Устройство театра древней греции. 5. Устройство греческого театра и театральных представлений. Происхождение драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора.
Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра. Устройство театра древней греции
Устройство древнегреческого театра
Сначала представления давались на центральной площади Афин, вблизи священного черного тополя. Около 500 г. на драматические состязания собралось такое множество народа, что временные деревянные подмостки, сооруженные из бревен с настланными на них досками, неожиданно обрушились. После этой катастрофы по решению народного собрания был построен постоянный театр на южном склоне афинского кремля – Акрополя.
В конце XIX в. археологи раскопали развалины афинского театра. Но первоначальный театр неоднократно изменял свой облик даже на протяжении классического периода V–IV вв. Впоследствии он был переделан римлянами в цирк, а затем почти двадцать веков лежал в развалинах.
По мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: действие шло у подножия холма, а зрители размещались по склону.
Поэтому вопрос об эволюции театрального здания является очень сложным. Постараемся, однако, приблизительно представить себе афинский театр в те времена, когда великие драматурги античного мира сами ставили в нем свои произведения.
Основой театра служила круглая утрамбованная площадка диаметром около 27 метров. В середине ее возвышался жертвенник Диониса. На ступенях жертвенника размещались музыканты, а вокруг него с песней двигался хор то в спокойном и величественном ритме трагедийного танца, то в разнузданной и вихревой комедийной пляске. Площадка называлась орхестрой («пляска» – по-гречески orhesis). С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды, украшенные посвятительными дарами, а позже – бронзовыми статуями прославленных поэтов. Орхестру от зрительных мест отделял низкий и широкий барьер, а от него вверх, лучами, поднимались лестницы, на ступенях которых сидели зрители. Их места назывались театрон. Сзади орхестры находилась небольшая палатка, первоначально сооруженная из досок, впоследствии более монументальная – каменная, называемая скеной. В ней хранился театральный реквизит и ожидали своего выхода актеры и хоревты. Передний фасад скены выходил на орхестру тремя дверьми, используемыми в качестве декорации. В конце V в. по бокам скены появилось два сильно выступающих вперед павильона – параскении.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Итак, театр имел три главные части: орхестру, театрон и скену.
Афинский театр был трехъярусным и имел 78 рядов. В нем одновременно могли находиться от 14 до 17 тысяч зрителей. Впоследствии появились театры еще более вместительные. В первом ряду, где было 76 мест, сидели обычно жрецы, различные должностные лица и почетные гости. Все кресла первого ряда были именными. Центральное место, украшенное скульптурными изображениями и с балдахином, занимал жрец бога Диониса.
Представление шло под открытым небом. Верхние ряды были удалены от орхестры примерно на 74 метра, поэтому был придуман целый ряд специальных акустических приспособлений для усиления звука. Понять сценическое действие помогала зрителям и театральная техника. Когда, например, из-за кулис выкатывалась деревянная платформа на колесах (в современном понимании – фурка) и на ней разыгрывалось действие, зрители знали, что события происходят не вне, а внутри дома, в его стенах. Использовались и особые подъемные устройства с крюками, при помощи которых богов и героев можно было спускать сверху или заставлять их летать по воздуху.
Позднее, когда театральные действа были перенесены с орхестры на особую, приподнятую над уровнем земли сценическую площадку, стали устраивать люки. Из них перед зрителями появлялись выходцы из подземного царства мертвых. Условным было и оформление спектаклей. Если требовалось показать зрителям храм или дворец, изображалась только часть его фронтона – одна-две колонны; если же лес – одно-два дерева.
studfiles.net
Здание и зрители греческого театра
63
ГЛАВАV
ЗДАНИЕ И ЗРИТЕЛИ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Устройство греческого театра.
Театр в Эпидавре.
Театральные декорации.
Театральные машины.
Зрители
УСТРОЙСТВО ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Ранее указывалось, что уже в древнейшее время в Греции исполнялись хоровые песни и пляски на праздниках в честь богов и особенно на праздниках в честь Диониса. Для таких празднеств была необходима круглая танцевальная площадка. На ней давались и примитивные сценические представления. Такая площадка называлась «орхестрой» (от глагола ορχέομαι «танцую»). Сначала вокруг этой танцевальной площадки располагались и зрители. Но постепенно праздники становились все более блестящими, все более увеличивалось и количество зрителей на них. Поэтому для публики стали устраивать особые места, преимущественно на склонах гор или холмов. Так, в Афинах склоны Ареопага и Акрополя сами по себе представляли удобные места для зрителей. Вначале места устраивались только для должностных лиц и жрецов, но потом начали сооружать их и для остальных зрителей. Эти места шли дугообразно, замыкая орхестру. Зрительные места назывались у греков θέατρον—«театрон» (от глагола θεάομαΐ— «смотрю»). Только позже слово «театр» стало обозначать все театральное здание. В середине орхестры стоял алтарь Диониса (фимела) для жертвоприношений перед началом состязаний. На ступенях алтаря — вероятно, уже с древнейших времен — было место флейтиста, который аккомпанировал пению или танцам хора. Когда же из хора выделился актер, он тоже выступал или на ступеньке алтаря, или у его подножия. Незначительной разницы в высоте между поверхностью орхестры и подножием алтаря было достаточно, чтобы выделить актера из окружающего его хора и сделать его заметным для зрителей.В VI в. до н. э. театральное здание имело, таким образом, еще очень простой вид. Но в V в. оно начинает очень сильно усложняться. В это время драма достигает высшего расцвета, праздники становятся все более пышными и иногда собирают в городах десятки тысяч зрителей. Надо было подумать о помещении более просторном и более прочном. Поэтому теперь, устраивая возвышения для мест, стали употреблять там, где это требуется, землю и камень, но самые сиденья оставались еще деревянными. В V в. до н. э., насколько можно судить по раскопкам, не было еще ни одного театра с каменными сиденьями. Орхестра остается и в это время почти неизменной, но к ней присоединяется особое сооружение, известное под названием «скены». что в переводе на русский язык обозна-
64
План театра Диониса в Афинах (по Дёрпфельду)
65
чает «шалаш» или «палатка». Скена находится вне круга орхестры, а позже — на ее касательной. Введение скены в первой половине V в. приписывается Эсхилу. Надо думать, что сооружение скены претерпевало изменения. Вначале это была, вероятно, просто палатка, где переодевались и меняли маски актеры. Но потом для этой цели стали использовать временное деревянное строение, ломая его всякий раз после окончания состязаний. Еще позже начали воздвигать постоянное сооружение, в котором изменяли только в соответствии с требованиями пьесы переднюю стену. В связи с введением в V в. до н. э. театральных машин стало необходимо согласовывать постройку скены с акустическими требованиями — менять ее размеры и положение по отношению к орхестре. Передняя стена скены начинает теперь играть большую роль в оформлении спектакля. В трагедии она изображает фасад дворца или храма, палатку вождя и т. п., в комедии обычно частные жилища, а иногда при пародировании трагедии также жилища богов и героев. Если раньше действие развивалось перед алтарем или в священной ограде храма, то теперь благодаря сооружению скены и введению расписных декораций (что приписывали Софоклу) действие происходило как бы на площади перед дворцом, храмом и т. п. Декорация скены могла иметь вид колоннады, обозначающей вход во дворец или портик перед храмом. Колонны располагались по-разному — либо вдоль всего фасада скены, либо в ее центральной части, в зависимости от содержания пьесы.Передняя стена скены называлась проскением. Колонны проскения первоначально сооружались из дерева, а в промежутках между ними помещались, когда это требовалось, расписные декорации, разрисованные доски (пинаки), полотна и т. д. Проскений, следовательно, представлял собой декорационную часть. Когда скена стала строиться прочнее, проскений начал несколько отступать от здания скены и оказался на таком расстоянии от нее, что актеры могли свободно двигаться между проскением и скеной. В греческом театре V—IV вв. до н. э. проскений, таким образом, представлял собою или самый фасад скены, декорированный в соответствии с требованиями пьесы, или особую декоративную стену, сооруженную перед скеной и являвшуюся задним фоном для игры актеров.Вопрос о проскении — один из самых сложных вопросов в истории древнегреческого театра. По дословному перево-ду с греческого «проскений» (προσκηνιον от προ — перед, впереди и σκηνή — скена) означает либо пристройку перед скеной, либо пространство перед ней. Слово «проскений» впервые появляется только в надписях, относящихся к началу III в. до н. э., то есть уже к эллинистической эпохе. В театре этой эпохи проскением называлась каменная пристройка к фасаду скены, состоявшая из ряда колонн или столбов и снабженная крышей. Эта крыша проскения превратилась в сценическую площадку высотой приблизительно в 3 м, на которой выступали актеры. Само слово «проскений» часто относилось не ко всей пристройке, а только к этой сценической площадке (другое ее название — «логейон» от греческого слова «логос» — «речь»). Таким образом, в эллинистическую эпоху слово «проскений» получило уже иное значение, отличное от того, какое оно имело в V—IV вв. до н. э.Некоторые исследователи избегают употреблять термин «проскений» при-
66
менительно к театру классической эпохи, ссылаясь на то, что впервые он встречается только в надписях, относящихся к началу III в. до н. э. Однако Афиней приводит интересный отрывок из комедии Антифана (408— 334 гг.). Из этого отрывка мы узнаем, что одна гетера по имени Наннион, роскошно одевавшаяся и носившая золотые украшения, имела прозвище Проскений. Мы не знаем хронологии пьес Антифана, но даже если предположить, что пьеса, из которой до нас дошел этот отрывок, была написана им незадолго до смерти, все же можно утверждать, что термин «проскений» известен был почти за полвека до употребления его в упомянутых уже надписях эллинистической эпохи.Вначале скена была простым одноэтажным четырехгранником. Впоследствии к ней могли добавляться еще пристройки и второй этаж. На обоих концах здания скены, возможно, уже в первой половине V в. до н. э. появились два боковых выступа, которые назывались «параскениями» (от греческих слов πάρα — около и σκηνή). Выступая вперед, параскении ограничивали скену справа и слева, улучшали акустику, усиливали резонанс. Параскении служили, по-видимому, местом для хранения декораций и другого театрального имущества и вместе с тем задним фоном для игры актеров; в тех же случаях, когда драма требовала наличия на сцене двух или трех жилищ (как это иногда бывает в комедиях Аристофана), параскении могли изображать эти жилища.Между скеной и зрительными местами, занимавшими несколько более полукруга, лежали проходы — пароды. Через них могли проходить на свои места зрители, а во время представления появлялись на орхестру актеры и хор. Условно считалось, что левый проход от зрителей вел в чужую страну, а проходом справа пользовались персонажи, приходящие по ходу пьесы из города или гавани.Старейшим из дошедших до нас театральных зданий является театр Диониса Элевтерия 1 в Афинах. Начиная с 1841 г. на месте театра Диониса велись время от времени раскопки, которые были завершены под руководством немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда в 1895 г. По двум незначительным остаткам стены Дёрпфельд реконструировал круглую орхестру — террасу диаметром в 24 м. Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что ее северная часть врезалась в гору, а южная подпиралась стеной.Эта стена поднималась в самой южной части на 2—3 м над уровнем священной ограды Диониса. Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а может быть, первоначально и просто стояли.При Эсхиле, как можно заключить из анализа его пьес, на касательной орхестры появляется деревянное здание скены, на фасаде которой вскоре возникают три двери. Можно предполагать, что при Эсхиле скена имела только один этаж. Позже, как говорилось выше, в ней могло быть и два этажа. Таково было устройство театра Диониса в классический период истории Греции. Этот старый театр основательно перестроил во второй половине IV в. до н. э. афинский государственный деятель и оратор Ликург. Как видно по плану.
1 Элевтеры — афинское местечко возле беотийской границы.
67
новая орхестра была меньше старой, имея диаметр всего 19,6 м и отступая к северу приблизительно на 15 м. В IV в. до н. э. здание скены и места для зрителей были уже безусловно из камня 1.
ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ
Театр в Эпидавре был построен около середины IV в. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим, и, по свидетельству греческого писателя и путешественника II в. н. э. Павсания, уже в древности считался самым замечательным из всех греческих и римских театральных зданий по изяществу своей архитектурной формы. Кроме того, никакой другой греческий театр так хорошо не сохранился, как он; это единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Места для зрителей представляют собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на два яруса. Тринадцать лестниц делят нижний ярус на двенадцать клиньев. Двадцать три лестницы верхнего яруса делят его на двадцать два клина. Сиденья в самом нижнем и в самом верхнем ряду первого яруса имеют спинки и, видимо, были почетными местами.Орхестра составляет полный круг с диаметром в 24, 32 м. Вокруг орхестры идет канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю. Цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделенный на пять помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями расположен каменный проскений, состоящий из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой свыше 3,5 м. По мнению некоторых исследователей, этот проскений был выстроен только в III или даже во II в. до н. э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время. Возможно, что первоначальные деревянные параскении были шире и больше выступали вперед от здания скены. В каждом народе стояли красивые ворота с двумя дверями; одна дверь вела на орхестру, другая — на рампу, по которой можно было подняться на крышу проскения.Если присмотреться к расположению зрительных мест, то станет ясно, что внешние секции (клинья) все еще обращены к орхестре, а не к скене, и таким образом зритель, сидящий на этих местах, мог хорошо видеть игру актеров, происходившую на орхестре перед скеной или, точнее говоря, перед проскением, как ее декорированным фасадом.Только в эллинистическую эпоху в театре Эпидавра, как и в других греческих театрах, место действия было перенесено на кровлю проскения. Возникает вопрос, где играли греческие актеры? Пока не было скены как строе-
1 Описание театра Ликурга дается ниже, см. стр. 275.
68
Руины театра в Эпидавре
ния, обозначающего место действия драмы, актер, по всей вероятности, чаще всего стоял на ступеньках алтаря. После того как была изобретена скена, пространство между скеной, двумя пародами (а позднее и двумя параскениями) и фимелой стало обычным местом игры актеров.Хор и после появления скены играл на орхестре. Во время танцев он двигался, как и раньше, по всему кругу орхестры. При разговоре с действующими лицами хор — в целом или разделенный на две или большее число групп — занимал такие места орхестры, как это требовалось по ходу действия. При этом хор не закрывал актеров от зрителей, чему содействовало и самое устройство скены. Поэтому актера можно было видеть через головы участников хора с самых нижних мест. Таким образом, в греческом театре актер играл на орхестре, что было доказано в конце XIX в. Дёрпфельдом, в течение нескольких лет производившим в Афинах раскопки театра Диониса. До Дёрпфельда считали, что актеры в греческом театре играли на особом возвышении: проскений как раз и принимали за такую высокую сцену. На высоком проскений, думали раньше исследователи греческого театра, и нахо-
69
дились актеры, а хор был внизу, на орхестре. Считали, что со скены к орхестре вела соединительная лестница, по которой актеры в случае необходимости спускались, а хор, в свою очередь, мог подняться на скену. Но Дёрпфельд, раскопавший ряд греческих театров, не нашел никаких следов такой соединительной лестницы. Зато в ряде греческих театров вне круга орхестры Дёрпфельд находил развалины зданий скены. В театре Диониса особенное внимание Дёрпфельда привлекли остатки стены, имевшей форму колоннады. В середине этой стены были видны ясные следы двери, порог которой лежал на уровне пола орхестры. Развалины подобных стен в разных театрах Дёрпфельд совершенно справедливо признал за описанный уже выше проскений. Таким образом, никакой высокой сцены Дёрпфельд при своих раскопках не обнаружил. Актеры и хор играли на орхестре. Да это и не могло быть иначе. Ведь хор и актеры в греческой драме находились в такой тесной связи друг с другом, что невозможно представить их играющими на разных сценических площадках. Так, в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» Ифигения, умоляя о помощи хор, состоящий из микенских девушек, касается правой руки одной девушки, щеки другой и колен третьей.Представление о высокой скене образовалось в науке благодаря сведениям об устройстве греческого театра, взятым у римского архитектора I в. до н. э. Витрувия, а также некоторым другим справкам, идущим из древности. Говоря о плане греческого театра в своем трактате «Об архитектуре» (кн. V, гл. 7), Витрувий указывает, что скена должна быть от 10 до 12 футов высоты. Витрувий знал римский театр и позднейший греческий, в которых действительно имелась высокая скена, причем в римском театре она была не более 5 футов высотой. На основании того, что он видел сам, Витрувий, как полагают некоторые исследователи, составил себе представление о высокой скене и в греческом театре V в. до н. э., приняв за нее уже упоминавшийся проскений, который, как мы видели, в театре классической эпохи был не сценической площадкой, а фасадом скены. Это представление Витрувия о высокой сцене в греческом театре перешло потом в сочинения новейших ученых. Однако в настоящее время возобладало мнение, что описание Витрувия относится только к эллинистическому или к современному ему (так называемому греко-римскому) театру, распространенному в Малой Азии, и что, следовательно, неправы те, кто относит это описание Витрувия к греческому театру классической эпохи. Об этом свидетельстве Витрувия придется еще говорить при описании театрального здания эллинистической и римской эпохи, а пока необходимо остановиться еще на одном аргументе, который приводят в пользу существования особой сцены для игры актеров в V в. до н. э.Соглашаясь с тем, что в V в. до н. э. не могло быть такой высокой скены, о которой говорит Витрувий, некоторые исследователи признают существование в Греции низкой скены. В доказательство приводят пьесы Аристофана. Три раза в них употребляется повелительное наклонение от глагола «анабайно» (поднимаюсь), когда один актер обращается к другому или к другим актерам («Всадники», 148; «Ахарняне», 732; «Осы», 1342), и два раза глагол «катабайно» (спускаюсь) («Женщины в Народном собрании», 1151, и «Осы», 1514). В некоторых трагедиях в словах действующих лиц есть указа-
70
Греческий театр. Общий вид. Реконструкция
ние на то, что им приходится преодолевать подъем (см., например, «Ион» Еврипида, 727).Однако как в первом, так и во втором случае нельзя сделать твердого заключения о существовании в театре V в. до н. э. низкой сцены. Так, в «Ионе» действующие лица идут к храму Аполлона, который мог представляться расположенным на возвышении, причем самый подъем мог существовать лишь в воображении зрителей. Так же, по всей вероятности, обстояло дело и в комедии, или, быть может, здесь иногда делались небольшие возвышения, на которые и могло подниматься действующее лицо. По-видимому, такого рода случай мы имеем в «Осах» Аристофана (ст. 1342), как об этом можно судить на основании следующих слов схолиаста: «Старик зовет девушку, стоя на некотором возвышении». Эти слова схолиаста заставляют, скорее, думать не о постоянной низкой сцене, а о временном, сделанном для данной пьесы, сооружении.В качестве довода против существования низкой сцены необходимо, наконец, отметить и то обстоятельство, что в некоторых пьесах, как показывает действие, переход из «храма» или «дворца» на орхестру и обратно совершается хором без всяких видимых затруднений. Так, в «Хоэфорах» Эсхила хор выходит из «дворца» на орхестру. Наоборот, в пьесе Еврипида «Ипполит» с орхестры входит во «дворец» хор охотников, товарищей Ипполита.
71
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ
В ранних трагедиях Эсхила декорации отличались большой простотой. На орхестре находился либо громадный алтарь, как это было в трагедии «Молящие», либо, как в «Персах»,— гробница царя Дария, а в «Прометее Прикованном»— скала. Все это были массивные деревянные сооружения. Задний фон вначале вовсе отсутствовал, но затем появился проскений с несколькими дверями, изображавший собой фасад какого-либо здания. При Софокле вошли в употребление и расписные декорации, причем Эсхил в своих последних пьесах уже применяет это изобретение своего молодого соперника. Декорациями служила передняя часть скены, непосредственно разрисованная или же покрытая разрисованным полотном. Когда проскений имел форму колоннады, разрисованные полотна размещались в промежутках между колоннами. Обычно имелись три двери, одна в центре и две— справа и слева. Расписные декорации не были еще перспективными, и только позже, к концу V в. до н. э., появляются перспективные приемы росписи.Если декорация изображала храм, то перед ним обычно находился портик с колоннадой, приподнятой на несколько ступенек. Фронтон храма всегда имел скульптурные украшения. Справа и слева к храму примыкали сооружения разного назначения, например жилища жрецов, священная ограда или священная роща. Так как в демократических Афинах никаких царских дворцов не было, то можно думать, что дворцы изображались наподобие храмов. Театральный дворец состоял обычно из трех частей, имеющих каждая свою дверь: в центре находилось царское жилище, по бокам — гинекей, то есть помещение для женщин, и помещение для гостей.Сатировская драма обычно требовала декораций с каким-нибудь сельским или морским пейзажем: берега моря или реки, холмов или гор, гротов, деревьев, источников и ручьев. По всей вероятности, рамы с разрисованным полотном прислонялись к фасаду скены. (Позже рама с таким разрисованным холстом скользила по особому желобку, чтобы ее можно было быстрее ставить и убирать.)Декорация в древней комедии чаще всего изображала частные жилища, располагавшиеся на сцене симметрично: например, главное — в центре, два других — справа и слева. В некоторых комедиях действие внезапно переносится из одного места в другое, например из города в деревню, с земли в подземное царство или же с земли на небо. В таком случае поступали очень просто: разные места действия, как бы далеко они ни были удалены одно от другого, располагали рядом. Таким образом, город находился по соседству с деревней, земля — рядом с небом.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
До нас дошел ряд сведений об употреблении машин в античном театре. К сожалению, мы далеко не всегда можем определить с достаточной точностью время, когда впервые появилась та или другая машина.Эккиклема. Декорация весьма многих греческих драм изображала фасад ка-
72
кого-нибудь здания, перед которым развертывалось действие. Чтобы показать публике события, происшедшие внутри помещения, употреблялась особая машина, которая называлась «эккиклемой». Она преимущественно служила для того, чтобы показывать сцены убийства. Эккиклема представляла собой деревянную платформу на невысоких колесах. Она выкатывалась через одну из дверей проскения, и на ней размещались действующие лица. Эккиклема как бы показывала то помещение, в котором только что произошло убийство. Более подробных сведений о конструкции эккиклемы, к сожалению, мы не имеем. Первое упоминание о ней падает на 458 г. до н. э., год постановки «Орестеи» Эсхила.Из комедий Аристофана «Ахарняне» (ст. 408) и «Женщины на празднике Фесмофорий» (ст. 96 и 265), в которых он осмеивает Еврипида и пародирует его трагедии, мы узнаем, что Еврипид охотно пользовался эккиклемой для показа внутренности здания. И надо прямо сказать, что для театра на открытом воздухе с амфитеатром, охватывающим более половины окружности орхестры, невозможно было бы иначе показать то, что происходит или произошло внутри помещений. Некоторые исследователи считают, что существовали большие эккиклемы, которые могли показывать целые сцены с большим числом участников. Однако убедительных доказательств в пользу этого утверждения пока нет. Этот вопрос будет освещен дальше, при анализе отдельных пьес.Есть все основания думать, что к концу V в. до н. э. эккиклема в трагедии вышла из употребления. Очевидно, с ростом реалистических тенденций в театре она должна была представляться зрителям конца V в. очень наивным и примитивным способом показа событий, происшедших за сценой.Эорема. Другой машиной, которая часто употреблялась в греческом театре, была эорема, то есть подъемник. Иногда ее называли просто «машиной» (по-гречески «механэ»). Она служила для того, чтобы показать богов или героев находящимися неподвижно в воздухе или спускающимися с неба на землю или же, наконец, поднимающимися на небо. Другое название для этой машины было —«журавль», что позволяет нам восстановить в общих чертах ее устройство. «Журавль»— это деревянный наклоненный ствол, в какой-то степени напоминающий длинную журавлиную шею (ср. русское название шеста у колодца для подъема воды «журавль»).Другие части эоремы состояли из подъемного ворота, канатов, скользящих на блоке, прикрепленных к верхушке наклонного рычага, с крюками на концах для подвешивания поднимающихся предметов или действующих лиц. Это приспособление имело разную форму в зависимости от требований драмы — летающих колесниц, крылатых лошадей и т. п. Иногда же привешивали «летающего по воздуху» актера прямо к крюку за ремни пояса.Эорема поднимала не более трех лиц. Самый корпус этой подъемной машины был расположен в верхнем этаже скены — за стеной, образующей фон. Рычаг и прикрепленный к нему блок, скрытые от глаз благодаря выступу крыши, проходили через отверстие в этой стене. Возможно, что Эсхил знал уже эорему, хотя и нельзя утверждать этого с полной достоверностью. Софокл употребляет ее в одной из дошедших до нас трагедий —«Филоктете». В конце этой пьесы показывается появление в воздухе Геракла, взятого, согласно-
73
Схема театральных машин греческого театра
мифу, после своей смерти богами на небо. У Еврипида больше половины пьес оканчиваются появлением бога на подъемной машине. Отсюда в древности появилось даже особое выражение для обозначения таких неожиданных развязок —«бог на машине» (более известен вариант «бог из машины»). С полной уверенностью можно говорить о применении механэ в трагедии Еврипида «Беллерофонт» (426). В этой пьесе, от которой до нас дошли лишь фрагменты, ее герой Беллерофонт поднимался на небо на крылатом коне Пегасе. В комедии Аристофана «Мир» пародируется этот полет Беллерофонта: земледелец Тригей (ст. 174) поднимается на небо на навозном жуке, причем в ужасе умоляет театрального машиниста не уронить его на землю. В другой комедии Аристофана —«Женщины на празднике Фесмофорий», в которой есть пародия на недошедшую до нас трагедию Еврипида «Андромеда», появляется на эореме сам Еврипид (ст. 1098 и следующие). Как Беллерофонт, так и герой «Андромеды» Персей упоминаются у лексикографа Полидевка.
74
Машина для «полетов»— эорема
Он сообщает (кн. IV, 128), что оба эти персонажа пользуются машиной для полетов. Это позволяет сделать бесспорный вывод, что некоторые из театральных приспособлений, упоминаемых Полидевком, могут относиться к V в. до н. э. Сам Полидевк, как уже было сказано, писал во II в. н. э.На одной апулийской вазе, хранящейся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, изображено, как Смерть и Сон несут по воздуху тело союзника троянцев Сарпедона, погибшего под Троей. Мать Сарпедона, Европу, в театральном костюме мы видим под портиком. Ее окружают слуги. Все они смотрят на возносящуюся вверх группу.Иногда по ходу пьесы следовало показать зрителям небо, жилище богов. Можно предполагать, что такие события разыгрывались на крыше скены или на особом балконе, окруженном декоративными облаками. Возможно, что иногда это появление бога происходило внезапно, с помощью особой театральной машины, представлявшей, по-видимому, род балкона, приделанного к верхнему этажу скены.Появление богов обычно сопровождалось громом и молнией. Гром производила особая машина. Молния же, вероятно, была попросту нарисована на полотне. Как показывали на сцене молнию в более позднее время, мы можем составить себе представление. Дело в том, что поздний театр знал подвижные боковые декорации, так называемые периакты. Периакты, по объяснению Витрувия, представляли собою трехсторонние призмы, вращавшиеся вокруг своей оси. На каждой стороне призмы была нарисована особая деко-
75
рация. В то время, когда появлялось божество и слышался гром, показывали одну из сторон призмы с изображением грозового неба, рассекаемого молнией 1. Греческий театр знал также приспособление, с помощью которого появлялись боги подземного царства, или тени умерших. Это была так называемая «Харонова лестница» 2. Она представляла собою простую лестницу, по ступеням которой актер поднимался из люка под сценой. Кроме того, устраивались еще подвижные трапы, быстро поднимавшие на поверхность сцены актера. При объемных декорациях в некоторых случаях было легко делать подобного рода конструкции. Так, в трагедии Эсхила «Персы» появляется из могилы тень персидского царя Дария. Актер сидел внутри сооружения над могилой Дария и появлялся через люк. прикрытый до необходимого момента. В эллинистическом театре, имевшем высокую сцену, подобного рода спуски и подъемы также не должны были представлять затруднений. Но как могли устраивать «Харонову лестницу» во времена Эсхила, Софокла и Еврипида, когда высокой сцены еще не было? Дёрпфельд во время своих раскопок театра Диониса в Афинах обнаружил следующее: оказывается, впереди скены в скале находилось углубление более чем в 2 м. Вполне возможно, что это углубление служило актерам для спуска или подъема.
ЗРИТЕЛИ
В дни всенародных праздничных театральных представлений в честь Диониса все дела приостанавливались. Суды закрывались, должники были свободны от уплаты долгов в течение всех дней праздников, даже заключенные выпускались из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем торжестве. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже рабы, если их хозяева вносили за них входную плату. Хотя положение афинской женщины до известной степени напоминало положение женщины на Востоке и жила она почти затворницей в особой части дома, куда посторонние мужчины не допускались, однако в театре женщины посещали даже представления комедий, как это доказывает одно место из пьесы Аристофана «Мир» (ст. 966). Несмотря на то, что в древней комедии, как и в сатировской драме, встречались весьма неприличные сцены и грубейшие шутки, однако и та и другая были посвящены Дионису, и религиозный консерватизм позволял женщинам смотреть в театре на самые рискованные сцены и слушать самые рискованные реплики. Необходимо, впрочем, сделать и известную оговорку в понимании приличного и неприличного. Многое из того, что современному зрителю показалось бы непристойным, древний эллин вовсе не считал таковым. В некоторых религиозных церемониях, во время которых носили изображения срамных частей и обменивались непристойными возгласами, женщины принимали участие или в качестве зрительниц, или даже непосредственных участниц. В составе зри-
1 Однако существует мнение, что периакты могли применяться уже и в театре V в. до н. э.2 Это театральное приспособление получило свое название от имени Харона, мифического перевозчика через реку Стикс в загробное царство.
76
телей, присутствовавших на театральных состязаниях, были, по свидетельству Платона, и рабы 1. Очевидно, в этом случае речь может идти о посещении театра лишь домашними рабами, принадлежавшими зажиточным афинским семьям.Места в греческом театре, как уже указывалось, были двух родов: почетные и общие. В театре Диониса в Афинах IV в. до н. э. весь первый ряд состоял из шестидесяти семи мраморных кресел. Правом на эти почетные места пользовались высшие должностные лица, жрецы, послы иностранных государств, а также граждане, имевшие особые заслуги перед отечеством.Что касается общих зрительских мест, то первоначально доступ на них был, по-видимому, совершенно свободным. Но позднее за вход в театр стали взимать небольшую плату в 2 обола — приблизительно 11 копеек на наши деньги. Содержание театра отдавалось государством на откуп арендатору, который и взимал эти деньги. Но очень скоро показалось несовместимым с началами демократии лишать некоторых граждан возможности посещения театра только в силу того, что они бедны. Поэтому во времена Перикла таким гражданам стали выдавать из государственной казны деньги на посещение театра — по 2 обола на человека.Распределение мест в этих огромных театрах было делом очень трудным. Чтобы облегчить его, существовал ряд указаний. Так, каждая из десяти афинских фил занимала в театре свою особую секцию или клин. Кроме того, существовали особые места для юношей, достигших восемнадцати лет, и для иностранцев. Женщины, вероятно, помещались в самой верхней части. Каждый зритель получал особый входной жетон, который и указывал его место. До нас дошло довольно большое число таких жетонов, сделанных из бронзы или из терракоты. На них, как можно предполагать, обозначались не только отдельные секции или клинья, но также и подразделения внутри последних.Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшались венками. На Великие Дионисии стекалось громадное число граждан, к которым присоединялись еще и жители других государств. Самому представлению предшествовали некоторые церемонии. Они преследовали одну цель: показать всему народу — и особенно чужеземцам — блеск, богатство и щедрость Афин. Золото, поступившее в виде дани с союзных городов, приносилось на орхестру и выставлялось напоказ всей публике. Затем на орхестре в полном вооружении дефилировали юноши, чьи отцы умерли за отечество, и глашатай провозглашал, что, вскормив этих молодых людей, народ теперь, когда они достигли зрелости, поручает их богине счастья. Наконец, провозглашали награждение золотыми венками тех граждан, которые оказали особо важные услуги отечеству.Само представление открывалось очищением кровью молодой свиньи. Жребий определял порядок, в котором будут играть пьесы соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, выражали одобрение аплодисментами, криком, требовали би-
1 Платон, Сочинения, т. I, М., «Мысль», 1968, стр. 334.
77
сирования отдельных мест. В более позднее время в античном театре существовали и клакеры: например, комедиограф Филемон (IV в. до н. э.) не раз с успехом пользовался ими против своего соперника — более талантливого Менандра.Если пьеса не нравилась, публика свистела, щелкала языком, стучала ногами. Бывали даже и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начать новую.Афинская публика, выросшая и воспитавшаяся в условиях античной демократии, отличалась высоко развитым художественным вкусом. Афинские зрители хорошо разбирались в тонкостях игры актеров и в сложном содержании пьес.
9. Устройство театра и организация представлений в Древней Греции
Был построен постоянный театр на южном склоне афинского кремля — Акрополя.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической
площадки и зрительских мест: действие шло у подножия холма, а зрители размещались по склону. Основой театра служила круглая утрамбованная площадка диаметром около 27 метров. В середине ее возвышался жертвенник Диониса. На ступенях жертвенника размещались музыканты, а вокруг него с песней двигался хор то в спокойном и величественном ритме трагедийного танца, то в разнузданной и вихревой комедийной пляске. Площадка называлась орхестрой (от греческого orhesis — пляска). С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы — пароды, украшенные посвятительными дарами, а позже — бронзовыми статуями прославленных поэтов.
Орхестру от зрительских мест отделял низкий и широкий барьер, а от него вверх, лучами, поднимались лестницы, на ступенях которых сидели зрители. Их места назывались
театрон. Сзади орхестры находилась небольшая палатка, первоначально сооруженная из досок, впоследствии болеемонументальная — каменная, называемая скеной. В ней
хранился театральный реквизит и ожидали своего выхода актеры и хоревты. Передний фасад скены выходил на орхестру тремя дверьми, используемыми в качестве декорации.
В конце V в. до н. э. по бокам скены появилось два сильно выступающих вперед павильона — параскении. В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Итак, театр состоял из трех главных частей: орхестры, театрона и скены. Представление шло под открытым небом. Был придуман целый ряд специальных акустических приспособлений для усиления звука. Понять сценическое действие помогала зрителям и театральная техника. Когда, например, из-за кулис выкатывалась деревянная платформа на колесах (в современном понимании — фурка) и на ней разыгрывалось действие, зрители знали, что события
происходят не вне, а внутри дома, в его стенах. Использовались и особые подъемные устройства с крюками, при помощи которых можно было спускать сверху богов и героев
или заставлять их летать по воздуху. Позднее, когда театральные действа были перенесены с орхестры на особую, приподнятую над уровнем земли сценическую площадку, стали устраивать люки. Из них перед зрителями появлялись выходцы из подземного царства мертвых. Условным было и оформление спектаклей. Если требовалось показать зрителям храм или дворец, изображалась только часть его фронтона — одна-две колонны; если же лес — одно-два дерева. Выступали актеры и с сольными песнями, а также вместе с хором. Игра актеров сопровождалась ритмическими телодвижениями.
10. Из каких источников черпают историки сведения о древнем театре?
---По подсчетам современников Эсхила, Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений.
---В конце XIX в. археологи раскопали развалины афинского театра. Но первоначальный театр неоднократно изменял свой облик даже на протяжении классического периода
V–IV вв. до н. э. Впоследствии он был переделан римлянами в цирк, а затем почти двадцать веков лежал в развалинах.
---Произведения древнегреческой литературы полны описаний танцевальных движений сложного рисунка. В вазописи, скульптурах, барельефах постоянно изображаются танцующие. Свидетельствуют, что декламация хора в греческой трагедии сопровождалась ритмическими движениями и пантомимой.
---Мифы Древней Греции известны лучше, чем мифы других народов, потому что сами греки рано начали их собирать, записывать и систематизировать. Основным источником сведений считают поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Одновременно возникает «гомеровский вопрос».
studfiles.net
5. Устройство греческого театра и театральных представлений. Происхождение драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора.
Театральное представление в эпоху расцвета греческого общества входила как составная часть культа Диониса и происходило исключительно во время посвященных ему празднеств. Драмы ставились в пятом веке только во время Великих Дионисий (праздника начала весны) и Леней. Великие Дионисии справлялись с большой пышностью и продолжались жесть дней. В последние три дня проходили драматические состязания. Сначала в состязании участвовали только трагедии, но потом к ним присоединились появившиеся позже комедии. Леней – более легкий праздник, обогащенный драматическими состязаниями позже. Эти игры имели характер массовых зрелищ и были рассчитаны на большое количество зрителей. Допускались к состязаниям, за редкими исключениями, только новые пьесы. Потом уже новой пьесе начала предшествовать пьеса старого репертуара, но она не участвовала в состязании. Произведения афинских драматургов, таким образом, были предназначены для однократной постановки.
На «Великих Дионисиях» в состязании участвовали три автора, каждый из которых представлял три комедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях требовалась всего одна пьеса. Поэт занимался и текстом, и музыкальной с балетной частью драмы, он же был режиссером, балетмейстером, а иногда и актером. Расходы на постановку драмы государство возлагало на какого-нибудь состоятельного гражданина, который назначался хорегом (руководителем хора) и набирал хор числом в 12, а впоследствии 15 человек для трагедии и 24 для комедии, оплачивал участие хора, помещение, в котором хор готовился, репетиции, костюмы и.т.д. Пышность постановки зависела от щедрости хорега. Победа в состязаниях присуждалась совокупно режиссеру и хорегу. Уже позже самостоятельным участником состязания стал протагонист – актер, играющий главную роль.
Одно из важнейших отличий греческого театра от современного состоит в том, что игра происходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения были связаны с громадными размерами греческих театров. Античные театры строились в расчете на огромное количество граждан. Одной из основных частей театра была орхестра («площадка для пляски»), на которой выступали и драматические и лирические хоры. С введением актера, выступавшего в разных ролях, понадобилось помещение для переодевания. Сначала так называемая «скена» (это помещение) находилась в поле зрения зрителя в специальной палатке, а затем ее начали располагать позади орхестры и оформлять как декоративный фон для игры. Сцена изображала фасад здания, у которого происходило действие (внутри дома в греческой драме действие никогда не происходило). Перед ней воздвигалась колоннада (проскений), а между колоннами ставились разрисованные доски, служившие условными декорациями. Актеры играли на орхестре перед проскением на одном уровне с хором, или на незначительном возвышении. Высокая эстрада появилась, когда роль хора в драме уменьшилась. Места для зрителей располагались уступами и разрезались проходами.
Участники игры выступали в масках. Греческий театр классического периода сохранил это наследие обрядовой драмы. Маска отвечала установке греческого искусства на создание обобщенных образов, не обыденных, а героических, возвышающихся над бытовым уровнем, или гротескно-комических. Система масок была очень подробна разработана. Они покрывали и лицо и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. В иных случаях маска могла быть приспособлена к изображению более индивидуальных черт, воспроизводя особенности привычного облика мифологического героя или имитируя портретное сходство с высмеиваемыми в комедии современниками. Благодаря маске актер мог выступать на протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера.
Драма берет свое начало от подражательной игры в обрядовой системе первобытных народов, охотничьих и земледельческих, а так же в фольклоре цивилизованных народов. Игры эти связаны с первобытными магическими представлениями о том, что разыгрывание какого-то действия способствует реальному осуществлению его. Характерной чертой обрядовой драмы является ряжение, надевание маски какого-либо бога, демона или зверя. Этот обычай тоже коренится в первобытном мировоззрении: считают, что человек, надевший маску, получает свойства существа, которого эта маска изображает. Очень богат этими мимическими элементами был культ Диониса, бога творческих сил природы. В связи с этим культом развивалась аттическая драма в трех ее проявлениях: комедия, трагедия и драма сатиров (игривая пьеса со счастливым концом, малой сюжетностью и комичным тоном, которая отличалась появлением на сцене певцов-сатиров).
На празднике «Великих Дионисий» помимо лирических хоров выступали хоры трагические. Первым трагическим поэтом называют Афина Феспида, а 534 год указывается как дата постановки первой трагедии. Афинская трагедия конца четвертого – начала пятого века еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя особенностями: 1) кроме хора выступал актер, делавший сообщение хору и обменивавшийся с ним или его предводителем (корифеем) репликами. Хор не покидал места действия, а актер уходил, возвращался, делал сообщения о происходящим за сценой и мог менять обличи; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Сюжеты брались из мифов, но иногда трагедии писались и на современные темы. Произведения первых трагиков не сохранились, но уже у раннего поэта Фриниха, а может быть и до него, основным содержанием трагедии являлось изображение какого-либо страдания. В трагедии, которая берет за основу мифы, во главе стоят не «доблесть», или «подвиги», а страдания, «страсти», которые не происходят на глазах у зрителя, а о них сообщает вестник, в то время как справляющий обрядовое действие коллектив реагирует песней и пляской на эти сообщения. Трагедия претерпела многие изменения, прежде чем приняла свой окончательный облик. В ранней стадии она имела «сатировский характер»: сюжет был не сложен, имелся шутливый стиль и плясовый элемент. Трагедия в буквальном переводе означает «козлиную песнь».
Позднее трагедия стала серьезнее, страсти переросли в нравственную проблему. Это жанр, ставящий вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев. Дифирамбы переросли от бурной дионисовской песни в балладу на героические сюжеты. Хор перестал рядится в маску козлов, или сатиров, а стал в маску лиц, сюжетно связанных с действием и героями. В дальнейшем роль хора стала уменьшатся и увеличилось значение актера и увеличилось число актеров. Осталась неизменной сама двусоставность: наличие хоровых партий и партий актера. Двусоставностью определяется и внешняя структура трагедии. Если она начинается с партий актеров, то эта первая часть, до прихода хора составляла пролог. Затем появлялся хор, исполняющий песнь, а после этого чередовались эписодии: актерские сцены и хоровые партии (стасимы – стоячие песни). За последним стасимом шел эксод (выход), заключительная часть, в конце которой актеры и хор покидали место игры. Возможен был диалог актера с корифеем (предводителем хора), а так же коммос, совместная лирическая партия хора и актера. Антрактов не было, игра шла непрерывно и хор почти никогда не покидал место игры во время действия. Стало обычным, хотя и необязательным, то что действие трагедии происходит в одном месте и не превышает своей длительностью одного дня. Итак, необходимые составные части античной трагедии: «страдание», сообщение вестника, плач хора, сопровождающего действие и выражающего общественное мнение. Катострофиальный исход был вовсе не обязателен и многие трагедии имели примирительный исход.
Комедия получила офицальное признание гораздо позже. Состязания комедийных хоров на «великих Диониссиях» появились где то в 488-486 гг., а на Ленеях еще позже. До этого комедия являлась лишь народной обрядовой игрой. Мы знаем его только в такой форме, которую она имела во второй полвине пятого века. Термин «комедия» обозначает «песню космоса». Комос – «ватага гуляк», распевающих песни насмешливого или хвалебного, иногда любовного содержания после пирушки.
В комедии комос представлен хором ряженных в подчас весьма фантастические костюмы. Заглавия комедий «Осы», «Птицы», «Лягушки» - все даны по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием. Сюжет в комедии чаще всего строится так, что герой, одержав в состязании победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» вверх дном какую-либо сторону общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса. Лишь немногие из «древних» комедий отклоняются от этой схемы.
Аттическая комедия пользуется типическими масками («ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. д.). Среди произведений афинских комедийных поэтов попадаются пьесы с пародийно-мифологическим сюжетом. Однако главный объект комедии – современность, текущие, иногда злободневные вопросы политической и культурной жизни. Фольклорные песни и игры в ней превращаются в орудие политической сатиры и идеологической критики. Характерная черта – полная свобода издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. В комедиях Аристофана, например, на сцену выводятся такие лица, как Сократ и Еврипид. Персонажи в комедии обычно не индивидуализируются, а являются обобщенными карикатурными образами. Это имеет место даже, когда действующими лицами являются живые современники. Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер. Комический хор состоял из 24 человек и распадался на два иногда враждующих полухория. Важнейшая партия хора – парабаса, в котором хор прощается со зрителями и актерами и говорят от имени ее автора, сводящего здесь счеты со своими недоброжелателями, которая исполняется в середине пьесы. Хор при этом проходит через зрителей.
studfiles.net
Устройство театра - Устройство театра - Театр Древней Греции - Каталог статей
Устройство театра
Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.
Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона(от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»). (Схему театра См. в фотоальбоме)
Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру. Об устройстве античного театра можно узнать из трактата «Об архитектуре» древнеримского архитектора и инженера Витрувия (См. Мини-хрестоматию).
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям. В комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов. А в комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
В эллинистическую эпоху устройство греческого театра претерпело многочисленные изменения. Бытовая драматургия, воспроизводившая жизнь купеческой рабовладельческой семьи требовала иного способа показа.
Перед зданием скены соорудили специальную приподнятую сцену, назвав ее проскением, пространство перед скеной. Она получилась из передней части крыши старинной скены, которая теперь превратилась в гипоскений - пространство под скеной. Все действие пьесы теперь разворачивалось на проскении.
Вначале зрители свободно размещались вокруг актеров, позднее на склонах холмов появились специальные места для публики.
anti4teatr.ucoz.ru
Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 31Следующая ⇒
Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах(увеличивали рост актёра, придавали величественность его фигуре). Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
Пьесы той поры: «Ипполит увенчанный», «Прометей прикованный», «Електра» (есть несколько пьес с таким названием — от разных авторов), трилогия «Орестея».
В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики. Софокл ни разу не занял последнего места на этих состязаниях.
Века до нашей эры
Аттический(классический) период — период наивысшего арсцвета греческих городов-государств, полисной системы, демократии в Афинах. Но когда какое-то явление достигает апогея, то в нем начинаются первые кризисные явления.
Афины — центр полиса Аттика, отсюда второе название периода.
Драма с буквальном переводе обозначает действие. По Аристотелю, в основе драматического действие лежит диалог, что отличает драму от эпоса и лирики. Древнегреческая драматургия никогда не изображает действие напрямую. Например, классическая трагедия «Эдип-царь» - в ней мы не увидим события, но мы увидим, как Эдип осознает свои поступки, их последствия. Греки совсем не выносили таких вещей, как убийство на сцене, это было, по их мнению, безнравственно. Убийство обычно происходило за закрытыми дверями, а зрителю показывали только результат: трупы на тележках.
Драма — не действие, а проблема действия, философское осмысление действия, поставленное перед зрителем напрямую. Все действия происходили за сценой, а результат выносился зрителями.
Истоки театра. обрядовые игры,. хоры, девичьи и мужские, на похоронах тоже использовали элементы драматических действий. Геродот утверждал, что древние греки позаимствовали драму у культов египетского Озириса, и там были развиты как раз элементы похоронного обрядового действия. Проблема в том, что в Египте была пантомима — действие было мимическим, не было речи, а драма — как раз языковая форма.
Историки утверждают, что драма могла родиться только в Греции, так как греческой культуре присуща борьба с помощью слова, агонистическое начало.
Аристотель, который оставляет нам наиболее раннее свидетельство об истоках драмы, писал в четвертой книге «Поэтики»: «Трагедии и комедии возникли из импровизации, то есть то, что характерно для народного площадного театра, карнавала. Первая трагедия — от зачинателей дифирамба, вторая — от зачинателей фаллических песен, употребимых еще во многих городах».
Дифирамбы — гимны в честь Диониса. Дифирамб представлял собой диалог между хором (например, козлоногих сатиров) и корифея хора (предводителем хора — например, жрецом).
Фаллические песни — обряды через бога Диониса, когда крестьяне с изображением огромного Фалла ходили по полям и оплодотворяли землю.
Дионис и Аполлон, таким образом, покровители трагедии.
Дионису было посвящено 4 праздника:
Сельские дионисии (декабрь-январь)
Линеи, на которых ставились в основном комедии (январь-февраль)
Амфистерии (февраль-март),
Великие дионисии, праздновавшиеся в честь весеннего равноденствия. На них ставились трагедии
Из слияния аполлонизма и дионисийства рождается форма трагедии. Ницше рассматривает хор, как идеального зрителя, который отказался от своей индивидуальности через слияние с чужой природой. Кроме того, он говорит, бурное проявление запретных человеческих качеств — вот она, греческая трагедия.
Второй источник — культ похоронных обрядов, которые тоже были связаны с культом растительных божеств, в частности, с культом Деметры и ее дочери Персефоны. (Эливсинские мистерии)
Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 31Следующая ⇒
Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах(увеличивали рост актёра, придавали величественность его фигуре). Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
Пьесы той поры: «Ипполит увенчанный», «Прометей прикованный», «Електра» (есть несколько пьес с таким названием — от разных авторов), трилогия «Орестея».
В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики. Софокл ни разу не занял последнего места на этих состязаниях.
Века до нашей эры
Аттический(классический) период — период наивысшего арсцвета греческих городов-государств, полисной системы, демократии в Афинах. Но когда какое-то явление достигает апогея, то в нем начинаются первые кризисные явления.
Афины — центр полиса Аттика, отсюда второе название периода.
Драма с буквальном переводе обозначает действие. По Аристотелю, в основе драматического действие лежит диалог, что отличает драму от эпоса и лирики. Древнегреческая драматургия никогда не изображает действие напрямую. Например, классическая трагедия «Эдип-царь» - в ней мы не увидим события, но мы увидим, как Эдип осознает свои поступки, их последствия. Греки совсем не выносили таких вещей, как убийство на сцене, это было, по их мнению, безнравственно. Убийство обычно происходило за закрытыми дверями, а зрителю показывали только результат: трупы на тележках.
Драма — не действие, а проблема действия, философское осмысление действия, поставленное перед зрителем напрямую. Все действия происходили за сценой, а результат выносился зрителями.
Истоки театра. обрядовые игры,. хоры, девичьи и мужские, на похоронах тоже использовали элементы драматических действий. Геродот утверждал, что древние греки позаимствовали драму у культов египетского Озириса, и там были развиты как раз элементы похоронного обрядового действия. Проблема в том, что в Египте была пантомима — действие было мимическим, не было речи, а драма — как раз языковая форма.
Историки утверждают, что драма могла родиться только в Греции, так как греческой культуре присуща борьба с помощью слова, агонистическое начало.
Аристотель, который оставляет нам наиболее раннее свидетельство об истоках драмы, писал в четвертой книге «Поэтики»: «Трагедии и комедии возникли из импровизации, то есть то, что характерно для народного площадного театра, карнавала. Первая трагедия — от зачинателей дифирамба, вторая — от зачинателей фаллических песен, употребимых еще во многих городах».
Дифирамбы — гимны в честь Диониса. Дифирамб представлял собой диалог между хором (например, козлоногих сатиров) и корифея хора (предводителем хора — например, жрецом).
Фаллические песни — обряды через бога Диониса, когда крестьяне с изображением огромного Фалла ходили по полям и оплодотворяли землю.
Дионис и Аполлон, таким образом, покровители трагедии.
Дионису было посвящено 4 праздника:
Сельские дионисии (декабрь-январь)
Линеи, на которых ставились в основном комедии (январь-февраль)
Амфистерии (февраль-март),
Великие дионисии, праздновавшиеся в честь весеннего равноденствия. На них ставились трагедии
Из слияния аполлонизма и дионисийства рождается форма трагедии. Ницше рассматривает хор, как идеального зрителя, который отказался от своей индивидуальности через слияние с чужой природой. Кроме того, он говорит, бурное проявление запретных человеческих качеств — вот она, греческая трагедия.
Второй источник — культ похоронных обрядов, которые тоже были связаны с культом растительных божеств, в частности, с культом Деметры и ее дочери Персефоны. (Эливсинские мистерии)