Цивилизация древней греции. Лекция №4. Тема: цивилизация древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Цивилизация древней греции


Греческая цивилизация

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.  Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V  в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.

Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.

Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”. Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”. Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права  на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого  было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.



biofile.ru

§ 7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

§ 7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.      Назовите основные особенности древнегреческой цивилизации,

известные вам из курса истории Древнего мира.

2.      Какое место в мировом культурном наследии занимает культура

Древней Греции?

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских учёных. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

1.        Античная Греция. На рубеже Ш-П тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы — сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Европе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же вре-

ми на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тог- U в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII и. до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена к позами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских м/к-мён Балканского полуострова и Малой Азии, известных египтянам как «народы моря». Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

11осле завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко сократилась численность населения. Лишь с VIII в. до н.э. началось возвышение греческих городов-государств. Особенности их развития во многом определялись природными условиями, географическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V в. до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали Грецию недостающей продукцией.

2. Города-государства Греции. В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплемен- пых общин привело к формированию на их основе небольших самостоятельных государств — полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни.

Земля была общей собственностью полиса, его достоянием. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли, но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был

введён принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции н обычая постепенно заменили законы. В 621 г. до н.э. произошла первая кодификация афинских законов, а в 594 г. до н.э. по инициативе архонта Солона было запрещено долговое рабство, улучшено положение ремесленников, проведена денежная реформа, что привело к оживлению торговли.

В конце VI в. до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. В середине V в. было ограничено влияние ареопага, который являлся оплотом аристократии. За ареопагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

Народное собрание в Афинах. Современный рисунок

 

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в бесправных рабов — илотов. Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели — подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, деньги не признавали.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

3.       Греко-персидские войны. В конце VI — начале V в. до н.э. персидская военная деспотия подчинила греческие торговые города в Малой Азии.

Вслед за этим персидский царь Дарий I потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данниками Дария, не видя возможности защититься. Однако два крупнейших полиса — Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В созданный ими союз вошёл 31 полис.

В 490 г. до н.э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 г. до н.э. начался новый поход. Его возглавил преемник Дария царь Ксеркс.

Путь персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы. Чтобы предотвратить уничтожение основных сил армии Спарты, царь Леонид приказал им отступить, а сам с 300 воинами, которые все пали в этой битве, дал бой персам и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский пол-

Спартанские воины, идущие в бой. Роспись на древнегреческой вазе

ководец Фемистокл вывез морем всё население Афин на прилегающие острова. Персы заняли город, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, где тяжёлые корабли персов не могли маневрировать, был атакован более лёгкими греческими судами и разгромлен. Оставшиеся без поддержки с моря персидские войска потерпели поражение.

4. Пелопоннесские войны 1У-У вв. до н.э. Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением греческих полисов Малой Азии от их власти.

Важнейшим результатом войны был рост влияния Афин, которые стали крупнейшим финансовым и торговым центром Средиземноморья. Морской порт Афин Пирей превратился в крупный город. При архонте Перикле афинская демократия достигла расцвета. Была введена оплата за занятие государственных должностей, что открыло доступ к власти рядовым гражданам.

Опорой влияния Афин был морской союз, в который вошло около 200 полисов. Афинские гарнизоны размещались в городах союза, все их средства хранились в Афинах.

Гегемония Афин вызывала недовольство во многих городах-государствах Греции — Фивах, Коринфе, Мегаре, но особенно в Спарте. Она отрицательно относилась к демократии и поддерживала полисы, где у власти оставалась родовая знать.

В 431 г. до н.э. началась война между созданным под эгидой Спарты Пелопоннесским союзом и Афинским морским союзом. Она продолжалась с перерывами более 70 лет. В неё были втянуты греческие полисы в Италии и Сицилии, а также Персия. В итоге Спарта потерпела поражение. Однако война настолько ослабила все греческие города-государства, что ни одно из них не смогло воспользоваться её плодами. Наибольший урон понесли Афины. Им пришлось пережить разорение, чуму, утрату влияния в Греции.

5. Возвышение Македонии. Гористая Македония в IV в. до н.э. была землёй пастухов и земледельцев. Родовая знать, главы племён, князья подчинялись царю. Его власть передавалась по наследству. Войны городов-государств Греции затронули и Македонию, которая вынуждена была платить дань Пелопоннесскому союзу. Македонский царь Филипп II в юности жил в Фивах как заложник и изучал греческое военное искусство.

Свое царствование Филипп начал с реорганизации армии. Её основой стала тяжеловооружённая пехота. Защищённые доспехами и вооружённые длинными копьями (сариссами), бывшие пастухи, двигаясь строем (фалангой), буквально сметали противостоящие им войска, разгром которых завершала тяжёлая конница.

Реорганизовав армию, Филипп II начал войну с греческими полисами. Он проявил себя не только как талантливый полководец, но и мудрый политик. После битвы при Херонее в 338 г. до н.э., где объединённые силы греков были разбиты, царь Македонии созвал в Коринфе общегреческий конгресс. На нём Филипп II предложил объединить силы для борьбы с традиционным врагом греков — Персией.

Многие греческие политики, особенно блестящий афинский оратор Демосфен, считали Македонию более опасным врагом, чем Персию. Однако страх перед Филиппом II был слишком велик. Греческие полисы заключили союз с Македонией и обязались предоставить войска для войны с Персией. В 336 г. до н.э., когда македонцы двинулись в Малую Азию, Филипп II был убит. Во главе армии стал его двадцатилетний сын Александр. Ему пришлось начать своё правление с подавления восстаний против македонского господства в греческих городах. Они вскоре ощутили жёсткость нового царя: один из крупнейших полисов, Фивы, был полностью разрушен, а его жители проданы в рабство.

В 334 г. до н.э. войска Александра — около 35 тыс. человек — выступили в поход против Персии.

6. Завоевания Александра Македонского.

Многочисленные, но не обученные сражаться в строю персидские войска разбегались при столкновении с железными фалангами македонцев. В сатрапиях начались восстания против персидского господства. В греческих городах Малой Азии армию Александра приветствовали как освободительницу. В Египте жрецы провозгласили Александра сыном Бога и наследником власти фараонов. В Вавилоне, окружённом неприступными стенами, жители распахнули ворота города перед греко-македонской армией. Александр провозгласил себя царём новой Персидской державы.

Преследуя спасающегося бегством царя Александр Македонский        персов Дария III, войска Александра до

стигли Средней Азии, затем повернули на Индию. Их манили слухи о её сказочных богатствах. Однако измученные походом, продолжавшимся уже восемь лет, непривычно жарким климатом, войска взбунтовались и отказались двигаться дальше. Александру пришлось возвращаться в Вавилон.

Завоеватель мечтал о создании великой империи, в частности, он намеревался предпринять поход на запад, в Италию. Этим планам не суждено было исполниться: в 323 г. до н.э. в возрасте 32 лет Александр умер (от яда или болезни), и его держава начала распадаться. Дело в том, что Александр не смог создать целостной и эффективной системы управления покорёнными землями.

Наиболее крупными государственными образованиями были Египет, где утвердилась династия Птолемеев, Сирийское царство, в которое вошли земли до Инда, включая Вавилонию (династия Се- левкидов), и Македония, сохранившая контроль над Грецией и полисами Малой Азии.

Александру не удалось создать греко-персидскую империю. И всё же его завоевания оказали большое влияние на развитие народов Восточного Средиземноморья. Возросли возможности торговли, значительно расширился кругозор учёных Древней Греции.

а1. Назовите древнейшие цивилизации Греции. На какой хронологический период приходится их расцвет и упадок?

2.               В чём состояли особенности хозяйственной деятельности греков? Какую роль в складывании греческой цивилизации играло море?

3.               Расскажите о различных вариантах развития древнегреческого полиса.

4.               Укажите причины и результаты греко-персидских войн. Почему Персия потерпела поражение?

5.               Как последствия греко-персидских войн сказались на положении греческих полисов? Почему греческие полисы стали заключать между собой союзы? Каковы были результаты Пелопоннесских войн?

6.               Какие территории были завоёваны войском Александра Македонского? Почему держава Александра Македонского рухнула со смертью завоевателя?

eclassed.ru

ВВЕДЕНИЕ. Цивилизация Древней Греции

Современный мир много чем обязан греческому народу. Принципы нашей морали, духовные ценности, категории мышления, которыми мы сейчас оперируем — все это их наследие. Само христианское учение, вдохновившее всю западную цивилизацию, стало известно благодаря греческой философии, которая выработала и систематизировала его основы. Она явила миру универсальный характер христианства и ускорила процесс его распространения: не нужно забывать, что греческий язык был языком первоначальной церкви. Рим здесь, как и в других сферах, играл поначалу лишь второстепенную роль, прежде чем принять великое наследие и явиться хозяином и наставником Запада. В общем наследии, которое в течение пятнадцати веков питало наших мыслителей и художников, бесспорно первостепенное место принадлежит греческой культуре.

Вероятно, мы поэтому и не теряем интереса к изучению этой цивилизации, что так многим ей обязаны. Радует то, что обилие и разнообразие источниковой базы по истории Древней Греции позволяет с каждым годом узнавать новые факты. Греческий язык представлен литературными текстами без каких бы то ни было перерывов начиная с VIII века до н. э. и вплоть до наших дней. Недавно расшифрованные микенские таблички, которые, по правде говоря, носят исключительно административный характер, позволяют возвести его по крайней мере к XV веку до н. э. Больше ни один язык мира не может предложить столь же богатое литературное наследие и похвастаться столь же длительным периодом существования — три с лишним тысячелетия. Помимо богатого письменного наследия, мы располагаем ценнейшими археологическими материалами, которые в совокупности предоставляют нам многочисленные сведения по истории Греции. Древнегреческие памятники несут в себе не только познавательную ценность, передавая нам информацию о предыдущих эпохах, но также имеют огромное эстетическое значение для современного человека. Наконец, немаловажным является то, что страна, где жили древние греки и где они выработали свое представление о мире и свою этику, находится так близко от нас. Мы можем легко посетить ее, познакомиться с самобытностью ее жителей, с их традициями, бережно хранимыми даже в нынешний век единообразия и глобализации; насладиться пейзажами, которыми любовались Гомер, Софокл и Платон…

Используя все эти возможности, мы можем глубоко изучить корни европейской ментальности. Новички в этой области могут усомниться в обоснованности выводов, сделанных учеными и в возможности изучить столь огромный объем материала, тем самым дискредитируя завзятого эллиниста, констатируя ненадежность выводов и недостаточность сил задачи такого масштаба. Анализ цивилизации, которая оказала на нас такое сильное влияние и благодаря которой мы стали такими, какие мы есть, таит в себе опасность множества ложных путей. Однако желание изучить свое прошлое стало для автора путеводной звездой в написании этой книги.

Автор не стремится подытожить труды всех эллинистов, археологов, филологов и историков, занимавшихся изучением Древней Греции. Целой жизни не хватит для написания такой работы, а, если кто и возьмется за это, его произведение, вероятно, будет страдать пробелами и однобокостью. Автор предлагает читателю нечто вроде размышлений о различных аспектах древнегреческой культуры периода архаической и классической Греции, представленных человеком, посвятившим их изучению двадцать пять лет своей жизни. Предмет данных размышлений, их размах и направленность во многом зависят от сюжетов, которыми автору приходилось заниматься на протяжении всей его жизни. Поэтому некоторые темы могут удивить глубиной исследования и осмысления, в то время как другие остаются практически не освещенными. Признаюсь в этом сразу, ибо любая человеческая цель несовершенна. По крайней мере, эту книгу, мой друг-читатель, можно назвать «честной».

* * *

Мы не будем утверждать вслед за Ипполитом Тэном, что все или почти все в истории объясняется географическими условиями и климатом. Нас интересуют прежде всего люди, которые творили историю и которые могли извлечь выгоду из географических условий силой своего упорства и изобретательности. Но все же нельзя не согласиться, что окружающая среда оказала немалое воздействие на формирование ментальности народа. Всякий, кто посетит Грецию, может отметить, что ее природные условия не самые благоприятные. Для современных людей, обладающих разнообразными орудиями труда и изобретениями цивилизации, способными совладать с требовательностью почвы и капризами климата, эгейский мир очень привлекателен, а каково было человеку в то время, когда зависимость от природы была намного сильнее, чем сейчас? Рассмотрим наиболее характерные черты этой особой территории.

Собственно Греция занимает южное побережье Балканского полуострова. Размеры ее весьма скромны: не более 400 км от Олимпа, который находится на северной границе Фессалийской равнины, до мыса Тенар (или Матапан), самой южной точки Пелопоннеса. Эта маленькая страна очень сильно раздроблена из-за гористой местности и изрезанной береговой линии. Очевидцы утверждают, что «вживую» она кажется намного более обширной, чем представлена на карте, на которой в ее размеры сложно поверить. Разнообразие пейзажей, где почти всегда присутствуют горные массивы, соседствующие с водными пространствами, усиливает ощущение величия, вдохновляет зрителя.

Материковая Греция, которая за Коринфским заливом переходит в полуостров Пелопоннес (или Морею), практически вся покрыта горами — если и не очень высокими (ни одна вершина не достигает 3000 м), то весьма крутыми. Две сколько-нибудь значительные равнины — Беотийская, на просторах которой находилось важное в древности Копаидское озеро, и, чуть севернее,

Фессалийская, единственная, на горизонте которой нет горных хребтов. В остальном это гористая и холмистая местность, лишенная других относительно крупных равнин или прибрежных террас. Изрезанный берег облегчает доступ к морю: из любой точки Греции дорога до берега будет не длиннее 90 км.

Островная Греция является неотъемлемой частью и продолжением Греции континентальной. Она включает в себя Ионические острова, несколько изолированные на просторах центрального Средиземноморья, и острова Эгейского моря. Последнее, на севере омывающее Македонию и Фракию, а на юге ограниченное вытянутым и возвышенным островом Крит с его горой Идой (2500 м), буквально усыпано островами. Моряк здесь вряд ли потеряет землю из виду. От Эвбеи до Родоса Киклады и Южные Спорады (или Додеканес) образуют длинную цепь островов между Грецией и Малой Азией, протяженную вереницу участков суши, выступающих из воды. Именно благодаря этим островам, которые служили убежищем и пристанищем для моряков, Эгейское море быстро стало доменом греков.

Почвы на этих островах скалистые, обезвоженные и мало пригодные для земледелия. Разве только Киклады, Андрос, Тинос, Наксос, Парос и Мелос имеют более благоприятные условия. Вулканический остров Санторин (в древности Фера), богатый различными породами (в частности, пемзой), не получил развития из-за естественных портов. Больше повезло островам азиатского побережья — Лесбосу, Хиосу, Самосу, отделенным от континента небольшими проливами. Их жители имели многочисленные контакты с населением прибрежной Анатолии. Родос на юге занимает особое место, несколько в стороне. Северные острова Самофракия и Фасос вкупе с трехпалым полуостровом Халкидика составляют «передовую линию» Фракии и Македонии. Между ними и Кикладами — Лемнос, Скирос и архипелаг Спорады образуют северную цепь островов Эгейского моря.

Разумеется, разные области этой страны обладают своими уникальными чертами: вершины Пинда покрыты альпийскими лугами, Делос или Кифера — это голые скалы; цветущие деревни Элиды всегда зелены в отличие от выжженных солнцем просторов Фессалийской равнины. Но всех их объединяет средиземноморский климат, различия становятся лишь особенностью отдельных «интерьеров». Уже в Античности этот климат признавался особенно благоприятным для жизни человека. Геродот писал: «Эллада же зато имеет самый умеренный [благодатный] климат»[1] (III, 106). Море, горы и этезии (ветра, которые на Кикладских островах называются мельтем[2]) немного смягчают невыносимую жару продолжительного лета. Зима, в целом теплая, — это, как правило, сезон дождей, однако бывают и ясные солнечные дни. Также случаются заморозки, иногда выпадает снег, даже в Аттике, но эти явления кратковременны и нечасты, так же как и грозы. В целом климат здесь здоровый, благоприятный для жизни человека. Чистота воздуха просто поражает: еще Еврипид воспевал воздух Аттики: «…там нега в воздухе разлита»[3] (Медея, 830). Крупных рек здесь не много: можно назвать лишь Ахелоос и Арактос в Акарнании и Эпире, Пиньос в Фессалии, Алфей в Аркадии и Элиде, однако источников воды предостаточно, кроме Кикладских островов, где обычно воду собирали в цистерны.

Местные почвы пригодны для выращивания разнообразных культур: злаков (ячмень и пшеница), винограда, оливы, смоковницы. Пастбища для скота имелись только в горах и на Фессалийской равнине, там было распространено разведение лошадей. В лесах без труда можно было пасти овец, коз и свиней. Зайцы и кролики, дикие птицы, кабаны, олени и лани водились в лесах. Имелись и хищники: медведи, волки и даже львы, на которых охотились в классическую эпоху в северных горах. Озера также предлагали неисчерпаемые ресурсы для рыбной ловли: угрей из Копаидского озера экспортировали в Афины. Ловили и морскую рыбу — от мелких анчоусов и сардин до крупных тунцов. Достаточно рано греки начали практиковать разведение пчел. Почвы и недра предоставляли богатые ресурсы: великолепный строительный камень, например тесаный камень (или порос) Сикиона, сероголубой известняк Парнаса, мрамор Кикладских островов, Фасоса и Аттики; глину высокого качества, позволявшую использовать в строительстве необожженный кирпич и развивать искусство керамики, достигшее особого совершенства в Аттике; а также полезные и драгоценные металлы. В Эвбее были месторождения меди, на Фасосе, Сифносе (Киклады) и холмах Лаврия — серебра; золото находили на Фасосе и во Фракии. Что касается железной руды, здесь она не отличалась высоким качеством, но была широко распространена. Обсидиан, редкий черный камень, острый и твердый как стекло, очень ценившийся в эпоху неолита, находили в большом количестве на острове Мелос.

Как видим, Греция предоставляла весьма благоприятные условия для жизни, нужны были только люди, способные воспользоваться этими условиями и извлечь из них пользу. Кроме того, не стоит забывать и об отрицательных сторонах природных условий. Угроза землетрясений была вполне реальной: Коринф, Санторин, Кефалления, страдают от них до сих пор. Пахотные почвы были хорошего качества, но они составляли не более 18 % от всей территории, и земледелец должен был постоянно бороться с эрозией и орошать земли при засухе. Раздробленность территории — следствие гористой местности — изначально благоприятствовала образованию небольших политических сообществ, не позволяя при этом создать крупное государство. И хотя море, выход к которому был доступен почти из любой точки страны, облегчало внешнее сообщение, международная торговля могла возникнуть только благодаря труду и изобретательности: экспортировать Греция могла продукты сложных технологий, вино, масло, благовония, керамику, металлические изделия, а нуждалась во многих продуктах первой необходимости, в частности в хлебе. Недостаток собственного зернового производства постоянно грозил стране голодом: к тому же по мере увеличения населения вставала проблема нехватки земель, эта стенохория стала одной из основных причин, приведших впоследствии к греческой колонизации. Таким образом, стремление выжить требовало от греков активности, сообразительности и даже подвигало их к территориальной экспансии. Положение не совсем комфортное, но весьма интересное, и история показывает нам, с каким умением они его использовали.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Цивилизация Древней Греции

Количество просмотров публикации Цивилизация Древней Греции - 60

Греческая цивилизация. Афины и Спарта.

Греческая цивилизация. Границы цивилизации

1. Каковы природные и климатические условия Греческой цивилизации?

2. Были ли благоприятными эти условия?

3. В чём заключается ʼʼвызовʼʼ естественной среды и как на него ʼʼответилаʼʼ Греческая цивилизация?

4. Как расширялась греческая цивилизация?

5. Каковы результаты колонизации?

6. Какой тип личности характерен для греков?

· Подведения итогов.

· Использовать теорию Тойнби: естественна среда самим фактором существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

· Сравнить с российской цивилизацией.

В Греции не было единого – государства. Она состояла из отдельных полисов –

Что такое полис?

Греческие полисы небольшие, их было много. Οʜᴎ возникли и в колониях. Полисы вели себя как самостоятельные государства. Разные формы проявления - ϶ᴛᴏ олигархия… и демократия? Рассмотрим это устройство на примере самых значительных из всœех полисов Афины и Спарты? – стр. Размещено на реф.рф58-62.

1 Постараемся ответить на следующие вопросы:

Афины: Спарта:
1. Главный источник доходов? 2. Права граждан? 3. Отношения к частной собственности? 4. Форма власти – народное собрании? 5. Различия?

1 Обсуждение

2 Д\З ʼʼГде бы я выбрал место жительства: в Афинах или Спартеʼʼ.

3 Характеристика греческих полисов – признавали рабство.

Охарактеризуйте природные условия Греции?

Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет и создать ирригацию невозможно. По этой причине земледелием можно заниматься только в некоторых областях. Но земля быстро истощалась – хлеба не стало. Более благоприятными условия были для садоводства и скотоводства: они выращивали виноград, оливки, разводили коз и овец. Страна богата была полезными ископаемыми: серебро, медь, свинœец, мрамор и золото. Но это было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию. Ещё одним богатством было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположены близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.

В чём заключается ʼʼвызовʼʼ естественной среды и как ʼʼответилаʼʼ на него цивилизация?

Цивилизация сумела дать достойный ответ ʼʼна вызовʼʼ среды. Став искусными мореплавателями, греки поспешно превратили свою страну в сильную морскую державу. Сами греки хорошо пронимали преимущество созданной ими морской державы - ϶ᴛᴏ независимость от изменений природы: ʼʼПлохие урожаи – беда самых могучих держав, тогда как морские державы легко их преодолеваютʼʼ. Борьба за существование была, прежде всœего, за счёт освоения новых пространств, колонизации и торговли.

Как расширялась древнегреческая цивилизация?

С 8 по 6 века до н.э. Греция занимала юг Балканского пролива острова Эгейского моря и залива побережья малой Азии. Около 500 года до н.э. происходит важнейший перелом – начинается великая греческая колонизация - ϶ᴛᴏ процесс создания посœелœений, ᴛ.ᴇ. колоний за пределами Греции в основном на побережье Средиземного моря и Чёрного.

Что же дала Греции колонизация?

Прежде всœего, она вызвала массовый отток населœения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населœения Греция сократилось, и это снижало социальную напряжённость. Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всœех ремёсел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Холкида, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополиями устанавливались прочные связи. Из колоний поставлялось то, чем был беден Балканский п-ов, -зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Какой тип личности был характерен для древних греков?

Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель – в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, знающие своё. По этой причине неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Недаром именно а Греции появилось первые спортивные соревнования – Олимпийские игры.

Что же дала Греции колонизация?

В социальной сфере: В экономическом плане:
1. Вызвала массовый отток населœения; 1. Открыла новые возможности для торговли;
2. Сократила число недовольных среди свободного населœения; 2. Ускорила развитие судостроения и ремёсел;
3. Сняла социальную напряжённость. 3. Установила прочные связи между метрополиями и колониями.

Во 2 половинœе 4 века до н.э. благодаря походам Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Передней, часть Среднюю и Центральную Азию до Нижнего течения Индии, а также Египет.

referatwork.ru

Лекция №4. Тема: цивилизация древней Греции

Лекция №4. Тема: цивилизация древней Греции.

1) Зарождение цивилизации.

2) Греческая община – полис.

3)Классический период Греции.

1. Предшественницей древнегреческой цивилизации была цивилизация на острове Крит в начале второго тысячелетия до нашей эры. Основным занятием населения были земледелие, торговля и кораблестроение. Большое развитие на Крите получила архитектура, о чем можно судить по археологическим раскопкам дворца критского царя Миноса. По имени царя цивилизация получила название «минойская». Жители Крита были искусными мореплавателями, они колонизировали соседние острова, а также Южную Грецию. Около 1450 года до нашей эры эта цивилизация погибла в результате извержения вулкана и землетрясений. Лишь немногим удалось спастись бегством с острова на кораблях. С 1400 по1100 г.г. до н.э. в Греции доминировали воинственные племена ахейцев (микенцев). Ахейцы жили в небольших государствах , центром которых был укрепленный город –акрополь. Около 1200 г. до н.э. греки осадили и захватили Трою. В период с1100 по800 г.г.до н.э. в Греции происходит упадок в хозяйстве, резко сократилось население. Этот этап истории Греции получил название «темные века». С восьмого века до нашей эры начинается бурный этап развития древнегреческой цивилизация, растет численность населения, появляются крупные города- центры ремесла и торговли (Коринф, Мегары, Афины). Греки активно колонизировали южныю Италию, Францию, Балканы, северную Африку, Причерноморье. Главная причина колонизации - недостаток сельскохозяйственных земель в Греции. Климат Греции засушливый, а почва каменистая и малоплодородная. В таких условиях греки могли заниматься выращиванием в основном оливок и винограда. Часть населения искала лучшей жизни в новых землях. Города, откуда переселялись греки в колонии, назывались «метрополия», что в переводе с греческого означает «мать-город». Наличие довольно развитого обмена было характерной чертой экономики Греции того периода. Посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин.

образование Греческих колоний

Между метрополиями и колониями шла активная торговля:

Метрополии Колонии Вино, оливки ,масло, предметы быта, ткани…

Зерно, продукты, металлы, лес…

Древняя Греция – территория, где появилось и активно развивалось классическое рабство: рабами становились пленники- иноземцы. По этой причине греки часто организовывали военные походы в соседние государства и территории с целью захвата рабов.

2. Греция не была единым государством, она состояла из отдельных городов – полисов. Полис – это город с прилегающими сельскохозяйственными районами. Жители полисов занимались земледелием, ремеслом и торговлей.

Важнейшим показателем развития обмена в древней Греции может служить появление монет в качестве средства обмена.

Первые полисы возникли в восьмом веке до нашей эры, самые крупные из них- Афины, Спарта, Коринф, Мегара .Самым крупным полисом были Афины, занимавшие площадь 2500 квадратных километров. Большинством полисом управляла аристократия, а системой правления была олигархия (власть немногих). По мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Политическими правами в Греции обладали только граждане- аристократы и среднее сословие. Все остальные жители полисов (не менее 60%населения полисов) прав не имели.

В древней Греции появились две новые формы правления:

а) демократия (с греческого языка: demos-народ, cratos-власть) – народовластие.

б) тирания – единоличная власть.

Все полисы придерживались идеи автаркии – самообеспечения себя всем необходимым. Полисы стремились в полной мере обеспечивать себя всем необходимым, чтобы не быть зависимыми друг от друга. Автаркия- яркий пример натурального хозяйства.

Политическое устройство полисов (при демократии):

  1. Законодательную власть осуществлял совет старейшин - ареопаг.
  2. Важнейшие вопросы решались на народном собрании, где участвовали только граждане.
  3. Исполнительную власть осуществляли три архонта - высшие должностные лица.
В седьмом веке до нашей эры недовольные системой правления и законами афиняне на должность тирана назначили Драконта. Драконт издал первый в Греции письменный и очень жёсткий свод законов. Он ввёл публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. За многие правонарушения, даже самые мелкие предусматривалась смертная казнь. Вот почему по сей день жёсткие меры, и законы называют драконовскими.

В VII веке до нашей эры афинский архонт Солон переработал этот сборник законов и смягчил его. Солон отменил долговое рабство, освободил граждан от земельных долгов, увеличил права среднего слоя населения. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоёв могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

3. В классический период Греция вела войны с Персией и её союзником Карфагеном. В 490 году до нашей эры войско персидского царя Дария высадилось с кораблей в 40 километрах от Афин в местечке Марафон. Здесь греки разгромили персов, не понеся больших потерь.

Через десять лет, в 480году до нашей эры новый персидский царь Ксеркс вторгся в Грецию с огромным 150-тысячным войском, перейдя пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей.

Единственный путь персов центральную Грецию лежал через Фермопильский проход между морем и горами. Здесь персов встретили 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. В узком ущелье произошла жестокая битва.

Все спартанцы погибли, но на время персов задержали. Персам удалась захватить всю центральную область Греции – Аттику, и разрушили полис Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл собрал весь греческий флот у острова Саламин, где состоялось сражение греческого и персидского флотов. Греческий флот под командованием Фемистокла разгромил флот персов. В 479 году до н.э. в бою у Платеи греки сумели разгромить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции и больше на Элладу не нападали. По завершению войны в Афинах окончательно установилась демократия. Своего расцвета она достигла при правителе Перикле.

Однако обострились отношения между Афинами и Спартой. В результате между ними началась Пелопонесская война. (431-404годы до нашей эры). Спартанцы бессильны были воспрепятствовать расширению афинского флота, укреплению Афин и переходу на их сторону множества ионийских городов. Перевес на море, по окончании войны с персами принадлежал, несомненно, Афинам; усиливалось их влияние и на суше, тем более что Спарта была всецело занята домашними неурядицами. В результате Афины одержали победу, но были ослаблены в экономическом и военном плане.

На севере в это время усиливается Македония. Македонский царь Филипп II вторгся в Грецию. В августе 338 до н. э. при местечке Херонея, недалеко от Фив, произошло сражение между армией Филиппа II и соединёнными силами греческих государств, в основном Афин и Фив. Окончательно Грецию подчинил сын Филиппа – Александр Македонский. Он завоевал огромные территории в северной Африке и Азии вплоть до Индии. Александр в 334 году, в сопровождении лучших своих полководцев и друзей, Антигона, Птолемея, Пармениона и др., во главе 35000-й армии вступил в Азию, с целью покорить Персидское царство. Тремя знаменитыми победами: на реке Гранике в Малой Азии (334год до н.э.), при Иссе на границе Киликии и Сирии (333год до н.э.) и при Гавгамелах в Ассирии (331год до н.э.), Александр покорил своей власти Персидскую державу. Овладев несметными сокровищами в богатейших городах Персии, Александр простёр свои завоевания дальше на север, до нынешнего Афганистана, и на восток, до реки Гифасиса, что между Индом и Гангом. Столицей империи он избрал Вавилон, где и умер, в июне 323 года, занятый планами новых походов.

e.120-bal.ru

Тема 4. «Особенности древних цивилизаций»

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III – II тысячелетий до н.э. Около XV в. до н.э. критская культура трагически погибает (очевидно, после извержения вулкана). Ей на смену приходит ахейская культура. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода подготовительным этапом, после которого и начинается история собственно греческой цивилизации. С VIII по VI вв. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 года до н.э. начинается великая греческая колонизация, которая открыла огромные возможности для торговли, ускорила развития судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города – Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялись зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии в колонии везли то, чем так славилась Греция – изделия ремесленников, вина, оливковое масло. К V веку до н.э. Греция приобрела те характерные черты, которые до сих пор будят интерес у миллионов людей, заставляя их снова и снова обращаться к памятникам греческой истории, перечитывать произведения Гомера и любоваться развалинами афинского Акрополя. Основной формой социальной организации в Древней Греции был полис – гражданская община, основанная на античной форме собственности. Гражданином полиса мог стать только грек по рождению, он должен быть свободным (не рабом) и иметь собственность. Полис состоял из города-центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи. Вся земля находилась в собственности полиса. Стать владельцем земельного участка мог стать только гражданин полиса Основными занятиями были земледелие (садоводство, виноградарство), скотоводство (овцеводство, свиноводство), ремесло. Для полиса было характерно натуральное хозяйство, которое строилось на принципе автаркии. Полис жил по своим законам. Нормы поведения и жизни в полисе постепенно складывались в гражданское право. Полис считался главной ценностью. Благо каждого гражданина зависело от благополучия полиса. Все граждане полиса были формально равны и обладали определенными политическими (гражданскими) правами, которые позволяли участвовать им в управлении полисом. Древняя Греция стала колыбелью демократии. Классическая форма демократии сложилась в Афинах. Все граждане полиса имели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание было стало верховным органом власти и получило широкие полномочия:

  • принимало законы,
  • решало вопросы о войне и мире,
  • заключало или расторгало договоры с другими полисами,
  • избирало должностных лиц и проверяло их работу.

На собраниях все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Высший орган управления – Коллегия архонтов состоял из девяти человек, которые были выбраны всеми свободными гражданами Афин (позже ее сменил Совет пятисот). Кроме Коллегии архонтов и народного собрания в Афинах были и другие государственные органы – гелиэя (высший суд) и Коллегия стратегов. Афинские граждане сами выдвигали обвинения, сами защищали себя (тот, против кого было направлено обвинение должен был лично выступать в суде, как впрочем и тот, кто обвинял. Выставлять своего представителя запрещалось), сами выносили решения по делу. Другая характерная черта Древней Греции – классическое рабство. Все население Греции делилось на свободных граждан и рабов. Рабами становились по рождению (дети рабыни тоже считались рабами) и в результате военного пленения. Хозяин обладал неограниченной властью над рабом, мог его продать, купить, наказать, убить. Рабы не считались за людей. Их нередко называли «говорящими орудиями труда», о которых надо заботиться, так как сами они не могут принимать самостоятельные решения. Но Древняя Греция известна не только как родина демократии. Культура и искусство Древней Греции стали основой для развития европейской культуры. В Греции развивались науки – математика, медицина, логика, риторика, философия. Особенностью античной культуры является эпический способ восприятия действительности и соединение мифа и человека. Фантастическое истолкование действительности носило художественный характер, при этом героизм считался непременным условием жизни. В художественной культуре постепенно нарушается синкритичность, появляются новые жанры – драма, комедия, трагедия. Стремление отразить гармонию природы и человека нашло отражение в скульптуре, архитектуре, живописи, искусстве.

vtk34.narod.ru


Смотрите также