История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток. Билеты / 41 Религиозная реформа Эхнатона. Реформа эхнатона древнем египте


Реформы и правление фараона Эхнатона, его прекрасная супруга и дочь

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Во времена Эхнатона, Египет был могущественным государством, но, в котором жрецы были наделены большой властью. Эхнатон не стал выбирать путь завоевательных войн. Он решил пойти другим путем. Он решил ослабить власть жрецов, их влияние на все слои населения с помощью реформ. Поэтому в историю он вошел как Эхнатон Реформатор.

Аменхотеп IV (Эхнатоном станет немного позднее) был сыном Аменхотепа III и царицы Тии. Откуда родом Тия, точно неизвестно, но, она не была из какого-либо знатного рода, и, скорее всего, вообще не была египтянкой. Однако, Аменхотеп III настоял на браке с ней, отвергнув претенденток из многих царственных родов. Из-за болезни отца, он очень рано стал его соправителем. А в 22 года, после смерти отца, он стал правителем Египта. Во время его правления, большое влияние на него оказывала его мать, которая была очень умной и мудрой женщиной. Начало  правления фараона Эхнатона, дата : 1353 год до нашей эры.

Аменхотеп, придя к власти, взял курс на реформирование, а не на продолжение завоевательных походов. Чем вызвал бурю недовольства у жрецов, они не хотели видеть его фараоном и считали недостойным этого высокого титула, потому что его мать не из знатной семьи. По правилам, на трон мог взойти только сын фараона и его жены из знатного рода. А завоевания, как они считали, были нужны для укрепления власти и экономического развития.

В то время власть жрецов была достаточно крепкой. В результате походов предыдущих фараонов, и богатой добычи, существенная часть которой передавалась в храмы. В них осело достаточно золота, чтобы власть жрецов была крепкой и имела огромное влияние на все слои египтян. Власть жрецов со временем становилась все более влиятельной. Что стало вызывать конфликты между ним и жрецами. Неприязнь Аменхотепа и жрецов, со временем, перешла в открытую вражду и противостояние. Он понимал необходимость координальных изменений. Понимал насколько опасно недовольство жрецов им. Вполне возможно, к решению о принятии реформ, он пришел, боясь свержения своей власти или быть убитым.

Реформы фараона Эхнатона

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Какую реформу осуществил фараон Эхнатон  можно понять, зная, как он хотел ослабить влияние жреческой и светской знати. Это всё вылилось в открытое соперничество на уровне идеологий. В новом едином боге молодой правитель решил найти опору, позволяющую ему укрепить свою власть, а власть жрецов, наоборот уменьшить.

Помимо всего прочего, он решил создать единый культ нового бога во главе с фараоном-жрецом (фараон – главный жрец). Он полностью изменил роль жреца в религии. Вероятно, к подобным принципам ему помогли прийти евреи, пытавшиеся прийти в те времена к монотеизму. А также желание укрепить свою власть, показав и доказав, что он и бог едины. А отстранив жрецов, при помощи изменения религии, он сводил на нет их власть. Так же инициатором подобных изменений являлась мать — Тия. До него, столько координально, никто не пытался изменить религию.

Он решился на координальное реформирование в религии. Он заменил всех богов на единого бога — Атона. Если традиционно египтяне изображали своих богов с головами животных и туловищем человека, то нового бога они изображали в виде солнца и исходящих от него лучей, на конце которых размещались человеческие руки, удерживающие надпись “жизнь”. Основой его религии была энергия. Что уже являлось полным нарушением всех представлений о религии и жизни. Идя на такой шаг, он хотел полностью изменить отношение египтян к религии. Изменить религию — это значит поменять их мировоззрение. В те времена это был настоящий прорыв в интерпретации религии. Для многих было не понятно, как это иметь только одного бога. Ведь предыдущая религия существовала тысячи лет.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

На шестой год своего правления, Аменхотеп IV, перенес столицу из Фив, на 300 километров севернее, в отстроенный в короткие сроки город Ахетатон. Верховным жрецом нового бога и религии стал он сам, взяв себе новое имя — Эхнатон. Он ввел определенные ритуалы, которые соблюдал он и его близкое окружение, которое поддерживало все его нововведения. Как ритуалы, так и обычаи он поменял полностью. Имена старых богов, враждующих с Атоном, без жалости стирались с памятников. Так же их имена запрещалось произносить под страхом телесных наказаний. Однако были люди, которые не хотели перемен в религии, они только ждали часа, чтобы вернуть старую религию. И такие люди были среди всех слоев населения, и их было не мало.

Эта реформа привела к удивительному, на тот момент, взлету искусства. Художники взялись за изображение различных бытовых сцен, передачу красоты внутреннего мира человека. И, если до этого периода фараонов изображали как полубогов и с похожими друг на друга лицами и фигурами, то теперь художники изображали их как нормальных людей, с присущими им определенными чертами, и даже физическими недостатками. В моду вошел стиль арт-деко, с яркими красками, четкими линиями, с четкой передачей образов. Это был самый настоящий прорыв в искусстве и культуре. За короткий промежуток времени искусство претерпело огромные изменения. Появилось много новых направлений.

После его смерти, трон занял его зять Сменхкара. Но после его недолгого, и можно сказать, что неудачного правления, трон занял его другой зять — Тутанхамон. Во время его правления был восстановлен культ старых богов, которые были в Египте до правления Эхнатона. Тутанхамон вернул Фивам статус столицы. Да и, видимо, имя Эхнатона, во время его царствования, упоминать было запрещено под страхом суровых наказаний. Все вернулось на свои места, как и было сотни лет. О новом боге были стерты все напоминания. Жрецы тоже вернулись в свои храмы. Но их прежняя мощь уже пошатнулась.

Прекрасная супруга фараона Эхнатона

Единого мнения о семье главной супруги фараона Эхнатона  , до сих пор нет. Вся ее жизнь была тайной и сказкой, которая поражает наше воображение до сих пор. Но нам известно  как звали жену фараона Эхнатона , ее имя Нефертити. Но вполне возможно, что она дочь царя из соседней Митании. По одной из версий, ее в 12 лет оправили в качестве дорогого подарка, преклонения, в гарем к его отцу. После смерти старого фараона ее должны были умертвить. Ее спас Эхнатон и женился на ней. История большой любви повторилась, и он женился, как и его отец, по любви. Она помогала своему мужу и всячески поддерживала все его начинания.

По другой версии, Тия выбрала ее в жены для сына. Нефертити была из знатного египетского рода. А Эйе, ближайший сподвижник фараона, был ее родным братом. Поэтому все обычаи были строго соблюдены.Эхнатон очень любил свою жену. Такой вывод можно сделать исходя из:

  • Большое количество фресок посвящено ей. Больше, чем даже Эхнатону.
  • На одной и фресок они изображены вместе во время поцелуя. Это самое древнее изображение любовной сцены.
  • Видя отношение Эхнатона к Нефертити, египтяне очень почитали ее. Помимо красоты, она еще имела и доброе сердце.

Возможно, это почитание объясняет ее египетское происхождение.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Супруга фараона Эхнатона  считалась женщиной редкой красоты. Но помимо этого, обладала большим умом и помогала своему супругу в правлении. Их любовь была взаимна и, судя по всему, они всегда на официальных церемониях и приемах появлялись вместе.До наших дней дошел бюст Нефертити, который нашли в 1912 году в египетской деревушке, когда разбирали древний мусор. Он великолепно сохранился до наших дней. Только был отколот кусочек уха и отсутствовал левый зрачок. Но зрачка никогда и не было, потому что при жизни делали бюсты и статуи с одним зрачком, а второй вставлялся только после смерти. Благодаря этому бюсту, красота и изящество Нефертити до сих пор нас поражает, несмотря на многовековую разницу.

Ее имя до сих пор сопоставляется с легендой о красоте женщины, которая жила в очень давние времена. Среди ученых ходит легенда, что когда ее бюст нашли среди мусора, то мужчины были так поражены ее красотой, что ее долгое время им в снах являлась редкой красоты женщина в египетских одеяниях, с утонченными чертами и манерами.

Существует версия, что между женой и матерью фараона было противостояние. Которое закончилось тем, что фараон сделал жену соправительницей, а гарем отдалил от себя. Семейные проблемы были знакомы и в семьях фараонов. Будучи соправительницей, она сделала много для страны, ведь не даром она занимает важное место в истории.

Но, к сожалению, она так и не смогла родить ему сына, наследника. И это было трагедией всей ее жизни. Считается, что она не выполнила свою основную функцию. Для страны это могло быть большой проблемой. У них было шесть дочерей. А когда умерла любимая средняя дочь Нефертити и Эхнатона  принцесса Макетатон, супруги охладели друг к другу. В это время фараон знакомится с молодой и красивой девушкой. Взяв ее в жены, он выслал со дворца Нефертити. Но со временем, юная жена ему надоедает. И он отсылает ее обратно в гарем.

Умер он в возрасте 29 лет (по тем временам средний возраст), скорее всего от давней болезни позвоночника. По другой версии его убили сторонники старой религии. Нефертити же умерла в возрасте 37 лет (вполне преклонный возраст). В те времена люди жили по нашим меркам не много. И 40-45 лет — были уже глубокой старостью. После смерти фараона она не жила в изгнании. Благодаря своей мудрости и уму, она оставалась все еще влиятельной женщиной при дворе фараона.

Вывод

Эхнатон – первый правитель древности, который ввел религию единого бога. До него, это не делал никто из правителей. Это ему позволило:

  • Ослабить власть жрецов, а свою власть наоборот, сделать более могущественной и крепкой, потому что он объявил себя верховным жрецом в новой религии.
  • Максимально объединить народ Египта с помощью новой единой религии. Потому что во многих городах почитали разных божеств, которые часто были враждебны к божествам из соседних городов. Что вызывало вражду среди египтян. Новая религия решала эту проблему, потому что бог был единый.

Благодаря религиозной реформе, начало изменяться отношение египтян к жизни, что сразу же отразилось в искусстве. В котором произошли существенные изменения.

Однако, после смерти фараона, его потомки так и не оценили, всех его реформ, чем и воспользовались жрецы. Старая религия вернулась. Его новая столица, которую он построил, и храмы новой религии были разрушены до основания. Чтобы даже и воспоминаний не осталось о всем том новом, что он попытался воплотить в жизнь и донести до египтян. Вместо столицы была построена арабская деревня. Возможно, новыми реформами он опередил свое время, поэтому они так и не закрепились в жизни египтян после его смерти. Это была первая попытка ввести единобожие.

perstni.com

Реформа Эхнатона | Мир невидимого

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) — правитель Древнего Египта, задумавший внедрить реформы, кардинально менявшие жизнь общества. Это касалось не только религии, но и политической системы, и столицы Египта, и эстетических вкусов египтян. Эхнатон — фараон Египта XVIII династии, управлявший страной во второй полови­не XIV века до н. э., сын Аменхотепа III и царевны Тии. По обычаю фараонов был женат на своей сводной сестре Нефертити.

Религиозная реформа Эхнатона

В реформе Эхнатона была не только религиозная составляющая, но и политическаяРелигиозная реформа Эхнатона, образно говоря, про­возгласила бога Атона, изображаемого в виде солнечно­го диска, единым богом Египта, а самого Эхнатона — его пророком. Таким образом, он первый правитель в истории мира (по современным данным), заменивший древний политеизм[1] на монотеизм[2]. Данная рефор­ма Эхнатона уменьшала власть могущественных египет­ских жрецов, и особенно жрецов бога Амона из Фив. Именно в процессе реформы он изменил свое имя Аменхотеп (в переводе «Амон доволен») на Эхнатон («блеск Атона»).

Недалеко от нынешнего города Телль-эль-Амарны фараон построил новую столицу, город Ахетатон, а также многочис­ленные храмы, посвященные Атону. Только благодаря тому, что археологи обнаружили столицу фараона-реформа­тора — Ахетатон (в переводе «Город Солнечного гори­зонта»), его история стала известна науке.

В последние годы царствования фараона Аменхотепа III, отца великого реформатора, правящие круги Египта наслаждались миром и могуществом своей стра­ны, которое являлось результатом многочисленных успешных военных походов предшественников Аменхотепа III. Египет стал передовой мировой державой, и как будто не было никаких предпосылок для грядущих перемен, случившихся во время прав­ления  и реформ Эхнатона. Следует отметить, что уже в некоторых текстах времен Аменхоте­па III, встречается слово «Атон», что озна­чает «Солнечный диск». Трудно сказать, чем объясняет­ся употребление этого слова, но, вероятно, еще при Аменхотепе III в Фивах появился культ Атона как сол­нечного божества. В пользу такой гипотезы гово­рят следующие обстоятельства: во-первых, судно царицы Тии, жены Аменхотепа III и матери Эхнатона, в котором она плавала, назы­валось «Сияние Атона». Во-вторых, в неизданных тек­стах, найденных в одной из гробниц в Фивах эпохи Аменхотепа III, упоминается титул человека, по­гребенного в ней, — «управляющий дворцом Атона». Существуют и дру­гие указания на появление в Фивах культа нового солнеч­ного божества Атона. Иначе говоря, культ Атона в Фивах возник либо при Аменхотепе III, либо еще раньше. Очевид­но, что Атон был одной из ипостасей солнечного бога Ра из Гелиополя или, во всяком случае, тесно с ним связан.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это явно проявляется в искусстве: в изображениях исчезает сим­волика Амона-Ра и других древних богов. Зато появляет­ся новый образ — Солнечный Диск, лучи которого завер­шаются кистями рук с символами жизни и власти. Традиционная неподвижность, отчужденность в офици­альных изображениях царя и его семьи сменяются дина­мичностью, натурализмом. Письменные источники хранят полное молчание о событиях по­следующего времени, и можно только предполагать, что конфликт между новым фараоном, его новаторским ис­кусством и культом нового бога Атона с одной сторо­ны, и жречеством Фив и древними традиция­ми — с другой, усиливался.

[1] культ многих богов

[2] единобожие

Всевидящее око

В конце 1977 года Монтаукский проект перешел в непредсказуемую фазу. Однажды экстрасенсу Дункану Камерону поручили мысленно создать образ твердого ...

Самый безопасный вертолет

Машина получила официальное название Ми-171А2. Как и другие вертолеты, являющиеся модернизированными вариантами Ми-8, его разрабатывает конструкторское бюро Московского вертолетного ...

Призраки дома Винчестеров

Еще одно таинственное место – дом Винчестеров – находится в Калифорнии. Эта огромная усадьба, расположенная в Сан-Хосе насчитывает порядка ...

Рождение для вечной жизни

Человек трехсоставен: он состоит из духа, души и тела. Тело подобно одежде, в которую облечена наша личность – душа. ...

Будущее аккумуляторных технологий

В настоящее время одной из самых больших проблем, препятствующих широкому распространению полностью электрических и гибридных автомобилей, заключается в их аккумуляторных батареях. ...

Как относиться к самокритике

В нашем обществе бытует убеждение, что самокритика – это положительная черта характера. Не будем вдаваться в историю, откуда взялось ...

3D принтер строит дом

В Южной Калифорнии изобрели здоровенный 3д принтер Contour Crafting, который позволит печатать целые дома. Причем специальные приспособления позволяют не только возводить ...

Хрустальный череп из Города павших камней

На юго-востоке Мексики, в районе современного Гондураса и Гватемалы некогда существовала группа чрезвычайно развитых цивилизаций. которые владели технологиями, значительно отличавшимися ...

Комплекс неполноценности

Одна из самых интересных концепций в психологии - это комплекс неполноценности. Понимание психологии данного комплекса является важным шагом в решении ...

Чолульская пирамида – технологии гигантов

Не секрет, что современные представления о древнем мире формируются сквозь призму политической целесообразности. Особенно ярко это можно пронаблюдать на примере ...

www.objectiv-x.ru

Найдены доказательства религиозной реформы Эхнатона в Египте

Обнаружена резная фреска древнего Египта, датированная 2300 г. до н.э. Артефакт свидетельствует о проведении религиозной реформы Эхнатоном.

В верхней части фрески находится иероглиф Амона, зашпаклеванный по приказу фараона Эхнатона (1353-1336 до н.э.) и восстановленный позже.

Деревянная панель вырезана из нубийского песчаника найдена в гробнице в районе Седейнга, современный Судан. Размер ее около 5 метров в высоту и 1,5 в ширину.

Загадки Долины Мертвых в Египте

Первоначально артефакт украшал стену храма в Седейнга, посвященному царице Тии, умершей около 1340 г. до н.э. Через несколько веков после смерти Тии храм превартился в руины, а фреска была помещена в гробницу под полом здания.

Религиозная реформа в Египте

Археологи обнаружили, что на фреске указано имя Амона, его лицо и иероглифы затерты. Это доказывает факт проведения реформ фараоном Эхнатоном, который поставил во главе религии факт поклонения Атону – солнечному диску. В этот период Эхнатон приказал стереть имя и изображения Амона, ключевого культа Древнего Египта, на всей территории государства. Египет в то время включал земли древней Нубии, которые сегодня частично относятся к Судану.

Суть реформы Эхнатона: история

Резьба находилась в храме матери царицы Тии Эхнатона. Сегодня от здания осталась только одна колонна и несколько каменных блоков.

Археологи установили, что после смерти Эхнатона, на фреске было восстановлено лицо и иероглифы Амона. Эти изменения были сделаны во время правления Тутанхамона (правил 1336-1327  до н.э.)

Эхнатон и НефертитиЭхнатон и Нефертити

Причины реформы Эхнатона

Реформа Эхнатона была не последней в религии древнем Египте. Вскоре после его смерти, Тутанхамон, который, возможно, был сыном Эхнатона, взошел на престол и вернул Египет к прежней политеистической религии.

Резьба с именем Амона была восстановлена во времена правления фараона Тутанхамона или одного из его преемников.

Проклятие гробницы Тутанхамона: мифы и правда

В древнее летописи на стене храма было рассказано о Тутанхамоне, который пытался отменить каноны Эхнатона. Запись указывает на революцию Эхнатона, которая привела к отказу от поклонения многочисленным богам древнего Египта.

Это особенно резьба была бы восстановлена либо во время правления короля Тута или одного из его преемников.

Храмы и целые города пришли в упадок. На месте святынь остались руины. Места проведения ритуальных церемоний превратились в курганы, поросшие травой. Всем было приказано молиться только одному богу и спросить у него чего-либо. Был установлен запрет на совершение обрядов в честь иных богов.

Реформа Эхнатона в Египте: фильм

drevniy-egipet.ru

41 Религиозная реформа Эхнатона

№41 Религиозная реформа Эхнатона

Крупным фактом египетской истории этого времени является проведение Аменхотепом IV (впоследствии принявшим имя Эхнатона) большой религиозной реформы, имевшей целью заменить древнее традиционное многобожие новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определенные социально-экономические причины.

Завоевательные войны времени XVIII династии, приведшие к обогащению лишь небольшой группы придворной знати и высшего жречества, тяжело отразились на положении трудовых масс. Наиболее крупные богатства скопились в храмах, главным образом в руках фиванских жрецов Амона. Религиозная реформа, направленная против господства разбогатевшего высшего жречества Фив, проводилась последовательно и систематически.

Вступив на престол, Аменхотеп IV начал борьбу против верхушки фиванского жречества, благодаря своему богатству оказывавшего в течение предшествующих царствований сильное влияние на политику египетского правительства. В этой борьбе Аменхотеп IV опирался на поддержку провинциального жречества, в частности на жрецов Гелиополя и Мемфиса, где издавна процветал культ единого и верховного солнечного божества. Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу фиванского бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте.

Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своем — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах солнечного божества ясно видны контуры новой религии солнечного единобожия.

Однако Аменхотеп IV еще не находил возможным нанести решительный удар фиванским жрецам и традиционному многобожию. Именно к этому времени относятся изображения солнечного божества в виде бога Горахта с головой сокола, украшенной диском солнца. Чтобы подчеркнуть значение религиозной реформы, Аменхотеп IV свои строительные работы проводил с большой пышностью. В одной надписи сообщается, что царь призвал для работ по изготовлению одного большого обелиска всех каменщиков от Элефантины до Дельты.

Реформационная деятельность Аменхотепа IV вызвала недовольство фиванского жречества, а это в свою очередь заставило царя окончательно порвать с жрецами Амона. Культ прежнего государственного бога Амона и все древнее традиционное многобожие подверглись гонению. Имена бога Амона и других богов Египта, даже слово «боги» уничтожались на всех памятниках, причем фараон не пощадил даже имени своего отца, так как в его состав входило имя бога Амона.

Бросив вызов могущественному фиванскому жречеству, Аменхотеп IV выдвинул культ единого и верховного солнечного бога Атона, что внешне отразилось в изменении царского имени. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Полностью порвав с фиванским жречеством, фараон покинул Фивы. Он построил себе новую роскошную столицу (около современной эль-Амарны) в просторной котловине, защищенной скалистыми горами. В эту новую столицу, украшенную дворцами и храмами, фараон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что означает «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой столицы Египта.

Раскопки, произведенные на территории Ахетатона, дали богатый материал для изучения жизни египетского города. Наряду с большим царским дворцом были обнаружены остатки зданий государственных учреждений, в частности архива и «школы писцов» («дом жизни»), богатые усадьбы, принадлежавшие аристократам и чиновникам, затем дома, в которых жили представители средних слоев населения, мелкие торговцы и ремесленники, наконец, целый квартал, населенный бедняками, очевидно, работавшими в некрополе.

Тут же были найдены торговые склады и зернохранилища. Неподалеку от города, высоко в скалах, были обнаружены гробницы вельмож. Стены погребальных комнат сохранили тончайшие изображения и интересные надписи, в частности текст высокохудожественного гимна Атону, которые дают возможность подробно изучить всю эпоху и религиозную реформу, проведенную Эхнатоном.

Религия в Древнем Египте была главной формой идеологии, а храмы были важнейшими центрами культурного влияния. Поэтому религиозная проповедь могла быть использована для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. Отчасти с этой целью, очевидно, были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноплеменным и разноязычным массам, населявшим соседние страны, завоеванные египетскими фараонами XVIII династии. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают те слова из гимна Атону, в которых говорится, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он создал все страны мира — Египет, Сирию и Нубию и посылает жизнь каждой стране.

Если прежние боги изображались покровителями одного лишь Египта и его царя, даровавшими ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон был объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Проводя религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние слои населения, представители которых образовали вокруг него новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением; они подчеркивают свою преданность фараону и верность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам Эхнатон.

Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи: «Он (т. е. фараон) умножил свои ко мне милости, как песок. Я — глава чиновников над всем народом. Мой владыка возвысил меня, так как я следовал его поучениям, и я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворенный истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему учению жизни». Новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу, за то, что они следовали новому религиозному учению, поддерживая религиозную реформу.

Так, на стенах гробницы верховного жреца Мерира изображено, как царь награждает его золотом. Надпись содержит слова царя, обращенные к вельможе: «Повесьте золото ему на шею, на руку, положите золото к его ногам за то, что он внимал учению фараона и делал все, что было сказано в этих великолепных чертогах, которые воздвиг фараон в святилищах дома Атона для Атона в Ахетатоне».

Опираясь на созданное им и преданное ему чиновничество, Эхнатон упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны древние культы,— в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе — Эхнатон построил храмы новому государственному богу Египта — богу солнца Атону. Больше того, культ Атона стал насаждаться даже в Нубии, где еще при Аменхотепе III был основан новый город ниже 3-го порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь в честь Амона, и воздвиг новый храм, посвященный новому солнечному богу — Атону.

Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения, которая поддерживала фиванских жрецов и правителей номов и держалась старого многобожия. Рабовладельческая знать, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушения на смелого фараона-реформатора.

На стене гробницы начальника столичной полиции Маху изображено, как Маху привозит к везиру и к высшим чиновникам важных государственных преступников — одного египтянина и двух иноземцев. Обрадованный раскрытием заговора и арестом главных зачинщиков, везир благословляет бога Атона и царя.

studfiles.net

Реформа Эхнатона эпохи Нового царства

В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV - самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот - с головой ибиса, богиня Хатор - с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам - Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

На шестом году царствования Сам он сменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("Угодный Атону") и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Аменхотеп IV (1372-1354 гг. до н. э) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска - Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим повелением провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп ("Амон доволен") на имя Эхнатон ("угодный Атону"). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т.е. "Горизонт Атона"), где господствует новое божество Египта и всего мира - великий Атон. Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец - самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен "землей бога Атона". В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период - один из интереснейших в его развитии.

В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым слепо поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона - а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон - его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.



biofile.ru

Реформа Эхнатона | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Древний Египет

Имя Аменхотепа, написанное иероглифами
Имя Эхнатона, написанное иероглифами

Египетские жрецы, имевшие огромное влияние на всех египтян, владели огромными богатствами и соперничали за власть с фараоном. Поэтому один из фараонов, Аменхотеп IV, царствовавший в первой половине XIV ст. до н. э„ попы­тался освободиться от всевластия жрецов, опираясь на помощь свободных крес­тьян, ремесленников и мелких рабовладельцев. Борьбу против жрецов главного египетского бога Амона он начал с религиозной реформы. Аменхотеп IV отка­зался почитать старых богов и объявил единственным божеством Атона — бога солнечного диска. Себя фараон объявил единственным сыном и главным жрецом Атона, сменив своё тронное имя на Эхнатон. Прекратились подношения храму Амона, казна жрецов опустела, их влияние на управ­ление государством ослабло. Фараон покинул Фивы и основал новую столицу Ахетатон, расположенную на 300 км севернее Фив. Новый город — необыкновенной красоты, с роскошными дворцами и храмами в честь Атона — был построен в кратчайший срок и быстро разросся. Но население не поняло и не поддержало стремлений фараона, а после его смерти жрецы высту­пили против реформы: в Египте восстановили преж­нюю религию, хотя былого могущества жрецы Амона возвратить себе уже не смогли. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Аменхотеп I в образе Озириса
Фараон Эхнатон с женой Нефертити и детьми, озарённые лучами Атона

Аменхотеп — на языке египтян — «Амон доволен».

Амон — бог Солнца н Верхнем Египте.

Атон — бог солнечного диска.

Эхнатон — «угодный Атону».

Ахетатон — «горизонт Атона».

На этой странице материал по темам:
  • Реферат древний египет кратко

  • Краткое сообщение о реформе эхнатона

  • Краткий рассказ про реформа эхнатона

  • Древний египет реферат 10 класс скачать

  • Краткий доклад - история образования египта

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите причины религиозной реформы Эхнатона.

worldofschool.ru

Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)

Древнеегипетская религия оказалась весьма устойчивой. Так, в XIV в. до. н. э. Аменхотеп IV попытался реформировать религию, введя культ единого бога Атона. Первоначальное имя фараона (Аменхотеп) означает Амон доволен, а имя, принятое им в ходе проведения религиозной реформы, – Эхнатон – переводится как дух Атона или угодный Атону. Главной идеей, приносимой этим богом, был принцип света как начала мира. Сам Атон изображался в виде диска Солнца. В данном случае Эхнатон стремился подчеркнуть, что как природа Солнца непостижима для человека, так и бог Атон непостижим для людей, но дарит им тепло и жизнь. В 128 километрах южнее Фив был основан город Ахетатон, в местечке, получившем название Амарна. Кроме того, крупные храмы в честь Атона были построены в Фаюме, под Мемфисом, в Гелиополе и Гермополе. В храмах Атон никогда не ставил свои статуи, поскольку считал это идолопоклонством. Надо признать, что воззрения Эхнатона лишены каких-либо суеверий и наполнены глубоким религиозным смыслом. Однако новая религия не принималась большей частью населения и вызвала негодование жрецов, которые семь раз устраивали заговоры против фараона. Заговоры были раскрыты и окончились неудачей, но фараон всегда прощал заговорщиков. Необходимо отметить то, что Эхнатон вообще был крайним противником всякого лишения жизни, данной человеку Атоном. Даже когда из пограничных гарнизонов пришли тревожные известия об усилении войск врага и необходимости в подкреплении, фараон прислал своим военноначальникам молитвы к Атону. Впрочем, это не помешало Эхнатону сформировать эффективное военное командование, которое малыми силами обеспечивало порядок на границах Египта. Поэтому-то в армии к Эхнатону относились весьма лояльно и видели в нём сильного фараона. Всё же, приходится заметить то, что, в целом, в Египте среди знати было мало людей, разделявших взгляды Эхнатона. Самой преданной ему оказалась его жена Нефертити – женщина, в которой духовная красота и чистота прекрасно гармонировали с её телесным обликом. После смерти Эхнатона египтяне возвратились к прежней религии, а культ Атона постарались предать забвению, город же Ахетатон был разграблен и оставлен.

      1. Представления о пространстве и времени в Древнем Египте

Анализ культуры Древнего Египта будет наиболее полным, если дать характеристику представлениям древних египтян о пространстве и времени. Прежде всего, пространство и время эмоционально переживались как неоднородные, а пространство – еще и как анизотропное. Это означает, что различные области пространства и времени, а также различные пространственные направления обладали разной ценностной значимостью. События сакральной истории в восприятии людей превращались в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр цветов и оттенков. Каждый крупный храм являлся первобытным холмом, то есть особым «сгустком бытия», начальной точкой мирового развития, и тем самым резко выделялся из окружающего пространства, нарушая его однородность. Не менее специфическими пространственными областями, обладающими особой, сложной и таинственной топологией, были пирамиды и другие погребальные сооружения. Наконец, изотропность пространства исчезала сразу же, как только человек вспоминал о том, что день и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти. Большое значение имело и направление «север – юг», задаваемое течением Нила.

Время по своей структуре являлось также неоднородным. Дни разделялись на счастливые, несчастливые и опасные. Связано это было с событиями божественной драмы, происходившей в доисторическую эпоху. Так, три дня в конце третьего месяца половодья, когда закончилась борьба Гора и Сета и Гор получил во владение Египет, считались счастливыми. Тринадцатый день месяца «перет» – «день гнева» богини Сехмет, насылающей болезни, признавался опасным днем, а день рождения Сета – одним из самых несчастных. Фараон в этот день не занимался никакими делами. Характер дня влёк за собой определенные табу в деятельности не только фараона, но и простых египтян. В некоторые дни запрещалось зажигать в доме огонь, произносить имя Сета. Также считалось, что в определённые дни в мир людей выходят добрые боги, а в иные дни – злые боги. Эти боги могут вселяться в животных, что часто служило причиной совершения каких-либо обрядов в честь животных или в избавление от них. Например, были дни, когда особенно почитался бык, но было и такое время, когда предписывалось избегать с ним встреч, дабы тот не забодал человека.

Важную роль в мировосприятии египтян играло осознание стабильности природного ритма. Неизменное чередование дня и ночи, неизменное появление Ра на утреннем горизонте после очередной победы над змеем Апопом, а также не менее неизменные разливы Нила, совпадающие в области Мемфиса с появлением Сириуса (звезды Сотис) на утреннем небе, являются, по мнению ряда исследователей, существенными предпосылками к доминированию циклической модели времени в Древнем Египте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адес Г. Египет. История страны. – М.: Эсммо; Спб.: Мидгард, 2008.

  2. Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. – М.: Наука, 1979.

  3. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.

  4. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

  5. Драчук В. Дорогами тысячелетий. – Смоленск: «Русич», 2001.

  6. Египетская мифология: Энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2007.

  7. Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света. – М.: Детская литература, 1980.

  8. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.

  9. Рак И. В. В царстве пламенного Ра: Мифы, легенды, сказки Древнего Египта. – Л.: Детская литература Ленинградского отделения, 1991.

  10. Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб: Летний сад, 2001.

  11. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – Спб.: Петро-РИФ, 1993.

  12. Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. – М.: Наука, 1984.

  13. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта // Вопросы культурологии. – 2009. – № 6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. В чём вы видите особенность генезиса культуры Древнего Египта?

  2. Почему Древний Египет считается очагом не только культуры, но и цивилизации?

  3. Какие черты религии Древнего Египта вы выделите в качестве наиболее значимых?

  4. В чём вы видите специфику религиозно-антропологических представлений в Древнем Египте?

  5. Почему египтяне считали, что умершего фараона необходимо мумифицировать?

  6. В чём проявляется различие учений о сотворении мира в Гелиопольской и Гермопольской школах?

  7. В чём состоит смысл религиозной реформы Аменхотепа IV?

  8. Почему религиозная реформа Аменхотепа IV не получила своего развития после смерти самого Аменхотепа IV?

  9. Почему в Древнем Египте одним из наиболее тяжких преступлений считалось разграбление гробниц?

  10. Были ли в Древнем Египте ясные представления о личности?

  11. В каких древних религиозных книгах упоминается Египет?

  12. Почему культура Египта считается великой культурой?

studfiles.net