Глава 1. Античная философия права. Философия права древнего мира
Философско-правовые идеи Древнего мира и Средневековья — МегаЛекции
Вопросы к итоговой аттестации (зачету) по дисциплине «Философия права»
Предмет философии права. Формирование философии права
Философия права в системе философии и юриспруденции
Понятие философии права
Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой, имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля, философия права достигла особого развития в Западной Европе в XVIII—XVIII вв., но особенно бурно она развивается во второй половине XX в.: публикуется огромное количество работ, и ее преподаванию уделяется все большее внимание на факультетах философии и права.
Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалась в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества все еще сказываются. Многие проблемы, концепции, направления все еще плохо известны в нашей стране, практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению ее основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.
Каково же место философии права в системе философии и юриспруденции?
По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложились два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.
Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. к практической философии, учению о должном.
Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.
С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями, например:
философия медицины — это философия, а не медицина;
философская антропология — это философия, а не антропология;
философия истории — это философия, а не история и т.д.
Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.
Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.
Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права». Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.
В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая — юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем прав. Таким образом, философия права — это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений. Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьев и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).
В других философских системах, например, у С. Франка, она — раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.
На наш взгляд философия права — это составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право, и в чем его смысл. Поэтому ее, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.
Предмет философии права
История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и ее предмета существовали разные подходы.
Так, например, Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».
В современной философии права ее предмет также определяется по-разному. Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) — философской и правовой, — но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики. На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.
В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.
Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права — «объективные свойства государства и права... закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов». О предмете философского права мы говорили выше.
Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, — право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.
С другой стороны, она конечно же вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права — например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.
Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.
Философия права связана и с другими научными дисциплинами — политологией, этикой, социологией и др.
Философско-правовые идеи Древнего мира и Средневековья
Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, создали для них правила общежития и сами вершили суд. Каждая из цивилизаций, существовавших в Древнем мире, создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте — богиня Маат, в Греции — богиня Фемида. Однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.
По мере развития человечества, с образованием первых государств происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Здесь боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, обычаев, традиций, законов.
Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних.
megalektsii.ru
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
СОВМЕСТНЫЙ СБОРНИК МАГИСТРАНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ»
(часть 1)
Барнаул, 2014
Редакционная коллегия:
кандидат исторических наук, доцент В.В. Русанов
Вашему вниманию представляется Сборник научных статей по философии права. Данный сборник может быть интересен и полезен также при подготовке к занятиям по теории государства и права, политическим и правовым учениям. Его оригинальность состоит в том, что это первый сборник магистрантов с преподавателем по изучаемой дисциплине. Сборник включает философско-правовые взгляды мыслителей разных эпох. Структурно сборник состоит из трех разделов: философия права древнего мира, философия права нового и новейшего времени, философия права отечественных мыслителей. В рамках одного сборника невозможно охватить всех представителей различных эпох, и в дальнейшем планируется продолжить практику подобных сборников.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия права древнего мира………………………………………….…..5
Е.И. Хазова, В.В. Русанов
УЧЕНИЕ СОФИСТОВ……………………………………………………………………….….5
В.В. Кеслер, В.В. Русанов
ПРАВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ СОКРАТА………………………………………...8
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА М.М. КОВАЛЕВСКОГО……………………………………….…115
А.Е. Николаева, В.В. Русанов
РУССКИЙ ЮРИСТ, ЦИВИЛИСТ – Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ………………………………..120
М.Н. Гомлякова, В.В. Русанов
УЧЕНИЕ О ПРАВЕ П.И. НОВГОРОДЦЕВА…………………………………………….…126
С.В. Иванова, В.В. Русанов
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В ТРУДАХ И.В. МИХАЙЛОВСКОГО…………………………..130
М.А. Куренкова, В.В. Русанов
ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕТОД Н.А. БЕРДЯЕВА В ФИЛОСОФИИ ПРАВА…....137
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 157 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: В.В. Кеслер | М.В. Солдатов | Е.И. Блек | Т.В. Ерошок | Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор. | Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». | К.А. Корягина | ФИЛОСОФИЯ ПРАВА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ | В.В. Потресаева | И.Е. Домашенко |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.06 сек.)
mybiblioteka.su
Философия права
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Конспект лекций
для студентов очной и заочной форм обучения
специальности 030501 «Юриспруденция»
ШАХТЫ
ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»
2010
УДК 340.12(07)
ББК 67.3я73
Ф561
Рекомендован к внутривузовскому изданию
редакционно-издательским советом ЮРГУЭС
Составитель:
ст. преподаватель кафедры «Теория государства и права»
Н.О. Мартиросян
Рецензенты:
к.э.н., доцент кафедры «Теория государства и права»
ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»
Л.А. Спектор
д.ю.н., профессор, начальник кафедры «Административное право»
ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России»
А.Н. Позднышев
Ф561 Философия права : конспект лекций / составитель Н.О. Мартиросян. – Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – 142 с.
Конспект лекций предназначен для студентов ЮРГУЭС очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция».
Конспект лекций включает лекции по дисциплине «Философия права» и формы контроля.
УДК 340.12(07)
ББК 67.3я73
Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http://www.libdb.sssu.ru
Лекция 1. Философия права: объект, предмет, функции 5
Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира,
Средневековья и эпохи Возрождения 9
Лекция 3. Европейская философско-правовая мысль XVII – XVIII вв. 14
Лекция 4. Зарубежная филосовия права XIХ – ХХ вв. 20
Лекции 5. Философско-правовая мысль в России 30
Лекция 6. Человек как правовое существо 39
Лекция 7. Правовая реальность 43
Лекция 8. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие 54
Лекция 9. Право и власть 61
Лекция 10. Право и правопорядок 68
Лекция 11. Цивилизация. Культура. Право 77
Лекция 12. Сущее и должное в морали и праве 83
Лекция 13. Право как общее благо 90
Лекция 14. Право как свобода и ответственность 97
Лекция 15. Право как равенство и справедливость 106
Лекция 16. Ценностные установки и ценностные ориентации
в правовой реальности 113
Лекция 17. Философия права как методология познания
и преобразования правовой реальности 118
Лекция 18. Герменевтика и толкование законов 124
Лекция 19. Правовая деятельность как способ бытия
правовой реальности 130
Форма контроля 137
Библиографический список 141
Предисловие
Конспект лекций по «Философии права» составлен для студентов специальности 030501 «Юриспруденция». Предусматривает усвоение студентами в ходе лекций и семинарских занятий основных проблем этики юридической деятельности.
Учебная дисциплина «Философия права» – необходимый элемент теоретической, мировоззренческой, методологической и специальной подготовки юристов. Философия права изучает наиболее общие принципы бытия правовой реальности и его познания, исходные основания права – свободу, равенство, справедливость, рассматриваемые в контексте мировой культуры и общечеловеческих ценностей. Богатая историко-философская традиция и правовой опыт человечества, глубоко осмысленные современной философией права, способствуют формированию правовой культуры будущего специалиста.
В основе развития философии права лежат труды классиков мировой философско-правовой, юридической и социологической мысли, современные исследования философско-правовых и юридических проблем, исторический опыт практической реализации различных философско-правовых концепций и конструкций.
Главная задача изучаемого курса – формирование у студентов понимания наиболее общих, фундаментальных закономерностей и принципов существования и познания правовой реальности, её места в жизненном мире человека. В силу этого общая цель изучения данной дисциплины заключается в вооружении будущего специалиста научной методологией познания природы и сущности повседневной реальности и системного мира человека, оценки фактов правовой действительности, формирования ценностных установок, основанных на знании опыта функционирования общества в правовой сфере.
studfiles.net
Философско-правовые идеи в Древнем мире.
Количество просмотров публикации Философско-правовые идеи в Древнем мире. - 393
Философско-правовая мысль Средневековья.
Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в Античный период.
Контрольные вопросы.
1. Что является объектом и предметом философии права?
2. Что изучает философия права?
3. Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории права?
4. Перечислите основные философские концепции права.
5. Какое место занимает философия права в системе философских наук?
6. Какое место занимает философия права в системе юридических наук?
7. Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права?
8. Назовите основные функции философии права как научной дисциплины.
9. Почему крайне важно изучать философию права будущему юристу?
Рекомендуемая литература.
1. Алексеев С.С. Философия права. - М.: 1997 – С. 10-46.
2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права – М.: 2001. С. 5-15.
3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М.: 2000. – С. 6-15.
4. Керимов А.Д. Основы философии права. - М.: 1992. С.3-15
5. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций – Новосибирск: 2004. С.5-11.
6. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: 1997 С. 8-16.
7. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М.: 1997. С. 11-46.
8. Философия права: Учебник. Под редакцией О.Г. Данильяна. - М.: 2005 С. 9-19.
Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира и Средневековья
Вопросы: 1. Философско-правовые идеи в Древнем Мире.
Философия права, как и любая другая наука, имеет свое прошлое, свою историю. По этой причине, ретроспективно оценивая развитие философско-правовой мысли, важно учитывать различные концептуальные установки, определявшие подходы к осмыслению логики изменения философии права в истории человечества.
Первые философско-правовые представления основывались на мифах о ʼʼзолотом векеʼʼ, когда боги жили среди людей, создали для них правила общежития и сами вершили суд. Каждая из цивилизаций, существовавших в Древнем мире, создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте - богиня Ма-ат, в Греции - богиня Фемида. При этом все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.
По мере развития человечества, с образованием первых государств происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Здесь боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, обычаев, традиций, законов.
Из четырех базовых очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних.
referatwork.ru
Глава 1. Античная философия права. Философия права. Учебник для вузов
1. Дике и номос: в поисках начал справедливости
Уже во времена "гомеровской Греции" (конец II тысячелетия до и. э.)[589] эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь, почетное право-притязание), номос (закон). Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и критерия правового. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право. Лишь благодаря легитимации в контексте представлений о справедливости (дике) то или иное притязание становилось правовым и входило в обычай (темис), общепринятые.нормы поведения.
Положение о единых корнях и основах справедливости и закона Гесиод (VII в. до и. э.) изображает в своих поэмах "Теогония" и "Труды и дни" следующим образом: Справедливость (Дике) и Благозаконие (Эвномия) — две сестры-богини, являющиеся дочерьми верховного олимпийского бога Зевса и богини правосудия Фемиды[590]. Справедливость у Гесиода, как и у Гомера, противопоставляется силе и насилию[591]. Как дочь верховного бога Зевса (олицетворения всего божественно-совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного, естественного порядка) Дике охраняет божественную справедливость и карает за отступления от нее. "Такая правда и справедливость, — писал известный русский юрист И.Г. Редкий о гесиодовской Дике, — дочь неба, небесная, божественная, и дочь природной силы, мировая, природная, естественная, — отличается от права земного, положительного, так что здесь находим мы зародыш двух понятий, проходящих через всю историю греческой философии права: понятия о праве по природе или естеству (фёсеи) и понятия о праве по человеческому положению или установлению (номо) или понятия о естественном и положительном праве"[592].
Порча нравов людей и их отход от божественных установлений приведет, по словам Гесиода (Труды и дни, 174—193), к тому, что "правду заменит кулак", "где сила, там будет и право". Такую подмену Гесиод клеймил как извращение представлений о праве и справедливости.
Известный немецкий историк-эллинист В. Ягер большую новизну позиции Гесиода (по сравнению с гомеровской) усматривал в том, что Гесиод первым преодолевает традиционную позицию безличностной объективности эпоса и уже от себя произносит проклятие несправедливости и благословение праву[593]. Развивая этот подход, Эрнст Кассирер писал: "Прежде всего благодаря идее права эпос приобрел новый облик. Идея права вдохнула в эпос новую жизнь, она дала ему такой личностный характер, который еще отсутствовал у Гомера"[594].
Представления о взаимосвязи справедливости и права были развиты дальше в творчестве "семи мудрецов". В плане углубления рационально-теоретических представлений об объективной природе норм, регулирующих поведение людей, значительный интерес представляют их суждения и краткие изречения (гномы) о необходимости соблюдать определенную "меру" и "середину" во всех делах и поступках. Широкой известностью пользовались, например, такие гномы: "Средняя дорога есть наилучшая" (Клеобул), "Ничего сверх меры" (Солон). "Мера" и "середина", согласно этим представлениям, олицетворяли собой справедливость и вообще объективную нравственную основу правил человеческого поведения, представляя собой искомый образец как для положений законодательства, так и для действий граждан. На соблюдение общей нормы взаимоотношений нацелен и гном Фалеса: "Не делай сам того, что ты порицаешь в других".
Своим законодательством (594 г. до и. э.) Солон отменил прежние долги, уничтожил долговое рабство, ввел в Афинах умеренную цензовую демократию, пронизанную идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. В своих эллегиях Солон отмечал, что он провел реформы "властью закона, силу с правом сочетав", что всем он указал "прямую правду" и дал законы "простому со знатным наравне"[595].
В целом, с точки зрения проблематики соотношения права и закона, в позиции Солона особый интерес представляет понимание им закона (и его власти) как сочетания права и силы. Наряду с различением права и закона такая конструкция включает в себя и понимание полисного закона как всеобщей (для всех свободных) форме и общезначимом способе официального признания и выражения прав членов полиса. В этой всеобщности закона есть и момент равенства, который состоит в том, что все граждане в равной мере находятся под защитой закона и подчиняются ему. Смысл данного равенства точно передается поговоркой: "законы писаны для всех".
Поиски объективной нормы справедливости и права для надлежащего устройства социальной и политической жизни людей были продолжены пифагорейцами (VI—V вв. до и. э.). Пифагор и его последователи стоят у истоков того, в дальнейшем широко распространившегося и влиятельного, представления, что жизнь людей должна быть реформирована и приведена в соответствие с выводами философии о справедливости и праве, о "надлежащей мере" и правилах человеческих взаимоотношений. При этом пифагорейцы сформулировали весьма важное для последующих естественнопра-вовых представлений положение о том, что "справедливое состоит в воздаянии другому равным"[596]. Это определение представляло собой философскую абстракцию и интерпретацию древнего принципа талиона ("око за око, зуб за зуб").
Глубина и новизна пифагорейского взгляда состояла в том, что под понятиями "надлежащая мера" и соразмерность они усмотрели известную пропорцию (числовую по своей природе), т. е. некое приравнивание, словом — равенство. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства, равной меры права, формального равенства.
По сообщению древних авторов, Пифагор "полагал, что наиболее содействует прочному (существованию) справедливости власть богов, и, исходя от нее (как от принципа), он установил государственное устройство, законы, справедливость и правосудие"[597]. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию и беззаконие и подчеркивали, что человек по своей природе не может обойтись без соответствующего руководства.
Глубокая концепция обусловленности полисных законов объективными общемировыми закономерностями была развита Гераклитом (ок. 530—470 гг. до и. э.). Для взглядов Гераклита, как и для античных представлений в целом, характерно рассмотрение правовой проблематики и вообще всех земных, человеческих дел и отношений в неразрывной связи и единстве с глобальными, космическими процессами. Отсюда и трактовка полисных законов как отражения космического порядка, поиски космических истоков полисных норм и установлений. Знание о справедливости, законе и т. д. — часть знания о мире вообще, о космосе (как "упорядоченной вселенной", "мировом порядке").
Согласно Гераклиту, мировым явлениям присущи необходимые связи и "скрытая гармония", в принципе доступные человеческому познанию. Основой упорядоченной связи противоположностей и упорядоченности мира как космоса является огонь — всеобщий эквивалент взаимопереходящих противоположных явлений и мера мирового порядка в целом. "На огонь обменивается все, и огонь — на все, как на золото — товары и на товары — золото" (В 90)[598].
Обусловленность судеб космоса изменяющейся мерой огня — это и есть, по Гераклиту, всеобщая закономерность, тот вечный логос, который лежит в основе всех событий мира. Все в мире совершается согласно этому логосу: через борьбу и по необходимости. Справедливость состоит в том, чтобы следовать всеобщему божественному логосу.
Полис и его закон — это, по Гераклиту, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. "Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх" (В 114). Божественный закон как источник человеческих законов — то же самое, что в других случаях обозначается как логос, разум, природа.
Божественные, космические процессы и весь космос в целом (как мера вечного огня) дают, согласно концепции Гераклита, разумный масштаб и меру человеческим явлениям, делам и отношениям, в том числе — и человеческим законам[599]. Без такого божественного, космически- огненного масштаба у людей, по Гераклиту, не было бы и самого представления о справедливости. "Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было" (В 23).
Для Гераклита Зевс, логос, огонь — синонимы. В теологической плоскости человеческий закон восходит к божественной справедливости и правде (дике), в гносеологической плоскости — ко всеобщему логосу, в онтологической плоскости — к вечному огню. В связи с этим триединством истоков закона важно иметь в виду то принципиальное для всей концепции Гераклита положение, что именно онтологическое начало — огонь — дает меру (и масштаб) всему остальному: сам космос упорядочен лишь благодаря определенной мере огня.
Учение Гераклита пользовалось широкой известностью во всей Элладе и оказало заметное влияние на последующую философскую и политико-правовую мысль. В частности, в разных вариациях и модификациях была использована и развита античными авторами мысль Гераклита о разуме как объективной (божественно-космической) основе изменчивых человеческих представлений о справедливости и правде (дике), о логосе как основе номоса (закона). В этой связи можно сказать, что к гераклитовской концепции восходят все те естественноправовые доктрины античности и нового времени, которые под естественным правом понимают некое разумное начало (норму всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
fil.wikireading.ru
3. Функции философии права
Философия права как любая научная система выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет её теоретические возможности.
Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.
Гносеологическая функция заключается в способности философии права содействовать познанию правовой реальности и обеспечивать научность этого процесса.
Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления (знания) о правовой реальности, месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.
Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.
Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.
Наконец, философия права выполняет воспитательную функцию, интегрирующую все вышеперечисленные. Так, знание о том, что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был неправым, формирует у будущего специалиста основательность, взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.
Наконец, философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.
Конечно, философия права не претендует на положение «науки всех наук», тем более она не подменяет другие системы знаний. Напротив, философия права реализует свои функции во взаимодействии и взаимосогласовании с другими общественными, гуманитарными и специальными науками, она тесно связана с практикой формирования правосознания, воспитания образованного, теоретически подготовленного и методологически вооружённого правового человека XXI в.
Лекция 2. Философско-правовые взгляды древнего мира, средневековья и эпохи возрождения
1. Философско-правовые идеи в Древнем мире.
2. Философско-правовая мысль Средневековья.
3. Философско-правовые концепции эпохи Возрождения.
1. Философско-правовые идеи в Древнем мире
Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, устанавливали для них правила общежития и сами вершили суд. Об этом веке упоминали Геродот, Гераклит, Платон и др. Римский поэт Овидий так его описывает: «Первым век золотой народился, не знавший возмездий, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность... Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».
Естественно, что каждая цивилизация создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте – богиня Маат, в Греции – богиня Фемида. Однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.
По мере развития человечества, с образованием первых государств происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Здесь боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, обычаев, традиций, законов. Так, в Древней Индии порядок определял мировой закон «рта» или «дхарма»; в Древнем Китае – взаимодействие первоначал инь и ян; в Древней Греции взаимоотношения между людьми регулировались уже не Фемидой и рождёнными ею от Зевса дочерьми Дике (Справедливость) и Эвномией (Благозаконие), а традицией и обычаем.
С появлением позитивного права, опиравшегося на писаные законы, происходит дальнейший отход от мифологической и идеациональной версий, возникают первые философско-правовые концепции. Зарождается наивная, стихийная философско-правовая мысль, основывающаяся на здравом смысле, многолетних наблюдениях и догадках.
В Древней Индии творцом законов считали прародителя людей Ману, который сформулировал правила поведения человека в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Буддизм, не признававший Бога как Творца, полагал, что законы и правила поведения созданы самими людьми. А философская школа локаята (чарвака) вообще выступила предтечей атеизма, утверждая земную природу не только существующего правопорядка, но и законов – их создали люди для своей выгоды.
В Древнем Китае философско-правовая мысль формировалась на основе учения о Дао как естественном миропорядке, построенном на принципе высшей справедливости. Любое отклонение от этого миропорядка, любая попытка его модификации приводят к трагическим последствиям. Поэтому общество в своей жизнедеятельности должно исходить из двух принципов: у-вэй – недеяния, невмешательства в естественный ход вещей и бучжен – ненасилия. С точки зрения Лао-цзы (579–499 гг. до н. э.), «деяй недеяние, служи неслужбу... в достатке и недостатке на зло воздай Дэ (добродетелью)».
В противовес конфуцианской установке на воспитание «благородного мужа» школа легистов во главе с Шан Яном (390–338 гг. до н. э.) полагала, что взаимоотношения между властью и народом и правопорядок в целом должно строить на принципе фа – строгом следовании закону. Причём ведущая роль в поддержании правопорядка отводилась наказанию. Легисты призывали к установлению палочной дисциплины, превентивного наказания, коллективной ответственности, требовали уничтожения философов как носителей свободомыслия и разрушителей установленного правопорядка.
Европейская философско-правовая мысль берёт начало в размышлениях семи мудрецов: Фалеса, Питтака, Бианта, Солона, Клеобула, Периандра и Хилона, сохранившихся лишь в отдельных высказываниях. Так, Фалес учил: «Не делай сам того, что порицаешь в других», Хилон призывал: «Повинуйся законам», а Солон предупреждал: «Ничего сверх меры» и «Требуя от других, и сам отвечай». Солону же принадлежит и первая известная трактовка понятия закона как «сочетания права и силы полиса».
Пифагор (580–500 гг. до н. э.) и его последователи пытались выразить правопорядок через математическое равенство и гармонию. Согласно учению пифагорейцев, справедливость – это воздаяние равного за равное, следование божеству и нравственным правилам. Сама же справедливость обеспечивает гармонию в обществе (полисе).
Гераклит (530–470 гг. до н. э.), провозгласив Логос всеобщим законом природы, заметил, что наряду с ним существуют законы, которые вводятся и отменяются смертными законодателями.
В эпоху Демокрита (середина V в. до н. э.) зарождается античная теория естественного права, суть которой заключается в соответствии законов государства природе людей и вещей. Если же закон противоречит их природе, он несправедлив, недолговечен и подлежит изменению. Именно в незыблемости законов Демокрит усматривал причину анархии и несправедливости. Кроме того, законы, по его убеждению, не должны мешать людям жить, им надлежит лишь ограничивать пороки – стяжательство, стремление к богатству и др. В итоге законы и правопорядок призваны обеспечить человеку достижение эвтюмии – благостного и спокойного расположения духа.
Софисты совершают ещё один шаг вперёд от мифологическо-божественного истолкования правовой реальности, подчеркивая идею земной природы законов (Критий, Гиппий и др.), а следовательно, и моральной ответственности людей за их установление. В учении Протагора (490–420 гг. до н. э.) впервые высказывается мысль о законах и правопорядке как результате договора между людьми.
С именем Сократа (470–399 гг. до н. э.) связано появление концепции, получившей наименование философско-правовой рационализм. Суть её выражается тезисом о том, что в основе поступков, поведения людей находится либо знание, либо незнание. Человек, не знающий законов, требований справедливости, считал Сократ, не может поступать правильно. Лишь тот, кому известно, что есть «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость», никогда не нарушит моральные и правовые нормы.
Ученик Сократа Платон (427–347 гг. до н. э.) проблемам справедливости, законности, порядка и равенства уделял особое внимание. Ему принадлежит заслуга не только в формулировке этих понятий и написании статей «О добродетели», «О справедливости», но и в разработке философско-правовой концепции, изложенной в работах «Государство» и «Законы». Её суть заключается в обосновании основных постулатов, ставших аксиомами правовой жизни античных полисов: господство закона и равенство всех граждан (но не рабов!) перед законом, строгая иерархия обязанностей, понимание справедливости как состояния, в котором каждый занимается своим делом.
В основе аристотелевского понимания правовой реальности лежит согласование деятельности человека и государства. Само право, по Аристотелю (384–322 гг. до н. э.), опирается на свободу, богатство, благородное происхождение и добродетель. Именно с этими понятиями он связывал главные черты правосудия, равенства, закона и центральной категории своего философско-правового учения – справедливости.
Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую, понимаемую как арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказания, и распределяющую, понимаемую как геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства, получаемой гражданином, с его достоинством и заслугами. Примечательно, что именно второй вид справедливости он называл социальным равенством.
В эпоху заката античности римские стоики выдвинули идею «космополиса» – вселенского государства, которым правят судьба, рок, понимаемые как мировой объективный закон. Все остальные законы, формулируемые согласно учению Сенеки, Зепона-стоика, Марка Аврелия, Эпиктета и других греческих и римских философов, относительны и условны.
Стоики органично соединили в своём учении право и мораль, свободу моральную и свободу правовую. По их взглядам, свобода существует как «свобода от» и в первую очередь – «от зла», а долг есть то, что «подобает природе».
studfiles.net
Философия права конспект лекций | Kursak.NET
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Философия права
Конспект лекций
для студентов очной и заочной форм обучения
специальности 030501 «Юриспруденция»
ШАХТЫ
ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»
2010
УДК 340.12(07)
ББК 67.3я73
Ф561
Рекомендован к внутривузовскому изданию
редакционно-издательским советом ЮРГУЭС
Составитель:
ст. преподаватель кафедры «Теория государства и права»
Н.О. Мартиросян
Рецензенты:
к.э.н., доцент кафедры «Теория государства и права»
ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»
Л.А. Спектор
д.ю.н., профессор, начальник кафедры «Административное право»
ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России»
А.Н. Позднышев
Ф561 Философия права : конспект лекций / составитель Н.О. Мартиросян. – Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – 142 с.
Конспект лекций предназначен для студентов ЮРГУЭС очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция».
Конспект лекций включает лекции по дисциплине «Философия права» и формы контроля.
Конспект лекций по «Философии права» составлен для студентов специальности 030501 «Юриспруденция». Предусматривает усвоение студентами в ходе лекций и семинарских занятий основных проблем этики юридической деятельности.
Учебная дисциплина «Философия права» – необходимый элемент теоретической, мировоззренческой, методологической и специальной подготовки юристов. Философия права изучает наиболее общие принципы бытия правовой реальности и его познания, исходные основания права – свободу, равенство, справедливость, рассматриваемые в контексте мировой культуры и общечеловеческих ценностей. Богатая историко-философская традиция и правовой опыт человечества, глубоко осмысленные современной философией права, способствуют формированию правовой культуры будущего специалиста.
В основе развития философии права лежат труды классиков мировой философско-правовой, юридической и социологической мысли, современные исследования философско-правовых и юридических проблем, исторический опыт практической реализации различных философско-правовых концепций и конструкций.
Главная задача изучаемого курса – формирование у студентов понимания наиболее общих, фундаментальных закономерностей и принципов существования и познания правовой реальности, её места в жизненном мире человека. В силу этого общая цель изучения данной дисциплины заключается в вооружении будущего специалиста научной методологией познания природы и сущности повседневной реальности и системного мира человека, оценки фактов правовой действительности, формирования ценностных установок, основанных на знании опыта функционирования общества в правовой сфере.
ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА:
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ
Философия права как часть социальной философии.
Типология философских концепций права.
Функции философии права.
1. Философия права как часть социальной философии
В древности любые знания о мире и человеке именовались мудростью, а носители этих знаний – мудрецами, или философами. И независимо от рода занятий мудрецов добытые ими знания не расчленялись. Не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед.
Но по мере накопления часть знаний «отпочковывалась» от философии. Возникла физика как учение о природе, медицина как учение о сохранении здоровья людей, астрономия как учение о небесных телах. Более того, дифференциация происходила даже в сферах обществознания и человекознания, которые по определению оставались в рамках философии.
Так появились сопредельные, околофилософские системы знаний – этика, эстетика, юриспруденция, теология и другие. Этот процесс идёт и в настоящее время. Сегодня не вызывает сомнения правомерность существования таких разделов философии, как онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), социальная философия (учение об обществе), праксеология (учение о деятельности).
Такое понимание объекта и предмета социальной философии позволяет полагать, что она является матричной основой философии права, а философия права – составной частью социальной философии.
Теоретическим обоснованием единства социальной философии и философии права служит один и тот же объект исследования, а именно жизненный мир человека. Социальная философия рассматривает жизненный мир в целом и во взаимодействии со всевозможными его детерминирующими факторами, а философия права подразумевает под ним взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.
В едином объекте заключён и предмет философии права как философской дисциплины, исследующей наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
Действительно, и у теории, и у философии права один объект – правовая реальность. И в этом выражается взаимосвязь двух систем знания, позволившая некоторым исследователям относить философию права к юридической науке.
Ещё Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, B.C. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия даёт сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).
Таким образом, философия права и юриспруденция (общая теория государства и права) имеют общий объект, но различные предметы исследования.
Обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права – общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.
Философия права имеет общие грани и с другими научными дисциплинами – социологией, политологией, этикой и др.
В то же время у философии права чётко очерчен собственный предмет – исследование правовой реальности как взаимодействия повседневного и системного миров человека, формирующего его жизненный мир. Будучи составной частью социальной философии, философия права имеет своё «внутреннее» строение.
К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:
– философско-правовая онтология как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;
– философско-правовая гносеология как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
– философско-правовая аксиология как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;
– философско-правовая праксеология как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.
2. Типология философских концепций права
Философия права имеет множество аспектов. Доминирование того или иного аспекта в интерпретации правовой реальности предопределяет и обусловливает необходимость выделения в целостном философско-правовом знании его концептуальных разновидностей.
Философско-правовой идеализм – объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).
Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отражённого в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).
Философско-правовой рационализм – заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).
Философско-правовой иррационализм – основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).
Философско-правовой позитивизм – ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права – как совокупности норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).
Философско-правовой персонализм – отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реальности (Н.А. Бердяев).
Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жёсткой предопределённости, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители XVIII – XX вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).
Многообразие философско-правовых концептуальных разновидностей обусловлено не только многоаспектностью социально-философского знания, но и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.
Естественное право (право повседневного мира человека) – в историко-юридической науке рассматривается как притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.
Позитивное право (право системного мира человека) – фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.
Гуманистическое право (право жизненного мира человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.
3. Функции философии права
Философия права как любая научная система выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет её теоретические возможности.
Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.
Гносеологическая функция заключается в способности философии права содействовать познанию правовой реальности и обеспечивать научность этого процесса.
Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления (знания) о правовой реальности, месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.
Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.
Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.
Наконец, философия права выполняет воспитательную функцию, интегрирующую все вышеперечисленные. Так, знание о том, что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был неправым, формирует у будущего специалиста основательность, взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.
Наконец, философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.
Конечно, философия права не претендует на положение «науки всех наук», тем более она не подменяет другие системы знаний. Напротив, философия права реализует свои функции во взаимодействии и взаимосогласовании с другими общественными, гуманитарными и специальными науками, она тесно связана с практикой формирования правосознания, воспитания образованного, теоретически подготовленного и методологически вооружённого правового человека XXI в.