Религия древний египет. Религия и мифология Древнего Египта (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия древних египтян. Религия древний египет


Религия древних египтян - сложнейшая религиозная система

Фиванская триада: боги Хонсу, Мут и Амон с фараоном Рамсесом III. Папирус. XX династия.Фиванская триада: боги Хонсу, Мут и Амон с фараоном Рамсесом III. Папирус. XX династия.Понять, почему и зачем строили пирамиды невозможно без определенного понимания того, во что верили жители Древнего Египта. Религия древних египтян является одной из самых сложных религиозных систем в мире.

На данном сайте содержится список и описания 148 египетских богов и богинь. Каждая статья о богине или боге сопровождается их изображениями - это фото из экспозиций музеев мира, рельефов и росписей египетских храмов и т.д.

Статьи написаны специально для сайта "Египетские пирамиды навсегда!" (размещение статей на других веб-ресурсах запрещено автором) на основании в основном зарубежных источников - англоязычных, французских, испанских, немецких, итальянских, датских и польских.

Также ведется работа над разделом "Египетские боги в музеях мира", где посетители сайта могут познакомиться с экспонатами ведущих египтологических музеев мира, отражающими пантеон египетских богов.

Сотни и тысячи богов и богинь

Сейчас известно, что у Древнем Египте было более 2 (двух) тысяч богов и богинь! Причем были боги, которым поклонялись по всему Египту, но также были боги, поклонение которым носило локальный – местный характер. И, конечно, разобраться с этим множеством богов и богинь не так легко, особенно учитывая, что религиозные взгляды в рамках древнеегипетской цивилизации постепенно менялись.

Одни египетские боги поднимались над другими, потом другие боги приходили им на смену, сливались образы и атрибуты отдельных богов, у некоторых появлялись новые свойства и качества, а у других, наоборот, исчезали. Это мы можем судить по археологическим находкам, текстам, найденным в пирамидах, гробницах и храмах. В основном по ним ученые пытаются воссоздать и понять историю Древнего Египта, его культуру и религию. Много ценных сведений о богах и религии содержися в мифах Древнего Египта.

Свой вклад внесли и частично сохранившиеся сочинения древних греков (Геродот, Диодор и особенно Плутарх), которые проявляли большой интерес к Египту, его истории, культуре, мифологии, религии.

Забытая на 1500 лет культура

Факт остается фактом: одна из древнейших и величайших мировых цивилизаций древности в духовно-культурном плане исчезла практически бесследно. Войны, завоевания, смена языков, культур, государственности, смешение народов на территории, где когда-то был Древний Египет, привели к тому, что культурно-духовное наследие древних египтян было почти забыто и утеряно.

Был забыт язык, была забыта письменность, была забыта и большая часть религиозных знаний. Многое из культурного наследия древних египтян за полторы тысячи лет, на которые растянулся этот период забвения, было безвозвратно уничтожено и разрушено.

Двести лет назад, когда ученые приступили к изучению Древнего Египта, его история, и религия были terra incognita – белым пятном. Причем не только для европейцев, но и для тех, кто жил на территории бывшего Древнего Египта.

Индийский политический и государственный деятель Джавахарлал Неру еще более 80-ти лет назад в своей книге "Взгляд на всемирную историю" отметил парадоксальную вещь: между новым народом, который населяет Египет ныне, и древней цивилизацией этой страны не существует связующего звена.

Только благодаря кропотливой работе египтологов (в основном не египтян по происхождению) мы уже многое знаем о Древнем Египте, в том числе и об его религии, но, конечно, многое, очень многое нам еще неизвестно.

Центральная идея - идея восстановления тела

Древняя египетская религия была основана на идее восстановления — вере в то, что физическое тело умершего буквально оживет, встанет и пойдет в загробном мире. В отличие от религий перевоплощения, где считается, что человек (его душа) вернется в этот мир снова, воплотившись в новом теле, египетское понимание восстановления означало, что именно то тело человека, которое он имел при жизни, будет необходимо после смерти, чтобы продолжить жить уже в загробном мире.

Таким образом, одной из важнейших задач всего погребального ритуала было максимальное сохранение тела умершего от процессов разложения, распада и исчезновения. Поэтому мумификация тел умерших, создание таких усыпальниц и гробниц, в которых мумия не будет подвергатся вредным воздействиям окружающей среды, стало неотъемлемой частью религиозного мировоззрения и культовой практики древних египтян.

Без мумий, надежно хранящих их гробниц, невозможно воскрешение умершего в загробном мире. Нет тела, не сохранилось даже изображений умершего, значит, душе будет некуда возвратиться - жизнь после смерти в таком случае для покойника невозможна.

Идея восстановления является такой чертой религии Древнего Египта, которая принципиально отличает ее от большинства более поздних религий, для которых характерна, как правило, идея перевоплощения.

Свои особенности на каждом этапе истории

Для древнеегипетской религии в целом, видимо, невозможно дать однозначного научного определения, которыми характеризуют ступень в развитии религии: языческий политеизм (наличие многих богов, независимых друг от друга), энотеизм или монолатрия (признание «своим» одного или нескольких богов из множества существующих и признаваемых богов), супремотизм (один из богов политеистического пантеона начинает играть главенствующую роль, остальные боги являются подчиненными ему), монотеизм (вера в единого бога – единобожие).

В последние годы в популярной литературе получила распространение теория о том, что традиция монотеизма в религии Древнего Египта существовала всегда и, притом, главенствовала.

Появились даже адепты новой религии, которую они считают истинной религией древних египтян. По их взглядам, все существовавшие древнеегипетские боги были порождением или ипостасью главного бога – его иногда называют богом солнца Ра, иногда – Нетьер (Netjer на древнеегипетском языке означает «духовная, чудодейственная сила».)

Однако если рассматривать древнеегипетскую религию в контексте исторического развития, продолжавшегося несколько тысячелетий, то в ней можно отметить все этапы, отвечающие традиционным характеристикам развития религии с важной оговоркой – монотеистической религия Древнего Египта так и не успела стать, несмотря на явное движение в эту сторону.

То есть религию древних египтян нужно рассматривать не как абстрактное целое, а как явление, имеющее свои особенности на разных этапах развития истории Древнего Египта, его экономики (развития производительных сил), политики и социума.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Религия Древнего Египта - это... Что такое Религия Древнего Египта?

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.

Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dis.academic.ru

Религия и мифология Древнего Египта

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ «РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

Выполнила:студенткаI курса ГМУгр.503 Лаас Е.В.

Проверила:старшийпреподавательОтургашева Н.В.

Новосибирск

2005

Содержание

Введение. 3

Религия Древнего Египта. 4

Боги. 4

Храмы.. 8

Фараоны.. 9

Погребение и мумифицирование. 10

Священные животные. 14

Культ Солнца. 16

Мифология Древнего Египта. 17

Космогонические мифы.. 17

Мифы заупокойного культа. 20

Земледельческие мифы.. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы. 27

Введение

Египет – древняя и загадочная цивилизация, на протяжении многих веков привлекающая к себе особое внимание и вызывающая интерес не только ученых-египтологов, но и обычных людей.

Цель данной работы – изучение особенностей религии и мифологии Древнего Египта; их взаимодействие и влияние друг на друга.

Для этого необходимо:

рассмотреть, что представляла собой религия древних египтян; проследить, как складывался пантеон богов в Древнем Египте; выяснить, какие культы, ритуалы и обряды получили у египтян наибольшее распространение; каково их влияние на жизнь египетского народа; рассмотреть особенности мифологии Древнего Египта; изучить, как отразилась реальная жизнь египтян в их мифологии; выяснить, какие аспекты египетской религии оказали влияние на формирование особенностей мифологии Древнего Египта.

Религия Древнего Египта

Религия древнего Египта была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего характера и ума, философского или суеверного. Восток - страна мечтателей и великих основателей религиозных систем, Африка же - страна фетишизма и идолопоклонничества. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь; там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали силой, проворством и ловкостью в более высокой степени, поэтому все божества этих рас что-нибудь заимствуют у животных. Впрочем, греки несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов: во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги, спасаясь от преследований своих противников, вынуждены были бежать в Египет, приняв образ или форму животных, чтобы их не узнали враги. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные богами формы, под которыми увидели впервые.

Боги

В Древнем Египте наибольшее значение придавали богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных.

Его супруга - богиня Мут - называлась царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца. Богиня Мут всегда изображалась с двойной короной - пшент - эмблемой господства над Верхним и Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства. Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом материнства

Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами, часто на надгробных памятниках или с богиней Пахт (Сехмет), богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка.

Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра чем зла, он становится "праведником" и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А "праведный" мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.

Хотя Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом смешались и соединились в египетской мифологии.

Главным богом Мемфиса был Птах. Он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой головой, назывался богом «с красивым лицом», «богом, придающим новую жизнь или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака.

Высшим божеством Фив являлся Амон. Греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и чаще всего приносилось ему в жертву.

Видимым воплощением Амона являлся Нил, которому Египет обязан своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На одном античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с бараньей головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной руке ключ Нила, а в другой - парусное судно. Многочисленные памятники Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению, окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами. Обычная одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной убор - красная корона с двумя большими черными перьями

Когда Амон олицетворял живительную теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Египтяне всегда изображали солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами; всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу; украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону, главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё голова ястреба-перелётника - символ восходящего солнца.

Другие боги.

Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.

mirznanii.com


Смотрите также