История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Заблуждения о Древнем Египте, в которые вы, возможно, верилив закладки 14. Закладки в древнем египте


Заблуждения о Древнем Египте, в которые вы, возможно, верили

Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие — первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных.

Давайте перечислим несколько самых устоявшихся заблуждений о древнем Египте и заодно о египтологах.

ВЕЛИКИЙ ИСХОД

Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

Изготовление кирпичей (сам процесс отрисован в левом нижнем углу). Гробница визиря Рехмира

Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей — самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например. Неудобненько получается.

И вообще в древнеегипетских источниках нет абсолютно никаких упоминаний об исходе иудеев, т.н. «казнях египетских», наместнике царя Иосифе и т.д. Да, в этих сказаниях есть отдаленные отголоски того, что происходило на Ближнем Востоке в II-I тысячелетиях до н.э., но это искаженное, а порой и абсолютно неверное эхо. Его надо воспринимать критически, благо, что об этом довольно много писали и на русском языке в XX веке — тот же академик М.А. Коростовцев. Мода на религиозность (отличать от веры) в наши дни часто порождает чудовищное невежество, агрессивное и упертое.

МИФ ПЕРВЫЙ. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК

Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» — это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы — и всё равно сомневаться в значении отдельных слов и даже предложений.

Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский — прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), но… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобство между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робина Лафевера о девочке Теодосии.

А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

МЕЛОЧИ

• Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо — личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.

• Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» — это грубый анахронизм.

• В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок — головной убор, принадлежащий исключительно царю.

МИФ ВТОРОЙ. ПИРАМИДЫ ПОСТРОИЛИ РАБЫ

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был как утверждают в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример — вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

МИФ ТРЕТИЙ. ПРОКЛЯТЬЕ ФАРАОНОВ

Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).

Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбило стекло.

Этим всё и ограничилось.

По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, — это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай — проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на пресс-конференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

Основная проблема «проклятья фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было.

А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

ЦАРСКОЕ ИМЯ

В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I. На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён — личное, тронное, хорово. золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау. Две владычицы Уахнесит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей.

ДЕНЬГИ-ДЕНЬГИ-ДРЕБЕДЕНЬГИ

Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13.5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ. ДОСТАТОЧНО РАССМОТРЕТЬ ФРЕСКИ

Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

Вот только девяносто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда — цветная.

Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относится с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

МИФ ПЯТЫЙ. НОС У СФИНКСА УКРАЛ НАПОЛЕОН

Сфинкс (в переводе с греческого — «душитель» ) — мифологическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями птицы. Как вы, возможно, заметили, его гигантская 6500-летняя статуя возле египетских пирамид — безносая. На протяжении многих веков в том, что нос Сфинкса был намеренно отбит по каким-то особым соображениям, обвиняли разные армии и отдельных личностей — британцев, немцев, арабов. Однако в основном вину все же принято перекладывать на Наполеона.

Почти ни одно из этих обвинений не имеет под собой почвы. На самом деле единственным, про кого можно с уверенностью сказать, что он действительно нанес Сфинксу ущерб, был суфийский фанатик Мухаммед Саим аль-Дах, которого местные жители забили насмерть за вандализм в 1378 году.

Британская и германская армии, побывавшие в Египте во время обеих мировых войн, не виноваты: есть фотографии Сфинкса без носа, датированные 1886 годом.

Что же касается Наполеона, то сохранились зарисовки с безносым Сфинксом, сделанные европейскими путешественниками в 1737 году — за тридцать два года до рождения будущего французского императора. Когда двадцатидевятилетний генерал впервые положил глаз на древнюю статую, носа у нее не было, скорее всего, уже сотни лет.

Поход Наполеона в Египет имел целью нарушить английские связи с Индией. Французская армия дала в этой стране два крупных сражения: битву у Пирамид (которая, кстати говоря, происходила вовсе не у Пирамид) и битву при Ниле (не имевшую к Нилу никакого отношения) . Вместе с 55-тысячной армией Наполеон привел 155 гражданских специалистов — так называемых savants (Ученые; крупные специалисты в какой-либо области (фр.)) . Это была первая профессиональная археологическая экспедиция в Египет.

Когда Нельсон потопил наполеоновский флот, император вернулся во Францию, бросив и армию, и «ученых» , которые продолжали работать без своего руководителя. В результате появился научный труд под названием «Description de I’Egypte»(«Описание Египта» (фр.) ) — первая точная картина страны, дошедшая до Европы.

Тем не менее, несмотря на все эти факты, египетские экскурсоводы до сих пор рассказывают многочисленным толпам туристов о том, что нос у Сфинкса украл Наполеон и переправил в парижский Лувр.

Наиболее правдоподобная причина отсутствия у Сфинкса столь важного органа — это 6000 лет воздействия ветра и погодных условий на мягкий известняк.

МИФ ШЕСТОЙ. КЛЕОПАТРА

В современном мире Клеопатра воспринимается нами как прекрасная, соблазнительная женщина, чью красоту воспевали и будут воспевать. Начиная от Шекспира и заканчивая режиссёром Джозефом Л. Манкевичем, миф о магической привлекательности этой женщины всё больше стандартизировался в сознании общественных масс. Однако, если мы поглядим на римские монеты, изображающие последнего фараона Египта, Клеопатру VII, то увидим, что эта женщина обладала скорее мужскими чертами лица: выступающий подбородок, длинный нос, тонкие губы… Вряд ли это можно назвать идеалом красоты. Но с другой стороны это не мешало ей обладать острым умом и харизмой. Они в свою очередь рушат миф о трагической смерти Клеопатры, ведь на самом деле, прежде чем совершить самоубийство, она испытывала на заключённых множество различных ядов, чтобы умереть безболезненно и быстро.

МИФ СЕДЬМОЙ. ЗАТЕРЯННЫЕ В ПЕСКАХ ПИРАМИДЫ

Это знакомый всем вид. Создается впечатление, что пирамиды стоят затерянные где-то далеко в пустыне занесенные песками, и чтобы до них добраться, нужно совершить длительный переход на верблюдах.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на самом деле.

Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв. м.

Третье место по численности населения после Каира и Александрии занимает этот город, в котором проживают более 900 тысяч жителей. Фактически Гиза сливается с Каиром. Здесь расположены знаменитые египетские пирамиды: Хеопса, Хефрена, Микерена и Большой Сфинкс.

Еще совсем недавно – чуть более столетия назад – захолустную дорогу к пирамидам знали только жители окрестных деревушек, возделывающие ирригационные поля. Сегодня же пирамиды Гизы являются центром притяжения для туристов, количество которых с каждым годом все возрастает. Поля вокруг древних ритуальных сооружений стали застраиваться магазинами, кафе, ресторанами и ночными клубами, однако местные власти не выказывают по этому поводу большого недовольства, ведь туризм составляет одну из важных статей бюджета Египта.

А вот так это место выглядело в 1904 году.

Июл 23, 2016

zhizninauka.info

Читать Строительство и архитектура в Древнем Египте - Сомерс Кларк - Страница 1

Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк

Строительство и архитектура в Древнем Египте

Предисловие

Эта книга написана для того, чтобы рассказать читателям, как древние египтяне создавали свои сооружения из камня. В ее основу частично легли записи [1], сделанные в течение последних тридцати лет покойным Сомерсом Кларком, изучавшим древнеегипетскую архитектуру, и частично – мои собственные материалы о методах строительства, которые применяли древние египтяне.

Строительство и архитектура в Древнем Египте - i_001.jpg

Сравнение размеров Великой пирамиды и собора Св. Павла в Лондоне

собора Св. Петра в Риме и здания Парламента в Лондоне

Многие, вероятно, думают, что литература, посвященная методам древнеегипетского строительства, весьма обширна, но это не так. Существует много прекрасных книг об архитектурном стиле Древнего Египта, но нет ни единого сколько-нибудь значимого труда, в котором подробно описывались бы такие прозаические вещи, как добыча и обработка камня, роль строительного раствора, качество древних фундаментов – иными словами, все те последовательные этапы, через которые проходило строительство храма, начиная с того момента, когда фараон приказывал возвести его, и до того времени, как храм, украшенный резьбой, скульптурой и живописью, посвящался тому или иному богу. Чем тщательнее мы изучаем эти этапы, тем больше убеждаемся, что строительные методы, применявшиеся египтянами, очень сильно отличались от методов классических, средневековых и современных архитекторов.

Мы вовсе не претендуем на то, что в нашей книге этот предмет освещен во всей своей полноте. Это, скорее, предварительный обзор очень обширной темы. В некоторых главах, которые посвящены, скажем, методам обработки камня или «косым швам», представляющим собой уникальную особенность древнеегипетского строительства, мы высказали лишь рабочие гипотезы, нуждающиеся в проверке в ходе будущих исследований. То же самое можно сказать и о методах сооружения пирамид – в этом вопросе нам катастрофически не хватает точных данных, поскольку практически ни одна пирамида, сооруженная ранее V династии, не очищена до конца от окружающих ее наносов.

Еще сэр Флиндерс Питри, выступая в 1883 году с лекцией перед членами Антропологического общества, отметил, среди прочего, многие необычные черты древних методов добычи и обработки камня, признав при этом, что для него самого очень многое в этом вопросе остается неясным. Можно сказать, что практически все те особенности, которые в свое время поразили Питри, до сих пор не объяснены до конца – по крайней мере, в изданных трудах. За объяснением этого далеко ходить не приходится – команды археологов, получившие разрешение на проведение раскопок в Египте, в большинстве своем занимаются в первую очередь поисками предметов искусства. Этого требуют от них организации, выделившие деньги на их работу, а в этом смысле раскопки пирамид и храмов – дело весьма непродуктивное. Кроме того, только в последние пять лет египетское правительство смогло выделить средства на проведение, под руководством опытных специалистов, раскопок исключительно важных памятников в Сак-каре и Дахшуре. Эти работы уже дали богатый урожай.

Исследователь, разбирающийся в строительстве, инженерных работах и тому подобных вопросах, и желающий изучить древние методы сооружения зданий и монументов, не имеет поэтому точных данных не только об их деталях, но и о том, какие методы и приспособления использовали при их возведении египтяне, а также о том, какими знаниями по математике, астрономии и другим наукам они обладали. В результате этого многие способные инженеры и архитекторы в своих трудах рассказывают нам небылицы о том, как древние перевозили и поднимали каменные блоки, а также о том, как возводились те или иные сооружения. Они бы никогда этого не написали, если бы научные данные по этим вопросам были легко доступны всем и специалистам не надо было бы перелопачивать горы трудов, практически неизвестных обычной публике, чтобы отыскать нужные им сведения. Именно поэтому мы надеемся, что наша книга окажется полезной.

К огромному сожалению, за несколько месяцев до своей смерти мой друг и товарищ по исследовательской работе не имел возможности помочь мне в подготовке этой книги и внимательно прочитать свой и мой материал, ибо после инсульта почти полностью лишился слуха и зрения. Поэтому несколько глав, написанных почти полностью на основе моих заметок, пошли в печать без его просмотра и критических замечаний [2].

Хочу передать свою самую горячую благодарность мистерам Сесилу Фёрсу и А. Лукасу, сотрудникам моего отдела, и доктору Дж. Рейснеру, директору объединенной экспедиции Гарвардского и Бостонского университетов, за помощь и предоставленные мне ценные сведения; мистеру Дж. Хьюэтту из Общества исследования Египта за подготовку и публикации многих наших рисунков; профессору сэру Флиндерсу Питри за то, что он еще в рукописи прочитал большую часть этой книги и сделал много очень ценных замечаний; и, наконец, месье Пьеру Лако, генеральному директору Службы древностей Египта, за то, что он разрешил мне сделать и использовать в этой книге фотографии многих экспонатов, хранящихся в Каирском музее и в Саккаре.

Введение

В наши дни, к счастью, люди уже поняли, что для того, чтобы изучить какую-то страну, древнюю или современную, недостаточно просто описать ее географические особенности, составить список ее правителей, обсудить ее внутреннюю политику и отметить, чем плоды труда ее жителей отличаются от достижений народов соседних стран; необходимо также оценить, на каком уровне цивилизации находятся подданные этой страны. А в этом вопросе лучше всего нам поможет изучение искусства и ремесел интересующей нас страны. Искусство Египта и многие из его ремесел хорошо исследованы более или менее компетентными специалистами. Однако одно из наиболее важных ремесел, а именно строительное дело, не получило того освещения в трудах ученых, которого оно заслуживает. Это объясняется тем, что лишь очень немногие люди, обладавшие необходимыми для этого знаниями по архитектуре и строительству, располагали таким количеством свободного времени, что могли заняться подобными исследованиями. А ведь в этом разделе египтологии можно получить необходимые сведения только путем личного исследования многочисленных памятников – здесь откроешь одно, там другое – и так в ходе всей работы.

Для того чтобы понять, почему древнеегипетская архитектура отличается исключительной условностью – можно даже сказать, однообразием, – необходимо учесть несколько факторов. Например, не следует забывать, что в каменоломни, где добывали камень, имел доступ лишь очень ограниченный круг лиц, по крайней мере до недавнего времени. Египетские мастера, как выяснилось, не имели права сооружать здания из камня, ибо каменное строительство было строго ограничено. Добыча камня и его обработка, по-видимому, полностью находилась в руках государства. Поэтому вполне естественно, что, когда методы работы с камнем окончательно устоялись, в стране возникла и укоренилась система секретности, обычная для всех бюрократических государств. Она установилась так прочно, что в Египте одни и те же вещи изготовлялись одним и тем же способом начиная с ранних династий и кончая периодом римского владычества, то есть на протяжении целых 3500 лет!

Есть и другие факторы, которые привели к однообразию методов строительства. К ним относится, например, географическая изоляция Египта от других цивилизованных стран, где жили искусные строители, а это лишило египтян столь необходимой в этом деле конкуренции в архитектуре, которая оказала весьма благотворное влияние на развитие строительного дела в Европе. Еще более важным фактором было отсутствие разнообразия строительных материалов. У египтян был известняк на севере страны и песчаник – на юге, а обе эти породы обрабатывали и использовали практически одинаково, да и способы их обработки почти не отличались друг от друга. Применялись также гранит и кварцит, но лишь эпизодически, и все потому, что эти породы очень трудно добывать и обрабатывать. Единственная перемена в развитии египетской архитектуры произошла лишь после того, как каменоломнями песчаника в Силсиле разрешено было пользоваться всем желающим. Благодаря этому появилась возможность перекрывать довольно большие пространства плитами из легко обрабатываемого камня.

online-knigi.com

Малоизвестные факты о Древнем Египте

Казалось бы, о Древнем Египте историки знают практически все, но с каждым годом становится понятнее, что знаний этих очень и очень мало, тем более, что часть из них оказывается заблуждением. Далее вас ждет несколько интересных фактов о Древнем Египте .

Пирамиды строили вовсе не рабы, а рабочие, получавшие за свой труд деньги. Подобное заблуждение распространилось благодаря греческому историку Геродоту, выдвинувшему подобную теорию.

За свою работу рабочие получали не только деньги, но и пиво. Ежедневная норма пива равнялась 3,8 литра.

Головной убор на голове фараонов назывался немеш, он скрывал волосы правителя, на которые не положено было никому смотреть.

У мумифицированных тел мозг удаляли через ноздри.

Удалялись и внутренние органы, которые помещали в специальные банки. В теле оставляли только сердце. Считалось, что именно в нем находится душа.

Нередко в древних гробницах можно обнаружить… туалеты.

Тутанхамон был похоронен в золотой посмертной маске, которая теперь известна каждому, кто хоть немного знаем о Древнем Египте.

Строители пирамид порой оставляли надписи на стенах. Благодаря им выяснилось, что некоторые из них именовали себя Друзьями Хуфу (фараона Хеопса).

Бедные люди носили длинные волосы, которые стягивались в хвостики. Мальчики и юноши ходили с бритыми головами, на которых оставалась длинная коса. Подобным образом боролись с вшами.

Чтобы фараонам не докучали назойливые мухи рядом с ними могли находиться рабы, обмазанные медом.

В те времена считалось, что Земля имеет форму круга, но при этом она плоская, а Нил протекает прямо через ее центр.

Наносился макияж не только для красоты, но и в целебных целях, в которые верили древние египтяне. Зеленый макияж делали из меди, черный – из свинца. Эти цвета были самыми распространенными.

Самое древнее платье нашли в Египте. Ему около 5000 лет.

Состоятельные люди ходили в париках.

Спали жители Древнего Египта на подушках из камня.

Сен 10, 2015

zhizninauka.info

Археологи объяснили, зачем древние египтяне хоронили детей в горшках — Naked Science

Археологи объяснили, зачем древние египтяне хоронили детей в горшках

Приблизительно в 3500 годах до н. э. древние египтяне стали практиковать захоронение умерших в керамических горшках, которые чем-то напоминали греческие амфоры. Так хоронили преимущественно детей, новорожденных и недоношенных младенцев, однако были случаи, когда подобным образом поступали и с телами взрослых.

 

Данная традиция поставила многих исследователей в тупик. Высказывались версии, что захоронение умерших в горшках было обусловлено материальными трудностями семейства. Иными словами, бедняки не могли себе позволить проводить те же ритуалы, что и богатые. Однако сейчас археологи оспорили данное утверждение. Их выводы были опубликованы в журнале Antiquity.

 

Ученые полагают, что для нищих жителей Древнего Египта керамические горшки были ценностью, и едва ли они хотели с ними расставаться. Но еще важнее другое: исследователи обратили внимание на то, что слова «горшок» и «утроба» обозначаются одними и теми же иероглифами. Так что захоронение детей в горшках, вероятно, имело некий ритуальный смысл, где керамическое изделие должно было символизировать утробу матери. Вероятно, для древних египтян такая ритуальная традиция была еще одним способом поддержания связи между миром живых и миром мертвых.

 

Специалисты обратили внимание на стену одной египетской гробницы, где были изображены люди в ритуальном танце. Иероглифы, которые дополняют изображения, упоминают слова «горшок», «яйцо» и «секрет рождения». Дополнительным свидетельством символического значения таких захоронений является то, что умершие располагались в форме эмбриона.

 

Иероглиф, обозначающий слова "горшок" и "утроба" / ©Arstechnica

 

Додинастический период (конец V тыс. – ок. 3100 до н. э.) считается последним доисторическим периодом на территории Египта. В эту эпоху окончательно распадаются родоплеменные отношения и складываются первые древнеегипетские рабовладельческие государства.

 

Ранее, напомним, сообщалось об обнаружении в исторической области Верхний Египет затерянного города и кладбища, построенных, по оценкам историков, в 5316 году до н. э. 

naked-science.ru

Древний Египет. Нил и пирамиды

Тематическое занятие Египетские пирамидыСегодня я начну рассказывать вам о том, как мы с Дашей отправились в удивительный мир прошлого – Древний Египет. Начали мы с того, что я предложила почитать ей об одной древней и необычной стране. Дашулька согласилась, я достала книгу «Путешествие в древний Египет» (изд-во Белый город) и мы читали о том, когда образовалась страна, как она называлась раньше, что самого главного было в ней, что помогало людям жить.  Пока мы  читали, я открыла для Даши карту Древнего Египта в книге и отдельно (одну карту мы нашли в книге «Приключения на Ниле». Кстати именно река Нил была той силой, которая помогала египтянам жить.нил - древний египетМы прочитали о том, как разливался Нил, оставляя после себя плодородный слой, на котором люди возделывали овощи и фрукты.

Даша рассмотрела внимательно карту, мы нашли реку, провели по ней пальчиком, почитали, что находится рядом с рекой, выяснили почему на карте местность рядом с рекой обозначено зеленоватым цветом (плодородная земля) и я предложила Дашульке устроить настоящий разлив Нила.

Мы взяли поднос. С помощью пластилина вылепили берега реки. Даша катала колбаски, а потом я учила ее немного размазывать их, прикрепляя к подносу. По краям реки Даша насыпала манку – пустыня (1). Далее мы взяли кружку с водой и  окрасили ее с помощью пищевого красителя. Даша выступила в роли гор, с которых течет вода и из половника наполнила Нил (2, 3). Но вот река начала выходить из берегов и затопила все вокруг (4). Когда вода немного впиталась и ушла, остался на песке плодородный слой (манка окрасилась) и мы начали сажать огороды с помощью макарон и гороха (5).

Эксперимент с ребенком Розлив Нила

 карта древнего египтаДалее мы приступили к логическому заданию из книги «Рабочая тетрадь египтолога». В книге ребенку предлагалось найти по описанию объект на карте и приклеить на его место соответствующую наклейку, так как Даша обожает наклейки мы с радостью справились  с этим заданием.

Я предложила найти на карте необычные пирамиды и Дашулька их нашла. Я достала карточки, которые заранее сделала для Даши с изображением разных пирамид и интересными фактами о них на оборотной стороне.

виды египетских пирамид

Пирамиды – это погребальные сооружения. На вершине  пирамиды устанавливался после ее завершения позолоченный камень в форме маленькой пирамидки  — пирамидион, от которого отражались лучи первого восходящего солнца. Форма пирамиды, по мнению египтян,  символизировала первозданный холм, с которого началась жизнь.

Мы рассматривали карточки, читали про них, я задавала разные вопросы, а Дашулька отвечала. Больше всего ей понравилась круглая пирамида Хабы и розовая пирамида. Даша отправилась ее строить и скоро у нее посреди комнаты появилась вот такая интересная пирамида.

Я предложила ей построить еще одну пирамиду, чтобы понять, как ее строили древние египтяне. Она согласилась. Мы достали лего и начали выстраивать пирамиду, но не просто так, а с помощью настоящего технического сооружения. Придумывали мы его вместе (я задавала наводящие вопросы, а Дашулька правильно на них реагирую собрала механизм подъема блоков), Даша долго играла в него, завозя «блоки» на пирамиду и строя ее. В итоге она ее построила!

строительство египетской пирамидыИ мы отравились выполнять логические задания в книге «Игры и задания Древний Египет». Даша нашла выход из лабиринта, определила вид на пирамиды сверху, а также мы с ней выполнили не самое легкое для нее математическо-логическое задание по подсчету камней в пирамиде. Так как половины камней видно не было, то мне пришлось объяснять каждое действие, почему так надо делать и как считать. Она может пока не все поняла, но основные моменты усвоила.

логические задания Египетские пирамидыПоследней игрой на сегодня был Сфинкс. Мы прочитали о нем легенду, которую я адаптировала для Дашы, чтобы не рассказывать про кровавые ужасы. Все получилось очень понятно и не жестоко. Потом мы по очереди становились сфинксами и загадывали друг другу загадки.

Продолжение следует….

Тематические игры «Древний Египет»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Вам будет интересно:

earlystudy.ru

Магия Древнего Египта

2560 год до н.э. Фараон Древнего Египта Хеопс решил построить большую пирамиду, но для ее возведения необходимо знание определенных секретов. После длительных поисков фараону удалось найти человека, который владел тайными знаниями. Это был Джедай, великий маг и жрец, которому было 110 лет. Он умел подчинять живых собственной воле и воскрешать мертвых.

Папирусы и иероглифы в храмах повествуют о том, что в возведении пирамид принимали участие исключительно священники, поскольку технологию укладки огромных каменных блоков посторонним не доверяли. Жрецы на определенной ноте произносили заклинания, в результате чего камни словно становились невесомыми, поднимались в воздух, после чего их с величайшей точностью укладывали…

Необходимо отметить, что на протяжении всей истории Древнего Египта магия играла неотъемлемую и очень важную роль. Для древних людей Египет имел большой авторитет по части магии. В IV веке до н.э. историк А.Марцелин писал о том, что знание о гадании и божественном происхождении распространилось с Древнего Египта.

Термин «магический» в западном мире воспринимается как что-то поверхностное и упрощенное, своего рода один из элементов индустрии развлечений. В то же время, древние римляне не отвергали магию, а были совершенно уверены в том, что магия работает, если не сразу, то спустя некоторое время. В Древнем Египте магию воспринимали как часть природного мира.

Магическая сила или Хека («большая» или «страшная» сила) воспринималась египтянами как дар от Бога, данный людям в качестве оружия для отражения нежелательных событий. Именно поэтому современники рассматривают магию как средство защиты против судьбы и человеческого зла.

В Древнем Египте магия была очень тесно связана с медициной и религией, каждый из этих компонентов как бы дополнял другие. Так, к примеру, предписания медиков охватывали магические действия и слова, которые произносились над больным, молитвы богам и лекарства.

Магия работала на основании трех основных компонентов: слов, действий и материала. Очень важным элементом были действия, поскольку они служили для использования и управления магической энергией. Среди таких действий можно назвать кружения, завязывания узлов, плевки, восклицания, а также определенные жесты, использовавшиеся, как средство защиты.

Материалы или ингредиенты в магии использовались самые различные. Это были молоко, вода, кровь, чеснок, даже сперма и моча. При этом для каждого вида магии использовались свои ингредиенты.

В магии использовались амулеты, основное назначение которых заключалось в защите тела умершего или живого человека от нападений и гибельных воздействий врагов, как видимых, так и невидимых. В древности, во время одевания амулета на тело человека произносили специальные заклинания. А в силу того, что читать эти молитвы или магические слова могли только специально обученные жрецы, то в скором времени эти слова начали вырезать на амулетах, чтобы придать им двойную силу. Такие же заклинания, или «слова власти» наносились также на папирус, который клали на умершего вместе с амулетом. Этот ритуал имел своей целью подчинить богов власти умершего, чтобы они выполнили его волю.

Вообще, нужно сказать, что магия речи, которую на протяжении многих веков использовали при погребальных обрядах, и которая зафиксирована в «Книге мертвых», отражает то огромное значение, которое древние египтяне придавали слову в религии. Особую магическую силу имело имя духа, человека или божества, которое являлось сокровенной частью сущности. Согласно мифам, Бог Ра создал мир силой слова: он давал имена предметам, объектам и существам, тем самым определяя их место в мире. Знание настоящего имени человека давало неограниченную власть над его обладателем, а те предметы, которые не имели названий, для древних египтян просто не существовали.

Те заклинания, которые были включены в погребальные сцены, изображены на гробницах и статуях, записаны на папирусе, на предметах повседневного использования, использовались для защиты от всего злого, что могло причинить вред в настоящей или будущей жизни, при родах, в минуты опасности. Очень часто заклинания опирались на мифологию. Это помогало объяснить их происхождение, ведь намного легче решить проблему, если понятно ее происхождение и природа.

Заклинания Древнего Египта работали на нескольких уровнях – слово, действия и место произнесения заклинания. Для того, чтобы люди могли отличать их от обычной речи, заклинания читались магами или жрецами, которые произносили их наиболее точно, использовали правильный тональность голоса. В силу того, что египтяне верили в огромную власть произнесенного слова для создания и уничтожения, заклинания были очень мощным элементом магии. Кроме того, ритм и звук помогали усиливать силу слова, а повторение играло важную роль в накоплении магической энергии.

Игра слов выступала одним из основных магических инструментов: гомофония, каламбуры, аллитерации, имена и совершенно бессмысленные слова использовались для усиления магического воздействия.

В заклинаниях нередко использовали и плевок, однако он имел разрушительнее действие, в частности, плевок на статуэтку или изображение врага использовался в ритуале проклятия.

Большое значение имели и места, в которых произносились заклинания. Они, вместе с днем проведения ритуала выступали главным мотивом и установкой для достижения успеха магических действий.

В заклинаниях использовались различные материалы: воск, клей, животный жир, тесто. Их применяли для формирования моделей человека, поскольку эти куклы были достаточно хрупкими, чтобы их можно было легко разрушить и нанести вред. Их использовали, как правило, в разрушительной магии и в проклятиях.

Что касается религиозных церемоний, то они состояли из суеверных и оригинальных магических традиций. В религиозных Книгах Древнего Египта было сказано, что жрецы и маги обладали неограниченной властью, чтобы изменить события или повлиять на судьбу. Хорошо обученный маг мог произносить слова власти и имена для исцеления больных и изгнания злых духов. Неодушевленные куклы по приказу мага оживали, выполняя его задачи.

Древний Египет посещали многочисленные путешественники из других стран. Они оставили немало воспоминаний о своем пребывании там, в частности, и о магии. В большинстве своем эти упоминания противоречили друг-другу, что, вполне очевидно, создавало определенные заблуждения. Это, в первую очередь, касается убеждения, что древние египтяне практиковали черную магию.

У данного заблуждения имеется несколько источников. Так, одно из древнейших египетских имен – Кемет – в переводе означает «темный» или «черный». На самом деле это имя название означает черную плодородную землю, хотя им довольно часто называли египетскую религию и магию. В конечном итоге, многие исследователи стали называть египетское магическое искусство черным искусством.

Еще одно заблуждение связано с умением древних египтян обрабатывать металлы. Так, в сочинениях ранних греческих писателей можно найти упоминания о том, что египтяне обрабатывали металлы, желая преобразовать их. Так, для выделения серебра и золота из руд египтяне использовали ртуть. В результате оставался черный осадок, черный порошок, который использовали в магических ритуалах и заклинаниях. Отсюда и магию стали называть черной.

Если говорить об этике древнеегипетской магии, то она состояла из двух основных типов. Первый тип – ритуальная или погребальная магия, то есть, искусство, которое работало на благо живых и мертвых. Второй тип – проклятия, то есть, искусство, которое применяется с отрицательными намерениями. Подобно любой магической и духовной системе, каждый практикующий маг определяет для себя основные цели, работая в негативном или позитивном ключе. В тех ситуациях, когда кто-либо бросает вызов этике, морали и мнению другого человека, тот пытается действовать аккуратно. Те действия, которые предпринимаются в ответ на разного рода жизненные невзгоды и испытания, не всегда возможно проанализировать и классифицировать как отрицательные или положительные, черное или белое. Существует некая середина, серая зона, которая требует гораздо большего внимания, поскольку предсказать возможные последствия такой магии крайне сложно. В этом и заключается основной принцип древнеегипетской магии.

В современно мире некоторые люди, подобно магам и жрецам Древнего Египта, также могут уничтожать или создавать. Но в любом случае, тот, кто совершает определенные магические ритуалы или произносит заклинания, должен видеть результаты своих действий, чувствовать за них ответственность. Именно поэтому и египетская магия, и все, которые появились позже на ее основе, считаются очень сложными и мощными. Любая магия заставляет познать самого себя, определиться в себе, открыть для себя внутренние тайны, столкнуться с неизведанными областями подсознания и психики, но в то же время – она дает шанс изменить самого себя.

Источник: tainy.net

planet-today.ru

10 медицинских практик Древнего Египта, которые мы используем до сих пор

10 медицинских практик Древнего Египта, которые мы используем до сих пор Фото из открытых источников

Древний Египет в основном известен своими пирамидами, иероглифами и мумиями. Богатая культура, которая существовала свыше 3000 лет до рождения Христа, оставила массу реликвий, которые дают представление о данной цивилизации. Благодаря переводам документов и надписей, а также красивым изображениям, мы много знаем о жизни в Древнем Египте.

 

Благодаря применявшейся древними египтянами практике мумификации, они много узнали о человеческом организме и, по-видимому, обладали неплохими медицинскими знаниями. В данной статье речь пойдёт о десяти древнеегипетских медицинских методах, которые мы применяем до сих пор. Современные врачи больше не используют чары и амулеты, как древние египтяне, но во многих других отношениях визит к врачу тысячи лет назад, возможно, не сильно отличался от сегодняшнего.

 

Измерение пульса

 

Когда мы сегодня приходим в кабинет врача, всякий раз проверяются несколько вещей, а именно, кровяное давление, температура и пульс. Пульс может давать представление о здоровье кровеносной системы. Однако, чтобы это понять, сначала нужно знать, что артерии и вены проходят по всему телу. Сейчас это является общеизвестным фактом, но для ранней медицины это был громадный прорыв.

 

Вероятно, в результате применения практики мумифицирования, древние египтяне узнали о системе кровообращения. Они знали, что она проходит по всему телу и связана с «пульсом». Но они всё же упустили один фактор, поскольку они, по всей видимости, не знали, что само сердце является насосом. Они считали его резервуаром для крови. Тем не менее, они понимали важность сосудистой системы и использовали её для лечения и диагностирования болезней.

 

Идея измерения пульса появилась задолго до своего времени, и пройдут века, пока её начнут применять в других частях мира. В своём знании о сосудистой системе, египтяне также посчитали число сосудов, идущих к каждой части тела. Однако их число было неточным, так как они не знали, какими крошечными могут быть вены и артерии. Но их подсчёт, возможно, позволял им определять местоположение более крупных кровеносных сосудов, что было бы полезно в случае травмы или во время хирургической операции для остановки кровотечения.

 

Поверните голову и покашляйте

 

Да, люди, по-видимому, веками проходили эту нелепую проверку. В Папирусе Эберса, медицинском пособии из древнего Египта, упоминается диагноз грыжи, определяемой как «вздутие, появляющееся при кашле». Есть даже древнеегипетские изображения фигур с пупочными грыжами, которые выступают из желудка, и более чем наглядные рисунки грыж в области мошонки.

 

Грыжи возникают, когда часть кишечника выталкивается через мышечную стенку живота. Причиной их появления часто являются натуживание или подъём тяжестей. Учитывая, что египтяне оставили нам такие массивные каменные памятники, как пирамиды, они были привычны к подъёму тяжестей и, возможно, были очень хорошо знакомы с грыжами.

 

Однако их методы лечения грыж кажутся менее известными. В Папирусе Эберса упоминается разогревание области грыжи, но здесь не совсем понятно, использовалось ли тепло лишь для ослабления боли или для прижигания области и склеивания мышц после небольшой хирургической операции. И, кроме того, при таком количестве изображений людей с грыжами, может возникать вопрос о том, лечили ли их вообще.

 

Тампоны

 

Многие, наверное, думают, что тампоны являются современным изобретением, которое даёт женщине свободу во время менструации. Это правда, что до недавнего времени тампоны не использовались во многих западных странах. Ещё в конце 80-х годов прошлого века проводились рекламные кампании, которые рекламировали преимущества тампонов и пытались убедить американок в их безопасности. В этих кампаниях даже упоминалось их использование древними египтянами в качестве доказательства их древности и естественности.

 

Часто упоминаемые как тиет, или узел Исиды, тканевые тампоны изготавливались из лоскутов ткани, часто хлопчатобумажной, путём их свертывания и перевязывания веревкой посередине. Название «узел Исиды» связано с богиней Исидой, которая, по легенде, использовала тампон, когда он была беременна Гором для его защиты в матке от атак бога Сета. Древние египтяне также использовали другие тряпки, похожие на современные прокладки, которые были распространёнными во многих ранних культурах. Таким образом, египтянки могли всё знать о преимуществах якобы современного тампона.

 

Зубные пломбы

 

В действительности (зубные) дупла были редкими в древнем Египте. Поскольку сахар не входил в рацион египтян, у них не было зубного налёта и других известных нам проблем. Однако они всё же изнашивали свои зубы. Мука и зерно мололись с помощью камней, и, несмотря на все усилия, в еде всегда присутствовали небольшие кусочки камня. Жизнь в песчаной пустыне, вероятно, также добавляла туда и песок. Это изнашивало зубы и могло приводить к появлению дупел или инфекции. Эти инфекции могли фактически вызывать смерть, если бактерии попадали в кровь. У сестры Нефертити предположительно были плохие зубы, которых она лишилась ко времени своей смерти, вероятно, из-за инфекции.

 

В Папирусе Эберса есть упоминания разных заполнителей (пломб) и мазей. В одном из рецептов описано лечение «больного зуба до вскрытия плоти: тмин, 1 часть; смола ладана, 1 часть; сухой фрукт, 1 часть; раздавить и прикладывать к зубу». Идея заключалась в том, что это могло удалить инфекцию. В число других заполнителей входил мёд, который обладал антибактериальными свойствами, и охра, красящий пигмент с большим содержанием железа, и молотая пшеница. Иногда пломбой мог служить просто кусок ткани.

 

В 2012 году проводилось КТ-исследование мумии, в результате которого было обнаружено дупло, заполненное куском полотна. Однако этот человек всё равно страдал от инфекции в момент своей смерти. Древнеегипетские врачи делали всё возможное для лечения дупел и предотвращения заражения, но визит к дантисту никогда не был приятным.

 

Протезы

 

В Египте находили мумии с древнейшими в мире известными протезными конечностями, пальцами ног, рук и так далее. Протезы для замены отсутствующих частей тела были необходимы египтянам по двум причинам. Одна из них была связана с верой египтян в то, что после смерти тело должно быть целым и сохранным, чтобы они могли вернуться в него в загробной жизни. Этим, наверное, объясняется важность мумификация и существование протезов. С помощью замены потерянной конечности тело снова становилось целым.

 

Конечно, протез мог бы помочь человеку выполнять некоторые жизненные функции, и также есть доказательства изготовления протезов для живых людей. Это показывает, как египтяне использовали ампутацию для лечения заражений и повреждений, и, по-видимому, люди иногда выживали после хирургических операций. Самым известным из этих пациентов является женщина с деревянным большим пальцем на ноге. Область под протезом зажила, и это показывает, что она действительно использовала протез пальца при жизни. Он, вероятно, помогал ей ходить и сохранять равновесие после потери живого пальца. Он также считается самым старым из известных протезов, которые когда-либо были обнаружены.

 

Государственная медицина

 

Доступ к медицинскому обслуживанию очень хорошо контролировался древнеегипетским правительством. Врачи обучались по специальной программе и являлись членами «дома жизни», который обычно был связан с храмом. Это были медицинские учреждения, которые готовили врачей, а также функционировали как медицинские организации, куда каждый мог обращаться за лечением.

 

Также, как упоминалось выше, были такие медицинские пособия, как «Папирус Эберса» и «Папирус Эдвина Смита», в которых содержались описания болезней и методов их лечения и рецепты лекарств. Это показывает, что врачи совместно пользовались лекарствами и методами лечения в рамках стандартизированной системы медицинского обслуживания. В Древнем Египте врачами были как мужчины, так и женщины, и они, по-видимому, могли выбирать специализации, как и современные врачи. Располагая доступом к хорошо подготовленным врачам, египетские граждане имели наилучшее здравоохранение, по сравнению с любыми другими людьми того времени.

 

Кажется, существовала даже компенсация рабочим. Есть описания медицинских лагерей, создававшихся возле строительных площадок и карьеров, чтобы травмированные рабочие могли получать там лечение. И, по-видимому, если травма была получена на работе, работодатель покрывал расходы на лечение. Рабочие даже могли получать дополнительную плату, если они не могли работать. Тысячи лет назад это был очень сложный подход к здравоохранению, и он весьма похож на современные подходы к здравоохранению.

 

Рецепты

 

Необходимость приёма лекарств, очевидно, стара как сама цивилизация. К счастью, теперь ложка сахара может помочь нам их проглотить. Древним египтянам в этом отношении повезло меньше. Зачастую лекарства изготавливались методом проб и ошибок. Некоторые из них, в конце концов, оказывались действительно неплохими. Другие могли принести больше вреда, чем пользы.

 

Египтяне знали, что мёд хорошо действовал на раны. (Он до сих пор используется для лечения кожных заболеваний.) Они также знали, что мята могла успокаивать желудок. В то же время, такие ингредиентов как, например, свинец и фекалии, возможно, не были такими хорошими идеями. Тем не менее, вне зависимости от того, действовали они или нет, в медицинских папирусах сохранились десятки рецептов лекарств вместе с инструкциями по дозировке и применению этих ингредиентов. В Древнем Египте пациентов отправляли домой с этими смесями и рекомендациями по их применению, точно так же как в наше время.

 

Были лекарства для всевозможных проблем, которые готовились из разнообразных ингредиентов. Использовались такие минералы, как медь, глина, свинец и соль. В число травяных средств входили фенхель, лук, льняное семя и мята. Другие (давайте назовём их «органическими») ингредиенты включали волосы, кожу, кровь, фекалии разных животных и даже людей. Для наибольшего эффекта в рецептах эти ингредиенты комбинировались. Кажется, было много рецептов от запора. В некоторых из них рекомендуется просто есть больше инжира (не так плохо), в то время как другие рецепты предписывают смесь касторового масла, которое мы по-прежнему используем сегодня, и холодного пива. Средство от ленточных червей в равных частях содержало свинец, нефть, хлеб и сладкое пиво. Надеемся, что эта смесь убивала ленточного червя, а не пациента.

 

Припарки также были очень популярным методом лечения, при этом смеси для наружного употребления применялись для решения всевозможных проблем – от облысения до желудочной боли. Распространённым ингредиентом этих смесей было молоко, как и разные виды фекалий от таких животных, как корова, овца и гусь. Часто в них включались разные виды глины и свинец. Иногда туда включались выделения человека, от мочи до молока и крови. В случае тревожности, в одном рецепте рекомендовалось натирать больного «молоком женщины, родившей сына». Неизвестно, действовало это или нет.

 

Обрезание

 

На протяжении веков практика удаления крайней плоти у младенца мужского пола входила и выходила из моды. Иногда она рассматривалась как религиозный обряд, а иногда как медицинская необходимость. Веками еврейская культура отождествлялась с обрезанием, так как христиане его не делали. Сегодня оно широко практикуется врачами в большинстве западных стран независимо от религии.

 

По-видимому, древние египтяне также широко практиковали обрезание. Есть изображения с врачами, выполняющими эту процедуру на пациентах. Египтяне тщательно соблюдали личную гигиену и часто сбривали волосы со своего тела для поддержания чистоты и избегания состояний, связанных с нечистоплотностью. Это могло быть причиной того, что во всей культуре стали практиковать обрезание.

 

Обрезание стало таким распространённым, что необрезанные пенисы были диковинкой. В письменных источниках описывается удивление солдат при виде необрезанных пенисов покорённых ливийцев, которые они часто забирали с собой, чтобы похвастаться ими дома. К счастью, эта практика была утрачена.

 

Хирургия

 

Древние египтяне приобрели много знаний по анатомии человека и функциям организма с помощью своих практик мумифицирования. Производя операции на мёртвых, они могли видеть проблемы в телах и ассоциировать их с болезнями в жизни. Эти навыки позволяли им проводить хирургические операции. Более поздние культуры Средневековья полностью утратили эти знания, так как вскрытия были незаконными по религиозным причинам. Готовность древних египтян вскрывать тела ставит их на много веков вперёд в медицинском отношении.

 

На многих мумиях видны следы хирургических операций, от трепанации до удаления опухолей. Использовавшиеся в операциях скальпели изготавливались из меди, слоновой кости или обсидиана. Обсидиан был особенно популярным, так как он представляет собой вулканическое стекло, которое сохраняет остроту лучше, чем большинство современных металлов, и всё ещё используется сегодня. Пациентам давали алкоголь и седативные средства перед операцией, и, поскольку анестезии не существовало, можно было надеяться только на потерю сознания. В качестве седативного средства мог использоваться корень мандрагоры, а маковый сок, опиат, использовался для ослабления боли.

 

Главная проблема с коэффициентами выживания заключалась в том, что, при отсутствии знаний о переливании крови, пациенты часто истекали кровью, если операция была слишком сложной или слишком долгой. Прижигание сосудов горячими лезвиями помогало замедлить кровотечение. После операций антибактериальные мази, например, мёд и медь, помогали предотвратить заражения. Пациенты, которые переживали эти испытания, могли быть первыми в истории людьми, подвергшимися хирургической операции.

 

Опиаты

 

Мак, который всё ещё выращивается сегодня для получения сильнодействующих наркотиков, давно был известен своими болеутоляющими свойствами. Сегодня опиаты по-прежнему являются главными болеутоляющими лекарствами, особенно в случаях сильной боли. Хотя использовавшийся древними египтянами маковый сок был не совсем похож на сегодняшние морфий или оксиконтин, в то время он всё равно был очень полезным наркотиком. В древнем мире болеутоляющие было нелегко достать, и способность ослаблять боль была огромным медицинским достижением.

 

Как говорилось выше, маковый сок мог использоваться в хирургических операциях, где он часто добавлялся в пиво или вино. Он приносил облегчение пациентам с нервными проблемами и успокаивал их, снимая депрессию и тревожность. По-видимому, он также использовался повсюду для уменьшения лихорадки и ослабления боли. Этот сок, млечное вещество, получаемое из семенной коробки мака, был не таким сильнодействующим, как современные опиаты, но всё равно эффективным. Это, возможно, объясняет тот факт, что среди древних египтян, по-видимому, не наблюдалось современных проблем с наркозависимостью. Маковый сок редко использовался вне медицины, но он был очень эффективным болеутоляющим и очень полезным средством для лечения и поддержания здоровья древних египтян.

 

Источник

planet-today.ru