Гектор герой древней греции. История культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гектор. Гектор герой древней греции


Гектор - это... Что такое Гектор?

возвращение тела Гектора в Трою

Гектор (др.-греч. Ἕκτωρ, «держатель»), в древнегреческой мифологии[1] храбрейший вождь троянского войска[2], главный троянский герой в «Илиаде», сын Приама[3] и Гекубы[4]. По Стесихору, Евфориону и Александру Этолийскому, сын Аполлона[5], то же у Ивика и Ликофрона[6].

Муж Андромахи. Был огромного роста[7].

Согласно давниям и певкетам, носил волосы длинные сзади и короткие спереди[8].

Получил в подарок от Эанта пояс[9], за который тащили его тело[10]. Убил Протесилая[11]. По Гигину, всего убил 31 воина[12]. В «Илиаде» убил 28 греков.

Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом[13], который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму. По некоторым авторам, тело Гектора выкуплено равным весом золота[14] (у Гомера больший вес).

Его кости были по вещанию оракула перенесены из Илиона в Фивы, там его могила у источника Эдиподии[15]. Роща Гектора находилась в Офринии (Троада)[16]. Другую могилу показывали у Трои[17].

Действующее лицо трагедий Еврипида «Александр», Псевдо-Еврипида «Рес», Астидаманта Младшего «Гектор», трагедии Невия «Гектор уходящий».

В фильме «Троя» его роль исполнил Эрик Бана.

В честь Гектора назван астероид (624) Гектор, открытый в 1907 году.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.270, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.95
  2. ↑ Гектор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Гигин. Мифы 90
  4. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 5-6 далее
  5. ↑ Стесихор. Разрушение Илиона, фр.224 Пейдж = Схолии к Ликофрону. Александра 265; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  6. ↑ Схолии к Гомеру. Илиада III 114 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.429, 539
  7. ↑ Ликофрон. Александра 529 и комм.
  8. ↑ Ликофрон. Александра 1135 и схолии
  9. ↑ Гомер. Илиада VII 305
  10. ↑ Гигин. Мифы 112, у Гомера этого нет
  11. ↑ Гигин. Мифы 112; 113, у Гигина ошибочно указан также Антилох как жертва Гектора
  12. ↑ Гигин. Мифы 115
  13. ↑ Гомер. Илиада XXII 361
  14. ↑ Дифил. Купцы, фр.551 Кок = Афиней. Пир мудрецов VI 10, 226f; Ликофрон. Александра 270; Гигин. Мифы 106
  15. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 18, 5
  16. ↑ Страбон. География XIII 1, 29 (стр.595)
  17. ↑ Дион. Троянская речь 104; Комм. // Ораторы Греции. М., 1985. С.476

Источники

dic.academic.ru

Образ Гектора | История культуры

Из вышесказанного следует, что «Илиада» — это произведение, говоря в рамках данного курса, которое мы рассматриваем просто из-за отсутствия других. «Илиада» — это не мифология. Это литература. Гомер, кто бы он ни был, безусловно, автор. И авторское начало в «Илиаде» огромно. И если всё рассматривать по законам мифологического сюжета, то мы увидим, что самым литературным образом в «Илиаде» оказывается образ Гектора. Почему? Рассмотрим сказание о Троянской войне с самого начала. У нас есть Елена — дочь Зевса и Леды, прекраснейшая из женщин. Персонаж, по своей природе являющийся богиней плодородия. Воплощение красоты, жизненных сил земли. Естественно, ею хотят завладеть. Ее похищают троянцы — существа, живущие за морем в этой самой Трое. И какой бы не была историческая Троя, о ней мы знаем по сказаниям о Троянской войне. Там правит царь Приам, у которого пятьдесят сыновей и пятьдесят дочерей. При всём при этом одна жена. Он старик. Сын Парис — похититель Елены. И самый могучий герой — Гектор. Сочетание старости и сверхплодовитости. Что это такое?  Заметьте: люди живут за морем, похищают богиню плодородия, старик и огромное число детей. Здесь очень четко виден образ мира смерти. Когда мы дойдем с вами до Индии, там это будет опять-таки во всей красе: похищение демонами смерти богини плодородия, живущей за морем. И там будет очень «милый» персонаж — брат похитителя, который занимается тем, что спит. Битва, надо его разбудить. И удается это сделать только тогда, когда по его телу пробежалась дюжина боевых слонов. Представили себе размеры тела такого братца. Гектор по происхождению своего образа должен быть именно таким гипермонстром, сверхсильным и ужасным, самым страшным чудовищем мира смерти. И что мы видим у Гомера? Во-первых, поэма называется «Илиада». Из этого уже понятно, на чьей стороне симпатии. Вместо того, чтобы симпатии были на стороне «наших» (ахейцев), симпатии на стороне Трои. Если задать вопрос, кто из героев «Илиады» нравится больше всего, стабильно отвечают: «Гектор, потому что человек хороший». Патриот, сражается за родной город. Прекрасный полководец. Великий воин. Любящий сын, муж, отец. Одним словом, очень хороший человек. Безумный Ахилл рядом с Гектором никакого сравнения не выдерживает. Ахилл способен вызывать трепет, ужас, но не симпатию. В образе Гектора Гомер, безусловно, позволяет себе вещь для эпоса, как явления фольклорного, совершенно непростительную. И именно образ Гектора выводит поэму Гомера за пределы фольклорной традиции в литературу. Это уже произведение не народное, хотя оно содержит огромное количество фольклорных клише, а авторское. Пару слов о небезызвестном фильме «Троя». При всей своей «голливудности» и весьма суровых отступлений от сюжета, в целом фильм очень удачный. И очень удачный по своей идее. Как Гомер показывает свой, можно сказать, атеизм (выводит богов в роли шутов), в фильме богов вообще убрали за рамки. И Гектор там провозглашает сугубо атеистические позиции: помощь богов нам не нужна, потому что боги не дадут нам ни одного воина. Гомеру гомерово. Очень жалко, что в фильме из сюжета убрали Гекубу, хотя оставили визуально. И в сцене на башне появляется на заднем плане, а в какой-то момент и крупным планом пожилая дама в золотом уборе, который с археологической точностью соответствует тем троянским уборам, раскопанным Шлиманом.

Далее — Римская мифология

www.culturhistory.ru

Гектор в Трое. Прощание Гектора с Андромахой | Мифы и Легенды Древней Греции

Между тем Гектор вошел через Скейские ворота в Трою. Тотчас окружили его женщины и дети и стали спрашивать о своих мужьях и отцах. Но ничего не сказал им Гектор, он велел им лишь молиться богам-олимпийцам. Гектор поспешил ко дворцу Приама. Во дворце встретила Гектора его мать Гекаба, она хотела принести вина Гектору, чтобы он подкрепил свои силы, но отказался Гектор. Он просил мать созвать троянок, чтоб они отнесли скорее в дар Афине-Палладе богатое покрывало, принесли богине великие жертвы и молили ее укротить свирепого Диомеда. Тотчас исполнила Гекаба просьбу сына. Он же быстро направился в чертоги Париса.

Гектор застал Париса в то время, когда он спокойно осматривал свое вооружение; была здесь и похищенная им Елена, она распределяла работы между служанками. Стал укорять Гектор Париса за то, что праздно сидит он дома в то время, когда гибель грозит всем троянцам. Парис ответил Гектору, что он готовится к битве, что выйти на поле брани понуждает его и прекрасная Елена. Обратилась Елена с приветливыми словами к Гектору и просила его сесть и отдохнуть от бранных подвигов, мужа же своего Париса укоряла она за его беспечность, за то, что не чувствует он стыда. Сетовала Елена и на то, что сколько бед ниспослано на Трою из-за нее, но не по ее вине, а по вине Париса. Но отказался Гектор отдыхать в доме Париса; он спешил скорее повидать жену свою и сына, прежде чем вернется снова в битву. Не знал Гектор, удастся ли ему потом еще раз увидеть жену и сына, вернется ли живым он из битвы, или боги сулят ему погибнуть от рук греков.

Пошел в свой дворец Гектор, но не застал там Андромахи с сыном. Служанки сказали Гектору, что жена его, узнав, что греки теснят троянцев, побеждала с сыном на городские стены и там стоит, проливая слезы.

Стремительно вышел из дворца своего Гектор и поспешил к Скейским воротам. У самых ворот встретил он Андромаху, за ней прислужница несла маленького сына Гектора, Астианакса; подобен первой утренней звезде был прекрасный младенец. Взяла за руку Гектора Андромаха и, проливая слезы, сказала:

- О, муж мой! Погубит тебя твоя храбрость. Ты не жалеешь ни меня, ни сына. Скоро уже буду я вдовой, убьют тебя греки. Лучше не жить мне, Гектор, без тебя. Ведь у меня нет никого, кроме тебя. Ведь ты для меня все - и отец, и мать, и муж. О, сжалься надо мной и сыном! Не выходи в бой, повели воинам троянским стать у смоковницы, ведь лишь там могут быть разрушены стены Трои.

Но шлемоблещущий Гектор так ответил жене:

- Самого меня беспокоит все это. Но великий стыд был бы для меня остаться за стенами Трои и не участвовать в битве. Нет, должен я биться впереди всех во славу отца моего. Я знаю твердо, что настанет день, когда погибнет священная Троя. Но не это печалит меня, меня печалит твоя судьба, то, что уведет тебя в плен какой-нибудь грек, и там на чужбине будешь ты невольницей ткать для чужеземки и носить ей воду. Увидят там тебя плачущую и скажут: "Вот это жена Гектора, который превосходил силой и храбростью всех троянских героев", и еще сильнее станет тогда твоя печаль. Нет, лучше пусть убьют меня раньше, чем увижу я, как поведут тебя в плен, чем услышу твой плач.

Сказав это, подошел к сыну Гектор и хотел его обнять, но с криком прильнул к груди няньки маленький Астианакс, испугался он развевающейся на шлеме Гектора конской гривы. Улыбнулись нежно младенцу Андромаха и Гектор. Снял шлем Гектор, положил его на землю, взял Астианакса на руки и поцеловал. Высоко поднял Гектор сына к небу и так молил громовержца Зевса и всех богов бессмертных:

- О, Зевс, и вы, бессмертные боги! Молю вас, пошлите, чтобы сын мой был так же знаменит среди граждан, как и я. Да будет он могуч и пусть царствует в Трое. Пусть когда-нибудь скажут о нем, когда он будет возвращаться с битвы, что он превосходит мужеством отца. Пусть сокрушает он врагов и радует сердце матери.

Так молил богов Гектор. Затем отдал он Астианакса жене. Прижала к груди Андромаха сына и сквозь слезы улыбалась ему. Умилился Гектор, ласково обнял он Андромаху и сказал ей:

- Не печалься так, Андромаха. Не пошлет меня в царство мрачного Аида против веления судьбы никто из героев. Никто не избегнет своей судьбы: ни храбрый, ни трус. Иди же, возлюбленная, домой, займись тканьем, пряжей, смотри за служанками. А мы, мужи, будем заботиться о военных делах, а больше всех буду о них заботиться я.

Надел шлем Гектор и быстро пошел к Скейским воротам. Пошла домой и Андромаха, но часто оборачивалась она и смотрела сквозь слезы, как удалялся Гектор. Когда же вернулась она, плачущая, домой, заплакали с ней все служанки: не надеялись они, что Гектор вернется из боя домой невредимым. В Скейских воротах догнал Гектора Парис. Он спешил в бой, сверкая медными доспехами.

- Брат мой, - сказал ему Гектор, - я знаю, что ни один справедливый человек не может не ценить твоих подвигов, но часто неохотно идешь ты в бой. Часто терзаюсь я, когда слышу, как бранят тебя троянцы. Но поспешим скорее к войскам.

greece.diera.su