Верования древних славян. Языческие верования древних славян (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Быт и верования древних славян (стр. 1 из 5). Верования древних славян


Языческие верования древних славян. Славянская энциклопедия

В Киевской Руси господствовали языческие верования. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны. Религия восточных славян поразительно близка к первоначальной религии арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы, душам усопших, родовым домашним гениям.

Сохранялись следы фетишизма. Так, например, восточные славяне почитали камни какой-либо необычной формы. Оставались пережитки тотемизма, веры в чудодейственную силу животных, от которых якобы вели происхождение те или иные родовые группы. Такими тотемами были змея, волк, медведь, кукушка, ворон. Вера в оборотней и переодевание в шкуры зверей – пережиток тотемизма.

Развалины капища на Антоколе

Сохранялись пережитки древней магии. Все вокруг себя славянин населял духами. Эти духи могли помогать или вредить человеку. Их надо было умилостивить, приносить жертвы, совершать моления. Каждое явление природы, растение, животное одухотворялось, очеловечивалось.

Молились болотам и кладезям, водам и рощам, озерам и рекам, молились духам («бесам»), упырям и берегиням, молились под овином, в священных рощах, у вод и т. д.

В числе богов или божков древние славяне чтили не только леса, поля и нивы, но также реки, моря, озера, источники. Царь-батюшка река – у украинцев, река Дунай или Дунай Иванович – у русских, река Днестр, а также Дон, Днепр, Волга, Сухман-река, Волхов. Днепр, Волга и Западная Двина были некогда людьми: Днепр – брат, а Волга и Двина – сестры.

Ржавинское святилище IX–XI вв. (по И. Русановой и Б. Тимощуку). План, реконструкция функциональных частей «храма». Общая реконструкция святилища (разрез)

Морем владеет морской царь или чудо-юдо, он любит музыку и пение; у словаков это Водяной король и его жена – водяная королева; у украинцев, кроме того – морские люди, или мемозины (мелюзины), то же фаляроны, т. е. войско фараона, погибшее в море при преследовании евреев; в море живут сыроиды (греч. сирены) – «в Туретчине за Дунаем»; у лужицких сербов – это Морские девы.

С течением времени верования древних славян видоизменялись. В эпоху родового строя зарождается культ предков. Он появляется потому, что возникает культ мертвых с представлением о том, что жизнь продолжается и после физической смерти. Поэтому покойники могут помогать живущим (предки), могут и вредить им (упыри и берегини). Нужно было заботиться об умилостивлении злых духов, духов «чужих» покойников.

С усилением родов на первое место выступает культ предков – Рода и Рожаниц, культ «навьев». По мере распадения родовой организации, возникновения и укрепления моногамной семьи, покровители рода (Род впоследствии носил иное название – Чур или Щур; откуда «чур меня», т. е. «чур, заступись за меня») в целом, отходят на второй план, о них забывают, и на первый план выступают покровители отдельных семей – домовые.

Древнеславянские берегини транс формируются в русалок. Русалки – души усопших людей. Лишь определенное время они живут в воде, в реках и колодцах, до Троицына дня, а после Троицы они переходят на землю и живут в лесах, на деревьях. Русалки иногда выступают под другим названием – вилы.

Культ «навий» («навьев») связан с баней. Сюда приходят молиться предкам – «навьям», ожидая, что те явятся мыться, сыплют пепел и по пеплу узнают, явились «навьи» или нет. Сюда же приносят вино, мясо, яйца, масло, сыр, «кроют хлеб» и съедают принесенное. Такие же моления и тризны устраивают Роду и Рожаницам. Такие тризны в честь предков, угощения и «навий» в форме братчин долгое время еще существовали на Руси.

Боги стихий, стоявшие как бы за явлениями природы, свидетельствуют об обоготворении древни ми русскими сил природы. По понятиям древнего славянина, все явления природы – это действие сознательной воли живых сверхъестественных существ. По этим представлениям, природа не мертва, но живет и мыслит, как живет и мыслит человек, но она сильнее человека и, вмешиваясь в его жизнь и в его хозяйство, подчиняет человека своей власти.

Различные явления природы, облака, дождь, буря, гром и молния, оказывавшие непосредственное и притом нередко решающее влияние на жизнь и хозяйство первобытного человека и своею грандиозностью поражавшие его сознание, понимались им как действия каких-то мощных сверхъестественных сил или же как сами эти сверхъестественные силы, выявляющиеся в соответственных действиях, враждебных или доброжелательных человеку.

Эти сверхъестественные силы его сознание представляло себе или в виде каких-либо великанов (антропоморфизм), или в виде огромных животных и зверей (зооморфизм). Так, например, тучи представлялись в образе небесных коров, волков, овец или барашков, у чехов – в образе «баб».

Святилище на Благовещенской горе во Вщиже

Молитва купца-руса

По другим представлениям тучи – это огромные простыни великанов, сшитые и наполненные водою; великаны тянут простыню на веревке, куда желает бог; иногда им не удается удержать в руках простыню или же порвется веревка, и тогда пойдет проливной дождь, и т. п. Буреносная туча – это великан Баба-Яга костяная нога, либо Кощей.

Ветер представлялся славянину в образе белого коня, которого весь мир не может удержать в узде. Образ коня-ветра или коня-вихря, как популярный поэтический образ, общеизвестен.

Солнце представлялось древнему славянину как горящий небесный огонь, как круг, колесо, как око неба. Эти древнейшие представления славян о солнце, луне и звездах отложились в огромном количестве поверий в позднейших воззрениях славян, в славянском фольклоре.

При этом следует подчеркнуть многоплеменной характер древнерусской языческой религии. Наличие нескольких наименований для бога солнца говорит о том, что каждая группа племен по-своему называла бога солнца и, быть может, по-своему поклонялась ему.

Священный огонь-сварожич, которому молились древние славяне («кто под овином молится или во ржи», «огневи сварожицю молится», «иже молится огневи под овином», «огневи молятся, зовуще его сварожичемь», «короваи молят вилам, и огневи под овином»), связан с огнем, который сушит хлеб на корню или в овине. Не случайно сварожичу-огню молятся «под овином» или «во ржи». Это земледельческий культ, связывающий огнепоклонство с почитанием солнца, культ, покоящийся на труде славянина-земледельца, ибо огонь небесный – солнце и огонь земной одинаково служат на благо человека.

Культ воды, ярко выступающий в молениях у рек и источников, у озер и кладезей, когда славянин «реку богыню нарицаеть», воды, которой приносят жертвы (кур, людей), которые «в водах потопляеми», свидетельствует об олицетворении животворящей силы воды. Древний славянин, умилостивляя влагу земную, рассчитывал на то, что на его поля прольется влага небесная. Почитание воды и источников должно было спасти от засухи, вызвать дождь на его нивы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Языческие верования древних славян

« ЯЗЫЧЕСКАЯ ВЕРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН »

- Введение.

- Глава 1 – Градация славянских языческих божеств.

- Глава 2 – Звериные божества.

- Глава 3 – Человекоподобные божества.

- Глава 4 – Домашние божества.

- Глава 5 – Божества – чудовища.

- Глава 6 – Древний пантеон.

- Глава 7 - Древние святилища.

- Глава 8 - Жрецы.

- Глава 9 - Погребальные обряды.

- Глава 10 – Боги земледельческой эпохи.

- Глава 11 - Боги – воины.

- Глава 12 - Языческий пантеон князя Владимира.

- Глава 13 - Календарь.

- Глава 14 - Языческая символика.

- Выводы.

- Список используемой литературы.

Введение.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

ГЛАВА 1

Градация славянских языческих божеств.

По функциям, языческих божеств, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека можно выделить несколько уровней.

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню — Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример — древнерусский Даждьбог и южнославянский Дабог. Несколько сложнее дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит у балтийских славян, так в основе этих имен — старые эпитеты соответствующих божеств. Подобные эпитообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское Бог: можно сравнить богатый (имеющий бога, долю) — убогий (не имеющий бога, долю), в украинском языке — небог, небога — несчастный, нищий. Слово "Бог" входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и другие).

К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечести, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.

ГЛАВА 2

Звериные божества.

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота , а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили лютый, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» ( т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее «волкодлак» превратилось в «вурдалак».

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Миф о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь- это прозвище зверя ,означающее «недоед » , в слове «берлога» сохранился и более древний корень – « бер, т.е. «бурый» (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов -–"«соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, - кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок.

mirznanii.com

Верования и религия древних славян

Славянская религия основывалась на мифологии. Она формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и взаимодействовала с мифологией и религией соседних народов.

Древние славяне были язычниками. Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославович принял решение о крещении своей земли. Но и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, фольклоре.

Язычество часто называют обожествлением природных сил. Славяне-язычники поклонялись стихиям, считая природные явления результатами действий богов. Например, гром и молнию славяне считали проявлением бога Перуна, которому приносили кровавые жертвы. Особо почитаем наряду с Перуном у славян был бог Ярила (Ярило) – бог плодородия, размножения и физической любви. Бог Сварог был отцом ряда богов и управлял огненной стихией. Были на Руси и такие боги, как Макошь — богиня плодородия, Лада, Купала и Леля (её дети) — божества семьи, брака, любви, деторождения и плодородия, Даждьбог — бог плодородия и солнечного света.

Единого бога у славян не существовало. Каждое племя могло поклоняться своим богам. Эта разрозненность связана с тем, что единого государства у древних славян не было, поэтому близко племена между собой не контактировали.

Славяне верили в родство людей с различными животными, а также поклонялись некоторым из них. Так, богом леса у язычников являлся медведь – самый сильный зверь. Кроме того, славяне верили, что боги живут не только в лесу, в реках, в озёрах, в пещерах, в болотах, но и в домах. Таким покровителем дома был Домовой. Он жил в каждой избе. Его кормили – оставляли на ночь ужин, чтобы он не остался голодным и не рассердился на хозяев. Наряду с Домовым у славян был Леший, который жил в лесу, и Водяной – хранитель озёр и рек. Этих героев древнеславянской мифологии относили к духам, а не к богам.

Славяне верили в так называемый «тот свет». Это было подобие рая, в который верят современные христиане. А вот понятия «ад» у славян не было, так как бог в их понимании был добрым и за грехи не наказывал.

Если описывать древнеславянские верования более подробно, то следует отметить то, что учёные выделяю периоды развития язычества. Например, Б. А. Рыбаков, российский археолог, историк и академик, разделял славянское язычество на такие этапы:

1) люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают лишь групповой брак и до появления Сварога, очевидно, не знают единого бога; в то время существовал лунный календарь;

2) эра Сварога: появилось божество неба и огня — Сварог; люди познали металл; устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение её;

3) эра Дажьбога: установилось классовое общество, люди начали платить дань царям; и, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счёт по лунным месяцам был заменён солнечным календарём из 12 месяцев.

Данная периодизация не совсем совпадает с тем, что написано в летописях, так как в них идёт речь о двух периодах — до и после правлений Сварога и Дажьбога. Первый период характеризуется матриархальными порядками, лунным календарём и каменными орудиями труда. Второй — патриархатом, солнечным календарём, металлическим оружием, наличием княжеской власти и верой в богов.

Храмов, как, например, у древних греков, у славян не было. Они молились в священных местах, которыми были различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням, отправлялись в священные рощи, приносили жертвы рекам и озёрам, бросали дары на дно колодцев, втыкали предметы в стволы деревьев, восходили на вершины холмов и гор, курганы. Самая простая форма специально организованного культового места у славян — площадки с идолами и жертвенные ямы, которые называли «требища». На них «творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для прославления богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели ограждений. Иногда на культовых площадках в геометрическом порядке располагались несколько идолов: в центре или позади стоял главный идол, а вокруг или спереди — второстепенные.

Идол - это изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. Идолы делались из дерева, металла, глины и камня. Они могли выглядеть как небольшие фигурки домашних богов, так и как огромные, сделанные из целых стволов деревьев в несколько метров высотой.

Говоря о языческом культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Русская летопись очень коротко описывает погребальный обряд северян, кривичей, радимичей и вятичей: «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи». Считается, что предки славян были носителями культуры «полей погребальных урн» (II тысячелетие до н. э.). Усопших они сжигали, а прах помещали в глиняный сосуд и закапывали в неглубокую яму, обозначая могилу холмиком. В последующем обряд кремации преобладал, но менялась форма погребений: волотовки (круглые курганы-сопки с деревянной оградкой) — у словен, длинные родовые курганы — у кривичей, кремация в ладье и курганная насыпь — у русов.

С приходом христианства язычество было запрещено, идолы уничтожены. Однако до сих пор мы встречаемся с отголосками древних языческих обрядов. Например, славяне-язычники посвящали свои праздники богам. Богу Солнцу посвятили праздник Масленица, который мы отмечаем и сейчас. Именно с языческими поверьями связан обычай печь блины на Масленицу. Блин был символом бога Солнце. Ещё один языческий праздник в честь бога Солнце, дошедший до наших дней Иванов день, или Иван Купала.

Как видно из проделанных многими учёными-историками исследований древнеславянского язычества религия занимала очень важное место в жизни наших предков и до принятия христианства. С принятием христианства, несмотря на усердную борьбу князя Владимира с язычеством, язычество совсем не исчезло. Они впитало в себя новую религию, совместив христианские и языческие традиции. Исчезли идолы, но появились иконы, уничтожены требища, но есть храмы и церкви, а Домовой так и остался в новом христианском обществе. Поэтому забыть о язычестве нельзя, так как оно расшифровывает многие наши обычаи, никак несвязанные с православной религией, но гармонично сочетающиеся с ней.



biofile.ru

Быт и верования древних славян

ЭПИ МГИСиС

Реферат на тему:

«Быт и верования древних славян»

Шевчук А.Ю.

проверила

к.и.н. Филиппова О.Д.

Электросталь 2000г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1 …………………………………………………………………………

Быт славян……………………………………………………………………..

1.1 Занятия славян…..………………………………………………………

1.2 Община…………………………………………………………………..

1.3 Город……………………………………………………………………..

1.4 Общественный строй……………………………………………………

Глава 2. ……………………………………………………………………….

Славянское язычество………………………………………………………..

2.1 История развития верований…...………………………………………

2.2 Боги древних славян..…………..………………………………………

2.3 Служители языческих богов…...………………………………………

2.4 Древнеславянские праздники………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

Введение

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, носившие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Название таких общностей происходило либо от названий мест­ности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).

На образование крупных племенных объединений славян ука­зывает содержащееся в русской летописи предание, повествую­щее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отме­чал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V — VI вв. н.э.

В "Повести временных лет" названы полтора десятка объеди­нений восточных славян. Вернее было бы назвать эти объедине­ния племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количе­ства родов и занимало значительную территорию (40-60 км в по­перечнике). Данные летописи о расселении славян были блестя­ще подтверждены археологическими раскопками в XIX в.

Первым среди восточнославянских объединений летописец на­звал полян, живших в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота—притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, — потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра на­селяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи, по р.Сожь и ее притокам—радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вок­руг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их по­вествования—земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "Русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Ве­рования восточных славян были связаны с преимущест­венно аграрным, сельскохозяйственным характером производ­ства в VI—IX вв. и родоплеменным характером общества, раз­деленного по принципу родства и соседства.

Глава 1 Быт славян

1.1 Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена ото­жествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельчес­кими традициями, шедшими еще от скифской поры, давними свя­зями с рабовладельческими государствами Северного Причерно­морья.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основ­ные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби­рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревян­ный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотовод­ство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей.Из других занятий славян следует назвать ры­боловство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

1.2 Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределе­нием и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло прежде всего не род­ство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на обще­ственные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысло­вые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Постепенно складывались феодальные отношения. В ре­зультате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим пу­тем подчинения соседских общин феодалам был захват их дру­жинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников пре­вращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе об­щинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить подати государству.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили нату­ральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себязасчет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

1.3 Город

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную за­щиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищен­ная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монасты­ри. С двух сторон кремль защищала естественная водная прегра­да. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапыва­ли ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес­ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдель­ные ее районы, населенные ремесленниками опре­деленной специальности, - слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в греки", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р.Неве караваны купцов попадали в Ла­дожское озеро (Нево), оттуда по р.Волхов в озеро Ильмень и да­лее по р.Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в рай­оне Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). От Царьграда возможно было дойти до Рима, а от Рима — в море Варяжское. Наиболее разви­тые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже значительное число лет. Среди них Киев (летописное свидетельство о его основании восходит к концу V — VI вв.), Новгород, Черни­гов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IXв. на Руси было не менее 24 круп­ных городов, имевших крепостные укрепления.

mirznanii.com


Смотрите также