Тракты древние дороги. Екатерининский тракт (Старая Калужская дорога): описание, история и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сибирский тракт: история, описание, протяженность. Тракты древние дороги


описание, история и интересные факты

От московской Профсоюзной улицы, минуя МКАД, начинается знаменитый Екатерининский тракт, иначе говоря - Старая Калужская дорога, а чуть в стороне - федеральная трасса "Москва-Беларусь" (А101). На её протяжении - сама история, такие города, как Рославль, Юхнов, Калуга, Медынь, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк, а также множество небольших поселений, не менее славных и ещё более ушедших корнями в давние века.

екатерининский тракт

Начало

Екатерининский тракт существовал с конца четырнадцатого века, но был известен как Старая Калужская дорога, поскольку царствование Екатерины случится гораздо позже. По нему москвичи добирались в Калугу, а калужане в Москву. Опасная дорога была по тем временам, ничем не защищённая. Именно Екатерининский тракт приводил к Москве разнообразных захватчиков с юга и запада, все самые разорительные набеги совершены с этой стороны.

Наконец в 1370-х годах на подходах к столице встал новый оборонительный рубеж, который смог надёжно заслонить это направление, город Калуга. И вот тогда Екатерининский тракт расцвёл, словно река лилиями, небольшими селениями по обоим своим берегам.

Окрестности

Природа здесь живописнейшая! Именно поэтому полюбилась местность эта самым видным людям московским. Начиная с семнадцатого века, князья да бояре выбирали землю под родовое имение там, где проходил Екатерининский тракт. Строились и дворяне, и богатые купцы, а также и учёное сословие. Как теперь говорят, здесь оставили свои следы видные деятели науки, культуры, искусства, не исключая и представителей творческой интеллигенции.

Надо признать, что и в советское время интерес к красотам калужской земли не увял. До сих пор старый Екатерининский тракт является излюбленным местом для весёлых "покатушек" любознательных велосипедистов юного возраста. История этого дивного края притягивает и людей постарше, которые добираются к местным достопримечательностям на джипах.

проходил екатерининский тракт

Малоярославец

За долгие века здешняя земля увидела все войны, которые пришлось пережить стране, и была разорена более других. Тем не менее там, где проходил Екатерининский тракт, осталось много изумительных старинных усадеб, имений, храмов, монастырей. Например, ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце хранят следы орудийных залпов наполеоновской армии.

Это такой явный знак для неверующих! Осколки ядер и картечи густо прошли по всей поверхности врат, до самого образа Христа, и только лик Его чудесным образом остался невредим. Огромные выбоины видны и сейчас. А Христос всё так же глядит на мир - и нежно, и взыскующе.

где проходил екатерининский тракт

Валуево и Красное

Многие памятники истории России сохранил Екатерининский тракт! Московская область и Калужская были невероятно богаты достопримечательностями. Можно судить по оставшемуся, насколько. Например, усадьба Валуево, выстроенная в семнадцатом веке. Архитектура потрясающей красоты, недаром здесь в разное время обитали князья и царедворцы, графы и гофмаршалы: Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины.

Не менее красива усадьба Красное, основанная в начале восемнадцатого века. Это село ещё без усадьбы было подарено царевичу Александру, затем здесь поселились Салтыковы, а в 1812 году именно тут кардинально изменил ситуацию войны Михаил Кутузов. Это всего в двадцати пяти километрах от Москвы.

старый екатерининский тракт

Едем дальше

Неподалёку, также в двадцати пяти километрах, место поселения Александрово, где была вотчина знаменитых Морозовых (вспомните глаза боярыни с картины Сурикова), оно упоминается в памятниках с 1607 года. Здесь уже во второй половине восемнадцатого века выросла другая усадьба - Щапово, которую основали братья Грушевские.

А чуть позже здесь появилось декабристское гнездо - усадьбой владел Муравьёв-Апостол, три сына которого вышли на Сенатскую площадь. Потом тут проживал знаменитый герой Отечественной войны Арсеньев, а с 1890 года - фабрикант Щапов. Через два километра снова понадобится остановка. Екатерининский тракт - маршрут с сюрпризами.

екатерининский тракт московская область

Ещё знаменитые усадьбы

Усадьба Поливаново тоже славится архитектурой семнадцатого века, которую позднее значительно улучшил граф Разумовский. В тридцати семи километрах от Москвы - Дубровицы. Это не только архитектурный шедевр, но и ландшафтный. Ансамбль потрясающей красоты. Эта местность известна в документах с 1182 года, когда ею правил князь Глеб Туровский. А усадьба упоминается впервые в 1627-м. Основателем назван боярин Иван Морозов. В разное время здесь проживали князья Голицыны и Потёмкины-Таврические.

Рядом, в двух километрах, Михайловское - усадьба, основанная генералом Кречетниковым в 1776 году. Село называлось Крашенинниково. Далее этим местом владел граф Шереметьев, который много сделал для восстановления обветшавших строений. И, наконец, в тридцати восьми километрах от Москвы знаменитая усадьба Вороново, сожжённая в 1812-м, чтобы не доставалась французам. Ранее, в 1775-м, сама Екатерина Великая посетила это место, почему и Старая Калужская дорога стала называться иначе. Такова история Екатерининского тракта.

екатерининский тракт маршрут

Сегодня

Земля Старой Калужской дороги наверняка помнит всё, что случалось на этом пути, и время от времени даже нашим современникам даёт понять, что далеко не все её загадки разгаданы и не все тайны раскрыты. Не один рассказ очевидцев существует на просторах интернета о том, что дорога эта словно светится изнутри безлунными ночами. Как будто намекает на то количество не отпетых, а то и непогребённых неприкаянных душ, которые так и остались на её обочинах. Кстати, и обнаружить эту старую дорогу сегодня не так просто. Просёлков бесчисленное множество, основное Калужское шоссе проходит в стороне, а ею и не пользуется никто уже множество лет.

история екатерининского тракта

Берёзы

Найти её можно по особым приметам. Конец восемнадцатого века был началом огромного строительства, в том числе и дорожного. Екатерина Великая издала специальный указ, благодаря которому все большие дороги сопровождались берёзовыми аллеями с обеих сторон. Прекрасный указ! Не страшны ни зной, ни снежные заносы путникам.

Берёзы для Екатерининского тракта выбирались особые - с тёмной корой, огромными дуплами и изогнутыми мощными ветвями, из ста двадцати видов именно такой выбран. По большей части первые деревья уже давно умерли, но осталась просека, которая не заросла, и возможно, не зарастёт никогда. Дорогу за долгие века настолько утоптали, что не растёт на ней ничего. И канавки по обочинам вдоль дороги текут, чётко сохраняя расстояние.

екатерининский тракт

Калужское шоссе и окрестности старой дороги

Эта трасса проходит несколько в стороне от Екатерининского тракта, оставившего после себя только направление, которое угадывается по ровным рядам выросших деревьев и вспоминается вместе с песней, недопетой тем самым начальником "Геркулеса" из "Золотого телёнка". А Калужское шоссе - прекрасная четырёхполосная трасса, хорошо освещённая и лелеемая дорожными ремонтниками. Пейзажи вокруг чисто подмосковные: непроходимые леса - то хвойные, то смешанные - перемежаются со светлыми берёзовыми рощами.

Затем вдруг возникают живописнейшие равнины и холмы, провожающие путешественника в долины рек, которых довольно много. Нет только водохранилищ. А реки чудесны, каждая по-своему: Нара, Кременка, Поляница, Десна... Кроме них много прудов и озёр с рыбой и крупных, и помельче. Железной дороги нет поблизости, а потому довольно много мест, цивилизацией затронутых лишь слегка. Крупная промышленность в этом районе тоже отсутствует, экологически чисто, да и социальная среда исторически сложилась однородно. А вот, как отмечают побывавшие там, инфраструктура развита хорошо повсеместно.

Совпадения и расхождения

Екатерининский тракт совпадает с новым шоссе до Большого кольца железной дороги, недалеко от населённого пункта Львово. Самое интересное здесь то, что Калужское шоссе вовсе не в Калугу ведёт, а в Белоруссию.

Получилось так потому, что в Крестах оно пересеклось с дорогой из Подольска на запад - прежней Варшавской дорогой. Когда построилось железнодорожное кольцо, роль Киевского шоссе значительно усилилась, а потому участок старой дороги от Крестов до самой Калуги постепенно перестал существовать.

проходил екатерининский тракт

Две войны

Любители истории интересуются Старой Калужской дорогой главным образом потому, что именно здесь проходили важнейшие баталии сначала в Отечественную войну 1812 года, а затем и в Великую Отечественную. Наполеон решил отступать из сожжённой Москвы именно по Екатерининскому тракту, поскольку здешняя местность ещё не была разграблена. На их пути лежали города и веси, не тронутые войной. Но Кутузов дал сначала сражение около села Тарутино, а потом у Малоярославца, что поставило на наполеоновских планах большой православный крест.

А в 1941-м Старая Калужская дорога стонала под танками частей вермахта, когда большинство населённых пунктов вдоль тракта были сожжены дотла и покинуты жителями. Самые жаркие бои произошли тогда на переправе около Кузовлево через реку Черничку. Теперь там мемориальный комплекс с братской могилой, где похоронены защитники Москвы, разрушившие очередной план по захвату России, на сей раз гитлеровский - "Барбаросса".

fb.ru

Сибирский тракт: история, описание, протяженность

Сибирский тракт – это сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь. Он имеет множество названий. Среди них:- Московско-Сибирский тракт.- Большой тракт.- Московско-Иркутинский тракт.- Главный Сибирский почтовый тракт.

 сибирский тракт этоОкончание этого пути обозначено ветками на Кяхту и Нерчинск. Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния окружности Земли по ее экватору.

Необходимость создания

На протяжении довольно долгого периода сообщение между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по раздельным речным путям. Связано это было с отсутствием дорог.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами.

Начало строительства

12 (22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Указ оставался на бумаге.

Еще при Петре Первом добраться из Москвы до Китая можно было лишь с помощью множества сухопутных маршрутов, водных путей и волоков. Лишь в 1725 г. в Китай была отправлена делегация, которую возглавлял граф Савва Рагузинский Владиславович. В результате проведенных ею переговоров в 1727 г. состоялось подписание Буринского договора. Это соглашение установило границы государств неподалеку от будущего поселения Кахты. Был также подписан и Кахтинский договор, который определил торговые и политические отношения между странами. И, наконец, в 1730 году Россия взялась за строительство новой дороги, которую назвали Сибирский тракт. Работы были закончены к середине 19 века.

География

Сибирский тракт - самая длинная дорога того времени, которая связала воедино две разных части света. Но при этом сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким путем, соединившим центральную часть Российского государства с его восточными окраинами.

сибирский тракт

Построенный Сибирский тракт где находится на карте Руси? Его нить берет начало от самой Москвы, далее направляется в Муром, проходит через Козьмодемьянск и Казань, Осу и Пермь, Кунгур и Екатеринбург, Тюмень и Тобольск, Тару и Каинск, Колывань и Енисейск, Иркутск и Вернеудинск, а также Нерчинск. Конечной его точкой является г. Кяхты. Таким образом, Сибирский тракт тянется через Сибирь к границам Китая.

В начале 20 века этот сухопутный маршрут несколько изменился. Если взять карту того времени, то на ней Сибирский тракт находится несколько южнее Тюмени. Он пролегает через Ялуторовск и Ишим, Омск и Томск, Ачинск, а также Красноярск. Далее он тянется до Иркутска и совпадает с прежним маршрутом.

Однако к концу 19 в. Сибирский тракт - одна из самых длинных дорог в мире - стал не способен удовлетворить все возрастающие транспортные потребности Российского государства. Именно поэтому правительством было приняло решение о сооружении Транссибирской железнодорожной магистрали.

Строительство населенных пунктов

Вновь созданный Сибирский тракт требовал определенного обустройства. Для этого на всей его протяженности строились населенные пункты. Причем села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги. Окраины притрактовых населенных пунктов располагались на расстоянии одного-двух километров от центра.

сибирский тракт тянется через сибирь к границам китая

Для того чтобы улицы были более компактными, дома ставили к дороге наиболее узкой стороной. Центральная же часть такого населенного пункта, находящаяся возле церкви, как правило, расширялась за счет улиц, которые шли параллельно сухопутному маршруту.

Освоение территории

Сибирский тракт стал основной причиной заселения ранее малообжитых мест. Правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт – это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и вольные переселенцы. Они приезжали из разных районов Сибири и России.

длина сибирского тракта По мере развития сухопутного маршрута рос и приток в эти места переселенцев. Постепенно данные территории стали в Сибири наиболее обжитыми. Люди, переселившиеся сюда, имели правительственные льготы. На два года они были освобождены от всех существующих в те времена повинностей, кроме подушной.

Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, провозки военных и т. д. Подобные повинности в 40 раз превышали расходы тех же крестьян, проживавших в Российских губерниях.

Почтовое сообщение

Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России еще для одной цели. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать государственную почтовую службу. Строительство дороги уже в скором времени оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в 1734 г. – еженедельно, а спустя два десятка лет – через каждые три-четыре дня.

С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций. Доставка отправлений при этом осуществлялась ямщиками или крестьянами.

Кандальный путь

Сибирский тракт – сухопутный маршрут, где помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. Первые из них были построены в двадцатых годах 19 в. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по своему пути, разбитому на 61 этап. Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д.

Сибирский тракт – это где заключенные после двух дней пути по маршруту могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Служили для этих целей и этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Расстояние в 25-30 верст за два дня преодолевали тюремные обозы, в составе которых порой бывали и подводы, перевозившие домашнее имущество. Иногда в пути следования арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мертвого».

сибирский тракт находитсяЗа период с 1783 по 1883 гг. по маршруту Сибирского тракта прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Были среди них и политические бунтари. Например, в 90-х годах 18 в. по этой дороге дважды доставляли А.Н. Радищева, являвшего основоположником отечественного самиздата.

Торговый путь

Построенный из Москвы до Китая тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения. На протяжении этого сухопутного маршрута действовали крупные ярмарки - Макарьевская и Ирбитская. Также благодаря тракту осуществлялись постоянные обмены товарами между разными регионами. Например, в Казанской губернии появились богатые баи, которые открывали неподалеку от дороги свои фабрики.

Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года.

Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства.

 сибирский тракт одна из самых длинных дорог в миреВосточную часть сухопутного маршрута, находящуюся в Сибири, называют «Великим чайным путем». По нему шли караваны, доставлявшие из Китая чай. В России в конце 18 в. даже появилась новая компания «Перлов с сыновьями». Она торговала чаем, доставляя его во все регионы империи.

Состояние дороги

Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов.

Восточнее Томска тракт проходил по холмистой местности, но также был в крайне неудовлетворительном состоянии. Оно также вызывало нарекания со стороны путешественников, число которых постоянно возрастало. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога на протяжении тысячи километров была средством для надежного и дешевого сообщения. Поначалу ее выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду.

Тракт в наши дни

Московско-Сибирский сухопутный маршрут имел огромное государственное значение на протяжении практически полутора веков. Однако после открытия в 1840 годы пароходного речного движения, а также прокладки в 1890 г. в этих краях железной дороги, его использование стало осуществляться в меньших масштабах. Экономический рост России увеличил транспортные потребности страны. Это привело к решению о начале строительства Транссибирской магистрали. После его завершения в 1903 г. медленная караванная торговля перешла на новые рельсы.

сибирский тракт самая длинная дорогаСегодня на прежнее южное ответвление Сибирского маршрута почти целиком накладывается дорога в сообщении от Казани до г. Малмыжа, а далее на Пермь и Екатеринбург. При этом бывший Сибирский тракт практически полностью реконструирован и на сегодняшний день является магистралью высшей категории. За пределами современной трассы остался, например, участок от Зура до села Дебёсы, степень сохранности которого различна. Активно используется для местных нужд лишь один его отрезок. Это маршрут от Сюрногута до Дебёсов.

На дороге Казань-Пермь имеются и другие участки Сибирского тракта, которые оказались вне границ новой автомагистрали. Их состояние различно. Одни из ранее проложенных путей поддерживаются в хорошем состоянии и используются в перевозках местного значения, другие же полностью выведены из оборота и в настоящее время зарастают.

Музей

В 1991 г. в селе Дебёсы открылся уникальный комплекс. Это музей истории Сибирского тракта. Его основная цель заключается в сохранении памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в 18-19 вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России.

Располагается музей в здании, построенном в 1911 г. купцом второй гильдии Муртазой бай Мулюковым. В прежние времена это была казарма нижних чинов, находившаяся неподалеку от тюрьмы-этапа, где содержались заключенные между пересылками. Здание музея находится под охраной государства.

Коллектив комплекса состоит из пятнадцати сотрудников и четырех научных работников. Они охраняют и приумножают фонды музея, в которых на сегодняшний день хранится уже более трех тысяч редких книг, предметов этнографии и других экспонатов. Экспозиции этого уникального комплекса открыты в трех залах. Их тематика:- "Государева дорога".- "Село на Сибирском тракте".- "Лесные встречи".

На втором этаже здания располагаются такие экспозиции, как «История школы деревни Карадуван» и «История Сибирского тракта». Их экспонаты рассказывают о развитии почтовой связи с 1790 г. по сегодняшний день. При этом посетители могут ознакомиться с одеждой ямщиков, а также используемыми при перевозках колокольчиками, сбруей и т. д. Большой интерес у гостей комплекса вызывают дореволюционные документы, в числе которых находятся письма и карты почтово-географического округа, на которых изображен Казанский уезд. Среди экспонатов можно увидеть телефонный аппарат, изготовленный в начале 20 в., аппарат Морзе, фирменную одежду почтовых служащих периода 40-х годов 20 в., а также первый советский телевизор.

Раздел, рассказывающий об истории деревни Карадуван, оснащен краеведческими материалами, в числе которых находится рукописный Коран, личные вещи бывших владельцев купеческого дома и т. д.

Сотрудники проводят экскурсии не только по музею, но и по селу Дебёсы, а также по его окрестностям. Основной вид деятельности этого уникального исторического комплекса вовсе не коммерческий, а исследовательский и культурно-массовый.

fb.ru

Екатерининские и римские каменные дороги

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики. [Источник]

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

2.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

3.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

4.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

5. Источник

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

6. Екатерининская дорога на г.ВерхнеуральскВопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

7.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

8.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

9.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

10.

Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015: В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015: Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

11. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

12. Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

13.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги. В ней есть очень интересные моменты.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

14.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

15. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога:

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

16.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

17.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

18. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

19. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

20.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

21. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

22. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

23.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

24. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

25. Англия. Римские дороги

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

26. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

27. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.

Екатерининские и римские каменные дороги Sibved, СибведЕкатерининские и римские каменные дороги Sibved, Сибвед

28. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.tart-aria.info

МУК "Библиотека Томилино" - Старинные тракты и железная дорога.

Старинные тракты и железная дорога.

Из глубины веков берут свое начало селения Томилинского края. Оттуда же  идет история возникновения Рязанского и Касимовского трактов. Первые сухопутные грунтовые дороги на Руси известны с XI века, когда в окрестностях  Москвы начали образовываться торгово-обменные связи с соседними землями.

Постепенно тракты, проходящие, в основном, через глухие лесные пространства, превращались в наезженные торговые пути. Этому, прежде всего, способствовала частая езда  ханских баскаков из Золотой Орды в Москву и обратно (то сбор дани, то перепись населения). Эти тракты были основными связующими артериями между Москвой и Рязанью (до XVIII века – Переяславль-Рязанский). Рязанская дорога называлась Коломенкой, Саратовской, но самое древнее название ее Брашевская, по древнему селению «Боршева» (Брашево), расположенному неподалеку от Бронниц. В состав Бронницкого селения Боршева вошла в 1781 году. Получилось так, что Коломенка (Рязанское шоссе) шла так же через эту деревню и наложилась на Брашевскую дорогу. Именно по Брашевской дороге в 1380 году шли русские войска на Куликово Поле под управлением Дмитрия Донского: «Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую, за святые церкви, за землю Русскую».

 

По обе стороны Рязанской дороги стоят два старинных населенных пункта: Часовня и Жилино. Часовня в разные времена именовалась Лукьяновкой, Сатовкой (по названию речки, впадающей в Пехорку). В переводе с татарского «сать», «сато» - торжище, т.е. торговое место. Действительно, перекресток проселочных дорог и по сей день бойкое торговое место. В духовной грамоте от 1377 года митрополит Алексий завещает Чудову монастырю ряд пустошей, сел и деревень, среди которых упоминается село Жилинское (Жилино). Оно вошло в историю России тем, что именно отсюда 3 сентября 1812 года, оставив позади горящую Москву, пишет фельдмаршал М.И. Кутузов свое знаменитое письмо генералу Винценгероде о решении совершить марш-бросок по старой Рязанке, укрыться за Боровским курганом, пойти на Тулу, где арсенал, затем на Калугу, где продовольствие. Погнать французов по той же дороге, по какой они, уже разоренной, пришли. Маневр Кутузова удался. Французы, минуя курган, ринулись на Бронницы. Это было началом их конца и началом нашей победы.

Дом, где останавливался штаб, стоит и по сей день. Крепкие бревенчатые стены,  прочный фундамент, как будто сложенный на века. Перед походом Кутузов помолился в Жилинской церкви Успения Божьей матери.

 

Касимовский тракт (ныне Егорьевское шоссе) вел в Касимовское царство, игравшее роль пограничного буфера между Москвой и Золотой Ордой. Торгово-хозяйственный путь из Москвы шел  через деревни Хлыстово, Красково, Гжель, Егорьевск в Касимов, а оттуда в Муром и Нижний Новгород. Касимовскую дорогу называли еще и Гжельской (по промысловой фарфоровой артели) или по местности в подмосковной Мещере - Гуслицкой.

Километраж расстояний отсчитывался от застав при выезде из города. Было их столько, сколько главных дорожных направлений от Москвы. На заставах проверяли подорожные, подводы и кареты. Со временем город расширил свои границы, и заставы оказались в глубоком тылу, надобность в них отпала. Расстояние стали отсчитывать от Главного почтамта на Мясницкой, затем от Центрального телеграфа на Тверской, а затем от «нулевого километра автодорог РФ», который находится в проезде «Воскресенские ворота» в месте соединение Красной площади с Мясницкой.

 

Рязанский тракт начинался от Покровской заставы (Абельмановской) и шел через Выхино, Жулебино, села Люберцы и Жилино до Боровского (Брошевского) перевоза, а далее на Бронницы, Коломну, Луховицы, Рыбное и Рязань. Из хлебородных губерний, в частности из Саратовской, потоком шли обозы с продовольствием. В год проходило свыше 270 тысяч обозов. Хлеб везли по Волге и Оке до Коломны, там складировали. Баржами по большой воде отправляли в столицу. Других вариантов не было. Особенно тяжел был прогон рогатого скота: киргизского, черноморского, черкасского. По пути, конечно, были зоны отдыха, были и скотобойни. В Коломне было 5 боен и 2 пастбища для прогонных гуртов, в Бронницах были скотопригонные дворы, бойня и салотопня. Через Софьино и Москва-реку гурты направляли на луга у села Раменское, где в запасе были внушительные стога сена. На лугу, недалеко от слияния Касимовской и Рязанской дорог (в районе Панков), паслось множество скота. Было такое место и у промышленного села Котельники. Ближе к Москве, в Подосинках, на 13 версте находилось еще одно место, где скот останавливался и кормился несколько дней.

Первой остановкой путников, ехавших по Рязанскому тракту, была 23 верста в селе Жилино. Здесь останавливались на ночлег, не рискуя ехать дальше, так как между Жилино и Балятиным было самое глухоманное  местечко «Волчьи ворота» - застава разбойников. Ездил этой дорогой из Кривякино (Воскресенск) писатель Лажечников. Его герой из романа «Последний Новик» спешил как-то к царевне Софье. Вдруг в теснине «Волчьих ворот» на него набросились молодцы с дубинами и топорами. В газетах тех времен, например, в «Губернских новостях», еженедельно печатали сводки происшествий на главной дороге, связующей столицу с югом и юго-востоком России. Так, «7 декабря 1859 года поручик Тютчев заночевал на постоялом дворе жилинского крестьянина Важнова. По утру, часа в 4, увидел, что возок пуст, и выкрадено вещей на три тысячи четыреста шестьдесят четыре рубля. А с 16 на 17 февраля 1861 года на дворе крестьянина Задорнова у постояльца Ивана Федорова украдено из возка 6 голов сахара!»

 

Уже в первой половине XIX века стало очевидно, что требовались другие, более скоростные средства передвижения. «Лошадиную силу» заменила железная дорога, сократившая огромные Российские расстояния.

Но  ностальгия еще долго оставалась. Сколько «лошадиных» профессий поубавилось: конюхи, ямщики, возницы, табунщики, объездчики, коновалы, коногоны, конокрады…

Первая железная дорога в России была построена в 1837 году между Петербургом и Царским селом. Вторая (Николаевская) между Москвой и Петербургом - в 1851 году. Доводы дальнейшего строительства железных дорог, конечно же, были обоснованы. В 1856 году русские предприниматели и немецкие инженеры, трое сыновей Николая I начали работу по проектированию железной дороги от Москвы до Саратова, через Коломну-Рязань-Моршанск.

 

В 1860 году на месте нынешней платформы Косино прошел молебен, и начались работы по строительству Московско-Рязанской железной дороги.

Большая заслуга в строительстве этой дороги, а так же Курско-Киевской и других железнодорожных магистралей принадлежит инженеру-путейцу, барону Карлу Федоровичу фон Мекку (1821-1876 гг.). У Карла Федоровича было большое семейство (18 детей, 7 из которых умерло во младенчестве). Его жена Надежда Филаретовна (1831-1894 гг.) обладала незаурядными и деловыми способностями, сильной волей, была умна и дальновидна. Именно она заставила его вступить в Российское общество капиталистов и заняться делом, которое было на тот момент самым актуальным, прибыльным и необходимым – строительство железных дорог, ожививших экономику страны. Начали дело с 22 копеек, а через некоторое время стали миллионерами. Личные капиталы фон Мекков особенно приумножились при строительстве железнодорожной ветки Рязань-Козлов, соединив в рекордные сроки, этот участок с Москвой.

 

В 1862 году был совершен первый пробный рейс на 45 верст до станции в селе Раменское, с единственной остановкой в селе Люберцы. Движение между Москвой и Раменским было открыто 20 февраля 1865 года. Вагоны были маленькие, тряские, освещались свечами. Но преимущество железной дороги было очевидным – скорость, безопасность и возможность перевезти большое количество людей.

Пик «железнодорожной горячки» пришёлся на 80-е годы XIX века. В это время председателем  Московско – Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России, стал сын Карла фон Мекка – Николай – наследственный железнодорожный предприниматель. Он отличался исключительным трудолюбием. Карьера его началась с работы кочегаром, был машинистом, стрелочником. Стажировку проходил на Николаевской дороге. По проекту Николая фон Мекка на Коломенском заводе строились пассажирские паровозы серии «З», их называли «Зойками».

При проектировании и во время строительства Казанского вокзала (1913 г.) Николай Федорович фон Мекк, как заказчик, и его племянник Владимир Владимирович привлекли к сотрудничеству молодого и талантливого академика Алексея Щусева и самых известных художников из «Мира искусства» (А. Бенуа, Б. Кустодиева, З. Серебрякову, М. Добужинского, Н. Рериха). Кстати, слово «вокзал» ранее имело другое значение – увеселительное заведение с садом и залом для балов. Одна из «фишек» Казанского вокзала - его евро-азиатский стиль, подчеркивающий предназначение именно этого железнодорожного направления. Казанский вокзал был построен в конце 1940 года.

В памяти людей семейство фон Мекк оставило свой след как меценаты и очень великодушные люди. Надежда Филаретовна покровительствовала Петру Ильичу Чайковскому, который, не думая о хлебе насущном, создавал шедевры. А Николай Федорович и его племянник Владимир Владимирович помогали Михаилу Врубелю, оплачивая его лечение, а после смерти художника его вдова получала пожизненную пенсию.

Надо сказать, что Николай Федорович был весьма незаурядным человеком. Он был одним из учредителей, организатором и участником первых в России автопробегов. В 1899 году приобрел один из первых в России автомобиль.

Но не спасли его жизнь ни талант, ни готовность работать в любимой отрасли отечественного железнодорожного транспорта. Из-за «буржуазного» происхождения, за участие в «тайном обществе», «в непринятии мер к восстановлению транспорта», начиная с 1919 года его неоднократно арестовывали. Последний раз он был арестован в 1928 году, а в мае 1929 года было опубликовано сообщение о его расстреле…

Железная дорога прорезала нашу лесистую местность прямо по середине Томилинского края между Рязанским и Касимовским трактами. Она как памятник жизни и труду двух великих людей - отца и сына фон Мекков, посвятившим всю свою жизнь ее строительству.

 

Строительство первых дач в Томилино, конечно же, тесно связано со строительством железной дороги и с открытием станции «Томилино». Дачи заселялись людьми богатыми, с экономическим и политическим весом. Таким образом, земли вдоль железнодорожного полотна заняли лидирующее положение среди селений, расположенных поблизости. Было положено начало развитию дачного поселка.

tomlibrary.ru

Екатерининские и римские каменные дороги: sibved

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.Источник

2.

3.

4.

5.

6. Источник

7.Екатерининская дорога на г.ВерхнеуральскВопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

8.

9.

10.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015: В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015: Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....

12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

14.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет. ***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги. В ней есть очень интересные моменты.

15.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога:

17.

18.

19.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:

20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:

22.

23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.

25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:

26. Посмотрите на швы

27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.

31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802: при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv: Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется. ***

Рекомендую группы с интересной информацией по темам загадок истории:protohistory tart_ariasibved24

sibved.livejournal.com

В ПОИСКАХ ДРЕВНЕГО ТРАКТА. По следам исчезнувшей России

В ПОИСКАХ ДРЕВНЕГО ТРАКТА

О второй дороге из Корчевы упоминается в книге «Торговое село Рогачево. Топографическое, церковно-историческое и бытовое описание», изданной в 1886 году за авторством местного священника И.Т. Покровского. В главе, посвященной описанию положения села, сказано:

«Расположено село при небольшой речке Лбовке или Рогачевке, на двух больших трактах, между городами Дмитровом и Клином и особенно на значительном в прежнее время тракте из Москвы в гор. Корчеву и в другие местности Тверской губернии»{35}.

Вот как! Выходит, был некий тракт, который связывал Корчеву напрямую с Москвой. Посмотрим на карту. Старые дороги не исчезают бесследно, хотя обнаружить их не так-то просто. Меняются направления потоков товаров и людей, меняются транспортные средства и т.д. Былой тракт может обернуться проселочной дорой или вовсе просекой в лесу. Но полностью исчезнуть дорога не может. Слишком уж сильно воздействует человек на землю, а дорога — место, где это воздействие сосредоточено в максимальной степени.

К востоку от урочища Корчева (так обозначено место города на современной карте) находится остров Грабиловка, сохранивший название одной из 110 деревень, убитых вместе с городом, а в паре верст к юго-востоку от острова на карте обозначена дорога, которая выходит на берег водохранилища и обрывается в никуда. Если ее продолжить по воде, то она привела бы в точности к острову. Вот он, первый не сохранившийся отрезок тракта — от восточного конца Большой улицы Корчевы, на Грабиловку, а потом к юго-востоку через деревню с характерным названием Малое Новоселье. Можно предположить, что деревня возникла после переселения жителей из затопленных территорий, но это предположение будет неверным — деревня обозначена на двухверстной карте Тверской губернии, сделанной в середине XIX века знаменитым картографом Менде. Официальное название Грабиловки — Большое Новоселье, потому и уцелевшее Новоселье носит приставку Малое.

Далее дорога идет к большому селу Федоровское, и через деревни Юрьево и Фролово к следующему селу Дмитрова Гора. На современной карте от этого села идут две асфальтовые дороги — одна на Конаково, другая — на Дубну. Второй дороги на карте Менде нет, и это понятно — в XIX веке на месте Дубны еще шумели леса. Дорога на запад, на Кузнецово, есть, но она не главная. Главная же улица в селе сориентирована с севера на юг, и по ней идет дорога дальше к югу. На современной карте эта дорога обозначена как грунтовая — видимо, мало кто по ней ездит. Она проходит через деревню Пенье и обрывается в двух километрах к югу от него.

На карте XIX века обрыва нет, дорога идет далее к селу с жутковатым названием Негодяево, которое на современной карте обозначено как Крутец, после чего поворачивает к востоку. Через Малые Ручьи (на карте XIX века — просто Ручьи), Сынково она выводит к селу Дулово, которое раньше именовалось Спасское Дулово. Выводит и обрывается.

Обрывается и карта XIX века, наш надежный помощник. В те годы не было полезной привычки обозначать на оставшемся листе карты территорию сопредельного региона. Нет, если карта Тверской губернии, то на ней будет только Тверская губерния, а все, что ее окружает, будет покрашено белым цветом.

Современная карга показывает, что между Дулово и первой деревней Московской области — Нижнево находится разрыв шириной порядка 800 метров, занятый поймой реки Сестра. Очень соблазнительно представить себе здесь переправу, но были ли она? Или берега реки в этом месте совершенно не приспособлены для оной, скажем, круты или заболочены? Карта тут не помощник, надо ехать на место.

Стояло начало апреля, но по обеим сторонам дороги еще лежали высокие сугробы. Яркое весеннее солнце подтапливало снег, а в тени он снова замерзал, образуя на дороге корку льда. Когда едешь по дороге, то уже по одному ее характеру молено предположить возраст. Современные автострады строят по кратчайшему расстоянию, в обход населенных пунктов, повороты на них делают плавными, неровности рельефа — сглаживают. Старая дорога проходит населенные пункты насквозь, как правило, по главной улице. Век назад обозы двигались от одного села до другого, где останавливались, кормили лошадей, а при наступлении вечера — ночевали. Крутые по нынешним меркам повороты тоже не были препятствием для лошадей, двигающихся со скоростью не более 10 — 15 верст в час, возможностей по сглаживанию рельефа было куда меньше, поэтому сохранялись крутые подъемы и спуски, тем более что лошадь с ее большим тяговым усилием преодолевала их легче, чем иной современный автомобиль. Поэтому так не любят автомобилисты старые дороги, особенно когда они сохраняют свое значение главных магистралей.

Дорога от села Крутец в сторону Московской области была именно старой. Узкая, с крутыми поворотами, в этот весенний день была пустой, редко попадется навстречу машина, как правило, с московскими номерами — в окрестных деревнях много домов принадлежит дачникам, и первые из них навещали свои участки после зимы.

Вот и конец дороги — село Дулово. Спасский храм здесь появился в 1759 году на месте сожженного в Смутное время Никитского. В 1797 г. владелец села Александр Осипович Кожин обратился в Тверскую духовную консисторию с прошением построить каменный, с тёплым приделом храм (на расстоянии в сорок сажень от прежнего деревянного, который затем был разобран и продан в Пустинский монастырь). Строительство началось в 1800 году и велось на средства помещика силами его крестьян. В 1802 году освятили первый престол в честь перенесения в 944 году нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Царьград. В 1809 году был освящен второй престол в честь Макария Калязинского. Оба престола освящал священник Антипа Григорьев. Первым настоятелем церкви в Дулове был Гавриил Афанасьев. Спасская церковь имела 36 десятин земли. В 1913 году насчитывалось 1919 прихожан. На месте прежней деревянной церкви (на кладбище), в память о ней, в 1909 г. выстроили маленькую кирпичную часовню. В 1937 году после ареста священника Павла Свистова[17], церковь некоторое время стояла без службы, но в начале 1940-х годов был назначен новый настоятель и храм ожил. Это одна из немногих церквей Корчевинского края, которая никогда не была официально закрыта.

Около церкви асфальт в нужном направлении кончился. Снег на главной деревенской улице размок и стал рыхло проваливаться под ногами. Черный джип, сунувшийся было вперед, быстро закопался и большим трудом, выбрасывая фонтаны снега из-под колес, выбрался обратно.

После выхода из села расчищенная дорога заканчивается. Открывается панорама укутанной снегом долины реки Сестры. А прямо на противоположном берегу видны дома деревни Нижнево, в которую ведет дорога из Рогачево. До них совсем недалеко, метров триста. По утоптанной в снегу тропинке иду в сторону реки. Здесь через нее перекинут узкий пешеходный мост, подвешенный на металлических рыжих столбах. Внимательно оглядываю берега, вот тут справа вроде понижение идет, и на противоположном берегу такое же — брод?

Сказать сложно. Но интересен сам мост. Он довольно новый, поставлен уже после войны, и в то же время, узкий, пешеходный, а дороги к нему ведут проезжие. Не стоял ли во времена оны тут нормальный, широкий мост? Ширина реки небольшая, берега — не так чтобы очень высокие, нет ничего невозможного в наличии тут переправы. Да и улицы Дулово и Нижнево, выходящие прямо к этому месту, говорят — тут была дорога. Где-то тут Корчевский тракт пересекал Сестру и устремлялся дальше на юг.

Далее дорога устремляется из деревни Нижнево, через село Пустынь с древним храмом XVI века в сторону Рогачево, проходя через село Усть-Пристань, расположенное на месте впадения в Сестру реки Яхромы. Рядом в селе Ольсово находится капитальный мост через реку. Можно предположить и другой путь древнего тракта, на юг от Дулово, левым берегом Сестры к Ольсово и там, через реку к Рогачево.

Возможно, что переправа в Дулово — Нижнево существовала до углубительных работ на Сестре в ходе строительства первого водного пути Москва — Волга в 40-е годы XIX века. Скорее всего, там был брод, который николаевские гидротехники срыли, а вместо него построили мостовую переправу у Ольсово.

А далее дорога устремляется к Рогачево, богатому торговому селу, на истории которого стоит остановиться подробнее. Поэтому прервем здесь временно наше путешествие по дорогам двух областей и обратимся к истории русских сел, которые могли стать городами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Поиск монет на старых дорогах

Добра всем посетителям этого блога! Хотелось бы мне сейчас поведать вам о поиске на старых дорогах. Ведь в местах, где когда-то были люди, всегда можно что-нибудь найти. А дорога как раз таки является местом относительной концентрации людей. А если их было много, значит они там теряли свои монеты и украшения.

P1020073

Самые вкусные дороги в плане плотности транспортного потока и соответственно наиболее перспективные в плане находок — это старые тракты. Некогда, до постройки железной дороги, это были крупные магистрали, по которым во все времена года ездили и ходили люди разного достатка. Наиболее крупная дорога у нас в России — это Старый Екатериненский тракт или Сибирский тракт. По другому звали его еще Колодным трактом. Большая часть этой в прошлом оживленной дороги теперь заброшена и не используется. В пыли этой старой дороги и в наши дни лежит множество разных монет. Ассортимент широк. От чешуи и до упора 🙂 . На таких старых трактах еще остались частично высаженные по приказу Екатерины 2 березы, названные позже Екатерининскими. Сейчас они представляют собой большие уродливые трухлявые деревья, а в некоторых местах стоят просто большие пни. Такие ориентиры тоже выдают место старой дороги. Ну и конечно же вдоль больших дорог издревле стояли деревни.

DSC_4434

Дороги между деревнями тоже довольно интересные места. Но в отличие от трактов, которые более менее имели одно и то же местоположение, междеревенские время от времени сдвигались. например при распутице или объезде образующихся неровностей или луж с грязью. Там тоже можно неплохо накопать монет.

DSC_0450

Дороги к мельницам тоже имеют место быть. Туда часто кни-нибудь да ездил и терял свое добро. Мог и сам мельник с деньгами уезжать, например на базар и растерять монетки из своего кошеля.

Также тщательно прозваниваем все мосты, переправы, подъемы и спуски. Ведь любая тряска могла привести к высыпанию монет из карманов!

DSC_1202

Также по обочинам дорог путник мог присесть за кустом по нужде, ну и конечно же производя естественный природный процесс, вытрясти свои монетки на землю и уйти, забыв про них.

Если дорога плотно использовалась в советское время, то будьте готовы к огромному количеству металломусора! Проволока, запчасти от техники, железо и многое другое. Также дороги могли подсыпать и, следовательно, все находки погребаются под слоем засыпки и металлоискатель их уже не учует. Именно с такой проблемой я столкнулся на копе на старом тракте. Его подсыпали песком, а в нем ничего, кроме алюминия не было. Если по дороге долго ездили, то непременно будут выскакивать гнутые монеты. Видел, как народ поднимает имперские и советские медные пятаки, согнутые чуть ли не пополам!

DSC_1710

Поиск на дорогах тоже интересен. В любой момент можно наткнуться на старинное исчезнувшее строение. Например на старую почтовую станцию. Или постоялый двор, которые не были отмечены на картых. Но в то же время чтобы копать на дорогах, нужно обладать терпением паровоза из-за большого количества мусора.

DSC_4449

♦  Рубрика: Технологии поиска.

urklad.ru


Смотрите также