Религия Древнего и современного Китая кратко. Религия древний китай
Религия Древнего и современного Китая кратко
Китай – уникальная страна с богатейшей историей и интереснейшей культурой. Одной из главных составляющих духовной культуры являются религиозные воззрения, сформированные в результате национальных самобытных традиций и обычаев.
Китайская национальная религия сформировалась еще в далекой древности, но ее отголоски, наряду и со всеми мировыми религиями, можно встретить в этом государстве до сих пор.
Религии Древнего Китая
Самая древняя религия Китая – это Шэнизм (вера в души предков). Она сложилась из мифов, преданий и легенд, а также из национального поклонения перед своими даже самыми далекими предками.
Шэны – это крупные и мелкие божества, мифические существа, духи, герои эпоса и самые почитаемые люди каждого рода.
Древняя религия Китая считает, что весь мир полон духов, которые влияют на все происходящие в природе и обществе процессы.
Во-первых, это луна, звезды, планеты, реки и моря, деревья, цветы и камни. По верованиям шэнизма абсолютно все в природе имеет свою вечную и бессмертную душу, которая не умирает вместе с физическим телом.
Во-вторых, это духи, покровительствующие отдельным городам поселениям и областям и отвечающие за их процветание и благоденствие.
В-третьих, духи, покровительствующие ремеслам и хозяйственной деятельности человека, а также духи – покровители домашнего очага, семьи, деторождения.
В-четвертых, духи особо почитаемых предков и выдающихся людей, пользующихся всеобщим уважением, по заветам которых нужно строить свою жизнь.
Почти в любом доме Китая можно встретить на особо почетном месте что-то вроде домашнего алтаря, на котором расположены деревянные или металлические фигурки -идолы, олицетворяющие духов дома и рода. В праздники их украшают цветами и зажигают около них палочки с благовониями.
Почитание духов предков является главное неотъемлемой частью китайской национальной культуры, а также нашло свое отражение в основах многих народных религий Китая. Местом поклонения домашним духам являются могилы, курганы, домашние гробницы или храмы предков.
Кроме китайской народной религии есть и собственные религиозные воззрения у всех китайских национальных меньшинств. Одной из таких религий является верование Моз. В нем смешались элементы анимизма, шаманизма, многобожия, а также древнейших мифологических представлений о мире.
До прихода Буддизма в некоторых областях Китая зародилось движение Бон, основателем которого является мифический персонаж Тонпа Шенраб Мивоче. Приверженцы этого движения приняли с радостью учение Будды, потому что догмы этих верований во многом схожи.
Народ Цянь, населяющий Сычуань, исповедовал Религию Белого Камня, которая заключается в поклонении силам природы и стихиям.
Все императорские династии древнего Китая исповедовали поклонение Небу. Сам император именовался «Сыном Неба», а свою страну китайцы называли «Поднебесной империей».
Небу приносились жертвы, но только делали это представители высшей знати и императорской семьи в самых крупных храмах страны. С исчезновением монархии в Китае эта религия также исчезла. Историческим и архитектурным памятником, увековечившим традиции поклонения Небу, является Храм Неба в Пекине.
Дао – Вечный Путь
Другая древнейшая религия Китая – это даосизм. Дао — вечный путь, по которому движется каждый живущий на земле. Главная цель исповедующих эту религию – познать Дао — Нечто Непознанное, Космическое, Вселенское. Слиться с ним в гармонии и идти по пути благодати и добродетели. Набирающая все большую популярность в наши дни философия фэн-шуй зародилась как раз в даосизме. Сюда же можно отнести некоторые боевые искусства (надо помнить, что на Востоке боевые искусства – это не только способ выживания, но и целая морально- этическая философия жизни), дыхательная гимнастика, алхимия, астрология и народная медицина. В наши дни множество лекарств были созданы по рецептам древних алхимиков –астрологов, исповедующих религию Дао.
Учение Конфуция
Особым почтением и уважением пользуется в Китае национальная религия конфуцианство.
Данная философия тесно связана с именем китайского мудреца Конфуция, жившего в 6 веке до н.э. С его именем связано множество легенд, притч и сказаний. Труды Конфуция были направлены на гармонизацию общественных и социальных отношений в государстве, этические учения, нравственное воспитание граждан. Моральный Идеал, к которому все должны стремиться – это некий Благородный муж, стать каковым должен стараться каждый конфуцианец. Он — человеколюбив, толерантен, сострадателен, снисходителен. Он обладает чувством долга, сыновней почтительностью, преклоняется перед государственной властью.
«Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде», «Император – отец для своих подданных, а подданные – почтительные сыновья», «Снисходительность – вот слово, опираясь на которое, можно прожить жизнь» — это высказывания великого китайского философа, вошедшие в историю.
В правление династии Хань (3 век до н.э.) Конфуцианство получило статус национальной государственной религии, это учение рассматривали как морально-нравственную систему воспитания граждан. В этом учении также особую роль играет почитание старших и уважение своих предков. В их число входит мифический персонаж Хуанди- Желтый император, который считается праотцом всех китайцев.
Не следует думать, что сегодня Конфуцианство проповедуют лишь в Китае. Оно имеет огромное влияние во всем мире. В таких крупнейший странах мира, как Великобритания, США, Канада, Австралия, — есть филиалы Институтов изучения трудов Конфуция.
Первая мировая религия
Первая мировая религия – Буддизм, зародившийся в 6 веке до н.э. в Индии, постепенно проник в Китай, распространился по всей стране и получил огромное влияние на формирование общественного мировоззрения. Вначале буддизм был распространен среди китайской знати, затем и другие слои населения стали проникаться идеями Будды (Просветленного).
Недаром буддизм стал первой мировой религий, его учение позволяет человеку самосовершенствоваться, меняться в лучшую сторону, добиваться гармонии с природой и Космосом. Буддизм проповедует аскезу, т.е. отказ от земных благ и удовольствий.
Главный постулат буддизма гласит, что человек несчастен, потому что не может удовлетворить свои желания, значит, чтобы быть счастливым, нужно научиться не желать. В буддизме получило развитие такое явление как медитация ( впадение в нирвану- некое подобие единения с миром природы и Космосом), йога, дыхательные гимнастики. Именно в этой религии был сформулирован главный закон человеческого бытия: Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Кроме всего прочего, именно Будда проповедовал закон всемирной справедливости — многократное возрождение и перерождение души в любые существа в зависимости от твоих прижизненных поступков и твоего нравственного отношения к миру.
Христианство и ислам
Впервые в истории Китая христианство несторианского толка там появилось в 7 веке. В течение полутора сотен лет христианство пользовалось поддержкой императорской семьи. Но в 845 году император Уцзун запретил даосизм, буддизм и христианство, желая, чтобы в Китае процветали лишь свои народные религии.
Во время правления императорских династий Мин и Юан в Китай проник ислам – самая молодая из мировых религий.
Какая религия в Китае в настоящее время
В настоящее время Китай проповедует политику толерантности религиозных взглядов. Представителей почти всех мировых конфессий можно встретить на этой благословенной земле. Основными же религиями Китая являются буддизм, даосизм, конфуцианство, оба направления христианства: православие и католицизм и ислам.
Китай объявляет себя светским государством, терпимо относящимся ко всем религиям мира. Каждая из представленных религий имеет свои храмы, они создали местные и национальные объединения, они неподконтрольны государственным органам и соблюдают строгую иерархию.
В период, так называемой, культурной революции все религии были под запретом, и Китай проповедовал лишь одну религию – атеизм. Хотя наряду с атеизмом можно рассматривать культ личности Мао Цзе Дуна как поклонение верховному божеству.
После 1978 года все ранее почитаемые храмы, мечети и соборы были восстановлены, все запреты в отношении религиозных воззрений сняты, и их деятельность была возобновлена.
mychinaexpert.ru
Лекция - Религия Древнего Китая.
Религиозные воззрения древних китайцев формировались в течение длительного времени и составили оригинальную систему, которая разительно отличалась от религиозных учений многих народов как древней Индии, так и стран классического Востока. В первые столетия существования своей государственности древние китайцы почитали многих богов и духов, олицетворявших разные силы природы, небесные светила, различные стороны нелегкого земледельческого труда. Им приносились жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, однако в отличие от множества других древневосточных стран, китайцы воспринимали своих первых богов не в материальном образе (человека, животного), а больше в качестве некой духовной инстанции.
Культ неба:
Довольно рано, уже в эпоху Шан-Инь ( 1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия) среди множества божественных существ на первый план вышел «Великий Ди»- который предстал высшим божеством, устроителем мира, распоряжающимся судьбами людей, народов и стран, с одной стороны, и как первопорядок, родоначальник культурных китайцев, в частности иньцев — с другой. В 1 тыс до н.э. происходило обособление этих двух ипостасей Великого Ди. Его основной и главной функцией стало олицетворение первопорядка, родоначальника, в то время как функция Верховного божества переходит к божеству Неба. Почитание Неба как верховного божества подвергалось всесторонней разработке. Оно рассматривалось как основная творческая сила, создавшая и регулировавшая мировой порядок, оно, становилось олицетворением разума, справедливости, добродетели, высшей целесообразности. Теологическое понимание Неба практически включало функции всех других божеств и небо превращалось в единого бога как создателя и устроителя мира. Вместе с тем понимание Неба не предполагало его олицетворения в каком-либо материальном образе. Небо выступало не столько в образах обычных на Древнем Востоке богов неба ( они были во многих религиях, в частности Ра у Египта и Ану у Месопотамии), а в качестве философской категории своего рода высшего разума. Данное обстоятельство придавало понятию Неба в китайской религиозной системе некоторый рациональный характер. Частью теологического понимания Неба как верховного божества и высшего разума стало установление прямой генетической связи его божественной сущности с личностью правящего императора, которому передавался основной титул власти- « Сын Неба», так император получал всю полноту власти- и сакральной, и светской.
Культ предков:
Культ предков, известный многим народам мира, восходит к архаическому культу мертвых. Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире.
В эпоху Шан-Инь (1766- 1122 года до н.э. 2 китайская династия), пришедшей на смену легендарной династии, культ мертвых приобретает главенствующее значение. Содержимое богатых усыпальниц иньских правителей свидетельствует о значительном социальном расслоении в период зарождения китайской государственности. Оружие, боевые колесницы с лошадьми, утварь, драгоценности служат их непременным атрибутом. Множество людей из близкого окружения усопшего правителя — жены, наложницы, слуги — были погребены вместе с ним: правитель нуждался в их услугах и в загробном мире. Социальные различия привели и к глубоким сущностным изменениям в самом содержании культа предков, отныне ставшем сердцевиной религиозной жизни китайцев. В эпоху Шан-Инь покойный правитель-ван не только сохранял, но и значительно повышал свой прижизненный статус, приобретая власть над мирами людей и духов. Именно на покойного правителя-вана уповали иньцы, принося обильные жертвы (довольно часто — людские) и испрашивая совета при гадании на лопаточных костях животных и панцирях черепах. На вершине иерархической лестницы покойных правителей пребывала фигура Шанди — “Верховного божества” и первопредка иньцев. Легендарный первопредок иньцев стал первым и высшим божеством, осуществляющим абсолютную власть в мире богов и духов. Только ему были подвластны дожди, бури, потопы, а значит, и судьба иньцев; только он мог обеспечить удачный исход военного предприятия, болезни, охоты, родов и т. д. Победившие Шан-Инь чжоусцы передали функции всеобщего универсального верховного божества от Шанди к некоей надмировой абстрактной силе — Небу, лишенному родственных связей и предпочтений. Если прежние правители считались потомками Шанди, то чжоуские государи носили священный титул Сына Неба, обязывающий их отправлять все обряды, предписанные культом Неба. Культ Шанди, оттесненный культом Неба на второй план, постепенно трансформировался в универсальный культ предков, с легкой руки Конфуция ставший основой религиозной жизни всех слоев китайского общества. Конфуций и его последователи повсеместно внедрили и строжайше регламентировали культ предков, в продолжение многих веков после этого существовавший в почти неизменном виде.
Культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в максиме, обладающей свойством императива:“Служить родителям согласно установлениям ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.
Тем самым культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и социального порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа такой конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.
Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность.
Культ Земли:
В земледельческом обществе древнего Китая, в котором вся жизнь зависела от подготовки и получения урожая, еще со времен неолита огромное значение приобретали культовые церемонии, необходимее для обеспечения устойчивого урожая, был тщательно разработанный культ Матери- Земли. Дважды в год, весной и осенью устраивались пышные праздники в честь оживления природы и сбора урожая. Культ матери- земли был одним из любимых праздников всего народа, начиная с первых аристократов до семьи самого скромного земледельца.
Конфуцианство: (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао, а также совершенствовать эти качества посредством образования.
Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь — гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип — «чего не желаешь себе, того не делай другим». Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности. Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна — это большая семья). На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным; отец — отцом, а сын — сыном». При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения «золотого века» и вновь построить общество гармонии и справедливости. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.).
4 истины Конфуцианства:
-гуманность (надо любить своего родственника)
-верность (верность и преданность Вану, старейшинам и роду)
-нужно соблюдать нормы родовой морали (выполняться в виде ритуала).
Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости.
Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь( 221-207 до н.э. 4 династия), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основные идеи школы:
— Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
— Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
— Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
— Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
— В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
— Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
— Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
— Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
— Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
— Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
— За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
— Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?
Даосизм: Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма Дао Дэ Цзин. Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как «путь», «дорога» (второе его значение — «метод» и «высший принцип»). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит, что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом «пассивность» или понятием «плыть по течению». С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь.
Мои́зм: (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.)*
* Тут проблема, т.к. в лекциях про Моизм 2 предл, в учебнике – 0, а в интернете только википедия.которую я и оставила, а остальное, что есть в интернете я 3 раза чтения так и не поняла.
49. Культура обществ Древнего Востока: общее и особенности.
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока — это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.
Возникновение первых цивилизаций в Шумере и Египте (вторая половина 4 тыс. до н. э.) резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры. Взаимодействие раннеклассовых обществ с их окружением было сложным и многообразным.
Общее.(дальше — общее по эпохам, как и особенности. Это – в целом)
1. Все цивилизации формировались вокруг долин каких-либо рек.
Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.
www.ronl.ru
Характеристика религий Древнего Китая
Основными религиями верующих китайцев принято считать буддизм, даосизм и конфуцианство. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба.
Рассмотрим их в порядке возникновения. Культ Шан-Ди – типичная рання политеистическая форма религии. Шан-ди – верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, предок-тотем, который должен был заботиться о благосостоянии своего народа (из-за этого все последующие религии основывались на культе предков и опирались на традицию). С его помощью обеспечивались единство и преемственность рода, усиливалось рациональное начало (не раствориться в абсолюте, а научиться достойно жить в соответствии с принятой нормой, ценя саму жизнь, а не ради грядущего спасения, обретения блаженства в другом мире). В эпоху династии Чжоу культ Шан-ди слился с культом Неба, где китайский правитель стал сыном неба, а его страна – Поднебесной. Китайцы считали, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
Добродетель при этом – это следование законам Неба. Человек не должен вмешиваться в гармонию природы, нарушать естественный установленный порядок.
Даосизм – возник во 2-ом веке нашей эры. Основное каноническое произведение – трактат “Лао-Цзы”. В начале 5-ого века разработана теология и ритуал, до 10-го века пользаволся особым покровительством государственной власти. Сохранился в основном как синкретическая народная религия, впитавшая элементы конфуцианства и буддизма. Основная цель даосистов – достижение долголетия с помощью ряда методов (диета, физ.упражнения и пр.), то есть познание дао, сливание с ним. Основное понятие – дао, и как первопричина вселенной, ее закономерность, и как целостность жизни, и как недоступный человеку, укорененный в вечности путь. Нравственный идеал – отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое позволяет ему погрузиться в общение с божественным Дао.
Конфуцианство – этико-политическое и религиозное учение (философия морали, облеченная в религиозную форму). Основы заложены в 6-ом веке до н.э. Конфуцием. Объявило власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низких (“благородных людей” и “маленьких людишек”) – всеобщим законом справедливости. Основное содержание учения составляют пять великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка и совместной жизни людей:
1) мудрость;
2) гуманность;
3) верность;
4) почитание страших;
5) мужество.
Личность не для себя, а для общества! Конфуций был убежден, что человек по природе своей более склонен к добру, чем ко злу и надеялся на эффективность нравственной проповеди.
Со 2-го в. до н.э. по 1913 год являлось официальной государственной идеологией
hron.com.ua
РЕЛИГИЯ В Древнем Китае, Древняя китайская религия
Первые проявления цивилизации в. Китае обычно относят к XIV в до не. Это начало эпохи. Шан (Инь). Тогда существовало государство. Инь в среднем течении р. Хуанхэ. Государство возглавлял наследственный монарх. Ван, уже м имущественное расслоение, зачатки рабовладения, но сохранились остатки первобытно-общинных отношений. Тогда появился лунный календарь. Первобытная религия как культ природы и культ предков начала трансформироваться я в системную религий релігію.
Каждая община имела свое божество -. Фанди, которое было покровителем и предком общины, оно поддерживало плодородие земли и плодовитость скота. Местные божества возглавлял верховный бог. Шанли. Своим богам и предкам кам окопы приносили жертвы, в том числе и человеческие - мужчинами из пленных (женщин оставляли в живых как рабочую силу). Человеческие жертвоприношения бывали массовыми. В эпоху. Шань возникает представление о. Небе как ве рховну существо, обладателя всего иснуючогчого.
В XI в до не государство. Инь завоевал народ чжоу
Эпоха. Чжоу продолжалась с XI в до не. Здесь уже появилось долговое рабство, но основу общественного рабства создавали свободные общинники, получали земли от. Вана. Государство состояла из отдельных царств, которые по оступово набирали независимости и воевали между собой. К концу эпохи утвердилась частная собственность на землю. Значительно улучшилась технология обработки земли, утвердилось ремесленничество, расцвел торговля. В это время производится специфическая древних религийрелігія.
В чжоусца была богиня. Праматерь из рода. Барана -. Цзянь. Юань, потом ее место занял. Правитель-Просо ("Властелин-Зерно")
Когда вследствие завоевания государства. Инь и ряда соседних племен сформировалось государство. Чжоу, возник и культовый межплеменной союз, в котором поклонялись общем богу. Гуню
Впоследствии в пределах нижнего и среднего течения. Хуанхэ вырастает еще более влиятельное государство с тем же названием. Чжоу
В ней появился культ"Верховенство божества"-. Неба, а чжоуского стал"Сыном. Неба"-. Тянь-цзы
В VIII веке до не центр государства. Чжоу перемещается на восток. Восточное. Чжоу - это период существования ряда раздробленных самостоятельных государств, их было около двухсот. С десяток их наиболее значительных, в том числе и. С. Восточное. Чжоу, образовали ядро ??государства, которое историческая традиция считала"центральными царствами"Вселенной (Поднебесный. Вселенная -. Чжун госвіт -. Чжун го).
Среди большого количества царства. Чжун го. Восточное. Чжоу играло роль культового центра, а чжоуского ванны стали номинальными правителями. Религия в этот период осталась культом природы и культом предков в, особенно царских.
С V в до не и к III в до не длится период"царств, борющихся"Царства. Эти,. Чу,. Цинь,. Цзинь,. Хань,. Суй,. В,. Юэ,. Лу и другие борются за господство одно над другим
Именно в это время и появляются основные философские и религиозные школы. Китая, и первая из них - конфуцианство
Но перед изложением истории и сути конфуцианства кратко рассмотрим содержание и формы религии. Древнего. Китая
Из разрозненных религиозных идей в эпоху. Чжоу сложилась в известной степени систематизирована религия. В кипци XIX в ийибуло дано название древняя государственная религия, или синизм. Но это название в синологии не прижилась сь, религия древних китайцев осталась без названия, такой пусть она будет и в нанас.
Древняя китайская религия
Как и во всякой религии, в стародавние китайской религии находим прежде анимистические представления, связанные с олицетворением природных и социальных сил. Они оказались в обожании неба, различных духов и и душ предкив.
Небо (Тиан,. Тян,. Те) - главное китайское божество. Это не дух неба, не какая-то сила, а самое живое небо, над нами, оно все видит, все знает, все ему принадлежит, оно всем руководит. Оно является верховным правителем ль, обожаемый материальный предмет, а не выше существта.
Никаких взглядов древние китайцы в понимание своего божества неба не вкладывали. Это чистое поклонение силам природы
Небо не дает откровения, чудес, божественного вмешательства в действия природы и человека. Но судьба, минг, у каждого она своя и становится известной, только когда осуществляется. Небо может выразить свое отношение к природе и, к людям из-за погоды, природные явления, оно может заявить о потере гармонии между ними и землей. Тогда дело императора - принести жертву, отрегулировать отношения. Если небо гневается па императора тогда его надо заменитьнити.
древнекитайского представления о духах (Шань) - это уже анимизм. Духов большое количество, они связаны с предметами природы, каждый из них имеет своего. Духа. Существуют они совместно как некая корпорация, к ним и трет. ЕБА обращаться не в одиночку, а ко всем вместе. Поскольку они олицетворяют конкретные вещи (горы, реки, поля, небесные светила, явления природы и т.д.), то их существование территориально ограниченное. Культ по ним осу снюе уже не император, а местный правительтель.
Духи существуют под. Небом, подвластны ему, но не представляют его. Все они добрые, злых духов. Есть. Зло исходит не от злых духов, а от отсутствия доброй воли добрых духов
Культ духов обслуживался заимствованным из первобытной религии шаманизмом. Шаманы были специалистами в отношениях с духами, они знали, когда, где и как осуществлять им жертвоприношения, как их пригласить для помощи ги и как предотвратить зло. Существование и авторитет духов поддерживались тем, что шаманы знали народную медицину, физиологию и психологию клиентеів.
Культ предков был наиболее укоренившийся. Древние китайцы верили в существование души человека после его смерти. Это не вера в личное бессмертие. Это была идея продолжения рода как вечной ценности
Китайское представление о потустороннем мире сохраняло черты первобытных представлений об этом. Загробный мир был естественным продолжением земной жизни. Покойник не умирал окончательно. Он нуждался пищи и ухода отв в соответствии с того статуса, который он занимал при земной жизни. О нем надо было заботиться, как о живом, заменяя реальные вещи и формы опеки соответствующими символическими. Этому и должен был служить шаров т предков. Поэтому и нет в стародавньокитайському анимизме идеи потусторонней возмездия, идеи ада и рая. Китаец боится не будущей казни, а осуждающего мнения духов предков, перед которыми он несет соответствует льнисть. От предков зависит его нынешняя судьба, реальная жизнь. И к этому нельзя быть равнодушными байдужим.
Вот поэтому в каждом доме устраивалась своя часовня или молельных с дощечками, на которых были написаны имена предков. Когда собирается семья - присутствуют и духи предков. Тогда духам предков приносят жертв ву - прямую или символическую. Члены семьи потребляют пищу, а духи предков - жертву в честь предков говорят речи, в заклинаниях высказывают свои просьбы или благодарность за помощь и т.п.. Такой культ м ае только семейный характер, его осуществляют только муж и жена. Поэтому брак - это религиозный акт, он открывает возможность поклонения предкаредкам.
чтит своих предков и император. И это уважение уже имеет не только семейный, но и общественный характер,. Император приносит жертвы своим предкам и всем предшественникам на престоле. А они помогают не только ему одному и его семье, а всему государству в целом, всему народу. Отсюда их значимость, масштабы, публичностьть.
В. Древнем. Китае были культовые традиции. Жертвы приносились. Небу, духам и предкам по разным поводам, даже в случае изменения погоды. Эти жертвы делались не ради откупа, а из благодарности и преданности и. В китайских обрядах нет ничего аскетического. Обряды часто сопровождаются музыкой. Жертвами являются животные, растения, предметы обихода - все зависит от причины принесения жертв, от того, чего просят жрать вы приносит сам проситель, глава семьи, никаких специалистов из жертвоприношений нет. Но все должно соответствовать ритуала, ничего не может быть отвергнуто или упрощенное. В глазах китайца жертва - это вся сумма отношений со сверхъестественным, и пренебрегать здесь ничем нельзяне можна.
Древняя китайская религия была знаменательная расцветом традиционной магии: маги, предсказатели, гадатели, знатоки рецептов чудодейственных эликсиров, специалисты из добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти рис ли неограниченный простор для своей деятельности. Особого размаха набрала магия достижения бессмертия. Поиски эликсира бессмертия поощрялись почти всеми императорами всех династий. Почему бы не сделать безме жним замечательное императорское жизни, в котором для. Сына. Неба не было никогда, нигде, ни в чем отказа? ицины фармацевтических открытииттів.
Итак, древняя китайская религия, непосредственно родилась из первобытной религии их предков, шла обычным для всех религий путем: превращение первоначального олицетворение природы и общества в п политеизм, объединения элементарных фетишистских и магических приемов и действий в религиозный культ. Утверждение о том, что древние китайцы поклонялись. Шаньди -. Первому государю, выдающемуся из всех духов, да еще и с намеком на то, что древние китайцы во. Шаньди понимали. Единого. Бога, вряд ли можно считать обоснованнымм.
uchebnikirus.com
Религии древнего Китая - UGLC
Самые ранние свидетельства возникновения религий и верований в Китае, культы поклонения природе первобытных людей, возникновение философии в древнем Китае
На протяжении долгих веков китайской истории многие религии проникли в Китай, и в настоящее время здесь присутствует пять основных религиозных учений: буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм. Каждая религия оставила свой собственный след в истории и в культуре Китая. Согласно статистическим данным, в Китае насчитывается более 100 миллионов последователей различных религий. Большинство из них составляют адепты буддизма и даосизма, однако выделить конкретное число последователей буддизма или даосизма достаточно сложно, т.к. эти дверелигии в Китае воспринимаются как целое.
Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад в предках китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоудянь, расположенной в предместьях Пекина, было обнаружено, что тела были захоронены головами, направленными в сторону верхнего участка пещеры. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что пещерный человек придавал большое значение похоронам, отсюда археологи делают вывод о том, что у пещерных людей существовала вера в загробную жизнь. Это является наиболее ранним свидетельством возникновениярелигиозных верований в Китае. Раннее общество было аграрным, и большое значение придавало сельскохозяйственному циклу и животноводству. Кроме того, огромное значение имели природные явления, у первобытных людей возникали различные культы поклонения природе. В природных культах «Небо» имело преимущественное положение по отношению к «Земле», к проявлениям Неба относились такие явления как горы и реки, ветра, дожди, гром и прочие естественные явления, которые имеют прямое отношения к сельскохозяйственному производству. В последние годы в ходе археологических раскопок было найдено большое количество сосудов, раскрашенных символикой проявления воли Небес. Применение слова «Небо» в значении «Божество», часто упоминается в древних книгах, что наглядно демонстрирует доминирующую роль природных культов. Героические действия древних исторических персонажей, часто связанные с преодолением природных бедствий, привели к тому, что люди стали молиться их предкам о защите. Природные культы и культы поклонения предкам являлись примитивными формами религии в древнем Китае.
Культ поклонения предкам наибольшее развитие получил в период династии Шан, с 1384 по 1111 года до нашей эры. Наилучшим доказательством этому служат надписи на костях или черепашьих панцирях, обнаруженные при раскопках. Шанское общество было очень суеверным и обращалось за советом к божествам по многим вопросам — от проведения похоронной церемонии, до войн и болезней, с просьбой указать им способ действия. Каждый предсказательный ритуал жестко контролировался правителем вплоть до династии Чжоу, правящей в период с 1027 по 777 года до нашей эры. Самые важные обряды осуществлялись непосредственно самим императором, и только менее значительные ритуалы могли проводиться младшими по рангу чиновниками. Древние китайские религиозные верования, такие как культы поклонения Небу и Земле, а также культы поклонения предкам, несколько измененные Конфуцианством и другими китайскими религиозными верованиями, сохранились и в наши дни.
ПАЛОМНИЧЕСТВО СЮАНЬ ЦЗАНА
Сюань Цзан, живший с 602 по 664 года нашей эры, был самым знаменитым буддийским философом времен династии Тан. Его эпическое путешествие в Индию сделало возможным перевод на китайский язык наиболее важных буддистских текстов, вдохновило на создание знаменитого китайского романа «Путешествие на Запад» и историй об отважном путешественнике и мифическом Короле Обезьян. С ранних лет интересующийся жизнью буддийских монахов, Сюань Цзан был посвящен в духовный сан еще в возрасте 13 лет. Он был прикреплен к монастырю в Чанъане (ныне Сиане), который занимался переводом индийских текстов, но был разочарован качеством и достоверностью доступных работ. Он решил, что экспедиция на родину буддизма была бы самым лучшим способом для разрешения несоответствий, найденных им в китайских переводах. В 627 году нашей эры он пешком отправился в Индию. Ему было тогда 26 лет, и вернулся он только через 18 лет. Правящая династия Тан не дала ему разрешения на выезд, но с помощью сочувствующих чиновников, которые тоже являлись буддистами, он пересек пустыню Такламан и достиг города-оазиса Турпан. Великий Хан Западной Турции, который контролировал территорию, пролегающую от современного Афганистана до нынешнего китайского Синцзян-Уйгурского автономного округа, испытывал симпатию к странствующему монаху и пытался заставить его остаться. Сюань Цзан отказался и пригрозил ему голодовкой. Его непоколебимая преданность своей миссии убедила хана отпустить его, и Сюань Цзан отправился дальше своей дорогой. Его первые пять лет в Индии прошли за изучением санскрита и обучением в монастыре Наланда, под руководством местных ученых буддистов. В течение 4-5 веков Наланда считался самым большим буддистским «университетом» в мире, привлекавшим буддистов из таких далеких стран как Монголия, Корея и Япония. Следующие шесть лет он путешествовал по Индии и консультировался у знаменитых буддийских брахманов. Он начал сам давать лекции, и его харизма, так пленившая Великого Хана, помогла ему завоевать огромную аудиторию и основать новое абстрактное медитационное учение, названное Йогакара.
После его возвращения в Китай, он стал героем, горячо встречаемым тем же Танским императором, который доставил ему столько трудностей в осуществлении его путешествия несколько лет назад. 600 текстов, привезенных им в Китай, были переведены на китайский язык и используются до сих пор во многих монастырях по всему Китаю. Его вклад в распространение буддийского учения в Китае невозможно н
едооценить. Эпическое путешествие Сюань Цзана легло в основу написанного при Минской династии романа У Чэнэня «Путешествие на Запад». Путешествие Сюань Цзана приукрашено вымышленными приключениями его бесстрашного проводника и защитника.
Список литературы............................................................................ 15
Введение. Восток - дело тонкое.
Восток всегда таил для европейцев множество неожиданностей. Человеку, воспитанному в традициях современной культуры, усвоившему определенные нормы поведения и склад мышления вряд ли удастся полностью понять, как и по каким законам живут люди востока. Что лежит в основе их миропонимания, мироощущения, определения места и роли человека в этой жизни? Каков он, восточный характер и темперамент? Почему они не такие, как мы? При ответе на все эти вопросы неизбежно обращение к восточной религии, имеющей вековые традиции.
Древний Китай – одна из колыбелей зарождения и причудливого переплетения учений о человеке, объединенных общей идеей. Великих Учителей Древнего Китая мало интересовали абстрактные, отвлеченные суждения о быстротечности и конечности земного бытия. В китайской религии невозможно обнаружить даже понятия Бога как такового. В начале и основе формирования национальных китайских религий – человек, его суть, его внутренняя природа, его место в этом мире. Как же определить это неведомое место, во что верить и на что опираться в исканиях истины о самом себе? На эти вопросы и пытались ответить себе и другим Учителя Древнего Китая.
Общее понятие о конфуцианстве.
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами Конфуция.
Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге "Лунь Юй" (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы и суждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала".
В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правили эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.
В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником нации.
У истоков учения.
Зарождение великих китайских учений относится к концу 6-5 вв. до н.э., когда на смену Чжоуской правящей династии, на смену золотого века в истории Китая приходят смута и хаос. В то время был нарушен один из главных принципов государства: "Кто богат – тот знатен". Используя появившееся несколькими веками ранее железо, люди, не обладавшие знатностью, богатели за счет обработки новых земель. Все это привело к нарушению гармонии общественных отношений и, соответственно, к новым междоусобицам.
В результате кровопролитных войн выделилось 7 "сильнейших царств": Чу, Ци, Чжао, Хань, Вей, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены сильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.
Что-то разладилось в Поднебесье. Разрушился стержень взаимоотношений между людьми. Великую страну ожидал Хаос. На этой войне возникало множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасали за несколько столетий и даже десятилетий. Другие – легизм, даосизм, конфуцианство – настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.
Но появление примерно в одно и то же время всех крупнейших религиозно-философских систем обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Духи – существа, помогавшие человеку, - которым всегда поклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что "если утром постигнешь истину, то к вечеру можно и умереть".
Итак, учение Конфуция возникает не на пустом месте. В момент великого бедствия мудрый Учитель размышляет над способами, которые могли бы привести страну к порядку и процветанию и одним из первых предлагает способы регулирования государства, а главное, способы воспитания человека. Люди же в силу своих новых потребностей идут за Конфуцием, принимая предлагаемый им порядок.
"Государственная этика" Конфуция.
Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса и разрухи? В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека.
Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов, общение с Небом, с другой – призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, самим по себе эти нормы, или особые правила поведения, - Ритуал – имели исключительно священный, надчеловеческий характер.
Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его.
Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций.
Ритуал – священный закон Конфуция.
Ритуал по Конфуцию – это не правила поведения человека, придуманные им самим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов. Ритуал – явление самостоятельное, данное природой, как всякий естественный закон.
Понятие "Ритуал" весьма сложно и многогранно. Сам Конфуций признавал, что "нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все следовали". Но, тем не менее, есть определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, сыновья почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощную социальную и политическую доктрину.
mirznanii.com
The300Spartans » Религия древнего Китая
У жителей древнего Китая не было определенной религии; существовало только некоторое представление о Боге. Подобно Египту и Шумеру, религия древнего Китая носила следы общих характерных черт этой культуры и имела своим центром храмы, в которых священники и цари-жрецы приносили периодические кровавые жертвоприношения. Жрец-император, который назывался «Сын Неба», был посредником, к которому обращались с молитвами.
Конфуций с учениками
Именно император был для своего народа проводником к Всевышнему. Жертвоприношения были похожи на аналогичные ритуалы первобытных людей: пища и животные. Древние китайцы платили поборы более или менее регулярно. В то время династия Шан прекратила свое правление, на смену ей пришла династия Чжоу, которая поддерживала Китай относительно объединенным и управляла им, связь между мелкими государствами и центром то ослабевала, то усиливалась. Такое положение оставалось неизменным вплоть до времени царствования царя Ашоки в Индии и Птоломеев в Египте. В течение долгого владычества династии Чжоу Китай стал постепенно распадаться на части. Пришли гуннские племена и образовали ряд государств; местные правители перестали платить дань и вернули себе независимость. Настала эпоха, которую китайцы называют в своих книгах «эпоха смуты». Именно в эти сложные времена произошло усиленное интеллектуальное развитие деятельности, и произошло образование многих местных центров искусства и культурной жизни. Множество исторических фактов мы обязательно поднимем в будущих статьях, а пока продолжим говорить о религии древнего Китая.
В раздираемом в смутами Китае того времени были свои философы и учителя. Во всех этих случаях неопределенность и неуравновешенность, по-видимому, действовали соответствующим образом на наиболее чуткие умы.
Основатель даоцизма был Лао-цзы (род. в 604г. до н.э.), первый значительный религиозный мыслитель Китая, о котором сохранилось много сведений.
Первым крупным религиозным мыслителем был Лао-цзы (род. В 604 г. до н.э.), который дал начало так называемому даосизму – религии, основанной на том принципе, что вся вселенная подчиняется закону вечной гармонии. Учения Лао-цзы, долгое время заведовавшего императорской библиотекой во времена династии Чжоу, носило гораздо более мистический характер и было более туманно и неопределенно, чем учения Конфуция (о котором речь пойдет ниже). Он, судя по всему, проповедовал стоическое безразличие к наслаждениям и мирским благам и возвращение к простоте жизни. Он оставил после себя сочинения, стиль которых отличается сжатостью и туманность. Лао-цзы писал загадками. После его смерти его учения, подобно учению Гаутамы Будды, было искажено и загромождено различными легендами, изуродовано сложнейшими и необычными обрядами и всякими суевериями.
Однако первым серьезным религиозным реформатором Китая был Конфуций (Кун-цзы или просто Цзы – “Учитель”), который родился в 551 году до н.э. в царстве Лу (в провинции Шань-дун), во время правления династии Чжоу. Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Конфуций был по происхождению аристократом и занимал видную официальную должность в Лу одном из маленьких государств. Здесь он, следуя тем же побуждениям, которые руководили и греками, основал нечто вроде академии, задачей и целью которой был поиск мудрости и преподавание ее. Господствующие в Китае беззаконие и беспорядок огорчали Конфуция до глубины души. Внутри него родился идеал лучшего управления и лучшей жизни, и он начал разъезжать из одного государства в другое в поисках правителя, который был бы заинтересован в его знаниях и помог воплотить законодательные и педагогические идеи. Подобного правителя было сложно найти в то время, а сейчас уж тем более. Кстати великий греческий философ Платон также искал правителя и был одно время советником тирана Дионисия. Все его проекты реформ так и не нашли нужного правителя.
Прожив жизнь в заботах о ближнем, он был вынужден в старости скитаться по городам из-за того, что многие ему завидовали. В конце концов, он поселился в тихом месте в окрестности Чень, где и умер в 479 году до н.э. Сохранилось много трудов Конфуция, в которых он писал о том, что совершенства можно достичь, следуя по пути добродетели, а также о том, как построить общество, в котором не будет несправедливости.
Конфуций умер разочарованным: «Нет нужного правителя, который согласился бы сделать меня своим руководителем, — говорил он, — а между тем, приближается моя смерть» Конфуций. Многие жители современного Китая считают Конфуция профессиональным педагогом и философом .
учения Конфуция
Учения Конфуция были более жизненными, чем он мог представить перед своей смертью, когда он смотрел на будущее своего народа. Он стал одним из так называемых китайцами «Трех Учений», причем два другие – это учения Будды и Лао-цзы. По существу, учение Конфуция носит характер аристократический. Он придавал такое же большое значение личному поведению, какое Гаутама Будда придавал уничтожению желающего «Я», греки – познанию внешнего мира, а евреи – праведности. Изо всех великих учителей человечества Конфуций был наиболее общественно настроен. Он скорбил о смутах и зле, царившим в мире, и хотел сделать людей благородными для того, чтобы облагородить мир.
Такой потрясающей и захватывающей была религия древнего Китая.