаком из-за другой, кстати, обозначает не столько “вот тебе хрен”, сколько “засунь себе свое мнение вот на столько, сколько я тебе показываю”. Такая вот тонкость. По-французски, кстати, жест называется “рука чести”, и историки говорят, что именно так обидно французы в Столетнюю войну махали англичанам в ответ на их пальчики.
Нацистский салют. Фашисты с нацистами полагали, что приветствие вытянутой вверх рукой они почерпнули у древних римлян. На самом деле, свидетельств о том, что римляне так встречали власти, нету, есть теория, что только сами императоры и военачальники имели право эдак свысока помахать толпе. А еще есть версия, что все пошло от картины 1784 года Давида Жак-Луи “Клятва Горациев”. Три брата-римлянина на ней салютуют своему папе. Как бы то ни было, фашисты с нацистами подхватили этот жест и ни за что, ни про что испортили ему репутацию.
Кстати, в начале прошлого века в США существовал похожий “салют Беллами”. Принося клятву верности флагу, американцы прижимали руку к сердцу, а потом вскидывали ее вверх. Но ко Второй мировой войне, по понятной причине, они сократили этот жест до душевного прикладывания руки к левой стороне груди. Ведь было бы неприятно, если бы бойскаутов путали с гитлерюгендом.
Победа VS селфи. Популярность жеста V (поднятые указательный и средний пальцы) – пример отличной политической кампании. Его предложил директор французско-бельгийской радиостанции, Виктор де Лавель. По его идее, враги, увидев, что граждане то и дело показывают им знак победы, поймут, что их не боятся, что они окружены, и что их проигрыш близок. Идею подхватили бельгийцы, затем голландцы. Они всюду рисовали V на стенах. Затем BBC начало передать V азбукой морзе по всей Европе. Жест подхватили в Чехословакии. Наконец, он очень понравился Черчиллю, и тот успешно его популяризовал.
В 70-е знак победы перехватили хиппи. Они, правда, имели в виду Вьетнам (Vietnam) и требовали не победы в войне, а ее прекращения. Так что знак стал символизировать пацифизм.
Сегодня V перебрался в Азию. Здесь это жест, который человек просто обязан всем показать, когда пилит селфи. Причина – своеобразный карго-культ. В 1972 году японцы сняли несколько рекламных роликов для фотоаппаратов Konica. Популярный актер, снявшийся в этой рекламе, показывал знак V. Так жест и ушел в народ, приобретя новый смысл: “Я веселый, клевый и фотографируюсь на память”.
Все ок. Жест со сложной судьбой. В одних странах означает, что у тебя прекрасно, в других, что твой собеседник полный ноль, а в третьих вообще символизирует сфинктер прямой кишки. Так что в турпоездке лучше лишний раз пальцы буквой “О” не складывать.
Самое сложное и загадочное происхождения у варианта “все ок”, потому что, что такое “оу-кей” точно не знают и сами американцы. Из наиболее реалистичных версий – это юмористическое сокращение фразы “все правильно” (All Correct – юмор в том, что правильно писать нужно AC, а не OK) из старых американских газет. Или это сокращение прозвища 8го президента США Мартина ван Бюрена (Олд Киндерхук). Или это заимствованное слово из языка индейцев.
Коза. Вот еще один жест нелегкой судьбы. Представьте себе: с одной стороны, это знак от сглаза. С другой стороны, это символ металлюг (они его как раз у своих суеверных европейских прабабушек и позаимствовали). С третьей, это блатная распальцовка. Говорят, она вязалась из практики заключенных перерезать себе сухожилия, чтобы потом не выходить на работу. Так что делая “пальцы веером” человек как бы показывает, что он принципиальный вор и бутыль к кулеру менять не пойдет.
А с четвертой стороны, в христианской иконографии такой жест святого означает, что сейчас он сообщит нечто приятное, благую весть. Это, наверное, самый древний вариант, потому что показывать слушателям “козу” перед донесением ценной информации учились еще античные ораторы.
Дай пять. В английской языке этот вариант радостного рукопожатия называют еще “высокие пять” (high five). А все потому, что где-то в 70х в стране были распространены “низкие пять” (low five) – сленговое выражение, означающее “товарищ, ты молодец, пожмем же руки”. И по руке тогда хлопали по опущенной, а не поднятой. Говорят, особенно это было распространено среди джазменов.
Читайте также: Названы самые красивые в мире мегаполисы. Фото
Высокий же вариант жеста был точно зафиксирован 2 октября 1977 года во время бейсбольного матча. Популярные игроки Дасти Бейкер и Гленн Берк разыграли удачную комбинацию, и Берк задрал руку, а Бейкер, не зная, что делать, хлопнул по ней своей. Отличное вышло фото, и жест прижился.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
hronika.info
Жест "рука всех богов" в религиозной живописи : philologist
Originally published at Психологический проект Михаила Баева. You can comment here or there.
Когда художник пишет картину, он не имеет возможности передать нам вербально слова ее персонажа. Он передает нам информацию другими способами, в том числе при помощи жестов. Задумывались ли вы над смыслом этих жестов или рассматривали их как дань некой традиции?
Я обратил внимание на характерный жест, повторяющийся на картинах религиозного содержания. Вы наверняка его видели — вытянутые указательный, средний и большой пальцы, согнутые безымянный и мизинец. Что означает этот жест, как появился, почему так широко используется в живописи и что дает для понимания картины?
Филипп де Шампень, Сцена из жизни св. Бенедикта Нурсийского (Чудо с чашей отравленного вина), XVII век, фрагмент
Мастер Тюизонского алтаря, Въезд Христа в Иерусалим, XV век
Удивительно, но история этого жеста, используемого в западной христианской живописи, очень древняя. Он встречается на произведениях дохристианского искусства, например, на греческом кратере конца IV века до нашей эры и руке-амулете, найденной во время раскопок в Помпеях. Этот древний жест, получивший название Mano Pantea — “рука всех богов” — использовался как жест защиты от дурного глаза. Позднее, у христиан, он получил новое значение — жест благословения.
Дворец Аида, фрагмент изображения на кратере, конец IV века до нашей эры, carolemage
Mano Pantea («рука всех богов»), амулет, Помпеи, I век нашей эры
Фрагмент мозаики, VI век, Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Как христиане стали использовать римские жесты?
В 313 году император Константин I подписал Миланский эдикт, позволивший христианам свободно практиковать свою религию. В христианскую иконографию стали широко входить жесты. По какому принципу они отбирались? Христиане обратились к тому, что было ближе всего и знакомо – к римским риторическим традициям. Римские ораторы считали что при помощи жестов и языка тела они напрямую обращаются к эмоциям аудитории. Традиции использования жестов в ораторском искусстве не могли не отразиться в искусстве изобразительном.
Для использования в иконографии было выбрано несколько жестов. В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи – началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение.
Квинтиллиан, автор “Риторических наставлений”, древнеримского руководства по ораторскому искусству, оставил описание таких жестов.
Жест начала рассказа, введения — безымянный палец касается большого, остальные разогнуты. Этим жестом начинали речь, при этом рука должна была двигаться вперед. Обратите внимание, что использование подобного жеста в сюжете “Иоанна Предтечи” абсолютно оправдано — ангел предваряет приход Христа, начало чего-то нового.
Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, со сценами жития, последняя треть XIX века
Более весомый жест, применяемый в аргументации – средний и безымянный пальцы согнуты, большой прикрывает их. Жест сильный. Апостол Павел, демонстрируя его, отстаивает свою веру:Петр и Павел, XII-XII века, фрагмент
Жест, которому посвящена наша статья, в риторике имеет значение “я говорю”. Интересно что таких жестов не один, а два. Отличаются они тем, что в одном случае большой палец вытянут, а в другом согнут. В христианской иконографии первым стал применяться совсем не жест “руки всех богов”, а классический “двуперстный” жест с согнутым большим пальцем. Его мы видим на самом первом исторически известном изображении Святой Троицы:
Dogmatic Sarcophagus, саркофаг Троицы, 340 год
И через одиннадцать веков на картине Леонардо да Винчи:Леонардо да Винчи, Мадонна в скалах, 1483—1486Такой же жест демонстрирует Плоцкий архиепископ Александр, предполагаемый заказчик Магдебургских ворот.Магдебургские ворота, фрагмент, Софийский собор, Новгород Великий
В различном контексте жест может читаться по разному — от благословения до “я несу слово божье” (свиток или книга в руке символизируют письменное слово христианских догматов, а жест — слово).
Святой Николай, Византия, X-XI века
В 451 году Четвертый Вселенский собор осудил монофизитов (сторонников божественной природы Христа как единственной) и принял догмат об одновременной природе Христа как бога и человека. Двуперстный жест очень подходил для олицетворения двойной природы Христа.
Развитие теологии и искусства привело к углублению толкования знаков и жестов. Постепенно двуперстный жест стал уступать место трем разогнутым и двум согнутым пальцам. Три разогнутых пальца стали символизировать Святую Троицу, а два согнутых — природу Христа как бога и человека. Очень сложно сказать случайно ли совпадение формы этого жеста с новым толкованием с жестом “руки всех богов”. В историческом анализе жестикуляции часто приходится видеть как старый жест наполняется новым смыслом.
Альбрехт Дюрер, Salvator Mundi, 1504
С разделением церквей на греческую православную и римскую католическую католики стали придерживаться трехпальцевого жеста (и используют его до нашего времени, именно так благословляют все римские папы), а греческая жестикуляция стала постепенно изменяться.Пий XI, собор Святого Петра
Греки стали пользоваться жестом, появившимся из аббревиатуры имени Христа. Указательный палец вытянут – буква I, средний согнут в форме буквы С, безымянный и большой перекрещиваются в форме буквы Х, а мизинец, как и средний, сгибается в форме буквы С. Вместе рука создает аббревиатуру IC XC, получившую название христограммы.
Христограмма, описание, «Скрижаль», 1656 год
Илья Пророк, начало XV века
После церковного раскола в России двуперстный жест сохранился только у старообрядцев.Суриков В.И., «Боярыня Морозова», 1887 год, фрагмент
На иконе, поднесенной Петру I при возвращении из победоносного Азовского похода, младенец Христос демонстрирует трехпальцевый жест. Живописец изменением одного жеста показывает стремление Петра к классической западной культуре.
Богоматерь Черниговская-Ильинская, 1696 год, фрагмент
Любые жесты, которые мы видим на картинах, имеют древний символическое смысл, часто меняющийся во времени. Художник передает нам информацию, которую мы можем прочитать только понимая значение жестов.
Литература:
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва, 1978
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. Москва, 1996
Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия, сборник статей под ред. М.М. Красилина. Москва, 2001.
Скрижаль. – М. : Печатный дв., 2 . VI . 1656. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003343928#?page=462
Constantino 313 d.C., Electa, Milano, 2012
The Evil Eye, by Frederick Thomas Elworthy, 1895
Fritz Graf, “Gestures and Conventions: The Gestures of Roman Actors and Orators,” in A Cultural History of Gesture (ed. J. Bremmer and H. Roodenburg; Ithaca: Cornell University Press, 1986), 36-58.
The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era A.D. 843 — 1261. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1997
Quintilian: Institutio Oratoria, английский перевод Loeb edition, 1920‑1922, http://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/quintilian/institutio_oratoria/home.html
philologist.livejournal.com
Символы и жесты, о первоначальном значении которых многие и не догадываются
Современные символы могут рассказать о человеке, группе людей, организации или даже религии и политической идеологии больше, чем тысяча слов. Порой одного жеста достаточно, чтобы выразить свои эмоции и отношение к предмету. Однако, большинство узнаваемых символов и жестов утратили свой первоначальный смысл, и сегодня о нём знают далеко не все.
1. Поднятый кулак
В наше время, поднятый кулак символизирует солидарность и социализм, а также единство, силу и неповиновение. Символ восходит к древней Ассирии, где он представлял сопротивление насильственным действиям.
2. Омела
Каждый декабрь многие люди по всему миру украшают свои дома веточками омелы и целуются под ними. Первоначальное значение этого растения, однако, не имело ничего общего с поцелуями или объятьями. В древнескандинавском мифе, где изначально была упомянута омела, она считалась символом ритуальной кастрации.
3. Знак бесконечности
В наше время символ бесконечности стал обычным математическим знаком, обозначающим бесконечность чисел, времени или пространства, но его первоначальный смысл не имеет ничего общего с его современным использованием. В древней Индии и Тибете он представлял совершенство, дуализм и союз между мужчиной и женщиной.
4. Анкх
Анкх стал популярным на Западе, когда его начали использовать мистические группы течения нью-эйдж в шестидесятых и семидесятых годах, но этот символ существовал в течение тысяч лет. Он происходит из древнего Египта, где он был иероглифом, символизирующим жизнь. В другим источникам он считается ключом к Нилу.
5. Трезубец
Происхождение символа, также известного как "вилы дьявола", не имеет ничего общего с Сатаной. Изначально он появился в древней Греции, где трезубец считался священным символом и оружием Посейдона, бога моря.
6. Мудры (жесты)
Хотя это может прозвучать смешным, сегодня в Соединенных Штатах многие люди считают, что некоторые из мудр возникли в американских гетто и представляют символы определенных банд. Конечно, оригинальные мудры не имеют ничего общего с насилием или бандами и возникли в Индии, где они символизировали мир, гармонию, хорошее психическое здоровье и прочие хорошие вещи.
7. Молнии
Еще одним символом, который многие люди ошибочно ассоциируют исключительно с нацизмом, является символ двойной молнии, который был официальным символом Waffen-SS. История молнии, однако, восходит к Древней Греции, где люди считали его символом божественной силы и наказания Зевсом тех, кто бросил вызов богам или обидел других.
8. Салют двумя пальцами
Салют двумя пальцами не следует путать со знаком V (победы). Хотя он и не является самым популярным способом приветствовать кого-либо сегодня, некоторые люди до сих пор используют его, в основном инстинктивно. Вне зависимости от того, как рассматривать этот символ сегодня, салют восходит к Древнему Риму, где побежденные гладиаторы использовали его, чтобы просить о милости у зрителей.
9. Феникс
Также известный как Reichsadler, или "имперский орел", этот символ происходит от штандарта с орлом, который использовали римские императоры. В наше время символ почти исключительно ассоциируется с нацистской идеологией, Гитлером и Третьим рейхом.
10. Двуглавый орел
Двуглавый орел является символом, который большинство людей ошибочно ассоциируют с Россией, когда на самом деле его происхождение восходит к Византийской империи. Используемый в качестве династической эмблемы греческой династии Палеологов (последние императоры Византии), двуглавый орел стал символом греческого православия. Позже его позаимствовали другие православные народы (к примеру, Россия).
11. Железный крест
Железный Крест первоначально являлся военным орденом в Пруссии, но во время Первой мировой войны он стал популярным символом в Германии и появился почти на каждом немецком истребителе и танке. Через несколько лет он стал символом фашизма во Франции, а затем в Португалии.
12. Кадуцей
Сегодня люди связывают кадуцей с медициной. По своему происхождению, тем не менее, кадуцей, который изображает двух змей, обвивающихся вокруг крылатого посоха, является традиционным символом греческого бога Гермеса, бога-посланника.
13. Рога дьявола или "коза"
Большинство людей вспоминают о рок-музыке, когда видят жест "рога дьявола", но история этого символа началась в древней Индии. Там он считался жестом, которым Будда изгонял демонов и устранял болезни или негативные мысли.
14. Знак парикмахера
Почти никто не знает о том, что цвета старомодного, почти культового знака парикмахеров (который используется повсеместно на Западе) были выбраны не случайно. Они символизируют кровавое наследие средневекового периода, когда люди шли к парикмахерам не только, чтобы постричься или побриться, но и для того, чтобы пустить кровь и для других медицинских процедур. В средние века кровопускание было обычным средством лечения широкого спектра заболеваний.
15. Череп и скрещенные кости
Череп и скрещенные кости в основном используются сегодня в качестве знака, предупреждающего об опасности (как правило, связанной с ядовитыми и смертельно опасными химическими веществами). Этот символ восходит к средневековью, где он использовался в качестве символа абсолютной смерти.
16. Звезда Давида
Начиная с 1897 года, когда эта звезда была выбрана в качестве центрального символа флага на Первом сионистском конгрессе, "Звезда Давида" представляла еврейское и сионистское сообщество во всем мире. Тем не менее, в третьем-четвертом веках нашей эры это был всего лишь декоративный архитектурный символ в синагогах.
17. Всевидящее око
Когда большинство людей видят этот символ, они автоматически думают о масонском братстве и его секретной программе по достижению мирового господства. Происхождение символа вполне невинно: это было око Бога, которое должно присматривать за человечеством и защищать его.
18. Ихтис (рыба Иисуса)
Название "ихтис" происходит от греческого слова "рыба", а символ состоит из двух пересекающихся дуг, которые похожи на рыбу в профиль. Многие люди связывают ихтис с ранним христианством, потому что в греческом языке это слово является аббревиатурой "Иисус Христос, Сын Божий и наш Спаситель". На самом же деле, символ изначально был священным среди язычников. Греки и римляне, до того, как христиане присвоили этот символ, считали ихтис древним символом богини моря Атаргатис.
19. Знак мира
Знак, который все знают, как международный символ мира, был разработано в 1958 году британским дизайнером и художником по имени Джеральд Холтом. Изначально это был логотип британской кампании за ядерное разоружение (CND).
20. Образ сердца (Символ в виде сердца)
Форма в виде сердца является символом, который сегодня строго ассоциируется с любовью, романтическими отношениями и Днем святого Валентина, но в Древней Греции сердечки не имели ничего общего с этими вещами. Это был символ сильфия - вида гигантского фенхеля, который когда-то рос на побережье Северной Африки недалеко от греческой колонии Кирены. Древние греки впервые использовали сильфий для придания вкуса пище и в качестве лекарственного средства, а позже он стал самой популярной формой контроля над рождаемостью.
21. Жест V (victory)
V – жест, который люди широко используют в настоящее время, чтобы показать свои мирные намерения или выразить победу. Происхождение этого знака, однако, не имеет ничего общего с миром или победой. Он восходит к Столетней войне (1337-1453), когда английские лучники использовали его, чтобы дразнить своих французских врагов. В отместку, всякий раз, когда французы ловили английского лучника, то ему отрубали указательный и средний пальцы правой руки.
22. Пентаграмма
Пентаграмма является простым регулярным многоугольником в виде звезды и считалась примером золотого сечения и архитектурного совершенства в древней Греции. В настоящее время, к сожалению, большинство людей считают, что пентаграмма – злой символ и применяется только в черной магии
23. Большой палец
Хотя значение символа "большой палец вверх" до сих пор обсуждается историками, некоторые источники утверждают, что он ведет свое происхождение от римских гладиаторов. Римские толпы использовали этот жест рукой (поднимали большой палец вверх или опускали вниз) в конце боя, выносят свой вердикт: будет ли жить поверженный гладиатор или ему нужно умереть.
24. Средний палец
Наверное, нет ни малейшей необходимости объяснять смысл этого жеста. Происхождение этого символа восходит к древней Греции. Хотя жест не воспринимался, как оскорбительный или враждебный, как сегодня, он был связан с половым актом и плодородием, поскольку представлял фаллос (священный объект, который был похож на эрегированный пенис).
25. Свастика
В большинстве западных стран свастика является синонимом нацизма, фашизма и расизма, но в действительности это символ удачи и благополучия. Свастика была священным символом в индуизме, буддизме и других евразийских религиях в течение последних двенадцать тысяч лет.
dymontiger.livejournal.com
Русские жесты с историей « FotoRelax
Это американцы привыкли показывать фак, а на Руси всегда показывали кукиш.Никогда не задумывались о происхождении тех или иных жестов? А ведь некоторым из них не одна сотня лет!Как призвать на помощь хранителя рода или снять сглаз одним движением? Итак, десять самых известных русских народных жестов.
Подборка Сергея Анашкевича
Кукиш
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам
Щелчок по горлу
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX — начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (фр. chauffé — нагретый). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
Шапку оземь
Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества. Позже вместо шапки оземь стали просто махать рукой, но смысл остался тот же.
Рвать рубаху на груди
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
Бить себя в грудь
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
Коза
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
Русский поклон
На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.
Руку на сердце
Прикладывание руки к сердцу раньше часто сопровождало любой поклон — это выражало сердечность и чистоту намерений. Сегодня поклоны ушли в прошлое из повседневного этикета, но руку к сердцу до сих пор прикладывают. Значение этого жеста осталось прежним.
Руки крестом на груди
Традиция скрещивать руки на груди прижилась в России от старообрядцев. Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди. В психологическом отношении этот жест является защитным.
Чесание затылк
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения (покровителя) рода.
fotorelax.ru
Жесты народов мира. (The gestures of the world)
Отправляясь в путешествие по разным странам, не стоит забывать о национальных различиях в традициях, обычаях, привычках и даже жестах. Особенно следует обратить внимание на язык жестов, являющийся самым распространенным во всем мире, с ним надо быть намного внимательнее, чем с обычными словами. Особенно за границей.
У французов достаточно почесать нос, чтобы тебя неправильно поняли. Кольцо из большого и указательного пальцев, обнимающее кончик носа, — недвусмысленное предложение сообразить «на троих». А на исконно наш «выпивошный» щелчок возле шеи в Италии могут предложить таблетку, а то и доктора позвать. Все будут уверены, что у вас сильно болит горло.
Указательный палец у виска, как и у нас, во Франции тоже означает глупость, а вот у голландцев — очень умного человека. В Великобритании же это будет расшифровываться, как «живи своим умом».
Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: «Я вижу, ты славный человек». Если это покажет житель Испании — он сомневается в правдивости ваших слов, а для француза это вообще аналог фразы: «Ну ты и трепло!». Примерно то же самое подумают о ваших словах в Индии, если начнут рисовать зигзаги указательным пальцем.
Казалось бы, что обидного может быть в обычном почесывании бровей? Но в Ливане за это можно легко получить по лицу. Там такое поглаживание оттопыренным мизинцем означает: «кто-то из нас — гей». Аналогичный жест есть в Испании, только там это прикосновение к мочке уха.
Если англичанин намерен кого-то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе. А в США тот же жест воспримут как «Мы с тобой хорошая команда» или «Нас с тобой водой не разольешь!».
Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. Американцы и японцы воспримут это как призыв «иди сюда».
Казалось бы, каким образом в наш список неприличностей мог попасть жест всех пацифистов — V-образный знак пальцами? Ведь он же был любимым знаком хиппи и означал «peace» (в переводе с английского — мир). Но... В Великобритании и Австралии этот знак является более чем оскорбительным. Все началось с военной истории. Во время очередного средневекового конфликта между Англией и Францией противники нередко обрубали у пленных два пальца на правой руке. Это делалось специально, чтобы воины не могли натягивать тетиву лука. В свою очередь непойманные лучники показывали два пальца врагам, обозначая несломленный дух и возможность воевать дальше. По-видимому, больше всего «писов» выпало на долю чопорных британцев. Для них он стал неприличным и со временем приобрел значение слова «заткнись». Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак V для обозначения победы (от английского victory). Показывать его надо рукой, обязательно повернутой тыльной стороной к говорящему. Так что, будьте поаккуратнее с «писами» среди британцев.
TRANSLATION
While traveling to different countries, do not forget about national differences in traditions, customs, habits, and even gestures. We must especially pay attention to body language, which is the most common worldwide, with it must be much more attentive than ordinary words. Especially abroad.The French have enough to scratch his nose, so you misunderstood. Ring of the thumb and forefinger, embracing the tip of the nose - offer an unambiguous figure "for three." And to our age-old "vypivoshny" click near the neck in Italy to offer the pill, and then call the doctor. Everyone will be sure that you have a sore throat badly.Index finger to his temple, as we have in France, also means stupid, but the Dutch - a very intelligent man. In the UK, as it will be transcribed as "live his own mind."Touching a finger to the century, the Italian express its goodwill, "I see you're a good man." If it shows a resident of Spain - he doubts the veracity of your words, but for a Frenchman it's all analog phrase: "Well, you and yap!". About the same think about what you say in India, if they start to draw zigzags forefinger.It would seem that the offensive may be in the usual scratching eyebrows?But in Lebanon it is easy to get in the face. There is a protruding finger stroking means "someone of us - gay." A similar gesture is in Spain, but there is a touch of the earlobe.If an Englishman going to punish someone, he raises two fingers put together. In the U.S., the same gesture be seen as a "We're a good team," or "We are with you water, do not razolesh!".The Europeans, saying goodbye, waving his hand, lifting it up and moving his fingers. Americans and Japanese see this as the call "come here".The most common and well-known mark: «OK» In the United States and Russia - «OK» and more girls in Russia have adapted this symbol under Ob tampons )))))In Brazil - the rude gesture.In France and Germany - zero (with respect to a person may be considered offensive.)In Japan - means money.In Tunisia - "I'll kill you."Syria - "Go to hell."OK gesture of put together the thumb and forefinger at least 2,500 years. Among the Greeks it was a symbol of love - the image of kissing lips, as well as praise for the precise statement of the speaker or thin aphorism. The sign has become popular in America in the early nineteenth century. Press while campaigning for the reduction of words and phrases to ride their initial letters. The circle stands for the letter "o" in the word okay and has a positive blotted out - "all good".Nevertheless, the sign has a completely different meaning in different countries.Do not show it in Brazil, unless you want to label his interlocutor, "the fifth point." In France and Germany, this gesture would be construed as a zero, "they say, you - the absolute dummy", in Japan it means money in Syria - "go to hell", and in Tunisia in general - "I'll kill you." In several countries of the Mediterranean basin, this gesture is used to refer to homosexuals.
V (peace, victory)It would seem that way to our list of impropriety could get gesture all pacifists - V-shaped sign with his fingers? After all, he was a beloved symbol of hippies and meant «peace» (translated from English - the world). But ...In the UK and Australia, this sign is more than insulting.It all began with a military history. During one of the medieval conflict between England and France, opponents often chop off a captive two fingers on his right hand. This was done specifically to the soldiers could not pull the bowstring. In turn, uncaught archers showed two fingers to the enemy, indicating unbroken spirit and the opportunity to fight on. Apparently, most "pisov" fell to the British prim. For them it was indecent and eventually acquired the meaning of "shut up".During the Second World War, Winston Churchill popularized the symbol V to indicate victory (from the British victory). It must show his hand, always turned to the back of the speaker. So, be more careful with the "pisami" among Britons.
In the United States - "All is fine."In Greece - "Shut up."In Muslim countries - just obscene gesture.In Saudi Arabia, (the thumb makes the rotational movement) - "Whip here"In Italy - the question calls for explanation.In Mexico - demands for money.In Russia - when you give alms, or.In Italy - a remedy for the evil eye.In France - "You are a cuckold."In Russia - the rock concerts often use this gesture. In Russia - "Figo" (Shish) kind and loved by all gesture.France - rude gesture, a gesture equivalent to the extended middle finger. All seriously.In Japan and Thailand - sexual innuendo (who would have thought), but there's something sexy about that thumb prolazit between two more ....Classic Shish - folded into a fist hand with the thumb stick between your index and middle. Who of us at least once in your life did not resort to such "hardware" argument in the dispute, as the module.Fig has very ancient origins and is known to many nations of the world. For example, in Japan, this intricate figure once used a street lady, expressing willingness to serve the customer. Now fig considered offensive in almost every country in the world. But before the Slavs, he was not that a dirty, on the contrary, was esteemed and employed as an amulet against evil forces.Our ancestors with FICO averted the evil eye and spoilage, as well as determine the demons. To protect yourself against the evil eye or a child, should quietly lay down their fig. It was believed that a wizard or witch can not safely walk past a person that has developed in the pockets of two figs, and always something to myself will be given.It is interesting to popular belief, when meeting with the wolf, to drive him away, it should turn its back and left arm to show him the fig. Righteous indignation of a predator had to be offended and run away.To protect themselves from potential harm when they met on the road with strangers required a more sophisticated method. We had to turn his back again, to counter the people bend over and show them shish between his legs. In principle, the right: who would dare to contact with the "original"?In folk medicine, fig still is a magical tool in the treatment of certain diseases, such as "barley" in the first century.Over time, the value of shish changed and turned into a rude, insulting gesture, is not allowed in etiquette communication. The symbolism is simple - this image of male and female sexual organs, so to speak, of the "process".But the language of the truck, this gesture means a quite decent rock stuck between nearby tire of one wheel.In Russia - the money.In the Middle East - please do not hurry up, warning of the danger.Factor (shameless finger, middle, horseradish)Factor - the world famous obscene gesture when the finger goes up or forward, while the other four - are pressed against the palm. Usually it is used to insult or rude requests to leave alone. In anglophone countries, this gesture - similar abuse fuck you.If you think that shameless finger came up with savvy American teenagers, you are deeply mistaken. In fact faku more than two and a half thousand years!Even the Roman emperor Caligula loved to shock subjects. When they came to his hand for a respectful kiss, Emperor stretched out his extended middle finger and saying: "Kiss my hell!".Shameless finger image can be found on ancient Greek murals. It is mentioned in ancient plays (comedy of Aristophanes 'The Clouds'). And some researchers argue that even in hell captured ... Bible. "When you remove the yoke from your midst, will cease to raise the finger and speaking wickedness ..." (Isaiah 58:9-10).The middle finger often becomes a psychological weapon. English during the Hundred Years War (1337-1453) "zafakali" of their opponents - and the French were able to win the battle. And if you think football battles, this gesture became a symbol of "communication" fans around the world.Middle finger gesture called football fans Effenberga. Stefan Effenberg German football has opened the fashion of factors when it showed the fans in response to insults and whistles. After that, he was dismissed from the team. By the way, the home of football in Germany for the middle finger officially by law may be imposed nehily fine. But why does it bulge middle finger? By the generally accepted explanation - the longest finger when pulling more and more resembles an erect penis and, therefore, clearly hinting at impropriety.Gestures - easy language, with which can understand each other completely different people. But rather dubious "raspaltsovki" better use of smile - a universal means of communication.Interesting facts about the impropriety in different countries.- In the salons of the XIX century it was considered unseemly for a man to invite a lady over 3 times. After the second dance, he had to announce their engagement.- In the U.S., women still had not "suggest marafet" in public. It is considered improper, as well as people just look at the mirror.- Gloves were once purely domestic accessory. Despite the fact that the gloves were a great many (sports, ball, hunting, and special gloves for waiters), put on gloves just at home, because the people doing it was indecent.- In the 20 years of XX century in the Russian schools was indecent to write correctly, as it was not a proletarian. Literacy could even write a denunciation.- In the UK it is improper to knit in public. Although you can tell a story related to knitting. By the way, recently addicted to knitting in the British male. Knitting has become the third after football and politics topic of discussion in bars and pubs.- Bulgaria has long been considered unseemly for men to drink less than one and a half liters of wine per day. Wine in Bulgaria worth a penny, so that moderate its use has long been considered a sign of inhospitable.- During the tea ceremony in Japan is considered improper to sit cross-legged. Pull leg toward the neighbor's - is the height of familiarity. Therefore, participants of the ceremony sitting on his own heels.- In Russia at the turn of XIX - XX centuries. it was considered quite improper to acquire a villa plots of less than 10-12 "hectare".- According to the rules of etiquette, which operated in the Russian boyar estates, all occasions, talking to someone, was indecent to become the man half-turned. Included in the room does not look intently ought from head to foot, as this can put a humble person, especially a woman, in the very awkward position, and deprive her of any self-control.- In Thailand, is considered improper to touch the heads of the interlocutor and pat him on the shoulder. It is affection, tenderness and a public manifestation in Thailand - indecent.
freundchen.blogspot.com
Древний Восток, Жесты истории. Язык тела. Антоненко Е. Ю. Страница 2. Читать онлайн
Большинство из вас никогда бы и не подумали, что из общей истории человечества можно выделить историю языка тела. Именно этот невербальный язык нам и посчастливится открыть для себя. Изучая историю какого-либо явления, обычно используют классическую историографическую схему: Древний Восток → Древняя Греция и Древний Рим → средневековье → Ренессанс → барокко → Просвещение → современность. Этой схемы будем придерживаться и мы.
Древний Восток
«Восточной» принято называть культуру народов, имеющих неантичные культурные корни, в частности египетскую цивилизацию. Исследование Древнего Египта началось сравнительно недавно, в конце XVIII века. До этого знания о египетской культуре были хаотичны и не позволяли составить целостную картину жизни.
Источников информации и объектов исследования Египта сохранилось немало, их вполне достаточно для того, чтобы ответить на большинство вопросов. Тем не менее, Египет скорее породил вселенские тайны, нежели позволил приоткрыть занавес. По сохранившимся свидетельствам можно сказать, что древние люди многое знали о мире, природе, о себе. Мы привыкли к стереотипному образу восприятия истории: движение от худшего к лучшему, от неумеющего и примитивного до развитого и совершенного. Однако существует множество свидетельств того, что отсчет времени с начала нашей эры — это определенный шаг на несколько ступеней вниз по лестнице развития, это этап, когда исторический человек начал писать свою историю заново.
Египетская цивилизация имела четкую социальную иерархию, общество было разделено на бедных и богатых, на рабов и рабовладельцев. Доминирование и подчинение воплощались, среди прочего, и в соответствующем языке тела. Раб не смел говорить со своим господином, но общение все же было. Такая коммуникация реализовывалась без слов.
Современные ученые усердно стараются описать жизнь древних египтян. Это возможно благодаря изучению иероглифического письма, его расшифровке, раскопкам построек, находкам предметов быта, одежды, украшений, инструментов, а также настенным росписям. В сохранившихся изображениях зафиксированы картины жизни древнего народа: рабов и хозяев, жрецов, фараонов и простого люда. Красота этих рисунков пленяет, и воображение рисует перипетии какой-то удивительной жизни. Поклонение богам, вера в магическую силу амулетов, в вечную жизнь и возможность воскрешения удивляют современного человека и завораживают своей мистичностью.
Ритуалы погребения, божественного суда и борьбы бытия с небытием описаны в Книге мертвых. Само название этой книги парадоксально, ее называют «самой живой книгой». Именно в ней содержится то, что мы сегодня назвали бы религиозными заповедями, которые объясняют взаимосвязь между деяниями и последствиями и наделяют жизнь определенным смыслом. Книга мертвых — это не просто собрание гимнов и магических формул, это религиозный сборник, который открывает перед исследователем основные принципы морали древних египтян.
Особый интерес и, как следствие, особую популярность получила 125-я глава Книги мертвых, в которой описан божественный суд над душой человека с вынесением приговора «грешный» или «благочестивый» — суд Осириса.
Осирис — одно из главных божеств египетского пантеона, владыка и судья загробного мира. Приведенная выше иллюстрация суда Осириса дает нам сведения о символе человеческого сердца. Сердце бьется в груди человека на протяжении всей жизни и прекращает свой стук с приходом смерти. Это биение ощутимо у каждого, достаточно приложить ладонь к груди. Сердце так же красноречиво, как слово. Однако язык сердца не подвластен контролю, хотя он никогда не умолкает, пока тело наполнено энергией жизни. Язык сердца — это частое биение, когда душу наполняет любовь или когда тело охватывает страх, вытесняющий беспечность. Сердце болит, когда пришло горе и душа преисполнена страданием. Сердце ноет, когда оно налито тоской, тихо стучит, когда мы сладко засыпаем и набираемся сил в минуты покоя. Сердце замирает, когда последняя капля жизни покидает тело.
Конечность жизни как обязательная закономерность бытия, а не как факт наказания за греховность была осознана древним человеком, и поэтому он пытался найти ответ на вопрос: «А что же дальше?» Самые ранние эпизоды из жизни древних египтян свидетельствуют: они считали, что после смерти у человека сохраняются те же потребности, что и при жизни: в еде, тепле, одежде. Близкие люди пытались обеспечить умершего в загробной жизни всем необходимым. В период Древнего Царства (IV–III тысячелетия до н. э.) отводились специальные земельные участки, собранный урожай с которых предназначался для кормления умершего. Однако такая практика была убыточной, и обеспечение материальными благами умершего перешло в форму молитвы, а точнее — заклинания. Такое «пропитание» заслуживали только честные люди, а мера греховности определялась на божественном суде. Иллюстрация суда Осириса показывает верховного судью загробного мира сидящим на троне. В центре зала стоят Гор, Анубис, Тот, которые на одну чашу весов кладут сердце умершего, на вторую — перо богини Маат, которая символизирует справедливость и космический порядок. Если человек при жизни не совершал серьезных проступков, то весы сохраняли равновесие, если же сердце было отягощено злодеяниями и стрелка отклонялась в сторону — тогда душу этого человека ожидало небытие. Сердце у древних египтян отождествлялось с душой. Карой для грешника было поедание сердца осужденного чудовищем Амат, которого изображали с головой крокодила, телом бегемота и лапами льва.
Следует обратить внимание еще на один аспект языка тела древних египтян — соотношение позиций «сидя» и «стоя». Сидеть в окружении стоящих может человек, наделенный властью. Когда человек садится, он выглядит ниже по отношению с рядом стоящим. Если высший по рангу, сидя, будет находиться ниже тех, кто стоит по иерархии после него, то образ верховности уже не будет восприниматься должным образом. Древние египтяне демонстрируют свое понимание позиций «выше» и «ниже» в контексте доминирования и подчинения. Решением этой «проблемы» стало создание трона. На изображении суда Осириса мы сразу видим — кто здесь главный, а кто подчинен его воле. Осирис сидит на троне, при этом он все равно возвышается над божествами-исполнителями.
Еще одной уловкой «возвышенности» в Древнем Египте были парики и головные уборы. Осирис изображался с короной, сделанной из стеблей папируса, такая трапециевидная форма зрительно удлиняла голову. Дело в том, что сам парик и был головным убором. Древние египтяне избавлялись от собственных волос на теле путем их сбривания и выдергивания. Эта традиция имела в своей основе гигиенический смысл. Жаркий климат привел к повышенной необходимости следить за своим телом. Парики изготавливали из разных материалов и придавали им различные формы, демонстрировавшие принадлежность человека к определенному сословию. Прически знати отличались пышностью и объемными формами, в то время как простые египтяне носили скромные парики, сделанные из веревок, волокон растений или шерсти животных. Всем хорошо известно изображение царицы Нефертити. Многие считают, что на голове у нее красуется черная корона с атрибутами власти, но на самом деле — это искусно выполненная прическа, которая увековечила ее образ и сделала его неповторимым.
В Древнем Египте не использовали каблуки, чтобы выглядеть выше, зато носили высокие парики. Это доказывает тот факт, что человек с давних времен открыл и пользовался секретами доминирования. Тело человека говорит даже тогда, когда уста безмолвны. Возвышение над другими свидетельствует о властности — этот образ через века и исторические эпохи дошел до современности. Сегодня нет моды на пышные прически, но появилась альтернативная возможность — обувь.
Изображения богов Древнего Египта свидетельствуют еще об одном символе власти. Он, к сожалению, затерялся пару веков назад и не актуален сегодня. Но кто знает, может, моду на него возобновят завтра. Каждое древнеегипетское божество изображено с посохом в руках. Психологически такой предмет воспринимается как продолжение руки, которая может достать что-либо издалека, либо как третья сильная рука, либо как пятая конечность. Он защищает своего владыку и ударяет неверного. Посох всегда считался символом защиты и власти: пастух погоняет скот палкой; в буддизме кхат-ванга — ритуальный жезл — символ ярости и самобичевания; епископский посох — знак епископского достоинства, вошедший в обиход, вероятно, в V веке, — олицетворяет власть церкви над народом, подобно той, которую имеет пастух над своей паствой. Посох — это символ пятой конечности, опора, его брали в дальние странствия, на него можно было опереться и облегчить подъем в гору. Такая «пятая конечность» стала и демонстрацией старости. Хорошо известна загадка Сфинкса Эдипу из греческой мифологии: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем и три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Ответ у этой головоломки прост — это человек. В младенчестве он ползает на четырех конечностях, в период зрелости стоит на двух, а в старости опирается на трость.
Посох, пятую конечность, держит рука, которая имеет свое предназначение. Рука — символ управления, зона, способная соединять духовную и физическую энергии между собой. Рука осуществляет акт дарения — отдачи и принятия.
У многих народов мира руки служат средством приветствия. Сложно сказать, как было принято здороваться в Древнем Египте, но есть ряд изображений, наталкивающих на идею об особенном бессловесном ритуале.
На иллюстрациях видно, как два человека соединяют одну пару рук внизу в подобие замка, а другую возносят на уровень лица. Любое приветствие символизирует соединение двух людей. Если люди не знакомы друг с другом, то ритуальное приветствие между ними не принято. Единение знакомых и близких людей через рукопожатие, очевидно, берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Соединение рук, их сплетение — это символ принятия. Предположительно, египтяне веровали в наличие в руках некой энергетической зоны, и таким образом через соединенные руки они забирали энергию, а через другую пару рук — вознесенных кверху — отдавали поток благой энергии друг другу.
Можно утверждать, функциональность руки «дать— взять» отобразилась и в сфере мифологических верований, и в сфере бытового повседневного взаимодействия и даже сохранилась в современном мире в ритуальном жесте приветствия — рукопожатии.
Существует множество рисунков, на которых изображен силуэт тела с поднятыми вверх руками. Чтобы понять глубину смысла этой позы, будем действовать от обратного. Давайте вспомним расхожую фразу «У меня опустились руки», смысл которой понятен каждому. Вдумайтесь, наши руки всегда опущены, и самое удобное для них положение — внизу. Стоит поднять их вверх, и мы вскоре ощутим их тяжесть и даже боль. Фраза же «У меня опустились руки» означает апатию, бессилие, нежелание что-либо делать, отсутствие жизненной энергии. Так почему же мы воспринимаем смысл этих слов именно так, если они противоречат здравому смыслу? Ответ кроется далеко в истории, у самых истоков первых цивилизаций.
То, что находится вверху, — это небеса и солнце. Древние египтяне поклонялись своему верховному божеству — Ра — богу солнца. Рука, поднятая вверх к солнцу, черпает его созидательную силу, поэтому поднятые руки символизируют наполнение жизненной энергией и силой сотворения.
Мировоззрение древних египтян заключалось в особенном взгляде на человека. Каждый человек, по их мнению, состоял из шести компонентов: физического тела, имени, духа, субстанции (которую в соответствии с современными понятиями можно назвать «личностью» или «индивидуальностью»), бессмертия и тени. С момента рождения человек наделен телом, душой, именем, индивидуальностью и тенью. Бессмертие же было дано с начала жизни, но в течение жизненного пути его можно лишиться. Эти составляющие человека описаны и в других религиозных учениях и не вызывают удивления. Кроме одного — тени. С давних времен тень завораживала своей загадочностью. То, что человек не мог объяснить рациональным умом, объяснялось иррационально. Тень была тождественна духу. Если представить себе, что ваша тень не повторяет движения вашего тела, становится немного не по себе. Подобную мистичность приобрел бы вид человека без тени — он не может существовать без нее, равно как и тень не может существовать отдельно от человека. У древних египтян тень изображалась в виде силуэта маленького человека, окрашенного в черный цвет. Тень создает ощущение присутствия. Даже если человек идет по темной улице, освещенной лишь лунным светом и звездным сиянием, он все равно не один — у него есть его тень. Из-за того, что тень — это тьма, темнота, черный цвет, она невольно ассоциируется с мистичной, темной сферой. Именно в противовес этому лики святых в последующие исторические эпохи стали изображать с сиянием света. Однако в обыденной жизни человек и его отражение не излучают свет, а тень есть у каждого.
Древние египтяне обращали внимание на мелочи, зная, что в них скрыт главный смысл. Позиционирование, деление на высшее/низшее, создание божественных образов и законов поведения, изображение телесных поз и символических атрибутов — это мелочи, позволившие открыть Египет для исследователя, которые приведут еще ко многим новым открытиям в будущем.
Психология bookap
Древние египтяне не были уверены, что их письмена будут поняты другими народами и будущими поколениями, и они создали первые свидетельства о развитом языке тела, существовавшем в культуре Древнего Востока.
Возможно, были другие, более развитые цивилизации. Но свидетельства о них не сохранились. Древние египтяне могли быть и цивилизацией, которая не генерировала новое, а развивала старое. Мы не знаем этого достоверно, а можем только предполагать. Единственное, что ясно точно — все живое, воплощенное в физическом телесном облике, имеет свою особенную форму коммуникации — язык тела, и «грамматическая» структура этого языка общая у всех народов и цивилизаций.